Основа для живописи — это любой физически существующий материал или поверхность, на которую наносятся краски: металл, дерево, ткань, бумага, кирпич, камень, пластик, веленевая бумага (тонкий пергамент, восковка, калька), пергамент, штукатурка, стекло. Однако лишь немногие из них представляют собой традиционные основы для масляной живописи; делятся они на две группы: эластичные (гибкие) основы, к которым относятся холст и бумага, и жесткие, объединяющие дерево, листовой фиброкартон, древесноволокнистую плиту, холст на картоне (доске) и металл.
Наиболее популярной и широко используемой основой является холст. Однако статус холста как стандартной основы для живописи относительно молод. Древние художники предпочитали работать в энкаустике на деревянных основах, а в средние века эта практика дала толчок развитию и использованию яичной темперы на досках — первичной и важнейшей формы станковой живописи того времени. В ХV веке на начальных стадиях эволюции живопись маслом существовала как способ доработки или — завершающей стадии темперной технологии: основное внимание было по-прежнему сконцентрировано на небольших вещах с тщательной деталировкой. Такие картины фламандские художники, например, предпочитали писать маслом на грунтованных деревянных досках.
Холст для живописи не дорого. Двунитка на оргалите
В тот период наиболее популярным материалом было дерево — дуб или береза в Северной Европе, тополь — в Италии. Металл — главным образом медь (второй по популярности материал) — использовался реже. Живопись на досках, как правило, предназначалась для коллекционеров или в качестве фрагментов декора культовой архитектуры, поэтому картины были небольшими.
В настоящее время многие художники работают на эластичных основах. Тем не менее, живопись на досках имеет своих приверженцев, и этот выбор представляет уникальные эстетические возможности.
Приводим краткое описание основ, используемых сегодня в живописи маслом наиболее часто.
Льняная основа.
Холст тесно связан с химией масляных красок. Льняное полотно изготавливается из волокон растения Linum usitatissimum — того самого, чьи семена применяются в производстве сырого льняного масла. Для изготовления полотна растение собирают целиком (включая и корни) в период наивысшей степени созревания, далее его оставляют для перепревания в течение трех недель. Затем из этого материала прядется прочная нить, из которой и ткется холст.
Что же делает льняное полотно привлекательным? Это — его прочность и главным образом красота. По сравнению с другими тканями, льняное полотно не обладает механически правильным и ровным тканым рисунком, благодаря особенностям плетения нити. Лен всегда проступает «живой» фактурой сквозь нанесенные слои краски. Эта органичная красота наиболее четко проявляется при использовании льняного полотна стандартной и более грубых разновидностей фактуры; однако холст даже более мелкий тонкий — так называемого «портретного» качества, обнаруживает изысканную неровность и шероховатость поверхности ткани.
ДВП/Оргалит — современная, лучшая основа для картин. Как загрунтовать ДВП/Оргалит
Важно помнить, что масляная живопись ранних периодов выполнялась тонкими слоями красок — в сравнении с более пастозной фактурой, характерной современному искусству. Краска наносилась лессировками, поэтому ее целостный слой оставался относительно прозрачным. Следовательно, фактура льняного холста становилась одним из решающих факторов, определяющих характер завершенной работы. «Неправильность» рисунка ткани и встречающиеся кое-где узелки и шероховатости наполняли лессировки искрящимся светом.
Многообразие фактур художественного льняного полотна определяется количеством нитей на дюйм. Льняной холст средней фактуры содержит приблизительно 79 нитей на дюйм; холст гладкой фактуры — так называемого «портретного» качества — содержит от 90 нитей и более. Льняное полотно может быть как одиночного (SW), так и двойного (DW) переплетения. Полотно двойного переплетения горазда прочнее, тяжелее, плотнее и, конечно же, дороже по сравнению с полотном одиночного переплетения. Оно более приемлемо для крупных живописных произведений.
Хлопок.
