Перед созданием картины в масляной и акриловой живописи на основу наносят грунт. Это промежуточный слой между холстом и красками, способствующий качественному закреплению красок на холсте. Благодаря ему краски не тускнеют, масло не впитывается в материал и не проникает на обратную сторону.
Грунт для живописи: виды
Грунтование холста может быть выполнено разными способами. В зависимости от этого выделяют несколько разновидностей грунтов:
- Клеевой – в его основе белила и вода с добавлением клея, а также небольшого количества касторового масла. Их состав отлично впитывает масло, так что изображение приобретает матовость.
- Масляный – грунт состоит из сухих пигментов масла. Холст с нанесенным составом требует длительной просушки. Идеальное время – от 2 лет. В результате получается основа с глянцевой поверхностью, которая не впитывает масло красок. Изображения на масляном грунте имеют легкий приятный блеск.
- Эмульсионный – в составе клей и масло, в качестве пластификатора используют глицерин или касторовое масло. Эмульсионный грунт для живописи маслом может давать разный оттенок. Он зависит от того, чего в составе эмульсии больше – клей дает матовость, а масло добавляет легкий блеск.
- Акриловый – это акриловая грунтовка для живописи, созданная на основе синтетической смолы. Он быстро сохнет, что уменьшает сроки работы с грунтованием поверхности. А потому этот вариант сейчас используют чаще всего, так как он признан самым практичным по характеристикам.
Как грунтовать холст для живописи?
Сейчас можно приобрести холсты с нанесенной грунтовкой. Но профессиональные художники предпочитают создавать основу для работы самостоятельно. Сделать это несложно, если понимать все тонкости процесса.
Как Грунтовать Холст
Для начала художник определяет материал для грунтовки. Его можно создавать самостоятельно, но лучше купить готовый грунт в магазине. Средство равномерным слоем наносят на полотно и оставляют до полного высыхания. Время зависит от качества грунтового вещества.
Можно грунтовать в один слой или в несколько слоев. Второй вариант более качественный, но требует времени. Ведь каждый последующий слой нужно наносить после полного высыхания предыдущего. Вот и посчитайте, надолго ли затянется процесс?
В целом, грунтовка холста для картины – не сложный процесс. Он может быть затяжным, но не требует специальной сноровки. Выбирайте подходящий грунт для реализации целей среди многообразия предложений производителей. И создавайте холст с такими параметрами, которые помогут отразить желаемую фактуру и стиль нового творения.
Источник: artgamma.ru
Как натянуть и загрунтовать холст
Решила поработать маслом. У была рамка и специально к ней сделанный подрамник. Расскажу сегодня в этой статье, как самому подготовить к работе масляными красками холст.
Подготовка холста для живописи. Как грунтовать и проклеивать холст.
В художественных магазинах сейчас очень большой выбор готовых загрунтованных холстов в рулонах, натянутых на ДВП, на подрамник. Есть просто холсты в рулонах. Можно и не затрачивать усилия на подготовку холста самому. Но ситуации бывают разные. Кому-то не нравится готовый вариант, кто-то просто не имеет возможности приобрести готовый материал из-за отсутствия специализированных магазинов или других проблем.
Как бы то ни было — сегодня будем натягивать и грунтовать холст сами. На фотографии ниже показан подрамник с обратной стороны. Совсем не обязательно делать подрамник именно таким. Необходимо просто, чтобы он был крепким.
Подрамник для картины
Для натягивания нам понадобится строительный степлер и ножницы. Отрезаем по форме кусок ткани (обязательно оставить на подворот). Натягивать начинаем с углов ткани. Холст должен быть натянут сильно, но ровно, не провисать, углы аккуратно заправлены и закреплены степлером.
Для проклеивания холста возьмем простой пищевой желатин. Сначала растворим его, как написано на пакетике, потом нагреем до полного растворения, не доводя до кипения. Горячим желатином промажем холст. Не надо сильно много брать на кисть. Просто аккуратно, не пропуская, закрасим всю площадь и подождем, пока ткань не высохнет.
Ну вот, холст высох, желатин остыл и загустел. Теперь разотрем остатки по высохшему холсту. Растирать надо так, чтобы не оставались большие куски желатина. Они застынут и их придется удалять с холста. Должна получиться ровная почти гладкая поверхность.
Когда холст высохнет, ткань должна натянуться, стать упругой, как барабан. Можно даже не сильно постучать по ней ). Для дальнейшей работы потребуется готовый грунт, который можно купить в магазине или заказать по интернету. Некоторые художники предпочитают вместо грунта пользоваться обыкновенной белой масляной краской. Я тоже так грунтовала, но сейчас мне просто стало жаль краску, осталось мало и не было желания идти за ней в магазин. Поэтому воспользовалась акриловым грунтом.
