Роспись по дереву не представляет сложности, и есть техники, позволяющие новичкам создавать свои шедевры. Правильный выбор краски и техники росписи – основа успеха.
Подготавливаем все для работы
Прежде чем приступить к созданию художественного шедевра, нужно заранее приготовить все, что может пригодиться в процессе работы:
- заготовки (любой предмет из дерева, который планируется сделать красивым и уникальным);
- мягкий карандаш;
- ластик;
- наждачную бумагу различной зернистости;
- бумажные листы (для тех, кто работает по эскизам);
- набор кисточек различной толщины;
- палитру;
- шаблоны (для не умеющих рисовать);
- краску;
- грунтовку;
- прозрачный лак (готовый узор желательно покрыть лаком, чтобы он меньше повреждался);
- емкость для жидкостей (для воды или растворителя, в зависимости от красящего вещества).
Шлифовка и грунтовка деревянных заготовок.
Грунтовка по дереву подбирается в соответствии с типом краски, а вот к выбору краски нужно отнестись серьезно.
Способ первый, классический: акриловая краска
Акриловая краска хороша тем, что после высыхания она не смывается, отлично держит цвет, замечательно смешивается и имеет хорошую укрывную способность.
Если мне необходимо максимально скрыть текстуру дерева и получить яркие чистые цвета (особенно это касается белого цвета), предварительно я покрываю заготовку акриловым лаком, даю просохнуть, и снова слегка шлифую. Тогда дерево становится более гладким, нет мелких “заусенцев”, и не будет проступать желтизна от мест прожига.
Но в большинстве своем на готовых изделиях я стараюсь оставлять участки неокрашенного дерева, мне так нравиться больше:)
Пример значка, окрашенного акрилом с участками непокрытого дерева
Для мелких работ я использую тонкие искусственные кисти. Начинаю окрашивание с больших областей, так сказать с фона, и затем добавляю детали, черных цвет всегда оставляю напоследок.
У меня всегда под рукой салфетка, на которую можно смокнуть лишнюю краску.
Лайфак: тонкие линии можно прорисовывать при помощи гелевой ручки, просто потом дать ей время подсохнуть. Обязательно листайте карусель:)
Декоративная роспись по дереву
Своими корнями декоративная роспись по древесине уходит в давно минувшие годы. Еще древние люди научились делать из дерева посуду и задумывались о придаче ей красивого и оригинального вида. В наши дни оригинальными рисунками украшают мебель, игрушки, посуду. Этим занимаются не только взрослые, но и дети. Поэтому многим хочется узнать, какими красками рисовать по дереву, об особенностях этих средств и методах их нанесения.
Роспись как декоративно-прикладное искусство передается из поколения в поколение. Особенно взрослым и детям нравиться изображать оригинальные узоры с народными мотивами. Сегодня очень популярно расписывать различные предметы интерьера: от картин, до панно. Рисунки можно увидеть на игрушках, посуде, музыкальных инструментах.
Вам не помешает иметь представление о том, какими красками рисовать по дереву. Применение масляной краски очевидно, но также используется гуашь, акрил, акварель, анилин. О каждой из них мы поговорим подробнее.
Главные виды росписи
Многим читателям будет интересно не только какими красками можно рисовать по дереву, но и какие основные виды росписи бывают. Ведь иногда даже дети пробуют оформить красивые расписные дощечки для нарезки продуктов. Сначала подбирается рисунок, затем переводится на поверхность и постепенно разукрашивается в той или иной технике. Для гармоничного вида досок важно еще и правильно сочетать оттенки.
Стоит выделить следующие три вида росписи:
- Хохлому. Сначала оформляется черный фон, затем наносятся причудливые цветы в желтых и красных тонах.
- Городецкую роспись. На рисунках изображаются различные городские сцены, цветочные композиции, мотивы из народных былин.
- Мезенскую роспись. Для основных сюжетов используются лошади и орнаменты.
