Грунтами называют наполненные или ненаполненные растворы или суспензии пленкообразователя. В качестве пленкообразователей могут использоваться:
- • природные (желатин, рыбий клей, крахмал) и синтетические (эфиры целлюлозы, модифицированные крахмалы, ПВА) клеи;
- • природные (копал, янтарь, сандарак) и синтетические (акриловая, полиуретановая, эпоксидная) смолы;
- • высыхающие масла;
- • натуральные или синтетические олифы;
- • неорганические вяжущие (полуводный гипс CaSO4x0,5H2O, жидкое стекло nSi02xmH20 и др.).
Грунт играет важную роль не только в придании произведению чистоты и яркости тонов, получению контрастов и т.п., но и в сохранности живописи и ее основы. В некоторых случаях грунтовки выполняют роль шпатлевок или порозаполнителей — наполненных систем для исправления дефектов поверхности. Грунтовки после высыхания образуют ровное однородное покрытие.
Первое употребление грунта под живопись («выбеленной доски») легенда приписывает греческому живописцу Кратону. В более позднюю эпоху, к которой относятся фаюмские портреты, при работе в технике энкаустики писали без грунта или — для улучшения связи красочного слоя с доской — последнюю предварительно пропитывали чистым воском.
Чем грунтовать деревянное столярное изделие и декор | Масло — грунт Grundieroil Coloroil Borma Wachs
Грунтовки применяются для закрепления наружного слоя окрашиваемой поверхности, обеспечения антикоррозионной и биозащиты.
Грунты для живописи представляют собой промежуточный слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с целью обеспечить ее прочную связь с красочным слоем, а также создать для живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую, шероховатую и др.). Наполнителями грунта являются тонкодисперсные порошки: гипс (двуводный — CaS04*2H20 или безводный — ангидрит CaS04), известь, свинцовые или цинковые белила, мел, суспендированные в связующем веществе (пленкообразователе). Исследования показали, что в качестве наиболее употребляемого наполнителя во многих итальянских произведениях XIII — XIV веков и позднее гипс использовался в виде смеси ангидрита и двуводного сульфата кальция. Что, отчасти, подтверждают описания многих авторов способа получения грунта на пережженном гипсе. Такая грунтовка характерна для стран Средиземноморья.
В исследованных русских иконах XIII — XVII веков гипс использовался или в виде дигидрата, или в виде ангидрита.
Мел, как наполнитель грунта, встречается в старых произведениях значительно реже, чем гипс. Несмотря на широкое распространение меловых отложений, его состав очень неоднороден и кроме основного вещества — карбоната кальция (СаСОЗ) содержит окислы кремния, железа и других элементов.
Грунты подразделяются: в зависимости от основного компонента — на меловые, гипсовые, известковые и т.п.; в зависимости от связующего — на клеевые, масляные и эмульсионные. В монументальной живописи со времен античности использовались глиняные, гипсовые и известковые грунты (однослойные и многослойные), а с XIX в. — и цементные.
Грунт: как грунтовать холст, дерево, ДВП, ДСП.
В древней и средневековой станковой живописи и миниатюре использовались меловые и гипсовые грунты на животных клеях. Клеемеловые и клеегипсовые грунты, наносимые кистью, имеют тенденцию вспениваться. В результате этого в массе грунта остаются пузырьки воздуха, а на поверхности — кратеры. Масляные и эмульсионные грунты никогда не вспениваются.
Ченнино Ченнини, например, считал, что умение «грунтовать гипсом, шлифовать и полировать гипс» — это операции, лежащие в основе ремесла живописца. Способ «гипсовать иконы» описан в «Ерминии» Дионисия. Прежде всего доску проклеивали горячим клеем, получаемым вываркой кож домашних животных.
После того как доска впитает клей и просохнет, на нее наносили приготовленный заранее гипс, смешав его с «хорошим клеем» в количестве, необходимом «чтобы наложить его пять или шесть раз». Причем после двух-трех слоев гипс протирали маслом или «слегка мылом», а затем наносили еще два-три тонких слоя. Когда грунт просыхал, его шлифовали хвощом.
Для глиняных грунтов использовалась, в частности, terra dicampahnas или terra dicampane — колокольная глина или черная пережженная земля, получаемая при отливке колоколов.
