Как называется роспись в храмах сделанная по сырой штукатурке

Так исторически сложилось, что среди российских древностей львиную долю занимают храмы. Крепостей всегда меньше, чем церквей, а жилые дома у нас достаточно долго строили из дерева. А главное украшение храмов — фрески, росписи, которые делались по сырой штукатурке. Сегодня мы представляем вам список древнейших фресковых ансамблей, которые сохранились (или сохранялись) на территории нашей страны.

Древнейших фресок сохранилось меньше, чем древнейших храмов: не все фрески дожили до наших дней (например, следы росписей церкви Покрова на Нерли еще прослеживались в середине XIX века, но сейчас их уже нет), а некоторые храмы никогда не были расписаны. Мы постарались собрать информацию обо всех фресках, сохранившихся с периода до монгольского нашествия. После него само каменное строительство на Руси замерло почти на век.

Для начала оговоримся, что самые древние мозаики и фрески Руси ныне находятся на территории Украины. От росписи разрушенной еще при взятии Киева Батыем Десятинной церкви, первого каменного храма Руси, осталось буквально несколько фрагментов, найденных при раскопках. Зато фрески Софии Киевской и Спасо-Преображенского собора в Чернигове в той или иной степени сохранились.

Роспись храма

Софийский собор, Великий Новгород

Первым древнерусским храмом на территории современной России был, безусловно, собор святой Софии в Великом Новгороде, построенный сыном Ярослава Мудрого Владимиром в 1045-1050 годах. Первоначальных росписей начала XII века (1109 год) в нем сохранилось достаточно мало, в основном в Мартирьевской паперти. Самая известная композиция — святые Константин и Елена.

Источник: indicator.ru

Техника росписи

Фреска относится к очень трудоёмким видам живописи, требующим величайшего творческого напряжения, мастерства, быстроты и точности в работе. Самое подходящее время для создания фресковой живописи – теплый летний период, с мая по сентябрь.

Начинали роспись с верхних частей храма и алтарей. Мастера наносили на стену грунт (сырую штукатурку) участком такого размера, который они должны были покрыть живописью в течение дня, пока грунт не высох. Обычно это была одна композиция, чтобы дневной шов – место примыкания следующего участка грунта – пришелся на декоративную рамку, обрамляющую живописную сцену. Обычная площадь дневного участка – 6-9 кв.м.

После нанесения грунта мастера заглаживали поверхность, размечали вертикальные и горизонтальные линии, уточняя место изображения на стене. Затем делался предварительный эскиз всей композиции, который выполнялся жидкой краской (желтой, красной, коричневой или черной). Иногда основные линии эскиза усиливали графьей (прочерчивали острым предметом).

Затем мастера покрывали нимб и всю голову святого охрой и поверх нее накладывали серовато-зеленый тон. По нему в два приема писали более светлые выпуклые части: сначала светло-желтой краской, затем известковали белилами. Рисунок лика выполнялся сначала красно-коричневой краской (обводка глаз, носа, бровей), потом темно-зеленой, почти черной.

Роспись храмов и иконопись от студии Cappella. Мозаика.

Аналогично писались и одежды: по основному тону (зеленому, розовому, синему) прокладывались широкие полосы пробелов. Тени выполнялись красной краской. Если возникала необходимость, художник прописывал детали и поверх высохшей штукатурки.

Краска наносилась на мокрую штукатурку в тот короткий промежуток времени, пока раствор еще не «схватился» и свободно впитывает ее. Такой раствор еще называют «спелым». Писать по нему нужно легко и свободно, а, главное, как только ход кисти теряет плавность и краска перестаёт впитываться, надо заканчивать работу.

В процессе высыхания штукатурки кристаллы красочных пигментов «прорастают» через слой штукатурки, прочно закрепляясь на поверхности стены. Некоторые пигменты – охра красная, шунгит, гематит – после высыхания грунта практически совсем не изменяют цвет, такие же краски, как желтые охры, лазурит, глауканит и др., очень сильно светлеют. Поэтому мастер должен учитывать особенности работы с каждым пигментом и предвидеть конечный результат.

