Самые древние грунты применялись, в основном, для грунтования досок и камня, и предназначались под клеевые или темперные краски. Грунт содержит связующее вещество- пленкообразователь и растворитель; может содержать наполнители или быть ненаполненным. В Италии в качестве наполнителя применяли гипс, а в России и странах Северной Европы в основном мел. Грунт, в отличие от краски, не обязан быть атмосферостойким и укрывистым. Его основное назначение — создать необходимую фактуру поверхности; обеспечить хорошее сцепление краски с подложкой; создать фон и требуемое светоотражение.
В зависимости от материала подложки под клеевую живопись можно подобрать множество грунтов. Холст, бумага, картон, фанера грунтуются мелом или гипсом (двуводным или безводным сульфатом кальция) на мездровом или рыбьем клее. Без наполнителя грунт недостаточно заполняет поры подложки, не может создать окрашенный фон под живопись и необходимую фактуру поверхности.
Грунт для мягкого основания должен содержать большое количество связующего вещества и накладываться в 1 — 2 слоя. На холсте, для перекрытия зернистости основы, иногда накладывают большее количество слоев с промежуточной шлифовкой, а иногда — проклейкой.
Клеевые грунты (кроме казеинового) после высыхания сильно стягиваются и покрываются сеткой трещин. Для предотвращения растрескивания грунты пластифицируют. В качестве пластификаторов используют глицерин, инвертированный сахар, полиэтиленгиколи, иногда олифу или льняное масло. Грунт можно изготовить на основе пищевого или модифицированного крахмала. Для декорационных работ используется казеиновый грунт, который превосходит по качествам все названные выше виды грунтовок.
Очень прочный грунт для доски описывает Ченнино Ченнини: на доске делались крестообразные надрезы, затем она проклеивалась кожным (мездровым) клеем. После этого наносилась в несколько слоев грунтовочная краска из гипса и кожного клея с промежуточной шлифовкой, а после подсыхания грунт промазывался клеем.
В качестве наполнителей используются мел, тальк, барит, каолин. Могут использоваться любые пигменты, не мигрирующие в пленкообразователь последующих слоев.
Клеевой грунт. Пористые, «дышащие», гигроскопичные, впитывающие (абсорбирующие), «тянущие» грунты, в состав которых входят наполнители (мел или гипс). Широко использовались в XIX веке. Для этого грунта готовят 6 — 7% раствор мездрового клея. В готовый клей вводят наполнитель и консервант.
Для пластификации и меньшей водопроницаемости в грунт можно добавить льняное масло.
Известковый грунт. Готовится 5 — 10% водный раствор мыла, в который добавляется до 1 — 5% олифы. Отдельно в двойном количестве воды гасится известь. В гашеную известь добавляется мыльная эмульсия до необходимой консистенции. Эластичность и водостойкость грунта зависит от содержания олифы.
Может разбавляться водой.
Казеиновый грунт. Этот грунт, в отличие от клеевого, необратим после высыхания. Казеин в сухом виде хрупок, его следует использовать только по твердым основаниям.
Готовится 15 — 20% казеиновый раствор с добавкой пластификатора — глицерина (5 — 8%) и небольшого количества буры или водного аммиака (или другой щелочи) для лучшего растворения казеина. Затем к казеиновому раствору добавляются наполнитель и антисептик. Грунт наносится щеткой; при необходимости он может быть разбавлен водой. Иногда под казеиновый грунт использовали казеиновую проклейку (без наполнителя).
Желатиновый грунт. Этот грунт может использоваться для грунтования холста, дерева, картона. Для такого грунта готовится 5% раствор желатина и затем замешивается с наполнителем до необходимой консистенции. В грунт добавляются антисептик и при необходимости пластификатор. Может разбавляться водой.
Иногда под желатиновый грунт использовали желатиновую проклейку (без наполнителя).
Купоросный грунт. В качестве эмульгатора содержит 2 — 3% мыла. Основой является 2 — 3% раствор мездрового клея с 1,5 — 2% медного купороса (CUSO4). Для наполнения добавляется мел до необходимой консистенции. Возможно добавление до 1 — 2% олифы.
