Картины, написанные маслом и акрилом, существенно различаются между собой. Увидеть отличия несложно даже невооруженным взглядом. Это обосновано кардинальным различием материала, которым пишется полотно, и техникой подготовки холста.
Для масляной живописи используются краски исключительно на основе растительных масел, поскольку именно эти масла являются главным связующим компонентом. Стоит отметить, что холст, грунтованный для живописи, больше подойдет для создания картины маслом, нежели акрилом, поскольку акриловые краски имеют водную основу. Существует несколько основных техник нанесения грунтовки. Как под акрил, так и под масляные краски. Кроме этого, и само полотно может быть из различных материалов.
Фабричное полотно, грунтованное для живописи
Для начинающих художников или тех, кто не хочет тратить время на подготовку полотна под живопись, продаются уже подготовленные к работе материалы. Для картин маслом продается специальный холст, грунтованный, в рулоне. Его не нужно подклеивать или шлифовать, можно сразу после покупки приступать к рисованию.
Грунтуем холст своими руками
Это делается довольно быстро и просто, процедура не требует особых навыков или умений. Также в продаже можно встретить холст, грунтованный с контуром, по которому в дальнейшем остатки полотна либо обрезаются, либо используются для фиксации готовой картины в рамке. Подготовленные полотна для работы продаются не только для живописи масляными красками, но и для акрила. В случае, если ткань заменяется картоном, поскольку акриловые краски имеют водную основу и на бумаге они выглядят намного лучше и эффектней, чем на каких-либо других материалах, используется холст, грунтованный на картоне.
Каким должно быть полотно?
Главный критерий, который должен присутствовать в полотне для живописи масляными красками — его упругость. Во время нанесения грунта под кистью должен возникать приятный пружинящий эффект, за счет которого мазки будут более выразительными, а сам процесс нанесения — гораздо энергичней. В качестве материала под основу лучше всего использовать льняное или пеньковое полотно, поскольку хлопчатобумажная, вискозная или любые другие виды тканей плохо взаимодействуют с грунтовкой из-за своей зернистой фактуры. Первые, учебные работы следует выполнять на холстах со средними по толщине нитями, однако если планируется написание большой картины, следует использовать крупнозернистые виды.
Основу под живопись акриловыми красками следует подбирать более тщательно и ответственно, поскольку сами краски весьма специфичны. Это обосновано тем, что благодаря водной основе такие материалы нуждаются в специальных разбавителях. Главным преимуществом акрила является то, что готовая картина из этого материала со временем не желтеет, а сами краски — гипоаллергенные. За счет своей структуры акрилу лучше всего подходит полотно из картона, так как бумага имеет свойства впитывать лишнюю воду. Однако обычный картон для живописи не подходит, обычно для написания картин используют картон марки «Сонет».
Грунт: как грунтовать холст, дерево, ДВП, ДСП.
Перед началом работы
При выборе материала очень важно знать, как правильно грунтовать холст, чтобы материал ложился максимально качественно. Если же все-таки начинающий художник хочет освоить все азы живописи и решает самостоятельно грунтовать, ему необходимо учитывать что это очень длительный и трудоемкий процесс. Кроме большого количества времени, на это потребуется еще и довольно много грунтовочного материала, следовательно, если бюджет картины относительно небольшой, то лучше покупать уже готовую загрунтованную основу, поскольку на закупку материала для самостоятельной грунтовки потребуется приличная сумма. Здесь очень важно понимать следующий момент. При покупке более дешевого и не слишком качественного грунта есть риск испортить всю картину полностью, так как некачественный материал будет в ее основе.
