Программа Архикад — очень эффективный инструмент для архитекторов. В 2020 году она серьезно обновилась. В результате, теперь она позволяет моделировать инженерные системы в базовой комплектации, создавать аналитические модели для расчета конструкций, создавать параметрические объекты во встроенном редакторе и т.д. Таким образом, по функционалу данная САПР стала приближаться к Revit, но с несколько иным подходом интегрирования в BIM-процесс.
Интерфейс программы достаточно простой.
Сверху находится строка меню, табло команд и панель инструментов. Кроме того, слева — основная панель инструментов с конструктивными 3д и оформительскими 2д элементами. Справа — навигатор проекта.
Панели в интерфейсе Archicad
Все панели можно перемещать в удобное место. Также, возможно добавлять новые, щелкнув правой кнопкой мыши по свободной части панели, после чего появится список возможных к отображению базовых панелей (тот же список можно вывести из Окно — Табло команд):
Как в архикаде вставить картинку на стену
Даже по одному названию данных панелей можно уже судить о серьезном функционале Архикада.
Кроме того, широкий ряд специализированных панелей находится по пути Окно — Панели:
В широком перечне есть несколько панелей, которые рекомендуется выносить в интерфейс для удобства в работе. Например, следующие.
Желательно отобразить Панель Слоев:
Важный плюс панели слоев — отменять или возвращать действия, связанные с изменением отображения слоев. При этом, отмена происходит без привязки к отмене действия или возврату в процесс основной работе по моделированию (в правой части панели — стрелки назад и вперед)
Другие важные панели:
Параметры вывода на экран
Упорядочивание элементов (в пункте Еще Табло Команд)
Программа имеет вкладочный интерфейс, в отличие от старых версий. Поэтому, перемещение по вкладкам позволяет быстро переключаться с вида на вид, на листы и каталоги. Это удобное функциональное дополнение к старому способу работы с составляющими проекта в Навигаторе.
ArchiCAD 25. Покрытия
Информационное табло и свойства элементов
При выборе какого-либо объекта, его свойства отображаются в информационном табло. Это табло по умолчанию находится в верхней части экрана. Иногда это табло со свойствами удобно выносить в боковую часть экрана и прокручивать колесиком для просмотра всех свойств.
Если выбрано несколько объектов, в верхней части информационного табло при активированном указателе будет указано количество выбранных элементов.
Чтобы менять параметры выбранных элементов, можно перейти в Редактор — Параметры элемента — Редактировать выбранные элементы (или Ctrl+Shift+T)
Откроется окошко редактирования
Здесь в нижней части можно увидеть выбранные элементы. Кроме того, можно отредактировать в один подход параметры для выбранных элементов — слой, цвет пера, классификация и различные свойства элементов.
При двойном нажатии на какой-либо инструмент моделирования, откроется окно установки его параметров. Например, для стены (Окно будет называться Параметры стены по умолчанию).
Такое же окно можно вызвать, если выбрать одну или несколько стен на чертеже. Кроме того, в информационной панели нужно нажать значок установки параметров (только окно теперь будет называться Параметры выбранной стены).
Аналогично вызываются окна и для других инструментов.
Оперативные параметры
Находятся в нижней части окна, потому что имеют важное значение при моделировании. Параметры, помогают в навигации внутри вида или чертежа.
В левой части панели — очень удобные кнопки, правая из которых позволяет вписать весь чертеж в окно, а левая — вернуть предыдущий режим увеличения. Это удобно при работе с одним элементом, когда его нужно показать на фоне всего чертежа, а затем вернуться к предыдущему уровню увеличения. Как раз, с помощью последовательного нажатия вышеописанных кнопок.
Если же нужно вписать в рабочее поле именно выбранные элементы, используется команда Изменить согласно выбранного. Вызывается из контекстного меню, которое открывается после нажатия правой кнопки мыши в режиме выбранного элемента. Хотя, обычно для подобной навигации достаточно использовать масштабирование с помощью колесика.
В этой же панели можно повернуть вид, не затрагивая саму модель, просто для удобства черчения.
Остальные настройки интуитивно понятны, в основном — требуется делать нужный выбор из раскрывающегося меню.
Окно Навигатора
Располагается в правой части экрана.
