Чем грунтовать доску для иконописи

В иконописи с давних пор существует определенная последовательность в процессе написания иконы. Весь технологический процесс создания иконы разделен на несколько этапов: подготовка основания — иконной доски и приготовление красок; грунтование доски левкасом (грунт на основе мела и клея); золочение; нанесение красочного слоя — живопись; покрытие иконы олифой.

Иконные доски, как правило, делаются из определенных пород хорошо высушенной древесины, таких как: липа, сосна, ель или кипарис. Для выполнения творческой работы была выбрана липа.

Далее доску подготавливают к грунтовке. Если доска очень гладкая, ее лицевую сторону следует зазубрить. Для этого существует специальный инструмент (цикля), похожий на обыкновенный рубанок, но его лезвие имеет мелкие зазубрины. Когда таким инструментом проходят по доске, зазубрины оставляют на ней бороздки, таким образом ликвидируется гладкость доски. Это делается для того, чтобы паволока, а с ней и грунт держались крепче.

Для дальнейшей обработки доски под левкас необходим, прежде всего, клей. Обычно пользуются клеем животного происхождения: столярным, желатиновым, рыбьим.

Из чего состоит доска для иконописи

Столярный клей получается из выварки костей, кож, сухожилий и т. п. Он бывает разных сортов и названий: кожный, шубный, мездровый, костный, столярный, малярный, гранулированный — разновидность столярного клея, несколько иной выработки. Все они различны по своей склеивающей силе и эластичности.

Старые иконописцы предпочитали для грунтов мездровый клей, отличающийся особой крепостью и белизной. Вместо клея может использоваться желатина. Она получается из выварки шкур животных, имеет два вида: пищевая желатина (совершенно бесцветная) и техническая. Склеивающая сила желатины уступает лучшему сорту кожного клея.

Другим материалом при подготовке доски является паволока. Это название связано с понятием «наволакивания», «паволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Паволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт). Паволоку называют иногда «серпянкой».

Совсем непригодны цветные ткани.

Для наложения грунта на доску нужна деревянная, стальная или костяная лопатка. Такие лопатки определенной формы называются шпателями, «клепиками» или «гремками» (старые названия).

Для заглаживания грунта употребляется пемза, которая бывает двух сортов. Один — это легкие, темно-желтого цвета, ноздреватые камни, легко ломающиеся и крошащиеся. Перед работой крупный камень надо расколоть (сахарными щипцами или ножом) или, лучше, распилить лобзиком, можно и обычной ножовкой, так, чтобы получить кусок не более спичечного коробка.

Когда куски будут расколоты, их надо потереть один о другой, с тем, чтобы выровнять поверхность, которой придется работать. После этого пемзу следует хорошо промыть в воде, чтобы несколько сошла желтая пыль, окрашивающая грунт при заглаживании. Крошки пемзы, остающиеся после распиливания и при обработке кусочка пемзы, следует собирать. Их надо размельчить и хранить в баночке.

Секреты иконописной мастерской Валаама: проклейка и грунтовка иконной доски.

Ими пользуются вместо резинки при нанесении рисунка на грунт. Резинка при исправлении ошибочных линий их только размазывает и пачкает грунт, тогда как порошок пемзы их быстро снимает, стоит только опустить палец в порошок и протереть нужное место.

Второй сорт пемзы, лучший по качеству (к сожалению, малодоступен), представляет собою белые, легкие, прессованные кирпичики, которые также следует или раскалывать, или распиливать до нужной величины. Эта пемза совсем не изменяет цвет грунта.

Для окончательной шлифовки левкаса нужна наждачная бумага средней и мелкой зернистости.

Приступая к работе над грунтом, в первую очередь необходимо приготовить клей. Способы приготовления клея сводятся в основном к следующему: размельченные плитки столярного или пластинки рыбьего клея заливаются холодной водой приблизительно на сутки, а затем сосуд с набухшим клеем помещают в специальную посуду, называемую «клеянкой».

Она состоит из двух котелков, входящих один в другой, причем больший наполняется водой и ставится непосредственно на огонь, в меньший помещается клеевой раствор. Между дном большого и дном малого котелков обязательно должен быть промежуток, заполненный водой. Таким образом клей варится на медленном огне, чтобы он не перегревался и не перекипал, так как от высокой температуры он теряет свою крепость. Такой способ варки клея называется варкой на «водяной бане».