Грунтовать холст в домашних условиях можно, и такой вариант имеет несколько преимуществ перед готовым, фабричным грунтом. Прежде всего художник сам может выбрать тот оттенок, который он хочет видеть в качестве основы, можно смешивать несколько тонов одновременно и в итоге получить нечто авторское и нетривиальное. Кроме оттенков, нет никаких ограничений по форме полотна будущей картины, его можно регулировать на свое усмотрение. Еще одним положительным моментом является слой нанесения грунта. Он также контролируется непосредственно художником и подбирается в соответствии с необходимыми художественными целями. Основными признаками правильного нанесения и качества грунта являются:
- Нанесенная поверх грунтовой основы краска высыхает равномерно.
- Грунтовка полностью закрывает все отверстия и мелкие дефекты материала.
- С ее помощью создается желаемая фактура, которая может быть идеально ровной, с сохранением текстуры, либо же с различными визуальными эффектами.
- Грунт обеспечивает защиту от попадания красок непосредственно на материал.
- С помощью грунтовки у поверхности картины должно присутствовать максимальное сцепление с любыми используемыми красками или прочими художественными материалами.
- Качественный грунт обеспечивает гарантированную устойчивость к попаданию влаги. А также обладает антисептическими свойствами.
Если ткань обработана качественной грунтовкой, у нее долгие годы сохраняется хорошая эластичность.
Гессо (Gesso)
Очень часто скрап-мастерицы упоминают про Gesso. Что же это такое? Давайте разберемся поподробнее.
Гессо (Gesso) в переводе с английского означает гипс и это тоже грунт. Он бывает густой и жидкий, все зависит от производителя. Гессо можно разводить водой и скорее всего некоторые производители грешат слишком большим объемом воды в его составе.
Состав гессо отличаться от акрилового грунта и основными компонентами считается: карбонат кальция, клей получаемый из шкуры животного и пигменты. Основа настоящего гессо — мел или гипс, но в современном гипсе это вещество заменяют на карбонат кальция, а клей из шкур животных заменяют на акриловый полимерный медиум латекса, пигмент и добавляют связующие вещества, чтобы увеличить срок годности и его гибкость, поэтому трудно сказать настоящий он или нет.
Гессо более капризный, чем акриловый грунт и может при толстом слое растрескиваться. Лучше наносить несколько раз тонким слоем, чем один толстый слой. Поверхность загрунтованная с помощью гессо будет более гладкая и шелковистая. При работе со спреями, красками и чернилами цвет остается яркий и насыщенный. Ложится краска более ровно, чем на грунте.
Рассмотрим грунт по самым популярным фирмам производителя. Чаще всего грунт можно встретить в магазинах для скрапбукинга.
Gesso Pebeo
Французская компания была основана в пригороде Марселя и сначала производила пигменты, а с 1927 стала производить краски, которые необходимо было растереть, а потом использовать. С 1930 года компания начала выпуск красок готовых к использованию.
С 2013 года компания открыла для себя новое направление — Mixed Media и начался массовое производство товаров в этой линейки и в их числе были разработаны гессо. На данный момент он выпускаетя в черном и белом цвете, объемом 250 и 500 мл. Сам гессо имеет хорошую покрывающую способность и это благодаря титановым белилам в его составе.
Он очень густой по консистенции и при необходимости разводится водой. Гессо быстро сохнет и после высыхания имеет слегка матовую поверхность. Подходит для холста, картона, бумаги и дерева.
Гессо от Ranger
Компания Ranger выпускает товары для скрапбукинга. Совместно с Dina Wakley специально для стиля mixed media они разработали гессо и сейчас он выпускается в трех цветах: белый, прозрачный и черный. Применяется на всех поверхностях: холст, дерево, металл, керамика, пластик, бумага, картон, ткань, гипс и другие. Наносится на поверхность легко и имеет хорошую укрывистость.
Быстро сохнет и остается гибким после высыхания. Не желтеет, цвета спреев и красок после высыхания не бледнеют. Из-за своей густой консистенции подойдет для грунтовки и для нанесения через трафарет вместо текстурных паст. Выпускается в баночках объемом: 118 мл, 29 мл и 59 мл.
