Лакокрасочные материалы (ЛКМ) призваны выполнять двоякую функцию. Они обеспечивают удовлетворение эстетических требований, выполняют защитные функции, или и те и другие одновременно.
Лакокрасочный материал – продукт обладающий способностью при нанесении тонким слоем на изделие образовывать на поверхности защитную или декоративную пленку.
Лакокрасочное покрытие — покрытие, сформировавшееся на поверхности изделия после нанесения одного или нескольких слоев ЛКМ и обладающее достаточной адгезией к подложке.
Лак — раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях, или воде, образующий после отверждения(высыхания) прозрачную (кроме битумного лака), твердую, однородную пленку.
Эмали и краски предназначаются для получения верхних слоев покрытия, к которым предъявляются высокие и разнообразные требования по декоративности и стойкости к воздействию внешних факторов.
Употребляемые термины «краска» и «эмаль» достаточно близки, но не тождественны.
Лакокрасочные покрытие, что это? Разбор покраски фасадов
Эмаль – суспензия пигментов, наполнителей и целевых добавок в лаке, образующая после высыхания непрозрачную твердую пленку с различным блеском и фактурой поверхности.
По физико-механическим характеристикам пленок (твердости, эластичности) и защитным свойствам эмали превосходят масляные и воднодисперсионные краски. Эмали, содержащие, как правило, большое количество пленкообразующего и малое количество наполнителя, обладают повышенной декоративностью.
Краска – суспензия пигментов, наполнителей и целевых добавок в масле, олифе, эмульсии, латексе, образующая после высыхания непрозрачную окрашенную твердую пленку.
Ранее этот термин применялся преимущественно к композициям на основе высыхающих масел и олиф. В настоящее время он сохранился применительно к лакокрасочным материалам строительного назначения (клеевые, воднодисперсионные, силикатные и др.), материалам для неметаллических подложек (художественные краски, краски для кожи). Этот термин применяется и для порошковых составов (сухие краски, порошковые краски для металла).
Грунтовка — суспензия пигментов или смеси пигментов с наполнителями в пленкообразующем веществе (олифе, лаке или др.), образующая после высыхания непрозрачную однородную пленку с хорошей адгезией к подложке и верхним покровным слоям.
Шпатлевка — вязкая пастообразная масса, состоящая из смеси пигментов, наполнителей и пленкообразующего вещества и предназначенная для заполнения неровностей и углублений и сглаживания окрашиваемой поверхности. Олифа — пленкообразующая жидкость – продукт переработки растительных масел или жирных алкидных смол с введением сиккативов для ускорения высыхания.
Сиккатив – соединения некоторых металлов (в основном свинца, марганца, кобальта) в виде растворов мыл (нафтенат, резинат и др.) в органических растворителях и реже в виде оксидов, добавляемые в качестве катализатора для ускорения высыхания лакокрасочного материала в процессе его изготовления и применения.
Про лакокрасочные материалы ч.1 | ЛКМ: масла, лаки, краски, морилки | Столярный ликбез
- пленкообразующих веществ, которые обеспечивают образование сплошной пленки, которая изолирует и защищает окрашенную поверхность. Варьируются по химическому составу в зависимости от области применения покрытия.
Сюда относятся поликонденсационные (алкидные, эпоксидные, полиуретановые, кремнийорганические, и др.), полимеризационные смолы (акриловые, метакриловые, на основе хлористого винила, и др.), природные смолы ( канифоль, битумы, шеллак и др.) водные дисперсии, различные лаки именно они отвечают за образовании пленки. - пигментов.
Тонкодисперсные (органические или неорганические) порошки обеспечивают цвет, укрывистость и другие оптические и визуальные эффекты, практически нерастворимые в применяемом растворителе. Наиболее часто используются для эстетических целей, но некоторые, например, железоокисные пигменты, обладают свойствами игибирующими коррозию. - наполнителей, практически нерастворимы в применяемой среде. Имеют многочисленные функции, включая повышение укрывистости в дополнение к основному пигменту, улучшают отдельные технологические свойства и увеличивают объем (степень наполнения) покровного материала.
- целевых добавок.
Вещества, обычно добавляемые в небольших количествах, которые влияют на отдельные химические или технологические свойства, например, ускорители отверждения (сиккативы, отвердители), антиоксиданты, загустители, диспергаторы, матирующие добавки, улучшающие розлив, препятствующие образованию трудноразмешивающегося осадка при хранении ЛКМ, и др. - растворителей.
Жидкости или смеси жидкостей, способные растворять пленкообразователь, например, сольвент, бутилацетат, уайт-спирит, вода. Обеспечивают возможность нанесения ЛКМ различными способами на подложку. При использовании для корректировки технологических свойств (вязкости) их также называют разбавителями.
Важнейшее значение имеет контроль качества в процессе производства и выпуска готового лакокрасочного материала, а также при окраске изделий. Существует общепринятая в нашей стране система обозначений лакокрасочных материалов (ЛКМ), в которой находят отражение их свойства, назначение, условия эксплуатации. При выборе в магазине какой-либо краски или лака достаточно по нижеприведенным правилам расшифровать обозначение на банке, и вы будете точно знать, для чего этот лакокрасочный материал предназначен, где и как может использоваться.
Выпускаемые промышленностью ЛКМ подразделяются на основные, промежуточные и прочие.
