Что происходит с травянистыми растениями осенью

Конспект осенней экскурсии для школьников 5 класса

Цель экскурсии: Обобщить и систематизировать знания детей о происходящих изменениях в природе с приходом осени.
Задачи:
• Выявить изменения, происходящие с растениями в осенний период;
• Научить наблюдать за сезонными явлениями, описывать результаты наблюдений;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Оборудование: Карандаши, блокнот, линейки, фотоаппарат.
Место проведения экскурсии: дендрарий Якутского ботанического сада.
Время проведения: 20 сентября.
Возраст учащихся: 7-11 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
• Спланировать маршрут экскурсии
• Провести инструктаж по ТБ.
• Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде.
• Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Подготовка учащихся к экскурсии:
• Найти материал о различных периодах осени (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире).

ОСЕНЬ 🍂 Что происходит в природе осенью /Развивающий мультик для детей


• Вспомнить какие деревья и кустарники, произрастают в ботаническом саду.
• Повторить правила правильного поведения в лесу.

I. Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в осенний лес, на территории Якутского ботанического сада. С нами во время экскурсии будут, научные сотрудники ботанического сада под руководством Николаевой О.А. Назовите, какие правила нужно соблюдать, приходя в лес.
Учащиеся:
• Находясь на территории, нельзя срывать, топтать и выдергивать растения. Ботанический сад уникальное место, где собрана большая коллекция растений, произрастающих не только в Якутии, но далеко и за ее пределами. Поэтому каждый экземпляр может быть единственным или растением из Красной книги.
• Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Многие вредители или болезни растений, проникают в ранки деревьев, поражают древесину, почки и могут погубить растение.
• Нельзя есть ягоды незнакомых растений. Они могут быть ядовитыми.
• Нельзя бросать мусор, выгуливать собак, разводить огонь. Ботанический сад охраняемая территория.
Учитель: Правильно, молодцы! Вы не только назвали правила поведения, но и сумели их объяснить. Итак, давайте начнем экскурсию!

II. Введение в тему урок — экскурсии
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой….
Листопад
Иван Бунин

Почему осенью деревья меняют цвет?

Учитель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Учащиеся: Об осени.
Учитель: Когда в Якутии начинается осень?
Учащиеся: С конца августа.
Учитель: Как долго длится осень?
Учащиеся: Полтора месяца.

III. Основная часть
Сегодня на уроке мы с вами находимся в лесу на территории ботанического сада и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом осени.
Учитель: Какие признаки осени вы знаете?
Учащиеся: Дни становятся короче, ночи длиннее, солнце греет не так горячо как летом; частая и сплошная облачность, часто выпадают дожди, дни становятся прохладнее.
Учитель: Реагируют ли растения на происходящие изменения?
Учащиеся: Да
Учитель: Посмотрите внимательно вокруг. Какие деревья и кустарники здесь произрастают?
Учащиеся: Сосна, лиственница, береза, ель, шиповник.
Сотрудник ботанического сада: Еще здесь произрастают разные виды спиреи, ивы, акации, боярышника, смородины. Давайте посмотрим на эти растения.
Учитель: Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками осенью?
Учащиеся: Листья деревьев окрашиваются в разные цвета; созревают семена и ягоды, почки становятся крупнее, молодые побеги деревьев меняют цвет коры.

Учитель: Давайте пройдемся по территории и рассмотрим травы. Что происходит с травянистыми растениями осенью?
Учащиеся: Они желтеют, буреют, засыхают, образуют семена.
Учитель: Назовите травянистые растения, которые произрастают вокруг.
Учащиеся: Кровохлебка, пижма, иван-чай, колокольчик, пырей, мышиный горошек.
Сотрудник ботанического сада: Травянистая флора на территории сада очень разнообразна. Здесь встречаются клевер, астрагал, лапчатка, мятлик, вейник, ломкоколосник, дудник, ветреница, гетеропаппус, адонис, валерьяна и т.д.
Учитель: А теперь поговорим о причинах происходящих изменений.
Почему осенью дни становятся короче?
Учащиеся: Земля поворачивается от Солнца в другую сторону.
Сотрудник ботанического сада: Зимой угол наклона Земли относительно Солнца, не позволяет полноценно освещать часть поверхности, где находится наша страна. В это время солнце видно над горизонтом лишь на короткое время, а значит и освещает оно гораздо меньше часов и световой день длится гораздо меньше.
Учитель: Осенью сыро и влажно, а по вечерам становится прохладнее. Поэтому, например, после дождя охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей — это и есть туман. Чем воздух влажнее, тем гуще туман.
Когда мы чаще всего наблюдаем туман?
Учащиеся: Начало сентября.

