Архитектурный словарь. Наличники и не только (Павловский Пасад)
Начну с того, что есть разные мнения, что такое наличники. Так «Словарь архитектурных терминов с картинками» определяет их так:
«Наличник – декоративное обрамление оконного проема. В русской архитектуре XV—XVIII вв. наличники отличались большим разнообразием: от простой прямоугольной рамы, выступающей из плоскости стены до сложных богато декорированных обрамлений, состоящих из карниза, двух вертикальных тяг в виде колонок или полуколонок на декоративных профилированных опорах и подоконной части. Небольшие кокошники венчали наличники многих оконных проемов. И гладкие, лишенные каких-либо украшений, и декорированные резьбой каменные и деревянные наличники являются важной частью наружного убранства здания.»
То есть под наличником понимается любое декоративное обрамление окна в любом здании, как деревянном, так и каменном. В то же время, есть другая точка зрения, основанная на функциональном назначении, например:
Июньские заказы. Резные наличники на окна. Часть 1.
«Наличник — архитектурный элемент в оформлении окон или дверей в виде накладных фигурных планок. Выполняет функцию прикрытия места стыковки окна и стены, изначально эта функция не являлась только декоративной, но также ограничивала всевозможные сквозняки. Резными наличниками называют выполненные из дерева и украшенные резьбой. Резные наличники имеют собственную развитую терминологию и особый символизм элементов.»
Из многочисленных картинок в сети, иллюстрирующих основные элементы наличников, приведу эту с сайта www.tulauzor.ru/
Украшения окон дома по ул. Ленина, 26 в г. Павловский Посад по первому определению являются наличниками, а по второму — нет.
Окна обрамлены кокошником, боковинами в виде наборных колонок (декоративный столбик из мелких резных элементов) и подзорами в виде руста (отделка стен, имитирующая крупную кладку). Карниз над каждым окном отсутствует, зато имеется под крышей и снабжён фризом (сплошная лента повторяющихся рельефных изображений). Наборные колонки и руст имеются и в других частях здания, что создаёт композиционное единство.
Более «классический» пример наличников каменных сразу нескольких видов — дом купца Широкова (Павловский Посад, ул. Дзержинского, 1).
Сравним со зданием современной постройки (2012 год) также в центре Павловского Посада (ул. Свердлова, 29).
Наблюдаем преемственность с XIX веком, несмотря на то, что город прошёл через эпохи конструктивизма и стандартного советского строительства (см. фото ниже). И это радует.
Изготовление деревянных наличников для окна с прорезной резьбой своими руками. #резьбаподереву
Но главным архитектурным богатством Павловского Посада являются, конечно же, наличники деревянные. Простейший образец без изысков — на здании городского краеведческого музея (ул. Покровская, 38).
Главное украшение этих наличников — богатый резной карниз с кокошником. Кокошник повторяет в миниатюре облик всего здания. В центре кокошника видим розетку (орнамент в виде лепестков цветка или листьев, одинаковых и расположенных симметрично). Возможно, ныне унылый чердак выглядел при постройке более красиво, а окно было круглым. Розетка относится к солярным знакам (подобным солнцу).
Под крышей здания — фриз из кронштейнов (опорная деталь, предназначенная для подкрепления в вертикальной плоскости выступающих горизонтальных элементов), напоминающих конские головы.
Значение всей этой символики предоставляю разобрать читателю самостоятельно, хотя многое ясно и интуитивно. Ликбез есть, например, здесь. Замечу только, что скорее всего, в XIX-XX веках смысла знаков уже не понимали, но следовали традициям предков.
А здесь преобладают солярные знаки — розетки. Интересно, что хозяева даже занавески под стать подобрали.
Образцы солярных знаков в виде веера. Такой знак изображает восходящее либо заходящее солнце. А волнистые линии — один из вариантов знака воды.
Это здание (ул. Кирова, 56/1) явно прошло модернизацию, материалы для отделки фасада применены современные.
