Коррозия металлов – разрушение металлических поверхностей под влиянием химического или электрохимического воздействия окружающей среды. Ей могут подвергаться наружные и внутренние поверхности трубопровода. К. внутренних пов-тей происходит в результате взаимодействия в присутствии влаги с такими агрессивными компонентами как H2S и O2. Наибольгую опасность представляют К. внешних поверхностей газопровода. В зависимости от коррозионных факторов различают почвенную К. и К. блуждающими токами.
Почвенная К. – электрохимическое разрушение стальных газопроводов, вызванная действием почвы, грунтов и грунтовых вод.
К. блуждающими токами – электрохимическое разрушение подземных газопроводов, вызванное возникновением постоянных и переменных токов, источником которых является электрифицированный рельсовый транспорт(магистральный, пригородный, городской, промышленный).
Почвенной К. подвергаются незащищенные поверхности трубопровода, скорость распространения К. в почве зависит от свойств грунта: влажности,температуры,электропроводности,воздухопроницаемости,наличие солей в грунте. При пониженной температуре грунта и замерзании его процесс К. замедляется.
Прокладка траншей газопровода в мерзлых грунтах и вечной мерзлоте роторными фрезами
Схема процесса образования электрохим.коррозии в почве:
1 – катодная зона, 2 – анодная зона. Электрохим. К. в почве обусловлена взаимодействием металла трубопров. с агрессивными растворами,содержащимися в грунте.
Металл выполняет роль электродов, а агрессивные растворы грунтов – электролитов. Вблизи газопроводов, где происходит процесс растворения металла с выходом ионов (+) образуются анодные зоны, а там где процесс растворения металлов происходит медленнее или менее интенсивно образуется катодная зона, вследствие чего на пов-ти трубы образуется гальваническая пара, в которой по металлу трубопровода течет ток от катодной и анодной зон, а в электролите – наоборот. В местах выхода тока будет происходить растворение металла, вследствие чего разрушение газопровода.
Схема возникновения и распространия К. блуждающими токами:
1- газопровод, 2- рельс с заземляющим кабелем, 3- тяговая подстанция, 4- контактный провод, 5- блуждающие токи (зона), 6- подвод блуждающих токов к газопроводу.
Для питания электрифицированного транспорта применяют постоянный ток, в качестве второго проводника служат рельсы,которые являются хорошим проводником, но часть тока, особенно в местах соединения рельс, попадает в грунт. Двигаясь в грунте ток возвращается к своим источникам по различным путям наименьшего сопротивления, один из таких путей – газопровод,имеющий поврежденную изоляцию.
В местах повреждения токи попадают на газопровод и выходят вблизи тяговой подстанции. Участки входа в газопровод называют катодными, выхода – анодными. Анодные зоны опаснее, т.к. токи выходят из нее в виде положительных ионов, что сопровождается интенсивным выносом частичек металла с образованием сквозных отверстий. Данный вид К. намного опасней чем почвенный и более распространен в крупных городах.
Основные объекты и сооружения магистральных газопроводов
Методы защиты от коррозии. Пассивная и активная защита подземных и надземных газопроводов.
Подземные газопроводы защищают от почвенной коррозии и коррозии блуждающими токами двумя способами: активный и пассивный.
Пассивный способ заключается в том, что газопровод покрывают изоляцией от контакта с окружающей его грунтом. Активный способ – электрохимическая защита (ЭХЗ), которая заключается в создании защитного потенциала газопровода по отношению к окружающей среде.
В качестве защитной изоляции используют такие материалы, как битумно-резиновые, битумно-полимерные, эмаль-этиленовые покрытия с использованием армированных обверток. А также покрытия из полимерных материалов, которые наносятся в виде лент или порошкообразном состоянии в заводских условиях.
Требования к защитным покрытиям: Конструкция защитных покрытий трубопроводов при подземной прокладке, при прокладке под устьями водоемов, рек (с заглублением в дно), наземной (в насыпи) в зависимости от видов материалов и условия нанесения покрытий приведены в ГОСТ Р51164-98.
1 .Защитные покрытия усиленного типа
1) Трехслойная полимерная грунтовка на основе термоактивных смесей, термоплавкий полимерный подслой, защитный слой на основе экструдированного полеафина. Толщина слоя от 2 до 3 мм при максимальных температурах до +60 С.
