Как грунтовать доску на икону

Икона — одно из величайших произведений искусства, являющееся свято хранимой семейной реликвией.

У верующего человека обязательно должны быть образы святых в доме. Они охраняют дом и оберегают его жителей.

Для большинства людей, икона — это семейная ценность, которая бережно хранится, а затем передается по наследству детям. Многие образы могут оказаться очень старинными, они требуют правильного отношения, как в эмоциональном, так и в материальном плане.

Какие проблемы могут возникнуть при хранении?

Хранение икон дома — дело непростое. Воздействие атмосферных условий негативно сказывается на них. Частые температурные перепады, повышенная влажность, сквозняки и слишком теплый воздух могут привести к порче образа.

иконы

Важно уметь правильно обращаться с таким искусством, а не только молиться и просить помощи.

Владельцы образов часто сталкиваются с такими проблемами:

Левкас для икон.

  • копоть от свечей;
  • пыль;
  • осыпание краски;
  • шелушение;
  • деформация доски из-за нахождения иконы в теплом месте;
  • грибок и плесень по причине повышенной влажности.

Чистить иконы можно и в домашних условиях, если повреждение несильное.

Если возникла деформация доски, осыпание краски то требуется реставрация. В таком случае обращаются к специалисту.

Металл

Реставрация икон в домашних условиях — сложное дело. Важно быть аккуратным, чтобы не нанести еще большего вреда.

икона

Как же мыть иконы:

  1. Чистка образов на основе медной чеканки зубным порошком. Иконы тяжело очищать, если они изготовлены из золота, серебра и меди, а также имеют резную фактуру. Чистят образы с помощью специальных средств, предназначенных для ювелирных изделий или других металлов. Дома за медными иконами ухаживают с помощью зубного порошка. В качестве альтернативы можно использовать пасту Гоя. Медные оклады также очищают с помощью пасты (покупают в специализированном магазине), предназначенной для этого металла.
  2. Водка и разбавленный спирт для золота и серебра. Очищенная икона после использования этих средств будет сиять чистотой. Водку наносят с помощью ватного тампона или палочки. Сначала средство наносят на незаметный участок, если защитный слой лака не слазит, можно мыть всю поверхность.
  3. Чистка комбинированных икон клюквой и бочковыми помидорами. В данном случае образ состоит из металла и доски. Важно аккуратно провести процедуру реставрации, чтобы не повредить рисунок. Медь протирают клюквой, можно использовать кислые бочковые помидоры. Этими продуктами натирают металл, и оставляют откисать. Затем вытирают сухой тряпочкой. Повторять процедуру можно до тех пор, пока медь не просветлится.
  4. Аммиак. Почистить иконное обрамление можно и нашатырным спиртом. Его необходимо аккуратно нанести натуральной кистью, подождать некоторое время, а затем промыть и просушить.
  5. Лимонная кислота или уксусная подходит для изделий из золота. Для медных и бронзовых, раствор должен быть не слишком концентрированным, сразу после применения средства изделие необходимо промыть чистой водой.

Моющими средствами для посуды пользоваться реставраторы не советуют. Также нельзя использовать агрессивные чистящие средства, которые могут поцарапать обрамление.

Доска для иконы. Технология грунтовки левкасом. Часть 5.

Красочный слой

Любые мероприятия с ликами святых необходимо проводить не спеша, аккуратно. Мойте иконы мягкими тряпочками и влажными салфетками.

икона

В домашних условия реставрировать красочный слой можно такими способами:

  1. Использование мыла. Мыльный раствор хорошо удаляет копоть. Но частое его использование может привести к тому, что лик частично или полностью сотрется. В итоге теряются ценнейшие иконы.
  2. От копоти поможет избавиться желток куриного яйца, кипяченая охлажденная вода, скип@$&р, спирт в соотношении 1:5:2:2. Состав хорошо перемешивают, наносят мягкой кистью или ватной палочкой. Затем сухой тряпочкой протирают красочный слой.
  3. Как правильно восстановить икону самостоятельно, если красочный слой начал шелушиться? Для этого используют 1 желток куриного яйца и 5 частей воды. Эмульсию наносят на разрушенные участки, сушат 1 час. Такую манипуляцию повторяют несколько раз. Затем необходимо смочить поврежденные места все тем же раствором, и прижать к доске.
  4. Вернуть иконе цвет поможет растительное масло. В старину использовали оливковое. Им протирают лик один раз в месяц. Наносят тонким слоем.