Еще по теме:  Инструкция по применению штукатурки ветонит

Специфика средневековой живописной состоит в том, что разнообразие индивидуальных приемов сочетается с постоянством одного и того же метода, который афористично сформулировал исследователь древнерусской стенописи Ю. Н. Дмитриев: «Процесс работы кистью можно уподобить наложению друг на друга нескольких, и притом немногих, цветных плоскостей».

Эти важнейшие технологические требования влияли не только на приемы (порядок наслаивания) и манеру (способ нанесения слоев), но и на подготовительные операции – выбор пигментов, составление красочных смесей, приготовление грунта. При составлении красочной смеси нужно было умело комбинировать мелко тертую массу краски с крупными частицами пигмента. При нанесении смеси важно было сохранить и тонкость слоя, и его цветность. Надо было разбить процесс на несколько этапов, сочетая почти прозрачные слои с более насыщенными. Здесь, конечно, многое зависело от индивидуального мастерства, от умения составлять красочные смеси, но на конечный результат влиял и сам послойный метод нанесения краски, при котором слои просвечивали друг сквозь друга.

Средневековые художники, расписывая храмовые пространства, добивались чудесной выразительности художественного языка, гармонии живописи и архитектуры, что так ярко подтверждают фрески Ферапонтовского монастыря.

Значение некоторых терминов:

1) Фреска (от итальянского слова «fresco» – свежий) – одна из основных техник стенных росписей, живопись водяными красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Фреска была хорошо известна во все времена, начиная с античности.

2) Грунт для фрески – состоит, как правило, из гашеной извести и минеральных наполнителей – кварцевого песка, порошка известняка, дробленых кирпича и керамики. Иногда в состав грунта включают органические добавки (солому, пеньку, лен и др.), которые предохраняют штукатурку от растрескивания.

3) Графья – нанесение предварительного рисунка, разметка контуров каким-либо острым предметом. Наносится на штукатурку перед работой в технике фрески, так как при ином способе контуры рисунка плохо видны.

4) Пигменты – разного рода красящие вещества, цветной порошок, входящий составной частью во все разновидности краски и определяющий цветовые качества краски.

Красочные пигменты древнерусских стенописей

«Установленная путем микрохимического анализа красочного слоя древнерусских стенописей палитра красок была крайне невелика. Она насчитывала всего 27 основных пигментов, из которых 16 представляли собой природные земляные и 10 – природные минеральные краски.

В отдельных случаях применяли искусственные пигменты: (свинцовые белила, сурик свинцовый, желть обыкновенная, ярь медная, лазурь медная, голубая медная, древесная чернь, смальта). Несмотря на небольшое количество основных красок, древнерусские художники путем умелого смешения, а так же виртуозного наложения одной краски на другую достигали необычайно богатой цветовой гаммы. Подавляющее большинство красочных пигментов, применявшихся древнерусскими художниками в стенописи, безусловно, прочны, стойки к внешним воздействиям и вполне применимы в современных росписях.» (А. Винер «Краски, применявшиеся русскими художниками в XI-XVII веках в стенной живописи»).

Другие материалы раздела

Источник: www.dionisy.com

Художник Ковалевская Елена

Конечно,в этой статье я не претендую на полноценный обзор истории настенной росписи в полном объёме.Это скорее,краткие тезисы-где,что,когда. Здесь я пользовалась различными источниками из интернета,и даю ссылки на эти источники.

Первые пещерные рисунки. Материалы взяты из поста из Википедии:

Самое древнее изображение,известное современному человеку,находится в пещере Сулавеси в Индонезии,ему порядка 39000лет.Эти отпечатки рук мы врядли пока можем назвать словом «роспись» в полном смысле этого слова,но это уже вполне осмысленное декорирование помещения)

Еще по теме:  Как затирать декоративную штукатурку камешки

На фото ниже мы можем увидеть «Руки» из пещеры Сулавеси,Индонезия

Есть несколько наиболее известных пещер,где можно увидеть на стенах и потолках зарисовки живых существ и схематичные изображения человеческих фигур.Несмотря на видимую простоту,выполнены они твердой рукой отменного рисовальщика и поражают цельностью и точностью изобразительной линии

5мест,где можно увидеть удивительную наскакльную роспись:

Быки пещеры Альтаира,Испания

Рисунки на стенах в пещере Шове,Франция.