Учитель: Листопад – удивительно красивое, яркое и романтичное явление природы, оправданное с биологической точки зрения.
Сотрудник ботанического сада: С наступлением холодов вода в почве превращается в лёд, поэтому корни растения перестают проводить воду по стеблю наверх. В то же время на воздухе все еще тепло, днём светит солнце, поэтому растения испаряют много воды. Чтобы окончательно не высохнуть, растения сбрасывают листья.

Опавшая листва сохраняет влажность почвы, дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют и испаряют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, снижая риск механических повреждений. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, погибающих в зимнее время года.
Учитель: Какие растения не сбрасывают листву?
Учащиеся: Ель, сосна, можжевельник, кедр, пихта.
Учитель: Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября.
— Когда в Якутии наблюдается листопад и как долго?
Учащиеся: В конце августа начинается листопад, завершается в конце сентября.
Сотрудник ботанического сада: Иногда, у некоторых растений листопад не наблюдается. Это говорит о том, что растение не успело подготовиться к зиме и может вымерзнуть в зиму или иметь сильные подмерзания побегов, а также почек. Отсутствие листопада также наблюдается у растений инорайонной флоры.
Учитель: Посмотрите вокруг, у каких растений уже опали листья, а у каких еще висят?
Учащиеся: Сбросили береза, лиственница, черемуха, бузина, акация, тополь, осина; не сбросили яблоня, груша, сирень, барбарис, вяз, разные виды шиповников, крыжовник, смородина альпийская.
Учитель: В опавших листьях хлорофилл, создающий зелёную окраску, распадается и листья окрашиваются в жёлтый, красный, оранжевый цвета благодаря пигментам антоцианам и каротиноидам. Они содержат ценные для растений питательные вещества.
— Составьте список растений, у которых окрашенные листья (черемуха, яблоня, тополь, береза, сирень, спирея, смородина альпийская, кизильник блестящий, барбарис). Найдите растения, листья которых выпадают зелеными (разные виды акации, шиповника). Зарисуйте разные формы листьев.
Учитель: К концу сентября чаще отмечаются резкие перепады температур. Днём +20, ночью -2. В это время наблюдаются:
Иней.
За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе оседает на травы, листья деревьев и землю в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, становясь похожими на колючие снежинки, покрывая все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

Еще по теме:  Кирпич своими руками на стене из штукатурки лофт

С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой кучево-дождевые облака. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть еще в начале осени дожди со снегом.
Учитель: Какие чувства у вас возникают с первым снегом?
Учащиеся: Радость, играем в снежки, лепим снеговика, сосульки, приближение зимы, сбор кедровых орешков, брусники.

Учитель: К началу октября температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лед еще не совсем крепкий, поэтому вода несет его вниз по течению, образуя осенний ледоход. Гололед на дорогах и тротуарах, затрудняет движение транспорта и пешехода, является причиной разрыва проводов света, интернета.
— Как часто осенью уходит свет? Происходят перебои с интернетом?
Учащиеся: Почти каждый день в сентябре, и два раза в неделю в октябре.

IV. Рефлексия
— Что нового мы с вами сегодня узнали?
— Что дал вам этот урок для повседневной жизни?
— Что вам захотелось после этого урока…?
V. Заключение
Ребята, вот и закончилась наша экскурсия. Мы узнали много нового о жизни деревьев и осенних явлениях природы. Давайте поблагодарим сотрудников сада за интересную экскурсию и скажем до свидания.

Источник

Куда исчезают на зиму травянистые растения: особенности приспособления к условиям существования

Куда исчезают на зиму травянистые растения? И как после зябкой осени и морозной зимы они снова появляются? Эту загадку природы мы и раскроем в нашей статье.

Куда исчезают на зиму травянистые растения

Зима — не самый лучший период для развития растительных организмов. Ведь для нормальной жизнедеятельности им необходимы вода в жидком состоянии, определенная температура воздуха и достаточное количество солнечной энергии. Как растения к зиме готовятся, можно рассмотреть на примере травянистых и многолетних представителей этого царства живой природы.

Так, ирисы, которые являются одним из самых популярных и неприхотливых украшений ландшафтов, имеют утолщенный подземный стебель — корневище. Когда наступают холода, видимая часть этого растения отмирает. А в утолщенном корневище накапливается вода с питательными веществами, необходимыми для того, чтобы выжить в неблагоприятный период. С наступлением весны из молодых почек вновь вырастают листья и цветы.