Готовый клей переливается в другую посуду, разбавляется горячей водой, составляя примерно 3-5%-й раствор клея. Клей наносится очень горячим широкой кистью (щетинкой) по лицевой поверхности доски так, чтобы доска хорошо пропиталась и хорошо закрепилась, так как древесина, особенно если она старая или рыхлая, может потом тянуть в себя клей из грунта и тем способствовать его отставанию от доски.

Хорошо входит в дерево только жидкий и горячий клей: крепкий или теплый клей размазывается по поверхности доски, не давая нужных результатов. Проклеиваются одновременно и торцы досок, поскольку влага проникает в древесину, главным образом, через торцы (поперечный разрез). После проклейки доску необходимо хорошо просушить. Время высыхания длится иногда несколько часов, иногда сутки, в зависимости от температуры и влажности помещения, в котором идет работа. Если древесина доски слишком рыхлая или пересохшая, после просушки рекомендуется проклейку доски повторить.

На проклеенную доску можно накладывать и сухую паволоку, особенно если это тонкая марля. Но в таком случае необходимо после того, как она хорошо приглажена, поверх ткани пройти горячим более жидким клеем, с тем, чтобы материя хорошо пропиталась раствором. Если же доска крупного размера и, особенно, если в помещении прохладно, удобнее другой способ наклеивания паволоки.

Еще по теме:  Нужно ли поливать цементную штукатурку водой

Сухую ткань надо накатать на какой-нибудь деревянный или свернутый из картона стержень. Затем широким флейцем наносят горячий клей на доску последовательно, захватывая небольшую площадь по ширине, от края до края; тут же накладывается накатанная на стержень ткань, у которой отпускается некоторая часть на торец; ткань, положенная на клей, приглаживается рукой.

Таким образом последовательно проклеивается доска и одновременно постепенно раскатывается паволока и разглаживается. Когда наклейка паволоки на лицевую сторону закончена, проклеиваются торцы, на которые загибают концы ткани. И здесь ткань не следует натягивать. После этого горячим клеем (12-10%) проходят по всей доске, обильно пропитывая ткань сверху.

Доска выдерживается до полной просушки. После этого приступают к наложению грунта.

Грунт (левкас) изготавливается и наносится на подготовленную доску следующим образом. В раствор клея крепостью 10-8% (1 часть клея на 5 частей воды) высыпается просеянный мел в таком количестве, чтобы в хорошо размешанном виде масса была похожа на жидкие сливки. На доску она наносится широкой кистью или просто наливается на отдельные участки, но в том и другом случае крепко притирается рукой, чтобы левкас хорошо заполнил все отверстия в ткани и в них не осталось воздуха. Руки при этом должны быть вполне чистыми, так как нечаянно образовавшееся жирное пятно может испортить всю работу.

Этот процесс у иконописцев называется побелкой и может повторяться 2-3 раза: тончайшие слои накладываются каждый раз после полной просушки предыдущего слоя. Без побелки следующие слои более густого грунта почти всегда дают трещины.

Затем в побелку добавляется еще мел, так, чтобы левкасная масса получила консистенцию жидкой сметаны, которая наносится на доску поверх побелки шпателем и им же приглаживается. Слои грунта должны быть очень тонкими, поэтому шпатель при работе следует крепко прижимать к доске. Чем тоньше слои левкаса, тем меньше возможностей грунту растрескаться. Грунт, наложенный толстым слоем, дает трещины через несколько часов, так как его влага, как лежащего на толстой основе-доске, может испаряться только с одной стороны и верхние слои грунта, быстро затвердевая, дают усадку, нижние же находятся еще во влажном состоянии, отчего верхний слой растрескивается и края трещин получают немного оплывшую, закругленную форму.

Некоторые мастера, нанося до 10 и более тончайших слоев, весь грунт притирают ладонью, во избежание трещин. Однако шпатель, как инструмент твердый, лучше заравнивает случайные неровности поверхности доски, и в этом есть свое преимущество. Рука же, втирая левкас, неровности повторяет.

