Комедийные фильмы, насколько бы качественными они ни были, в большинстве своём годятся лишь для разового просмотра. Но комедии Гайдая — не в счёт: эти забавные и остроумные истории без глупости и пошлости, присущей западному кино, мы пересматриваем каждый год, и всегда они вызывают искреннюю улыбку.
В 1961 году мир впервые увидел на экране самых знаменитых гайдаевских персонажей — Труса, Балбеса и Бывалого – они появились в десятиминутке «Пёс Барбос и необычный кросс». А 8 января 1962-го, ровно 57 лет назад, вышла вторая короткометражка с участием этих же героев – «Самогонщики».
Никаких лишних слов, только смешные трюки, гениальная музыка Никиты Богословского, собака и трое друзей, которые в лесной избушке варят самогон. Закончив с работой, троица пробует готовый продукт и шутки ради кидает кусочек сахара, смоченный в самогоне, псу. Тот опрокидывает бутылки, вытаскивает из аппарата змеевик и вместе с ним убегает в лес. Начинается погоня, полная уморительных моментов.
По случаю очередной годовщины со дня выхода «Самогонщиков» портал Teleprogramma.pro выяснил несколько интересных фактов о появлении в советском кино Труса, Балбеса и Бывалого.
Орки придумали новую ловушку : Гайдай предостерег от уловки россиян
Гениальная идея после двух неудач подряд
Мало кому известно, но создать знаменитую троицу Леониду Гайдаю помог творческий кризис. В 1958 году снятую им сатирическую комедию «Жених с того света», мягко говоря, не одобрил худсовет. Неудачным получился и историко-революционный фильм «Трижды воскресший». Чтобы отпустить ситуацию, вместе с женой, Ниной Гребешковой, Гайдай поехал к своим родителям в село Глазково под Иркутском. На чердаке родительского дома Леонид перебирал старые газеты и в одной из них нашел фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», рассказывающий о том, как трое браконьеров пришли на речку глушить рыбу динамитом, но им помешала собака.
Режиссёр решил положить этот нехитрый сюжет в основу сценария короткометражки и сам придумал клички для троих героев. Дело оставалось за малым – найти актёров с подходящим типажом.
Кадр из фильма «Самогонщики» (1962)
Вицин, Моргунов и«глиста» из цирка
Георгий Вицин уже снимался у Гайдая – играл Фикусова в «Женихе с того света». Режиссёр помнил его и сразу решил, что на роль Труса этот актёр подойдёт идеально.
Балбесом вполне мог стать Сергей Филиппов, но у него было полно работы и полагаться на него не рискнули. Помог Вицин: рассказал, что в цирке на Цветном бульваре видел клоуна, внешне «напоминающего глисту». Гайдая такое необычное описание заинтриговало и он пригласил клоуна – Юрия Никулина – на просмотр. Так был найден Балбес.
На роль Бывалого руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев посоветовал взять Евгения Моргунова, в то время никому неизвестного. И совет пришелся как раз кстати!
Место съемок – Подмосковье
И «Пса Барбоса», и «Самогонщиков» снимали близ посёлка Снегири в Истринском районе Московской области, там, где сейчас всё застроено современными коттеджами. Бревенчатый домик, в котором жулики варили самогон, построили там же, возле Снегирей, недалеко от берега Истры.
Взрыв динамита и сцена с горящим деревом, которые мы видим в первом фильме, были сняты по соседству с дачей Ивана Семёновича Козловского в дачном товариществе «Мастера искусств» в деревне Жевнево.
Сюжет второго фильма пришёл из цирка
Гайдай не знал, что еще можно снять после «Пса Барбоса», однако на помощь ему пришёл Юрий Никулин. В цирке он уже играл подобную сценку, а теперь рассказал о ней режиссёру.
Новой проблемой стал отказ Моргунова участвовать в съемках. А какая же это будет троица, если из неё «выдернуть» одного из участников? К счастью, всё тот же Иван Пырьев поговорил с Евгением и заставил его передумать.