Если ранее женщина очищала икону, но она начала терять цвет и тускнеть, следует обратиться к реставратору.

После того, как икона была почищена, не выливайте воду в раковину. Ее можно вылить только в нехожее место на улице.

Очистка и реставрация — это деликатный процесс, требует осторожности. Если появились сомнения по этому поводу, лучше воспользоваться услугами специалиста.

Грибок и плесень

Плесень быстро разрастается и разрушает доску, на которой изображен лик. Если она начала проявляться с лицевой стороны, лучше обратится к реставратору, чтобы не испортить красочный слой при чистке.

икона

Плесень с изнаночной стороны с доски можно вывести в домашних условиях. Для ее удаления понадобится губка и щетка с нейлоновой щетиной.

Еще по теме:  Сколько сохнет бетоноконтакт под штукатурку в помещении

Способы выведения плесени с деревянной поверхности:

  1. Перекись водорода наносят на ватный диск и протирают пострадавшую поверхность. Если грибок начнет проходить, можно еще раз обработать заплесневелый участок.
  2. Небольшую колонию плесени может уничтожить сода и уксус. Это экстренная мера, которую нельзя использовать постоянно. К данному способу можно прибегнуть, если нет возможности отдать икону реставратору, но не более 1 раза. Соду разводят в уксусе и с помощью ватного тампона протирают зараженный участок.
  3. Можно использовать только соду. Ее немного увлажняют и втирают в поврежденное место. Затем ее смахивают сухой тряпочкой.

Главное правило — не мыть водой. Жидкость может проникнуть в более глубокие слои, дойти до красочной поверхности и испортить лик.

Хранение и размещение

Чтобы икону не пришлось очищать от копоти, плесени и восстанавливать поврежденный лакокрасочный слой, необходимо правильно за ней ухаживать. Создать подходящие условия для иконы можно, главное иметь желание и правильно подойти к делу.

иконы

  1. Свечи следует зажигать на расстоянии 15 см от лика.
  2. Вещать необходимо вдали от окон, форточек и батарей. Лучше установить на специальных полочках, чтобы было движение воздуха.
  3. Нельзя держать под прямыми лучами солнца, поэтому большинство церквей делают окна витражными.
  4. Помещение не должно быть слишком влажным. Это создает отличные условия для размножения плесени.
  5. Нельзя покрывать лицевую сторону спиртовыми лаками.
  6. Нельзя использовать препараты на жировой основе, стиральный порошок и щелочные средства.
  7. Также не рекомендуется протирать простой водой. Такая забота об иконе приведет ее к частичной или полной гибели. На красочном слое могут появиться белесые пятна.
  8. Можно только смахивать пыль мягкой тканью или кистью.
  9. Важно следить за температурой. Постоянный перепад температур приведет к повреждению красочного и защитного слоя, икона может вздуться, потрескаться и потерять первоначальный вид.
  10. Нельзя соскребать «засиды» (выпуклые точки, оставленные мухами). Так можно повредить красочный слой. Следует сразу обратится к реставратору, поскольку «засиды» вступают в реакцию с краской и могут прожечь ее до левкаса.

Соблюдая эти рекомендации, получится сохранить икону для будущего поколения.

Важно помнить, если лик начал трескаться или деформироваться из-за влаги, без помощи реставратора не обойтись.

Перед чисткой семейной ценности в домашних условиях, сначала получите рекомендации опытного специалиста.

Долг верующих и неверующих людей — грамотное и бережное сохранение икон.

Источник: domovodstvo.pro

Русская иконопись

Считается, что в иконах заключена духовная энергия, а иконописцы не создают образ, а лишь проявляют и раскрывают то, что заложено высшей силой. Разберемся в символах икон и познакомимся с процессом их создания.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

Автор урока
Искусствовед, специалист по истории русского искусства

текст • 5 мин —>

Рассмотрим все этапы создания иконы. В первую очередь разберемся с символическим значением икон — это тесно связано с процессом их написания.

