Грунтуют холст для того, чтобы масло не впитывалось в ткань, краски не жухли и не проникали через поры на обратную сторону картины. Грунт — это связующее звено между холстом и красками.
Чем лучше грунтовать холст?
Для первой проклейки холста лучше использовать 7%-ный желатиновый клей. 7 граммов на 100 граммов воды. Это значит, что на маленький пакетик желатина (10 грамм) надо 142 грамм воды, а на большой пакетик (25 грамм) — 357 грамм воды. Вес воды можно округлить в меньшую сторону.
Что будет если не грунтовать холст?
Если оставить не загрунтованные маленькие точки, через них масло из краски просочится в ткань и останутся масляные разводы с обратной стороны холста. Быстрый уход масла из краски приводит к трещинам (кракелюрам), так что проклеиваем и грунтуем качественно, но без излишества.
Можно ли грунтовать холст?
Высохший после проклеек холст нужно загрунтовать. Грунтуют холст для того, чтобы создать связующее звено между холстом и красками. . После высыхания первого слоя грунта наносят второй, а если необходимо, и третий, но, следя за тем, чтобы не забивалась фактура холста.
Как правильно грунтовать холст?
Можно ли грунтовать холст клеем Пва?
Клей ПВА (эмульсия поливинилацетата) уже сравнительно давно и повсеместно применяется при проклейки живописных холстов. . Увеличение воды сверх нормы даже на небольшое количество, может сильно ослабить будущую клеевую пленку и все достоинства клея ПВА просто исчезнут!
Чем проклеивать холст?
Холст можно проклеить простым обойным клеем. Плюсы такой проклейки: клей легко купить, просто приготовить (развести, как для проклейки обоев), не нужно добавлять антисептик (нашатырь). Минус один но существенный. Проклейка не всегда даёт нужный результат.
Можно ли грунтовать холст Водоэмульсионкой?
Если это водоэмульсионка, то должна подойти, так как основной состав водоэмульсионки это мел,белила:цинковые, титановые, ПВА (клей) и вода. Лучше добавить клей ПВА в водоэмульсионку, чтобы крепче было сцепление с поверхностью.
Как грунтовать холст с желатином?
Растопите желатин (не дайте ему закипеть!) и большой щетинной кистью промажьте холст. Снова уберите холст сохнуть, но на этот раз хватит и трех часов:) После высыхания снова пройдитесь наждачкой и проклейте еще раз растопленным желатином.
Можно ли рисовать маслом на акриловом грунте?
Художественный акриловый грунт — это относительно молодая разновидность, не проверенная десятилетиями, поэтому неизвестно, как со временем поведёт себя картина. Эмульсионный грунт состоит из пигмента, клея и льняного масла. Подходит для живописи маслом, акрилом, гуашью, поверхность матовая.
Нужно ли грунтовать холст для акрила?
Ни чем другим кроме акрилового грунта или акриловых красок грунтовать холст не нужно, так как вероятность испортить работу или срок её службы очень велик! А вообще конечно целесообразно и выгоднее приобрести специальный грунт для акриловых красок, чем переводить сами краски, я думаю дешевле будет.
Чем можно заменить грунтовку для холста?
- Масло льняное
- Масло маковое
- Масло ореховое
- Связующее для масляных красок
Какую ткань можно использовать для холста?
Безусловно самая лучшая это Лён! Льняная ткань дорогая, но по качеству гораздо лучше хлопка (двунитки). У льна приятна текстура волокон, нить очень прочная, его просто проклеивать и грунтовать, он хорошо натягивается. Ярко выражена зернистость, хорошая плотность.
Чем можно заменить холст?
- если страшно сразу брать холст на подрамнике, берите фанеру. Фанера имеет ярко выраженную фактуру, набросок карандашом сделать можно, но очень сложно. .
- холст на картоне — универсальный вариант. .
- теперь вы морально готовы к холсту, натянутому на подрамник
Источник: vadimuz.ru
Холст для рисования – 5 правил верного выбора
Полезное о рисовании
Автор Мария Сернеева На чтение 10 мин
Прежде чем нарисовать картину, художник необходимо выбрать правильные материалы и инструменты для работы. Холст является одним из важных инструментов на котором художник рисует свою картину. И какой холст для рисования необходимо выбрать, является важным знанием.