Такой грунт сам по себе является антисептиком (за счет медного купороса) и используется под клеевую живопись по штукатурке.
Квасцовый грунт. Содержит 2 — 3% мыла, 2 — 3% мездрового клея, 2% алюмокалиевых квасцов (KA1(SC>4)2 x 12H20). В качестве наполнителя (до 20%) используется мел. Большее количество мела приводит к ослаблению сцепления грунта с поверхностью.
Латексный грунт. Грунт готовится на основе бутадиенстирольного или акрилатстирольного латекса (возможно использование ПВА). На 1 часть латекса берется 3-5 частей воды. Добавляется коалесцент, пластификатор и консервант. В полученный состав вводится наполнитель.
Эти грунты, в отличие от клеевых и желатиновых, необратимы — не размываются водой.
Источник: studref.com
РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛЬЗОВАНИЯ КЛЕЕВЫМИ ГРУНТАМИ
Положенные на клеевой грунт масляные краски уже через небольшой промежуток времени теряют известное количество масла (большее или меньшее, что зависит от плотности его) и становятся вязкими, малоподвижными, не скользят по грунту. Эти особенности клеевого грунта представляют, с одной стороны, большие удобства в живописи, так как позволяют легко накладывать на нем светлые краски на темные, перемешивать тона, моделировать и пр., почему клеевой грунт очень популярен у современных живописцев. Но, лишаясь определенного количества масла, краски на клеевом грунте принимают вид тусклый, матовый, «жухлый», и живопись, исполненная на нем «алла прима», не может быть раскрываема лаком без ущерба для нее, так как под лаком теряет свою прежнюю гармонию.
При желании задержать до известной степени просачивание масла из красок в клеевой грунт пользуются различными средствами: 1) покрыванием грунта жидким раствором шеллака в спирту, 2) пропитыванием его небольшим количеством вареного масла, разбавленного скип@$&ром, бензином или нефтью, 3) добавочным проклеиванием грунта слабым раствором желатины и пр.
Наиболее простым и практичным средством является покрывание грунта раствором желатины, чем с давних пор пользуются английские художники. Для этой цели служит 4—5%-ный раствор ее, который наносится широкой мягкой кистью на готовый и просохший грунт до рисунка или, еще лучше, после его окончания и обводки акварелью, темперой или клеевой краской. Обработанный таким образом грунт закрепляется 4%-ным раствором формалина. Следует избегать, однако, излишнего наслоения желатины и не доводить грунт до блеска.
Клеевые грунты, обработанные указанными способами, предоставляют живописцу все удобства масляного грунта без недостатков последнего.
ЦВЕТ ГРУНТА
Цвет грунта может играть большую роль в живописи, если пользоваться им по методу старых мастеров, т. е. давать ему возможность просвечивать через слои красок и таким образом принимать деятельное участие в общем эффекте живописи.
Так как просвечивание белого грунта весьма благоприятно отражается на лежащих на нем красках (прозрачных или полупрозрачных), то обыкновенно грунту дают белый цвет, которому при желании различными способами можно легко придать любой оттенок. При умении использовать цвет грунта его можно выдерживать в сером, красном, коричневом, темно-коричневом др. тонах, в зависимости от живописной задачи. Каков бы ни был цвет грунта, он проявляет свою активность по отношению к тону лежащей на нем живописи лишь при том условии, если краски на нем лежат не слишком непроницаемым слоем. Обильным наслоением красок можно уничтожить действие всякого цвета грунта на тон живописи. Работая на цветных грунтах, не надо забывать, что масляному слою красок с течением времени свойственно приобретать большую степень просвечивания, и потому цвет грунта в дальнейшем будет проступать сильнее, чем в свеженаписанной картине.
Цвет грунта в живописи имеет и иное значение, подобное камертону в музыке. Так, на сером грунте легче выдержать живопись в серых тонах, на красном и вообще теплом грунте — в горячих тонах, на темном грунте — и темных тонах и т. д.
ПАЛИТРЫ, КИСТИ И ПР.