Art Basics Gesso от Prima
Американская компания Prima была основана в Америке выходцами из Тайланда. У них две семейных компании одна по производству всем известных тайских цветочков и находится в Тайланде, а вторая Prima основанная братом и сестрой в США. Совместно с дизайнером в микс-медии и скрап-мастерицей Анной Дабровска из Польши они создали целую линейку товаров для микс-медии — это гессо, текстурные пасты и очень качественные воски и медиумы, софт-гели и многое другое.
Акриловый грунт-гессо разработали в 3 цветах: черный матовый, белый матовый и прозрачный матовый. Прозрачный матовый имеет легкую текстуру похожую на soft gel. Он идеален для покрытия бумаги с рисунком, если вы не хотите закрашивать сам рисунок. Выпускается в баночках и в тубах по 250 мл.
Применяется на бумаге, холстах, картоне, металле, пластике, дереве, тканях, акриле, ДСП, гипса и др. Гессо имеет хорошую укрывистость, легко смешивается с акриловыми красками и пигментами для получения нужных цветов. Сохраняет яркость акриловых красок, чернил, спреев и других материалов. Быстро сохнет и остается гибким после высыхания. Водостойкий, густой, при необходимости разводится водой, архивного качества.
Он очень густой и служит так же как текстурная паста для нанесения через трафарет или создания интересных объемных элементов на работе с помощью мастихина. Обеспечивает гладкий и меловой фон.
Для закрашивания всей поверхности белым гессо необходимо покрыть в два этапа и обязательно просушить между этапами. Избегать просушки феном.
При работе с черным гессо достаточно одного покрытия. Черный цвет применим как меловая доска.
Старый дизайн упаковки
Гессо от Фабрики Декору
Украинская выпустила гессо в 3-х цветах: прозрачный, черный и белый. В составе: водная акриловая дисперсия и титановые белила. Предназначен для покрытия холста, папье маше, ткани, картона, пенопласта, дерева, ДВП, бумаги и др. Сохраняет яркость красок, водорастворимых и спиртовых чернил, спреев. Перед применением необходимо хорошо перемешать и если нужно, то разбавить водой.
Выпускается объемом 400 мл и 150 мл. Подлежит транспортировке при температуре выше 0С
Чем грунтовать холст под акриловые краски
В последнее время я стала очень часто натыкаться на изображение картины Ван Гога «Звездная ночь» — в вышивке нитками и бисером, в картинах по номерам, в алмазной живописи, в маникюре, на чехлах для разных гаджетов, на посуде, одежде, обуви, сумках, даже в кофейной пенке.
Вот я и подумала: почему бы не нарисовать копию копии этой картины в мазковой технике акрилом?
Рисовать я буду прямо на задней стенке рамки для фото размером 21 на 30 см., сделанной из ДВП, а вообще для акриловых красок подойдет и холст, и картон, и дерево.
Конечно, было бы здорово предварительно посетить Нью-Йоркский музей современного искусства и ознакомится с оригиналом.
Но у меня такой возможности нет. Поэтому рисовать я буду по фотографии, скачанной с англоязычной версии Википедии. Только там я нашла более-менее приличное качество картинки. Будем считать, что это – фото оригинала.
Шаг 1. Грунтовка поверхности для рисования
Первым делом акриловым грунтом покрываю лист ДВП. Если вы планируете рисовать вместе со мной и у вас поверхность уже загрунтована, этот шаг можно пропустить. Грунтовочная масса наносится на очищенную от пыли, грязи и жира поверхность. Холст или картон предварительно проклеивается.
Грунт я развожу небольшим количеством воды прямо в крышке, потому что мне нужна чуть более жидкая консистенция для равномерного нанесения и одновременного выравнивания поверхности. Тонким слоем, горизонтальными и вертикальными мазками наношу грунт на поверхность плоской синтетической кистью. В состав белой грунтовки, как правило, входит мел, который очень сильно пачкает все вокруг. Поэтому желательно как-то защищать поверхность стола, на котором наносится грунт и работать лучше в перчатках, которые я забыла купить. После нанесения грунта не забудьте плотно закрыть банку крышкой, чтобы грунтовочная масса не засохла и хорошо промыть кисть в проточной воде, чтобы ее можно было и дальше использовать.