Когда вы приходите в магазин, глаза могут разбежаться в разные стороны от обилия и разнообразия холстов. Ведь холсты бывают из разной ткани, есть загрунтованные и не грунтованные, разные по размерам и зернистости. Все эти параметры важны для того, чтобы написать картину качественно и передать в полной мере всю яркость красок.
Читайте далее и вы узнаете, как вам действовать, если задались таким вопросом и проблем с выбором холста для рисования у вас точно не будет. И так, поехали!)
Ткань для холста, какая лучше
В основном холсты для рисования разделяется по основным признакам – это материал изготовления, основание на котором крепится ткань, текстура ткани и размер самого холста. Давайте разберёмся совсем по порядку.
Хлопковые холсты
Хлопковые холсты достаточно распространены среди художников для рисования картин, не смотря на то, что использоваться в рисовании они стали относительно недавно. Они отличается ровной и гладкой поверхностью и подходят для рисования как начинающим художникам, так и профессионалам.
Вы можете легко пробовать свои силы в начинаниях художественного мастерства, не особо переживая, что что-то испортите. Стоимость хлопковых холстов достаточно ниже, чем к примеру у льняных, поэтому если картина не удалась с первого раза, то можно с легкостью начать следующую.
К тому же хлопковые холсты вы сможете найти в любом художественном магазине, любых размеров и качества. Правда со временем хлопковые холсты могут провисать, всё зависит от натяжения полотна. Можно будет подтянуть немного холст, если вдруг он просядет.
Льняные холсты
Холосты из льна используются художниками уже очень давно и до нас дошли настоящие произведения искусства, нарисованные на льне, которые мы можем видеть в музеях. Их долговечность поражает воображение и остается только восхищаться тому, что художники прошлых столетий смогли добиться такой сохранности и полотна, и красок.
Они отличаются своей прочностью, устойчивостью к внешним раздражителям и перепадом температур. Хорошо переносят влажность и повышенную сухость. Благодаря хорошей зернистости, льняные холсты хорошо подходят для рисования маслом, так как их текстура придаёт полотну глубину и особую выразительность.
Ещё одним хорошим качеством льна, является его не впитывание влаги, в отличие от холста из хлопка. Лен не разбухает и не обвисает под краской и водой, если вы работаете акриловыми красками. Для масляных красок холсты необходимо подбирать разные зернистости.
А также лён отличается различной зернистостью холста, что является необходимым параметром, при работе, например масляной краской.
Синтетические холсты
Также в арсенале художественного искусства присутствуют и синтетические холсты, которые изготавливаются из полиэстера. Они отличаются высокой прочностью, хорошо переносят влажность и механическое воздействие.
Но в отличие от натуральных холстов, синтетические холсты по-другому впитывают краску и по этой причине краска может растекаться по холсту.
На таких холстах получаются хорошие работы, выполненные масляной краской. А акриловой краской, например будет работать немножко сложнее, так как она более водянистая и соответственно будет расползаться по холсту. Так что имейте виду этот параметр синтетического холста, при своем выборе в магазине.
Зачем нужна проклейка холста
Думаю не каждый слышал о такой вещи, как проклейка холста. Хотя данный процесс является также важным и обязательным этапом по работе с холстом перед тем, как его загрунтовать. Для этого необходим желатин, который разводится в воде, до вида жидкого желе.
Проклейка необходима по нескольким причинам, которые непосредственно влияют на дальнейшую судьбу будущей картины.
1. Одна из причин, это изоляция холста от краски, так как масло, содержащееся в краске, может проникнуть в холст и жирные кислоты начинают его разрушать. По этой причине холст становится хрупким, могут появляться трещины или холст может даже ломаться.
2. Ещё одним важным пунктом, для чего необходима проклейка – это редкое плетение ткани холста, а после проклейки закрываются и убираются промежутки между нитями плетения холста. Оптимальным будет нанесение от 2 до 4 слоёв проклейки, чтобы качественно закрыть все отверстия.
3. Ещё одним дополнительным свойством и рекомендацией для того чтобы проклеить холст, является хорошая укладка грунтовки после проклейки, а в последствии и соответственно меньший её расход.