Чтобы мастерски владеть хотя бы одним из этих видов, нужно знать способы нанесения, какими красками рисовать по дереву и чем их закреплять.
С чего начать и как делать роспись по дереву
Декорирование деревянной поверхности настоящий творческий процесс, в котором мастер стремится отыскать собственную изюминку и подчеркнуть индивидуальный стиль. Если вы хотите попробовать свои навыки в росписи, то предварительно ознакомьтесь с существующими техниками. Возьмите из них все лучшее и попытайтесь создать уникальное изделие.
Прежде чем работать с деревом, стоит отточить навыки на бумаге. Приноровитесь к кисти, прорисуйте базовые детали. Также важно правильно приготовить поверхность к нанесению орнамента. Вернуться к оглавлению
Особенности красящих материалов
Наиболее часто домашние мастера, делая роспись по дереву, используют следующие виды красок:
- гуашевые;
- акварельные;
- акриловые;
- анилиновые;
- масляные.
Гуашевые
По-другому эти красители еще называют плакатными. Они представляют собой густую непрозрачную массу. Работать с ними легко, но сложные рисунки с множеством оттенков создать невозможно. Для рисования гуашь должна отвечать следующим требованиям:
- легко наноситься на поверхность;
- после высыхания не стираться, не растрескиваться.
Чтобы узор, нарисованный гуашью, держался более прочно, для разведения краски используют не воду, а водный раствор клея ПВА в соотношении 1:1. Такое разведение краски позволяет обойтись без предварительной грунтовки.
Рисунки гуашью всегда получаются яркими, красочными, а стоит краситель дешево. Гуашь подойдет для тех, кто начинает осваивать роспись по дереву и создавать свои первые шедевры.
Акварельные
Всем знакомы простые акварельные краски, которыми рисуют школьники. По сравнению с гуашью они более прозрачны, позволяют создать сложный узор с множеством оттенков. Для того чтобы получился красивый рисунок, акварель должна:
- ложиться на поверхность заготовки ровно, без пятен и разводов;
- после высыхания прочно держаться.
Основным плюсом акварели является то, что, если возникли ошибки при рисовании, изделие можно помыть, просушить, прогрунтовать и расписывать снова.
Акриловые
Краски на основе акрила являются одними из лучших, и роспись ими по дереву не только красива: акриловые красители дополнительно защищают и укрепляют материал. Производители художественных красок предлагают широкую цветовую палитру для рисования, но новичкам ими пользоваться невыгодно.
Почему? Дело в том, что акриловые составы стоят довольно дорого, поэтому начинающим художникам, еще не до конца освоившим технику рисования, пользоваться ими будет накладно. Но те, кто уже достиг некоторого опыта, могут создавать ими свои шедевры для украшения интерьера.
Масляные
Расписывать заготовки маслом рекомендуется тем, кто уже хоть немного освоил, как делать роспись по дереву.
Красящее вещество разводится до рабочей консистенции рекомендованным растворителем (Уайт-спиритом, олифой), после чего можно рисовать. Но масляные краски имеют следующие особенности:
- дают только яркие оттенки (ими можно расписать предмет под хохлому или сделать стильный золотой узор на черном фоне);
- прочные, после высыхания их удалить невозможно.
Тем, кто имеет хоть небольшой опыт рисования, понравится работать с масляными красками, ведь ими недорого и надолго можно украсить интерьер жилых комнат.
Анилиновые
Красящие вещества на основе анилина все чаще встречаются в интерьере домов, ими разрисовывают деревянные стены или небольшие декоративные предметы, а в сельской местности умельцы украшают ими свои дома. Анилиновые красители обладают рядом положительных качеств:
- Ими легко рисовать.
- С ними можно получить множество красивых оттенков.
- Стоят недорого.
Но они быстро выцветают. Чтобы сохранить яркость рисунка, если он сделан на улице, надо покрыть его устойчивым к ультрафиолету лаком.