К основным видам ЛКМ относятся лаки, краски, эмали, грунтовки, шпатлевки.
К промежуточным материалам, используемым преимущественно в качестве полуфабрикатов и полупродуктов, относятся олифы, сиккативы, смолы, растворы смол, разбавители и растворители.
К прочим видам относятся вспомогательные и подсобные материалы – смывки, пасты, мастики, отвердители, ускорители, и т.п.
- химическому составу (типу пленкообразующего) ПФ (пентафталевые) ,ГФ(глифталевые),ПУ(полиуретановые), МЛ(меламиновые), КО(кремнийорганические),ЭП(эпоксидные), ПЭ(подиэфирные), АК(акриловые), ХВ(перхлорвиниловые), ФП(фторопластовые), МА(масляные), БТ(битумные), КФ(канифольные), НЦ(нитроцеллюлозные), АЦ( ацетилцеллюлозные) и т.п;
- преимущественному назначению, т.е. по потребительскому признаку_ автомобильные, электроизоляционные, фасадные, термостойкие и т.п. Каждому лакокрасочному материалу присваивают наименование и обозначение, состоящее из слов, букв и цифр. Обозначение лаков состоит из четырех, а в пигментированных системах (краски, эмали и т.д.) из пяти групп знаков:
- 1-я группа — вид лакокрасочного материала, обозначаемый словом лак, эмаль, краска, грунтовка, шпатлевка;
2-я группа – тип пленкообразующего вещества (смолы, эфира целлюлозы, и т.д.), обозначаемая двумя буквами (ПФ, МА, ЭП, КО, МЛ, и т.д.);
3-я группа – условия эксплуатации ЛКМ, обозначается одной цифрой (1,2, 3, и. д.);
4-я группа порядковый номер разработки, присвоенный каждому лакокрасочному материалу разработчиком, обозначаемый одной, двумя или тремя цифрами;
5-я группа – цвет эмали, краски, грунтовки, шпатлевки, обозначаемый полным словом.
Группа лакокрасочных материалов | Обозначение групп | Преимущественное назначение (условия эксплуатации покрытий) |
Атмосферостойкие | 1 | Покрытия стойкие к атмосферным воздействиям в различных климатических условиях, эксплуатируемые на открытых площадках |
Ограниченно атмосферостойкие | 2 | Покрытия, эксплуатируемые под навесом и внутри неотапливаемых и отапливаемых помещений в различных климатических условиях. |
Водостойкие | 4 | Покрытия, стойкие к действию пресной воды и ее паров, а также морской воды. |
Специальные | 5 | Покрытия, обладающие специфи-ческими свойствами: стойкие к рентгеновским и другим излуче-ниям, светящиеся, терморегули-рующие, противообрастающие, для пропитки тканей, окрашивания кожи, резины, пластмасс, гигиенические, противоскользящие. |
Маслобензостойкие | 6 | Покрытия, стойкие к воздействию минеральных масел и консистентных смазок, бензина, керосина и других нефтяных продуктов. |
Химически стойкие | 7 | Покрытия, стойкие к воздействию кислот, щелочей, и других жидких химических реагентов или их паров. |
Термостойкие | 8 | Покрытия, стойкие к воздействию повышенных температур |
Электроизоляционные и электропроводные | 9 | Покрытия, подвергающиеся воздействию электрических напряжений, тока, электрической дуги и поверхностных разрядов |
Консервационные | 3 | Лакокрасочные покрытия, применяемые для временной защиты окрашиваемой поверхности в процессе производства, транспортирования и хранения изделий |
При обозначении первой группы знаков для красок масляных и алкидных, содержащих в своем составе только один пигмент, вместо слова «краска» указывают наименование пигмента, например, белила цинковые, сурик. Для лакокрасочных материалов, содержащих смесь пленкообразующих веществ, вторую группу знаков обозначают по типу пленкообразующего, определяющего основные свойства этого материала.
Для ЛКМ без летучего растворителя, водоразбавляемых, водоэмульсионных и порошковых между первой и второй группой знаков ставится индекс: Б- для лака без летучего растворителя, В- для водоразбавляемых материалов, ОД – для органодисперсионных (органозольных, пластизольных) ЛКМ, После индекса ставиться тире.
В грунтовках и полуфабрикатных лаках третью группу знаков обозначают цифрой 0 (например, КО-075, ПФ-060), для шпатлевок – 00. Между второй и третьей группой знаков при обозначении всех ЛКМ ставиться тире. После тире перед третьей группой знаков для масляных густотертых красок ставиться цифра 0.
Четвертую группу знаков для масляных и алкидных красок вместо порядкового номера обозначают цифрой, указывающей на какой олифе изготовлена краска: 1- натуральная олифа, 2-олифа оксоль, 3- глифталевая олифа, 4- пентафталевая олифа, 5- комбинированная олифа.
В некоторых случаях для уточнения специфических свойств ЛКМ после порядкового номера ставя индекс в виде одной или двух прописных букв, например, БМ –бензо-, маслостойкая, ПГ- пониженной горючести и др.
Для автоматизированной обработки информации при планировании и учете производства создан классификатор ЛКМ, внесение изменений и дополнений в него, присвоение кодов новым видам ЛКМ осуществляется автором классификатора ГИПИ ЛКП. Каждому ЛКМ присвоен код из десяти цифровых десятичных знаков. Классификация и кодирование продукции, выпускаемой лакокрасочной промышленностью , предусмотрены в классе 23 ОКП: подклассах 231- лакокрасочные материалы, 232-пигменты, 233- материалы художественные и вспомогательные.