Примерно через час, когда первый загрунтованный слой подсох, наношу второй слой. Как утверждают производители акриловых красок, ими можно рисовать без дополнительной грунтовки поверхности, но, все же, грунтовка увеличивает адгезию, то есть способность слоев хорошо сцепляться между собой, что предотвратит дальнейшее отслоение краски, а так же уменьшит ее расход в процессе рисования.
Ну и еще через часик покрываю поверхность третьим слоем грунта, совсем жидким, чтобы он проник во все микротрещины на полотне. Торцы также желательно прогрунтовать. Количество слоев грунтовки прямо зависит от впитывающей способности поверхности для рисования. Я останавливаюсь на 3-х слоях.
Шаг 2. Имприматура
После полного высыхания грунтовки тонирую полотно жидкой охристой акриловой краской в смеси с белилами. В живописи этот процесс называется имприматурой. Считается, что на белом грунте сложнее писать картины потому, что белый цвет съединяет краски в колористическом отношении, тогда как единый цветовой фон, его присутствие на всех участках полотна, во всех объектах, создает целостность сюжета, особенно в мазковой технике живописи.
К тому же, если внимательно присмотреться к фотографии «Звездной ночи», можно увидеть на ней просвещающийся фон золотисто-оранжевого цвета, который оказывает влияние на всю картину, создавая как бы эффект свечения.
При оптическом смешивании двух цветов, когда замес краски делается не механически на палитре, а мелкие мазки этих цветов располагаются на поверхности полотна вперемешку, близко друг к другу, с дальнего расстояния наш мозг воспринимает такое цветовое пятно как третий, смешанный цвет. Такая оптическая иллюзия называется Эффектом Бецольда, а оптические смешивание цветов на полотне является основным отличием западной школы техники импасто (мазковой техники живописи) от русской школы. О других факторах, влияющих на наше цветовосприятие можно узнать из статьи на нашем сайте о теории цвета.
Еще имприматуру можно делать добавлением нужного цветного пигмента при нанесении последнего слоя грунта или изначально грунтовать поверхность цветной грунтовочной массой. Она может быть прозрачной, полупрозрачной или кроющей. По тону – теплой, холодной или нейтральной серой, светлой либо темной, в зависимости от цветовой гаммы будущей картины, способа рисования и эффекта, который художник хочет создать на полотне.
В качестве палитры в данной работе я использую обыкновенную старую деревянную кухонную доску с белым листом офисной бумаги, обернутую стрейч-пленкой. По мере загрязнения палитры пленка удаляется и наматывается новая. На самом деле это не только дешево, но и очень удобно, не нужно мыть покупную палитру и счищать с нее остатки засохшей краски. Фон я делаю полупрозрачным, слегка разбавленной водой краской.
Шаг 3. Контуры изображения
Под копирку с распечатанного на принтере изображения наношу контурный рисунок на затонированную и просохшую поверхность. Тут в качестве мостика я использую линейку для опоры руки, чтобы не елозить ею по поверхности, иначе копировальная бумага, при надавливании на нее рукой, пачкает все полотно. О других способах переноса контуров на поверхность для рисования я подробно рассказывала в статье про картины по контурам .
Ластиком высветляю получившиеся контурные линии, чтобы их с легкостью можно было перекрыть краской, а черный цвет не подмешивался в остальные цвета и визуально не создавал грязь на полотне.
Шаг 4. Подмалевок
Далее делаю подмалевок, то есть раскладку основных цветовых пятен на полотне. Но делаю это не как обычно сплошной заливкой цветом больших участков, а маленькими мазками тонкой круглой кистью. Таким образом, я еще и закладываю общее направление мазков. На данном этапе работы фактура в мазках не нужна. Более того, она будет мешать нанесению следующих слоев краски.