Шпателем грунт наносится в 3-4 слоя. Чтобы последние слои ложились ровнее, рекомендуется после двух слоев всю обрабатываемую поверхность спемзовать (сровнять пемзой с водой). Делается это следующим образом: наливают в блюдце воду, опускают в нее на минуту заранее заготовленный кусок пемзы, затем, вынув его, оставляют на нем одну только большую каплю воды и начинают пемзовать левкас участок за участком, заравнивая попадающиеся углубления. После этого последние слои ложатся ровнее и легче.

Одновременно с грунтовкой лицевой стороны доски идет точно таким же образом грунтовка торцов, но только в том случае, если в них нет врезных шпонок.

Количество грунта надо стараться приготовить с таким расчетом, чтобы его хватило на все процессы, так как во вновь приготовленном грунте пропорция содержания клея может измениться. Если новый левкас по крепости клея окажется слабее предыдущего, в этом беды не будет, а если он будет крепче нижних слоев, то его растрескивание неизбежно. Так как эта работа растягивается на несколько дней, есть необходимость предохранять остающийся грунт от засыхания. Для этого сосуд с левкасом покрывают хорошо смоченной в воде и отжатой тряпкой и ставят в прохладном месте. Не следует закрывать банку с грунтом плотными крышками: от этого грунт быстро портится, расслаивается и разжижается.

Окончательно залевкашенную и хорошо просушенную доску следует еще раз спемзовать следующим образом: кусочком пемзы, обильно смоченным в воде, трут и кругообразно, и из стороны в сторону небольшой участок (15 х 15 см) загрунтованной поверхности. Когда под пемзой влаги останется мало, ее откладывают, а спемзованное место заглаживают слегка смоченными в воде пальцами или ладонью.

Таким образом обрабатывается вся доска вместе с торцами. Если при заравнивании пемзой взять воды много, начнется быстрое и неравномерное размывание левкаса, если — мало, подсыхающая пемза может нанести царапины. Если под пемзой появляются царапины, работу следует прекратить и внимательно проверить рабочую сторону пемзы, отыскать в ней обнажившийся твердый камешек или крупинку шлака, вынуть их ножом и снова спемзовать поцарапанное место. По окончании работы доска должна хорошо просохнуть.

В продолжение всей работы пемзу необходимо постоянно промывать в воде, чтобы она не забивалась грунтом; по окончании же всей работы ее следует тщательно промыть, чтобы затвердевший на ней грунт не сделал ее потом негодной для работы. Спемзованный и хорошо просушенный грунт оттирают наждачной бумагой.

Еще по теме:  Сколько раз грунтовать перед штукатуркой нужно стены

Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка. Технические аспекты непосредственного процесса написания иконы изложен в следующем пункте.

Источник: studentopedia.ru

Как делают иконы?

Анатолий Влезько

Иконы пишут иконописцы. Но, помимо непосредственно написания образа, в изготовлении иконы участвует множество разных специалистов. А начинается все с подготовки иконной доски. Скажем, у нас в мастерских созданием иконных досок занимается целый особый цех.
Для изготовления икон преимущест­венно используют древесину липы. После распила, сушки и придания иконной доске нужной формы ее специальным образом скрепляют, грунтуют, а затем наклеивают на нее льняную ткань — паволоку, на которую наносится до пятнадцати слоев левкаса — смеси рыбьего клея и алебаст­ра, причем каждый слой тщательно просушивается. Если фон иконы будет золотым, подложка из левкаса не даст золоту впитаться в дерево, исчезнуть в нем и со временем потускнеть.
Нанесенный и высушенный левкас тщательно шлифуют до тех пор, пока поверхность доски не станет идеально гладкой. Но прежде чем к росписи приступят иконописцы, на доску затупленной иглой переводят контуры рисунка, а фон покрывают сусальным листовым золотом. Только после этого будущий образ поступает к художникам.
Одни иконописцы — доличники — раскрывают иконы в цвете, пишут палаты, одежды, пейзаж. Другие, более опытные и искусные — личники — пишут лики.
По традиции иконописцы пользуются яичной темперой. Эти краски изготавливают вручную на основе минеральных пигментов и яичной эмульсии. Это позволяет наносить как плотные цвета, так и выполнять тончайшие плави — письмо, при котором тонкий слой краски накладывается на все элементы композиции.
В самом конце иконы покрываются олифой и лаком.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

Источник: foma.ru

Как мы делаем наши иконы?

«Почему иконы София такие дорогие? Ведь это же не письмо…»- спрашивают у наших продавцов. Если коротко ответить на этот вопрос, который часто задают наши новые покупатели, то звучать это будет так – потому что они хорошего качества!