Злопамятный Барбос
Своенравный пёс-актёр по кличке Брёх во время первых съемок доставил группе немало проблем и к тому же невзлюбил Моргунова до такой степени, что даже начал его кусать. Когда его же пригласили играть собаку в «Самогонщиках», оказалось, что неприязнь к Бывалому за несколько месяцев не улетучилась.
Ситуацию спас один из членов съемочной группы — предложил на эту роль свою овчарку по кличке Рекс. Как ни странно, Рекс тоже начал кидаться на Моргунова, в связи с чем актёр говорил, что это Брёх настроил против него сородича. Они так и рычали друг на друга, но продолжали работать.
Опасная работа
Юрий Никулин мог серьезно пострадать при съемках сцены, где он катится в огромном снежном шаре. Спецэффектов тогда не было и декораторы использовали для этой сцены два шара: из папье-маше и из снега. Сперва с горы катился первый шар и ударялся о дерево. Затем этот шар убирали и скатывали настоящий снежный ком с Никулиным внутри.
Чтобы изобразить удар кома об дерево, под него подкладывали немного взрывчатки, однако в первый раз пиротехник ошибся в расчётах и взрыв оказался слишком сильным. Актёр чуть не потерял сознание, но всё же согласился на второй дубль. Он был более удачным.
Друзья в кадре, но не в жизни
Зрители думали, что после совместной работы в фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» забавная троица неразлучна и в жизни. Но это было не так – Вицин, Никулин и Моргунов за пределами съемочной площадки не встречались.
А вот Леонид Гайдай с Юрием Никулиным на съемках очень сблизились и всю оставшуюся жизнь дружили семьями. С Вициным режиссёр тоже был на связи, а с Моргуновым они поссорились после «Кавказской пленницы» и больше не встречались.
Международное признание
Короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» приобрели для показа более сотни государств. Этот фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, получил почетный диплом Международного кинофестиваля Сан-Франциско и особый приз Лондонского кинематографического общества. «Самогонщиков» показали примерно в 70 странах.
Источник: teleprogramma.pro
«Не суетитесь, люди. »
По случаю юбилея артиста, 19 апреля 2013 года, по каналу «Культура» показали документальный фильм «Георгий Вицин», созданный в рамках проекта «Острова». Фильм замечательный, чуткий, трогательный, как и сам его герой.
А я вспомнил, как в нелегкие времена получал, будучи членом Союза писателей, продовольственные заказы в Гастрономе в многоэтажке на Садовом кольце. И в очереди увидел перед собой актера Георгия Вицина. А тот, глянув на меня, почему-то вдруг решил со мной разговориться: «Пришло время, утром трудно встать, все тело скрипит, ноет…». Я участливо кивнул, приказав себе не признаваться, что узнал артиста.
Знал, что один из журналистов, мой коллега, в течение месяца по телефону еле уговорил Вицина дать ему интервью и еще месяц пытался подписать готовый материал. А тут артист вдруг так доверительно с совершенно посторонним человеком сам заговорил…
Об этом я вспомнил, когда начал смотреть картину. В начале фильма (завязка) Георгий Вицин подходит к книгам на развале и в немой сцене показывает, что книги ему не по пенсионному карману, даже со знакомым портретом Станиславского.
Георгий Вицин – человек нестандартный, абсолютно непохожий на созданных им знаменитых персонажей.
В фильме Наталья Варлей, Инна Макарова, Наталья Кустинская и другие артисты рассказывали, какой Вицин был скромный, скрытный, о себе особенно не любил распространяться. В юности должен был бороться со своей закомплексованностью, и его инстинктивно потянуло к лицедейству. Как на уроках с таким же, как и он, смешливым товарищем они все время «заражались» друг от друга хохотом. И их за это удаляли из класса.
После окончания школы Вицин прибавил себе год и поступил в училище Малого театра. Но и оттуда вскоре его отчислили с формулировкой «за легкомысленное отношение к учебному процессу». Осенью Вицин вновь решил испытать свои силы. Он показался сразу в трех студиях — Алексея Дикого, Театра Революции и МХАТ-2 — и был принят сразу во все.