Состоит из четырех вкладок:
- Карта проекта — пространство модели (этажи, разрезы, фасады, детали, каталоги и т.д.)
- Карта видов — преднастроенных чертежей основной модели, которые ссылаются на базовый чертеж из карты проекта.
- Книга макетов — все листы в Архикаде (планы, фасады, разрезы, 3д, экспликации и спецификации и др.). В дереве отображаются как сами чертежи, так и модели их оформления, которые могут повторятся на нескольких чертежах.
- Наборы издателя — хранят все публикаторы, настроенные в проекте и позволяют быстро публиковать чертежи в различных форматах.
Настройки видов
Вызываются из контекстного меню после щелчка правой кнопки мыши по виду из карты видов (последний пункт меню — Параметры вида).
В видах настраивается визуальное отображение чертежа и его реквизиты.
Именно работа с картой видов обеспечивает эффективный процесс моделирования. Виды очень легко создавать и упорядочивать, создавая структуру папок в карте видов. Для этого используются кнопки внизу панели.
Локальная панель
Появляется в процессе каких-либо действий (при выборе объекта) и позволяет сделать выбор нужного режима редактирования
Также, локальная панель в несколько ином виде появляется при создании элементов, помогая выбрать режим рисования.
Сохранение настроек интерфейса Archicad
После размещения всех панелей, можно сохранить это положение.
Идем в Параметры — Окружающая среда — Окружающая среда
Далее, в левом списке последовательно заходим в каждую отдельную закладку.
Если после выбора профиля в левой части, в правой части будет пункт Специальная, то рекомендуется сохранить как, под своим именем.
Затем переходим в верхнюю позицию «Профили окружающей среды» и нажимаем Новый профиль и вводим свое наименование. А в правой части, напротив схем, где мы не меняли настройки, выбираем — Не определена. После подтверждения, нужно нажать Установить по умолчанию, для загрузки созданного профиля при запуске программы.
Профиль также можно экспортировать и затем использовать его на другом компьютере.
Советы по работе с Архикад:
Процесс работы
- После открытия нового проекта на основе шаблона, рекомендуется сразу сохранить его в какой-либо папке.
- Сразу после рисование какого-либо объекта, нажав клавишу Шифт можно начать перемещение этого или других объектов (при этом вид курсора изменится).
- При рисовании элементов использовать нажатие клавиши Шифт для включения ортогонального режима рисования. Кроме того, этот режим позволяет рисовать под углом 45 градусов.
- Для быстрого измерения в модели используем горячую клавишу М.
- Для копирования параметров используем alt (вызов пипетки). Чтобы применить эти параметры, используем alt+ctrl (шприц). Параметры можно передавать не все, а только выбранные, для этого нужно раскрыть контекстный список параметров.
- При вводе расстояний с клавиатуры можно добавлять дополнительные символы + и — после значения расстояния. При этом будет задаваться соответствующее смещение или приращение по длине.
- Если нужно выделить все объекты одного типа в проекте, например все двери — выбираем инструмент Двери и жмем комбинацию клавиш Ctrl+A. Будут выбраны все двери, следовательно по нажатию кнопки установки параметров, можно за один раз изменить свойства всех выбранных дверей.
- Для просмотра определенных объектов в 3D нужно выбрать их на плане этажа и нажать F5. Либо, можно отобразить фрагмент модели, ограничив его рамкой и нажав F5.
- Если в проекте установлено какое-либо окно (или дверь), и при этом нужно установить другое окно с сохранением предыдущих настроек, то нужно скопировать старое окно рядом, а в окне параметров щелкнуть на новый необходимый вид окна с нажатыми клавишами Ctrl+alt (курсор будет в форме шприца).
- При построении перекрытий в необходимых случаях пользуемся нажатой клавишей Пробел, которой вызывается волшебная палочка.
- При редактировании вручную зон, построенных в автоматическом режиме, сначала переключаем режим этих зон в ручной.
- Для быстрого обновления зон последовательно включаем сначала ручной, затем автоматический режим.
- Подгонку скатов четырехскатной крыши, построенных с помощью односкатных крыш, можно осуществлять с выделенным инструментом Крыша и нажатой клавишей ctrl. При этом сначала выбирается скат под который нужно подогнать смежный скат, а затем выбирается смежный скат.