С появлением масляной живописи наряду с клеевыми начинают применяться эмульсионные и масляные грунты (однослойные и многослойные). Масло в качестве связующего вещества грунта или в качестве изолирующего слоя между грунтом и красочным слоем, наконец, как связующее для приготовления слоя имприматуры (цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта) стало использоваться очень рано. Первое письменное свидетельство о применении масла для грунта относится к XIII веку и содержится в трактате Ираклия.
В произведениях масляной живописи грунт поглощает излишки связующего из красочного слоя, препятствуя в то же время их проникновению к основе, предохраняя ее от окисления и последующего разрушения. Грунт в русской средневековой живописи, иконописи, а также в расписной или золоченой резьбе по дереву называется левкасом (от греческого leukos). Классический старинный левкас состоял из мела и рыбьего или животного клея. После XVII века название «левкас» сохранилось только в иконописи или для грунтов под позолоту по доске.
Для приготовления левкаса сухой желатин замачивали в воде для получения 10% раствора. После набухания (около 1 часа) смесь нагревали не более чем до 70°С. После того как желатин разойдется, в теплый клей всыпают, при постоянном перемешивании, тонко перемолотый мел из расчета 2-3 части мела на 1 часть клея. Если требуется пластификация левкаса, то можно ввести глицерин, низкомолекулярный полиэтиленгликоль (ПЭГ-400), инвертированный сахар и т.п. В левкас обязательно должен вводиться антисептик.
Для новодела может применяться левкас на основе акриловых полимеров. Акриловые латексы очень эластичны, обладают хорошей адгезией, большей текучестью, чем желатин и, как следствие — хорошей способностью заполнять поры. Кроме того, акриловые композиции достаточно прочны, долговечны и менее подвержены биоразрушению, чем составы на основе животных клеев. По такому грунту-левкасу можно писать не только маслом, но и темперой, акрилом, гуашью.
Для грунтования древесины крупнопористых пород используют так называемые порозаполнители (например, концентрированную суспензию тонкомолотого стеклянного порошка в растворе смеси льняного масла с глицериновым эфиром канифоли в высококипящем растворителе), которые втирают тампоном. В некоторых случаях для грунтования древесины используют натуральные олифы, разбавленные уайт-спиритом или сольвентом (иногда их совмещают с раствором природной смолы, например, канифоли).
Классическая грунтовка для последующей окраски дерева масляной краской состояла из льняного масла и бальзамического скип@$&рного масла в соотношении 1:1.
На протяжении веков состав, цвет, структура и способы приготовления грунта существенно менялись. Выбор связующего (клея или масла) зачастую зависел от традиций школы того или иного мастера, а также от материала основы, климатических условий и других факторов.
С развитием масляной живописи был разработан новый способ грунтования, который подробно описан Вазари во введении «О живописи». «. После того как для начала покрыли доску или картину гипсом и отшлифовали. ее покрывают очень жидким клеем четыре или пять раз при помощи губки». Когда клей высыхал, на доску наносили «смесь сохнущих красок, каковы свинцовые белила, джаллорино и терра ди кампана, смешав их вместе и добившись однородной корпусности и цвета; . эту смесь размазывают по доске, прихлопывая ладонью, пока она не станет однородной и не покроет равномерно всю доску; многие называют это имприматурой». В XIV веке появляются белые имприматуры, состоящие из слоя свинцовых белил, наносимых поверх клеевого грунта. Об имприматуре профессор Киплик писал следующее: «Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи».
Прекрасные результаты дает следующий грунтовочный состав: льняное масло, дважды ректифицированное бальзамическое масло, древесное полимеризованное масло, сушащее вещество без свинца (при необходимости разбавляется скип@$&ром). Поверхность через 24
часа при температуре 20°С высыхает и готова к дальнейшей обработке. Высокая влажность, низкая температура, поверхности, содержащие дубильные вещества (дуб и т.д.), а также слишком сильно впитывающая поверхность могут значительно увеличить время высыхания (для более быстрого высыхания добавляется легкий бензин).
Грунт для холста от грунта для дерева отличается в первую очередь толщиной и эластичностью. В трактате Ираклия описывается способ грунтования льняного полотна: «Холст окунали в раствор пергаментного клея, не выжимая, раскладывали на доске и оставляли сохнуть.