Свой выбор остановил на студии второго МХАТа, по окончании которой был зачислен в этот театр. А вскоре поступил в труппу театра-студии Николая Хмелева (будущий театр имени М. Ермоловой).
Его друзья – артисты из театра имени Ермоловой вспоминают о необычной скромности Вицина, своеобразном юморе, доброжелательности к начинающим артистам. Дистанции между ним и молодыми не было. Хотя уже в 1959 году он в театре Ермоловой получил звание «Заслуженный артист РСФСР».
Общение с Вициным, человеком умнейшим и неординарным, доставляло коллегам колоссальное удовольствие. Стала крылатой фраза Вицина: «Уходя со сцены, не забудьте выйти из образа».
Сам ритм юбилейного фильма о комике номер один – лирический, гармоничный, без буффонады. Потому что Вицин, как настоящий мастер, говорил со зрителем серьезно, спокойно, задушевно, – а зал гомерически хохотал.
А вообще-то для Вицина не было понятия «киноартист», а было понятие «актер». Если актер не работал в театре, это ужасно, потому что пропущена учеба, где складывается актерская индивидуальность, — считал он. Вицин прошел за 35 лет школу театра. Но Вицину театра было мало. И получив театральный опыт, актер ушел в кино.
Киношники уверяли, что предложений Вицину было больше, чем звезд на небе. Конечно, гипербола. Но он сыграл более 80 ролей в кинофильмах. Озвучил десятки мультфильмов и радиопередач.
Широкую известность Вицину принес образ Труса, воплощенный им в комедиях Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
И даже в образе Труса Вицин смог найти детали, чтобы подчеркнуть оригинальность своего героя — он и хитрее, и умнее своих напарников, в нем даже есть остатки чувства собственного достоинства. От этого маска становилась человечней.
Семь раз Вицин сыграл образ Труса. Что это – собирательный образ, символ или конкретный человек? Для Вицина — это человек вполне определенный. Ему не составило труда его сыграть. По актерскому амплуа он был ему очень близок. Он про него знал все: нежный, по-своему поэт. Отличается в данной шайке от других. Вицин мог даже импровизировать внутри образа.
Так, самой любимой его находкой стал эпизод, когда Трус, Балбес и Бывалый решили стоять насмерть перед автомобилем «пленницы»: Трус, зажатый товарищами, бьется в конвульсиях.
С Леонидом Гайдаем легко и приятно было работать — он любил актеров и с удовольствием принимал их остроумные находки.
Наоборот, режиссер Григорий Козинцев, считая Вицина серьезным актером, когда увидел «Пса Барбоса», был расстроен тем, что тот снимается в такой «муре».
Наиболее запомнившиеся роли актера — это, конечно, авантюрист Сэм из «Деловых людей» («Вождь краснокожих»), Бальзаминов из «Женитьбы Бальзаминова», сэр Эндрю из «Двенадцатой ночи», Хмырь из «Джентльменов удачи», Волшебник из «Старой, старой сказки». Сколько бы раз их ни повторяли в прокате – эти фильмы не стареют.
Да и сам артист долго, казалось, не старел. До преклонных лет он выглядел очень молодо. В тридцать семь сыграл восемнадцатилетнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В сорок шесть — двадцатипятилетнего Мишу Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»). При этом талант позволял ему играть и возрастные роли: в тридцать восемь лет Вицин перевоплотился в древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица».
Он долго носил маску вечного пьяницы, хотя в жизни никогда не пил. В ролях же персонажей — Вицин был очень убедителен, обладал для этого специфическими голосом и внешностью.
И вот, глядя на переживания от письма из дома его Хмыря в «Джентльменах удачи», где по-смешному сын «обрадовался, что отец сидит в тюрьме», а не умер, видишь, как в фильме у Вицина проступает его душа. Как говорил Пушкин: «И милость к падшим призывал». И артист призывает эту милость к своим героям. Как же трогательно, по-нищенски, с протянутой рукой подходит герой Вицина – Миша Бальзаминов к богатой невесте Домне Белотеловой (Нонна Мордюкова): «Пожалуйте ручку поцеловать». И в то же время, позарившийся на приданное жених оставляет в себе каплю гордости – не впадать в подлое рабство к этой алчущей великанше: «Мне бы домой. ».