2)Комбинированное покрытие на основе полимерной ленты и экструдированного полиафина: грунтовка полиолефинная, лента изоляционная липкая, толщиной не менее 0,45 мм в один слой, защитный слой на основе экструдированной полиолефина. Толщина слоя от 2,2 до 3,5 мм при максимальной температуре 40 С.
2.Защитные покрытия нормального типа
1) Ленточная: грунтовка полимерная или битумно-полимерная, лента изоляционная полимерная липкая в 1 или 2 слоя толщиной не менее 0,7 мм. Обвертка защитная полимерная толщиной не менее 0,5 мм. Общая суммарная толщина слоя 1,2 мм при максимальной температуре 30 С.
При изоляции сварных стыков трубопроводов применяется полимерная лента «ТЕРМА-СТ», она используется на трубопроводе с заводским изоляционным покрытием экструдированным полиэтиленом; лента имеет 2 слоя: 1 – радиационно-сшитый полиэтилен; 2 – термопластичный.
На городских стальных прокладывающихся в грунте газопроводах применяются покрытия с весьма усиленной защитой. Противокоррозийные защитные покрытия должны быть диелектрическими, стойкими к химическим средам, имеют необходимую механическая прочность, быть эластичными и водонепроницаемыми.
Электрические методы защиты, схемы и описание.
Существуют 2 основных метода электической защиты: поляризованный дренаж, катодная и протекторная защиты.
Электродренажная защита: Электрическим дренажем называется организованный отвод блуждающих токов от газопровода к источнику этих токов. Самый распространенные виды – прямой и усиленный дренаж. Каждый из этих дренажей осуществляется путем соединения газопровода через дренажные устройства с отрицательной тяговой подстанцией или рельсами ж/д. Данный вид дренажа при незначительной разности потенциалов между рельсом и защищаемым сооружением при условии положительной полярности на рельсах.
Схема универсального поляризованного дренажа:
1- газопровод; 2,4 – резисторы(предохранители), 3- сопротивление, 5,7- контакты; 6- диод; 8- дренажная обмотка; 9- включающаяся обмотка; 10- щит амперметра; 11- амперметр; 12- рубильник; 13- рельса.
Электрическая схема работает по принципу: при взаимодействии газопровода и возникновении в нем положительного потенциала газопровод взаимодейтсвует с токами по отношению к рельсе 13. Ток двигаясь по электропроводу проходит через предохранитель 2, сопротивление 3, далее попадает на предохранитель 4, диод 6, обмотку 9, щит 10 и через рубильник 12 передается на рельс. Движение токов будут продолжаться пока разность потенциалов не достигнет 1-1,2 В, в противном случае ток потечет не через обмотку 8, т.к. контакты 5 и 7 замкнуться, а по ответвлению диода 6, в случае если разность потенциалов упадет до требуемой величины цепь разомкнется (5 и 7 разомкнуты).
Если потенциал рельсы будет больше потенциала трубы, то диод 6 ток не пропустит. Усиленный дренади применяются в тех случаях когда имеется несколько источников тока при значительном удалении защищаемого газопровода от рельсов электрифицированных ж/д, трамвайных путей и тяговой подстанции, причем разность потенциалов на них должна быть небольшой.
Катодная защита: Называют способ защиты газопровода от коррозии засчет их катодной поляризации с помощью тока от внешнего источника.
Схема катодной защиты:
1- место поврежденной изоляции газопровода; 2- газопровод; 3- участок присоединения дренажного кабеля; 4- дренажный кабель; 5- источник постоянного тока; 6- заземление из стальных труб или рельс.
На газопроводе 2 от внешнего источника постоянного тока 5 накладывают отрицательный потенциал искусственно превращая участок газопровода в катодную зону. Анодную зону создают закопанную металл. предметы, которые подключают к положительному току источника постоянного тока через дренажнвй кабель 4. В этом случае движение тока идет от положительного заряженного источника к отрицательному. В результате происходит постепенное разрушение не газопровода, а вкопанного куска металла – стальные трубы или рельсы.
Схема протекторной защиты:
1- газопровод; 2- изолированные кабели; 3- контрольный ввод; 4- протектор; 5- заполнитель для протектора.
