Каждый начинающий художник стоит перед выбором на каком холсте рисовать акриловыми красками. На самом деле, не важно, чем вы пишете картину, главное — правильно подобрать основу. Это поможет сделать работу более презентабельной и получить удовольствие от самого процесса.
Производители предлагают широкий ассортимент, в котором легко потеряться. Но как выбрать холст правильно? Один из важных критериев — используемая ткань.
Хлопок
Для учебных работ и новичков в живописи рекомендуется использовать холст из хлопка. На сегодняшний день он самый распространенный, хоть и появился относительно недавно — в прошлом столетии. На нем рисовать акриловыми красками удобно в любой технике, ведь слои ложатся без затруднений. Основные преимущества — ровная и гладкая поверхность, доступность в цене
Впрочем, возможно провисание, накопление влаги. Также существенно сказываются разного рода механические действия.
Можно ли рисовать акрилом на бумаге
Лен
Старые мастера выбирали для своих шедевров льняную основу. По мнению многих, холст лучше для акриловой краски не найти. Он носит звание «благородного» материала уже не одно десятилетие. Пряжа из его стеблей — довольно прочная. К тому же ему присвоен высокий коэффициент износа (значительный уровень защиты от деформаций).
Несмотря на статус самого долговечного в живописи, при покупке льна надо быть очень внимательным. Иногда на прилавках недобросовестных продавцов попадается товары с неоднородной «узловатой» текстурой, непонятными полосами, пятнами или чрезмерной сглаженностью. Скорее всего, здесь были использованы в качестве сырья отходы первичной обработки. Подобные дефекты очень заметны на готовом изделии.
А для того, чтобы произведение подольше сохраняло свою свежесть, стоит выбирать отрезок из длинных волокон (там толщина нити значительно ровнее).
В сравнении с другими, лен не пропитывается влагой, не так провисает с исходом времени. Да и в целом менее подвергается влиянию внешних факторов. Из минусов — относительно большой вес (что может иметь значение, например, при пересылке или организации выставок).
Мешковина
Иногда для написания крупноформатных картин берут под основу мешковину. Она отлично подходит для пастозного и энергичного нанесения красок. Учитывая хрупкость пряжи и яркую выраженность фактуры, необходима тщательная грунтовка и нежное обращение.
Хлопчатобумажный холст
Часто пишут и на хлопчатобумажном холсте. Основное преимущество данного варианта — удобная фактура за счет ровной и тонкой нити хлопчатника. Но этот вариант подойдет далеко не каждому. Он может расширяться или наоборот сжиматься, при этом образовываются «волны» вдоль границ. А еще большая вероятность гниения.
Синтетика
Синтетические холсты считаются новинкой, но многие уже оценили их устойчивость и прочность. За счет отсутствия фактуры, материал получается безупречно гладким. Он не вбирает влагу и не гниет. Тем не менее, не известно, как такое полотно будет выглядеть через многие годы и сохранится ли вся красочность картины.
Как рисовать акрилом на бумаге?
Комбинированный холст
В практике также распространены холсты, в которым комбинируются натуральные и синтетические материалы. В зависимости от количества того или иного компонента, свойства могут получаться довольно разными. Но здесь надо выделить один важные момент. Искусственные и растительные волокна (из-за разной природы происхождения) вместе могут приводить к разрушению (чаще всего расклеиванию) красочного слоя.
Помимо ткани, нужно обращать внимание и на основание.
Оргалита
Являет собой смесь клея и деревянных опилок. Прочный, стойкий к перепадам температуры, влажности. Плохо поддается деформации, долго хранится и хорошо держит краску. Из минусов — под весом тяжести может прогибаться. Поэтому с задней стороны оргалитные листы, как правило, усиливают деревянными скобами.
Оргалит бывает гладким с одной или двух сторон. Последнее более практично.
Картон
Хороший бюджетный вариант. Выглядит довольно представительно, походит для разных техник. Доступны разные цвета и размеры. В целом является ровным (уже грунтованным) полотном.
Холст в рулоне
Обычно в таком виде продаются холсты больших размеров. Нужный формат отрезается самим мастером и натягивается непосредственно на подрамник.
Подрамник
Подрамник — деревянный каркас (прямоугольной, квадратной или другой формы), на который натягивается ткань. Поверхность в таком случае «пружинит» и хорошо держит форму. Бывают такие вариации:
- «модульный» — для регулировки предусмотрены пазы;
- «глухой» — перетягивается заново при провисании.
Совет: при натяжке нити холста должны проходить параллельно относительно краев подрамника. Если ткань косо или по диагонали — полотно вскоре обвиснет или пойдет «волнами».
Несколько слов о грунтовании
Идеальное нанесение любых красок обеспечивается тщательным грунтованием холста. В специализированных магазинах обычно представлены такие варианты грунта:
- масляный;
- акриловый;
- водно-дисперсионный.
Первый предназначен исключительно для живописи маслом. А для акриловых красок нужен холст последних двух видов (универсальные). Тем не менее, профессионалы отдают предпочтение трехслойному акриловому грунту.
Грунтование не является обязательным условием, но значительно улучшит однородность наложения. Художник, имеющий сноровку и опыт, может самостоятельно загрунтовать полотно.
При выборе холста не менее важно оценивать размер будущего шедевра. От рабочей площади подбирается плотность основания. Специалисты рекомендуют покупать 220 г/м2 (подойдет для большинства случаев) или 280 г/м2 (если картина большая).