куда исчезают на зиму травянистые растения

Однолетние растения

Что происходит с растениями зимой, которые являются однолетними? У них отмирает и побег, и корневая система. Они не вырастают весной. Например, всем известные чернобривцы в марте-апреле снова придется посеять. Только в этом случае они снова вырастут. Все дело в том, что у травянистых однолетников нет никаких приспособлений к холоду.

Гораздо проще в этом плане деревьям и кустарникам. На зиму они просто сбрасывают листву, чтобы уменьшить интенсивность процесса испарения. А вот голосеменные, как говорится, зимой и летом одним цветом. Зимой устьица их листьев закупориваются смолой, что автоматически прекращает транспирацию. Поэтому ели и сосны радуют нас всю зиму своим пышным зеленым покровом.

как растения к зиме готовятся

Многолетние растения

Куда исчезают на зиму травянистые растения, которые являются однолетними, мы разобрались. Они просто прекращают свое существование. А вот двух- и многолетние имеют ряд приспособлений. Свекла, морковь и редис имеют корнеплоды. В первый год такие растения не дают семян. У них утолщается главный корень. В нем накапливаются вещества, за счет которых растения будут жить зимой.

А вот на следующее лето двухлетние растения уже дадут семена, которые можно будет использовать для их размножения. Подобным образом процесс переживания неблагоприятных условий происходит и у первоцветов. Они имеют подземные видоизменения побегов, которые называются луковицы. Тюльпаны, крокусы и примулы цветут всего несколько недель ранней весной. Весь остальной промежуток жизненного цикла они проводят под землей.

что происходит с растениями зимой

Итак, мы разобрались, куда исчезают на зиму травянистые растения. Их однолетние представители отмирают полностью. Перед этим они оставляют семена, с помощью которых распространяются. Двух- и многолетние травы переживают неблагоприятный период под землей. За счет запаса питательных веществ и воды они осуществляют все необходимые процессы жизнедеятельности.

Еще по теме:  Как клеить обои сразу на стену

С наступлением тепла их рост и развитие возобновляются. И мы снова можем наслаждаться яркими красками травянистых растений.

Источник

Продолжительность жизни и осенние явления в мире растений

Не похожи друг на друга растения и по сроку жизни. Можно встретить дубы, которым больше тысячи лет. В то же время яровая пшеница, рожь, овес и другие хлебные злаки живут менее года.

Долговечные растения можно встретить и среди кустарников. Интересно, что такие мелкие кустарнички, как черника и брусника, живут 20—25 лет.

Много лет живут некоторые травянистые растения, например: ландыш, одуванчик, осот, мать-и-мачеха, крапива, ирисы, пионы и другие. Надземные части большинства таких растений к зиме отмирают. Весной они развиваются вновь. Так происходит потому, что в почве под снегом в течение всей зимы у этих растений сохраняются корни или другие подземные части с почками. Из почек развиваются весной новые надземные стебли.

Растения, живущие много лет, называются многолетними. Это все деревья и кустарники, а также многие дикорастущие и культурные травянистые растения.

Рис. 14. Осенняя окраска листьев: 1 — клен; 2 — ирга; 3 — береза; 4 — вяз; 5 — груша; 6 — липа.

Среди травянистых растений есть и такие, что живут всего одно лето, например: лебеда, мокрица, левкои, редис, просо, гречиха, овес. Весной они появляются из семян, затем зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают. Их называют однолетними.

К однолетним по сроку жизни близки травянистые растения, живущие два года. В первый год, например, у свеклы, редьки, капусты, моркови и некоторых других почти всегда развиваются только корни, стебли и листья. На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и к осени отмирают. Такие растения называют двулетними.

Среди деревьев и кустарников нет ни однолетних, ни двулетних, все они многолетние.

Отмирание травянистых растений после созревания семян чаще всего наблюдается осенью.

Осенью многое можно увидеть в природе.

Плоды и семена большинства растений, в том числе и многолетних, созревают и рассеиваются осенью.

Осенью у большинства деревьев и кустарников наблюдается изменение окраски листьев и листопад. Деревья и кустарники словно соперничают друг с другом в красоте пурпурной и золотисто-желтой листвы. Но далеко не у всех деревьев и кустарников листья приобретают яркую осеннюю окраску. У некоторых растений они остаются зелеными до самых заморозков, а с выпадением снега чернеют. Таковы, например, сирень, ольха, некоторые яблони и молодые тополя.

Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. Например, листопад у березы длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.

Осенью все еще продолжают цвести некоторые травянистые растения.

Многих удивляет это цветение. После осенних дождей и первых морозов, казалось бы, безнадежно искать цветущие растения. И все-таки они есть, правда, чаще среди сорных трав поля или огорода. Это прежде всего полевые анютины глазки с мелкими цветками нежной окраски, пастушья сумка, однолетний мятлик и некоторые другие.

Источник

Конспект урока по предмету «Живой мир» Тема: «Растения осенью»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

-Да, вы должны давать полные ответы. Говорить правильно и красиво. Это и будет нашим главным правилом на уроке.

2. Актуализация знаний .

— Ребята, прочитаю стихотворение, вы внимательно послушайте и подумайте, о чём мы будем говорить на уроке. Догадайтесь.

Ветки голые стучат, галки чёрные кричат,

В ветках редко просинь.

Льдинка хрустнет не звонко, крикнет птица тонко,

Будто есть попросит.

— О чём говорится в стихотворении?

( В стихотворении говорится об осени.) (слайд)

— Правильно. А что такое осень?

( Осень – это время года. Осень длится 3 месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь…)

— Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите.

— Сколько осенних месяцев?

— Посмотрите на таблицу и составьте рассказ об осени.

-Осенью солнце греет не так сильно, часто прячется за тучи.

— Осенью часто идут дожди.

— Осенью деревья сбрасывают листья.

Как называется это явление ?

— Какого цвета листья на деревьях осенью?

— Осенью листья становятся красными, жёлтыми и оранжевыми.

— Осенью птицы улетают в тёплые края. Насекомые прячутся в кору деревьев, старые пни. Готовятся к зиме.

— Осенью становится холодно, люди надевают тёплую одежду. Берут зонт, т. к. идут дожди.

— Осенью люди собирают овощи и фрукты.

— Молодцы, ребята. Сколько много признаков осени вы знаете.

Давайте немного отдохнём.

Мы листики осенние, на ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял

Закружились, полетели и на землю снова сели.

— Садитесь на свои места.

4. Сообщение темы .

Подул ветер и разбросал все листочки. Сколько много листьев, сосчитайте. Под листочками зашифрованы слова. На каждом листочке есть цифра, каждой цифре соответствует своя буква. У вас на партах лежат таблицы.

— Замените цифру на букву, и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

Скажем хором. (Растения осенью)

— Верно, тема нашего урока «Растения осенью». (слайд)

5. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

— Давайте представим, что мы в осеннем лесу. Что вы видите в лесу? (слайд) (Деревья, кустарники, травы)

— Что происходит с деревьями осенью? (Листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, оранжевыми, затем они опадают. – Как называется это явление в природе? Листопад. Деревья стоят голые.)

— А вы знаете, почему листья падают с деревьев? Это происходит из-за того, что осенью начинает холодать, почва постепенно замерзает, и корням деревьев становится всё труднее добывать из неё воду. К зиме дерево совсем перестанет получать воду и питание из почвы, если бы листья продолжали оставаться на дереве, то вся вода испарилась бы через их поверхность и дерево погибло. Поэтому дерево и сбрасывает листья.- В нашем лесу много деревьев. Какие деревья вы знаете? (Осина, ель, сосна, пихта, дуб, берёза, рябина)

Еще по теме:  Как разводить шпаклевку для стен пропорции вручную

— А чем же отличается береза, осина от сосны и ели? (Береза, осина – лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные деревья) (слайд)

— А что же происходит с хвойными деревьями осенью? (Хвойные деревья не сбрасывают хвоинки осенью)

— А что же происходит с кустарниками? ( Кустарники желтеют и засыхают)

— Что происходит с цветами и травами? (Цветы и травы желтеют, увядают и засыхают)

— Молодцы, правильно ответили на вопросы.

Мы продолжаем гулять по осеннему лесу. Прислушайтесь, какие звуки вы слышите? (Шорох листьев, капли дождя, ветер).Посмотрите – красный фонарик, это листочек осинки. (слайд) Жёлтая звёздочка – листочек клёна. (слайд) А чьи эти красивые листочки? ( Берёзы, дуба) (слайд) Очень красив осенний лес. И. Бунин был поражён его красотой, написал стихотворение. Послушайте.

Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.

-С чем сравнивает лес И. Бунин? Почему?