Этот способ заключается в том, что катодная поляризация защищаемого газопровода достигается подключением к нему анодных заземлителей из металла, обладающих в грунтовой среде (электролите) более отрицательным электрическим зарядом-потенциалом, чем сам газопровод.
Таким образом газопроводу искусственно придают отрицательный заряд, подключают протекторы, обладающие еще большей отрицательной величиной чем сам газопровод. В результате защищаемый часть газопровода перемещается в катод без наличия постороннего источника тока. Протекторы представляют собой цилиндрические трубки из Al, Mg, Zn, или их сплавов. В центре протектора имеется стальной сердечник, расстояние от газопровода до протектора в среднем составляет 4,5 м.
Источник: studopedia.su
Что такое грунтовка газопровода
Материалы » Грунтовка » ТРАНСКОР-ГАЗ
Грунтовка ТРАНСКОР-ГАЗ
Грунтовка ТРАНСКОР-ГАЗ предназначена для нанесения под битумную мастику «ТРАНСКОР-ГАЗ» ТУ 5775-004-32989231-03 конструкции №12 по ГОСТ Р 51164-98 для переизоляции при капитальном ремонте труб газонефтепродуктопроводов диаметром до 1420 мм с температурой используемого продукта не выше + 35 °С.
Грунтовка ТРАНСКОР-ГАЗ состоит из синтетического каучука, нефтяного битума, ингибитора коррозии, фенолоформальдегидной смолы и бензина.
По согласованию с заказчиком грунтовка ТРАНСКОР-ГАЗ может поставлена в виде концентрата, содержащего не менее 44-45 % сухого остатка, а остальное растворитель.
Приготовление грунтовки из концентрата может осуществляться на месте производства изолировочных работ, путем добавления необходимого количества бензина (БР-1, Б-70, Нефрас, А-76, АИ-92 при соотношении концентрат / растворитель 1/ 0,5 масс.ч) и доводится тщательным перемешиванием раствора до однородной массы, требуемой вязкости.
Использование этилированного бензина и дизельного топлива в качестве растворителя запрещается.
Грунтовка отгружается в стальных бочках с герметично завинчивающимися пробками. По желанию потребителя грунтовка может быть отгружена в авто- или железнодорожных цистернах.Концентрат грунтовки «Транскор-Газ» поставляется в металлических (или пластмассовых) емкостях с плотно закрывающимися крышками массой до 20 кг.
Технические характеристики
Наименование показателя | Значение |
Цвет | Черный |
Вязкость по ВЗ-4 при +20°С, сек | 25±5 |
Сухой остаток не менее, % | 22 |
Сухой остаток концентрата не менее, % | 48 |
Адгезия мастик к загрунтованной поверхности за 1 сутки при -20°С,МПа | 0,2 |
Стойкость к катодному отслаиванию покрытий, 30 суток, +20 °С, см 2 | 10 |
- Транспортирование грунтовки производят в стальных бочках, а концентрат в металлических или полимерных емкостях всеми видами крытого транспорта, соблюдая меры противопожарной безопасности.
- Допускается транспортировка грунтовки в авто- или железнодорожных цистернах в соответствии с ГОСТ 1510-76.
- Хранение грунтовки должно осуществляться в закрытых, не отапливаемых помещениях или под навесом, при температуре окружающего воздуха не ниже минус 40 и не выше плюс 50 °С.
- Погрузка и складирование бочек с грунтовкой или емкостей с концентратами допускается только в вертикальном положении (пробками или крышками вверх).
- Перевозить и складировать бочки с грунтовкой допускается не более двух рядов (емкости с концентратом – трех рядов) по высоте с деревянными прокладками между рядами.
- Ориентировочный расход грунтовки под битумные покрытия составляет 80-100 г/м2.
- Грунтовку следует наносить на поверхность трубопровода, очищенную от продуктов коррозии, окалины, грязи, масляных пятен, копоти, пыли, маркировочной краски.
- Поверхность не должна иметь острых выступов, заусенцев, задиров, брызг металла, шлака.
- Поверхность должна быть сухой, характерного серого цвета. Не допускается наличие влаги в виде капель, наледи, инея.
- Грунтовку на поверхность трубы наносят, как правило, специальными изоляционными грунтовочными машинами за один проход.
- Нанесенный слой должен быть ровным, без пропусков, подтеков, сгустков, пузырей.