Растянутое на подрамнике полотно покрывали составом, «состоящим из смеси клея, гумми и яйца» (аравийской камеди и яичного белка), а затем писали по нему». Ченнини рекомендовал грунт из гипса, крахмала или сахара, которые затирали на мездровом клее. Отмечалось, что чем меньше грунта, тем лучше, поэтому грунт наносили ножом, а излишки сразу соскабливали. На многих итальянских полотнах XVI — XVII веков холст грунтовали следующим образом: «изготовляется паста из муки с ореховым маслом, в которую подсыпают два или три раза толченых свинцовых белил, затем холст смазывается три или четыре раза от края до края жидким клеем, после чего ножом накладывают эту пасту, все же ноздреватости сглаживаются рукой художника. После этого еще один или два раза покрывают жидким клеем, а затем мастикой или имприматурой».
Из современных грунтовочных составов под масляную живопись наилучшие результаты дают масляно-клеевые эмульсионные грунты, содержащие от 30 до 50% масла или олифы, водного раствора животного клея и эмульгатора (наполнители и пигменты вводятся в состав по необходимости, в зависимости от грунтуемой поверхности и поставленной задачи). В старину в качестве эмульгатора использовали щелочные компоненты — известь, поташ, кальцинированную соду, щелочные мыла.
Сейчас также применяются и синтетические ПАВ различной природы. Эмульсионные грунтовки хорошо впитываются в поверхность, а также забирают излишки масла и растворителей из живописного слоя (как клеевые). При этом они лишь незначительно увеличивают время высыхания красочных слоев и создают водозащитный барьер на грунтуемой поверхности. Эмульсионные грунты достаточно эластичны, не имеют кратеров после высыхания и обеспечивают хорошую адгезию живописных слоев.
Источник: studref.com
Пропитка изделий из дерева маслом в домашних условиях. Порядок работ
Масло для дерева обеспечивает надежное проникновение в поры древесины, защищает изделие из дерева от попадания влаги и распространения микроорганизмов, от процессов гниения и образования плесени. При этом сохраняет структуру, фактуру и цвет дерева (если используется масло без оттенка, ведь бывают и такие).
О том, как именно обрабатывать маслом деревянные поверхности, каким образом производятся работы и какие инструменты понадобятся – читайте в данной статье.
Материалы:
Для пропитки изделия из дерева вам понадобятся следующие инструменты и материалы:
- Рабочий инструмент – кисть (лучше из натурального ворса), губка из поролона, мягкая тряпочка или ветошь.
- Само масло. Лучше специальное, предназначенное для обработки дерева.
- Палочка для перемешивания.
- Для удаления старого покрытия: металлическая щетка, строительный фен.
- Для идеально ровной поверхности пригодится «наждачка» и метелочка для смахивания пыли.
- Для защиты рук – перчатки.
Рассмотрим процесс на примере использования льняного масла или смеси натуральных масел. Это наиболее распространенный вариант, который входит в состав большинства специальных профессиональных масел для дерева. Смотрите весь ассортимент по ссылке.
Начальный этап:
Предварительная обработка поверхностей включает:
- Удаление старого покрытия, если таковое уже имеется на изделиях (лака, краски). Обычно производится в домашних условиях металлической щеткой, шпателем. Строительный фен поможет при нагревании старого слоя краски и более легкого снятия с поверхности дерева при помощи шпателя.
- Дальше поверхность нужно зашкурить наждачной бумагой (крупной и затем мелкой зернистости) и смахнуть опилки и пыль.
Это важные процедуры! Желательно чтобы перед нанесением масла поверхность была идеально гладкая и чистая.
Идеально, если изделие новое и не имеет никакого покрытия — в этом случае данный этап можно пропустить и смело переходить к основному.
Процесс обработки маслом:
Технологии бывают разными. Выбор будет зависеть, прежде всего, от размера изделия.
Один из вариантов: вымочить в масле изделие полностью (больше подходит для небольших деревянных вещиц, например, для кухонной утвари).
В остальных случаях наиболее оптимальный и простой вариант – это промасливание с помощью кисти с натуральным ворсом или ветоши и дальнейшее втирание масла в поверхность изделия.
Для огромных площадей (промасливания стен, потолка или напольных покрытий) лучше брать мягкую и довольно большую тряпку, смачивая ее в масле и обрабатывая поверхности. Таким образом, процесс будет идти гораздо быстрее.
Этапы работ:
- Размешайте масло с помощью деревянной палочки и отлейте небольшое количество в специальную открытую емкость.
- Смочите тряпку или кисть и приступайте к пропитке.
- Наносить состав лучше вдоль древесных волокон.
- Оставьте масло для впитывания на несколько минут (15-20), и затем удалите остатки.
- После полного впитывания и высыхания повторите обработку.