Подробнее о выборе размера холста вы можете прочитать в блоге Натальи Юршиной — https://nyblog.ru/kak-vybrat-holst-dlya-maslyanoy-zhivopisi/ .
Ответы на частые вопросы
Можно ли выбирать один и тот же холст для рисования акриловыми и масляными красками?
На самом деле свойства холстов ничем не отличаются при работе с акрилом или маслом. Все плюсы и минусы материала будут одинаково проявляться в работе.
На каком холсте лучше писать крупногабаритное произведение?
В таком случае самым идеальным будет льняной холст, но с двойным переплетением. Он еще прочнее, тверже и надежнее. Единственное — этот вариант не из дешевых.
Имеет ли значение зернистость холста?
Если говорить о фактуре полотна, то для написания детальной и аккуратной работы (портрет, например), стоит отдать предпочтение мелкозернистому холсту. Среднезернистые (их еще часто называют «универсалы») подойдут для гладкой тонкослойной живописи. Крупнозернистый выдержит без проблем крупные мазки.
Чем можно заменить холст для акриловых красок?
Холст для акриловых красок лучше заменить на бумагу с эффектом холста (она намного дешевле). Если вы хотите поэкспериментировать, можно выбрать деревянную доску, стекло, камень, метал, гипсокартон или даже обезжиренную кожу. Акрил отличается универсальностью нанесения на любую поверхность.
Источник: rostovmama.ru
Грунт для холста своими руками, доски и их грунтовка
Зачем качественный грунт?
Приготовление досок для живописи
Все клейкие вещества для грунта
Выбираем клеевой грунт
Старинный рецепт клея бенедиктинцев
Рецепт от старого практика
Если Вы видите цыфру около слова, смотрите в примечаниях
Зачем качественный грунт
Выбрав с большой тщательностью средства для живописи, нужно знать также, на чем писать: качество холстов, досок и т. п. имеет очень важное значение.
Каждая картина состоит из трех совершенно различных элементов.
1. Основа или материал, на котором написана картина, т. е. доска, холст, камень, бумага и т. п.
2. Грунт, которым покрыта эта основа.
3. Живопись, образующая последовательный ряд слоев краски, положенной на грунт.
Если живопись исполнена в плохих условиях и сама в себе содержит источник будущих разрушений, то, конечно, картину не спасут ни хорошая основа, ни прочная грунтовка, и, наоборот, совершенно достаточно недоброкачественности этих двух факторов, чтобы испортить самую прочную живопись. Естественно, основа для картины должна выбираться самая лучшая; кроме того, ее можно еще защищать от атмосферных влияний, покрывая сзади лаком и с боков специальной замазкой .
Если, несмотря на это, основа разрушится, реставратор может перенести картину на новый холст или доску, для чего очень важно, чтобы грунт хорошо сохранился. Убедиться в этом не трудно, исследуя старые триптихи (складни), где все три деревянные створки написаны на одинаковых досках, из того же дерева и с одинаковым грунтом, что дает прекрасный случай для сравнения. Почти всегда средняя доска, соприкасающаяся со стеной, оказывается сгнившей от сырости; боковые же створки, к которым открыт свободный доступ воздуха, сохранились.
Сравнивая живопись, мы видим, что при хороших грунтах она сохранилась одинаково на всех панно триптиха, между тем как при дурных грунтах живопись повреждена на сгнившем дереве и уцелела на боковых створках. Одним словом, прочность картины в значительной мере зависит от качества грунта.
Недостаточно, чтобы он был только крепок, как сталь или алмаз, а необходимо еще, чтобы он не трескался и не превращался со временем в порошок, вместе с которым осыпется и живопись. Грунт, при своей прочности, должен быть достаточно эластичным и упругим, что позволило бы, при высыхании живописи, поддаваться происходящему при этом сжиманию слоев краски и вместе с тем обладать достаточной стойкостью, чтобы защищать ее от слишком резких движений основы. Кроме того, грунт должен впитывать излишек масла и лаков115 из живописи и задерживать все то, что могло бы проникнуть в живопись со стороны холста, дерева и т. п. Несмотря на всю важность грунтовки, ее часто не делают; в акварели или пастели она необязательна, но даже и в масляной живописи краски наносят иногда прямо на основу. В таком случае необходимо выбирать основу, удовлетворяющую тем требованиям, какие мы предъявляем к грунту, т. е. она должна слегка сжиматься и расширяться и не содержать кислот или других материалов, вредно влияющих на краски; поверхность ее должна быть мелкозернистая и с равномерной пористостью. Если такая основа сильно впитывает краски, хорошо сперва покрыть ее поверхность небольшим количеством лака-ретуше, лака для живописи или их смесью
Употребление деревянных досок сохранилось в Италии — до Рафаэля включительно, а в Нидерландах значительно дольше — до Рубенса.
Приготовление досок для живописи
считалось настолько серьезным делом, что правительство Нидерландов нашло нужным монополизировать его и взяло на себя эту заботу: лучшие столяры занялись изготовлением досок из безукоризненного и сухого дерева. Было даже запрещено, под угрозой штрафа, кому бы то ни было писать на досках, изготовленных не в правительственных мастерских121.