И краску и грунт (краска для грунтовки холста все же предпочтительней) лучше наносить на холст мастихином. Мастихин держать немного под углом и наносить плавными движениями по всей длине холста. Грунтовать надо двумя — тремя слоями, дождавшись высыхания каждого слоя. Первый слой не закрасит полностью всю ткань. После второго, третьего слоя холст станет ровным и белым.
Ну вот — теперь можно и приступать к работе над картиной. Естественно, когда окончательно высохнет.
Написать комментарий
Источник: www.neizvestniy-geniy.ru
Коллекция книг о живописи и искусстве
Грунтом для живописи называют пигментированный слой определенного состава, нанесенный на поверхность основы для придания ей необходимых для работы красками физико-механических и оптических свойств. К первым относятся: фактура поверхности, структура слоя грунта, прочность, эластичность и характер сцепления слоя грунта с основой и красочным слоем, наносимым на его поверхность. Под оптическими свойствами грунта понимаются цвет, светоотражающая способность поверхности и светоустойчивость грунта.
Льняной холст, не покрытый грунтом, неприемлем для непосредственной работы на нем масляными красками, так как он обладает слабыми светоотражающими свойствами, несветопрочен. Его рыхлая, подвижная поверхность плохо принимает краску и неудобна для работы; связующее вещество из красок впитывается тканью и, окисляясь, разрушает холст, одновременно разрушается и краска, утратившая свое связующее вещество. Во избежание этого холст проклеивают и покрывают слоями грунта.
Применяемые в масляной живописи грунты состоят из пигментов (наполнителей) и связующего вещества. В качестве пигментов могут применяться свинцовые, цинковые, титановые, баритовые белила, мел, бланфикс, гипс. Связующим веществом для массы грунта служат клеевые водные растворы преимущественно животных клеев, клеемасляные эмульсии, масло, масляные лаки, синтетические вещества типа эмульсии ПВА.
Помимо этих основных веществ, образующих массу грунта, в неё входят пластификаторы: мед, глицерин, касторовое масло, — повышающие эластичность пленок грунта, а также антисептики.
В зависимости от вида связующего вещества различают следующие типы грунтов: клеевые, эмульсионные, полумасляные, масляные и синтетические.
Клеевые грунты состоят из смеси водного клеевого раствора с сухим порошком мела или сухими белилами, наиболее просты и несложны в приготовлении. Массу грунта получают тщательным смешиванием клеевого раствора с пигментами: мелом и белилами.
Предназначенные под живопись масляными красками клеевые грунты отличаются хорошим сцеплением с поверхностью холста, простотой приготовления и быстротой просыхания. Наряду с достоинствами грунты этого типа имеют и некоторые отрицательные качества. Масляные краски, нанесенные на холсты с клеевыми грунтами, сильнее прожухают, нежели на холстах с эмульсионным или масляным грунтом. Этот дефект можно в значительной мере устранить, если нанести на поверхность грунта перед началом живописного процесса жидко разведенную лаком масляную краску или покрыть грунт тонким слоем смеси из равных частей мастиксового или даммарного лака, смешанного с маслом.
Долговременная практика применения клеевых грунтов многими поколениями художников подтвердила превосходную сохранность выполненной на них живописи. Не случайно, следуя лучшим традициям мастеров пейзажной живописи прошлых столетий, на этих грунтах предпочитает писать многочисленная группа наших мастеров-пейзажистов.
Предпочтение, отдаваемое многими мастерами клеевому грунту, объясняется прежде всего тем, что он обладает в полной мере отличными живописными качествами, позволяя работать различными методами, начиная от тонкослойной живописи с детальной проработкой всех частей пейзажа и кончая многослойной корпусной техникой со сложным построением живописно-красочной поверхности. В то же время грунты этого типа просты в изготовлении, быстро просыхают и легко наносятся на холст.
Присущая клеевым грунтам способность впитывать в себя известное количества масла из красок в значительной степени устраняется нашими мастерами сообразно их технике и методу живописи. Одни вносят некоторые добавки в пасту самих красок в виде различных лаков, другие подбирают наиболее отвечающий грунту разжижитель для красок, позволяющий регулировать впитывание грунтом масла, третьи дают грунту полностью насытиться маслом или лаком в подмалевке, а затем уже в полную силу продолжают писать, зная, что грунт больше не будет впитывать масло из пасты красок. В результате, установив меру впитывания клеевым грунтом масла из красок и соответствующим образом компенсируя ее, живописцы достигают того, что это свойство клеевого грунта совершенно не отражается на сохранности первоначальной тональности их живописи, силе цвета, его выразительности и насыщенности.
Отдельные мастера советской живописи следующим образом приготовляют и грунтуют холсты клеевыми грунтовками.