- Для равномерного распределения грунтовки рекомендуется устанавливать на изоляционную машину вращающееся полотенце.
- Температура грунтовки при нанесении должна быть в пределах от +10 до +30 °С. В зимнее время для поддержания грунтовки в указанном интервале температуры необходимо применять беспламенный ее подогрев.
- Для приготовления грунтовки нормированной вязкости необходимо разбавить концентрат бензином в соотношении: 1:0,5 (по весу) или 1:0,7 (по объему) учитывая плотность бензина (0,70-0,75 г/см3).
Оперативный сервис по Подмосковью | Доставка по Москве бесплатно | Отправка продукции по России и СНГ | Расчет конструкций и подбор оборудования |
Оборудование и материалы для строительства и ремонта магистральных трубопроводов.
Источник: sovitek.ru
Что такое грунтовка газопровода
- Главная
- Продукция
- Маркировка трубопроводов
- Самоклеящиеся маркеры
- Бирки для трубопроводов
- Маркировочные щитки
- Маркировочные ленты
- Опознавательная окраска с кольцами
- Комбинированные маркировочные ленты
- Мультиязычная маркировка
- Маркировка шин заземления
- Маркировка судовых трубопроводов по ГОСТ
- Информация
- Оплата и доставка
- Наш блог
- Подбор маркировки по проекту
- Монтаж и шеф-монтаж объекта
- Производство индивидуальной продукции
- Лазерная резка и гравировка металла
- Лазерная и аргонодуговая сварка
- Металлообработка
- Карты заказа
- Руководства
- Рекламные материалы
- Нормативная документация
8-800-350-05-83 Звонок по России бесплатный
- Главная
- Продукция
- Маркировка трубопроводов
- Самоклеящиеся маркеры
- Бирки для трубопроводов
- Маркировочные щитки
- Маркировочные ленты
- Опознавательная окраска с кольцами
- Комбинированные маркировочные ленты
- Мультиязычная маркировка
- Маркировка шин заземления
- Маркировка судовых трубопроводов по ГОСТ
- Информация
- Оплата и доставка
- Наш блог
- Подбор маркировки по проекту
- Монтаж и шеф-монтаж объекта
- Производство индивидуальной продукции
- Лазерная резка и гравировка металла
- Лазерная и аргонодуговая сварка
- Металлообработка
- Карты заказа
- Руководства
- Рекламные материалы
- Нормативная документация
Защитная окраска трубопроводов является основным способом предотвращения коррозии и агрессивных воздействий среды на материал трубы. Основная задача защитной окраски — предотвратить контакт трубопровода с окружающей средой во всем диапазоне рабочих параметров трубопровода. Совершенно иную, но не менее важную функцию выполняет обязательный элемент маркировки трубопроводов — опознавательная окраска трубопроводов. Она предназначена для быстрой идентификации вещества, транспортируемого по трубопроводу и степени его опасности.
Автор статьи: Дмитрий
инженер компании Таргис
Маркировка трубопроводов. Необходимость
или формальность?
Нормативная документация
по опознавательной окраске
трубопроводов
В каждой отрасли необходим ряд нормативной документации, регламентирующей вопросы опознавательной окраски трубопроводов, однако все эти документы либо ссылаются, либо повторяют требования основного стандарта по идентификации трубопроводов в Российской Федерации — ГОСТ 14202.
Такая унификация маркировки позволяет однозначно определить содержимое трубопровода на любом объекте — от небольшой модульной котельной до атомной электростанции и нефтеперерабатывающего завода.
Исключениями, на которые не распространяются требования ГОСТ 14202, являются трубопроводы с медицинскими газами, судовые и авиационные.
Опознавательная окраска трубопроводов предусматривает
цветовую идентификацию в зависимости от транспортируемой среды,
а также нанесение предупреждающих колец,
которые определяют степень опасности содержимого трубопровода.