Статья предоставлена ООО «Термика»
Источник: www.vashdom.ru
ЛАКОКРАСОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Срок службы легковых автомобилей в значительной степени определяется коррозионной стойкостью их кузовов, которые зачастую приходят в негодность быстрее, чем двигатель и другие агрегаты. Особенно неблагоприятное воздействие на кузова автомобилей оказывает соль, которой посыпают дороги, в совокупности с механическими воздействиями мелких камней, песка и вибрации.
После трех лет эксплуатации на кузовах легковых автомобилей обычно возникает 130—150 очагов коррозии общей площадью 150— 230 см 2 .
Характерно, что свыше 65% очагов коррозии представляют собой такие ее виды, которые в процессе эксплуатации не удается полностью остановить. Поданным исследователей, если коррозию автомобиля за первые три года эксплуатации условно принять за 1, то на четвертый год эксплуатации она составит 1,38; на шестой — 1,5; на восьмой — 1,75.
Наиболее эффективным методом защиты от коррозии является окрашивание поверхностей в сочетании с дополнительной обработкой их защитными противокоррозионными составами.
В большинстве современных автомобилей кузов является несущим, т.е. он несет на себе все основные агрегаты. Кузов — это основа автомобиля (50% его стоимости).
Одновременно с нанесением лакокрасочного покрытия на кузов наносят противошумный и герметизирующие составы, проводят противокоррозионную обработку днища.
Все большее распространение получает процесс внесения в скрытые полости антикоров «Мольвин-МЛ» и НГМ-МЛ.
Используемую для защиты днища битумную мастику БПМ-1 постепенно заменяет поливинилхлоридный пластизоль «Диплозоль- ПА», покрытие из которого значительно более стойкое.
Задний и передний мосты автомобиля, коробки передач, рычаги передней подвески и детали рулевого управления окрашивают водоразбавляемой грунтовкой BMJl-0143 и эмалью МЧ-123 либо эмалью MC-17 черного цвета.
Карданный вал окрашивают грунтовкой ГФ-089 и эмалью МЧ-123 или MC-17, а пружины передней подвески и штанги стабилизаторов — эмалью MC-17. Диски колес автомобилей окрашивают порошковой краской П-ЭП-134 с металлическим блеском.
Основные виды лакокрасочных материалов, применяемых для ремонтного окрашивания, — это грунтовки, шпатлевки и эмали.
Грунтовками называют лакокрасочные материалы, наносимые непосредственно на поверхность металла и характеризующиеся хорошей адгезией (сцеплением) как с металлом, так и с последующими слоями шпатлевки и эмали.
Грунтовочные покрытия должны быть устойчивы к действию растворителей, повышенных температур (во время сушки последующих слоев покрытия), не должны размягчаться при нанесении шпатлевки и эмали. Так как грунтовки содержат большое количество неорганических противокоррозионных пигментов, они не дают блеска и после высыхания образуют матовую поверхность.
Шпатлевки — это лакокрасочные материалы, предназначенные для выравнивания поверхности перед нанесением верхних декоративных слоев эмали.
Эмали — это материалы, применяемые для верхнего (наружного) слоя лакокрасочного покрытия и образующие непрозрачные цветные пленки.
На этикетках лакокрасочных материалов обычно пишут «Эмаль», «Лак», «Краска», «Грунтовка» или «Шпатлевка», их цвет, а затем буквенно-цифровое обозначение из четырех—шести индексов. Буквы в обозначении определяют состав пленкообразующего вещества лакокрасочного материала, а цифры — его назначение. Первая цифра указывает, для работы в каких условиях предназначено покрытие, например: 1 — атмосферостойкое; 4 — водостойкое (в том числе к горячей воде); 5 — специальное (например, светящееся); 6 — масло- бензостойкое; 7 — химически стойкое; 8 — термостойкое.
В обозначении грунтовок после буквенного индекса пишут 0, а в обозначении шпатлевок 00.
Иногда после цифрового индекса в обозначении идут буквы, характеризующие цвет или особенности материалов (например, ГС — горячая сушка, XC — холодная сушка, HГ — негорючая, M — для матовых покрытий и др.).
Примеры обозначений:
- • Грунтовка ФЛ-ОЗК — грунтовка на основе фенольной смолы, № 3, красная:
- • Грунтовка BJI-02 — грунтовка на основе поливинилбутираля, №2;
- • Шпатлевка ЭП-00-10 — шпатлевка эпоксидная, № 10;
- • Эмаль НЦ-11 — эмаль на основе нитроцеллюлозы для атмосферостойких покрытий, фисташковая;
- • Лак КО-815 — лак на основе кремнийорганической смолы для термостойких покрытий.
Фосфатирование — процесс химической обработки стальных изделий с целью получения на их поверхности слоя нерастворимых в воде фосфорнокислых соединений.
В зависимости от требуемых свойств в автомобилестроении применяют три вида фосфатных покрытий:
- • грунтовочные противокоррозионные покрытия, наносимые перед окрашиванием для улучшения защитных свойств и повышения адгезионной прочности лакокрасочных покрытий;
- • противокоррозионные покрытия для временной (при хранении) защиты деталей, работающих обычно в контакте с маслом и смазкой или подвергающихся относительно слабому коррозионному воздействию среды (пружины, крепежные изделия и т.д.);
- • антифрикционные покрытия, снижающие коэффициент трения совместно работающих деталей.