Вот каковы мотивы законодателя, объясняющие эту меру: „Гений художника принадлежит его отечеству. Долг отечества позаботиться насколько возможно о продлении века лучших произведений. Чтобы достигнуть этого, нужно заботиться одинаково обо всех картинах уже потому, что всякий знаменитый художник начинает с неизвестности, или же неизвестен еще по своей скромности, а потому художник, не зная, как будет оценена его картина в будущем, не должен, по небрежности или из экономии, подвергать свою картину риску». Таков был закон, который вызовет улыбку в наше время, — и закон этот строго выполнялся в блестящую эпоху расцвета школы голландской живописи. Быть может, ему мы обязаны сохранностью тех чудных образцов живописи, которыми наслаждаемся в галереях Европы122.
С заменой досок холстами грунтовка последних делалась та же, что и для досок, т. е. из клея и мела.
С течением времени грунтовка видоизменялась: слой клея и мела делался все тоньше и тоньше, потом стал покрываться сверху другим — из масла и свинцовых белил, и в конце концов клей совсем перестал употребляться123. Плачевный результат, конечно, не замедлил обнаружиться: было замечено, что холст, при непосредственном соприкосновении с маслом, сгорал и становился непрочным124.
Снова вспоминают о клее и покрывают им холст просто для изоляции перед грунтовкой маслом; но, пользуясь животным клеем, подверженным влиянию сырости, получают холсты, которые загнивают. Тогда пробуют грунтовать и обратную сторону холста слоем клея, перекрывая его сверху вторым слоем масляного грунта, и пропускают холст между двумя валами. Такой холст совершенно утрачивал гибкость, и его трудно было натянуть на подрамник. Затем снова возвращаются к забытому: покрывают холст клеевым грунтом, а поверх, слой за слоем, накладывают масляный грунт. При этом способе узор плетения холста совершенно утрачивался и поверхность получалась гладкая, как у доски.
Но возникали новые неудобства: просушка холста требовала от двух до трех лет, для ускорения чего примешивали в масло сиккативы, скипидар, масло вареное с глетом, умбру, смесь красной охры с белилами или же одну охру. Спрос на такой холст, самим приготовлением обреченный на растрескивание, был очень велик: особенно нравился он тем портретистам, стремившимся в своей живописи имитировать фарфор, хрупкостью которого отличался и холст. Время хорошо отомстило за пристрастие к таким способам, и теперь, наверное, многие собственники этих холстов не без горечи взирают на потрескавшийся портрет какого-нибудь предка, значительно утративший из-за этого свою ценность.
Недостатки хрупких холстов заставили направить поиски в сторону приготовления гибких и эластичных холстов. В клей добавляются вещества, сообщающие ему гибкость, каковы: слизистые вещества из семян льняного масла, слизь из улиток, мед, фиговое молоко и т. п., а также вязкое прогорклое масло, в котором накопились кислоты и которое утратило способность высыхать125.
Некоторые изготовители в целях экономии примешивают к свинцовым белилам мел, испанские белила, трубочную глину и т. п., но все эти продукты, представляющие собой углекислые соли кальция, хотя и способствуют увеличению гибкости, но, будучи растерты с маслом, никогда не высыхают полностью; припомните обыкновенную стекольную замазку, сделанную из испанских белил на масле, которая под верхним засохшим слоем остается мягкой долгие годы. Понятно, что живопись на таких грунтах должна потрескаться, так как грунт будет продолжать сохнуть и сжиматься еще долгое время после того, как процесс высыхания красок закончился.
В наше время, когда появились железные дороги и картины часто путешествуют, явилась необходимость свертывать и развертывать их, а это заставляет предъявлять к холстам требование еще большей эластичности, на что и направлена вся изобретательность изготовителей. Поступающие в продажу во Франции холсты приготовляются главным образом в Голландии, где рабочие руки дешевле. На фабрике приготовленные холсты стараются как можно скорее свертывать, чтобы не дать высохнуть маслу и, лишив света, сделать прогорклым (в таком виде масло действительно сообщает холсту гибкость). Холсты эти несомненно хороши. для торговцев! Они грязно-желтого цвета и оставят потомству черную и потрескавшуюся живопись, — но фабриканты ведь не работают для будущего поколения .
Выбираем клеевой грунт
Сравнивая написанные картины и исследуя материалы, на которых они написаны, легко убедиться, что лучше сохранились произведения, исполненные по клеевому грунту. Конечно, нельзя утверждать, что все написанное по клеевому грунту хорошо сохранится127.
В общем это так, но в частности ведь могут быть и другие причины порчи картины, независимо от грунта, и, наконец, клей мог быть взят дурного качества. Нужно употреблять клей, непроницаемый для влаги, незагнивающий, эластичный и совершенно нейтральный по отношению к краскам.
Отвечающий этим условиям клей изолирует живопись от возможных химических воздействий самой основы (холста, дерева и пр.); не сжимаясь, он не вызывает образования трещин, а его гибкость позволяет следовать движениям дерева и холста; между тем, грунты на масле самоокисляются, желтеют, взаимодействуют с некоторыми красками, ссыхаются и в конце концов делаются хрупкими.
Вывод из всего этого тот, что от масляных грунтов следует отказаться и удовольствоваться клеевыми, при условии выбора хорошего клея.
Принимаясь за изучение клеев, прежде всего естественно попытаться ознакомиться со старой литературой по этому вопросу, но, к сожалению, практики, знавшие свое дело, не оставили никаких книг, и поневоле приходится разбираться в массе манускриптов и рецептов, подчас малоразборчивых и загадочных. Нередко находимые рецепты совершенно невыполнимы вследствие искажений, внесенных целым рядом переписчиков и переводчиков, пишущих о всяких вещах, но не понимающих их и не работающих экспериментально. Вот почему величайшие ошибки и глупости на протяжении веков переходили из книги в книгу, наподобие слова Евангелия. Если, тем не менее, кто-либо захотел бы заглянуть в эти „первоисточники», то вот необходимый ключ для их понимания.