- Чтобы в размерную линию быстро добавить новые точки, нужно выделить эту линию размеров, зажать Ctrl и щелкнуть на соответствующей точке образмериваемого элемента.
Работа с фоновыми ссылками
- Загрузку подложек рекомендуется производить на независимых рабочих листах, а не на этажах модели, при этом отображая на этажах подложку в качестве фоновой ссылки и управляя отображением в панели фона.
Как показать фоновую ссылку:
Где находится панель настроек фоновой ссылки:
Настройка цветов фоновой ссылки и прочие удобные возможности в панели Фоновая ССылка
Начало работы в программе для новичков, на примере старенькой, но популярной версии Archicad 16 (маленькие уроки на первом этапе работы):
- Начало проекта в Архикад
- Уровни и сетки осей
- Построение фундаментной плиты
- Техническое задание EIR
- Термины и сокращения в BIM
- Цели технологии
- Требования к выполнению работ
- Контроль качества BIM-модели
- Требования к результатам работ
- Требования к проектной команде
BIM в среде Revit
- Как создать простое семейство
- Размещение семейства в проекте
- Выбор материала компонента
- Как добавить ручку в семейство
- Работа с профилями
- Формулы в Ревит
- DYNAMO в REVIT
- Параметры в Ревит
- Генплан в Revit
- Проектирование инженерных сетей. С чего начать?
Источник: 1-bim.ru
Моделирование в ArchiCAD — дом, окна, лестница, крыши, забор, дорожная разметка
Для упрощения архитектурного проектирования, существует программное обеспечение — ArchiCAD. На сайте Софтмагазин, в разделе: «статьи про софт» можно найти необходимую техническую информацию по той или иной версии программы. В обзорах изложено все о системных требованиях САПР, основные отличия, согласно версии ПО и т. д. Таким образом, удобнее сориентироваться в выборе, если вам нужно купить ArchiCAD. Чтобы лучше понимать механику работы программы — можно рассмотреть, как с ее помощью создаются несложные элементы в упрощенном варианте.
Как создавать модели в ArchiCAD
Для создания объёмных моделей следует использовать библиотечные элементы,которые находятся внутри программного пакета. Чтобы сконструировать нужную модель, необходимо ее визуально представлять и задать ей параметры. Очень важно их согласовать. В зависимости от сложности конструкции, проще использовать соответствующую версию данной САПР.
Как создать дом в ArchiCAD
В начале конструирования 3Д-модели, нужно определиться с базовым количеством ее элементов. Допустим, это будет дом. Как правило, для его создания нужны: фундамент, стены, двери, плита перекрытия (если здание имеет несколько этажей). Если понадобится перемещаться между этажами, нужна лестница и к общей конструкции — крыша.
Предположим, в нашем здании будет два этажа. Каждый этаж будет высотой три метра. В «Панели навигации» программы, которая расположена в правой части интерфейса, есть настройки. В них мы указываем, что каждый этаж имеет равную относительно друг друга высоту – три метра.
Далее, во внешние стены вставляются окна. В «Панели инструментов» выбираем «Окно». В выпавшем окошке появится библиотека с большим выбором различных окон, из которых нужно выбрать «Базовые». В верхней части интерфейса программы нужно указать параметры окна: высоту, ширину, высоту от уровня пола до нижней границы окна. Затем, в произвольном порядке располагаем окна, кликая на уже готовую конструкцию из стен.
Следующим этапом построения дома будет «встраивание» двери в нужную стенку. Уже привычным образом, в панели «Инструменты» выбираем инструмент «Дверь».
Чтобы посмотреть план дома в формате 3Д, после нажатия правой клавиши выбираем функцию «Посмотреть все в 3Д». На экране появляется трехмерная картинка виртуального здания без кровли.
В «Генеральных настройках» – параметры двери: ширину, высоту, высоту от нулевой отметки до нижней границы двери.
После схематического размещения наружных стен, размещаем внутренние стены. Сохраняя высоту, уменьшаем толщину стен. Располагаем их, произвольно деля пространство на три секции.