✨ В православной традиции икона — это изображение первообраза. Мы видим на ней не мирской, а духовный образ человека, визуальное проявление его святости. Поэтому в иконе заключена определенная энергия, духовная сила.

Иконописец — традиционно монах, благочестивый человек, который ведет праведный образ жизни. Ведь перед созданием иконы он должен прозреть будущий образ своими духовными очами. Работа над иконой проходит в посте и молитве.

☦️ Смотреть на иконы должны были только православные верующие. Иностранцев могли не пускать в церкви как иноверцев. Есть предание о том, как одному немцу продали дом, стены которого были расписаны духовными сюжетами — и перед продажей сбили изображения со всех стен, а пыль вымели. В этом выражалась не только и не столько нелюбовь к иноверцам, сколько забота о правильном контакте с духовной энергией иконы.

При создании иконы иконописец символически выполняет те же действия, что и бог при сотворении мира. Фон иконы — свет, позем — сотворение земли и отделение тверди от воды, доличное письмо (травы, животные, здания) — все, что бог создал до Адама, а личное письмо — уже сотворение человека.

Внутри иконы встречаются разные части мироздания. Доска, на которой ее пишут, символизирует растительный мир. Пигменты для красок представляют минеральный мир. А яйцо, на котором замешивается пигмент, и рыбный клей — мир животный.

Читать Закрыть —>

1. Старинная иконная доска с «ковчегом»
2. Шлифовка левкаса
3–5. Примеры прорисей для икон

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

текст • 5 мин —>

Теперь поэтапно разберем процесс создания иконы.

Кстати, традиционно считается, что иконописцы не «творят» и не «создают» образ. Они лишь проявляют, раскрывают его — а образ как бы входит внутрь доски и отпечатывается там высшей силой. Иконописец как духовный, праведный человек становится руками бога в этом процессе.

Еще по теме:  Грунтовка для стен под покраску водоэмульсионной краской своими руками

Икона пишется на одной или нескольких деревянных досках, скрепленных между собой. В доске делается углубление с бортиками по краям — оно называется ковчег. Это углубление смазывают клеем и накладывают тонкую ткань — поволоку. По одному из толкований, ковчег и поволока символизируют гроб Христа и плащаницу, в которую его завернули.

⬜️ Поверх поволоки в несколько слоев накладывают левкас — специальный иконный грунт из мела или алебастра. Потом грунт шлифуют пемзой и шкуркой. Символически это уподобляет грунтованную поверхность стене. Когда грунт готов, приходит время для нанесения контура рисунка.

Распространенные типы икон собраны в специальных книгах — образцах подлинников. Они могут быть лицевыми, с буквальными «прорисями», контурами иконы. Или толковыми, где образ описан словами: что это за святой, сколько ему лет, какая у него одежда, какой длины борода и так далее.

По этим образцам делают «знамение» — наносят углубленный рисунок. Этим обычно занимаются мастера-знаменщики, которые иголкой процарапывают грунт, намечая абрис будущей иконы. Краску на икону наносят во много слоев, и такие физические границы помогают не выходить за контур изображения.

Читать Закрыть —>

1. Этап золочения иконы
2. Этапы работы над иконой
3. Покрытие иконы олифой
4. Утраты на иконе открывают ее структуру: деревянная основа, «паволока» (=ткань), толстый слой левкаса (грунта) с красочным слоем

Этапы работы над иконой

текст • 5 мин —>

Итак, доску покрыли грунтом, нанесли графью, пришло время для живописной работы.

Вот как происходит нанесение краски

Сначала золотят отдельные участки — наносят фон и нимбы.

⛰ Затем наносят «роскрышь» — основные цвета. После работают над «доли́чным»: моделируют формы и одежды, наводят контуры и высветляют необходимые участки. В случае необходимости рисуют пейзаж («горки»), растения («травы») и здания («палаты»).

В последнюю очередь переходят к написанию ликов («лично́му»). Сперва заполняют контуры ликов и других обнаженных частей тела красновато-коричневым темным тоном («санкирем»). Потом постепенно высветляют выпуклые части и формируют объем лика. Это символизирует путь, который проходит человек от незнания, духовной темноты, греха к богу. В конце присутствие божественного света усиливается ассистом — штрихами из сусального золота или серебра.