Для фосфатирования используют фосфатирующие растворы, пасты, грунтовки.
Фосфатирование проводят растворами КФ-1 и КФ-12 при температуре 45—50 °С.
Концентрат КФ-1 имеет следующий процентный состав (по массе): окись цинка — 13,7; ортофосфорная кислота (87%-я) — 31,9; азотная кислота (57%-я) — 14,3; вода — 40,1.
Для фосфатирования стальных крупногабаритных изделий используют пасты следующего состава, г на 1 дм 3 воды:
Ортофосфорная кислота (плотность 1,41) 80-85
Цинковые белила (сухие) 15—17
Натрий азотнокислый 1,2
Грунтование — нанесение слоя лакокрасочного материала, непосредственно контактирующего с подложкой.
Целью грунтования является улучшение сцепления основного покрытия с подложкой, а также дополнительное придание покрытию противокоррозионных свойств.
Основные требования к грунтовкам — хорошая адгезия к металлу и вышележащим слоям покрытия (эмалям и шпатлевкам) и высокие противокоррозионные свойства.
Адгезионная прочность грунтовочных слоев обратно пропорциональна их толщине, поэтому грунтовки наносят тонким слоем, хотя при большей толщине они имели бы гораздо лучшие защитные свойства.
Различают следующие виды грунтовок:
- • грунтовки с инертными пигментами, которые не взаимодействуют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозионный процесс (например, грунтовки ГФ-021, ФЛ-ОЗКК, НЦ-081);
- • пассивирующие грунтовки, т.е. содержащие пассивирующие пигменты, например хроматы. Это грунтовки Ф-017, ФЛ-ОЗЖ, КФ- 030, а также свинцово-суричная грунтовка, часто используемая для защиты днища и крыльев автомобилей. Последнюю приготавливают непосредственно перед употреблением, смешивая сухой свинцовый сурик с натуральной олифой в соотношении 2:1 по массе, и наносят только кистью. Хранить ее можно при температуре до 10 °С не более 14 сут, при температуре от 11 до 20 °С — не более 7 сут, при более высокой температуре — не более 3 сут;
- • протекторные грунтовки ПС-1 и ЭП-057, содержащие металлический порошок с более отрицательным потенциалом, чем железо, обеспечивающий катодную защиту. Причем грунтовку ПС-1 приготавливают непосредственно перед употреблением, смешивая цинковую пыль с 10%-м раствором полистирола в ксилоле (из расчета 1,5 массовой части цинковой пыли на 1 массовую часть раствора).
Специально для защиты днища и крыльев автомобиля предназначена протекторная «Автогрунтовка цинконаполненная». Протекторные грунтовки обеспечивают длительную защиту поверхностей в жестких коррозионных условиях и позволяют сваривать грунтованный металл.
Фосфатирующие грунтовки, применяемые по стали, цинку, меди, алюминию и его сплавам, магниевым сплавам, олову и другим металлам, представляют собой двухкомпонентные составы. Основным их компонентом является суспензия пигментов в поливинил- бутиральном спиртовом лаке, а вторым — водно-спиртовой раствор ортофосфорной кислоты (кислотный разбавитель).
Большинство шпатлевок представляют собой густые пастообразные массы, удобные для нанесения шпателем. При этом любая шпатлевка должна удовлетворять следующим требованиям:
- • иметь минимальную усадку при высыхании;
- • консистенция ее должна быть такой, чтобы она легко сходила со шпателя, равномерно ложилась на поверхность и хорошо заполняла дефекты;
- • высохший слой шпатлевки должен быть твердым (надрезаться ножом с большим трудом) и без пузырей и трещин;
- • слой шпатлевки после высыхания должен шлифоваться, причем не набухать и не выкрашиваться под действием воды при мокром шлифовании;
- • обладать хорошим сцеплением с грунтовочным слоем и с последующими слоями покрытия.
Разновидностью шпатлевок являются грунтошпатлевки — обычно это составы на основе эпоксидных смол, и в отличие от большинства других шпатлевок их можно наносить непосредственно на металл.
Лучшим материалом для выправления дефектов автомобильных кузовов в настоящее время являются двухкомпонентные полиэфирные шпатлевки. Они легко разравниваются, практически не дают усадки и позволяют за один прием нанести слой толщиной 2—3 мм. Продолжительность их отверждения при комнатной температуре 5—60 мин.
В России освоен выпуск полиэфирной шпатлевки ПЭ-00-85 марок А и Б белого цвета. Марка А предназначена для выравнивания поверхностей, подвергающихся возможному (при сушке) воздействию температуры до 120 °С в течение трех часов. Марка Б предназначена для выравнивания поверхностей с возможным последующим воздействием температуры до 135 °С в течение одного часа.
Нанесение верхних слоев лакокрасочного покрытия — эмали — имеет целью улучшить его защитные функции, придать красивый внешний вид либо специальные свойства, например способность светиться, противостоять обледенению и т.д.
Первый нанесенный слой эмали называют выявительным, так как на нем отчетливо выделяются все дефекты зашпатлеванной поверхности. После сушки выявительного слоя проводят окончательное выправление всех мелких дефектов поверхности с помощью шпатлевки. Зашпатлеванные места высушивают и шлифуют.
