Пост не в формате кадабры, заранее извиняюсь. Движок кадабры привычен и удобен для написания длиннопостов, потому решено было воспользоваться именно им. К тому же, «пробка» же для общения на любые темы. Почему бы про гитары не пообщаться с кадабровчанами )
Всю свою гитарную жизнь мне был интересен процесс создания инструмента. Я читал про фабрики, смотрел видео про отделения custom shop, наблюдал как рождаются из кусков древесины привычные и знакомые формы стратов и лесполов. Витали мысли — а не попробовать ли закупиться нужными материалами и выпилить аки Папа Карло собственную, сделанную своими руками гитару.
Причем сделанную именно так, как я хочу, а не как решил отдел маркетинга какого-нибудь раскрученного брэнда. Останавливало отсутствие ряда дорогостоящих инструментов и оборудования — понадобился бы фрезерный станок как минимум. Да еще и навык работы с этими инструментами и оборудованием требовался явно не нулевой.
#66 Как сделать гитару из советской фабрички: грунтовка внутри, приклейка дна.
Но все так безысходно.
Оказалось, что существуют такие продукты, как Guitar Kit. То есть — это просто набор более-менее готовых деталей, из которых любой умеющий обращаться с отверткой человек сможет собрать вполне работоспособный инструмент. В него входит, как правило, уже обработанные и подготовленные к покраске корпус и гриф (в гриф уже набиты лады и вставлен анкер), набор фурнитуры (бридж, колки) и электроника. В некоторых наборах начального уровня электроника будет уже распаянной, и при сборке потребуется просто подключить разъемы, т.е. даже навык владения паяльником не понадобится.
В более продвинутых китах голова грифа оставлена невырезанной, и можно придать ей любую желаемую форму
Не долго думая, мной был приобретен набор Harley Benton Les Paul Kit — оно даже продавалось в одном из питерских магазинов, и даже не надо было ждать доставки. Цена вопроса около 4500р.
Подробнее
Поставляется он в вот такой коробке
Внутри упакованы корпус леспольной формы, гриф, бридж tune-o-matic, колки, кнопки для ремня, распаянная электроника, крышечки, крепеж — всего хватает.
Присутствует наглядная инструкция на немецком и английском. Позабавило, что есть расхождения между двумя версиями инструкции: в английской колки прикручивают ключом, а в немецкой — хардкорно пассатижами. ))
Грунтовка корпуса и грифа
Корпус, увы, в отличии от тру-гибсон-леспола, сделан из липы. Топ — клен. Зато топ каноничной выпуклой arch-top формы. Были опасения, что он окажется плоским, но нет — все как надо.
В корпусе расфрезерованы и просверлены все необходимые полости, каналы и отверстия, приклеена пластиковая окантовка по периметру, древесина отшлифована и покрыта грунтом — то есть все готово к покраске и сборке. Кстати, «из-коробки» под покраску подготовлен только корпус, гриф предполагается оставить таким, как есть, на нем даже присутствует небольшой слой матового лака.
Тем не менее, есть некоторые требующие приложения рук недоделки. В полостях торчат заусенцы, занозы и опилки
Кстати, склеен корпус из трех кусков, что весьма сильно бросается в глаза с обратной его стороны )
Метод крепления грифа в нашем случае — на болтах. Карман грифа так же требует доработки — поверхность неровная и пятно контакта с грифом будет оставлять желать лучшего. Более того — угол наклона грифа, в случае если мы ничего не будем делать с карманом, окажется близок к 0 градусам, что кардинально неправильно для LP-подобной гитары.
Нам нужно значение около 4 градусов — гриф должен быть завален, ибо у нас arch-top и tune-o-matic. Так что либо шлифуем карман и пятку грифа, либо подкладываем под пятку ближе 22му ладу какие-нибудь тонкие щепочки необходимой толщины. Без этого играть комфортно будет невозможно, так как струны будут висеть слишком высоко над грифом даже при максимально утопленном бридже.
Гриф сделан из клена, материал накладки — палисандр.
Голова весьма похожа на леспольную, и при желании можно ее сделать идентичной вырезав на ее торце так называемую «открытую книгу»
Стандартные для LP 22 лада, окантовка, инкрустация трапециями под перламутр — для бюджетного инструмента довольно симпатично выглядит
Увы, так же встречаются косяки. Неаккуратно вклеен один из ладов — из под него торчат остатки клея. В общем, лады потребуется шлифануть, чтобы добиться максимально низкого action (высоты струн) для комфортной игры без звона.
