Темпера независимо от ее состава требует более или менее плотного грунта, желтковая же темпера, имеющая место по преимуществу в станковой живописи, нуждается не только в плотном, но и деликатно приготовленном грунте.
В старину грунтовка материала, покрываемого темперой, выполнялась различно — в зависимости от свойств его и самого значения живописи. Иногда материал, предназначавшийся для темперы, только покрывался два раза горячим раствором клея, о чем сообщает Вазари, и этим оканчивалась его обработка. Дерево всегда покрывалось более или менее толстым слоем белого грунта; иногда перед нанесением грунта на дерево наклеивался редкий холст, у русских иконописцев носивший название «поволоки». Назначение последней заключалось в том, чтобы предохранить и живопись и ее грунт от появления трещин в дереве и других случайностей.
Связующим веществом грунта служил обыкновенно животный клей; нередко, впрочем, употреблялся для той же цели и мучной клейстер. Другими составными его частями являлись гипс и мел. Иногда, судя по данным трактата монаха Дионисия, верхние слои грунта для придачи им большей плотности приготовлялись с эмульсией из клея, льняного масла и мыла.
Грунтуем акварельную бумагу для упражнений по темперной живописи.
По Ченнино Ченнини (главы трактата 13—21), грунтуя доски, поступали следующим образом.
Приготовив раствор пергаментного клея такой густоты, чтобы проба его между ладонями рук склеивала их, его вливали в сосуд, наполняя последний до половины; сюда же приливалась вода в количестве 1/з его вместимости, и разведенный таким образом клей наносился горячим на дерево. После просушки его проклеивали еще два раза (просушивая каждый раз) густым раствором клея. Затем на пазы наклеивались полоски старого холста, и доска сушилась в продолжение двух дней.
Перед нанесением грунта доску проскабливали ножом, снимая с нее все шероховатости. После этого наносили состоящий из очищенного и просеянного крупнозернистого гипса грунт, который растирался с раствором клея на плите и наносился на доску большой плоской стекой.
Тот же гипс, разведенный большим количеством горячей воды, наносился затем на доску с помощью щетинной кисти несколько раз, и доску оставляли сушиться на 2—3 дня, после чего ее скоблили ножом и выравнивали. Дальнейшая грунтовка шла уже с мелким гипсом.
Для этого брался лучший гипс в кусках, употреблявшийся также для позолоты, хорошо смачивался водой и тонко растирался на плите, после чего собирался в тряпку, отжимался для удаления воды и уже затем смешивался с клеевым раствором, которым пользовались для первой грунтовки. Здесь поступали таким образом: отжатый гипс нарезывался мелкими ломтиками и насыпался в горшок, куда вливался и клей.
Хорошо смешав клей с гипсом, сосуд ставили на огонь (в водной бане), остерегаясь, чтобы жидкость не закипела. Жидкий грунт наносился на доску до восьми раз и разравнивался в первый раз ладонью руки, чтобы лучше связать его с нижним слоем грунта; далее работа велась кистью, которой водили каждый раз в новом направлении, причем давали предыдущему слою грунта несколько просохнуть. По окончании этой второй грунтовки, которая обязательно заканчивалась в один день (работа при надобности велась даже ночью, что делалось с тем, чтобы достичь наибольшего соединения между слоями грунта), доска сушилась при обыкновенных температурных условиях не менее двух дней. Оконченную грунтовку покрывали с помощью тампона мелким угольным порошком и затем шлифовали прямым металлическим скоблилом, снимая уголь, который облегчал достижение ровной поверхности.
Темпера. Особенности Материала и как им Работать
Небольшие доски грунтовались 2—3 раза только мелким гипсом.
Приготовленный таким образом грунт, по словам Ченнини, был бел, как молоко, и гладок, как слоновая кость.
Описанный способ грунтовки практиковался, повидимому, во всех школах живописи как южных, так и северных, причем предназначался одинаково для работ темперой и масляными красками. На гипсовый или меловой грунт накладывался иногда лист золота, которое сплющивалось в тонкую пластинку, однако, значительно более толстую, чем современное листовое золото.
Ниже приводится один из рецептов грунта — «левкаса» русских живописцев-иконописцев конца XIX столетия.
Доска из липового или ольхового сухого дерева проклеивается сперва одним клеем, после чего на дерево наклеивается редкая материя, называемая серпянкой. Для составления грунта берется 1 часть клея, который разводится в 6 частях воды.