Когда в рецептах упоминается о раковинах устриц, глазах раков, оленьих рогах, о перламутре, о жемчуге, — знайте, что речь идет об углекислом кальции, одним из видов которого является мел. Когда говорится о толченых насекомых, крови свиньи и других жертв, о молоке, свежем твороге, яичном желтке — все это, по существу, казеин, фибрин или вителлин, а белок яйца — альбумин. Если встретите предложение использовать коровьи хвосты, старые перчатки и голенища, бараньи ноги, рыбьи пузыри и мертворожденного козленка, то, вместо всего этого, возьмите желатин. Все мучнистые вещества — рожь, пшеница, маниока, рис, картофель — рекомендуются как содержащие крахмал и клейковину (глютин), а многие экзотические растения и деревья с различными латинскими названиями — как дающие камеди и смолы.
И если в каком-нибудь рецепте попадается указание „жечь восковую свечу над кастрюлей», то весь практический смысл такого ритуала исчерпывается полезностью воска, капающего со свечи. Точно так же с успехом можно заменить аммиаком негашеную известь, мочу верблюда и навоз, действующие как щелочи.
Наконец, нередко найдете совет брать фиговое молоко, слизь улитки, льняное семя, мед, употреблявшиеся для придания клею эластичности, но для этого, конечно, более применим глицерин128.
Все клейкие вещества
открытые и описанные до настоящего времени (их существует множество), должны быть отнесены к следующим восьми основным материалам, из которых четыре — животного происхождения и четыре — растительного.
Животные:
Желатина
Альбумин
Казеин (или фибрин или вителлин)
Воск
Растительные:
Крахмал
Клейковина (глютин)
Камеди
Смолы
старинный рецепт клея бенедиктинцев
Пользуясь этими материалами и нашатырным спиртом как щелочью, можно с примесью глицерина (для эластичности) восстановить все самые сложные античные клеи.
Вот, например, взятый из манускрипта старинный рецепт клея бенедиктинцев для пергамента богослужебных книг, на котором писались всем известные миниатюры: „собрать в летние месяцы, после вечерни, пчел, растолочь их с известковым молоком и потом профильтровать через тряпку». Анализируя этот странный рецепт, убедимся в полной его целесообразности.
В самом деле: пчелы содержат немного желатины, фибрина и в большей мере — воск и мед. Присутствие известкового молока необходимо, чтобы смешать воск с водой и превратить фибрин в клей.
Процеживание требуется для удаления остатков насекомых — лапок, крыльев и т. п. Совет — собирать пчел летним вечером — также не лишен практичности, так как этим обеспечивается большее количество воска и меда. Нетрудно, конечно, заменив фибрин казеином (веществом аналогичным), мед — глицерином, известь — аммиаком и добавив воска и желатины с водой, получить клей бенедиктинцев без всякого фильтрования. Клей этот, действительно, превосходен для указанной цели, так как совершенно непроницаем для влаги, не загнивает, гибок и прекрасно сохраняет листы часто читаемых книг129. Таким образом, наука, нередко требующая стольких жертв, спасает пчел от ужасного толчения в ступке и оставляет их мирно жужжать над цветами!
Не ограничиваясь приготовлением клеев по старым рецептам, а комбинируя указанные выше восемь основных клеевых материалов и зная их свойства, можно получить для той или иной цели целый ряд новых клеев. Само собой разумеется, что приготовленный клей надо испытать, т. е. проследить, как он действует на различные основы (холст, дерево, бумагу, картон и пр.) и как влияет на различные виды живописи в сырости, в сухом месте, на солнце и в темноте. Добросовестные испытания, конечно, потребуют долгих лет. Посмотрим, как каждый из восьми основных материалов может превратиться в клей или ему уподобиться.
Желатина, растворенная в воде, образует клей, обыкновенно называемый мездровым или кожным; его клеющая способность увеличивается прибавлением негашеной извести, масляного лака или шеллака (гуммилака); клей сохраняется жидким в холодном виде посредством добавления уксусной кислоты; с примесью глицерина, хлористого кальция и каучука приобретает эластичность; и, наконец, от прибавления хромовой кислоты, двухромовокислого калия130 и уксуснокислого алюминия желатина делается, по высыхании, нерастворимой в воде
Альбумин получается при сбивании в пену яичных белков и собирании час спустя жидкости, которая отделится; в продаже он имеется в сухом виде. Клей этот также делается эластичным от примеси глицерина и, подогретый до 100°, еще во влажном состоянии превращается в нерастворимый.
Казеин продается в сухом виде в магазинах; легко может быть получен домашним способом из творога. Прибавление глицерина сообщает ему эластичность
Воск — это продукт натуральный; выбирать нужно чистый воск, без сала, которое подмешивают торговцы. Растворяется он в воде с помощью щелочей (нашатырного спирта)
Крахмал и клейковина применяются в виде клейстера, декстрина и т. п.
Камедь (гуммиарабик) разводится попросту в воде. Прибавление борной кислоты делает этот клей долее сохраняющимся; глицерин придает эластичность.
