5 типичных ошибок при работе с гидрофобизатором
Уникальность гидрофобизатора состоит в характере его взаимодействия с поверхностью материала, на который он наносится. Активные группы гидрофобизатора химически связываются с поверхностью материала, тем самым образуя на поверхности и стенках пор материала гидрофобные моно- и полимолекулярные слои. При этом воздухопроницаемость материала сохраняется.
Эту особенность гидрофобизатора обязательно надо учитывать при работе с ним. Наша компания занимается разработкой, производством и применением гидрофобизаторов с 2004 года. Наши специалисты проанализировали весь накопленный за это время опыт и выделили 5 характерных ошибок, которые часто совершаются при нанесении гидрофобизатора и иногда приводят к неожиданным последствиям.
Что такое Гидрофобизатор | Водоотталкивающее средство
Какие ошибки делают при нанесении гидрофобизатора?
1. Избыточное нанесение
Наверно, это самая распространенная ситуация. При обработке гидрофобизатором стараются нанести как можно больше состава, чтобы «было получше». Но в случае с гидрофобизатором это не так. Почему?
Для гидрофобизаторов на водной основе
При обработке составом на водной основе первоначальный гидрофобный эффект появляется очень быстро в течение 10-15 минут после нанесения первого слоя. Через 15 минут следующий слой нанести невозможно, поверхность отталкивает воду, и состав на водной основе не может впитаться в материал. Поэтому стараются нанести 1-2 слоя или один обильный слой гидрофобизатора достаточно быстро, пока поверхность еще способна впитывать состав. Излишки (потеки, лужи и т.п.), если они появились, сразу удаляют губкой или другим хорошо впитывающим чистым (!) материалом.
Если излишки (потеки, лужи и т.п.) сразу не удалить, то после высыхания на месте этих луж могут появиться (зависит от плотности и пористости материала) белые пятна не впитавшегося в поверхность гидрофобизатора. Поэтому рекомендуем наносить гидрофобизатор обильно, но без образования луж и потеков!
Важно помнить
Для гидрофобизаторов на основе органического растворителя
В случае с составами на основе органического растворителя возникает другая ситуация. Эти составы достаточно хорошо впитываются поверхностью материала, и может быть нанесено более 3-х слоев. Что не всегда оправдано. С одной стороны, это удорожает стоимость обработки 1 кв.м поверхности. А с другой стороны, может приводить к потемнению материала.
Для плотных и полированных материалов (например, гранит, мрамор) избыточное нанесение гидрофобизатора может приводить к образованию луж и потеков, которые обязательно должны быть удалены до высыхания гидрофобизатора. Поэтому наши составы на спиртовой основе мы рекомендуем наносить на полированные поверхности в 1 слой.
2. Обработка больших площадей без пробного нанесения
Когда гидрофоб, а когда гидрофил? Всему свое время!
Разные времена года и разные температурные и климатические воздействия обрушиваются на лакокрасочное покрытие с момента выхода автомобиля с конвейера и до его утилизации. В каких же условиях лучше гидрофобный эффект на поверхности, а когда гидрофильный?
Из-за поверхностного натяжения капли ведут себя по разному. Наносимые на лакокрасочное покрытие составы имеют высокое или низкое поверхностное натяжение. Они создают плёнку на обрабатываемой поверхности ЛКП, и в зависимости от типа состава, притягивают капли или грязь или отталкивают их. Если нанесенное покрытие имеет гидрофобный эффект, то это означает, что нанесенный состав имеет низкое поверхностное натяжение, и поверхность, обработанная этим составом, имеет минимальную смачиваемость. Напротив, если нанесенное покрытие имеет гидрофильный эффект, то это означает, что поверхность, обработанная составом, притягивает капли и максимально смачивается.
Что нам это даёт и почему я на это обращаю внимание?
В последнее время появились составы, которые кричат нам о супер гидрофобных свойствах. И мы радуемся, когда капли красиво скатываются с поверхности за счет своей тяжести или под воздействием силы ветра. Гидрофобность – принцип самоочищения поверхности. Этот принцип так же известен как «Эффект лотоса».
И да, это действительно прекрасно, когда есть достаточный объём воды и какое либо движение. Попадая на лакокрасочное покрытие частички грязи не закрепляются на ней из за низкого поверхностного натяжения, которое создано использованным гидрофобным составом, и под воздействием скатывающейся капли притягиваются к ней и смываются с поверхности. Поверхность долго выглядит чистой или менее загрязнённой в течении некоторого времени. Такие времена как осень, зима или ранняя весна, очень хороши для показательной работы таких составов. Но приходит лето, и тут возможно появление проблем, связанных с гидрофобным эффектом.
Первая проблема.