С пяткой грифа тоже не все хорошо. Вообще, есть ощущение, что для этих бюджетных китов используются грифы, которые попали под отбраковку на конвейерной линии Harley Benton и их пустили в бюджетные наборы. Тем не менее, это все не особо критично и поправимо
Зато с анкером все отлично — работает без нареканий, не заедает, прогиб грифа настраивается правильным образом.
Место вклейки головы в гриф сделано весьма аккуратно. Опасений, что голова треснет и отвалится, нет.
В целом гриф не без недостатков, но жить с ним можно. Чего не скажешь об электронике.
Во-первых это непонятные no-name звукосниматели. Во-вторых замечательная идея о соединении компонентов на разъемах разбивается о качество реализации — пайка хлипкая, контакт в разъемах ненадежный — если собираетесь на гитаре играть более чем пару раз в год, лучше от разъемов избавиться и припаять все по-человечески.
Уже на собранной гитаре обнаружилось, что схема пайки потенциометров громкости абсолютно неправильна — они работают как переменные резисторы, а не как потенциометры, что закономерно поганит звук и делает невозможной какую-либо адекватную работу с ручками. Посему — для нормального звука паяльник понадобится обязательно.
Покраска
Так как негоже оставлять гитару неокрашенной, начинаем подготовку корпуса и грифа. Для начала нужно определиться с окрасочными материалами. На эту тему можно написать отдельный трактат, потому постараюсь изложить все сжато и понятно.
Не стоит идти на поводу у инструкции, которая нам сообщает, что мы можем сходить в любой хозяйственный магазин и покрасить корпус краской из баллончика. Большое заблуждение, что электрогитаре не важно из какого материала она сделана — да, колебания струны снимаются звукоснимателем, но характер этих колебаний напрямую зависит от материала, с которым струна взаимодействует — это порожек, бридж, древесина корпуса и грифа, и их покрытие. Поэтому чем попало музыкальный инструмент красить нельзя.
Можно использовать нитрокраски, полиуретановые и краски на водной основе. Соответственно, лаки так же применяются либо на нитрооснове, либо полиуретановые. Нитро — более канонично (все старые инструменты покрыты именно нитролаком), меньше влияет на звук, но менее прочно. Полиуретан — прочнее, но сильнее влияет на звук.
Я выбрал краску на водной основе, а если точнее, то не совсем краску, а морилку Tury цвет «слива». Лак решил использовать нитроцеллюлозный ТЭКС НЦ-218.
Подготовку корпуса начинаем с зашкуривания и снятия слоя грунтовки — так как я решил использовать морилку, её следует наносить без грунта, чтобы она могла впитаться в древесину и прокрасить её. Заодно на этом этапе я подкорректировал профиль грифа — он был ближе к D-shape, а я его немного скруглил, приблизив к удобному мне C-shape. После этого заклеиваем полости малярным скотчем и приступаем к окраске.
Из-за того, что я поленился тщательно зашкурить корпус, кое-где остался грунт, потому морилка не хотела впитываться
Приходилось яростно ее втирать тампоном, иначе она просто бесследно стекала с поверхности.
Потратил на этот процесс несколько дней
Попытка сделать эффект sunberst увы не удалась. Может в другой раз.
Гриф тоже решил закрасить морилкой
В итоге этап нанесения краски-морилки завершился примерно вот этим:
Не все получилось так, как хотелось бы — виной моя лень, раздолбайство и кривизна рук. Теоретически, все можно было бы сделать красивее. Но, в принципе, получившийся винтажно-состаренно-потертый вид меня вполне устроил, в нем тоже было что-то забавное )
Далее предстояло нанести лак. Поскольку все происходило на территории обычной квартиры, предстояло решить проблему с вентиляцией — нитролак токсичен и вонюч. Более того, в тот момент была зима, а для работ с этим лаком требовалась строго определенная температура. Потому были закуплены респираторы и временно переоборудован балкон под импровизированную окрасочную камеру. Повешен термометр и установлена тепловая пушка для поддержания нужной температуры.
К карману грифа корпуса прикрутил деревянную рейку, чтобы было за что поворачивать корпус в процессе нанесения лака, и подвесил всю конструкцию на стремянку.