Эмали, предназначенные для окрашивания автомобилей, имеют большую и разнообразную цветовую гамму, а покрытия из них обладают повышенным блеском и сохраняют декоративный вид при длительной эксплуатации в различных климатических условиях.
Эмаль МЛ-197 предназначена для окрашивания загрунтованной и зашпатлеванной поверхности кузова и деталей в салоне легкового автомобиля. Покрытия, выполненные этой эмалью, стойки к перепаду температур, удару, истиранию и обладают хорошими декоративными свойствами. В условиях умеренного климата они сохраняют защитные свойства не менее трех лет.
Эмаль МЛ-1110 обладает хорошими защитными свойствами в различных атмосферных условиях, влаго- и водостойкостью, повышенным блеском.
Эмаль МЛ-12 может быть использована для ремонтного окрашивания, но по декоративным качествам она уступает эмалям МЛ-1110 и МЛ-197.
Эмаль МЛ-152 специально предназначена для ремонтной подкраски небольших участков. Покрытия, выполненные этой эмалью, стойкие к перепаду температур от -50 до +50 °С, а также к действию минерального масла и бензина. При первичном окрашивании эмаль наносят в два слоя, по старой краске — в один. Для сушки можно применять рефлектор.
Эмаль МЛ-1121 рекомендуется применять вместо эмалей МЛ-12 и МЛ-1110. Покрытия, выполненные этой эмалью, имеют повышенный блеск, хорошие физико-механические и защитные свойства. Наносить ее нужно по загрунтованной поверхности способом «мокрую по мокрому».
Покрытия из эмали МЛ-1198 обладают металлическим эффектом, имеют хорошие механические и защитные свойства. Эта эмаль выпускается серебристого, золотистого и сине-зеленого цветов, поставляется вместе с лаком МЛ-198.
Эмаль МЛ-1195 однопигментная. Покрытия из этой эмали рекомендуются для эксплуатации в условиях умеренного и холодного климата.
Система выпуска газов современных автомобилей работает в тяжелых условиях. Изнутри ее разрушают горячие отработавшие газы, пары кислот, конденсат влаги, а снаружи — вода, грязь, соль, камни. Кроме того, тенденция к уменьшению высоты современного автомобиля приводит к тому, что его выпускная система приближается к дорожному полотну, вследствие чего глушитель и трубы корродируют быстрее.
Общая внутренняя коррозия системы выпуска газов развивается вследствие образования при сгорании топлива воды, оксидов углерода, азота и серы. Кроме того, этилированные топлива содержат рафинирующие добавки в виде хлоридов и бромидов, которые являются источниками образования соляной и бромоводородной кислот.
Коррозия внутренних поверхностей глушителя ускоряется также от действия нагара, образующегося во время работы двигателя.
Эффективным способом защиты от коррозии наружных поверхностей системы выпуска газов является их окрашивание. Однако при этом надо учитывать, что температура отработавших газов, измеренная у выпускного трубопровода, обычно находится в пределах 420- 760 °С, а металл выхлопной трубы нагревается соответственно до 240—540 °С, т.е. для их окрашивания пригодны только термостойкие, в основном кремнийорганические эмали и лаки.
Термостойкость лаков значительно повышается при добавлении к ним 6—10% алюминиевой пудры. Причем смешивать пудру с лаком нужно непосредственно перед употреблением, так как при длительном хранении (более 4—6 ч) пудра теряет способность всплывать. В результате ухудшаются эксплуатационные показатели и внешний вид покрытия.
Специально для окрашивания деталей системы выпуска отработавших газов автомобиля предназначены эмали КО-828 и КО-813 цвета алюминия. В качестве растворителя для них используют сольвент или РКБ-1.
Двигатель автомобиля окрашивают нитроглифталевой эмалью с алюминиевой пудрой или эмалью MC-17 светло-серого цвета. Перед употреблением в эмаль MC-17 добавляют 2% сиккатива № 63 или №64.
В процессе эксплуатации двигатель может нагреваться до 80 °С. При этом масла, пыль, сажа и другие загрязнения скапливаются и создают довольно толстую пленку, которая, являясь хорошим тепло- изолятором, затрудняет охлаждение двигателя.
Используя «Автоочиститель двигателя», можно быстро и качественно очистить его поверхность. В состав очистителя входят растворители, поверхностно-активные вещества, ингибиторы коррозии и др.
В настоящее время лучшими защитными материалами для днища и крыльев автомобиля считаются поливинилхлоридные пластизоли. Срок их действия от трех до семи лет. На автозаводах из материалов этого класса обычно используют пластизоль Д-11А. Покрытия из него обеспечивают также уменьшение шумов при движении автомобиля. Пластизоль наносят методом безвоздушного распыления и высушивают при 130 °С в течение 30 мин.
К этому же классу относятся битумные и каучуковые покрытия. Битумные покрытия защищают металл один—два года. Они хорошо противостоят действию соли, воды и влаги, но недостаточно стойкие к ударам камней, щебня и морозу.
В настоящее время из отечественных противокоррозионных покрытий выпускаются «Автоантикор-2 битумный для днища», мастика сланцевая автомобильная MCA-3, автоантикор для днища резинобитумный, мовиль, «Мольвин-МЛ», «Резистин» и др. Все составы обладают хорошей смачивающей способностью, легко проникают в дефекты сварочных швов, трещины, узкие зазоры между листами металла, а также в рыхлую ржавчину, пропитывая ее и замедляя процесс коррозии там, где он уже начался.
- ? ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- 1. Для чего служит окрашивание автомобилей?
- 2. Какие виды лакокрасочных материалов применяются для ремонтного окрашивания автомобилей?
- 3. Какие материалы называют грунтовками?
- 4. Что представляют собой эмали?
- 5. Какой процесс называют фосфатированием?
- 6. Для чего выполняют грунтование и шпатлевание?
- 7. Какие лакокрасочные материалы называют грунтошпатлевками?
- 8. Как маркируются грунтовки, шпатлевки и эмали?
Источник: studref.com
Pereosnastka.ru
Лакокрасочные покрытия металлов
К атегория:
Цветные металлы
Лакокрасочные покрытия металлов
Лакокрасочные покрытия получают путем нанесения на детали лакокрасочных материалов; их широко применяют для предохранения летательных аппаратов и двигателей от коррозии, для улучшения аэродинамических свойств поверхности, а также в Целях маскировки.
После нанесения на покрываемую поверхность лакокрасочные материалы высыхают и образуют плотную пленку, хорошо сцепляющуюся с покрытой поверхностью, достаточно прочную и эластичную, сохраняющую связь с деталью практически при всех изменениях внешних условий в процессе хранения, транспортировки и эксплуатации.
Лакокрасочные материалы классифицируются по характеру процесса пленкообразования и по виду.
Рис. 1. Схема защиты стали анодным (а) и катодным (б) покрытиями
По характеру процесса пленкообразования, или высыхания, все лакокрасочные материалы подразделяются на две группы-материалы на основе растительных масел и материалы на основе нитроцеллюлозы и смол.
1. Материалы на основе растительных масел
Образование пленки у этих материалов происходит в результате длительного процесса физико-химического изменения растительного масла под действием воздуха, света и температуры. Происходящее при этом присоединение кислорода воздуха к молекулам масла сообщает лакокрасочной пленке высокую вязкость и достаточную прочность.
2. Материалы на основе нитроцеллюлозы и смол
Быстровысыхающие лакокрасочные материалы изготовляются на основе нитроцеллюлозы, глифталевой, перхлорвиниловой и других смол. Образование пленок у этих материалов происходит за счет испарения растворителей из жидкого слоя лака или краски. Оставшаяся при этом нитроцеллюлоза или смола образует пленку с необходимыми защитными свойствами.
По виду лакокрасочные материалы подразделяются на четыре группы:
1. Грунт, предназначающийся для непосредственной защиты изделия от коррозии и обеспечения прочной связи основной лакокрасочной пленки с поверхностью изделия.
2. Шпаклевка, служащая для выравнивания покрываемой поверхности.
3. Краска, применяемая для получения основного слоя покрытия, защищающего деталь от внешней среды.
4. Лак, используемый для получения последнего, отделочного слоя покрытия, придающего поверхности детали гладкость и хорошую обтекаемость.
На рис. 2 представлен разрез полного лакокрасочного покрытия, включающего все описанные слои.
Рис. 2 Схема разреза полного лакокрасочного покрытия
Пленкообразователи служат основой лакокрасочных материалов, из них образуются защитные пленки лакокрасочного подпития’. В качестве пленкообразователей применяются растительные масла, эфиры целлюлозы и смолы.
Из растительных масел применяются древесное (тунговое), льняное, конопляное, подсолнечное и другие. Основным качеством этих масел является способность их высыхать, характеризуемая йодным числом, показывающим ненасыщенность масла и, следовательно, способность его окисляться и высыхать. Йодным числом называется число граммов иода, присоединяющегося к 100 г масла. У высыхающего льняного масла оно равно 190, а у невысыхающего касторового —всего лишь 85.
Для лакокрасочных материалов применяют не сами масла, а олифы, представляющие собой масла, уплотненные (частично окисленные) выдержкой при повышенной температуре и, следовательно, более густые. Кроме того, в олифу вводят ускорители сушки.
Ускорители сушки (сиккативы) представляют собой вещества, каталитически ускоряющие процесс высыхания масел. Они выполняют роль передатчиков кислорода. В качестве сиккативов используются высшие окислы кобальта, марганца и свинца.
Льняное масло без сиккатива высыхает через 70 час, то же масло со свинцовым сиккативом высыхает через 21 час, с марганцевым — через 4 час, а с кобальтовым — через 2,5 час.
Нитроцеллюлоза, а также глифталевая, перхлорвиниловая, эпоксидная и кремнийорганическая смолы также являются плен-кообразователями. Они образуют прочные и стойкие в различных средах защитные пленки. Высыхание и отвердевание их происходит вследствие испарения растворителя. Поэтому введение в них ускорителей сушки — сиккативов не требуется.
Пигменты и красители вводятся в лакокрасочные материалы для увеличения прочности и защитной способности пленки, а также для придания ей определенной окраски. Красящие вещества, не растворяющиеся в связующем, называются пигментами, растворяющиеся — красителями.
Пигменты представляют собой тонко размолотые минеральные вещества.
По цвету пигменты можно разделить на две группы:
1. Ахроматические пигменты: белые, представляющие собой в основном различные белила — цинковые, свинцовые, титановые; серые — алюминиевая пудра, цинкоЬая пыль; черные — сажа, жженая кость.