Моем на даче машину. Солнышко, классно. Шампунька, вода… Классное времяпрепровождение. Как всегда, капельки быстро скатываются с поверхности. И радуют глаз.
Радужный цвет капель завораживает.
Начинаем протирать поверхность. Закончив и присмотревшись в глубину лака, мы обнаруживаем следы от высохших капель.
И самое обидное это то, что мы не можем удалить пятна подручными средствами.
Так что же произошло?
Если мы рассмотрим эту проблему повнимательнее, то мы обнаружим очевидный ответ. Небольшие капли, которые имели незначительный вес, не успели скатиться с поверхности, когда мы её протирали — они просто быстро пересохли под воздействием солнца. А поскольку вы не использовали дистиллированную воду, в воде содержались растворенные минералы, главным образом соли кальция и магния.
Чем более жесткую воду вы использовали, тем больше в ней содержалось солей. Но даже мягкая вода не избавляет нас от пятен, так как она все равно содержит некоторое количество минералов, и мы не успеем протереть мельчайшие остатки капель, которые и портят нам лак. Просто не успеваем протереть до момента их высыхания.
Такая же проблема возникает и после дождя. Кажется, что вода от дождя не имеет примесей (так могло бы быть в случае идеально чистой атмосферы). Но при попадании на поверхность, на которой достаточно соединений, входящих в состав пыли, она растворяет их в себе, и происходит последующее пересыхание капли. Мы получаем туже поверхность испорченную остатками минеральных соединений.
Если посмотреть на след высохшей капли, то по краям он выглядит более белыми. Это происходит потому, что капля высыхает с внешнего края. Капля после попадания на поверхность растекается. Но под воздействием гидрофобного эффекта капля собирается в «шарик», вбирая в себя окружающую грязь и концентрируя её на малой площади контакта с поверхностью. Поверхность же вокруг капли сильно разогревается, так как ей больше не препятствуют загрязнения, которые вобрала капля.
При высыхании концентрация растворенных минералов на границе соприкосновения капли и поверхности растет. И в результате высохшая капля оставляет след, похожий на обруч. А за счёт солнечных лучей и быстрого нагрева, эти минеральные загрязнения надёжно закрепляются в структуре лакокрасочного покрытия.
Возникает резонный вопрос — почему, стоявшая рядом машина с необработанным лаком не имеет таких повреждений после дождя? Как избежать образования таких пятен при мойке автомобиля летом, когда температура воздуха особенно сильно влияет на пересыхание капель?
Все дело в том, что машина стоящая рядом после дождя и не получившая таких повреждений, не имеет гидрофобного эффекта и её поверхность гидрофильная. Она максимально смоченная и по этому нагрев поверхности происходит постепенно. Мокрая пыль мешает прохождению солнечных лучей и не даёт сильно нагревать поверхность, как это происходит при гидрофобном эффекте. После такого высыхания на лакокрасочном покрытии остаются грязные разводы, которые легко удаляются при мойке автомобиля.
В своей практике я много наблюдаю подобных проблем с «керамическими» защитами, с защитой 1K NANO LACK, жидкими стеклами. Это реальная проблема лета и солнца.
И когда меня спрашивают, что рекомендовать для тех, кто моет машину на даче, или тому, кто уже получил такой ужасный опыт и смог удалить пятна только отполировав кузов, я могу предложить два способа решения этой проблемы.
Первый способ — это использовать гидрофильные составы после мойки автомобиля. Помыли — нанесите такой состав на влажную поверхность, а потом обмойте водой. В этом случае, водяная плёнка не рвётся, а сходит шторой, не оставляя мелких капель. И очень ровные поверхности остаются долго смоченными водяной плёнкой, что позволяет вам спустя время, когда вы подойдете к этому месту, протереть его насухо и не оставив следов.
Второй способ — это после мойки обильно промывать поверхность водой, очищенной обратноосмотическим фильтром. Это очень затратный способ, и если пойдет дождик, что все ваши усилия окажутся напрасными. Но до первого дождя это сработает.
Главное не забывать, что после того, как вы помыли автомобиль, его лакокрасочное покрытие надо защитить. И надо помнить, что гидрофобный эффект — это не показатель защиты лакокрасочного покрытия, а всего лишь показатель присутствия на поверхности «Эффекта лотоса» — механизма самоочищения поверхности, который работает при определенных условиях (то есть не во всех возможных условиях эксплуатации автомобиля).
Если вы выбираете первый способ решения проблемы, то у компании Кох-Химия появился подходящий гидрофильный состав. Речь идёт о продукте NANOCRYSTAL POLISH без приставки «hydrophob». Этот состав обеспечивает равномерный сход водяной шторы и максимально снижает риск образования белых пятен.
NANOCRYSTAL POLISH – арт. 241010
Источник: www.drive2.ru