На последнем этапе художник покрывает готовую икону защитным слоем — олифой. Олифление иконы уподобляется одному из церковных таинств — елеопомазанию. Икона будто бы проходит через этот обряд.

Как правило, в создании иконы участвует несколько человек. В этом символически выражена идея соборности церкви — хотя иконописец мог создавать иконы и в одиночку. Мастера обычно специализируются на чем-то одном: кто-то пишет доличные изображения — пейзажи, палаты, одежды, кто-то лики.

✍️ На иконах обязательно есть подписи. Изначально так обозначали тех, кто изображен на иконе, но со временем образы стали узнаваемыми, и подписи превратились в символ изначального Слова Божия. В русской традиции подписи до сих пор зачастую делают на греческом, хотя допустим и славянский вариант. Свои имена иконописцы на иконы не ставили за очень редким исключением.

Все этапы создания иконы обязательно должны проходить в правильном порядке. Сохранились любопытные легенды о существовании «адописных» икон, то есть тех, где под красочным слоем или даже левкасом скрывалось изображение дьявола. Упоминания таких икон многочисленны.

Например, в житии Василия Блаженного рассказывается, как он разбил образ Богородицы, почитавшийся чудотворным. А затем выяснилось, что на нем под верхним слоем краски был нарисован бес. Однако ни одной реально существующей «адописной» иконы по сей день исследователями выявлено не было.

Источник: levelvan.ru

Как мы делаем иконы

Процесс изготовления иконы состоит из трех основных этапов:

  1. Подготовка доски
  2. Написание святого образа
  3. Изготовление и монтаж рельефных венца и ризы

1. Подбор доски

vibordoski

б) Армирование. Для более прочной связи с грунтом поверхность доски покрывается мелкими бороздками, процарапывается острым предметом. Эта шероховатая поверхность проклеивается жидким клеем и хорошо и хорошо просушивается (обычно сутки). Затем на нее наклеивается редкая материя («посконь» — от «посконная рубаха» — легкая льняная ткань, используемая для шитья нательного белья на Руси ), которая служит прокладкой для будущего грунта. ( Иногда в качестве поскони применяли крепкую папирусную или мануфактурную бумагу, но из-за высокой дороговизны последней этот вариант подходил только для написания особо ценных и значимых икон ). Эта прокладка имеет очень большое значение: она способствует более крепкому соединению доски с грунтом, до известной степени предохраняет доску от растрескивания, и, когда доска начинает коробиться (дерево есть дерево), препятствует отставанию от нее грунта.

nakleivanie poskoni

в) Заключительная операция при подготовке доски – левкашение – приготовление и наложение грунта («левкаса»). Для приготовления левкаса применяются алебастр и лучшие сорта столярного клея. Левкас наносится несколько (4-5) раз. Кистью, каждый слой обязательно просушивается и шлифуется.

Еще по теме:  Как выглядит штукатурная машина

2. Написание святого образа

а) На подготовленной таким образом доске карандашом наносится рисунок будущей иконы («обрись»). Сделанный рисунок обычно процарапывается по контуру и основным линия острой иглой (т.н. «графья»). Этот прием перешел в иконопись из фрески, представляет большую помощь в работе (не дает сбивать краской первоначальный контур во время письма). После «графьи» карандашный контур тщательно вышлифовывается.

б) Письмо иконы. Для написания святого образа используется только яичная темпера. Живопись ведется последовательно, определенными приемами. Сначала делается «роскрышь» — вся икона «раскрывается», т.е. все площади покрываются основными локальными тонами, без полутонов и теней. Далее следует «прорись» -более тщательная прописка «доличного» -фигур, пейзажа, одеяния и т.д.

Прорисовка обязательно ведется по принципу «от темного к светлому», т.е. красочные слои («плави») накладываются как бы от тени к свету. Таким образом икона не только пишется, но как бы лепится, исходя, из традиционных требований иконного строения. Красочные слои, накладываясь один на другой, создают едва заметный рельеф, более низкий в «тенях», и более высокий в «светах». После высветления подправляют сбитые «плавью» контуры и прорисовываются детали. По высветленным местам кладутся «оживки», или в доличном «отметки», обозначающие самые яркие блики на изображенных объемных формах (черты святого образа, «узорочье» на деталях одежды и т.д.).