Во время проклеивания холста есть небольшая рекомендация, которую необходимо соблюдать – обязательно следите за тем, чтобы холст не промок полностью, но в то же самое время необходимо качественно и в должном количестве нанести необходимый защитный слой на поверхность холста.
Поэтому рекомендуется наносить раствор проклейки, который по консистенции похож на холодец. Большая вязкость данного раствора не позволяет ему протекать и в то же самое время он хорошо впитывается в нити холста, что образует прочное сцепление.
Зачем грунтовать холст
Грунтовать холст необходимо. Помимо того, что грунт обеспечивает хорошее сцепление с краской, он выполняет функцию выравнивателя, с помощью которого холст принимает ровную и гладкую поверхность.
В магазине вы можете найти достаточно большой выбор различных холстов, которые продаются как грунтованные, так и не грунтованные. Для начинающих художников лучшим вариантом будет приобрести уже подготовленный и загрунтованный холст.
Это позволит вам уменьшить свои затраты и избежать лишней работы перед тем, как начать рисовать картину. Самостоятельно грунтуют холсты уже профессиональные художники с достаточно большим опытом, так как понимаю для чего они это делают и исходя из того, какой краской они будут работать и какую картину они хотят получить в итоге.
Если художник планирует рисовать картину масляной краской, то необходим и определённый грунт для данной краски. Такая грунтовка будет сохнуть достаточно продолжительное время.
Но если вопрос со временем стоит достаточно остро и необходимо начат работу быстрее, то можно покрыть картину и грунтом для акриловых красок. Сохнет акриловый грунт гораздо быстрее, продаётся в любых художественных магазинах.
Хорошей особенностью акрилового грунта является то, что он подходит не только для акриловых красок, но также может использоваться и для масляных красок.
Если же вы всё же решили самостоятельно грунтовать холст, то обязательно следуйте инструкциям, которые прилагается к грунтовке, чтобы избежать ошибок и не получить картину плохого качества.
Какие основания бывают у холста
Основание у холста могут быть изготовлены из различных материалов. От материала изготовления основания, будет зависеть и вес вашего холста. Помимо того, что холсты могут быть уже одеты на основании, они могут быть также и без основания, просто свёрнутые в рулон.
Холст на подрамнике
Данные холсты уже находятся на основании, которое изготавливается в основном из дерева. При необходимости холст можно снять с данной рамы и заменить ее, если вдруг она повредилась или рассохлась.
Под такой холст раму вам будет подобрать достаточно сложно, поэтому в большинстве случаев рамы придется заказывать в багетной мастерской, что ведет к удорожанию самой картины.
Холст на картоне
Такой холст ни к чему не закреплен, а просто приклеен картону. Он гораздо легче по весу и дешевле по стоимости, чем холст на подрамнике. Подобрать раму для него достаточно просто, так как можно легко подрезать и убрать ненужный участки холста.
Такие холсты художники используют для эскизов или небольших набросков, если не хотят рисовать большие и сложные картины. А так же они хорошо подойдут для начинающих художников, своей простотой использования и не большой стоимости.
Холст в рулоне
Это самый простой и бюджетный вариант холста, который можно найти в любом художественном магазине. Такие холсты могут продаваться как уже загрунтованными, так и не загрунтованными.
Соответственно для того, чтобы нарисовать картину, данный холст вам придётся сначала или наклеить на картон, или закрепить на подрамнике. И соответственно в дальнейшем загрунтовать, если покупаете не грунтованный холст.
Важна ли зернистость холста
При работе с картиной, необходимо учесть все нюансы, которые необходимы для написания картины. Бывает это достаточно сложно, но без такой подготовительной работы, к сожалению, хорошей картины не получится.
К таким нюансам относится и зернистость холста. Холст по зернистости необходимо выбирать относительно того, что вы собираетесь рисовать на картине.
Так же на выбор зернистости влияет и такой фактор, который с первого взгляда не очень-то и важный – будет ли наносится большое количество краски на картину или нет. Плюс к этому необходимо учитывать момент, в какой технике вы собираетесь работать.
Исходя из данных нюансов, холст выбирается по зернистости.