Сакральные пещерные фрески Древней Индии и Шри-Ланки. Фресковая роспись на протяжении веков была сакральной,т.е.посвящённой религиозной тематике, и редко выходила за пределы культовых сооружений.Основной сюжет росписей это священные изображения божеств,символика и орнаменты.Фрески Дамбулле уже полноценная роспись растительно-минеральными красителями,употреблявшимеся так же для традиционной росписи по тканям.

Фрески Шри-Ланки,храм в Дамбулле.

Фрески Древней Индии,роспись в храме Аджанты.

Древняя Греция . Росписи стен и потолков в домах Помпеи.

В 78г н.э от извержения Везувия погибли греческие города Помпея и Геркуланум.Когда в середине 18века стали производится раскопки, на стенах и потолках зданий обнаружились красивые настенные рисунки,достаточно хорошо сохранившиеся под слоем пепла. Росписи были выполнены горячими красками на основе воска,и затем затерты сверху восковой эмульсией. Эта техника называется энкаустика.Энкаустика обладает необыкновенной прочностью,и сумела выдержать даже воздействие высоких температур.Сегодня фрагменты этих росписей находятся в Италии,в музеях Неаполя и Палермо.

Эллины часто украшали рисунками стены богатых вилл, храмов, терм, библиотек и даже домов терпимости.Это была первая светская роспись в истории искусств Изящные орнаменты, имитация архитектурных форм, пейзажи, бытовые и эротические сценки составляли основные сюжеты рисунков на стенах и потолках.Иногда стены помещений были полностью покрыты росписью,как например на вилле Ливии. Можно сказать,что вся интерьерная роспись после открытия и расчистки Помпейского комплекса в 1750-х годах, находится под влиянием искусства эллинов.К сожалению,имен художников история не сохранила.

В истории искусств существует деление на четыре Помпейских стиля.Каждый из них обладает рядом изобразительных особенностей,однако это тема скорее для научной дессертации,чем для сайта.Поэтому,если желаете ознакомиться с этим вопросом поподробне,то прочитать об этом можно здесь: www.pompeii.ru/arte/.

Посмотреть видео о фресках Помпеи можно здесь:

Сакральные росписи пещерных храмов в центральной Турции,куда Рим вытеснил первых христиан,являются первыми живописными изображениями христианской культуры.Здесь мы уже видим образы,ставшие впоследствии основой Византийской иконографии. При росписи использовалась смесь воска и масляной краски с добавлением елея,так называемый «Елеодорский воск»

Посмотреть видео о фресках Каппадокии можно здесь:

Фрески христианских подземных церквей Каппадокии,Турция

Росписи храмов Древней Руси.

Художественное убранство храмов Древней Руси осуществлялось по классической фресковой технологии.На поверхность наносился толстый слой влажной известковой штукатурки,в нем быстро процарапывался рисунок,и затем шла роспись темперными красками,пока штукатурка не высохла.Работа велась только по сырому.Краски были водорастворимымим,состояли из натуральных минеральных пигментов,растёртых на натуральном связующем. При использовании этой техники, в результате взаимодействия красителей и гашеной извести в составе штукатурки, образовывался прочный красочный слой,который сохранял ясные и прозрачные цвета до наших дней.

Три мастера,прославивших русскую фреску-Дионисий,Феофан Грек и Андрей Рублев

Мастер Дионисий. Росписи Ферапонтова монастыря

СРЕДНИЕ века РОСПИСИ ЦЕРКВЕЙ В ШВЕЦИИ

Северное Возрождение.Фрески Италии

В Романской культуре господствовал культ Собора,там главное место занимали витражи и скульптура.Средневековые же замки декорировались достаточно скудно,и тоже в основном деревянными панелями и тканью. На Востоке и в Византии правили бал керамика и мозаика. Роспись жилого интерьера была представлена в основном небольшими орнаментальными фрагментами. Расцвет фресковой росписи начался в Италии в эпоху Кватроченто. Имена художников этого периода известны всему миру- Джотто,Мантенья,Гирландайо,Бенаццо Гоцолли и множество их учеников и последователей.

