Что такое роспись по штукатурке

Содержание
Еще по теме:  Длина маяков для штукатурки стен

Роспись по сырой штукатурке — метод сложный и дорогой. В современных интерьерах, в том числе и на фасадах, сегодня чаще пишут по сухой штукатурке акриловыми красками. Существуют и специальные материалы, закрепляющие рисунок.

Орнаментальная роспись — техника, при которой создается повторяющийся орнамент. Для него делаются специальные лекала. Такие работы обычно производятся достаточно быстро, но средний их срок назвать сложно — все зависит от поставленной задачи. Бывает, что мастера пишут по три-четыре квадратных метра в день. А иногда один квадратный метр может занять неделю-полторы.

Существует так называемая перспективная роспись. Это дорогая работа, поэтому заказчику в данном случае необходимо с особым вниманием относиться к выбору художника. На плоской стене мастер таким образом наносит тени, что возникает полное ощущение перспективы. Только подойдя на расстояние двух шагов до стены, понимаешь — ага, все-таки это плоскость! Однако заказывают технику перспективы нечасто, примерно 1:10 по сравнению с обычной техникой.

172 Роспись по штукатурке time lapse

Сграффито — многослойная резьба по штукатурке. Техника сграффито появилась во Франции, и там же была наиболее популярна. Принцип этого способа совершенно иной, чем у росписи, где на готовую поверхность накладывается слоями краска. В сграффито на неподготовленную стену несколькими слоями кладется раствор (смесь с красителями).

Пока он не застыл, идет прорезка до первого цвета, затем — до второго и так далее. И получается многослойный (до семи-восьми цветов, и, соответственно, слоев) рисунок. Поскольку поверхность прорезается все глубже, на фасаде (сграффито в основном используется при фасадных работах) появляется некий контррельеф, но не обычный, а разноцветный.

Тонировка является подразделом росписи, а не отдельным направлением, как роспись, майолика или сграффито. По сути это примитивная роспись материала, придание поверхности изделия эффекта, например состаривания, за счет нанесения какого-либо красителя. Тонировку делают как по гипсу, так и по шамоту, и даже по дереву.

Майолика — древнее искусство, лишь немногим более молодое, чем наскальная роспись. Суть данного направления состоит в придании цвета керамике за счет применения красителей и обжига. По данному принципу сделаны, например, голландские плитки, ценинные изразцы. Современные технологии позволяют просто творить чудеса — множество известных предметов искусства украшены таким образом.

Многослойная роспись подвергается множественному обжигу. Во время него на поверхность предмета наносятся окислометаллы. После термической обработки краски меняют цвет. Мастер-керамист — это высококвалифицированный специалист, способный заранее предугадать, какой оттенок приобретет изделие после обжига.

Например, так называемый кобальт, который мы видим на гжели, на самом деле не синий. Изначально в сырце, до обжига, этот цвет — грязно-серый. Есть красители, которые при росписи выглядят зелеными, а испеченные в печи оказываются красными.

Роспись стен своими руками пошаговая инструкция / рисование на стенах

Талант специалиста состоит в том, чтобы, зная конечный цвет, умудриться расписать изделие так, чтобы после обжига оттенки находились в гармонии между собой. Майолика используется для украшения печей, каминов, порталов и дверных проемов. Также в этой технике изготавливают предметы домашней утвари и детали интерьера: вазы, напольные горшки, посуду.

Еще по теме:  Как отделать каркасный дом штукатуркой

Актуальные тенденции в этой сфере таковы: роспись — самое популярное направление в данной области, тонировки занимают второе место. Чуть меньшим спросом пользуется майолика, отделка же с помощью сграффито — очень редкое явление. Увы, в настоящее время даже не все архитекторы знают и помнят, что это такое.

Материалы по теме

В прошлой статье была фотография скиммера. Это один из элементов закладного оборудования. Это оборудование применяется для того, чтобы обеспечить забор.

Если у вас есть свой бассейн, то в него обязательно установите фильтрационную специальную установку, которая требуется для эффективной очистки воды.

Собственный бассейн Собственный бассейн на даче или в квартире это мечта многих современных жителей, ведь как приятно в выходные дни.