Мелкозернистый холст
Холст с мелкозернистым слоем вам подойдёт, если вы будете работать в гладкой технике, а краска будет ложиться небольшим слоем. Мелкозернистые холсты хорошо подходят при написании небольших картин, где планируется использовать много мелких деталей.
Крупнозернистый холст
Хвост с крупным зерном подойдёт для более больших картин и если вы планируете накладывать большой объём краски. Крупнозернистый холст достаточно крепкий и не будет провисать под толстым слоем наносимых красок.
Оптимальный размер холста для рисования
Размер холста, который вы выберете для своей работы, непосредственно зависит от того, что вы хотите на нём рисовать. Если это какое-то небольшой предмет, то вам достаточно будет и небольшой размер холста.
В любом случае выбирать конечно только вам, но для начинающих художников я рекомендую выбирать небольшие холсты, которые по размерам не превышает 40-50 см.
А когда вы уже более уверенно будете рисовать и наберётесь достаточно опыта, то вы можете переходить на холсты и с большим размером.
К тому же чем больше холст, тем больше затратная части на используемые инструменты и краски. Поэтому для новичков, чтобы попробовать себя в деле, картины до полуметра подходят больше всего.
Холст для рисования – 5 правил верного выбора
1. Если вы покупаете льняной холст, то обязательно обращайте на качество нити, из которых он изготовлен. Они должны быть одной длины, без комочков и узелков, на нем не должно торчать волосинок и ниток. Поверхность холста должна быть ровной и гладкой.
2. При выборе холста смотрите на его натяжение. Холст не должен виснуть или провисать, если он находится на подрамнике. А если он расположен на картоне, то сильно гнуться или прогибаться.
3. Если вы решились на объемную работу и планируете наносить на картину много краски, то выбирайте крупнозернистых холст. Он хорошо выдерживает натяжение и не провиснет со времнем.
4. Учитывайте размер холста в зависимости от будущего рисунка. Вы вполне сможете проявить себя в качестве художника даже на небольшом холсте, поэтому обязательно должен быть план создаваемой картины.
5. Лучшим выбором для начинающего художника будет холст, который уже прогрунтован. Это позволит сэкономить много времени и сразу начать свою работу над картиной.
Заключение
Для чего нужен грунт художественный?
Клееные грунты сильно впитывают масло из красок, и живопись на них имеет слегка матовую поверхность. Клеевой грунт несложно приготовить, он не требует длительной просушки.
В теплый 5 — 7 — процентный раствор клея постепенно, при непрерывном помешивании засыпают наполнитель до получения состава, похожего на жидкую сметану. Этот состав наносят на проклеенный холст широкой кистью или флейцем в два слоя. После нанесения первого слоя его сушат не менее 12 часов, слегка шлифуют пемзой или наждачной бумагой.
Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления
Затем смахивают пыль и ворсинки и накладывают второй слой. В некоторых случаях наносится жидкий раствор 4 — процентного клея.
Избыток клея ведет к растрескиванию грунта и красочного слоя; от недостаточного количества клея грунты становятся рыхлыми и впитывают слишком много масла, нарушая этим прочность связи и вызывая сильное пожухание красок.
МАСЛЯНЫЕ ГРУНТЫ
Масляный грунт состоит из стертых на высыхающем растительном масле сухих пигментов. В качестве связующего лучше всего использовать льняное масло.
Для эластичности маслосодержащих грунтов добавляется незначительное количество касторового масла (на 10 граммов льняного масла — 1 грамм касторового).
Для приготовления масляных грунтов чаще всего применяют готовые неразбавленные масляные краски, которые наносят, тщательно разравнивая мастихином или шпателем, а затем флейцем.
Холсты с масляным грунтом требуют длительной просушки — около двух лет. Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи.
Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться. Подобные разрушения имеют некоторые картины русских художников второй половины XIX века — И. Репина, М. Нестерова, В. Поленова и других.
ЭМУЛЬСИОННЫЕ ГРУНТЫ
Эмульсионный грунт приготавливают на эмульсиях из клея и масла, где масло в виде мельчайших частиц, во взвешенном состоянии, находится в жидком клеевом растворе.
Это обеспечивает постепенный переход от слоя проклейки к масляному красочному слою и способствует хорошему сцеплению холста с грунтом и грунта с красочным слоем.