Смолы, растворенные в жирном масле (масляные лаки) или в эфирных маслах, вводятся в клей в виде эмульсии; некоторые смолы можно непосредственно растворять в воде с помощью щелочей, как, например, шеллак (гуммилак), который растворяется в воде в присутствии буры или нашатырного спирта и может быть в таком виде введен в клей
На основании этих характеристик каждый найдет варианты, пригодные для различных потребностей, мы же ограничиваемся подысканием клеев специально для грунтов под масляную живопись. По нашему глубокому убеждению, лучшим является казеиновый клей131 как для грунтовки холстов, так досок и картонов; рекомендуем точно придерживаться предлагаемого способа его приготовления, чтобы обеспечить хороший результат
( Когда холст хорошо загрунтован с лицевой стороны, необходимо обратить внимание и на его изнанку: ее тоже надо загрунтовать, чтобы сделать непроницаемой для влаги, вызывающей загнивание ткани, и воспрепятствовать возможности проникновения излишка масла из красок, отчего ткань делается непрочной.
Помимо всего, грунт и с изнанки должен быть гибким, чтобы холст можно было свертывать. Для этой цели с успехом могут служить: каучук, растворенный в нефтяном растворителе, воск, смолы, шеллак. У маленьких холстов достаточно покрыть изнанку два раза фиксативом для акварели
Все советы о том, как сберечь живопись от огня, покрывая холсты каким-нибудь огнестойким слоем, вряд ли выдерживают критику в самом принципе, так как такой слой нельзя нанести с лицевой стороны картины и он недостаточно эффективен в случае воспламенения.
Можно еще посоветовать укрепить с помощью шарниров позади картины металлическую сетку, натянутую на легкий подрамник, который мог бы по желанию отодвигаться. Такая металлическая сетка на расстоянии двух сантиметров от холста позволяла бы свободно циркулировать воздуху и предохранила бы картину от толчков и от прикосновения пламени, угрожающего скорее сзади, чем спереди, так как, в большинстве случаев, торговцы картинами и любители живописи, преисполненные глубокого уважения к картинам, выставленным в музеях, не оказывают им ни малейшего внимания, когда картины возвращаются к ним домой; они волочат их по приставным лестницам и водят зажженными свечами с обратной стороны картин, сваленных в кучу, не принимая при этом никаких мер предосторожности.
Следует, конечно, пытаться искать еще новые водорастворимые клеющие вещества, помимо описанных. Быть может, химия откроет что-нибудь лучшее, чем казеиновый клей, но пока за него говорят века, в течение которых он превосходно выстоял.
Рецепт от старого практика
Если вы доверяете старому практику, посвятившему всю жизнь на изучение средств живописи, и захотите испытать, то вот грунт, который он предлагает и гарантирует его достоинства. Разотрите цинковые белила на бензине и прибавьте поровну лака-ретуше и фиксатива для акварели; когда положенный слой такого грунта высохнет, а это произойдет через несколько минут, его следует обработать стеклянной бумагой
По всем этим подготовкам можно писать как масляными красками, так и акварелью134. В заключение остается сказать несколько слов относительно тона грунта. Мы без колебания скажем: грунт должен быть абсолютно белый по многим причинам.
Во-первых, это дает возможность получать прозрачные лессировки, не покрывая предварительно белилами лессируемые места, что заставляет долго ждать их высыхания и связано со всеми затруднениями, обычными при работе с масляным грунтом; во-вторых, грунт всегда слегка просвечивает, а с течением времени все больше и больше, и это делает нежелательным употребление цветных грунтов, которые, в конце концов, сообщают картине свой тон, особенно в тонкопокрытых местах. Некоторые картины Пуссена и французской школы XVIII века, писанные по красному грунту, убедительно подтверждают это. Для картин тех художников, которые делали грунтовку умброй или черной краской, не нужно и века, — их картины через короткое время сделались совершенно невидимы в полутонах.
Помимо всего этого, по белому грунту пишется невольно светлее, что также весьма важно; потемнеть картина всегда успеет еще впоследствии и довольно быстро.
⚠ Если Вы видите цыфру около слова, смотрите в примечаниях
Если Вам понравились бесплатные уроки живописи-поделитесь в соцсетях
Источник: portrets.ru
Акриловый грунт для декупажа.
Выбор грунта для декупажа и вообще, обработка поверхности под декупаж, – это та тема, которые волнуют декупажниц с самого начала их увлечения.
В этой и последующих статьях попробуем разобраться в этой теме подробно и углубленно – так, чтобы у начинающих не осталось вопросов, а у продолжающих все разложилось по полочкам 🙂
Зачем вообще нужен грунт для декупажа? Какие функции он выполняет?
- Грунт обеспечивает сцепление последующих слоев краски с поверхностью . Это особенно важно для невпитывающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.д. – о них позже);
- Грунт уменьшает расход последующих слоев краски;
- Грунт выбеливает поверхность под мотивом;
- Грунт немного выравнивает поверхность.
Какие вообще грунты бывают? Чем их можно заменить?
В декупаже мы привыкли к слову «грунт», «грунтовать», однако чаще всего вместо грунта декупажницы используют обычную строительную белую акриловую краску . Почему – об этом я напишу позже, а пока просто уточняю, что под словом «грунт» я имею в виду не только грунт как таковой, но и белую краску, и пусть это не вводит вас в заблуждение.