Таблица 1 Цвета опознавательной окраски трубопроводов
Транспортируемое вещество | Образцы и наименование цветов опознавательной окраски | |
Цифровое обозначение группы | Наименование | |
1 | Вода | Зеленый |
2 | Пар | Красный |
3 | Воздух | Синий |
4 | Газы горючие | Желтый |
5 | Газы негорючие | Желтый |
6 | Кислоты | Оранжевый |
7 | Щелочи | Фиолетовый |
8 | Жидкости горючие | Коричневый |
9 | Жидкости негорючие | Коричневый |
10 | Прочие вещества | Серый |
ПРИМЕР МАРКИРОВКИ ТЕПЛОВОГО ПУНКТА
Самоклеящиеся ленты Таргис выполнены в строгом соответствии с ГОСТ 14202 из качественных и долгосрочных материалов.
Опознавательная
и защитная окраска
Часто опознавательную и защитную окраску совмещают — наносят на трубопровод покрытие того цвета, который характеризует транспортируемую среду.
Однако, во многих случаях это невозможно, например:
- необходимое в конкретных условиях защитное покрытие имеет цвет, отличный от требуемого по ГОСТ 14202;
- на трубопровод монтируется теплоизоляционная конструкция;
- трубопровод уже имеет заводское защитное покрытие;
- трубопровод выполнен из цветного металла и его окраска не требуется.
В этих случаях стандарт позволяет выполнять защитную окраску не по всей длине трубопровода, а участками. При таком способе намного эффективнее применение маркировочных лент различных цветов. Их проще и быстрее нанести на трубопровод, а долговечность и презентабельность такой маркировки значительно выше.
Размеры и места нанесения
Ширина цветных участков для трубопроводов диаметром (включая тепловую изоляцию) до 300 мм должна быть не менее четырех диаметров, а для трубопроводов диаметром более 300 мм — не менее двух диаметров. На трубопроводах больших диаметров допускается окраску наносить в виде полос высотой не менее ¼ длины окружности трубопровода.
Интервалы нанесения опознавательной окраски трубопроводов должны быть не более 10 метров в помещениях, а также на наружных установках, и не более 60 метров на наружных магистральных трубопроводах.
Элементы опознавательной окраски должны быть нанесены у прохода трубопроводов через стены и перекрытия, в местах установки запорной арматуры, на вводах и выводах в зданиях и установках.
Обязательным также является нанесение предупреждающих колец, несущих информацию о степени опасности среды, находящейся в трубопроводе. Цвет и количество колец приведены в таблицах 2-3, а схема нанесения на чертеже 1.
Таблица 2 Цвета предупреждающих колец
Опасность или вредность (ядовитость, токсичность, способность вызывать удушье, термические или химические ожоги, радиоактивность, высокое давление или глубокий вакуум и др.)
Таблица 3 Количество предупреждающих колец
Горячая вода, насыщенный пар
Перегретый и насыщенный пар, горячая вода
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)
Негорючие жидкости и пары, инертные газы
Горячая вода, насыщенный пар
Продукты с токсическими свойствами (кроме сильнодействующих ядовитых веществ и дымящихся кислот)
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)
Негорючие жидкости и пары, инертные газы
+250 … +350 и -70 … 0
+340 … +450 и -70 … 0
Горячая вода, насыщенный пар
Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и дымящиеся кислоты
Прочие продукты с токсическими свойствами
Горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)
Негорючие жидкости и пары, инертные газы
Независимо от давления
Независимо от давления
Независимо от давления
Независимо от давления
Подробнее о требованиях
в ГОСТ 14202
Черные и белые каемки
При необходимости нанесения колец желтого цвета на трубы с газом (желтые) или с кислотами (оранжевые) их читаемость будет затруднена. Для этого случая ГОСТ 14202 предусматривает выполнение на предупреждающих кольцах каемки черного цвета шириной не менее 10 мм. Аналогичное требование распространяется в случае нанесения колец зеленого цвета на трубопровод с водой (также зеленый) — по краям колец наносятся каемки белого цвета шириной не менее 10 мм.
САМОКЛЕЯЩИЕСЯ МАРКИРОВОЧНЫЕ ЛЕНТЫ
Упростить работу по нанесению цветных предупреждающих колец на трубопроводы можно при помощи маркировочных лент Таргис, которые при необходимости уже могут содержать каемки необходимого цвета.
Однако, ещё более эффективным является применение лент, которые одновременно имеют цвет фона, соответствующего группе транспортируемого вещества и необходимые предупреждающие кольца. В этом случае стоимость и скорость нанесения опознавательной окраски трубопроводов значительно снижается.