Работа с масляной краской
Опытные мастера или те, кто уже более-менее владеет техникой нанесения средств на дерево, пользуются масляными красками. Они позволяют получать красивые яркие узоры на темных тонах. Масляные тюбики заполнены очень яркими оттенками. Они долго сохнут, но потом практически въедаются в поверхность, после чего их невозможно стереть.
Для разведения масляного средства из тюбика используют растворитель (уайт-спирит или олифу). Именно масляные краски позволяют делать роспись на темном фоне под хохлому. Для производства таких красок используют льняное, сафлоровое или ореховое масло. Именно оно придает краскам насыщенный тон. Художественные масляные средства имеют свойство храниться около трех лет.
Рисунок
Рисунок можно сделать самому. По загрунтованному дереву хорошо ложится обычный простой карандаш. Можно взять готовую композицию и перенести ее на доску с помощью копирки. Старайтесь выбирать узоры с четкими контурами и небольшим количеством мелких деталей. Тематика может быть разной: растительный и геометрический орнамент, пейзаж, натюрморт, даже портрет.
Конечно, если вы расписываете фигурку животного или матрешку, нанесите все необходимые детали – мордочку или лицо, полоски у кота, платочек и фартук у матрешки и т.д.
Подготовка
Прежде чем красить фанеру, следует просушить полотно в теплом помещении. Это особенно важно, если материал хранился на закрытом, непроветриваемом складе. Затем полотно отшлифовывается сначала крупнозернистой наждачкой перпендикулярно текстуре. Операция проводится вручную или специальной машинкой. Далее следует обработка поверхности более мелкой наждачкой вдоль рисунка.
Края полотна также шлифуются.
После шлифовки следует грунтовка поверхности. На этом этапе работы заполняются мелкие трещины, обеспечивается качественное сцепление между слоями отделки. Далее идут несколько слоев шпатлевки и повторная грунтовка. Такая обработка выравнивает поверхность полотна, создает защиту от трещин. После высыхания грунтовки следует обработка антисептиками, которые повышают устойчивость материала перед огнем, предупреждают появление грибка, плесени.
Подготовка дерева
Процесс состоит из нескольких этапов:
- Главное, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков. После высыхания изделия они могут запросто отвалиться и испортить внешний вид.
- Если не удалось подобрать заготовку без сучков, то удалите их. Отверстия необходимо тщательно зашпатлевать. Используйте средство, предназначенное специально для деревянных поверхностей.
- Оставьте заготовку на несколько дней, чтобы она хорошо просохла. Не размещайте ее возле обогревательных приборов. От слишком высоких температур она потеряет форму.
- Обработайте поверхность зернистой наждачной бумагой (сначала средней, затем мелкой).
- Нанесите на заготовку грунтовку. Для этого в равных пропорциях разведите клей ПВА с водой. Покройте поверхность, используя широкую кисть. Избегайте образования подтеков и необработанных участков.
- Высушите заготовку в течение нескольких часов.
- Отполируйте поверхность мелкозернистой наждачкой. Если нужно пройдитесь еще раз грунтовкой.
Особенности акрилового покрытия
Вам интересно, какими красками лучше рисовать по дереву? Удобнее всего для занятий народным творчеством пользоваться акриловыми средствами. После засыхания акрила образуется нерастворимая пленочка, позволяющая не покрывать изделие лаком. У акрилового средства прекрасная укрываемость. Оно подходит не только для дерева, но и для стекла, кожи, металла.
Акриловая краска хороша тем, что разбавляется обычной водой. Сегодня в магазинах продается огромный ассортимент оттенков акрила в тюбиках. Краска абсолютна не токсична, подходит даже для нанесения временных татуировок. Золотистым цветом часто преображают мебель и рамки картин. Эта эмульсия может быть глянцевой и матовой, характеризуется быстрым высыханием.