Многие материалы в декупаже можно выбрать как в художественных магазинах и магазинах для хобби, так и в строительных магазинах. Это касается и грунтов. Когда мы выбираем грунт, прежде всего нужно определиться с объемом , который нам нужен. Новичкам можно брать небольшие объемы (100 мл, 250 мл — это объемы художественных грунтов), чтобы просто попробовать себя в декупаже, понять, что это такое и с чем его едят, но если вы уже настроены на то, чтобы декупажить днем и ночью – подумайте, может, стоит купить 1 литр строительной краски?
Специальные художественные грунты для декупажа: недостатки и преимущества.
Самый главный недостаток художественных грунтов – цена . Как правило, 1л самого дешевого худ. грунта будет стоить дороже, чем 1л хорошей, очень качественной строительной акриловой краски . Если вспомнить стоимость заготовок, медиумов и других материалов – экономия будет очень ощутимой. Кстати, это же правило действует для и лаков 🙂
Преимущество же специальных грунтов – в том, что они создавались специально для подготовки декорируемой поверхности под окрашивание акриловыми (и не только) красками и наклеивание мотива. Однако не все специальные худ. грунты удовлетворяют требованиям именно декупажниц . Самый яркий пример – художественный грунт Сонет. У меня сложилось ощущение, что декупажницы делятся на две группы: одна его очень сильно любит, другая – терпеть не может. Сама я отношусь ко второй категории и, выбирая между строительной краской и Сонетом, всегда выбираю краску. Почему?
Как сделать грунт для декупажа в домашних условиях. Какой должна быть грунтовка для декупажа, как сделать своими руками, цена.
Крепежные изделия
Саморезы для кровли
Саморезы по дереву
Саморезы с напрессованной шайбой для металла
Декупаж грунтовка, тонирование, приклеивание
Здравствуйте всем рукодельницам!
В предыдущей статье Вы узнали о том, как вырезать мотив для декупажа. Сегодня мы расскажем Вам о том, как правильно грунтовать, тонировать поверхность для декупажа, как приклеивать рисунок.
В декупаже грунтовка необходима для того, чтобы все последующие слои хорошо ложились на поверхность. Для грунтовки, как правило, применяют клей ПВА или акриловую шпатлевку. Для деревянной поверхности в качестве грунтовки можно использовать разведенные акриловые краску или бесцветный лак. Если поверхность после грунтовки стала шероховатой, пройдитесь по ней наждачной бумагой.
Для старой лакированной мебели, металлических, керамических, стеклянных или пластмассовых поверхностей лучше всего использовать специальную грунтовку для критических поверхностей. Неглазурованную керамическую поверхность покрывают акриловыми лаком или краской. Оцинкованные предметы декупажа покрывают акриловым лаком в аэрозольной упаковке.
Бумагу, картон, или папье-маше так же грунтуют акриловыми лаком или краской. Важно! Чтобы бумажную поверхность не «повело», после грунтовки изделие кладут под пресс.
Тонирование используют для того, чтобы состарить белый цвет при изготовлении декупажа под ретро.
Тонировку выполняют акварельными красками земельного цвета, смешивая их с водой. При тонировании рисунка, выполненного на ксероксе, старайтесь не слишком сильно касаться изображения, иначе оно расплывется.
Некоторые мастера делают тонировку пакетиком бумажного чая. Для этого его нужно намочить и приложить к рисунку. Чай оставляет желто-коричневые следы разных оттенков. Можно поместить рисунок в подкрашенную чаем воду.
После тонирования рисунок высушивают.
Приклеивание – самый сложный этап декупажа.
Клей подбирают под рабочую основу. Можно использовать клей для декупажа, ПВА, клей-карандаш, яичный белок, разведенный виниловый клей для обоев, разбавленный водой акриловый лак. При декупаже ткани лучше всего воспользоваться клеем-лаком, он не только склеивает, но и создает прозрачное водонепроницаемое покрытие. Если возникнет необходимость переклеивания рисунка, используйте лак-аэрозоль.
Вот несколько способов приклеивания изображения.
Смачиванием. Салфетку увлажняют водой из распылителя, приклеивают к рабочей поверхности и пока она не высохла, расправляют складки кисточкой.
Плоской кисточкой. Рисунок накладывают на рабочую поверхность и наносят клей с помощью плоской кисточки. Важно! Складки расправляем очень аккуратно, салфетка быстро расползается под действием клея! Приклеиваем от середины к краям мотива!
Утюгом. На рабочую поверхность наносят лак или клей. На высохшую поверхность накладывают вырезанный мотив, расправляют все складки. Затем рисунок накрывают бумагой для выпечки и проглаживают разогретым (режим 1) утюгом. Складки при использовании этого метода практически не образуются. Важно! Не снимайте бумагу с поверхности сразу после проглаживания.
Мотив может оборваться, и изделие будет испорчено! Рабочая поверхность должна остыть и тогда бумага для выпечки снимется легко, и рисунок останется целым!
Феном. Техника наклеивания практически та же, что и при использовании утюга. Только вместо утюга феном водят над поверхностью на расстоянии 10 — 12 см. Важно! Не включайте фен на полную мощность!
Лужей клея. Рисунок прикрепляют к поверхности и заливают клеем так, чтобы он полностью «утонул» в нем. Затем пальцами расправляют рисунок от середины к краям и убирают излишки клея сухой салфеткой.
Если Вам нужно приклеить несколько одинаковых картинок, можно сделать их цветные копии и работать уже с ними.
В следующей статье читайте о том, как работать с фонами и как правильно покрыть изделие лаком.
Удачного Вам творения вместе с нашим сайтом рукоделия !
