Что происходит с растениями осенью биология 5
20 декабря 2010 Людмила Михайлова
Осень – увядание растений, листопад, подготовка к зиме. Все доступно для наблюдения, в осенние месяцы: от первых желтых листьев березы до установления снежного покрова.
Осень – переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид — безлистные, голые деревья на белом фоне снега. Множество перемен происходит в природе осенью.
И самые заметные из них – осеннее раскрашивание листвы, листопад, первый снег. Осень в наших широтах необычайно красочное время года. Сколько разных тонов и оттенков видим мы в это время у деревьев и кустарников. Золото и багрянец листвы – вот главная примета осени. В растительном мире на протяжении осени происходит переход от летнего активного состояния к зимнему периоду покоя.
Разнообразие, распространение, значение растений. Видеоурок по биологии 5 класс
Теряют зеленый цвет листья берез и кленов, осин и лип. Они перестают выполнять свою обычную летнюю работу, а затем отрываются от веток и падают на землю. Это явление называется – листопад. Обнажаются кроны деревьев, оголяются их побеги. Останавливаются в росте корни.
Все готовится к зиме, словно цепенеет. Однако есть и такие растения, у которых осенью наблюдается активный рост. Возьмите, например, некоторые травянистые растения: ветреницу лютиковую, кандык, медуница. В течении сентября и октября, до тех пор пока не наступят морозы, ростки их (побеги будущего года), находящиеся неглубоко в почве или даже на ее поверхности, заметно увеличиваются в размерах, удлиняются.
Задание : Понаблюдайте осенью за нашими лесными травами, и вы узнаете, какие растения кроме перечисленных, ведут себя таким же образом.
Осенняя экскурсия в природу даст много впечатлений. Начало сентября. Лиственный лес пока еще зеленый. Но среди листвы берез, тут и там выделяются крупные лимонно-желтые пряди. Много желтизны и у липы.
Это дерево, как и береза, рано начинает раскра-шиваться. Есть осенние тона и у других деревьев – осины, клена, дуба, тополя. Но только краски осени слабо проступают среди зелени крон.
Золото и багрянец еще не хозяева в лесу, а только робкие гости. Их время впереди. Понемногу опадают желтые листья березы. Подует ветер – закружит в воздухе стайкой, не спеша опустит их на землю. Настоящего листопада еще нет. Уже чувствуется аромат осени – запах опавшей листвы. Правда, он еще слабый.
Осень пока еще мало тронула и лесные травы. Многие из них, зеленеют по-летнему. Продолжается грибная страда – в лесу много грибов.
Вопросы : 1. Какие явления в жизни растений можно наблюдать осенью?
2.Какие растения активно растут в сентябре, октябре, готовятся к весне?
3.Какие растения цветут осенью?
4.Заведите дневник наблюдений. Записывайте в него сезонные изменения в жизни растений.
Жизнь растений осенью. Окружающий нас мир
Рубрики: Без рубрики
Источник5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
5 кл. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных», школьный. 2014г.
Скачать:
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру
За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.
Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут
Предварительный просмотр:
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений»
Подготовила и провела
учитель биологии и химии
Цель: Познакомить с осенними явлениями в жизни растений родного края, дать опережающие знания о листопадных и вечнозеленых растениях.
- Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;
- Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений.
- Развивать умение проводить наблюдения в живой природе;
- Способствовать приобретению навыков правильного поведения в природе;
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.
- Познакомить с профессиями фенолога, эколога, фитодизайнера.
Основные понятия и термины
Листопад, листопадные и вечнозеленые растения.
Формы и методы обучения
Метод: Комбинированный (словесный, практический, исследовательский)
Формы: групповая, фронтальная
Предметные: учащиеся имеют начальные представления об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе.
Метапредметные : развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
Личностные : формируются чувство любви к родной природе, бережное отношение к природе и элементы экологической культуру.
Подготовка к экскурсии: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.
I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк– это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)
1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?
2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.
3. Выяснить причины осенних изменений в природе:
- Что происходит с растениями осенью?
- Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
- Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
- Почему легко опадают желтые листья?
- Какое значение имеет листопад?
- Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
- Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
- Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
- У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
- У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
- А что происходит с наземными частями травянистых растений?
- А почки растений готовятся к зиме?
- Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
Кто из вас знает о профессии фенолога, фитодизайнера, эколога? Рассказ учителя.
III. Конкурс. Узнай меня.
1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.
2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.
- Самостоятельная работа учащихся по заданиям к экскурсии.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает карточку с заданием. В конце экскурсии каждая группа предоставляет устный отчет о проделанной работе. Полный письменный отчет по экскурсии каждый ученик предоставляет в виде домашнего задания к следущему уроку.