2. Хроматические пигменты: желтые — охра, цинковый и свинцовый крон; красные — свинцовый и железный сурик, киноварь и мумия; зеленые — окись хрома, медянка; синие — уль рамарин, берлинская лазурь.
Пластификаторы представляют собой вещества, вводимые нитроцеллюлозные лаки для сохранения эластичности пленки q течением времени, предупреждения отслаивания ее от поверхно сти металла, растрескивания, морщения и для понижения во пламеняемости пленки. Предполагается, что пластификатор внедряясь между макромолекулами нитроцеллюлозы, облегчает скольжение их друг относительно друга. В качестве пластифика торов применяются фталаты (эфиры фталевой кислоты), фос фаты (эфиры фосфорной кислоты) и касторовое масло.
Наполнители представляют собой тонко размолотые мел, тальк, каолин и другие порошки, вводимые в грунты и шпаклев ки для придания им соответствующих химических и физико-ме ханических свойств.
Растворители представляют собой органические летучие жид кости, применяемые для растворения пленкообразователей, улетучивающиеся в процессе образования пленки.
До недавнего времени не было общепринятой классификации и системы обозначения лакокрасочных материалов; по этой причине их названия носят случайный характер. В настоящее время ГОСТ 9825—61 предусмотрена единая классификация и маркировка лакокрасочных материалов. Обозначения лакокрасочных материалов определяются основной смолой или эфиром целлюлозы, введенными в состав пленкообразующего вещества и группой, к которой отнесен данный лакокрасочный материал.
Для смол, эфиров целлюлозы и масел приняты обозначения, главные из которых приведены ниже: битумы — БТ; глифтали — ГФ; пентафтали — ПФ; фенольные — ФЛ; меламинные — МЛ; кремнийорганические — КО; эпоксидные — ЭП; перхлорвинило-вые — ХВ; нитроцеллюлоза — НЦ; ацетилцеллюлоза — АЦ; масла растительные — МА.
По назначению лакокрасочные материалы делятся на восемь групп, обозначенных в таблице 38.
Обозначение (марка) лаков, грунтовок и шпаклевок состоит из пяти групп знаков, следующих одна за другой слева направо.
Первая группа определяет вид лакокрасочного материала, например: «лак», «эмаль», «грунтовка», «шпаклевка».
Вторая группа определяет основную смолу, входящую в состав пленкообразующего вещества. Между второй и третьей группой знаков ставится тире; третья группа определяет преимущественное значение материала и обозначается цифрой согласно таблице 38.
Четвертая группа определяет порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу в группе, к которой он отнесен.
Пятая группа — относится в основном к эмалям и определяет их цвет — «красная», «синяя» и т. п.
Ниже приведены примеры обозначения лаков, эмалей и грунтовок.
Грунтовка коричневая на основе фенолформальдегидной смолы: грунтовка ФЛ—013 коричневая.
Эмаль голубая нитроцеллюлозная для внутренних работ: эмаль НЦ—25 голубая.
Лак глифталевый электроизоляционный: лак ГФ—95.
Обозначения масляных красок также состоят из пяти групп знаков, например: краска МА—11 коричневая, что означает — краска масляная для наружных (1) работ; (для внутренних работ первая цифра правее тире — 2). Для красок часто вместо слова «краска» указывается пигмент, например «белила цинковые», «охра» и т. п.
Основными лакокрасочными материалами, применяемыми для покрытия летательных аппаратов и двигателей, наземных транспортных средств, наземного оборудования и конструкций, являются грунты, шпаклевки, краски, эмали и лаки.
Грунты предназначаются для нанесения первого слоя лакокрасочного покрытия и могут изготавливаться на основе растительных масел, смол или нитроцеллюлозы.
Наряду с этим в качестве грунта под лакокрасочное покры тие в ряде случаев используются неметаллические неорганиче ские покрытия, например фосфатные на стали и окисные на алю минии.
Грунты для металлов делятся на пять групп: изолирующие; с пигментами основного характера; пассивирующие; протекторные и фосфатирующие.
Изолирующие грунты изготовляются на основе инертных пигментов. К ним относятся, например, грунты с железным суриком. Для покрытия дюралюминиевых и магниевых деталей применяется лаковый желтый грунт АЛГ -1 ‘) на основе масляного лака и цинкового крона.
Для стальных деталей применяется глифталеЕый коричневый грунт № 138 на основе глифталевого лака и железного сурика или свинцового крона. Покрытия этим грунтом отличаются хорошими антикоррозионными свойствами, хорошей адгезией, эластичностью и механической прочностью.
Для деталей из легких сплавов и дерева применяются нитро-грунты, состоящие из нитроцеллюлозы, смолы, пластификаторов, пигментов и растворителей. Для легких сплавов используются грунты АГ-10с и АГ-ЗА, для деталей из дерева — желтый грунт дд-пз.
Грунт с пигментами основного характера (свинцовый сурик, цинковые белила) отличается повышенной водостойкостью в результате образования сложных комплексных соединений при взаимодействии пигмента с пленкообразователем.
Пассивирующие грунты отличаются пассивирующими свойствами и содержат хроматы металлов: цинковый крон, хромат свинца и другие.
Протекторные грунты включают порошкообразный металлический пигмент, имеющий более низкий электродный потенциал по сравнению с покрываемым металлом. Примером таких грунтов могут служить цинковые протекторные грунты ПС.
