Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных.
Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. У каждой мастерицы были свои рецепты их разведения. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность.
Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка).
Мастер класс по лепке дымковской игрушки. (1 часть)
Поталь дополняла гармоничные цветовые сочетания мягким матовым блеском. На рубеже XIX-XX веков краски на игрушках стали ярче, а их сочетания — контрастнее. Узоры на одежде соответствовали узорам на реальных тканях — гладкоокрашенных, клетчатых, «в горошек» и в мелкий цветочек. Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки.
Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи. Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета.
Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.
Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Дымковская игрушка
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.
Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога.
Утки-«крылатки» отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса.
Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах.
По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.
Заключительным штрихом в декорировании является нанесение позолоты. Её применение вносит неповторимую отличительную особенность в дымковскую игрушку. Исконно применяли натуральное сусальное золото — тончайшие золотые пластинки, проложенные бумажными лентами во избежание склеивания. Золото вместе с бумагой разрезали на маленькие квадратики (со стороной 0,5 см), которые при помощи кисточки, смоченной в яичном белке, переносили на игрушку и аккуратно расправляли сухой кистью.
Рекомендации по выполнению заданий:
Практическое задание № 18
Тема. 4. Освоение основ графического и прикладного дизайна
Наименование практического занятия Композиция, мотивы, цветовое решение и кистевые приемы росписи хохломских изделий
Цель: — познакомить с особенностями хохломской росписи;
— рассмотреть связь орнамента с природой, научиться выполнять элементы: «кудрина», ягоды, цветы, травки;
— развивать умение создавать композицию травной росписи;
· Перечень необходимых средств обучения: модель для росписи «Кухонная доска»
· баночка для воды
Оборудование для преподавателя
· образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
· плакаты «Хохломская роспись»
· презентации «Хохломская роспись»
Требования по теоретической готовности к выполнению практического занятия:
· Знание основных народных ремесел России и истории развития Хохломской росписи
· Знание правил цветообразования
· Знание правил работы с гуашью
Содержание задания.
1. Изучите материал учебника Сокольникова, Н.М.. Основы изобразительного искусства и основы его преподавания в начальной школе. Учебник для студ. сред.и спец. учеб. заведений /Сокольникова Н. М., М.- Издательский центр «Академия», 2009г с цв. ил.: ил стр.236
2.Рассмотреть и запомнить мотивы хохломской росписи
3.Продумать собственную композиционную схему или воспользоваться композицией по образцу
4.Выполнить практическую работу согласно методическим рекомендациям
Мотивы хохломской росписи
Хохлома — роспись из растительных мотивов.
Элементы орнамента рисуются кистью, без предварительного эскиза карандашом. Кисточку необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно к листу.
орнамент «осочки» выполняется кончиком кисти сверху вниз;
«травинки» выполняют как и «осочки», но с небольшим утолщением;
«капельки» рисуют прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» рисуют непрерывной линией одинаковой толщины, закручивая в спираль;
«завитки» — выполняются также как и «усики», но с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» — состоит из простых симметрично расположенных элементов;
«ягодки» брусники, смородины, рябины рисуют печаткой — тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубники рисуют кистью.
«Кудрины». Травки превратились здесь в крупные кудри-завитки. Мелкою дробью колечек окружены причудливые цветы. Цветы и завитки-кудрины всегда золотые; словно перья сказочной жар-птицы загораются они на чёрном или красном фоне. Иногда среди прихотливого течения Кудрины современные мастера действительно рисуют эту птицу из народной сказки.
«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.- Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписиотличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи под листок составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют мотивы покрупнее — вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями. В сравнении с «травкой» она многоцветнее. Например, если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёными, а так же в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется в таких композициях зелёной, красной, коричневой красками.
К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи — «пряник». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине — солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.
Узор Птица
Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: — роспись «под фон» и роспись «кудрина».
Источник: infopedia.su
Как сделать дымковскую игрушку своими руками: учимся лепить
Здравствуйте, подписчики блога!
Гончарное искусство и лепка появились довольно давно на Руси. История Дымковской игрушки богата и уходит корнями к обрядовым праздникам, которые всегда сопровождались шумным празднованием и обменом различных поделок из глины.
Дымковская игрушка стала самой узнаваемой из всех фигурок этого старинного промысла. Ее часто лепят на мастер-классах, а затем расписывают, после чего фигурка приобретает изумительный вид. Давайте разберем как сделать дымковскую игрушку своими руками.
Немного истории
Дымковская игрушка появилась в Кирове. Пять веков назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково. Нетрудно догадаться, что игрушка стала называться по месту своего возникновения. По приказу Ивана III в эту слободу переселились жители с севера страны.
На всеобщее удивление, слобода собрала талантливых мастеров и ремесленников, что и сподвигло жителей создать свой уникальный промысел.
Интересно то, что в создании игрушек участвовали целые семьи. У каждого члена семьи было свое занятие: кто-то месил глину, кто-то лепил фигурки: лошадку, барышню, индюка и молодца. Для детей также находилось занятие: они белили фигурки, после того, как их обжигали. А в конце мастера принимались расписывать получившиеся статуэтки.
Пять столетий развивался промысел, и конечно, он вобрал в себя все особенности русского характера. Дымковская игрушка не имеет грустных оттенков, наоборот, строго ограниченная гамма включает в себя самые яркие и насыщенные тона. Жизнерадостность и веселье всегда сопутствовали этому промыслу, ведь он возник на празднике.
Свистульки в форме животных быстро нашли отклик в разных уголках страны.
В год стали мастерить более 100 тысяч фигурок, которые продавались, как горячие пирожки, на многочисленных русских ярмарках.