Самым важным условием, от которого зависит качество грунта, является однородность эмульсии. При приготовлении клеемасляных эмульсионных грунтов масло тонкой струйкой вводится в теплый раствор клея, более концентрированного, чем это требуется, и с ним перемешивается.
В остаток воды, необходимой для доведения клеевого раствора до нужной концентрации, засыпают наполнитель. Полученную массу постепенно заливают в эмульсию, тщательно помешивая. Для получения более стойкой эмульсии в качестве эмульгатора можно добавить яичный желток (один желток на 200 граммов раствора), а затем насыпать наполнитель.
Яичный желток — прекрасная естественная эмульсия. Если его развести водой (1:2) и добавить мел или сухие белила, получится неплохой грунт.
Грунты для живописи
В статье рассмотрены различные виды грунтов, используемых в живописи для подготовки основ (холстов, деревяных и металлических поверхностей и т.д.) под последующие красочные слои. Приведён их состав, рассмотрены основные достоинства и недостатки.
Грунт является промежуточным слоем между уже хорошо проклееной основой и красочным слоем и необходим, главным образом, для адгезии краски.
Он также предохраняет красочный слой от негативного колебания основы из-за температурных и влажностных изменений окружающей среды.
В случае использования грубозернистых холстов грунт помогает выровнить основу, облегчая нанесение последующих красочных слоёв.
При рисовании на металлических поверхностях пигменты краски могут вступать в металлом в химическую реакцию. В результате этого явления может произойти побеление работы на металлической основе, а также скорое разрушение всего красочного слоя.
Как правило, в состав любого грунта входит: клей, пигмент, наполнитель и различные пластифицирующие вещества. Разберём каждую компоненту грунта поотдельности.
Пигмент для придания цвета. Его отсутствие ведет к чрезмерному впитыанию связующего. Живопись может преобрести эффект меления. Исключение — левкас для яичной темперы не трубет пигментов.
Наполнитель нужен для впитывания связующего. Его отсутствие в грунте ведет к отсутствию адгезии. Исключением является казеиновый грунт, который не требует наполнителя.
Пластифицирующее вещество необходимо для эластичности клея и для предотвращения появления крупносетчатого кракелюра.
Виды грунтов
Клеемеловой грунт – (основа темперной живописи)
Использовался до 18 века только он. Является самым впитываемым грунтом. Не пригоден для масляной живописи. Незаменим в яичной темпере.
Может применятся для дерева, ДСП, ДВП. На холсте и картоне нельзя использовать из-за подвижности основ.
Состав из животного клея, мела или гипса.
В качестве пластификатора – олифа или льняное масло.
В качестве клея исп. клейстер (пшеничный клей), мездровый (из шкур), перчаточный, пергаментный , кроличий, рыбий, осетровый.
Наполнитель – обмоченный мел, обработанный гипс.
Антисептик – фенол или каталин.
Перед грунтом процарапать поверхность, затем намазать 5-7% клей, приклеить паволоку и наносить грунт. Нанесение от толстых до тонких слоев. Каждый слой шлефуется.
Минус клеемелового грунта – восприимчивость ТВР, биологич. возд.
Клеевой грунт для масляной живописи
Широкое применение началось с 19 века. Связано с необходимостью тянущегося грунта.
Отличие грунта от предыдущего – добавление пигмента (белила, регулирует тоновые перепады), меда или глицерина в кач-ве пластификатора. При толстом слое разрушения начинаются в самом грунте.
Св-ва те же, но снижается впитывающая способность.
— попытка заменить животный клей. Состав: мел, вода, казеиновый раствор
Казеин – молочный продукт, является клеем и наполнителем. Считается одним из самых прочных и безвредных клеев. Казеиновый клей дает наилучшее сцепление с масляными красками.
Отриц. Особенность: наносится максимально тонким слоем, покрывается кракелюром.
Эмульсионные грунты с 18 в. — клеевой грунт с добавлением масла и цинковыми белилами. Менее тянущийся чем клеевой. Масло мешается с водой. Эмульгатор – яйцо, для совмещения масла с водой. Масло уменьшает тянущее свойство при высыхании.
- Меньшая подверженность ТВР
- Более высокая эластичность
- Применение для гладкой масляной живописи
- Сложность приготовления и нанесения
- Потемнение живописи
Можно использовать дерево, картон и холст.