Хлопчатник в качестве основы представляет собой современную альтернативу льну. Он впервые начал использоваться в художественных целях в 30-х гг. ХХ в., и с тех пор его популярность многократно возросла, особенно в США, где собственно и производиться основная его часть.
В отличие от льняного хлопчатобумажный холст не занял столь престижной позиции, мало того, он получил негативные отзывы в печати. Некоторые авторы даже сочли хлопчатобумажный холст абсолютно непригодным в качестве основы. Подобный взгляд нельзя назвать полностью справедливым, поскольку хлопок обладает определенными преимуществами. Это прочный и недорогой материал.
Так же, как и лен, он имеет в структуре ту же молекулу целлюлозы. По сравнению с льняной нить хлопчатника несколько тоньше и значительно ровнее, что сказывается на фактурном рисунке ткани. Поэтому в сравнении с льняным холстом хлопок не обладает столь же интересной поверхностью. С другой стороны, ткань из хлопка более устойчива, чем лен, который имеет тенденцию к расширению и сжатию в зависимости от влажности, вызывая тем самым появление характерных «волн» вдоль границ холста.
Одна из причин невысокой популярности хлопка заключается в том, что большинство имеющихся в продаже художественных хлопчатобумажных основ фактически являются слишком тонкими — в особенности те, которые натягиваются в заводских условиях. Высококачественный холст из хлопка должен быть достаточно тяжелым 340 — 430 г на квадратный метр. Хлопчатобумажный холст — соответствующим образом подготовленный, проклеенный и загрунтованный — превосходная основа для серьезной живописи маслом. «Ровная» или «правильная» фактура не является главным фактором, если краска наносится густым пастозным слоем.
Если вы хотите использовать хлопок в качестве основы для живописи, приобретайте его в художественных салонах, а не в магазинах тканей. Хлопчатобумажная материя, купленная в магазинах тканей и предназначенная, как правило, для изготовления одежды, занавесей и других предметов, обрабатывается специальными смолами, которые уменьшают образование морщинок и складок. Различные градации хлопчатобумажного полотна, предлагаемого художественными салонами — обычно называемые «cotton duck» — производятся специально для художников. Это чистый, необработанный материал; он не подвергается воздействию химикатов, которые в противном случае могут вступать в конфликт с органическим или акриловым проклеивателем.
Сложный полиэстер.
Синтетическая ткань, созданная в ХХ веке, во многих отношениях превосходит как льняные, так и хлопчатобумажные холсты. Сложный полиэстер — прочный и весьма стойкий материал. Он более стабилен в отношении размеров, чем лен и менее чувствителен к кислотному воздействию масляных красок.
Он не подвержен гниению, не имеет тенденции к расширению или сжатию в зависимости от влажности среды, в которой находится. На сложнополиэстерной основе могут использоваться те же грунтовки и клеевые растворы, применяемые с льняным или хлопчатобумажным полотнами. Одной из основных характеристик сложного полиэстера является полное отсутствие фактуры.
Это совершенно гладкий материал. Сторонники сложного полиэстера — такие, как австралийский производитель красок Archival — настоятельно рекомендуют сложный полиэстер в качестве основы для живописи. В своей убежденности фирма не одинока; но, тем не менее, сложный полиэстер не пользуется пока особой популярностью. Да и на рынки художественных материалов он еще полностью не вышел.
Джут (мешковина).
Джут изготавливается из конопли — материала, из которого производят крепкие веревки и канаты. Холст из этого прочного натурального волокна обладает однородным тканым рисунком с ярко выраженной фактурой. Она заметно доминирует над другими элементами живописи. Это идеальная основа для работы в стиле энергичного и пастозного нанесения красок. Просветы между нитями джутового холста широкие, поэтому грунтовать его приходится иногда дважды.
Бумага.
Бумага — довольно интересная мягкая основа: она разнообразна, удобна в работе и привлекательна. Бумага обладает той непосредственностью и степенью интимности, которых художники не в состоянии обнаружить у других, более привычных основ. Благодаря свойственной бумаге способности к абсорбции, краски на ней высыхают быстрее и становятся матовыми. Многообразие фактур бумаги делают ее еще более привлекательной для живописцев.