Красящие вещества на основе анилина
Чаще всего анилиновыми красками разрисовывают деревянные стены. Они очень хорошо растекаются, поэтому подходят для создания абстрактных рисунков, оригинальных сочетаний и перехода оттенков. На открытом солнце эта краска очень быстро выгорает, хотя изначально имеет яркий тон. Чтобы закрепить результат, лучше покрыть изделие лаком. Стоит отметить, что в наше время анилиновые краски для декоративных работ по дереву используют редко, чаще ими красят ткани.
Как сделать рисунок
В зависимости от уровня мастерства роспись по дереву можно делать, используя следующие технологии:
- точечную;
- с использованием трафарета;
- рисунка по эскизам.
Трафаретный метод
Рисунок с использованием шаблона является самым простым: для этого нужно только положить трафарет на поверхность, обвести мягким карандашом, и можно раскрашивать. Трафарет можно сделать самостоятельно, скопировав любую понравившуюся картинку или попросив сделать шаблон знакомого художника.
Точечный метод
Точечная методика тоже помогает создавать красивые вещи тем, кто не имеет художественных навыков. Точечный метод заключается в том, чтобы на рисунке-эскизе нарисовать множество точек-ориентиров и как можно точнее скопировать из выбранного эскиза на разрисовываемую поверхность.
Точечный способ рисования требует некоторых навыков. Но, может, стоит вспомнить, как в детстве соединяли линиями цифры, и получался какой-то силуэт? Точечный способ разрисовывания основан именно на этом, и чем больше будет перенесенных точек, тем точнее будет соответствие выбранной картинке, которую потом останется только раскрасить.
Точечный способ перенесения картинки на основу позволяет создавать художественные шедевры тем, кто почти не имеет навыков рисования. Достаточно просто скопировать один или несколько рисунков при помощи мягкого карандаша и раскрасить. Можно сделать, как было в оригинале, но лучше проявить фантазию и подобрать собственные цвета.
По эскизам
Эта техника подразумевает свободное творчество, когда рисуется эскиз, а потом переносится на основу и раскрашивается. Эскизами могут быть как элементы картины (для художников), так и любые геометрические элементы (для тех, кто не умеет профессионально рисовать). Используя эскизы, можно придумать свой неповторимый узор для рисования, и неважно, что при этом используется: геометрические фигуры, растительные элементы или свободное профессиональное творчество.
Готовый и высохший шедевр рекомендуется покрыть лаком для долговечности. Основа лака, как и основа грунтовки, подбирается в соответствии с красителем. После высыхания лака разрисованным изделием можно пользоваться.
Расписывать деревянные предметы несложно. Освоив одну из предложенных техник и подобрав подходящую краску, можно создавать настоящие шедевры, сделав свой дом или интерьер квартиры по-настоящему неповторимыми.
Подбор цветовой гаммы
Разберемся со структурой спила (не вдаваясь глубоко в ботанику, а со стороны простого смертного) для подбора цветовой гаммы. Спил состоит из: сердцевины, самого ствола, годичных колец, слоя между корой и самой корой.
Исходя из этого подбираю основные цвета и промежуточные.
Инструментом «Перо» (P) рисую фигуру с заливкой основного цвета ствола (чтобы спил был перпендикулярно плоскости монитора без коры и слоя под корой, потом отрисованный спил буду трансформировать). Прорисовываю сердцевину и годичные кольца. Добавлю реалистичности: Поскольку заготовку буду трансформировать, продолжаю работать с шейпами.
Всем знакомая акварель
Акварельная краска представляет собой тонко растертый пигмент, смешанный со связующими веществами, основанными на растительном клее. Также в ее состав входит глицерин и фенол. Акварель характеризуется прозрачностью. В продаже можно встретить три вида этой краски:
- Жидкое средство в тюбиках.
- Мягкая краска в кюветах.
- Твердое вещество в плитках.
Начинающие художники используют именно акварель для разрисовки матрешек. Она отлично подойдет для фона на больших участках, потому что разбавляется водой. Вот преимущества этой краски:
- создает легкие и воздушные рисунки;
- оснащает изображения тенью и переходом оттенка;
- делает мазки незаметными;
- правдиво передает естественные оттенки;
- отлично смешивается с другими средствами для окрашивания дерева.