А дальше расскажем о наших иконах поподробнее.

Икона Умиление 576.jpg

1) Не смотря на то, что иконы, которые мы предлагаем, напечатаны, а не написаны кистью, на всех этапах изготовления это ручная работа, хоть и при помощи техники.

2) Основные материалы для иконы – доска и краски. Мы используем только те материалы, которые имеют высокое качество – достаточное для того, чтобы икона выглядела достойно, как предмет, отсылающий нас к сакральному, а не как поделка-штамповка с многомиллионного конвейера.

3) Доска для наших икон изготовлена наборно, из специально подготовленных липовых столярных досок, а не из цельного куска дерева – это помогает уберечь будущую икону от деформации, рассыхания и трещин, свойственных древесине. А шпонки (выступающие деревяшки на спинке иконы) мы изготавливаем из самого прочного дерева – дуб. Шпонки ещё надежнее берегут от будущих деформаций иконную доску. Когда вы берете в руки нашу икону, вы держите в руках весомое изделие из натурального дерева, а это несравнимо с тем, когда вы держите кусок фанеры.

Закготовки икон 350.jpg

Заготовки 576.jpg

4) После того, как мы «набираем» из делянок иконную доску, мы ее специальным образом обрабатываем – абсолютно так же, как это делают под иконы ручного письма. Мы трижды шлифуем и грунтуем наши доски, а затем покрываем их левкасом – специальным составом, на который хорошо ложится краска.

Шлифовка 2 576.jpg

5) Некоторые наши иконные доски мы украшаем «ковчегом» — специальным прямоугольным углублением, которое придает затем готовой иконе более завершенный, более старинный вид. Делать такое углубление очень трудоёмко, это требует много ручного труда, и конечно, это отражается на конечной стоимости изделия. Но эффект, который создает ковчег на готовой иконе, того стоит. Заполненная изображением, такая доска не идет ни в какое сравнение с наклейкой, которую приклеили на плоскую фанерную поверхность.

Икона БМ Казанская с ковчегом 576.jpg

6) И да! Мы никогда не изготавливаем иконы методом наклейки изображение на поверхность! Мы печатаем краски прямо на нами подготовленные доски. Принтер, который мы используем для этого процесса, явление для России уникальное. Наш принтер выпускает краску капельками размером в 6 пиколитров.

Чтобы понять, что же это за размер, вам нужно поделить литр жидкости на миллион частей, а потом взять вот эту одну миллионную. и снова поделить на миллион частей. Так вы получите пиколитр. Потом нужно всего-то лишь умножить на 6, так вы получите размер капельки! На самом деле сначала мы печатали капельками размером в 13 пиколитров – и нам это не очень нравилось.

Дело в том, что чем мельче капля, тем лучше прорисовываются нюансы, а линии границы цветов получаются более плавными и естественными – что в конечном итоге дает резкое изображение с объемно прорисованными светлыми и темными оттенками. С новым разрешением нашего принтера в 6 пиколитров мы добились результата, который радует глаз профессионалов. Кстати, чтобы никакая самая невероятно мелкая пыль не попала в крошечные дырочки печатающей части нашего принтера, в нашей печатной мастерской мы соблюдаем чистоту, сравнимую с операционной, и ходим в бахилах.

Печать икон 350.jpg

Печать икон

7) А еще мы делаем иконы с поталью, расскажем о ней подробнее. Дело в том, что поталь по составу не имеет ничего общего с натуральным золотом, а вот внешне, нанесенная на изделие мастером-художником, она выглядит как золото. Поталь по сути это тончайшие листочки фольги, которые мы наносим на иконную доску. Это полностью ручной и очень кропотливый процесс.

Еще по теме:  Чем очистить кисть от грунтовки

Наши мастера стараются наложить поталь так, чтоб были видны легкие складочки, фактурность, свойственная натуральному золоту. А уж после этого процесса на доску наносится краска. Поэтому иконы с поталью стоят несколько дороже, чем иконы без потали, но относительно цен за иконы с натуральным золотом, эта разница не такая существенная.