Однако, как правило, бумага не рекомендуется для серьезной масляной живописи, поскольку считается не прочной. Это, безусловно, верное замечание. Но, тем не менее, работы небольших размеров не бумажной основе могут производить хорошее впечатление. Конечно, при использовании бумаги необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности.
Выбирайте только высококачественные сорта художественной бумаги. Пользуйтесь лишь 100% ветошной бумагой без содержания кислот и обращайте внимание на ее плотность. Чем плотнее будет бумага, тем лучше. Ветошный (тряпичный) картон дает наилучшие результаты. Перед живописью на бумаге или картоне, их поверхность следует загрунтовать клеевым раствором.
Проклеиватель на основе животного клея, нанесенный на необработанную бумагу, надежно защитит ее от кислотности высыхающей краски. Существует и другой способ защиты: покройте бумагу слоем разбавленного акрилового средства или грунтовки gesso. Бумага абсорбирует оба грунта, а содержащиеся в ней вода вызовет деформацию бумаги и образование на ее поверхности морщинок.
Для того чтобы предотвратить этот эффект, можно прикрепить края бумаги к картону клейкой лентой или степлером. Или после высыхания клеевого раствора можно смочить обратную сторону бумаги и расположить ее под несколькими листами промокаемой бумаги под грузом.
Есть и третья альтернатива: покройте бумагу тонким слоем шеллака, который растворяется спиртом, и таким образом не будет подвергаться воздействию разбавителей или масла. Кроме того, существуют специальные и предварительно проклеенные виды бумаги, предназначенные в качестве основ для масляной живописи. Проклеивание — это индивидуальный процесс, он не является обязательным, если во главу угла ставится забота о прочности бумаги, поскольку эпоксидная смола предохраняет ее от гниения. Этот вид картона применим практически в любой техники — энкаустике, пастельной, акриловой, гуашевой, темперной и особенно в масляной и алкидной живописи.
Доски из древесины твердых пород.
В ранние периоды развития живописи художники писали на деревянных досках-панелях. Вспомните иконы, а также магические и религиозные запрестольные образы в церквях.
Опыт работы на деревянных основах значительно отличается от опыта работы на холсте. Живопись на досках, как правило, характеризуется малым форматом и более внушительной массой, по сравнению с холстом; она, определенно, создает ощущение прочности и весомости.
Практически любой вид натуральной твердой древесины может стать основной для живописи — дуб, кедр, тополь, береза, грецкий орех или, например, красное дерево (сосна — менее пригодна, так как содержит много смол и обладает слабой водостойкостью). Очень важно, чтобы дерево было зрелым (выдержанным) и не содержало влаги; на доске не должно быть трещин.
Ее толщина варьироваться в пределах от 2,5 и 0,5 см, при этом толщина от 1,5 и 0,7 см считается нормой. Если доска очень тонкая, высыхающая краска непременно деформирует ее. Доска приобретет выпуклую форму — наподобие бочарной клепки. Дерево может расширяться и сокращаться. Самое уязвимое свойство древесины в том, что она имеет тенденцию к деформации вновь выровнять ее крайне сложно.
Преимущество более тонких красок в том, что их деформация легче корректируется при помощи укрепления задних стенок.
К сожалению, в настоящий момент доски из твердых пород древесины являются редким и дорогим материалом; впрочем, отличной основой подобного рода могут стать повторно используемые детали мебели. Если дубовая древесина старой школьной парты или двери не сгнила и не изъедена червем, она прекрасно подойдет как основа для живописи. Потребуется лишь немного работы рубанком и наждачной бумагой, пилой — для достижения необходимого формата. Большое количество живописных произведений конца XV в. выполнялись на переработанной древесине старых парусных судов.
Фанера (многослойная доска).