Изделия, разукрашенные акварелью, лучше покрывать прозрачным лаком.
Кисти для росписи по дереву
Лучшими кисточками для росписи по дереву считаются мягкие кисти природного происхождения. Особо ценятся беличьи, колонковые, реже – соболиные. Однако, для акриловых красок прекрасно подойдут и синтетические кисти.
Перед процессом важно определиться с подходящими размерами для кисточек, которые обозначаются цифрами. Для новичков советуют брать одну большую, две средние и одну тонкую малую кисть.
Важно помнить, что все старинные промысловые росписи зарождались в крестьянском сословии, в руках людей, которым плуг и молот был гораздо привычнее, чем кисть. А если смогли они, сможете и вы! В традиционных росписях нет нужны прорисовывать лица, фигуры или соблюдать портретное сходство.
Самое главное — отточить технику рисования разных элементов, научиться свободно проворачивать в руках кисть и смешивать цвета. Нужно приложить немного терпения, раз за разом рисуя одинаковые элементы и в конце-концов вы научитесь их рисовать в совершенстве! Довольно небольшое количество простых базовых элементов и их сочетания — вот и всё!
Самые распространенные ошибки оформления дерева на стене как украшения интерьера
Стоит учитывать следующие возможные ошибки:
- При отсутствие опыта использовать самые простые способы создания дерева – рисования или аппликации при помощи шаблонов.
- Подбирать цветовые комбинации заблаговременно, прорисовывая участки на отдельном листе и сравнивая, как они будут смотреться вместе. Стена в комнате – не место для экспериментов.
Стена в комнате – не место для экспериментов.
Учитывая эти правила, легко создать нужный образ в любой комнате. Предварительно продумать все до мелочей, чтобы потом не исправлять ошибки.
Источник: eldomocom.ru
Декоративная роспись по дереву для начинающих: виды и особенности нанесения
Затейливые линии, сказочные персонажи, литературные сценки на дощечках, шкатулках и подносах актуальны и по настоящее время. Самобытными изделиями украшают дома и офисы, они отлично смотрятся практически в любом интерьере. Сегодня в обзоре редакции Homius расскажем об удивительном старинном ремесле – росписи по дереву. Сувениры, расписанные вручную, становятся прекрасным подарком на любой праздник, кроме того, такая техника росписи позволяет и сейчас модно декорировать мебель, украшать посуду, музыкальные инструменты и детские игрушки. В этой статье вы познакомитесь с основными видами, а также техниками и приёмами росписи по дереву.
Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства
Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.
Мезенская и петриковская роспись по дереву
Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:
- орнаменты красно-чёрного цвета;
- дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
- многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.
Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.
Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.
Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.
Гжель и городецкая роспись
Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.
Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.
Техника нанесения состоит из нескольких этапов:
- нанесение фона;
- рисование крупных цветных элементов;
- прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
- нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.
Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.
Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.
Хохлома и жостовкая роспись
Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.
Основная гамма цветов:
В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.
Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево. Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.
Прочие виды росписи по дереву
Следует отметить ещё несколько видов росписи по дереву, которые остаются популярными и в наше время.
Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи
Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
- В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
- Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
- Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
- Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
- Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью. Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
- Высушить заготовку в течение нескольких часов.
- Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.
Совет! Можно собрать мастихином пыль, которая осталась после шлифовки, добавить её в ПВА и вязкой смесью зашпатлевать небольшие изъяны дерева. После полного высыхания отполировать мелкой наждачкой.
Как перенести рисунок на заготовку
Профессиональные ремесленники сразу расписывают заготовку, но для начинающих мастеров потребуется предварительный перевод картинки на поверхность. Для этого существует несколько способов. Можно попробовать разные варианты переноса и подобрать более удобный.