Карточка — задания к экскурсии № 1
1. Внимательно рассмотрите растения на территории школьного двора. Сколько культурных зон с преобладанием определенной растительности можно выделить? Дайте своё названия этим зонам.
- Подсчитайте количество клёнов на территории школьного двора.
- Выясните, какие осенние явления можно наблюдать в жизни клёна. Соберите по 5 листьев клёна разной окраски.
- Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Напишите небольшое сообщение о клёне.
3. Высушите собранные во время экскурсии листья и приклейте их к отчету.
Карточка — задания к экскурсии № 1
- Внимательно рассмотрите растения школьного двора. Подсчитайте сколько деревьев и сколько кустарников находится на его территории.
- Найдите на территории школьного двора кустарник с плодами. Выясните название этого кустарника.
- Соберите несколько листьев и плодов этого кустарника.
- Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Напишите небольшое сообщение о любом кустарнике, который растет на территории школьного двора.
3. Высушите собранные во время экскурсии листья, плоды и прикрепите их к отчету.
Карточка — задания к экскурсии № 1
- Внимательно рассмотрите растения, растущие на школьной клумбе №1. Дайте название этой клумбе. Выясните название цветущих растений.
- Подсчитайте, сколько цветов растет на этой клумбе.
- Соберите аккуратно несколько цветков и плодов (семян) растений.
- Д/З.
1. На листе формата А4 письменно ответьте на задания экскурсионной карточки.
2. Зарисуйте несколько растений клумбы № 1 и подпишите названия этих растений.
3. Высушите цветки, собранные на экскурсии, прикрепите цветки и плоды (семена) к отчету
4. Итоги экскурсии. Устный отчёт каждой группы.
Беседа о бережном отношении к природе.
Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.
- Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
- Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
- Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
- Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
- Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
- Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
- Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
- Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин
V. Подведение итогов экскурсии:
1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).
2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?
3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.
4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.
“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.
“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.
“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.
“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.
“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)
“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)
“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)
“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)
“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)
“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)
“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)
Задает вопросы: не было ли затруднений при выполнении заданий? Если имелись, то, какие были затруднения и почему?
Какие чувства вызвала у вас осень в природе?
Хотелось бы вам изучать природу нашего края?
Оформить отчет о выполнении заданий. В отчёте могут быть приведены стихи об осени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Растения и животные весной»
Данный урок проводился в 3 классе СКОШ VIII вида.
Урок-экскурсия «Зимние явления в жизни растений»
Конспект урока по природоведению.
Дидактические карточки для групповой работы к осенней экскурсии.
бланк отчета по экскурсии «Осенние явления в жизни растений» 6 класс
Представлен бланк отчета по экскурсии для учащихся 6 класса «Осенние явления в жизни растений». После проведения экскурсии предлагаю учащимся в качестве отчета заполнить бланк. Затем учащиеся пр.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений.
Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс.
Отчёт по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
План отчёта по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животныхhttps://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/09/23/5-kl-ekskursiya-osennie-yavleniya-v-zhizni-rasteniy-i-zhivotnyh» target=»_blank»]Источник[/mask_link]
Какие изменения происходят с растениями осенью и почему?
Осенью растения как бы готовятся к зиме. Трава и листья на деревьях начинают желтеть. Так меньше солнца и хлорофилл уже не вырабатывается в нужном количестве. А потом листья опадают из-за низких температур воздуха и деревья будут стоять голыми всю зиму, до следующей весны. То есть, осенью вся природа уходит в спячку.
С каждым осенним днём происходит уменьшение светового дня, день становится короче, а ночь длиннее.
С приходом осени растения начинают испытывать нехватку солнечного света и тепла, в следствие чего, зелёное вещество в листьях не успевает восстанавливаться и листья у большинства деревьев сначала меняют окрас, а затем и вовсе опадают.
Деревья готовятся к зиме, холодам, они накапливают питательные вещества и «ложатся в спячку».
Травянистые растения в большинстве своём отмирают перед этим оставив семена для роста на следующий год.
Емли травянистое растение многолетнее, тогда в земле остаются зимовать его корни.
Изменения в растениях осенью связаны с окончанием периода вегетации, уменьшением количества приходящего солнечного света и подготовкой растений к зимнему сну. Визуально это выражается в пожелтении или покраснении листвы и постепенном ее опадании. Листопад — самое красивое событие осени. Однако пожелтение листвы происходит не просто так.
Оно происходит потому что в листьях начинает разрушаться хлорофилл, пигмент ответственный за фотосинтез. Листья становятся не нужны растению, поскольку они больше не поставляют питательных веществ и их роль как испарителей лишней влаги также исчерпывается с похолоданием. Поступление питательных веществ от корней также прекращается и дерево погружается в сон.