А мы в холле сделали перспективную роспись. Благо художник знакомый, поэтому вышло не так дорого, как в интернете предлагают. Зато теперь заходишь как в сказку, границ реальности вообще не видно. Все гости в восторге, завидуют.

Такая роспись по стенам смотрится очень богато и конечно не каждый может себе позволить такую красоту. Но сейчас очень много информации в интернете и при сильном желании можно попробовать научится самому сделать хотя бы что-то из предложенного в этой статье.

Мне тоже понравился способ украшения стены с помощью перспективной росписи. Хотелось бы поподробнее о ней узнать. В интернете есть, конечно, информация, но она разрозненная и не везде полная и подробная. Сын хорошо рисует, поэтому можно было бы поэкспериментировать.

Живопись по сырой штукатурке , одна из техник росписей. При высыхании содержащая в штукатурке известь образует тонкую пленку , делающую роспись долговечной. Доступность исходных материалов таких как известь, песок , окрашенные материалы , относительная обусловили популярность росписей.

Belokurov88 :

Благодаря росписи можно самовыражаться изобразив свои собственные мысли сделав комнату специально для себя или семьи, данные техники можно самому практиковать и даже если с первого раза не получится, то все равно это будет Вашим творчеством, а творчество от природы бесценно. Не обязательно рисовать подобно храмам или музеям изображения, знаю, что даже несколько простых изображений будут нести что-то особое и будут Вас и окружающих Вас людей радовать. Мне лично нравится роспись – Майолика, очень древний вид росписи, имеющий богатую историю. Пробуйте, погружайтесь в свою фантазию и создавайте что-то необыкновенное и главное радужное для Вас. Удачи!

Какая история возникновения настенной живописи?

Древние люди положили начало техники настенной росписи более 18 тысяч лет назад, когда в их распоряжении были только натуральные «краски». Ярким примером являются наскальные рисунки на стенах испанских пещер Альтамира. Несмотря на то, что человеку была доступна толоко очень ограниченная палитра цветов, это не помешало ему создавать красочные изображения.

Конечно краски создавались из естественных материалов: уголь, марганец, охра, кровь и разводились водой или животным жиром. Следующим шагом в развитии настенной росписи стало строительство храмов, где художники могли реализовать различные техники живописи и создать единую композицию.

Античные времена

Стенопись настенная живопись: техника фрески

Важнейшим вкладом в историю и развитие живописи на стенах по праву считаются рисунки, созданные мастерами Древнего Египта. Их работы датируются 3 и 4 тысячелетиями до н. э. Наибольшее внимание в то время уделялось храмам и пирамидам, где можно встретить не только изображения египетских богов, но и проследить хронику исторических событий.

Установились первые каноничные стили рисования, расширялась палитра цветов.

Другой образчик античного искусства — росписи с острова Крит. Они выполнены на сырой штукатурке и были созданы для дворцов. Последние украшались как фризами, так и панелями с росписями. Хотя живопись оставалась декоративной и плоскостной, для нанесения рисунков использовались яркие краски.

Стенопись настенная живопись: техника фрески

Постепенно в живопись помимо изображений человека стали добавлять узоры и орнаменты, вместо привычных героических сюжетов художники больше акцентировались на лирических мотивах. Опять же, преимущественно выбирались яркие и насыщенные краски. Одна из причин — трудность восприятия светлых оттенков на стенах из белого мрамора.

Следующим шагом становится перенос настенной живописи в парадные комнаты, когда основное внимание обращается на интерьер. Новый виток развития наблюдается в Древнем Риме.

Живопись древней Греции до нас дошла небольшимы образцами., однако и они показывают, что искусство эллинов достиггло высокого уровня как реализма, так и символизма в живописи.

Помпезное оформление домов основывается на работах греческих художников, техника росписи выходит на высокий уровень. На стенах отражались декорации театров, дворцы или богатые орнаменты, целью которых было отразить великолепие и богатство владельца.

Возрождение — новая эпоха и второе рождение настенной живописи

Появляются личности, имена которых навсегда останутся в истории мировой художественной культуры.

Итальянские мастера — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и другие известные живописцы — породили новую волну развития настенной росписи, которая затем распространится на всю Северную Европу. Появляются первые фрески, представляющие собой роспись по сырой штукатурке.