Качественная фанера изготавливается из березы, красного дерева и тополя, древесина которых представляет собой гладкий и прочный материал. Одна сторона фанеры имеет грубую фактуру, а другая гладкую — эту сторону можно зачистить наждачной бумагой до превосходного состояния, подготовив ее для грунтовки клеевым раствором. Фанера обычно имеет толщину от 0,7 до 1,3 см. Если какой-либо из размеров превышает 45 см, ее, как показывает практика, следует укрепить деревянным каркасом.
Доска MASONITE (оргалит).
Это синтетический материал, изготовленный из смеси измельченных в опилки волокон древесины и клея. Смесь формируется, в результате чего образуется плоский лист. Masonite (оргалит) производится в диапазоне от темно-коричневого цвета до оттенка кофейного загара, имеет как специально обработанную (закаленную), так и необработанную поверхности. Обработанная сторона имеет значительную твердость и, возможно, перед грунтованием потребуется ее зачистка наждачной бумагой. Необработанная поверхность содержит больше волокон и характеризуется меньшей твердостью; поэтому, — из двух видов — именно такая поверхность наиболее подходит для живописи, благодаря способности абсорбировать.
Некоторые виды оргалита имеют очень гладкую, плоскую поверхность с одной стороны и напоминающую холст грубую фактуру с обратной. Но сторона с более грубой фактурой не сможет создать у зрителя впечатление, что перед ним находится ткань. Как правило, лучше пользоваться гладкой стороной. Существуют также листы оргалита, у которых обе стороны гладкие.
Конечно, у этой основы отсутствует присущая дереву привлекательная фактура — текстура древесины; но ведь это свойство в любом случае будет утрачено после грунтовки доски даже из натурального дерева. Так ли уж важна природная красота древесины, если, в конечном счете, она будет скрыта под слоем грунтовки?
Masonite (оргалит) имеет и свои недостатки. Первая проблема при работе с ними — доска очень легко изгибается, но не в соответствии с направлением волокон, а подчиняясь силе тяжести. Это означает, что подвешенный под углом к стене кусок оргалита станет прогибаться по направлению к центру тяжести. Для предотвращения подобного эффекта лист следует вставить в раму плотно и совершенно прямо, или поместить его плоско в лежачем положении либо усилить заднюю сторону при помощи деревянных соединительных скоб. Деформированную деревянную раму очень сложно выровнять, поэтому для укрепления задней стороны доски используйте древесину хорошего качества и солидной выдержки.
Еще одна проблема, связанная с использованием оргалита, заключается в значительном весе листов крупного размера. Если вы действительно желаете работать в крупном формате, используйте вместо оргалита многослойную фанеру, так как последняя несколько легче.
Листы оргалита недороги и продаются практически повсюду. Кроме того, они очень прочны и долговечны — срок их хранения сравним со сроком хранения твердых пород древесины; это, безусловно, очень стойка и одна из лучших доступных жестких основ художественного качества.
Металл.
Художники, как правило, выбирали медь. Однако есть и другие химически устойчивые металлы — такие, как железо, нержавеющая сталь, олово (белая жесть) и алюминий. Поскольку металл — тяжелый материал, выполненные на нем живописные работы традиционно отличаются небольшим размером. В наши дни художники могут использовать легкий металлический «строительный» материал, который безупречен для работы над крупноформатными произведениями — так называемый «honeycomd aluminum» или «сотовый алюминий» (пористой структуры). «Алюминиевые соты» представляют собой два тонких листа алюминия, расположенных поверх сердцевины из волокнистого (профилированного) алюминия, напоминая, таким образом, гофрированный картон. Он производится в крупных плоских листах различной толщины, легко поддается обработке и резке.
Важнейшее качество металла заключается в его гладкой, как стекло, поверхности. Он не изгибается и не деформируется в результате воздействия высыхающей краски. Однако перед началом работы металлическую основу следует очистить от ржавчины и покрыть ее грунтовкой для металла, которая отличается от других грунтовок тем, что слегка протравливает гладкую поверхность металла и обеспечивает надежное сцепление между ней и красками. Не будь слоя грунтовки, масляные краски не смогли бы закрепиться на поверхности металла.