Трафаретная методика
Перенести рисунок на заготовку можно при помощи трафарета. Для этого в интернете подобрать рисунок и с помощью канцелярского ножа вырезать его. Этот способ возможен для переноса только простых картинок, поскольку для витиеватых узоров понадобится время, ловкость рук и аккуратность.
Более удачный вариант – при помощи кальки. Для этого простым карандашом на шероховатую сторону переносят рисунок, затем прикладывают его к деревянной поверхности, закрепляют скотчем и обводят с обратной стороны. Один узор можно переносить до четырёх раз. Специалисты советуют использовать жёсткий валик. Его следует прокатать несколько раз по закреплённому эскизу.
Важно! Необходимо помнить, что рисунок при помощи кальки переносится в зеркальном отображении.
Многие выбрали для себя термический перенос рисунка при помощи утюга. Для этого подойдет плотная бумага, а также глянцевые страницы журналов. Следует на лазерном принтере распечатать узор, затем приложить сторону с рисунком к заготовке и прогладить. Из-за неровной структуры дерева не весь рисунок хорошо переведётся, кроме того, здесь важно подобрать оптимальную температуру утюга, чтобы картинки с глянца тоже не перевелись на изделие.
Точечная методика
Точечная методика – это прекрасный вариант для тех, кто совсем не умеет рисовать. Техника заключается в нанесении на основу множества точек, которые впоследствии соединяются сплошной линией. Чем больше их будет нанесено на эскиз, тем точнее получится узор. Также её используют для соединения мелких элементов, например, травинок, стеблей, просветов между узорами.
Существует точечная техника росписи по дереву, в которой эскиз на заготовку переносят тремя способами.
- На заготовке делают разметку, отмечают основные точки и двигаются к ним при помощи точек.
- На поверхности из дерева последовательно отрабатывают каждый цвет.
- Последовательная работа с каждым участком рисунка, этот вариант самый удачный, поскольку картина вырисовывается сразу.
Рисунок по эскизам
Ещё один вариант переноса изображения – под копирку, для этого желательно подбирать её по цвету рисунка, поскольку могут остаться пятна. Работать нужно следующим образом.
- Распечатать рисунок.
- Положить его на копирку, красящая сторона которой должна лежать лицом к заготовке.
- Закрепить рисунок при помощи скотча и обвести его по контуру.
Опытные художники самостоятельно рисуют эскиз на бумаге, это может быть целая картина или некоторая её часть. Затем рисунок переносят на поверхность и расписывают.
Какие краски подходят для художественной росписи по дереву
К выбору краски следует подходить осторожно, поскольку от этого зависит окончательный результат работы. Начинающим мастерам необходимо поработать с традиционными материалами, отточить базовые элементы и только после этого приступать к дорогостоящим.
Гуашь
В советские времена гуашевые краски использовались для создания плакатов, многие их так и называли – плакатные. Работать с ними довольно просто, однако более сложные орнаменты сделать не получится. Гуашь должна соответствовать следующим требованиям:
- быть лёгкой в нанесении;
- после высыхания узор не должен растрескиваться и пачкаться.
После полного высыхания гуаши, поверхность покрывают несколькими слоями лака.
Акварель
Многие профессиональные мастера считают, что акварельные краски совершенно не подходят для росписи дерева, поскольку обилие воды приводит к набуханию поверхности. Но если выполнять всё правильно, вреда основе влага не принесет.
Порядок работы следующий:
- Перенести рисунок на заготовку.
- Мокрой кисточкой провести один раз по закрашиваемому участку. Это необходимо для лучшего сцепления краски с основой.
- Разрисовать большие участки, затем перейти к прорисовке деталей.
Использование акварели для росписи по дереву имеет несколько особенностей:
- мазки получаются лёгким и воздушными;
- можно создавать плавные переходы и тени, однако рельефный рисунок не получится.
Готовую работу желательно покрыть лаком.
Акриловые краски
Акрил – это один из наиболее удобных вариантов для новичков. Эти краски легко наносить на поверхность. Структура их достаточно густая, они не растекаются. Кроме того, для достижения требуемого оттенка, можно смешивать палитру между собой.