Еще по теме:  Грунтовки бирсс бетон контакт расход на 1 м2

Имена :Вазари,Микеланджело,Рафаэль,Леонардо да Винчи

В период Возрождения искусство постепенно возвращалось к идеалам античности и становилось все более светским. Знаменитые художники Микеланджело , и Рафаэль работали уже не только над росписями храмов и базилик, но и в жилых интерьерах. Фреска постепенно уступила место all fresco -росписи по сухой штукатурке. Отсюда родился термин альфрейная живопись(mural art). Всемирно известные «Лоджии Рафаэля» в Ватикане классический образец искусства allfresco,где орнаменты,характерные для искуства Ренессанса.(акантный лист,гротеск,арабески и др.) соседствуют с античными мотивами и росписями на библейские сюжеты.

Насыщенные панно и плафоны со сложной композицией создавали атмосферу пышности и праздничности.В эпоху Барокко приветствовался эффект пышности и театральности.

Имена: семейство Тьеполо

Наибольшего расцвета альфрейная живопись достигла в 18-19веках в крупных дворцовых комплексах и богатых городских кварталах Европы. Росписи вместе с экспрессивной динамичной лепниной,вышли в декорировании интерьера на первый план. Эпоха Просвещения,насыщенная многочисленными научными и географическими открытиями использовала культурный опыт народов из разных уголков земли а так же переосмысливала художественное наследие прошлого. Очень популярны стали росписи обманки- рисунки, изображающие на плоскости не существующие в реальности объемы и детали архитектуры . Роспись вышла так же на фасады зданий,прекрасные образцы мурализма мы видим во многих европейских городах. Роспись дворца Питти во Флоренции.

Наиболее характерный образец Французского ампира — дворец Ротшильдов в Кап-Ферра во Франции.

Имена: Роберт Адам

В разные эпохи помпейский (эллинский или неогреческий) стиль оказывал влияние на декоративное искусство и интерьерную роспись.Когда помпейские интерьерные росписи увидели свет, то сразу стали модной тенденцией для декораторов.

Главным представителем Нового Помпейского стиля в 18веке по праву считается гениальный английский архитектор, декоратор и художник Роберт Адам.Он оказал большое влияние на развитие и совершенствование светской интерьерной росписи.Прочесть о Роберте Адаме можно тут: www.architime.ru/architects/a_adam_robert.htm

Стиль Рококо , просуществовавший довольно незначительное время, тем не менее тоже внес свою лепту в интерьерную роспись. Росписи стали воздушнее, деликатнее. Появилась ярко выраженная «женская тема» — цветы, гирлянды, «путти»-ангелочки.

Эпоха Модерна позволила соединить традиции Запада и Востока, использовать в росписи восточные мотивы, заимствованные с китайских и японских шелков, анималистическую тему(животные ,птицы) картинки

В России нтерьерная живопись имела богатые традиции,но в нашей стране её история и культура надолго были преданы забвению.В официальной истории искусств правило пренебрежение к прикладным и декоративным видам искусства Красивое интерьерное убранство считалось мещанством и «пережитком капитализма». Сохранившиеся образцы чудесных росписей чудом уцелели в столичных дворцах,ставших музеями.Пласт культуры частного дома и усадьбы в России погиб безвозвратно. Монографий и информационной литературы по данному вопросу очень мало,так как практически не осталось сохранившихся памятников прошлых веков. Это вам не Помпеи. Это хуже.

Современная нтерьерная живопись прочно связана с дизайном и искусством декорирования помещений. Роспись должна соответствовать классу и назначению интерьера,а так же подходить ему по стилю. В отличии от картины,которую можно убрать или даже поменять,интерьерная живопись будет украшать помещение до следуещего ремонта.Поэтому,отнеситесь к выбору «одежды»для стен со вниманием!

Профессиональный интерьерный художник должен обладать классической школой рисунка, безупречным владением композицией и грамотным построением перспективы.Разбираться в стилях аркитектуры и декора.Художник обязан умело сочетать настенную роспись с другими элементами декора.Мастер по росписи стен должен сочетать технические приемы живописцев прошлого с современными материалами. Сегодня появились превосходные отделочные материалы и краски, которые позволяют ускорить процесс работы, и придать поверхности прочность и долговечность.

Ковалевская Елена художник

  • Об авторе
  • Избранное
  • Альфрейная роспись
  • Шинуазри
  • Роспись стен
  • Роспись потолков
  • Роспись бассейнов
  • Фрески
  • Тропики
  • Бюджет и красота
  • Как сделать заказ

Источник: elen-art.com

Рейтинг
Загрузка ...