Добавьте статью себе на страничку!
Декупаж шкатулки » мастер-класс. своими руками. сборник мастер-классов для рукодельниц.
Грунт для декупажа по стеклу. Когда нужно шкурить грунт для декупажа?
Ответ на этот вопрос я давала в статье «Подготовка деревянной поверхности к декупажу. Часть 3» . После первого слоя на дереве шкурим всегда, чтобы убрать поднявшийся ворс. После второго – по необходимости, если хотим получить идеально ровную поверхность. Подтеки и неаккуратные следы кисти тоже шкурим всегда.
Про количество слоев грунта я также уже писала в статье про подготовку деревянной поверхности. Однако эти советы применимы не только по отношению к дереву, но и к другим поверхностям, поэтому цитату все-таки приведу:
- Если мы планируем потом красить поверхность (т.е. грунтовка под покраску) – нужен 1 слой грунта.
- Если у нас пестрая и не очень светлая салфетка (или мотив на тонкой бумаге, рисовая карта, распечатка на кальке), то хватит 1-2 слоя грунта. Если даже будут заметные следы кисти, они сольются с пестрым рисунком и видны не будут.
- Если салфетка просто светлая, без белых участков , то старайтесь изначально грунтовать как можно ровнее, тогда хватит 2-3 слоя грунта, чтобы следы кисти не просвечивали через салфетку.
- Если салфетка у нас на белом фоне и основной фон мы будем делать белым , а работа у нас без старения, то грунт одновременно будет являться основным фоном. В этом случае нам нужна идеально белая поверхность, и, следовательно, 3-4 слоя грунта, не меньше.
- Но если мы делаем основной фон белым, а работа у нас под старину – «старинная вещь из дерева, окрашенная в белый цвет, потемневшая от времени» , то хватит и 2, максимум трех слоев. При этом неровное прокрашивание с соблюдением всех правил будет выглядеть, как состаренная поверхность, т.е., собственно потемневшая от времени краска на старой древесине. Если на дереве у нас еще и рисунок есть, или чередование темных и светлых участков – это тоже плюс.
Акриловая эмаль для декупажа. Общие правила декупажа по металлу
• Если есть ржавчина, то обязательно обрабатываем преобразователем ржавчины. Причем обрабатываем до тех пор, пока ржавчина вся не уйдет, может понадобиться неоднократная обработка. Если этого не сделать, то коррозия обязательно пойдет дальше и вскоре декор может отвалиться.
• Ошкуривание всех металлических поверхностей обязательно. Исключение составляют только хорошо отполированные поверхности, например нержавейка.
• Обязательно обезжириваем. В данном случае мы не только обезжириваем, но и убираем остатки преобразователя ржавчины.
• Грунтуем в декупаже по металлу специальной грунт — эмалью по ржавчине. Раза на три, с промежуточным прошкуриванием. Грунт — эмаль лучше взять белую, чтобы потом лишний раз не грунтовать.
• Принты можно клеить на уретановый лак, держится хорошо, но только на более-менее ровных поверхностях, так как уретановый лак не делает бумагу пластичной, как это делает лак акриловый, и если поверхность ваша слишком изогнутая, то мотив может не приклеиться.
• Если декор нужно сделать крепким, можно вообще отказаться от использования водных средств.
• При подрисовке и наведении фона можно использовать ту же грунт — эмаль по ржавчине, смешанную с акриловыми красками или гуашью до нужного цвета.
• Перед нанесением финиша в декупаже по металлу поверхность необходимо хорошо прошкурить, она должна быть насколько возможно ровной. Алкидно-уретановые лаки все саморастекающиеся и самовыравнивающиеся, поэтому если поверхность предварительно хорошо прошкурили, а потом нанесли достаточное количество (но и не переборщили) финишного лака, то не будет ни полос, ни потеков.
• Неводные средства всегда в какой-то мере желтят, поэтому если изделие у вас не винтажное, больше пары слоев финиша лучше не наносить.
• Необходимо помнить, что все неводные средства имеют запах, часто неприятный, и пользоваться ими в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
• Если металл подвергается нагреванию, например, самовары, фонари, керосиновые лампы, то нужно использовать термостойкие краски и лаки.
Как наносить грунт для декупажа. Замена дорогих материалов для декупажа
1. Структурные гели и пасты.
Очень красиво в оформлении декупажных работ смотрятся структурные гели и пасты. В них добавлены синтетические частички разной величины!Лепить ими одно удовольствие,но дорогое. я попробовала найти им замену-получилось!Клей ПВА смешала сманкой:Можно лепить приличный объём-оч.прочно. Но если эту смесь наносить на поверхность мастихином или ножом,растирая в тонкий слой,а потом покрасить любым цветом-от структурной пасты не отличить. Ещё поверх этого я наносила губкой серебро,но не чпокая,а почти сухой растирая-красота!оригинально получается с кашей «АРТЕК»,смешанной сПВА и крупнозернистым песком!Ну тут фантазии нет предела.