Металлические основы можно приобрести в магазинах металлического оборудования и художественных салонах, предлагающих различное оборудование для печати, включая пластины для гравирования.
Источник: kris9tena.livejournal.com
Грунтовка двп перед рисованием маслом.
Если покрыть двп акриловой белой краской для потолков? а потом рисовать маслянными красками, это дело все не отвалиться .
во первых масло впитается в такой грунт и картину будет писать тяжело и итог не обрадует. акрил нужно смешать например с желатином. желатин не даст впитаться маслу в грунт и сделает сцепление лучше.
Смутно помню, что это был акрил с ПВА после прошкуривания для сцепки. (дипломная работа была)
Хоть чем замажте, всё отвалиться. Маслянными красками не рисуют, а пишут.
Елена Сафарова
я так писала на первом курсе: двп, 1-2 слоя желатина, пару слоев водоэмульсионки — до сих пор не отвалилось, это было лет 8 назад. но это ооочень тянущий грунт. зато прикольный эффект матовости получается. а чтоб этого не было обычная акрилка или акриловый грунт поверх слоя желатина. Желатин хорошо склеит, и не отвалится.
Источник: sprashivalka.com
ЖИВОПИСЬ
Существует вечная проблема, с которой сталкивается человек, который хочет и пытается с помощью красок запечатлеть свое ощущение Прекрасного. Эта проблема как сделать свое полотно достойным прожить века. Современный человек живет в непрерывно сменяющихся так называемых «культурных трендах». Сегодня популярно одно «направление», завтра другое.
Сегодня символизм, поп-арт, контемпорари, завтра инсталляция, постмодернизм или еще какой-нибудь «изм». К сожалению, все это не имеет никакого отношения к Искусству. Это не более чем игра словами и маркетинговые ходы для увеличения продаж. Без подобной «концептуальности» невозможно попадание художника на современный арт-рынок.
Художник, который не хочет заниматься подобным «мозготворчеством» из рынка выпадает. Вы не найдете его картин ни в галереях, ни на аукционах. К счастью, из Искусства выпасть нельзя. Артрынку в его ныненшем сотоянии около 100 лет. Это ничтожный срок для Искусства.
Поэтому я отбрасываю все требования арт-рынка.
Я — художник по призванию. Я совершенствуюсь каждый день и стараюсь сделать каждую работу лучше прежней. Я рисую без намерения влиять на других художников некими «новациями». Скорее наоборот, я — консерватор и полагаю, что в искусстве давно не существует ничего нового. Я согласен с Ренуаром, который сказал: «Я не придумал ничего нового, это просто продолжение искусства 13 века».
Я всем сердцем и всей душой воспринимаю наиболее близкие мне заветы мастеров прошлого. Талант, трудолюбие, воображение и тесное общение с культурной традицией помогают мне создавать эмоционально заряженные произведения. Своим творчеством я стараюсь вернуть живописцу статус настоящего Художника, который некоторые современные тенденции мира искусства не хотят признавать, сводя роль творчества к интеллектуальной игре, жонглированию идеями и смыслами, в ущерб чувственно-эмоциональному восприяитию Прекрасного. В своем творчестве я пытаюсь воздействовать на душу зрителя, создавать живопись, в которой «пользуются красками, но пишут чувствами» (Жан Б. Шарден).
КАРТИНЫ АКРИЛОМ НА ОРГАЛИТЕ НА КЛАССИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗОЛОЧЕНИЯ И СЕРЕБРЕНИЯ
ПОРТРЕТЫ И ПЕЙЗАЖИ
Почему акрил, а не масло, оргалит, а не холст?
Каждая картина состоит из трех совершенно различных элементов.
1. Основа или материал, на котором написана картина, т. е. доска, холст, камень, бумага и т. п.
2. Грунт, которым покрыта эта основа.
3. Живопись, образующая последовательный ряд слоев краски, положенной на грунт.