Подмалевок делается тонким слоем. При использовании густой акриловой краски из тюбиков, ее лучше немного разбавлять водой.
Еще, кроме акрила, в живописи для подмалевка применяют акварель или гуашь, которые потом растворяются под следующими слоями основной краски, используемой в написании картины. Масло также применяется в подмалевке, но оно долго сохнет.
На фотографиях ниже вы можете видеть поэтапное создание подмалевка. У меня перед глазами находится исходное изображение и я просто пытаюсь повторить то, что вижу. Еще рядом лежит обыкновенный белый листок бумаги на котором я проверяю полученные в результате смешивания красок оттенки, потому что акриловая краска после высыхания немного темнеет.
В подмалевке я использую: небесно-голубую краску, дополнительно высветленную белилами; зеленую, затемняя ее черной краской, а также приглушая охрой; синюю, в замесе с белой или с черной; светлую желтую с белой либо с оранжевой. Теперь надо подождать пока краска подсохнет, чтобы перейти к следующему этапу рисования.
Шаг 5. Фактурные мазки
Далее для создания фактурных мазков я буду подмешивать в краску текстурную пасту. Жидкий акрил здесь не годится, он растекается по поверхности в разные стороны, как бы проваливаясь, вместо того, чтобы формировать объем на полотне. Конечно, можно изначально покупать густой акрил для фактурной живописи, а можно самостоятельно загущать жидкую краску и не только фактурной пастой.
Самый дешевый способ сделать акриловую краску густой – это ждать начала ее высыхания, оставив открытой банку, либо выложив краску на палитру. Но такой вариант занимает определенное время. Для ускорения процесса, можно также использовать клей ПВА либо медиум-загуститель или, как в моем случае, текстурную пасту.
Причем, для придания краске большей вязкости, текстурную пасту можно выбрать еще и с добавками песка или древесных опилок. Текстурная паста бывает разных цветов, но я, в основном, предпочитаю универсальную — белую. Она хорошо вмешивается в краску, но слегка высветляет ее при смешивании, однако, это — не критично.
Тут стоит отметить, что рисование в мелкой мазковой технике тонкой кистью занимает гораздо больше времени, чем обычно. Но и эффект на полотне получается совсем другой.
Теперь теми же красками, что я делала подмалевок, но более густой консистенции, прохожусь по всей поверхности полотна. По мере загрязнения палитры, меняю на ней стреч-пленку. Обратите внимание, что я не использую черную краску в чистом виде на полотне. Контуры объектов обводятся затемненной зеленой или синей. И чисто белая краска в картине отсутствует, вместо нее – сильно высветленные светло-желтая и голубая.
Шаг 6. Оформление готовой работы
Не буду покрывать картину лаком, чтобы не сглаживать фактуру мазков. Также из этих соображений убираю стекло из фоторамки.
Вот, что получилось в итоге. Теперь у меня есть своя собственная копия картины Ван Гога «Звездная ночь».
Биография Ван Гога
Автор оригинала картины «Звездная ночь», Винсент Ван Гог – нидерландский художник-постимпрессионист, сам по себе довольно нетривиальная личность с интересной и одновременно сложной судьбой. Родился он в 1853 в семье сельского священника реформаторской церкви ровно через год после рождения первенца, который скончался через 6 дней, а Винсент унаследовал имя старшего брата и постоянные напоминания родителей о том, что он проживает не свою жизнь.
Возможно, поэтому домашние считали Винсента своенравным и трудным ребенком со странными манерами. Через 4 года у Винсента появляется младший брат, Теодорус. Они были очень близки друг другу на протяжении всей жизни, хотя иногда серьезно ссорились. В общем, детство Ван Гога было мрачным, холодным и пустым, он даже не закончил среднюю школу.