ПАЛИТРЫ
В масляной живописи пользуются деревянными палитрами различной формы из ольхового, орехового и красного дерева, из которых получаются темного цвета палитры, но можно пользоваться и светлым деревом, лишь бы оно не было колко и ломко. Палитры не должны втягивать масла из положенных на них красок, почему пропитываются или вареным маслом до тех пор, пока они не перестают принимать масло, или горячим воском; покрываются также масляным лаком, который в этом случае наиболее уместен, так как не растворяется маслом красок.
Палитры следует держать в чистоте, для чего свежие смеси красок следует снимать тотчас же после работы (особенно в присутствии сикативов) и протирать палитру тряпкой, ватой и пр. В противном случае придется срезывать засохшие краски, т. е. прибегать к скребку, который режет не только краску, но и дерево палитры, уродуя, таким образом, последнюю. Красок не следует накладывать на палитру слишком много, чтобы не давать им подсыхать на палитре в кучках. Чтобы задержать высыхание красок на палитре, можно держать ее в темном месте.
КИСТИ
Успешность работы художника во многом зависит от хороших кистей, а потому нужно серьезно относиться к их выбору.
Кисти, употребляемые в масляной живописи, выделываются из различного волоса. Наиболее применимы, особенно при исполнении живописи больших размеров, щетинные кисти. Они имеют белый цвет и различны по качеству. Хорошая щетинная кисть эластична, гибка, богата волосом, и каждый волосок ее имеет естественный необрезной конец равной величины. Кисти, выровненные обрезыванием кончиков волоса, чаще встречаются, так как легче подрезывать волоса, чем подобрать кисть естественными концами волос к волосу. Такие кисти относятся к плохому сорту, так как не дают правильного мазка и оставляют
бороздки в краске.
Кисти выделываются в виде лопаток, лопаточек и в круглой форме. Форма кистей также имеет большое значение. В зависимости от формы кисти дают различный мазок и потому имеют различное назначение. Кисти в форме лопаток хороши для покрывания больших плоскостей: неба, фонов, драпировок и вообще там, где требуется особая «плановая» прокладка, в которой ясно видны были бы границы мазка. Круглые кисти, напротив, дают мазок, лишенный резкости и определенности формы, и потому хороши в тушевке и моделировке тела[72].
Старые, подержанные кисти, обрезая их и придавая им нужную форму, также можно использовать для того или иного назначения: протирки и пр., а также для передачи листвы, травы и т. п.
Кроме щетинных кистей, которыми очень хорошо достигаются переходы из тона в тон и которые очень удобны в масляной живописи, имеется несколько сортов мягких кистей для более тонких работ; таковы колонковые, хорьковые, барсуковые, бычьи (или коровьей шерсти) и беличьи. Кисти эти также применимы для масляной живописи и имеют различную форму: плоские, круглые, тупоконечные и остроконечные. Лучшими из них считаются колонковые кисти —мягкие и эластичные, прекрасные в работе. Кисти мягкого волоса, сгибающегося легко при нажиме, относятся к худшим сортам — таковы беличьи кисти. Остроконечные кисти этого порядка служат для выписки деталей, исполнение которых с их помощью сильно ускоряется.
Круглые кисти барсукового волоса с тупым окончанием носят название «флейцев», назначение которых — в тонких переходах из тона в тон и в разравнивании лессировочных красок.
Для грунтов пользуются широкими щетинными кистями, обильными волосом, имеющими форму лопатки (от 3 и более дюймов ширины); чем шире и гуще кисть, тем ровнее наносится и распределяется грунт. Кисти, применяемые для нанесения картинных лаков, также имеют форму лопатки и могут состоять или из мягкой щетины или из другого мягкого волоса.
Уход за кистями. Кисти могут служить очень долго, если применять к ним правильный уход, и потому не следует кистей бросать после работы, не приведя их в порядок. Запачканные в краске кисти моются жидким зеленым мылом и теплой водой; твердого мыла следует избегать, чтобы не изнашивать волос трением. Но частое мытье кистей в воде также не полезно для них и расклеивает их связь. Вместо мытья кистей водою и мылом рекомендуется мыть их бензином и ставить затем в какое-либо невысыхающее масло: оливковое или минеральное, вынув из которого перед работой, снова необходимо промыть в бензине для удаления масла.