Самоклеящиеся ленты Таргис выполнены в строгом соответствии с ГОСТ 14202 из качественных и долгосрочных материалов.
Если у вас возникли сложности
при выборе опознавательной окраски —
свяжитесь с нами
Вам может быть интересно:
Цветовая маркировка
трубопроводов
Как маркировать
воздуховоды
Как мы маркировали
станцию Леруа Мерлен
Автор статьи, инженер
Защитная окраска трубопроводов является основным способом предотвращения коррозии и агрессивных воздействий среды на материал трубы. Основная задача защитной окраски — предотвратить контакт трубопровода с окружающей средой во всем диапазоне рабочих параметров трубопровода.
Совершенно иную, но не менее важную функцию выполняет обязательный элемент маркировки трубопроводов — опознавательная окраска трубопроводов. Она предназначена для быстрой идентификации вещества, транспортируемого по трубопроводу и степени его опасности.
Нормативная документация
по опознавательной
окраске трубопроводов
Обзор нормативной
документации по маркировке
трубопроводов в различных
отраслях и на объектах
В каждой отрасли необходим ряд нормативной документации, регламентирующей вопросы опознавательной окраски трубопроводов, однако все эти документы либо ссылаются, либо повторяют требования основного стандарта по идентификации трубопроводов в Российской Федерации — ГОСТ 14202.
Такая унификация маркировки позволяет однозначно определить содержимое трубопровода на любом объекте — от небольшой модульной котельной до атомной электростанции и нефтеперерабатывающего завода.
Исключениями, на которые не распространяются требования ГОСТ 14202, являются трубопроводы с медицинскими газами, судовые и авиационные.
Опознавательная окраска трубопроводов предусматривает цветовую идентификацию в зависимости от транспортируемой среды, а также нанесение предупреждающих колец, которые определяют степень опасности содержимого трубопровода.
Таблица 1 Опознавательная окраска
Маркировка: зеленый фон, белый текст
Маркировка: красный фон, белый текст
Группа №3: «Воздух»
Маркировка: синий фон, черный текст
Группа №4: «Газы горючие»
Маркировка: желтый фон, черный текст
Группа №5: «Газы негорючие»
Маркировка: желтый фон, черный текст
Группа №6: «Кислоты»
Маркировка: оранжевый фон, черный текст
Группа №7: «Щелочи»
Маркировка: фиолетовый фон, черный текст
Группа №8: «Жидкости горючие»
Маркировка: коричневый фон, белый текст
Группа №9: «Жидкости негорючие»
Маркировка: коричневый фон, белый текст
Группа №10: «Прочие вещества»
Маркировка: серый фон, черный текст
Опознавательная
и защитная окраска
Часто опознавательную и защитную окраску совмещают — наносят на трубопровод покрытие того цвета, который характеризует транспортируемую среду.
Однако, во многих случаях это невозможно, например:
- необходимое в конкретных условиях защитное покрытие имеет цвет, отличный от требуемого по ГОСТ 14202;
- на трубопровод монтируется теплоизоляционная конструкция;
- трубопровод уже имеет заводское защитное покрытие;
- трубопровод выполнен из цветного металла и его окраска не требуется.
В этих случаях стандарт позволяет выполнять защитную окраску не по всей длине трубопровода, а участками. При таком способе намного эффективнее применение маркировочных лент различных цветов. Их проще и быстрее нанести на трубопровод, а долговечность и презентабельность такой маркировки значительно выше.
Размеры
и места нанесения
Ширина цветных участков для трубопроводов диаметром (включая тепловую изоляцию) до 300 мм должна быть не менее четырех диаметров, а для трубопроводов диаметром более 300 мм — не менее двух диаметров. На трубопроводах больших диаметров допускается окраску наносить в виде полос высотой не менее ¼ длины окружности трубопровода.
Интервалы нанесения опознавательной окраски трубопроводов должны быть не более 10 метров в помещениях, а также на наружных установках, и не более 60 метров на наружных магистральных трубопроводах.
Элементы опознавательной окраски должны быть нанесены у прохода трубопроводов через стены и перекрытия, в местах установки запорной арматуры, на вводах и выводах в зданиях и установках.
Обязательным также является нанесение предупреждающих колец, несущих информацию о степени опасности среды, находящейся в трубопроводе. Цвет и количество колец приведены в таблицах 2-3, а схема нанесения на чертеже 1.