Застенчивые в грехе и простоватые в мечтах герои Вицина приглянулись и зрителю. Их всех немного жалко, как неудачливого Бальзаминова.
Эта роль стала визитной карточкой Вицина. В парке культуры и отдыха Зеленогорска 26 июля 2008 года (к 460-летнему юбилею города и 90-летию Вицина) открыли памятник Георгию Вицину – именно в роли Бальзаминова.
Другая значительная роль Вицина – в обруганной, но неувядаемой «Кавказской пленнице». И здесь он, король комиков, имел возможность внести свою лепту. Замечательная артистка Наталья Варлей в показанном «Культурой» фильме утверждает, что в «Кавказской пленнице» Вицину принадлежит авторство мизансцены: «Чей туфля. Моё… Спасибо». Но не только это.
Вицин часто во время съемок импровизировал. Например, в «Кавказской пленнице», когда его телом, как тараном, вышибают дверь, и он улетает в окно, артист добавил всего лишь один штрих — он летит и кричит: «Поберегись!». И все заиграло по-иному.
Или – когда он бежал за Варлей, испугался упавшего с нее платка, якобы приняв его за змею. Или – когда Моргунову делали укол, Вицин предложил, чтобы шприц остался в его ягодице и размеренно покачивался. И мы помним, как огромный шприц смешно раскачивается.
Надо отметить, что вицинский любимый персонаж Бальзаминов, подобно чаплинскому, имеет свой дежурный набор: котелок или цилиндр-шапокляка, канотье или скромную кепочку. Но все-таки это Вицин, а не Чаплин.
И потом, он снимался не только в комических ролях, но и в лентах вполне серьезных, исторических. Вицин так похож на Гоголя, что было бы обидно, если бы ему не выпало счастье сыграть роль этого классика русской, да и мировой литературы в фильмах «Композитор Глинка» и «Белинский».
Артист Вицин играл даже в советско-американском фильме «Синяя птица» – по пьесе Мориса Метерлинка с голливудской звездой Элизабет Тейлор. И звездный эпизод украсил фильм.
В 60—70-е годы Георгий Вицин был одним из самых снимаемых и популярных киноактеров. Был постоянным участником шоу «Товарищ кино», его приглашали на телевидение, радио, на творческие встречи. Тогда молоденькая певица Алла Пугачева после концерта сказала Вицину, что учится у него, «как вести себя на сцене в актерском плане. »
Вицин много работал над озвучиванием мультфильмов. Дети обожают его домовенка Кузьку, а взрослые до сих пор помнят папашу-зайца, у которого «четыре сыночка и ла-а-апочка-дочка». А, надо заметить, чтобы в мультфильмах играть раскрепощено, озорно, смело, приглашали только способных актеров, которые понимали друг друга с полувзгляда. Таких, как Грибов, Папанов, Леонов, Пельтцер, Вицин.
Интересно, что Вицин был и прекрасным художником — рисовал карикатуры на актеров, пробовал себя в скульптуре, графике, живописи.
В этом юбилейном фильме у него станок для лепки был установлен в самом центре единственной комнаты и являлся таким же неоспоримым предметом мебели, как кровать. Не зря говорят: «Гоша лепил много и увлеченно».
Наталья Кустинская в фильме подчеркивает эту его разноплановость и многогранность таланта: «Он прекрасно лепил женские лица, необыкновенные, как весь он сам». И перед нами предстает милый, тихий, улыбающийся, доброжелательный, талантливый артист, и, углубленный в себя в свою внутреннюю богатую жизнь, человек-остров.
Но шли годы… Вернее ушли звездные годы. Изменились времена, поиссякли предложения сниматься в кино. А ведь он был уже народным артистом РСФСР (1977) и народным артистом СССР (1990).
Последнюю роль Георгий Вицин сыграл в картине «Хаги-Траггер» (1994).