Полумасляные грунты – по своему составу это любой из перечисленных грунтов. Исп. с 16 в. В Европе. В России с середины 17 века.
Завершающим слоем является очень тонкий состав из пигмента и осветленного масла + длительное просушивание около месяца.
- Подходит для любой основы (исключение – штукатурка)
- Возможность писать без фактуры
- Отсутствие прожухания (без матовой поверхности) красочного слоя
- Долгое высыхание
- Опасность нарушения технологич. Процесса в первом слое
Масляный грунт с 16 века.
Особенность: состоит из пигмента (свинцовые белила), обработанного масла, пластификатор – касторовое масло. Используются натуральные пигменты, так как они обладают высокой пористостью (способность хорошо впитывать пов-ть). Требуют длительной просушки — 6 месяцев. Требует проклейки.
Масляные грунты имеют глянцевую поверхность, не впитывают масло из красок, отчего связь между грунтом и красочным слоем оказывается непрочной, особенно при многослойной пастозной живописи. Красочный слой в произведениях, написанных на холсте с масляным грунтом, не получая необходимого сцепления с глянцевой поверхностью, со временем начинает отслаиваться.
Используется для холста, дерева, металла, при условии отсутствия фактуры.
- Эластичность;
- Идентичность красочного слоя грунту;
- Наименьший уровень прожухания.
- Низкий уровень адгезии
- Опасность попадания масла в холст
Синтетический грунт на основе ПВА
в последнее 10 летие 20 в., связано возникновение с открытием полимеров.
Грунт эластичный, не подвержен ТВР. Хорошая клеющая способность.
Используется много слоев для создания эффекта «под нож» — очень гладкая поверхность.
Пигмент – сухие цинковые белила.
Добавление дибутил фтора.
После высыхания каждый слой прошкуривается. Этот грунт синтетический, поэтому не используется в реставрации.
Акриловый грунт – наиболее современный. Состоит из акриловых синтетических смол. (поли бутил метакрилат), сухой пигмент, наполнитель, синтетич. Добавки.
Отличие от других грунтов – новый вид адгезии – вплавление — самая прочная связь слоев
- Самая большая пластичность;
- Неподверженность ТВР колебаниям;
- Простота в использовании, нет сседания.
- Неизвестно что будет с картинами спустя длительное время;
- Пропускает статическое электричество, которое притягивает пыль.
Имприматура – первый красочный слой, цветовая подготовка, добавляет колористический тон всему произведению. Все цвета кроме белого.
Связующее берется в той технике, которая используется в красках. Имприматура не является обязательным этапом работы. Используется для ускорения работы.
Грунт художественный
Грунт (в живописи) — промежуточный слой, наносимый на основу (поверхность стены, доски, холста, картона) с целью обеспечить её прочную связь с красочным слоем, а также создать для живописи желаемые цветовой фон (белый, коричневый, серый) и фактуру (гладкую, зернистую и др.).
Грунт для холста
Грунтуют холст для того, чтобы масло не впитывалось в ткань, краски не жухли и не проникали через поры не обратную сторону картины. Грунт — это связующее звено между холстом и красками. Писать на незагрунтованном холсте нельзя.
Грунтовый холст не должен расклеиваться, если провести с обратной стороны ногтем. Грунт должен быть ровным, белым, сохраняющим фактуру переплетений нитей, закрывающим все поры между ними.
Для масляной живописи существует 4 вида грунтов:
- Клеевой,
- Эмульсионный,
- Полумасленный,
- Масленый.
Клеевой грунт состоит из одной части сухого клея, 4 части белил или мела и 15 частей воды, также добавляют несколько капель касторового масла, являющимся пластификатором.
Для приготовления клея его предварительно надо замочить, а затем варить на водяной бане при температуре 65-70°.
Белила или мел следует предварительно размочить в воде, это необходимо для предотвращения их комкования при введении их в клей. Наносить грунт надо теплым.
Следует помнить, что замена цинковых белил мелом усиливает свойственную эмульсионному грунту способность впитывать масло из красочных пигментов, что значительно понижает прочность наносимых красок, при этом потеря красками связующего — масла делает живопись матовой.