Затем в раствор клея всыпается понемногу такое количество плавленого меда, чтобы он образовал с клеем густую массу грунта, в которой, после тщательного размешивания ее деревянной лопаткой, последняя могла бы стоять в вертикальном положении почти без всякой посторонней поддержки.
Составленный таким образом грунт наносится на доску с помощью широкого шпателя во много приемов. По высыхании грунт снова смачивается водой и в таком виде шлифуется пемзой. Затем, для придачи ему более ровной и гладкой поверхности, шлифовка его возобновляется по-сухому, причем ведется с помощью шлифовальной бумаги наиболее тонких номеров.
Левкас, составляемый на основании этого рецепта, получается безукоризненным лишь при условии употребления в дело лучших сортов столярного клея, которые совершенно нерастворимы в холодной воде. При несоблюдении этого важного условия левкас неизбежно покрывается трещинами.
Рецепты грунтовок для дерева
Грунтовки применяются для выравнивания тянущей (впитывающей) способности штукатурки или дерева и служат связующим слоем между окрашиваемой поверхностью и шпаклевкой и между первой и последующими шпаклевками.
Известковые грунтовки, применяемые при известковой окраске, приготовляются по рецепту:
Известковая грунтовка с поваренной солью
Известковое тесто — 2,5 кг
Соль поваренная — 0,1 кг
Вода — До 15 л
Известковое тесто разводят вначале в 5 л воды и вводят в этот раствор поваренную соль, предварительно растворенную в кипящей воде. Затем при постоянном перемешивании добавляют воду до 10 л и процеживают готовый состав через сетку с 900 отв/см2.
Другая грунтовка — грунтовка с квасцами — приготовляется по рецепту:
Известковая грунтовка с квасцами
Известковое тесто — 2,5 кг
Квасцы алюминиево-калиевые — 0,2 ,
Вода — До 10 л
Эта грунтовка приготовляется так же, как и грунтовка с поваренной солью. При производстве клеевых окрасок грунтовки приготовляются по рецептам:
Грунтовка квасцовая
Квасцы алюминиево-калиевые — 0,125 кг
Мыло хозяйственное [40%] — 0,25 кг
10%-ный раствор животного клея — 2,0 л
Олифа — 0,03 кг
Мел — 1,0-2,0 кг
Вода — до 10 л
Приготовление ведут в следующем порядке. Отдельно растворяют квасцы или медный купорос в 1 л горячей воды; в подогретый клеевой раствор при энергичном перемешивании вводят мыло, а затем олифу, стремясь быстрым перемешиванием раздробить ее и получить, таким образом, эмульсию, затем приливают приготовленный ранее раствор квасцов или медного купороса, после этого, добавив некоторое количество воды, в состав вводят мел, а затем снова добавляют воды до объема 10 л.
Отдельно приготовляют раствор мыла в горячей воде и в него при быстром перемешивании приливают олифу, добиваясь образования эмульсии. Известь гасят непосредственно при приготовлении грунтовки. При гашении извести нужно руководствоваться следующими указаниями.
Быстрогасящуюся известь заливать в сосуде так, чтобы она была вся покрыта водой, энергично перемешивать известь во время гашения и постепенно добавлять воды до прекращения парообразования. Среднегасящуюся известь заливать водой лишь наполовину и перемешивать, воду добавлять медленно, до прекращения парообразования.
Источник: remontoff23.ru
Темперная живопись
История техники, описание состава темперных красок, плюсы и минусы данного подхода.
Охота в лесу. Уччелло.
Что такое темперная живопись?
Темпера (яичная темпера) – метод живописи, вытеснивший восковой подход к созданию картин, в свою очередь, сам вытесненный использованием масляных красок. Название происходит от латинского слова « temperare » , что дословно означает «смешать в пропорции». В отличие от красок, содержащих воск для связывания цветных пигментов, или масляных красок, в которых связующим элементом являлось масло, темпера основывается на эмульсии воды и яичных желтков, иногда с добавлением небольшого количества клея, меда или молока.
Характеристика
Темперу, как правило, наносят на подготовленную поверхность. Обычно в качестве нее использовали деревянное панно, на которое для создания гладкой поверхности слоями наносилась гипсовая смесь. В отличие от масляной краски, темпера не может быть нанесена толстым слоем, как следствие, она не обладает такой же глубиной.