в) После просушки икона покрывается олифой – вареным льняным маслом. Назначение олифы двояко: во-первых предохранение красочного слоя от разрушения (пропитывая краски, она связывает все красочные слои, и, проходя вплоть до грунта, закрепляет их, превращая со временем в однородную каменелую массу. ( Олифа считается самым лучшим и надежным средством для сохранения иконы и никакой лак с ней сравниться не может); и, во-вторых олифа привносит колористический эффект. ( Пропитывая краски, олифа придает им большую прозрачность и глубину, обобщает их, и дает иконе общий теплый, золотистый тон. ( Интересно, что в старину для усиления этого эффекта в кипящей олифе распускали различные смолы, в частности – янтарь).

obris roskrish

proris ojivka

gotovay1

3. Изготовление рельефных венца и ризы

а) Сначала делается (рисуется) эскиз будущего венца («нимба»)и ризы. При выборе узора мы отдаем предпочтение основательно забытому стилю «русского узорочья» — т.н. «Строгановскому барроко». ( В 17 веке именно граф Григорий Дмитриевич Строганов является родоначальником возникновения и продвижения этого великолепнейшего исконно русского художественного формата). В его основе лежат неповторимые узоры древнерусских растительных и геральдических орнаментов.

б) Далее вручную изготавливаются исходные матричные модели элементов.

izgot matr modeli2

gotovay riza

в) По матричным моделям изготавливаются мастер-формы, с помощью которых элементы собственно и отливаются. В зависимости от бюджета выбирается материал для отливки – серебро ( с последующим гальваническим золочением ) или керамит ( специальная полиэфирная литьевая масса для декоративного литья ( после отвердевания по физическим свойствам является аналогом эбонита). Так же, исходя из бюджета, керамит покрывается сусальным золотом или поталью ( более дешевый сплав меди, цинка и олова).

zolochenie zolochenie2

г) По технике исполнения «узорочные» рельефные элементы делятся на три категории:

1. Литой сплошной

sploshnaya

2. Литой перегородчатый

peregorodchataya

smeshannaya

Важно!

Как видно из вышесказанного процесс изготовления оригинальной (авторской ) иконы очень длителен, и, поэтому, достаточно дорог. Такие иконы пишутся только на заказ, срок исполнения от 1 до 2 месяцев ( в зависимости от сложности иконной композиции («извода») Например, изготовление рассматриваемой нами иконы « Святой Преподобный Серафим Саровский » заняло 1,5 месяца, ее стоимость составила 65 000 рублей. Поэтому, ( обязательно по согласованию с заказчиком ) в нашей мастерской изготавливаются авторские копии с оригинальных икон М. Раздольского. Такие копии могут делаться в четырех разных форматах: «А», «Б», «В», «Л» Из технологической цепочки при изготовлении авторских копий в целях экономии времени и средств исключены (заменены на более бюджетные) следующие пункты:

serafimi

1. Пункт 1-б «Армирование» — заменен на пропитку антигрибковым составом и акриловую шпаклевку.

2. Пункт 2-а,б («прорись» и «письмо» заменен на следующую процедуру : готовое изображение масштабировано переносится на предварительно загрунтованную и залевкашеную поверхность иконной доски, покрывается специальным акриловым лаком ( «праймером» ) и вручную дописывается темперными красками.
Обращаем Ваше внимание на то, что в изобразительном искусстве существует великое множество способов переноса авторского изображения при тиражировании копии – начиная от «перевода по клеточкам» и шелкографиии и заканчивая современными методами открытой «3D» — печати на различных поверхностях. В этой линейке «копировальной методологии» находятся вместе и славный печатный станок Ивана Федорова, и линогравюра Альбрехта Дюрера, и допотопные гектографы Шмидта, на которых большевики печатали «Искру», и первые Хьюлит-Паркеровские Ксероксы, и многое – многое другое…

3. Пункт 3-в – Авторская копия не олифится, вместо этого на заключительном этапе доска покрывается тремя слоями лака:
1слой – выравнивающий состарено-декоративный (после него остается характерная «сеточка» на поверхности иконы, имитирующая эффект растрескивания покрытия.
2, 3 слои – защитное лакирование.

Процесс изготовления ризы и венца в технике перегородчатая эмаль

Источник: razdol.ru

Рейтинг
Загрузка ...