Снова, как и в античные времена, живопись выходит за рамки религии и появляется в светских домах. На смену первоначальной технике создания фресок приходит роспись по сухой штукатурке. Появляется такое понятие, как альфрейская живопись. Для нее характерно сочетание декоративной отделки интерьера и полноцветной живописи.

К концу 18 века переживает расцвет техника создания «обманок», с помощью которых удается визуально увеличивать пространство в помещении.

Барокко и рококо

В эпоху расцвета пышности и помпезности интерьера настенная роспись призвана подчеркивать его роскошь и богатое убранство. Приветствуются удачные ракурсы, яркие краски и эффекты театральности.

«Обманки» остаются востребованными, несмотря на то, что богатые люди могли себе позволить роскошные сады и не нуждались в дополнительном увеличении пространства.

Техника художественной росписи доводится до совершенства — рисунки становятся практически неотличимы от архитектурных деталей.

Когда на смену борокко пришел стиль рококо, к основным принципам настенной живописи присоединились легкость и деликатность, больше внимания уделялось изображению ангелочков и цветочных мотивов.

Стиль рококо отличается от своего собрата более спокойными, плавными, пастельными оттенками. Здесь в большей степени присутствуют такие цвета как белый, нежно розовый, приглушенный голубой, фисташковый и, конечно же, позолота. Позолота обрамляет и роспись, и рельефную лепнину.

Современная настенная живопись

Модернистские течения и вклад промышленности в декорирование интерьера привели к появлению обоев и упадку классической росписи. Но в последнее время данная техника оформления интерьера снова привлекает к себе внимание благодаря своим возможностям.

Она позволяет внести корректировки в архитектуру, отразить индивидуальность владельцев помещений, оживить помещение. Не меньшее преимущество в том, что роспись так же, как и много веков назад, создается вручную.

Современная живопись на стенах хоть и базируется на огромном пласте умений и знаний мастеров прошлых лет, но при этом активно включает в себя технологии и мотивы нынешней эпохи. За счет этого она становится более долговечной. Плюс она является хорошей возможностью внести разнообразие в большинство однотипных современных жилищ.

Новые тенденции и правила росписи

Главной целью современной настенной живописи является передача оригинальности и изысканности интерьера.

За счет использования росписи в сочетании с предметами быта можно создать уникальный дизайн практически любого помещения — от офиса компании до личной квартиры.

Немалую роль играет желание дизайнеров экспериментировать и предлагать новые решения задач оформления. В качестве примера стоит упомянуть флюоресцентные краски, аэрографию или технику оформления с искусственным созданием патины — эффектом старения.

Подведем итоги

Тяга к выражению собственной индивидуальности издавна присутствует в характере любого человека. В частности это выражается желанием обладать чем-то эксклюзивным, особенным.

Наиболее простой способ реализовать это желание в эпоху современности — заказать уникальное оформление интерьера с использованием настенной росписи. В дополнение к этому дом становится более комфортным и уютным.

Вы можете обратиться в нашу студию для получения готовой настенной росписи. Наши специалисты учтут ваши пожелания при выполнении заказа и гармонично дополнят имеющийся интерьер в вашем помещении.

Техника настенной живописи

С названием фрески мы встречаемся впервые только в конце 14 века, хотя техника фрески была уже известна и в древности и в средние века. В настоящее время понятию фрески часто придается более широкое значение; некоторые неправильно подразумевают под этим понятием все способы живописи, при которых употребляется гашеная известь, другие считают фреской всякую стенную живопись.

В действительности же можно обозначить этим термином только такую живописную технику, при которой пишут по свежей, еще влажной штукатурке красками, разбавленными водой. Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «affresco» — письмо по сырому грунту.

В Италии фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены в архитектуре. Потому понадобились 2 уточнения «bouone fresco» — «истинная фреска» и «fresco a secco» — так называемая фреска по-сухому, которая по существу является просто работой известковыми красками по отвердевшей, но смоченной перед работой штукатурке.

В Россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее 18 века. Об этом можно судить по тому, что еще в 16-17 веках в русских документах он не встречается и о такого характера работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе».

Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике. Фреска была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали в Древней Греции, писали ею в Древнем Риме, Византии, на Руси 10-12 веков. Техника фрески зародилась в глубинах античной культуры, затем была разнесена на весь регион культуры европейской.