Берем акриловую шпатлевку, добавляем ПВА., набираем все это дело в большой щприц (можно кондитерский ) и рисум вензеля
вместо моделирующей пасты просто использую шпаклевку по дереву . продается готовая в строительных магазинах.стоит дешево..хватает надолго . бывает разного цвета и белая. эластичная .наношу ее особым инструментом ))) маленького шпателя не нашла в продаже ..пришлось выкручиваться. Есть в детских отделах игрушек такие деревянные конструкторы ..просто пластина ..выдавливаешь детали и складываешь изделие. Как раз ребенку купили бабочку . и те запчасти ..к-е оказались лишними в идеале пригодились мне для работы со шпаклевкой . и для размешивания красок . стоит что то около 20 гр эта бабочка . радость и детям и родителям. Еще вместо песка..соли и манки для придания зернистости я в краску ( клей) добавляю минеральную крошку . так и называется..продается в строй. магазинах. большая банка .много и недорого.
2. Акриловые краски из художественных магазинов.
Я в качестве красок акриловых использую из строит. магазинов колеры в тюбах высоких, есть фирмы Ореол, стоит около 90 руб , но гораздо больше её там чем в тюбике из худ.магазина, например для мебели, досок кухонных использую их. Только нужно читать на упаковке что может использоваться в чистом виде как краска, а то есть только для добавления в краску. Сохнут они медленнее, но схватываются прочнее.
А краски металлик недавно приобрела в строительном магазине ,расфасовка по 0,1;0,5 и 1литру.По густоте такие же а цена 100гр баночки как за 25гр в Чёрной Речке Таировские краски,и кстати быстро сохнут.Ещё бывают перламутровые.
3. Хрустальная паста или сухой снег.
можно заменить хрустальную пасту (эта паста имитирует снег), сухим снегом(О.Бахрин)А сухой снег называется жемчуг-рефлекс,купить можно как в худож-х магазинах,так и в отделах для наращивания ногтей,бывает разного цвета.
.я люблю эфекты которые даёт обыкновенная соль.у нас она бывает 5-6 разных помолов и если насыпать на ПВА то получается супер классно эммитирует снег а если покрасить то всё равно когда высыхает сверкание,мерцание остаётся даёт эффект перламутра а крупнозернистую можно вместо страз (такие камушки имитирующие драгоценные)так от соли эффект изящней и богаче,естественней.
4. Эффект крокелюра или состаривание.
эффект кракилюра (растрескивания)можно просто эмитировать скорлупой яйца.для этого после того как вы использовали яйцо по назначению,скорлупку промыть и освободив по возможности от белой плёночки внутри высушить. высушиные кусочки скорлупки приклеить на поверхность как можно ближе друг к другу.после высыхания можно красить,и наклеивать любой рисунок будь то салфетка или распечатка или декупажная карта.
кракилюр можно сделать ещё и при помощи яичного белка .на поверхность где надо сделать крок наносят кисточкой яичный белок а по нему краску.белок высыхая растрескивает краску.степень растрескивания и глубина трещин зависит от степени высыхания белка перед нанесением краски и его количества.
Пробовала сделать с помощью яичного белка мне очень не понравилось, с помощью желатина лучше , но то же не совсем то.А потом решила сделать на разбавленный пва — получилось очень-очень хорошо. главное не ждать когда пва высохнет, а почти сразу наносить поверх краску, лучше губкой методом чпока и после сушить феном. Трещинки получаются ярко выраженные и расположены не в одну сторону.Может кому пригодится.
а если пва не разбавлять то трещены моментальные классические глубокие как при одношаговом кроке и никакого фена не надо сохнет с вечера до утра.
если же пва развести и чпоком то получается почти паутинка.
а вообще крок на пва получается очень разный всё зависит от многих факторов -сушили не сушили разбавляли не разбавляли на краску или под неё. поэтому имеет смысл освоить.
5. Художественный грунт.
Акриловый грунт.
Акриловая краска для радиаторов.
Для грунтовки дерева развести эмаль с ПВА 1:1
Гуашь+ПВА+вода
Акриловая водоэмульсионка
Акрилатная грунтовка подходит и для стекла
6. Краска для фона.
Акриловая для стен моющаяся.
Водоэмульсионная краска.
Эмаль.
7. Лак
Яхтный мутнеет.
Адгезионный грунт для стекла. Грунт для стекла и керамики: как выбрать и купить
Ярмарка Мастеров — это гипермаркет, объединяющий множество хендмейд магазинов разных продавцов со всего мира. Покупатели и мастера сотрудничают напрямую, не оплачивая дополнительных наценок и комиссий посредников. Мастера сами устанавливают цены работ и условия доставки и оплаты, сами совершают отправку покупки заказчику.
Обратите внимание, в каждом магазине на Ярмарке Мастеров могут быть использованы разные способы оплаты и доставки — самостоятельно выберите тот из представленных, который устроит вас больше. Вы обсуждаете все этапы и совершаете покупку непосредственно у продавца, а значит, вам не нужно общаться с третьими лицами — получится быстро и полно узнать все самое важное и купить изделие из первых рук.
Выбрали то, что вам понравилось? Уточните все детали у мастера, связавшись с ним через «Сообщения» — обсудите все нюансы в личной беседе и при необходимости внесите коррективы. А наш обширный и подробный каталог позволит вам очень быстро выбрать то, что нужно — на помощь придут фильтры по цене, цвету, ключевым словам и материалам, которые используют мастера.
Авторские фотографии, подробное описание, размеры и детальные отзывы покупателей сформируют полную картину — вы получите четкое представление о том, что собираетесь приобрести. Если вы нашли что нужно, но хотите немного изменить вид этой работы, добавить или убрать какую-то деталь, увеличить или уменьшить размер изделия, изменить цвет, у вас есть возможность заказать желаемое напрямую у мастера. Приятных покупок!
Источник: doma-na-veka.ru