— ребята, вы знаете, что у многих растений есть свои особенности. По которым мы можем их узнать – плоды.

— Посмотрите какое перед нами тоненькое красивое деревце. Что это за дерево? (Рябина) (слайд)

— Как вы узнали? (По ягодам)

— Осенью плоды у рябины становятся оранжевыми красными.

— Это плод с какого дерева, кто знает как он называется? (слайд) (Плод клёна. Называется крылатками. Как думаете почему? (Имеет форму крыльев). В крылатках находятся семена, осенью падают с дерева и разносятся по всему лесу. Весной могут вырасти новые деревья.

— Как называется этот плод? С какого он дерева? (слайд) (Это плод дуба, жёлудь) — Желуди созревают осенью и падают с дерева. Полакомиться ими любят многие животные: кабаны, олени, полевые мыши.

— Вот кусты брусники и клюквы. Мы их можем узнать по ярко красным ягодам. Также как и хвойные деревья они остаются зелёными.(слайд)

6. Закрепление изученного материала.

— Ребята, сейчас мы проверим, как внимательно вы меня слушали. У вас на партах лежат листочки с текстом, но в некоторых предложениях допущены ошибки. Ваша задача прочитать текс и исправить ошибки. Будьте внимательны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «живой мир» Тема: «Части лица. Рот».

Данный конспект составлен для учащихся 4 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (обучающихся со сложной структурой дефекта). Тип урока — комбинированный. Конспект составлен в технологии д.

Конспект урока по окружающему миру по теме «Растения, которые мы едим»

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях, которые мы едим.

Урок по предмету» Живой мир». Тема: «Овощи», для детей с овз , 2 класс

знакомство детей с разными видами овощей, научить ребят с помощью мнемотаблиц давать описание овощам.

Конспект урока по предмету «Живой мир», для обучающихся СКОУ 8 вида

Тема урока: Признаки осени. Жизнь животных осенью.Цель урока: познакомить учащихся с изменениями в жизни зверей и птиц осенью.

План-конспект урока по предмету «Живой мир»

План-конспект урока по предмету «Живой мир» в 3 классе со сложной структурой дефекта по теме «Домашние животные и их детенышиЖивой мир» Тема: Устный журнал «Зимние зарисовки»

Урок для учащихся 4 класса коррекционной школы.Презентация является наглядным сопровождением содержания урока, но просмотр её слайдов чередуется сменой видов деятельности.

Источник

Трава у нашего дома

К зиме большинство трав буреет и увядает. Но ранней осенью они ещё остаются зелёными, некоторые из них цветут. Давай-ка, не тратя времени, познакомимся с травами, которые растут возле дома. Мы привыкли к ним и не всегда обращаем на них внимание. А напрасно. .

Самая горькая трава

Полынь — высокая трава с красивыми резными листьями. Её можно отличить от других трав даже с закрытыми глазами. По удивительному запаху! Запах полыни особый, полынный, очень приятный.

А вкус её приятным не назовёшь. Полынь — самая горькая из всех трав! Горькая, но лекарственная. Люди заваривают её как чай и пьют перед едой понемножку. От этого улучшается аппетит и прибавляется сила!

Трава, которая обжигает

Про неё народ придумал загадку: «Не огонь, а жжётся». Конечно, это крапива. Неосторожно дотронешься — долго потом рука будет «гореть».

  • Рассмотрите рисунок. Опишите (устно) внешний вид полыни, крапивы, птичьей гречишки, подорожника.

О птичьей гречишке и подорожнике вы можете прочитать на «Страничках Умного Совёнка» (12).

Откроем атлас-определитель

Возле твоего дома много интересных трав. Узнай , их на рисунке с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Вспомни, приходилось ли тебе встречать эти растения в природе. Опиши (устно) одно из них.

        Дуб на горе растёт,
        Никто к нему не подойдёт:
        Ни царь, ни царица,
        Ни красная девица.
        А кто подойдёт,
        Тот с собой понесёт.
      1. За что подорожник получил своё название?
      2. Какие признаки репейника использовал народ, составляя загадку о. нём?
      1. Как выглядят травянистые растения ранней осенью?
      2. Что интересного вы узнали о полыни и крапиве?
      3. Что происходит с травами поздней осенью?

      Сделаем вывод

      Ранней осенью травы ещё стоят зелёные, а некоторые продолжают цвести. Но поздней осенью их уже не увидишь: большинство травянистых растений увядает. Увядание трав — одно из осенних явлений в мире растений.

      Источник
      Рейтинг
      Загрузка ...