Осень является периодом успокоения практически для всех растений. Становится солнечных дней становится меньше, постепенно температура воздуха понижается, поэтому обмен веществ у растений замедляется, что вызывает процесс замерзания многих растений, они погибают. Однолетние растения (например, укроп, горох) заканчивают свой рост, высыхают. Многие деревья сбрасывают свою разноцветную листву, а сосна, ель и можжевельник являются вечнозелеными видами. Также зелеными по-прежнему стоят багульник, клюква и брусника.
С наступлением осени начинает убывать световой день с каждым днём и так же с каждым днём происходит понижение температуры, особенно, в ночное время — иногда даже бывает минусовая температура ночью. И всё это вкупе, конечно, влияет на растения: из-за отсутствия достаточного количества света происходит уменьшение выработки хлорофилла в листьях, который даёт листьям зелёный цвет и из-за этого листья начинают желтеть. А ночные заморозки приводят к тому, что не успевшие пожелтеть листья ,которые остались зелёными, под воздействием мороза скручиваются и чернеют. В результате листья опадают, а сокодвижение в растениях прекращается.
Сначала перечислим, какие именно изменения происходят осенью с растениями:
- изменение окраса листьев;
- опадение листвы;
- некоторые растение умирает (предварительно оставив семена; водоросли образуют споры, а сами отмирают), а некоторые уходят в состояние покоя.
Из-за наступления прохладной погоды и уменьшения светового дня листья на деревьях начинают желтеть и опадать. Происходит изменение жизнедеятельности организма, которое является естественным звеном в жизнедеятельности растительного организма.
К осени, обычно у многих растений заканчивается вегетационный период. Созревают плоды, и при дальнейшем опадают на землю, где собственно и продолжается жизнь семечек, из которых вырастет новое растение. Желтеют и опадают листья. При наступлении морозов, сокодвижение в стеблях и стволах растений замедляется и растение готово зимовать.
Все эти изменения обуславливаются уменьшением продолжительности светового дня, понижением температуры окружающего воздуха — именно так растения «узнают» когда пора готовится к зиме.
Осенью температура воздуха падает. За счет этого обмен веществ у растений замедляется. Растение начинает замерзать и умирает. Только этот цикл можно пошагово рассмотреть. Например, представим себе стебель цветка пиона. После того, как он отцветет (в моем регионе обычно это происходит к 1 сентября), стебель начнет разрастаться.
Это заметно, если присмотреться. После небольшого разрастания, стебель начинает постепенно засыхать, листья гнутся, вялятся и опадают. И так до следующего сезона. На ютьюбе есть видеоролики про такие моменты. Если интересно — можно посмотреть.
Осенью уменьшается световой день и растение вырабатывает меньше хлорофилла, ответственного за зеленый пигмент листьев. Листья становятся желтыми и красными. При холодной температуре замедляется сокодвижение, к листьям не успевает поступать достаточное количество питательных веществ и они опадают.
Осень, это тот период, когда вся природа готовится к зиме.
Солнышко уже не так греет, меньше выделяется хлорофилла, поэтому листики желтеют, а позже и вовсе слетают с деревьев.
С каждым днем температура становится все ниже, однолетние растения сохнут, многие деревья остаются без листьев. Лишь только ели и сосны продолжают стоять зелеными.
Все это происходит, потому что становится холодно и солнечный день намного короче, таким образом природа готовится к спячке.
Салат-латук относится к культурам не капризным. Более того, его даже называют «морозостойким», потому что морозец в минус шесть градусов выдерживает взрослое растение, а минус три градуса выдерживает даже рассада этого сорта салата.
При температуре четыре-пять градусов выше нуля рассаду салата-латука можно высаживать в открытый грунт, ничего страшного с нею не случится. Она прекрасно укореняется при такой температуре, болеет меньше, чем если бы ее высаживать в жаркую погоду.
Салат латук любит солнышко и влажную почву.
Поэтому заданные в вопросе условия — от нуля до плюс пяти градусов — вполне оптимальная температура для этого растения.
Есть такие цветы маргаритки, они цветут до глубокой осени. Небольшие растения достигают высоты до 20 см. Цветы в виде небольших кустиков и со множеством соцветий. Соцветия разных оттенков: белые, розовые, красные, фиолетовые.
Сентябринки (Октябринки) различной формы и разных оттенков. Можно уже по названию догадаться, что цветут в сентябре-октябре. Они бывают и высокие и низкие, на верхушке цветов большое количество бутонов. И соцветия разнообразных окрасок.