Таблица 2 Цвета предупреждающих колец
Свойство вещества:
Легковоспламеняемость, огнеопасность и взрывоопасность
Сигнальный цвет: красный
Свойство вещества:
Опасность или вредность (ядовитость, токсичность, способность вызывать удушье, термические или химические ожоги, радиоактивность, высокое давление или глубокий вакуум и др.)
Сигнальный цвет: желтый
Свойство вещества:
Безопасность или нейтральность
Сигнальный цвет: зеленый
Таблица 3 Количество предупреждающих колец
Группа 1 с одним кольцом
Количество колец: одно
Вещество: перегретый пар
Давление (в кгс/см²): до 22
Температура (в °C): +250 … +350
Количество колец: одно
Вещество: горячая вода, насыщенный пар
Давление (в кгс/см²): 16 — 80
Температура (в °C): свыше +120
Количество колец: одно
Вещество: перегретый и насыщенный пар, горячая вода
Давление (в кгс/см²): 1 — 16
Температура (в °C): +120 … +250
Количество колец: одно
Вещество: горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)
Давление (в кгс/см²): до 25
Температура (в °C): -70 … +250
Количество колец: одно
Вещество: негорючие жидкости и пары, инертные газы
Давление (в кгс/см²): до 64
Температура (в °C): -70 … +350
Группа 2 с двумя кольцами
Количество колец: два
Вещество: перегретый пар
Давление (в кгс/см²): до 39
Температура (в °C): +350 … +450
Количество колец: два
Вещество: горячая вода, насыщенный пар
Давление (в кгс/см²): 80 — 184
Температура (в °C): свыше +120
Количество колец: два
Вещество: продукты с токсическими свойствами (кроме сильнодействующих ядовитых веществ и дымящихся кислот)
Давление (в кгс/см²): до 16
Температура (в °C): -70 … +350
Количество колец: два
Вещество: горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)
Давление (в кгс/см²): 25 — 64
Температура (в °C): +250 … +350 и -70 … 0
Количество колец: два
Вещество: негорючие жидкости и пары, инертные газы
Давление (в кгс/см²): 64 — 100
Температура (в °C): +340 … +450 и -70 … 0
Группа 3 с тремя кольцами
Количество колец: три
Вещество: перегретый пар
Давление (в кгс/см²): независимо от давления
Температура (в °C): +450 … +660
Количество колец: три
Вещество: горячая вода, насыщенный пар
Давление (в кгс/см²): свыше 184
Температура (в °C): свыше +120
Количество колец: три
Вещество: сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и дымящиеся кислоты
Давление (в кгс/см²): независимо от давления
Температура (в °C): -70 … +700
Количество колец: три
Вещество: прочие продукты с токсическими свойствами
Давление (в кгс/см²): свыше 16
Температура (в °C): -70 … +700
Количество колец: три
Вещество: горючие (в том числе сжиженные и активные газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости)
Давление (в кгс/см²): независимо от давления
Температура (в °C): +350 … +750
Количество колец: три
Вещество: негорючие жидкости и пары, инертные газы
Давление (в кгс/см²): независимо от давления
Температура (в °C): +450 … +700
ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ
Черные и белые каемки
При необходимости нанесения колец желтого цвета на трубы с газом (желтые) или с кислотами (оранжевые) их читаемость будет затруднена. Для этого случая ГОСТ 14202 предусматривает выполнение на предупреждающих кольцах каемки черного цвета шириной не менее 10 мм. Аналогичное требование распространяется в случае нанесения колец зеленого цвета на трубопровод с водой (также зеленый) — по краям колец наносятся каемки белого цвета шириной не менее 10 мм.
Самоклеящаяся
опознавательная окраска
с кольцами Таргис
Упростить работу по нанесению цветных предупреждающих колец на трубопроводы можно при помощи маркировочных лент Таргис, которые при необходимости уже могут содержать каемки необходимого цвета.
Необходима бесплатная
консультация профессионалов?
8-800-350-05-83 Звонок по России — бесплатный
Вам будет интересно:
Цветовая маркировка
трубопроводов
Как маркировать
воздуховоды
Как мы маркировали
станцию пожаротушения
в Леруа Мерлен
Источник: www.targis.ru