Гриф просто положил сверху стремянки
Старался делать слои как можно тоньше, и обойтись всего 4-5 слоями — хотелось максимально тонкого покрытия. Получились вот такие блестючие глянцевые гриф и корпус
Само собой, оставлять это в таком виде нельзя. Требуется шлифовка лака. Для начала нужно выждать время, пока слои лака окончательно высохнут и схватятся. В разных источниках читал о разных сроках для нитролака — кто-то говорит о неделе, а кто-то о 2х месяцах. Я ждал чуть меньше недели, возможно это не очень правильно, но хотелось уже скорее долгожданную гитару собрать и поиграть )
Для шлифовки были куплены листы наждачной бумаги зернистостью от 400 до 2500. Подробно технологию расписывать не буду, так как уже точно не помню сколько каждой градацией приходилось шлифовать. Действовал интуитивно, стараясь не переборщить, не перегреть лак — шлифовал руками, без машинки, тем не менее все равно старался не рисковать. Использовал воду. На шлифовку ушло пара вечеров.
В самом конце был применен автополироль и тряпочки из микрофибры. Постепенно гитара обрела более-менее цивилизованный вид
Остались последние штрихи этапа окраски — нанесение графитовой краски в полости, где будет находиться электроника для экранировки. Этим можно пренебречь, тем не менее, если хотим добиться отсутствия фона, наводок и избавиться от прослушивания радио «маяк» через гитарный усилитель, это стоит сделать.
Пластмассовые крышечки обклеиваем фольгой, для той же цели
Как последний штрих, решил применить спорную технологию — залитие жидкой канифоли в карман грифа. Канифоль, в теории, должна заполнить все микротрещины и полости в соединении грифа и корпуса, что даст большую площадь соприкосновения. Есть мнение, что это улучшает сустейн и звук в целом. Есть обратное мнение, что это просто эффект плацебо.
Сборка
Теперь можно собирать гитару. Тут все просто, ничего сложного и необычного.
Прикручиваем сперва гриф
Далее нужно вколотить опоры бриджа в корпус. Их четыре штуки. Процесс, увы не заснял. Берем молоток и вбиваем их в корпус. Я, в целях пущей паранойи, залил их предварительно столярным клеем, дабы лучше держались. При этом не забываем продеть провод заземления через канал к одной из опор.
Впрочем, обо всем этом сказано в инструкции.
Далее переходим к электронике. Продеваем провода в каналы
Дальнейшую последовательность так же не заснял: сначала прикручиваем потенциометры, затем устанавливаем звукосниматели и в последнюю очередь ставим выходное гнездо на торце корпуса.
Осталось поставить держатели ремня и крышки полостей. Набор струн так же идет в комплекте, так что натягиваем струны и приступаем к первичной настройке. Если все сделали правильно, то должен получиться вот такой результат:
Как это ни удивительно, получившийся на выходе инструмент вполне годен в применении. Да, это не леспол, но помним, что за это мы отдали всего 4500 (не считая лакокрасочных изделий). Звучит он на уровне гитар категории от 10000 до 20000. Решил его сравнить со своим Schecter Revenger 7, купленным за 12000, в который были установлены датчики EMG81-7(707) и произведен ряд доработок и порадовался тому, что самодельный леспол в принципе звучал не хуже (с поправкой на датчики)
Позже я поменял стоковый бриджевый ноунейм звукосниматель на Seymour Duncan JB. Результат замены можно услышать на видео ниже:
В результате, имея в арсенале Shecter Revenger 7 и Washburn Dime 332 я все равно большую часть времени играю на самодельном лесполе, настолько он получился удобным и приятно звучащим.
Источник: autokadabra.ru
Как очистить накладку грифа гитары
Сегодня поговорим о том, как очистить накладку грифа гитары.
Если у вас накладка из полисандра или эбони ( а в моем случае это так), то грязь на ней — это дело обычное, если конечно играть на гитаре, а не держать ее в кейсе. 😉
Тем же у кого накладка грифа гитары из клена – повезло больше, так как она обычно покрыта слоем лака и требует меньшего ухода.
Эта липкая субстанция, скапливающаяся около ладов и состоящая из жира от рук, грязи и просто кусочков кожи, даже получила особое название на английском языке, – “gunk”.
Людям чистоплотным эта штука мешает играть просто с эстетической точки зрение, ну а есть и те кому просто пофиг.
Если вы следите за инструментом, то, скорее всего, у вас есть привычка (хорошая привычка, кстати) протирать накладку грифа каждый раз после замены струн, которые (я надеюсь!) вы меняете, хотя бы раз, в месяц. Ну, и по крайней мере раз в пол года должна производиться более масштабная чистка накладки.