Эмульсионный грунт для холста. Для современной станковой живописи используются главным образом холсты, покрытые эмульсионным грунтом, так как он является самым практичным.
Грунт представляет собой клеемасляную эмульсию, в которой наполнителем служат цинковые белила. Пластификаторами грунта являются глицерин или касторовое масло. Антисептиком, предотвращающим образование плесени на грунте, служит пентохлорфенолят натрия. Его вводят в последнюю очередь. Для ускорения получения высокодисперсной клеемасляной эмульсий, применяют эмульгатор — ОП-7.
Клей готовят так же, как и при клеевом грунте. Одновременно в небольшом количестве воды замачивают цинковые белила. В подготовленный клей, разбавленный теплой водой до нормы, вводят высокосортную льняную олифу (согласно рецептуре).
При вливании олифы клеевую воду интенсивно размешивают.
Олифу вливают небольшими порциями, так как, размешивая клей ручной мешалкой, довольно трудно получить качественную эмульсию, но при наличии эмульгатора ОП-7 можно получить эмульсию более высокого качества.
Масленый грунт представляет собой масленые белила. Ими покрывают проклеенный холст.
Грунты тонированные. Цвет грунта влияет на колористический эффект картины. Грунт тонированный имеет решающее значение для оптического смешения красок.
Чтобы получить тонированный грунт, в него вводят соответствующий пигмент или же белый грунт тонируют масляной краской, разведенной пиненом. Прозрачные краски, положенные на цветной или тонированный грунт, придают живописи глубину, выразительность и насыщенность тона.
При применении лаков можно достичь некоторой прозрачности и кроющих красок, но с очень ограниченными цветовыми диапазонами.
В практике живописи художники обычно пользуются белым, светло-серым, красным, коричневым, темно-коричневым и другими цветными или тонированными грунтами. Белый грунт почти полностью отражает свет и увеличивает интенсивность красок. Темные грунты придают краскам глубину при нанесении пастозного слоя, например, белил.
Часто цветные и тонированные грунты в некоторых местах оставляют совсем незаписанными или слегка покрывают прозрачными или полупрозрачными красками.
Рембрандт предпочитал грунт черный с сероватым оттенком; Рубенс — красно-коричневый и умбристый; Левицкий — нейтральный зеленый; Боровиковский пользовался нейтральным серым грунтом; Брюллов применял светло-коричневый; Александр Иванов тонировал грунт светлой охрой; Репин писал на белых грунтах.
Для получения тонированного грунта в него вводится какой-либо из пигментов, например: окись хрома, охра светлая, охра красная и др.
Грунт для картона
Эмульсионный грунт для картона. Предварительно картон проклеивается с двух сторон техническим желатином или качественным столярным клеем. Проклейка картона производится 4-5 — процентным раствором теплого клея.
Перед нанесением клея картон закрепляют гвоздиками на фанере или подрамнике. Клей наносят широким флейцем или сапожной щеткой ровным слоем (без следов флейца или щетки).
Когда на одной стороне картона клей высохнет, проклеивают вторую сторону и после полного просыхания клея приступают к нанесению эмульсионного грунта.
Для того чтобы приготовить грунт необходимо предварительно в небольшом количестве воды замачить цинковые белила или мел и пигмент, если необходим тонированный грунт, с тем чтобы цинковые белила или мел (как и пигмент) пропитались водой и не комковались в приготовленной эмульсии.
Заранее приготовленный клей растворяют в общем, количестве воды, а затем очень небольшими порциями в этот раствор вливают олифу, тщательно перемешивая клеевую воду. В полученную эмульсию добавляют замоченные белила или мел, также тщательно размешивая жидкость. Приготовленный состав подогревают и перемешивают для равномерного смачивания белил или мела клеем и обволакивания маслом.
Эмульсионный грунт наносится на картон в 2-3 слоя каждый раз после полного просыхания предыдущего слоя. Картон просушивается в подвешенном виде, так как в вертикальном положении происходит более равномерное просыхание грунта.
Для предотвращения пожухания красок рекомендуется грунтованный картон протирать тампоном, пропитанным смесью живописного масла и лака, взятых в соотношении 2:1, или уплотненным маслом № 1 или № 2.
Источник: chaikovskiy-gallery.ru