За время своего применения разными народами и в течение значительного времени изменялась в соответствии с художественными задачами, которые стояли перед мастерами определенной эпохи и региона.

Единственное, что характерно для всех ее модификаций — это известковое связующее грунтов и красок. Одновременно с высыханием поверхности штукатурки просыхает и вся живопись, становясь нерастворимой.

Классическим типом грунта для настенной живописи можно считать известковую штукатурку. Необходимо подчеркнуть, что штукатурка действительно должна быть мокрой, свежей, чтобы произошел процесс соединения. Чем дольше сохнет штукатурка, тем прочнее связываются краски.

Поэтому важно, чтобы грунт фрески, штукатурка и стена по возможности дольше задерживали воду и лишь медленно передавали ее на поверхность. Таким свойством обладают кирпичная стена и песчано-известковая штукатурка.

Связь красок образуется у фрески сравнительно скоро, через 7, самое большее 12 часов. Этим временем определяется срок, в течение которого живописец должен закончить свою работу.

Если живопись приходится исполнять на старых стенах, то следует сбить прежнюю штукатурку для удаления растворимых солей натрия, магния и кальция, которые впоследствии могут выделиться на поверхности в виде серых пятен и разрушить таким образом всю живопись.

В древние времена добавляли в самые ценные штукатурки молоко, в средние века добавляли яйца, в Китае — сахар. Все эти вещества образуют с известью нерастворимые соли и они способствуют более сильному отвердеванию штукатурки, что в настоящее время достигается добавлением цемента, гидравлической извести или гипса.

Современная наука не имеет оснований считать фреску древнейшей техникой стенописи, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время известным английским египтологом А. Лукасом, изложенные им в труде «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура не знала извести, и что этот материал пришел туда лишь в 4 веке до н.э.

Фреска итальянского Возрождения как техника стенописи имела как тщательно заглаженную и заполированную поверхность, так и матовую.

Краски использовались жидкие, почти прозрачные, но в 16-17 веках они стали полупрозрачными, а в более поздних работах — совсем плотными. Ранние фрески (вставки небольшого размера) писались в один прием. Более поздние — огромные композиции писались по частям — небольшими фрагментами.

В наше время появились новые технологии, которые позволяют значительно сократить время подготовки стены и при этом не теряется качество живописи.

В первые годы Советской власти фреской было выполнено довольно много работ в рабочих клубах и домах культуры, которые почти не сохранились до наших дней. В довоенное время при проектировании Дворца Советов была предпринята попытка возродить эту технику стенописи.

Но в настоящее время по целому ряду причин эта техника не имеет широкого распространения. Сейчас произведения в технике фрески если и выполняются, то технология ведения работ, и особенно с грунтами, сведена к минимуму.

Современные художники пользуются техникой росписи стен по сухой штукатурке. Об этой технике я расскажу в следующий раз. И мастер-класс для Вас проведет художник-монументалист Иванов Александр Валентинович.

Технология росписи стен

Технология росписи стен осталась практически неизменной еще с древних времен, но при этом стала намного проще благодаря инновационным видам красок и отделочных материалов.

И если в средневековье нанесение изображения на пяти квадратных метрах занимало не меньше месяца, то сегодня его вполне реально нанести за 5-7 дней. При этом современная настенная роспись абсолютно ничем не уступает по качеству изображениям древних мастеров. Она точно также не выгорает, стойка к резким перепадам температуры и механическим повреждениям.

К традиционным технологиям относятся такие техники росписи стен как:

  • Фреска-affresco – роспись поверхности по свежей штукатурке
  • фреска-a secco – роспись по высохшей штукатурке
  • роспись стен масляными, темперными, акриловыми красками

Традиционная роспись стен не терпит применения каких-либо современных аппаратов и приспособлений, поскольку является монументальной живописью и выполняется исключительно художественными кистями. Современные технологии и техники росписи применяется не менее активно. К ним относятся:

  • Аэрография – нанесение краски при помощи аэрографа
  • Роспись стен по фактурным, создающим рельеф штукатуркам
  • Применение различных современных материалов – красок с эффектом перламутра, флуоресцентных и светонакопительных красок, и т.д.

Более детально ознакомиться как с традиционными техниками росписи стен, так и с современными можно в разделе Роспись стен. Однако какая бы техника росписи стен не применялась, основы настенной росписи остаются неизменными.