П. Д. Корин, много лет работавший на клеевых грунтах, поступал так: на проклеенную один раз и хорошо просушенную ткань он, после легкой пемзовки, наносил массу грунта, приготовляемую из раствора рыбьего клея (1:20) и сухих цинковых и свинцовых белил, взятых поровну. Разогрев клеевой раствор, он добавлял в него порошок белил в таком количестве, чтобы масса грунта имела консистенцию жидкой сметаны. Тщательно перемешанный, чуть теплый состав художник наносил широкой щетинной кистью топким и ровным слоем на холст, сначала в одном направлении (по основе), затем в противоположном (по утку). Художник наносил грунт легко, не втирая его кистью, и давал ему просохнуть в течение суток. На холстах, загрунтованных этим способом, художником выполнено большинство его произведений. «Этот грунт, — говорил П. Д. Корин, — не только превосходно обеспечивает прочную связь красок с ним, по и краски сохраняют на нем всю свою звучность и первоначальную красоту своего цвета. Этим же грунтом пользовался в последние годы жизни М. В. Нестеров» (1) .
И. Э. Грабарь грунтовал холст так: на поверхность проклеенного холста наносил одним топким слоем хорошо перетертую массу клеемелового грунта консистенции сметаны, имеющую один из таких составов:
- Клей осетровый — 50 г
- Мел кусковой, отмученный и измельченный — 800 г
- Вода дистиллированная — 1000 куб. см
- Клей осетровый — 60 г
- Мел кусковой, отмученный — 750 г
- Вода дистиллированная — 1000 куб. см
Масса грунта наносилась флейцем на проклееную поверхность холста тонким слоем. На этом обычно и заканчивалась грунтовка. Лишь при употреблении холстов с редким переплетением нитей художник покрывал его вторично топким слоем массы этого же грунта.
Если на загрунтованную таким образом и хорошо просушенную в течение 2—3 суток поверхность холста положить мазок краски, то вокруг мазка образуется темное пятно, показывающее, что грунт впитал в себя довольно значительное количество масла из краски. Благодаря втягиванию грунтом из краски излишнего количества масла красочный слой крепко сцепляется с основой живописи — загрунтованным холстом, покрытым клеемеловым грунтом. При этом на загрунтованной поверхности холста остается красящее вещество, содержащее минимальное количество масла, а масляная живопись приобретает многие наиболее ценные свойства пастели. Необходимо заметить, что пастель все-таки легко подвергается разрушению, а живопись, выполненная на этих клеемеловых грунтах, сохраняется хорошо.
Я. Д. Ромас грунтует проклеенный им на подрамнике холст следующим образом: массу клеевого грунта приготовляет смешением средней крепости водного клеевого раствора рыбьего или желатинового клея с сухими цинковыми белилами в порошке с добавлением небольшого количества глицерина, придающего грунту эластичность. Масса грунта по консистенции напоминает довольно жидкую сметану.
Художник наносит ее на холст жесткой щеткой тремя последовательно накладываемыми слоями. Первый слой Ромас наносит щеткой довольно тонким слоем, с силой втирая массу грунта в холст. После просыхания грунта его поверхность пемзуется. Второй и третий слои наносятся щеткой легко, очень тонким и ровным слоем.
После полного просыхания грунта, обычно через 10—15 дней, на нем можно писать. Этот тип грунта, по словам Ромаса, наиболее подходит к его манере живописи и технике и обеспечивает в процессе работы на нем масляными красками отличную сохранность и неизменяемость колорита и всей живописи в целом.
А. В. Куприн грунтовал проклеенный на подрамнике холст по-своему. Способ приготовления массы для грунта был таков: тщательно отмучив тонко измельченный кусковой мел и перетерев его на каменной плите курантом с водой, художник смешивал его с теплым клеевым раствором того же состава и той же консистенции, которыми пользовался для проклейки (1:12). Затем он наносил грунтовочную массу щетинной кистью очень тонким и ровным слоем, давал ему просохнуть 3—4 часа и после этого наносил и просушивал второй слой. В заключение холст покрывался третьим слоем, массу для которого художник приготовлял из того же клеевого раствора, мела и сухих свинцовых или цинковых белил, взяв на 3 весовые части мела 1 весовую часть белил. Через 2—3 суток холст был готов.
Массу грунта А. В. Куприн тщательно перетирал на плите курантом, доводя ее до консистенции жидкой сметаны. Этот грунт, обладая исключительно приятной, чисто белого цвета поверхностью, хорош и удобен в работе: он слегка тянет масло из красок, но не обезмасливает их, краски на нем хорошо закрепляются и не прожухают.
- ↑ — А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 87—88.
Источник: hudozhnikam.ru