Однако отсутствие образования не помешало Винсенту у дяди в крупной торговой фирме, которая специализировалась на произведениях искусства. Тут он выучился торговому делу и стал ценителем произведений искусства. Несмотря на изначально видимые успехи в торговле, Ван Гог быстро потерял интерес к предпринимательству и ударился в религию. Он пытался работать учителем, переводчиком, продавцом книг, хотел стать священником. Но все эти занятия быстро надоедали.
Ван Гог был самоучкой в живописи, рисовать начал только в 27 лет, учась по книгам и спасаясь от депрессии. За 10 лет своей творческой деятельности создал более 2-х тыс. произведений, но не был признан при жизни. По официальным данным, он продал не более 20-ти своих работ. Зато сейчас картины Ван Гога не просто мега популярны, они являются самыми похищаемыми в мире.
На любовном фронте он не достиг каких-либо высот. Еще в юном возрасте Винсент был влюблен в девушку, которая отказалась выйти за него замуж, что значительно повлияло на эмоционально-психическое состояние художника. Гораздо позже в жены он взял беременную женщину легкого поведения исключительно из сочувствия к ее положению.
Согласитесь, довольно смелый поступок для строгих нравов и обычаев ХIХ века. Так он заполучил бесплатную модель для рисования. Однако их брак продлился не долго. Ван Гог не смог долго терпеть скверный характер избранницы, и они вскоре расстались.
Кроме душевного расстройства Ван Гог еще страдал дальтонизмом. Японские медики, проводя исследования его картин на специальном оборудовании, позволяющем получить цвет в таком виде, в каком его видят люди с различными видами дальтонизма, обнаружили, что сам Ван Гог видел свои картины в более естественных цветах, с изысканными линиями и детальной проработкой теней.
В 1890 году Ван Гог скончался от огнестрельного ранения. До сих пор ведутся споры между биографами, было ли это убийство или самоубийство.
Если вы прониклись жизнью Ван Гога и хотите узнать больше о творчестве художника, могу порекомендовать прочитать книгу «Письма к брату Тео» и посмотреть анимационный фильм 2017 г. «Ван Гог. С любовью, Винсент».
О картине Ван Гога «Звездная ночь»
«Звездная ночь» является одной из самых известных работ художника. Многие считают ее вершиной экспрессионизма, а сам автор, отдавая предпочтение написанию картин с натуры, считал свою попытку изобразить воображаемые большие звезды и стилизованную луну на предрассветном небе с вымышленной деревней и кипарисами – полным провалом. Картина написана маслом в июне 1889 г.
Об этой картине можно говорить часами. Разные специалисты изучали и анализировали работу Ван Гога. Достоверным фактом является то, что «Звездная ночь» была написана в период психического расстройства художника в клинике для душевнобольных после ссоры с еще одним художником, другом и единомышленником — Полем Гогеном. Именно поэтому картина получилась такой экспрессивной.
Считается, что на среднем плане картины открывается вид на город Сен-Реми, который находится на юге Франции. Как раз в этом городе и располоена клиника, в которой лечился Ван Гог.
Физики считают, что на картине изображена турбулентность (вихревые потоки) или звезды в окружении газа и межгалактической пыли.
Еще считается, что на творчество Ван Гога оказали влияние картина «Всемирный потоп» Леонардо да Винчи, на которой тоже изображены вихревые потоки и «Большая волна в Канагаве» — гравюра на дереве японского художника Кацусики Хокусая. Вообще знакомство с японской гравюрой оставило глубокий след в постоянно меняющейся технике Ван Гога. Он начал обводить объекты темными контурами и заполнять их сплошным цветом.
К работам Ван Гога, в которых присутствуют элементы картины «Звездная ночь» относятся:
— Звездная ночь над Роной
— Пшеничное поле с кипарисами
— Терраса кафе ночью
— Горный пейзаж за Сен-Реми
— Пшеничное поле с воронами
Источник: mirhobby.space