На сегодняшний день, в зависимости от требований, художниками применяются два вида основы под роспись. Традиционная основа, наиболее популярная и востребованная – это специальным образом подготовленная стена. Эту основу используют практически всегда и во всех помещениях, независимо от влажности.

Самое главное – идеально подготовленная поверхность, поскольку настенная роспись от нее неотделима. Второй вид основы — художественный холст, который в дальнейшем монтируется на стену (приклеивается), или устанавливается с подрамником в отведенное место.

Этот вид основы удобен тем, что у художника появляется возможность работать в студии или мастерской, в комфортных для него условиях. Кроме того, само изображение обретает некую мобильность, поскольку при необходимости его можно отделить от стены.

Однако у этой основы есть и недостаток – если изображение большое, то практически не удается избежать появления швов и стыков между краями холста, поскольку ширина полотна ограничена.

Подготовка стены к настенной росписи – один из самых важных моментов технологии художественной росписи стен, поскольку от этого напрямую зависит качество и долговечность изображения.

При плохо подготовленной основе рисунок может со временем вместе со шпаклевкой или штукатуркой потрескаться, осыпаться, отслоиться или изменить цвет.

В этой статье мы не будем подробно рассказывать обо всех этапах подготовки стены к росписи, поскольку более подробно об этом можно узнать из раздела Подготовка стен к росписи. Перечислим только основные моменты:

  • Очистка стены от старой краски и штукатурки;
  • Обезжиривание и выравнивание поверхности;
  • Прогрунтовка поверхности акриловым грунтом.

Для более понятного и наглядного представления технологии росписи стен в интерьере можно ознакомиться с приведенной ниже схемой, которая демонстрирует поэтапную подготовку стены.

Обсуждение между заказчиком и художником-дизайнером проекта настенной росписи. Кроме того, мастер «знакомиться» с интерьером помещения и предлагает подходящие, на его взгляд, варианты.После подготовительных работ начинается непосредственный процесс росписи стен, который состоит из следующих этапов:

  • Составляются эскизы будущей росписи, и проводиться объемное виртуальное моделирование помещения, чтобы заказчик смог увидеть, как будет смотреться роспись стены в интерьере.
  • После окончательного утверждения проекта, начинается непосредственная работа над росписью в виде переноса изображения на стену и линейной отрисовки всей композиции.
  • После того как линейная отрисовка закончена, мастер переходит к самому процессу росписи. Начинается работа над локальными пятнами всей композиции, деталями и объемами. Чтобы сохранить целостность всей картинки, работа ведется от общего к частному.
  • Когда роспись окончена ее покрывают лаком. Это делается для того, чтобы предохранить изображение от воздействия влаги, выгорания и механических повреждений.

Естественно, что помимо технологии росписи стен огромнейшее значение имеет и профессионализм художника. Ведь настенная роспись – процесс творческий и тонкий, подразумевающий маленькие хитрости и нюансы, известные только мастерам монументальной живописи.

Специалисты нашей студии по праву считаются одними из самых лучших художников монументальной живописи России, которые опытным путем изучили все тонкости настенной росписи. Но, несмотря на полученные знания, не «стоят на месте», и находятся в постоянном творческом поиске.

Источник: zhukdk.ru

Что такое роспись по сырой штукатурке

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco ) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «альсекко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (альсекко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и так далее). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

История [ править | править код ]

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тысячелетие до нашей эры) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «альсекко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водяными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника [1] . Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Античная фреска [ править | править код ]

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»).

Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы.

Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска [2] .

Византия [ править | править код ]

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору.

Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 годы нашей эры) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

Древняя Русь. Россия [ править | править код ]

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи.

Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись.

При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

Итальянская фреска [ править | править код ]

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (около 1295). Ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто [3] . Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью альсекко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку, довольно быстро закрепляются и у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с альсекко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты.

Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой.

Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако; он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки, варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини, интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался [4] .

Читайте так же:
Штукатурка бетонной стены гипсовой штукатуркой

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут, довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою.

Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней).

Обыкновенно они сильно высветляются; для того чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой.

По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описана Леоном Баттистой Альберти; возможно, старые мастера пользовались ей по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо.

Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

XVIII—XIX века [ править | править код ]

Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

Другие виды настенной живописи [ править | править код ]

Покрытие secco или fresco-secco выполняется на сухой штукатурке (secco в переводе с итальянского означает «сухой»). Пигменты, таким образом, нуждаются в связующей среде, такой как яйцо (темпера), клей или масло, чтобы прикрепить пигмент к стене. Важно различать секретную работу, выполненную на вершине фрески Буон (представляет собой технику росписи фресок, в которой щёлочестойкие пигменты, измельчённые в воде, наносятся на влажную штукатурку), которая, по мнению большинства авторитетов, была фактически стандартом со времен Средневековья, и работу, выполненную полностью на пустой стене. Как правило, работы на фреске в форме буона являются более долговечными, чем любые работы с альсекко, добавленные поверх них, потому что секция работает лучше с шероховатой штукатурной поверхностью, в то время как настоящая фреска должна иметь гладкую поверхность. Дополнительная работа будет выполняться для внесения изменений, а иногда и для добавления мелких деталей, а также потому, что не все цвета могут быть достигнуты при настоящей фреске, потому что только некоторые пигменты химически работают в очень щелочной среде свежей штукатурки на основе извести.
Синий пигмент был особой проблемой, и небеса и синие одежды часто добавляли второстепенную, потому что ни голубой азурит, ни лазурит (единственные два доступных тогда синих пигмента) не работают хорошо во влажной фреске.
Благодаря современным аналитическим методам также становится всё более очевидным, что даже в ранними итальянскими живописцами эпохи Возрождения довольно часто применялись методики secco, чтобы позволить использовать более широкий спектр пигментов. В большинстве ранних примеров эта деталь теперь полностью исчезла, но даже целая картина, выполненная второстепенно на поверхности шероховатой, чтобы дать ключ для краски, может очень хорошо сохраниться, хотя влажность для неё более опасна, чем для фрески.

Роспись стен по сырой штукатурке – полное описание технологии

Роспись стен по сырой штукатурке – полное описание технологии. Роспись по сырой штукатурке пришла к нам издавна, и по такой технологии расписывали сохранившиеся дворцы и древние храмы.

Такой метод внутренней и наружной отделки стеновых поверхностей дает возможность создавать индивидуальный и неповторимый образ в общественных и жилых помещениях.

Кстати, расписывать можно и сухие, и сырые оштукатуренные поверхности стен. Чтобы создавать на стенах настоящие невероятные шедевры, потребуется приглашать художника, который умеет работать в этом направлении. Несложные рисунки или узоры можно наносить собственноручно, но для этого потребуется изучить технологию стеновой росписи.

Общие сведения

Разновидности росписи

Живопись по штукатурке с каждым годом становится все популярнее и является прекрасной альтернативой. Большинство людей интересуется, как переводится роспись по сырой штукатурке, и с итальянского языка слово «сырой» переводится, как «фреска».

Есть два метода нанесения:

  • Роспись по сухой поверхности, которую может выполнить художник или просто человек, который умеет красиво рисовать. Обойдется ручная работа куда дороже, чем роспись по влажной поверхности штукатурки с эскизом.
  • Роспись по сырой штукатурке – это фреска. Следует успеть нанести изображение до того, как просохнет поверхность. Для такой техники требуется тщательная подготовка.

Обратите внимание, что технология выполнения росписи и по сухой, и по влажной поверхности существенно отличается. При выборе способа нанесения следует руководствоваться требованиями ко внешнему виду изображений, наличием времени и средств, а еще личными навыками рисования.

Технология изготовления фресок

Даже если вы не планируете проводить работы своими руками, все равно потребуется контролировать специалистов. От того, насколько четко будут соблюдены технологии проведения работ, будет зависеть окончательный результат, а еще долговечность изображения. При нарушении процесса технологии может получиться, что изображение спустя время станет осыпаться и трескаться.

Чтобы создавать качественные изображения на стенах, потребуется:

  • В роли основания применяют не успевшую просохнуть оштукатуренную в несколько слоев стенку.
  • Эскиз рисунка требуется заранее подготовить заранее, если он будет занимать большую площадь, его следует поделить на секции.
  • На влажную штукатурку нанесите эскиз, а после разукрасьте его, придерживаясь технологии нанесения.

Источник: remontoff23.ru

Рейтинг
Загрузка ...