Фосфатирующие грунты ( ФХЛ ) содержат хромовый ангидрид и фосфорную кислоту, способные фосфатировать поверхность стальных деталей, улучшать адгезию и защиту от коррозии.
Шпаклевка наносится на слой грунта до полного выравнивания поверхности. По составу шпаклевки могут быть масляные (лаковые) и нитрошпаклевки.
Шпаклевка представляет собой густую пасту, состоящую примерно из 80% пигментов и наполнителей (железный сурик, цинковые белила, охра, мел и другие), затертых на различных пленкообразующих веществах.
Для покрытия по грунту № 138 наружных поверхностей применяется шпаклевка ЛШ-1.
Выравнивание и сплошное покрытие поверхностей деталей из легких сплавов по грунту АЛГ -1 осуществляется коричневой шпаклевкой № 175 на глифталевом лаке.
Деревянные детали покрываются желто-зеленой нитрошпак-левкой АШ-30, содержащей 7% нитроцеллюлозы, 5% смолы, 45о/0 пигмента, небольшое количество амилацетата в качестве растворителя и остальное наполнитель. Расход ее до 300 г/м2.
Эмали и краски предназначаются для нанесения основного слоя лакокрасочного покрытия. Краски представляют собой суспензии мелкорастертых пигментов в пленкообразователе. Эмали или эмалевые краски в отличие от обычных красок при высыхании образуют твердую блестящую пленку с хорошим лаковым глянцем, напоминающим эмали ‘).
По эксплуатационной стойкости краски и эмали подразделяются на атмосферостойкие, химически стойкие, термостойкие и жаростойкие.
Атмосферостойкими являются масляные краски 4БО ( ГОСТ 5786—51) защитного цвета, приготовленная на олифе, а также зеленая масляная эмаль А24г, светло-коричневая А21 и другие. Высокой атмосферостойкостью отличаются также эмали на основе перхлорвиниловых материалов, например защитная эмаль ПХВ -715Т серая, голубая, коричневая и другие.
Химически стойкие предназначаются для эксплуатации в кислотах, щелочах и других агрессивных средах. К ним относятся материалы на основе перхлорвиниловой смолы. Так, например, для защиты от серной, азотной, фосфорной и других кислот, а также от щелочей и растворов солей предназначаются грунты ХСГ , эмали ХСЭ и лаки ХСЛ .
Термостойкие лакокрасочные покрытия под действием высоких температур не изменяют внешнего вида, защитных и физи-ко-химических свойств. Они получаются преимущественно на алкидно-масляной или кремнийорганической основе в сочетании с пигментами: железным суриком, графитом, алюминиевой пудрой и другими. Термостойкая эмаль черная 4-1 стойка при температурах 200—250° в течение 200 часов; срок службы в атмосферных условиях — около года. Эмаль жаростойкая АЛ-70 отличается стойкостью при температурах до 350° в течение 350 — 400 часов, срок службы в атмосферных условиях около 18 месяцев.
Жаростойкие покрытия получаются при использовании лакокрасочных материалов на основе кремнийорганических и перхлорвиниловых смол. Примером может служить композиция, состоящая из жаростойкого лака ФГ-9, представляющего собой смесь кремнийорганической смолы Ф-9 и полуфабриката ФХ-02, растворенных в толуоле и смешанных с алюминиевой пудрой. Эта эмаль применяется для деталей, работающих при температуре до 500° в течение 300 часов.
Для окраски трубопроводов и агрегатов систем летательных аппаратов и двигателей применяются глифталевые эмали различных цветов. Для нанесения опознавательных знаков и окраски противопожарной аппаратуры применяется красная пентаф-талевая эмаль марки А67.
Нитроэмали представляют собой растворы нитроцеллюлозы в летучих органических растворителях, смешанные с наполнителями, пигментами, смолами и пластификаторами.
Для окраски изделий, не подвергающихся непосредственному действию атмосферы, широкое применение находят нитроэмали марки ДМ различных цветов.
Окраска шкал и стрелок приборов, указателей и надписей осуществляется композициями, содержащими наряду с обычными составляющими светящиеся вещества — люминофоры. При изготовлении светящейся краски на один литр лака добавляется 400 г цинкового, цинково-кадмиевого или щелочно-земельного светосостава.
Лаки служат главным образом для защиты лакокрасочных покрытий, а также для окончательной отделки окрашенной поверхности. Применяются масляные, смоляные и эфироцеллюлоз-ные лаки.
Масляные лаки представляют собой сплавы смол с олифами, растворенные в скип@$&ре. В зависимости от соотношения количества масла и смолы эти лаки подразделяются на жирные, полужирные и тощие. Жирные лаки по сравнению с тощими образуют более плотную и эластичную пленку.
Жирный масляный лак марки 17А применяется для сталей и алюминиевых сплавов. Для декоративной отделки приборов применяется лак марки ЛМ-33, так называемый лак-кристалл «Мороз».
Смоляные лаки представляют собой растворы смол в растворителях. Примером их могут служить бакелитовые лаки, представляющие собой растворы резольных смол в этиловом спирте.
Эфироцеллюлозные лаки являются растворами нитроцеллюлозы, ацетилцеллюлозы и других эфиров целлюлозы. Главное применение получили нитролаки.
Источник: pereosnastka.ru