Однако в отличие от красок на основе масла, которые имеют тенденцию темнеть или терять цвет с течением времени, картины, написанные темперой, сохраняют свое первоначальное состояние достаточно продолжительное время. Быстро сохнущий материал после высыхания оставляет гладкую матовую поверхность. Главным недостатком помимо трудоемкой работы с тонкими слоями является то, что при применении темперы невозможно достичь глубокого и насыщенного цвета.
Портрет Жиневры. д’Эсте.
Происхождение
Техника темперной живописи, вероятно, возникла в далекой древности. К сожалению, из-за меняющейся среды, грабежей, катаклизмов и других негативных факторов ни один пример классической греческой темперной живописи не сохранился. Тем не менее, многочисленные работы с применением данной техники дошли до наших дней из древнего Египта. Известно, что это было популярным изобразительным средством в римском искусстве.
История
Оплакивание Христа. Мантенья.
После распада Рима и наступления Темных веков темпера постепенно вытеснила энкаустику, став основным средством иконописи, в том числе и в России, где она осталась знаковой формой искусства в Средние века. Кроме того, большое распространение это направление получило в Ирландии и Западной Европе.
Святая троица. Рублев.
Несмотря на древние корни, темперный метод больше связан со средневековым европейским искусством и периодом подъема сиенской школы живописи, а также ранним Возрождения. В это время темперная живопись была стандартным решением при работе с панелями и использовалась вплоть до начала Высокого Возрождения в начале шестнадцатого века.
Весна. Боттичелли.
Одним из первых мастеров, попробовавших создавать работы и маслом и темперой был Леонардо да Винчи. Не редкостью в то время было использовать сочетание этих приемов. Темпера, благодаря своим особенностям, использовалась в качестве быстросохнущей грунтовки, а с помощью масляных слоев труд полностью завершался. С очетание темперы и масла, кстати, было в корне неправильным с технической точки зрения решением, из-за которого сейчас «Тайная вечеря» находится в крайне прискорбном состоянии – более ужасном, чем выполненные в традиционной технике работы Леонардо.
Тайная вечеря. В этой работе Да Винчи использовал сочетание темперы и масляных красок.
Темпера в 19-20 века
После почти четырех сотен лет забвения, темперная живопись начинают использоваться некоторыми известными мастерами, такими как Уильям Блейк, Джорджо де Кирико, Эдвард Мунк, а также группой прерафаэлитов.
Эндрю Уает. Мир Кристины.
Источник: artrue.ru
Темпера
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Белила титановые, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Коричневая железоокисная, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Красный хинакридон, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Неоновая розовая, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Охра золотистая, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Травяная зеленая, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Умбра натуральная, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Фиолетовый диоксазин, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Кадмий желтый светлый, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Майская зеленая темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Кадмий желтый средний, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Кадмий лимонный, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Охра светлая, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Неаполитанская желтая (А), темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Кадмий красный светлый, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Кадмий красный темный, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Кадмий оранжевый, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Железная красная, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Краплак красный, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Сиена натуральная, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Сиена жженая, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Умбра жженая, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Голубая ФЦ, темпера «Мастер-класс», туба 46 мл.
Темперные краски созданы на основе пигмента и эмульсий, которые являются связующим веществом, разбав..
Быстрый заказ
Показано с 1 по 24 из 41 (всего 2 страниц)
«ВикАрт», магазин товаров для художников, предлагает недорого оптом и в розницу темперные краски марки ЗХК Невская Палитра. В ассортименте магазина есть как наборы темперных красок, так и тюбики поштучно. Наборы прекрасно подойдут в качестве подарка и знакомства с темперной живописью, в дальнейшем же закончившиеся краски можно покупать по одиночке. Покупку темперных красок удобнее всего оформить с доставкой, поскольку художественный магазин «ВикАрт» доставляет по всей России, как курьером, так и до пунктов выдачи.
Темпера – водорастворимая краска, представляющая собой пигмент, замешанный на ПВА. Она отличается крайне быстрым высыханием и требует определенной сноровки в работе. Готовая высохшая картина обладает прочной пленкой, устойчивой к проявлениям внешней среды, и не требует покрытия лаком. Живопись темперой входит в курс обучения в художественных вузах. Темперными красками можно работать как на грунтованном картоне и холсте, так и на других грунтованных поверхностях, например на деревянных досках.
Большой выбор цветов темперы можно найти по адресу Ломоносова, 20. При покупке большого количества тюбиков мы с радостью оформим вам доставку до дома.
Источник: vikart-molbert.ru