Совет! Готовую роспись не обязательно лакировать. Лак применяется только в том случае, если поделка будет активно использоваться в быту. Если же она будет выполнять только декоративную функцию, достаточно того, что акрил создаёт на поверхности защитную плёнку.
Масляные краски
Использовать масляные краски рекомендуется тем, кто уже имел навыки росписи по дереву. Предварительно их нужно развести до определённой консистенции олифой или льняным маслом. После этого можно приступать к работе.
Отметим некоторые особенности работы с масляными красками:
- можно получить только яркую гамму оттенков, они прекрасно подходят для хохломы или золотого орнамента на чёрном фоне;
- медленно сохнут, особенно те, которые разведены маслом;
- после высыхания состав практически невозможно удалить.
Анилиновые краски
Анилиновые краски для дерева признаны одним из бюджетных вариантов. Их используют для украшения шкатулок, браслетов, кухонной утвари и сувенирной продукции, которую затем продают туристам.
Из основных достоинств выделим следующие:
- яркая палитра оттенков;
- работа с ними сложностей не вызовет;
- их легко смешивать между собой.
Единственное, о чём нужно помнить, анилин выгорает. Поэтому поделки следует оберегать от прямых солнечных лучей, используя для этого лак, устойчивый к ультрафиолету. Кроме того, основа, во избежание растекания красок, требует двойной предварительной грунтовки.
Техника росписи имеет свои особенности:
- нельзя наносить краску два раза на одно и то же место, придётся научиться делать правильные мазки с первого раза;
- добиться чистого тона удастся только при нанесении его на тщательно прогрунтованную основу;
- при сочетании двух оттенков, наложенных друг на друга, получится третий тон.
Темперные краски
Роспись по дереву темперными красками относится к категории «люкс» и считается настоящим искусством. Её используют для украшения предметов, которые затем будут переходить по наследству, а также в качестве подарков на особо памятные даты. Их изготавливают на яичном желтке либо на клеевом растворе. Основные требования, предъявляемые к темпре:
- она должна легко разводиться водой, но после высыхания узор не должен ею смываться;
- узор не должен растрескиваться.
В составе темпры всего 2 компонента: эмульсия и красящий пигмент. Они соединяются между собой на поверхности из натурального камня, затем растираются до однородного состояния при помощи куранта.
Фотопримеры художественной росписи по дереву
Роспись по дереву сложна только на первый взгляд. Предлагаем посмотреть фотоподборку готовых изделий. Сделать нечто подобное смогут люди, даже не имеющие навыков. Работа принесёт настоящее удовлетворение, а результат приведёт в восторг близких.
Источник: homius.ru
Техника подготовки деревянных заготовок под роспись
Хотим познакомить вас с техникой подготовки наших заготовок для росписи.
1. Необходимо тщательно прошкурить заготовку мелкой наждачной бумагой.
2. Затем следует нанести грунт (это нужно сделать для того чтобы древесина не впитывала в себя краску и лак). В качестве грунта мы рекомендуем обыкновенный клей ПВА разведенный водой до достаточно жидкого состояния (примерно как молоко).
3. После просыхания грунта следует еще раз прошкурить заготовку, чтобы убрать поднявшийся при грунтовке мелкий ворс древесины.
Изделие готово для дальнейшей обработки. Обычно при росписи используют гуашевые или темперные (более профессиональные) краски. Можно также расписывать маслом или акварелью (в последнем случае не стоит грунтовать изделие, так как акварель не будет впитываться в древесину).
Наиболее часто используют кисть из белки или колонка с № 1 по № 6.
После росписи заготовки, мы рекомендуем это изделие залакировать. Наиболее подходят бесцветные лаки на алкидной или масляной основе, хотя можно лакировать изделия и лаками на водной основе, соблюдая правда некоторые «хитрости»
Источник: art-mod.org