Если живопись исполнена в дурных условиях и сама в себе содержит источник будущих разрушений, то, конечно, картину не спасут ни хорошая основа, ни прочная грунтовка, и, наоборот, совершенно достаточно недоброкачественности этих двух факторов, чтобы испортить самую прочную живопись. Естественно, основа для картины должна выбираться самая лучшая.
НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ЖИВОПИСИ
ОСНОВА и ГРУНТ. В старину писали по дереву, дубленой коже, мрамору, сланцу, настенной известковой штукатурке, и даже просто по камню, насытив его смолой, которую сперва подогревали, чтобы дать ей возможность глубже проникнуть в основу. Употреблявшиеся для живописи доски были очень толсты и крепки.
Историки пишут, что во время осады Родоса солдаты пользовались картинами Апеллеса вместо обеденных столов. В средние века писали преимущественно на дубовых и тополевых досках, склеивая их между собой животным клеем, с которым делался и грунт, или мучным клейстером, смешанным с гипсом или мелом. Употреблялся также клей из творога и извести (казеиновый клей), рецепт которого можно найти в старинных манускриптах. Казеиновый клей очень прочен, замечено, что на совершенно прогнивших старых досках грунт остался в целости, и что даже в местах стыков, упроченных холщовыми лентами, пропитанными казеиновым клеем, дерево, также перекрытое этим клеем, хорошо сохранилось.
Приготовление досок для живописи считалось настолько серьезным делом, что, например, правительство Нидерландов нашло нужным монополизировать его и взяло на себя эту заботу: лучшие столяры занимались изготовлением досок из безукоризненного и сухого дерева. Было даже запрещено, под угрозой штрафа, кому бы то ни было писать на досках, изготовленных не в правительственных мастерских.
Вот каковы мотивы законодателя, объясняющие эту меру: „Гений художника принадлежит его отечеству. Долг отечества позаботиться насколько возможно о продлении века лучших произведений.
Чтобы достигнуть этого, нужно заботиться одинаково обо всех картинах уже потому, что всякий знаменитый художник начинает с неизвестности, или же неизвестен еще по своей скромности, а потому художник, не зная, как будет оценена его картина в будущем, не должен, по небрежности или из экономии, подвергать свою картину риску». Таков был закон, который вызовет улыбку в наше время, — и закон этот строго выполнялся в эпоху расцвета школы голландской живописи.
Быть может, ему мы обязаны сохранностью тех чудных образцов живописи, которыми наслаждаемся в наших музеях. Употребление деревянных досок сохранилось в Италии — до Рафаэля включительно, а в Нидерландах значительно дольше — до Рубенса.
Время, когда появились первые картины, написанные на свободно натянутом холсте, точно не установлено, но вероятно, что его использовали уже в XV веке прежде всего для удешевления изготовления картин, так как хорошие доски стоили очень дорого. Первоначально картины на холстах выполнялись для украшения второстепенных помещений, спален, дальних покоев дворцов аристократии. В парадных залах, а также в церквях использовались только живопись на досках. Широкое применение холста, как основы для живописи, в Европе относится лишь к XVII веку в связи с увеличением количества заказчиков среди буржуазии и купечества, желавшего украшать свои дома не хуже аристократии, но за меньшие деньги. Поскольку хорошая живопись на загрунтованном холсте издалека не отличима от живописи на доске, но стоит дешевле, художники массово перешли на новую основу — холст.
К сожалению, у холста есть ряд значительных недостатков. Самый главный из которых состоит в том, что холст сильно меняет объем в зависимости от температуры воздуха. Тепло и сухо — он натягивается, как барабан, холодно и влажно — он провисает, как тряпка.
В результате возникают сильнейшие напряжения в грунте и красочном слое, и как результат — трещины, кракелюры и отслойка красочного слоя. Огромный вред наносят картинам подрамники, не имеющие раздвижных углов, скосов, перекладин и крестовин, подрамники с составными планками, фанерными «косынками» по углам.
Последствия хранения картин на таких подрамниках очевидны: деформация холста, сломы и осыпи грунта и красочного слоя. Низкое качество грунтованных холстов в рулонах стало в наше время массовым явлением.