Если же ваша гитара поросла слоем грязи (этого самого «ганка»), то определенно, эта статья для вас. 😉
Но прежде чем приступать к этой масштабной процедуре, убедитесь, что запаслись специальным кондиционером для накладки, таким как лимонное масло. Т.к. именно этим кондиционером необходимо обработать накладку после очистки.
1. Подготовка накладки
- Для начала нам нужна чистая ткань, бинт или вата – то чем протирать.
- Потом, нам нужен стакан с раствором мыльной воды. Для этого можно использовать жидкое мыло, либо воспользоваться обычным, что конечно немного дольше.
- Если страдаете перфекционизмом, то можно подготовить чуть-чуть спирта или водки. Это для полного обезжиривания.
- Положите гитару на ровную поверхность, например, на стол. Под гитару можно положить какую-нибудь тряпицу, чтобы не повредить покрытия.
- Для удержания гитары в горизонтальном состоянии под перо грифа гитары стоит подложить маленькую подушку, либо просто свернутый кусок материи.
- Проверьте устойчиво ли лежит гитара, не елозит ли она по столу.
- В идеале, струны нужно снять, но, в принципе, можно и оставить.
2. Чистка
- Если вы все же решили оставить струны на гитаре, то их стоит ослабить до такой степени, чтобы они легко сдвигались.
- Затем намотайте приготовленный ранее бинт на указательный палец, и обмокните его в мыльную воду. Не переборщите, воды не должно быть слишком много, т.к. это может плохо сказаться на дереве. Т.е. ткань должна быть влажная, но не мокрая.
- Начните с первого лада, протирайте грязь легко. Вы увидите, как грязь будет оттираться маленькими белесыми кусочками, перед тем, как раствориться в молочного цвета жидкости.
- Вытирайте дерево насухо, чтобы влага не впитывалась в накладку. Ну и на сухом дереве можгл увидеть, смылась ли вся грязь или нет.
Чистка накладки грифа
- Продолжайте далее по грифу, обрабатывая один лад за одним. В зависимости от того, в какой части грифа вы предпочитаете играть, могут попадаться чистые лады (обычно в высоких позициях), в принципе, их очищать не надо.
- Когда вы закончите с этим, стоит пройтись по грифу чистой сухой тряпочкой, что бы удалить все остатки.
В принципе, можно сразу использовать спирт. Мне (лично мне) кажется, что так даже лучше, т.к. спирт штука летучая, испаряется быстро и не имеет обыкновения впитываться в накладку, да и жир удаляет получше мыла. Но в любом случае, гриф нужно вытирать насухо, и не забывать про лимонное масло.
3. Кондиционирование грифа
Целью очистки грифа было удаления грязи и жира, но побочным эффектом стала некоторая сухость накладки. Это особенно заметно, если вы использовали спирт.
Что бы немного увлажнить и в дальнейшем защитить накладку грифа, рекомендуется использовать лимонное масло.
- Нанесите немного масла на накладу.
- Потом, используя чистую тряпочку, вотрите его в каждый лад, примерно тем же способом, который описан выше.
- По окончании, оставьте гриф в покое на несколько минут, что бы лимонное масло успело впитаться в дерево.
- А затем, сухой тряпочкой удалите излишки масла, если таковые будут.
Чистая накладка
Чувствуете, как приятно пахнет лимончиком? =)
<
h6>Профилактика лучше, чем лечение
Что действительно хорошо, так это иметь привычку протирать струны и накладку каждый раз до и после игры. Это, конечно, может показаться рутиной, но плюсы очевидны – очистка грифа, удаление грязи жира и влаги от рук. К тому же, струны не ржавеют и сохраняют свое звучание дольше.
Кстати сказать, многие фирмы продают лимонное масло, например, Dunlop, стоит оно у нас в магазинах от 100 до 300-400 руб.
Dunlop Lemon Oil 65
Но практический в любой аптеке тоже продается лимонное масло и стоит оно около 50 р. Пользовал и то и это, разницы не заметил 😉
Лемонное масло
Для каждодневного протирания накладки грифа и струн можно использовать вот эту шутку — GHS Fast Fret. Но в принципе, можно просто сухой чистой тряпочкой протирать.