Надо прямо сказать, Георгий Михайлович не снимался в кино с этого, 1994 года. Известный всей стране великий артист вынужден был подрабатывать в поездках по новой своей стране. Читал рассказы и фельетоны. Бесконечной овацией зрители его буквально не отпускали со сцены. Георгий Вицин обладал большим талантом к декламации.
Сколько автографов приходилось давать популярному артисту в этих поездках по стране! Некоторые любители умудрялись подсунуть Вицину для автографа сразу несколько листов под копирку.
Вицин выступал в концертах «Юморина» в Театре-студии киноактера — в единственном месте, где забытые комики еще могли заработать. Вицин участвовал до последних своих дней в концертах Театра киноактера. А на трудности не жаловался. Успокаивал себя и других стариков-актеров шуткой: «Нельзя же все принимать всерьез?».
Кто-то из коллег Вицина сказал: «Вроде всё шуточки-прибауточки, а внутри у него очень ранимая душа. Ранимо он относился и к театру, и к жизни вообще».
Важно, что в фильме в основном рассказывается о жизни актера в преклонном, итоговом возрасте. Часто такие фильмы грешат сплетнями, трагедиями – кто-то что-то не сыграл в своей жизни, кто-то не вырвался из надоевшей маски, кого-то бросили дети, потому что артист уделял им меньше внимания, чем профессии, кого-то недооценили.
Про Вицина в фильме рассказывают всё по-другому, деликатно. Он никогда не говорил, что творчество надоело. Просто мечтал пожить в деревне, на природе. Жил тихой жизнью, так, как хотелось
У артиста был крепкий тыл – супруга и дочь. Главный для Вицина человек в доме — супруга Тамара Федоровна имела непосредственное отношение к театру, поэтому очень хорошо его понимала, «всегда видела его насквозь».
Он отдал свою большую квартиру в центре Москвы горячо любимой дочери художнице Наталье.
Кстати, около этого дома мне и посчастливилось разговориться когда-то в очереди с Вициным.
Сам он перебрался в «хрущевку» в Староконюшенном переулке. Крайне ограничивал общение со сторонними людьми и журналистами. Последние годы жил очень скромно. Это и заметно по его последним кадрам юбилейного фильма. Но от помощи отказывался, отшучивался: «Не могу взять, ведь люди последнее отдают!».
Да и кто даст? А такой самодостаточный человек не мог признать себя нищим.
Практически он постоянно находился дома, выходя на улицу лишь покормить собак или голубей.
Он ходил по дворам, кормил кошек и собак. Варлей рассказала, что в гастрономе ему оставляли для этого срезки колбасы и кости.
Вицин на экране разговаривает со своей домашней собакой: «Я тебя полюбил. Я тебя никогда не забуду. Ты меня тоже никогда не забудешь?» И собака кивает ему. Умилительно? Может быть, не надо было опускаться до такой роли актеру?
Или подниматься?
Вицин выходит на улицу – и его сразу окружают голуби и воробьи. Он бросает им из карманов зерна. Они его ждали, чувствовали, что идет. «Ну что такое, что, что? Успокойтесь»,— раздается характерный вицинский говор на экране.
Может быть, и эту стариковскую блажь не надо было показывать на людях? «А арбатские мальчишки, — говорит Наталья Варлей, — написали стихи: “Если летят птицы, значит, идет Вицин”. Птицы обращались к нему за помощью, прилетали сами, чтобы он разрезал нитки на спутанных хулиганами лапках. С ума можно сойти!»
…22 октября 2001 года после тяжелой болезни народный артист Советского Союза Георгий Вицин ушел из жизни. Последняя фраза великого комика: «Не суетитесь, люди. Жизнь отнимает страшно много времени!».
Грустный этот фильм. Потому столько вовремя не сказано о нем. В конце звучат слова Никиты Михалкова: «Говорят, незаменимых нет. Но и нет того, кто мог бы заменить Вицина, мастера такого класса, такой душевной чистоты».