Грунтованный холст изначально натянут с волнообразным изгибом нитей, не говоря уже об утолщениях, многочисленных узелках нитей, которые требуют специальной зачистки, а это нарушает клеевой слой и крепость самого холста, что приводит к неравномерному напряжению основы, проклейки и грунта. Именно в напряжённых участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости. Таким образом грунт свободно пропускает связующие краски на оборотную сторону холста или, наоборот, оказывается почти непроницаемым для связующего краски. Такая поверхность не даёт сцепления грунта с красочным слоем. Я уж не говорю о хрупкости холста, небольшое давление или удар — и у вас вмятина или разрыв, устранить которые стоит немалого времени и денег.
Что же касается картона, то качество большинства грунтованных картонов неудовлетворительное. Изначально для их грунтования используются низкосортные рыхлые картоны, которые коробятся во всех направлениях. Грунты впитывают связующее из красок, как губка, красочный слой при этом становится матовым, а связующее проходит на оборотную сторону картона, оставляя пятна.
КРАСКА. По происхождению краски на водной основе (темпера) древнее красок на масляной основе (масла). Уже древнегреческие живописцы употребляли темперу в классическую эпоху. В средние века это самая распространенная техника для живописи. В Европе темперой пользовались вплоть до XV века.
У нас до сих пор темперой пишут иконы. С конца XV века все усиливается популярность масляной живописи (пришедшей в Италию с севера), которая в XVI веке окончательно вытесняет темперу. В конце XIX века начинается некоторая реабилитация темперы. Вазари называет изобретателем масляной живописи нидерландского живописца Яна ван Эйка — мастера первой половины XV века.
Характерно, что итальянские живописцы в течение всего XV века независимо от ван Эйка экспериментируют с маслами и лаками, но настоящее развитие масляная живопись получает в Италии только в конце XV века, когда Антонелло да Мессина привозит в Венецию рецепты нидерландского живописца. Однако в ту эпоху маслами назывались все густые жидкости, извлекаемые холодным способом из растений, не исключая и эфирных масел (эссенций).
Итак, единственно, что удалось узнать из всего процесса живописи Ван-Эйка, это только. термин „масло»! Полный перелом происходит в североитальянской живописи в творчестве Джованни Беллини, который использует уроки Антонелло и в сочетании масляных красок с темперой находит стимул для своего глубокого, горячего, насыщенного колорита. А в следующем поколении венецианских живописцев, в мастерских Джорджоне и Тициана, происходит окончательное освобождение масляной живописи от всяких традиций темперы и фрески. При этом масляные краски обладают рядом технических преимуществ, позволяя быстро добиваться нужного эффекта, которого очень трудно достичь темперой. Они позволяют легко создаваать плавные переходы тонов и эффекты освещения и имеют приятный блеск.
При этом дефекты масляных красок больше относятся к отдаленному будущему, а не к настоящему: с течением времени масляные краски теряют эластичность, силу связующих веществ, темнеют, желтеют, покрываются трещинами (кракелюры), так как масло твердеет и уменьшается в объеме. Можно сказать, что кракелюры появляются тем раньше, чем гуще живопись, так как различные слои сохнут с различной быстротой.
Достаточно пройтись по Лувру, чтобы убедиться, что сохранность картин находится в непосредственной зависимости от используемых материалов. В Лувре с достаточной наглядностью можно сравнить прочность современной живописи и более отдаленных времен. Так, например, в картинах XV века колорит и самые краски лучше сохранились, чем в произведениях XVII века. С приближением к ХХ столетию живопись портится все больше и больше. Кто же виноват в этом? «Только художники, равнодушие которых к сознательному выбору средств их искусства переходит всякие границы».
В настоящее время художники вообще мало интересуются материалами своего искусства. Они предоставили целиком заботу приготовления холстов и красок людям, часто ничего общего не имеющим с живописью. Эти ловкие, но вместе с тем невежественные промышленники изобретают лаки, растворители, сиккативы с мудреными названиями, выпускают в продажу весьма опасные продукты для живописи.