Бессмертники они самые стойкие осенние цветы. Их можно срезать и сделать композицию, которая простоит всю зиму. Цветы не потеряет внешний вид и расцветка цветов останется не измениться. Цветы у бессмертника яркие, желтые, красные, оранжевые.
Цветы, которые цветут поздней осенью радуют нас своими яркими красками, их так не хватает нам в дождливые и пасмурные дни.
Осенняя посадка интересна тем, что сам виноград не выпускает листьев и побегов, в то время как корни активно растут. Другими словами, виноград основательно укореняется незаметно для нашего взора. Однажды, раздавая саженцы винограда, я не стал отдавать саженец с парой слабеньких корешков. (Саженцы делал прикапывая побеги винограда весной-летом). Я прикопал этот саженец.
Весной, у меня снова друзья попросили виноград. Так как саженцев почти не осталось, то я выкапывал все что можно. Выкопав этот саженец, что имел такие хилые корешки осенью, я удивился настолько мощная у него корневая система, и не мог понять, почему не отдал его осенью. (запамятовал малость) Потом вспомнил и удостоверился, что книги по садоводству не шутят, говоря о преимуществе осенней посадки саженцев кустов и деревьев. Наглядный пример, так сказать.
Короче — саженец винограда я сажаю несколько глубже чем он рос, так как виноград образует корни по всей длине лозы. Расстояние между кустами зависит от сорта винограда и формировки. Я сажаю примерно на расстоянии 3-4 метра. Винограду нужен свет и простор. Естественно не забывайте про шпалеру.
Удачи в виноградарстве!
Как ни странно, но цвести осенью (если она достаточно тёплая) могут даже одуванчики и ромашки (я до сих пор их вижу цветущими — живу, кстати, на Урале). А ещё — в основном, георгины, астры, верески, хризантемы, бархатцы, крокусы.
Первое обрезаем все слабые побеги, а остальные крепкие — обрезать не более 50см. Все что сняли, отрезали обязательно сжигаем, растения лучше всего обработать дезинфицирующим средством,чтобы не завёлся грибок. материал для укрытия должен быть сухим! Я для укрытия использую дерновую почву, компост, смешиваю с опилками и как только начинаются заморозки от — 4, всё это накидываю к розам, как бы окучивая их на высоту 40см, и утрамбовываю делать это нужно обязательно руками.Сверху оборачиваю укрывным материалом. Если зима совсем уж холодная набрасываю сверху снега, вообще снег самый лучший укрывной материал.
ИсточникОсенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе
Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.
Золотая осень
В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи – длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать деревья. Листья желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу.
Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.
Листопад
Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать.
Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада.
Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?
Туманы
Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы.
Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).
К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.
Ветры и облака
Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.
В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.
Ледоход и гололед
В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.
Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.
Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.
Осенние изменения в живой природе
- О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
- Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
- Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.
- В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
- Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
- Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.
Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.
ИсточникУрок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Пасечник, линия жизни)
У каких деревьев и кустарников началось(лся):
а) изменение окраски листьев: клен
б) листопад: береза
На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?
На верхушках.
Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?
Птицы, их гнезда, дождевые черви.
Задание 2
1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.
2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Стрижи, ласточки и другие птицы улетают на юг, медведи и другие животные впадают в спячку
Задание 3
Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения. Данные занесите в таблицу.
ветром и насекомыми
насекомыми и животными
птицами, животными и насекомыми
Задание 4
1) Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.
Раньше: липа, береза.
Позже: клён, ольха.
2) Опишите приспособления встретившихся животных к определенным условиям жизни.
обтекаемая форма тела
острый клюв, позволяющий разбивать орехи
острый клюв, позволяющий разбивать стволы деревьев
Проверка знаний по теме
Тестовый контроль №1.
Вашему вниманию предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных. Выберите правильные ответы и впишите их индексы в матрицу ответов.
1) Биология — это наука изучающая жизнь во всех ее проявлениях.
2) Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочка Земли, которую называют биосферой.
3) Наименьшей структурной и функциональной единицей живого, вне которой невозможно реализовать основные жизненные свойства, является клетка.
4) Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира — царство.
5) Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к животным.
6) Из перечисленных жизненных свойств в неживой природе встречается рост.
7) Главный признак, позволяющий отличить живое от неживого — обмен веществ и превращение энергии.
8) Для живых объектов природы, в отличие от тел неживой природы, характерно дыхание.
9) Для изучения и выявления сезонных изменений в природе используют следующий метод наблюдение.
10) Влияние полива на жизнь растений можно установить с помощью эксперимента.
11) Среда жизни, характерная для человека наземно-воздушная.