При вымачивании: налейте масло в емкость, поместите туда деревянное изделие, продержите какое-то время (специалисты рекомендуют держать изделие в масле до тех пор, пока не перестанут выделяться пузырьки воздуха). Затем достаньте вещь, подержите в наклонном состоянии на столе, чтобы излишки масла стекли. При этом, если используете натуральное льняное масло без добавок, не предназначенное специально для работ по дереву, то обратите внимание, что срок высыхания может продлиться до 3-х недель! Такой вариант обеспечивает долговечное и надежное покрытие, но требует немало времени и выдержки.
Заключение:
Для проведения профессиональных работ и более быстрого высыхания изделий из дерева после обработки маслом — стоит использовать специализированные масла на основе льняного и других смесей.
Существуют удобные виды масел с воском в составе, обеспечивающее более прочное покрытие, надежную защиту от проникновения и высокую устойчивость к механическим повреждениям.
В отличие от промышленных антисептиков обработка деревянных изделий маслом – выгоднее, быстрее и безопаснее с экологической точки зрения.
На нашем сайте представлен большой ассортимент качественных импортных и отечественных вариантов масел для дерева. Выбирайте подходящее для вас! При возникновении вопросов – задайте их нашим специалистам. Мы поможем сделать верный выбор и рассчитать необходимое количество масла для ваших целей и задач!
Наши преимущества:
- Работаем на рынке пиломатериалов и материалов для деревообработки вот уже много лет.
- Предлагаем своим постоянным покупателям только качественные и надежные материалы.
- Обеспечиваем доставку по Челябинску и области.
- Гарантируем отличные цены и достойный результат!
Звоните или оставляйте заявки на сайте. В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Источник: massiv-td.ru
Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления 398 слов читать ~3 мин.
Клееные грунты сильно впитывают масло из красок, и живопись на них имеет слегка матовую поверхность. Клеевой грунт несложно приготовить, он не требует длительной просушки.
В теплый 5 — 7 — процентный раствор клея постепенно, при непрерывном помешивании засыпают наполнитель до получения состава, похожего на жидкую сметану. Этот состав наносят на проклеенный холст широкой кистью или флейцем в два слоя. После нанесения первого слоя его сушат не менее 12 часов, слегка шлифуют пемзой или наждачной бумагой.
Затем смахивают пыль и ворсинки и накладывают второй слой. В некоторых случаях наносится жидкий раствор 4 — процентного клея. Избыток клея ведет к растрескиванию грунта и красочного слоя; от недостаточного количества клея грунты становятся рыхлыми и впитывают слишком много масла, нарушая этим прочность связи и вызывая сильное пожухание красок.
МАСЛЯНЫЕ ГРУНТЫ
Масляный грунт состоит из стертых на высыхающем растительном масле сухих пигментов. В качестве связующего лучше всего использовать льняное масло. Для эластичности маслосодержащих грунтов добавляется незначительное количество касторового масла (на 10 граммов льняного масла — 1 грамм касторового). Для приготовления масляных грунтов чаще всего применяют готовые неразбавленные масляные краски, которые наносят, тщательно разравнивая мастихином или шпателем, а затем флейцем.
Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки — около двух лет. Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи. Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться. Подобные разрушения имеют некоторые картины русских художников второй половины XIX века — И. Репина, М. Нестерова, В. Поленова и других.
ЭМУЛЬСИОННЫЕ ГРУНТЫ
Самым важным условием, от которого зависит качество грунта, является однородность эмульсии. При приготовлении клеемасляных эмульсионных грунтов масло тонкой струйкой вводится в теплый раствор клея, более концентрированного, чем это требуется, и с ним перемешивается. В остаток воды, необходимой для доведения клеевого раствора до нужной концентрации, засыпают наполнитель.
Полученную массу постепенно заливают в эмульсию, тщательно помешивая. Для получения более стойкой эмульсии в качестве эмульгатора можно добавить яичный желток (один желток на 200 граммов раствора), а затем насыпать наполнитель. Яичный желток — прекрасная естественная эмульсия. Если его развести водой (1:2) и добавить мел или сухие белила, получится неплохой грунт.
- «Метафизика пространств. Метафизика в искусстве»
- Офорт: метод гравюры
- Выставка «Венецианский карнавал»
- Выставка Альберта Кусса «Дни юного мая»
- Выставка «Ким Бритов. Серый период» открылась во Владимире
- Духовный мир художника Михаила Никольского в его живописи и графике
- Холст и картины маслом — с чего начать
- Имприматура
Источник: gallerix.ru