Они снабжают всем: ящиком для красок, мольбертом, кистями, псевдотехнологиями и даже сюжетами картин. Становится очень трудно отличить дурной материал от хорошего, и часто художники, боясь обмана, впадают в другую крайность, отказываясь пользоваться новыми, но совершенно безопасными для живописи красками.
Современный художник, снабженный всем этим, как дилетант, не зная материалов для живописи, отдается своим фантазиям во славу „вечного искусства» и пишет как попало и чем попало, не думая о завтрашнем дне, озабоченный одной мыслью — не отстать от моды и не выпасть из «тренда», чтобы подороже продать свою «продукцию». Не следовать трендам нельзя — пресса не обратит внимания, галеристы поворотят носы, богатые коллекционеры не будут покупать, грант не дадут и т. д. О прочности и качестве нечего заботиться, пусть об этом заботится будущий владелец.
Ведь это уже его проблема. Знаменитая акула в формалине Дэмиена Херста протухла — это не проблема Херста, он свои миллионы получил. Зато какой простор для фантазии концептуалиста! Можно ваять без конца, что угодно и чем угодно, не задумывыаясь о последствиях!
АКРИЛ И ОРГАЛИТ
ХХ век предоставил художникам массу новых материалов позволяющих избежать наиболее существенных недостатков холста и масла и в то же время недорогих. Это различные твердые материалы, применяемые в строительстве, некоторые из которых могут использоваться в качестве основы для живописи, и синтетические краски на основе натуральных пигментов, но с синтетическим связующим, лишенным недостатков масла.
Это, например, оргалит (в простречии, ДВП) и акрил. Акриловая краска — синтетическая краска на основе акриловой кислоты. Акриловые краски отличаются высокой светоносностью, водо- и термоустойчивостью, плотным сцеплением с поверхностью. Акриловая краска состоит из трех основных компонентов: пигмента, связующего вещества и воды. Связующее вещество – синтетический материал, получивший название акриловой полимерной эмульсии.
Обладая множеством преимуществ, а также рядом собственных достоинств, акриловые краски универсальны и удобны в обращении. Популярность акрила неуклонно росла со времени его появления на рынке около 70 лет назад. Происходило это, главным образом, благодаря ряду его серьезных преимуществ перед традиционными материалами.
Акриловые краски быстро сохнут, обладают хорошей кроющей способностью и великолепной яркостью цвета — они не выгорают на солнце (как акварель) и не тускнеют со временем (как масло), после высыхания принимают форму упругого пластически стойкого покрытия. Высыхание акриловых красок происходит в результате испарения воды, при этом краска образует химически стабильную эластичную пленку, состоящую из пигмента и связующего вещества.
В отличие от масляных красок, высохший акрил характеризуется большей прочностью (менее ломкий), краска не крошится, ее слой не образует трещин, поверхность не отслаивается. С течением времени акриловая краска не морщинится, она не восприимчива к воздействию нормальных перепадов температур и изменений условий влажности.
Краски существуют уже более 70 лет, поэтому их светостойкость совершенно очевидна. Акрил высыхает довольно быстро. Более плотные слои высыхают медленнее — в пределах нескольких минут. Высохшую акриловую краску нельзя удалить водой, она едва поддается соскабливанию или зачистке наждачной бумагой.
Помимо быстрого высыхания и водостойкости, акрил обладает хорошей адгезией. Это качество позволяет успешно использовать его в наружной росписи, краски не подвержены влиянию погодных условий и хорошо ложатся на большинство поверхностей. Акриловые краски прекрасно подходят для коллажа, так как могут использоваться как клей для бумаги или ткани. Фактурные акриловые пасты и моделирующие средства обладают сильными адгезивными свойствами и могут использоваться для создания рельефных поверхностей.
БАЗЫ ДАННЫХ
МАСТЕРА ИСКУССТВА О ИСКУССТВЕ
ИНТЕРНЕТ-МУЗЕИ
Источник: dimafedorov.com