Специально для Столетия
- Картина дня
- Текущий момент
- Политика
- Россия и мир
- Зарубежье
- Экономика
- Общество
- Славянское поле
- Территория истории
- Созидатели
- Взгляд
- Культура
- Литературная гостиная
- Фоторепортаж
- Эксклюзив
- На первую полосу
- Геополитика
- Версия
- Русский проект
- Позиция
- Великая война. 1914-1918
- История Второй мировой: факты и интерпретации
- Факт и комментарий
- Архив рубрик
Источник: www.stoletie.ru
«Ключница делала»: Что значила фраза царя из знаменитого фильма?
Знаменитая комедия Леонида Гайдая вскоре после выхода была буквально разобрана на цитаты. Все эти «Замуровали, демоны», «Все, что нажил непосильным трудом», «Я не узнаю вас в гриме», «Очень приятно, царь» или «Здрав буди, боярин» — прочно вошли в наш обиход.
Впрочем, что касается сцены, когда Шурик выпивает с царем «Столичную», есть и еще одна крылатая фраза, которая сегодня многим остается непонятной: «Ключница водку делала?».
Любитель анисовки
Из дошедших до нас источников мы знаем, что царь Иван Грозный действительно любил анисовку и кардамоновку. Эти сорта водки отличались характерным сильным ароматом и вкусом.
Ведь водка, изготавливаемая в те далекие времена, не отличалась высоким качеством и, по сути, представляла собой самогон. Чтобы перебить неприятный запах сивушных масел, в напиток и добавляли подобные ароматические компоненты.
Конечно та водка, что делалась для царя, была на порядок лучше «крестьянского» самогона. Да и не было у простого народа дорогостоящих заморских пряностей, чтобы ароматизировать это питье.
Так что не удивительно, что царь спрашивает именно анисовку. Удивительно, что он остается недоволен «Столичной». Ведь тогда в СССР это была лучшая из доступных — из спирта «Экстра».
Булгаков такого не писал…
Но стоит обратиться к первоисточнику — пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Конечно, в 1930-х годах, когда разворачивается действие оригинального произведения, «Столичной» еще не было. В пьесе Шурик потчует царя «Горным Дубняком».
Так называлась выпускаемая с конца XIX века горькая настойка на желудях и дубовой коре. Изготавливали ее не только на спиртзаводах, но и самопально. Причем, судя по всему, в булгаковской пьесе речь идет именно о последнем варианте.
Шурик произносит: «Нет анисовой у меня. Выпейте горного дубнячку, вы подкрепитесь и придете в себя». Использование уменьшительно-ласкательной формы и отсутствие кавычек — явный знак того, что речь идет о продукте «домашнего» приготовления. Так что высокими вкусовыми качествами он, скорее всего, не отличался.
Ну а режиссер и сценарист, «осовременив» напиток, решили сохранить шутку автора. Хотя, может быть, Грозному, привыкшему к анисовой, обычная водка и правда показалась бы отвратительной…
Ключница делала
С реакцией царя на «Столичную» мы разобрались, а что же с ключницей? На Руси так называли прислугу, заведовавшую продуктами — что-то среднее между завхозом и экономкой. Естественно, у нее были ключи от всех помещений хозяйственного назначения — отсюда и название «профессии».
Ключница следила за продуктами, сортировала и отбраковывала их. Если что-то начинало портиться, то старалась «пропустить» это в первую очередь. Например, начавшее бродить и портиться варенье шло на самогон. Так что при необходимости ключница также делала и водку. И была она обычно не лучшего качества.
Порой за не самой качественной водкой ключница могла скрыть и собственное воровство продуктов.
Питье государево
В 1533 году по указу Ивана Грозного на Руси стали повсеместно открываться так называемые Царевы кабаки. Продавать в них разрешалось лишь «питье государево» — произведенное на царских винокурнях.
Было оно не в пример лучше самопальной водки, которую продолжали изготавливать в домашних условиях — для себя. В домах крестьянских занимались этим хозяйки. а в боярских — ключницы.
Так что своим вопросом: «Ключница водку делала?» царь всего лишь констатировал факт, что напиток явно не относился к категории «питья государева»…
Источник: cpleten.net