Затем, выбираем лестницу. Кликаем в «Панели инструментов» на инструмент «Лестница» и выбираем нужный тип. В «Генеральных Настройках» указываем высоту, длину и ширину лестницы. Высота элемента должна быть равной высоте этажа. Для удобства размещения лестницы на плане здания, в программе действуют устойчивые сочетания клавиш «Ctrl+E» и «Ctrl+D».
Чтобы поворачивать любой элемент виртуальной конструкции, работает первое сочетание клавиш. Чтобы переместить – второе.
Дальше, пространство внутри первого этажа дома можно заполнить различными интерьерными элементами. В «Панели инструментов» выбираем «Объекты». Затем, выбираем «Базовые настройки» и выбираем нужную папку с соответствующим элементом. Выполняя этот алгоритм, можно легко создать интерьер первого этажа здания.
Чтобы создать второй этаж, следует выполнить такую последовательность действий: выделить План здания со всеми элементами, после нажатия правой клавиши мыши выбрать функцию «Копировать». В «Панели навигации» кликаем на второй этаж. После нажатия правой клавишей кнопки «Вставить», план с первого этажа на второй этаж полностью продублировался.
Чтобы посмотреть план дома в формате 3Д, после нажатия правой клавиши выбираем функцию «Посмотреть все в 3Д». На экране появляется трехмерная картинка виртуального здания без кровли.
Чтобы «простроить» стену отделяющую первый этаж от второго, выберем слева в «Панели инструментов» соответствующий инструмент «Плита перекрытия». Закономерно, у нас появляется возможность задать параметры стены перекрытия в верхней части экрана: верхнюю и нижнюю границы. Далее, выбираем геометрический тип построения «Ломаная поверхность», что находится в верхней части экрана. «Простраиваем» с помощью мыши по контуру стен второй этаж, огибая фрагмент где есть лестница. При просмотре 3Д-модели можно увидеть оба этажа.
Теперь необходимо построить крышу. Чтобы это сделать нам нужно переместиться на второй этаж и в «Панели инструментов» выбрать нужный — «Крыша». Затем, выбираем тип кровли. В нашем случае, для примера, определяем тип многоскатной кровли и подтип – стандартная двускатная кровля. Эти кнопки расположены в верхней части экрана.
Затем, с помощью мыши выделяем по контуру весь план и кликаем левой кнопкой. Готово – крыша простроена. При просмотре здания в 3Д-формате можно увидеть почти полноценный дом в два этажа и с кровлей.
Кстати, все элементы в программе ArchiCAD можно редактировать не только из 2Д-окна, но и в варианте изображения 3Д. До вида полноценной конструкции осталось устранить пустоту между внутренней стороной границы кровли и границей стены второго этажа. После этого — отладить параметры ландшафта.
Чтобы это сделать, нужно увеличить высоту верхней стены за пределы границ крыши. Затем, использовать инструмент «Подрезка кровли» который удалит ту часть стены, что останется сверху — за пределами крыши.
Следующим и завершающим этапом будет нанесение на план условной плоскости земли. Для этого необходимо переместиться на первый этаж и воспользоваться инструментом «3Д-сетка». С помощью параметров верхней грани (0 метров или другой) и нижней грани (-1000 метров или другой) задается поверхность ландшафта. На этом этапе конструкция здания считается завершенной.
Как сделать «Стену» в Archicad?
Открываем Archicad, в окне запуска выбираем «Создать новый проект».
Сразу у нас будет показана сетка, ее можно отключит, так и заново включить кнопкой S.
На инструментальной панели, выбираем «Стена»
Изображаем любую стену.
Правой кнопкой выделяем вашу стену — появиться меню. В нем выбираем «Переместить». Далее левой кнопкой мыши берем за любую точку на стене и перемешаем.
Снова нажимаем ПКМ и выбираем «Повернуть». Берем ЛКМ за любую точку на стене, так же можно и вне стены, потом оттянуть от нее рычаг разворота и повторным щелчком схватить рычаг и развернуть стену.
Выделяем ПКМ стену в контекстном меню выбираем «Переместить копию». При перемещении стены ваша исходная стена останется на месте, переместиться только копия.
Есть еще «Отражение» при котором происходит отражение стены от виртуального зеркала.
Так же можно мгновенно удалить вашу стену выбрав «Очистить» или нажав кнопку Del на клавиатуре.
Источник: vgtk.ru