GHS Fast-Fret
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник: jablog.ru
Средства по уходу за гитарой и их применение
По тому, как музыкант относится к своему инструменту, как ухаживает за ним, можно многое сказать. Безусловно, есть такие гитаристы, которые безответственно относятся к своему инструменту, мотивируя это тем, что «звучит и ладно». Но если вы свою гитару любите, стремитесь сохранить ее звучание и приличный внешний вид, то без должного и своевременного ухода за ней не обойтись.
Со временем любой музыкальный инструмент становится более восприимчивым к внешнему воздействию, например, на корпусе гитары могут появиться трещины, он может расслоиться, износ колков и струн повлияет на качество звука, грязь на грифе и фурнитуре приведет к тем же последствиям.
Гитара, особенно акустическая – это весьма хрупкий и «капризный» инструмент. Что касается влажности и температурного режима, то можно выделить следующие моменты:
- идеальная температура для хранения гитары – это +20 0С. Инструмент нужно беречь от перепадов температур, сквозняков, попадания прямых солнечных лучей, а также воздействия отопительных приборов;
- используйте специальный чехол для переноски инструмента;
- после улицы дайте гитаре «отдохнуть» в чехле минимум 10-15 минут, только затем можно ее достать и тем более играть на ней;
- влажность в помещении должна составлять не менее 40-60%, чтобы гитара не рассохлась;
- хранить инструмент желательно в чехле;
- ставьте на гитару тот тип струн, для которого она предназначена, иначе ждите проблем с грифом;
- своевременно ухаживайте за всеми частями гитары: струнами, грифом, фурнитурой и корпусом.
Кстати говоря, недорогие гитары обычно более устойчивы к изменениям окружающей среды, но если вы являетесь счастливым владельцем дорогого инструмента, изготовленного в определённых условиях для сохранения всех нюансов дерева, то вам придется не только поддерживать эти условия постоянно, но и обеспечить гитаре соответствующий ее статусу уход.
К счастью, сегодня не стоит изобретать велосипед и выискивать среди подручных средств те, что пригодны для ухода за гитарой. На рынке представлено множество специальных средств и приспособлений, на любой кошелек и для самого требовательного музыканта. Они помогают бороться с отложениями на струнах, на грифе гитары и на её металлических частях, с пятнами и царапинами на корпусе, помогая сохранить ваш инструмент в состоянии нового.
Уход за гитарными струнами
Возможно, вас это удивит, но гитарные струны требуют ухода. Некоторые музыканты считают, что у струн существуют только два состояния: «пора менять» и «менять рано». Струны довольно быстро изнашиваются, при этом их звучание ухудшается. В зависимости от интенсивности игры, струны приходится менять в среднем раз в 2-3 месяца. Так вот срок жизни струн можно продлить, сохранив их звонкость, равномерное натяжение и блестящую поверхность. Чтобы надолго сохранить истинное звучание струн, достаточно просто содержать их в чистоте
Основные правила эксплуатации струн:
- Перед игрой потрудитесь помыть руки, а лучше обезжирьте их с помощью специального средства. Ведь самые губительные факторы для струн – это грязь и жир, которые присутствуют на ваших пальцах.
- После каждого сеанса игры протирайте струны специальной салфеткой. Если вы хотите более тщательно очистить навивку струн, то используйте специальные приспособления, например очиститель струн FENDER SPEED SLICK GUITAR STRING CLEANER или PLANET WAVES PW-XLR8-01. Такие приспособления хоть и требуют финансовых затрат, но позволяют легко очистить все струны одновременно и подходит при этом для всех типов гитар.
- Для удаления грязи и жира, которые уже скопились на струнах, отлично подходят специальные химические смеси, например, средство для струн DUNLOP 6582 STRING CLEANER. Чтобы почистить струны, нанесите немного средства на салфетку и протрите их. Таким образом, можно чистить струны, не снимая их. Такая процедура не требует ежедневного исполнения, поэтому чистящего средства вам хватит надолго, экономить на такой малости не стоит.
- В целях экономии струны можно просто снять, тщательно очистить моющим средством (подойдет даже средство для мытья посуды), сполоснуть, хорошо высушить и снова натянуть на гитару. В продаже есть специальные чистящие средства для струн с аппликатором, который прекрасно удаляет загрязнения.
- Используйте готовые составы для защиты струн от коррозии.
Уход за грифом гитары
Больше всего грязи скапливается на тех частях гитары, до которых чаще дотрагиваются наши руки, и тут гитарный гриф вне конкуренции. Грязь, пот и жир накапливаются на накладке грифа, разрушая структуру дерева и ладов. В конечном итоге страдает не только внешний вид инструмента, но и его звучание.