Петр и Феврония поталь 310.jpg

8) Наши иконы долговечны и не выцветают. Почему? Потому что, кроме всего перечисленного, мы фиксируем краску, нанесенную на доску принтером, специальными ультрафиолетовыми лампами, потому и печать называется УФ – ультрафиолетовая. Лампа как бы запекает краску сразу же, как только принтер её выпустил на доску.

Это немного похоже на то, что делает стоматолог с новой пломбой – фиксирует и закрепляет нанесенный состав с помощью подобной лампы. Для лучшей фиксации и блеска изображения мы покрываем икону лаком.

В результате мы имеем очень крепкое, устойчивое к временны́м изменениям, покрытие, настолько прочное, что с ним вообще ничего не происходит со временем — разрушить его можно только путем механического повреждения. От неправильного хранения может пострадать и треснуть доска, но не само покрытие. Зная всё это, стоимость наших икон не покажется такой уж большой, и наши постоянные покупатели это уже оценили. Кстати, завершающим этапом в изготовлении иконы «София» является не лакировка, а освящение. Наша мастерская работает от храма, и православные священники освящают все наши изделия прежде, чем они попадают в продажу.

Колокольня Софии 576.jpg

Колокольня храма Софии премудрости Божией на Софийской набережной

9) Чем ещё мы гордимся – так это нашей фотосъемкой. Мы никогда не изготавливаем иконы с фотографий, которые скачали в интернете, а используем в работе только те фотоматериалы, которые отсняли сами, или используем высокопрофессиональные фотографии, которые нам предоставляют сами музеи. С уверенностью можем заявить, что фотосъемка икон у нас лучшая в России! Мы подробнейшим образом снимаем древние иконы для того, чтобы даже на мелкой репродукции были видны все детали, что есть на оригинале.

10) Кстати, а почему у нас представлены в основном древние иконы, почему мы мало занимаемся иконами современного письма, знаете? Так получилось вовсе неслучайно – это наша миссия и наша идейная позиция. Мы, возможно, единственная мастерская в России, которая занимается изготовлением икон с позиций историко-культурных.

Нам очень важно подарить людям, которые не имеют возможности посетить многочисленные прекрасные музеи России, возможность молиться перед древними образами, которые часто только в музеях и доступны. Современная иконопись в России пока не подарила нам шедевров, равных Андрею Рублеву, а в те давние времена, когда люди имели простую, чистую веру, и иконы получались другими. Самое поразительное в древних образах то, что они не выглядят архаично, устарело, они выглядят актуально и сейчас, и дарят ту самую «молитвенность», которую так непросто в себе вызвать и которую так сложно объяснить, но без которой и не может быть духовной жизни.

В музее 576.jpg

Поэтому мы непрестанно работаем с музеями (в том числе с Государственной Третьяковской галереей), добиваемся разрешений на фотосъемку, разрешений на изготовление репродукций шедевров иконописи. Так же мы стараемся находить интересные иконы в храмах и монастырях, на территории России или даже за рубежом, и отправляем туда нашу съемочную группу. В результате нашим покупателям мы предлагаем иконы, некоторые из которых кроме, как у нас, нигде не достать.

11) И мы работаем на заказ! Помимо того каталога, который вы можете увидеть в наших магазинах или на сайте, мы имеем фотоархив, во много раз превосходящий то, что выпустили в серийное производство. Для вас мы можем изготовить любую православную икону из макетов, которые есть у нас, и практически любого размера. Так же вы можете прийти со своим изображением, и мы изготовим икону с него, но тут уже максимальный размер готовой иконы будет зависеть от качества картинки, с которой вы придете.

12) И в заключение хотелось бы обратить внимание на то, что напечатать иконы под заказ мы можем далеко не только на иконной доске, но так же и на стекле, пластике, камне – практически на любой твердой и плоской поверхности. Эти технологии позволяют изготавливать иконы не только для внутренних помещений, но и для наружных. И мы можем изготавливать иконы как единичные, так и в комплексе – то есть, к примеру, полностью оформить храмовое пространство древними шедеврами иконописи или изготовить целый иконостас.

Икона Божией Матери в Софии 350.jpg

До революции в правом пределе храма Софии Премудрости Божией находился список Владимирской иконы Божией Матери, который сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. И мы решили его вернуть! Для этого нам не пришлось изымать экспонат из Третьяковки, мы сделали точную копию старинной иконы Третьяковской галереи в самом высоком качестве.

Источник: www.sofija.ru

Рейтинг
Загрузка ...