Чтобы не причинять искривления волосу кистей, следует подвешивать кисти таким образом, чтобы волос их был погружен в масло, но не прикасался ко дну сосуда. Имеются для названной цели и специальные ванночки, в которых кисти сохраняются в лежачем положении.
При долгом хранении кистей без употребления следует погружать их в раствор гумми-арабика, декстрина или другого клея и высушивать напитанными клеем, чтобы защитить таким образом волос кисти от растрепывания и порчи насекомыми, заводящимися в волосе кистей.
Крепко засохшие кисти в масляной краске очищаются растворением краски в щелоке, мыльном растворе, в растворе едких щелочей (слишком крепкий раствор последних действует вредно на волос кисти) и, наконец, сильными растворителями масла: сероуглеродом, хлороформом и т. п.
ШПАТЕЛИ И СКРЕБКИ
Инструменты этого рода выделываются из стали и рога. Хорошим стальным шпателем (или мастихином) не только чистят палитру, но иногда и наносят и разравнивают краску на плоскости картины, т. е. пишут. Для последней цели мастихин должен быть тонким и эластичным.
Источник: stydopedia.ru
Виды грунтовок и их приготовление
Большинство строительных работ не обходится без использования грунтовки на поверхностях. Грунтовка образует пленку, благодаря которой все отделочные покрытия держатся на поверхностях прочно. Что же собой представляет грунтовка?
Грунтовки – это специальные жидкости, которые идеально прилепляются к любым поверхностям, при этом они образовывают водонепроницаемую плёнку. Затем на плёнку налаживается слой краски или колера.
Если не наносить грунтовку на поверхность, тогда колер или краска будут впитываться неравномерно, после чего останутся некрасивые пятна, полосы, даже могут появиться трещины, именно по этим причинам приступать к окрашиванию поверхности без предварительного грунтования не следует. В основном грунтовки необходимы для известковых и клеевых окрасок, но существуют и грунтовки универсальные. В состав грунтовки входят пигменты, наполнители и связующие вещества. Грунтовки подразделяются на масляные, медно – купоросные, масляно – эмульсионные, кварцевые и мыльно – клеевые. Их применяют при известковой окраске по штукатурке, бетону, кирпичу, также для внутренних и внешних работ.
Квасцовая грунтовка используется во время клеевых окрасках. В состав такой грунтовки входит: мыло хозяйственное, квасцы алюмокалиевые, сухой малярный клей, олифа натуральная, вода, мел. Чтобы приготовить необходимую смесь нужно 0.25 килограмма алюмокалиевых квасцов растворить в одном литре горячей воды.
Затем в отдельной посуде развести десятипроцентный клеевой раствор и подогреть его. Во время подогрева его нужно постоянно помешивать и при этом добавлять туда олифу, мыло, смесь кварцевую. Потом нужно будет туда добавить воды и затем прибавить три с половиной килограмма мела, потом снова воду. Вот и всё, кварцевая грунтовка готова к использованию.
Масляная грунтовка используется для нанесения на поверхности под масляную краску. Чтобы приготовить такую грунтовку вам понадобится олифа натуральная, масляная густотёртая краска и растворитель. Количество краски будет зависеть именно от маслоемкости пигментов, то есть, краски нужно взять в стольких количествах, чтобы грунтовка обрела нужный оттенок.
Медно-купоросная грунтовка необходима для нанесения по штукатурке, бетону под силикатные и клеевые окраски с применением пигментов щелочестойких: 0.2 кг купороса медного, 0.2 кг клея животного, 2.5 кг мыла хозяйственного, 10 литров воды. Вначале необходимо сделать клеевой раствор и потом его смешать с растворённым хозяйственным мылом. В отдельной посуде нужно растворить купорос и к нему добавить клей с мылом. Затем долить туда воду и всю смесь хорошо перемешать. Также следует знать о том, что медно – купоросную грунтовку нужно хранить лишь в деревянной емкости.