Когда мы говорим об уходе за грифом гитары, то сразу стоит оговориться, что грифы бывают лакированные (обычно из темных пород дерева, например, палисандра) и нелакированные (обычно из светлых пород дерева, например, клена), и подход к их очистке будет принципиально отличаться. Не рекомендуется протирать гриф спиртом, так как он подсушивает дерево.
Обычно гриф чистят тогда, когда меняют струны, чтобы жидкость для грифа не повредила их акустические свойства. Начать процедуры лучше с чистки ладовых порожков. Им требуется именно механическая чистка, для этого отлично подойдет стальная шерсть или зубная щетка. Аккуратными продольными движениями разрушайте структуру въевшейся грязи.
После этого по порожкам можно пройтись тряпочкой, смоченной в мыльном водном растворе, который прекрасно удалит грязь. Для придания блеска используйте жидкость для ухода за лаковыми покрытиями, важно, чтобы такое средство не попало на поверхность нелакированного грифа.
Лакированную накладку можно протереть этим же средством, после чего специальной полировочной салфеткой доводим дерево до идеального состояния.
Для нелакированных накладок отличным средством является лимонное масло, но именно специальное масло для ухода за грифом, а не эфирное. Данное средство прекрасно увлажняет накладку и защищает дерево от разрушения. Распределите несколько капель масла по всей длине накладки, затем протрите специальной полировочной салфеткой.
Чистить гриф рекомендуется хотя бы раз в полгода.
Очистка гитарной фурнитуры
Какой бы дорогой и уникальной не была фурнитура на вашем инструменте, всё равно она страдает от коррозии в результате действия грязи, пота и мелких частиц, застревающих в ней. Чтобы избежать ремонта и замены, следует вовремя ухаживать за металлическими частями гитары, используя салфетки для полировки, масла и составы для смазки, чистящие средства для глубокой очистки.
Если очень экономить, то можно использовать мыльный раствор, мягкую зубную щетку и машинное масло для смазки. Не стоит злоупотреблять неспециализированными чистящими средствами типа порошков и абразивными мочалками, чтобы не получить в подарок множество царапин и тусклый вид.
Всё же доверьте механику своей гитары профессиональным средствам, которые помогут не только очистить, но и продлить ей жизнь.
Уход за корпусом гитары
Корпус гитары – это не только внешний вид инструмента, но и его звучание. К сожалению, дерево подвержено не только воздействию грязи, но и влаги, температуры и других факторов. Специальные чистящие средства помогают не только убрать загрязнение на лакированной поверхности, но и сглаживают неглубокие царапины, а некоторые помогают скрыть небольшие сколы на корпусе.
Незначительные загрязнения можно удалить с помощью специальных увлажненных салфеток из микрофибры.
Далее следует полировка с использованием специальных средств – полиролей. И снова важный момент: полироли можно применять на поверхностях, покрытых полиуретановым лаком, но винтажный инструмент с лаком из нитроцеллюлозы можно безвозвратно испортить. Небольшим кусочком ткани нанесите полироль круговыми движениями на поверхность инструмента, подождите минут 5-10.
Затем сухой и чистой салфеткой удалите излишки средства и отполируйте корпус до состояния зеркального блеска. Также полироль поможет удалить мелкие царапины. Запомните: полироль не должна содержать спирт!
Полировку инструмента достаточно проводить один раз в 2-3 месяца. Кстати, голова и задняя сторона грифа, в отличие от накладки, чистится аналогично корпусу гитары.
Если же ваш инструмент имеет нелакированную поверхность, то ее нельзя мочить, нельзя использовать маслянистые жидкости и средства по уходу за лаковыми поверхностями. Такой корпус нужно чистить от пыли только сухим платком, можно использовать специальные воски и масла, предназначенные исключительно для поверхностей без защитного лакового слоя.
Прочитав всё вышесказанное, вы можете сделать несколько выводов для себя.
Во-первых, следить и ухаживать за своим инструментом просто необходимо.
Во-вторых, ничего сложного в этом уходе нет, стоит лишь попробовать, и гитара скажет вам «спасибо» своим внешним видом и звуком.
В-третьих, специальные средства по уходу за инструментами хоть и требуют небольших материальных вложений, но они окупятся долгой жизнью вашего инструмента и его чистым звуком!
Источник: salon-muzikant.ru