По историческим записям, дошедшим до наших дней, около 60 семей из Дымкова трудились над созданием игрушек. Были и самые известные мастера: фамилия Кошкиных и Никулиных была у всех на слуху.
К 20 веку Дымковская игрушка уже не пользовалась прежней популярностью. Она заменялась дешевыми гипсовыми слепками. Прежнее традиционное изготовление из глины стало занимать слишком много времени. Однако, остались и те, немногие мастера, преданные своему делу. В их числе была Анна Мезрина.
Благодаря ей и ее немногим сторонникам, до наших времен дошел секрет изготовления Дымковской игрушки.
Немало труда к поддержанию интереса к этому древнему промыслу приложил художник Деньшин. Он с детства увлекался различными художественными промыслами. Делать уникальные росписи, создавать яркие игрушки стало для него делом жизни.
И после Октябрьской революции он также продолжал оставаться преданным своему делу. Он распространял информацию о промысле, привлекал общественное внимание и интерес. В конце концов его старания принесли плоды и к 30-ым годам в Кирове возродился древний промысел.
Все виды игрушек
Рисование и лепка Дымковской игрушки знакомы каждому еще со школы. Знакомство с Дымковской игрушкой происходит еще в 5 классе, когда на уроках ИЗО предлагают нарисовать коня или птицу с характерными узорами.
Но все же, давайте разберем какие бывают Дымковские игрушки.
Традиционные образы весьма просты: домашние животные, барыня, мужичок. Отличительной особенностью является яркие узоры, которые призваны показать торжество и жизнерадостность.
Ценители промысла особенно ценят фигурки, которые могут все вместе показать какой-либо сюжет.
Что интересно, вы никогда не найдете идентичных статуэток. Несмотря на то, что существует определенная схема того, как поэтапно расписывать фигурки, каждый мастер всегда привносить свою незначительную деталь.
Самые популярные образы в промысле
- Индюк. Домашняя птица невероятной красоты. Индюк немного напоминает павлина, настолько красив и величественен его хвост. Народная Дымковская игрушка может быть весьма миниатюрна около 5 см, но может составлять и до 40 см в высоту. Довольно часто в качестве декоративного элемента используется золотая краска или поталь.
- Барыня — очень характерный персонаж. Она может быть окружена детьми или держать на руках кур.Такжееечастоизображаютскарамыслом.
- Барашек встречается чуть реже, чем индюк, но все же отличается своей необыкновенной красотой. Его часто расписывают узором в горох, что напоминает одежду. Рожки обычно золотые. Иногда барашка создают вместе с наездником.
Лошадка напоминает барашка без рогов. конь обычно бывает расписан в синее или красное яблоко.
Изготовление
По традиции для изготовление Дымковской игрушки берут вятскую красную глину. Однако, это дать традиции в наше время почти не используется.
Процесс создание фигурок делится на три этапа:
- Лепка из глины
- Обжиг
- Роспись
Прежде всего следует убедиться. что в глине нет ненужных вкраплений: мелких камешков или песчинок. Если не перебрать глину как следует, то при обжиге поделку может разорвать.
Дымковскую игрушку лепят из большой формы, постепенно вытягивая все части тела. Очень важно делать плавные переходы от одного элемента к другому, если вы прикрепляете какую-то деталь отдельно.
Также нельзя допускать попадания воздуха внутрь поделки. В противном случае ее также разорвет при обжиге.
Фигурку необходимо оставить сушиться на несколько суток до полного высыхания. Затем идет стадия обжигания.
В наши дни для обжига используют муфельную печь, где температура достигает 1000С. После обжига поделку выкрашивают в белый цвет и наносят яркие узоры.
В древние времена для росписи использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы.
Сейчас процесс упростился. Для росписи подойдет гуашь или акрил.
Очень важно, чтобы краски оставались яркими и чистыми. Их не стоит смешивать между собой. Поэтому при росписи подождите полного высыхания предыдущего слоя.
Роспись
Для выразительности поделок используются контрастные яркие цвета, которые подчеркивают друг друга. По этому принципу принято сочетать: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый, а также белый — в качестве основы и черный в минимальных количествах.
Раньше было принято украшать фигурки сусальным золотом. Это добавляло торжественности. Сейчас можно использовать золотую краску.
Как и во многих промыслах, в Дымковской игрушке каждый цвет имеет свое значение.
Не сложно догадаться, что зеленый цвет символизирует природу, а синий -небо. Белый — символ чистоты, красный — силы и здоровья.
Многие древние игрушки сохранились до наших времен благодаря своим натуральным краскам. В то время художники разводили пигменты яичным желтком. А пропорции и приготовление красок хранилось в строгом секрете.
Заключение
Когда вы встречаете картинки Дымковской игрушки, вы сразу узнаете этот уникальный стиль. В росписи сочитается и русские традиции, и природная символика вместе с оберегами.
Если присмотреться, можно разглядеть солнечные и лунные — символ зарождения жизни. Различные геометрические формы также имеют свое значение: ромбы — знак плодородия, а волны — это знак неба и влаги. Так или иначе, Дымковская игрушка была и останется символом праздника, жизнерадостности и благополучия.
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Источник: spanishlove.ru
Как грунтовать дымковскую игрушку
Красивые фото » Рисунки » Дымковская игрушка поэтапное рисование
Прикольные милые рисунки
Рисунки для распечатки цветные
Рисунки для срисовки в скетчбук карандашом
Скетчбук для рисования карандашом
Рисунок волка карандашом для срисовки морду
Красивые и необычные рисунки для срисовки
Наруто скетч
Милая белочка рисунок
Рисунок сова
Планета скетч
Рыба с открытым ртом рисунок
Источник: damion.top