Но многие знакомые нам элементы: розетки, волнистые линии воды, стилизованные птицы повторяются. Сандрик (под этим названием иногда объединяют карниз окна с кокошником) выполнен в виде мини-фронтона (фронтон — архитектурное украшение в завершении фасада здания, обычно треугольное или закругленное). По углам дома находятся пилястры (архитектурный элемент, в виде вертикального выступа в стене, имитирующий колонну). Они также с розетками, боковины окон повторяют эти пилястры в миниатюре.
Для сравнения ещё два фото из г. Хвалынска Саратовской области, которые иллюстрируют, что практически в каждом регионе можно найти свой стиль и свои особеннности. Солярные знаки здесь встречаются реже, например, на этом доме их вовсе нет:
А если они и есть, то это либо просто кружочки сакральным числом три, либо (уже советская традиция) — пятиконечные звёзды:
Разумеется, на полный охват темы статья не претендует. На специализированных сайтах можно найти тысячи фотографий и классификацию наличников по десятку признаков. Здесь же не более чем обобщение личного опыта, изучение и приведение в порядок накопленного материала. Так что путешествуйте, будьте внимательны к тому, что видите, и расширяйте свои знания!
ИсточникОконные наличники как символ защиты в русском зодчестве
Так уж повелось, что именно деревенские избы были, есть и будут носителями и хранителями аутентичной культуры русского народа. Причем каждый элемент фасада может поведать знающему человеку практически все о местности, а также о пристрастиях и страхах хозяина избы.
Особенно информативными оказались резные украшения окон, которым уделялось особое внимание, ведь народ их считал не просто «оком», главным из органов чувств самого жилища, но и действенным оберегом семейного очага.
По оконным наличникам можно определить, где находишься и чего больше всего боялся народ.
Традиция украшать оконный проем пришла в Россию еще в XVII веке из Италии после открытия первого стекольного завода. Только в европейской стране эту часть дома украшали небольшими колоннами, портиками и другими элементами, сделанными из камня, а на нашей территории его заменили деревом, ведь каменные дома и соответственно весь декор могли себе позволить единицы.
Ставни защищали от солнца, причем на севере их закрывали в летний полярный день, чтобы выспаться, а на юге – чтобы дом не нагревался.
Изначально при установке наличников преследовалась практическая функция – закрывать соединительные швы между оконной рамой и срубом. Но просто установить кусок доски было не интересно, поэтому мастера начали декорировать этот элемент причудливыми узорами, которые в каждой местности имели свой смысл.
Оконные наличники до XVII в. имели простейший рисунок, символизирующий солнце.
Примечательно: Термин «наличник» в разных регионах звучит по разному, так например, в большинстве районов Центральной России – это «обналичник», в местности, граничащей с Белоруссией, его знают только как – «лиштва», а на Урале — «белендряс» или «обоконка».
Круги и ромбы, изображающие небесное светило, означают защиту от тьмы и ночной нечисти. Как удалось выяснить техника выполнения резных наличников не имеет четко определенных канонов, единственным предопределяющим правилом является осевая симметрия – это когда левая сторона композиции зеркально повторяет правую.
Нижняя часть наличника (называется подоконная) менее украшена и символизирует землю-матушку и плодородие поля.
Также просматривается общая особенность наличников, которая присуща всей территории России – верхняя часть имеет более ажурный рисунок, а нижняя – проще и скромней. Во всем остальном определяется только почерк мастера и пристрастия в оформлении самих жителей региона и конкретного хозяина в частности.
Стиль «дорого-богато» присущ для мелких купцов, которые таким образом пытались поднять свою значимость.
Интересный факт: Бытует мнение, что самая изысканная и богатая резьба украшает усадьбы богатых владельцев. Но как оказалось, это заблуждение, ведь представителям высшего общества не нужно показывать или доказывать таким образом свою значимость и высокий статус, их и так все знают и почитают. А вот внезапно разбогатевшие, в народе таких называют «из грязи да в князи», пышным убранством пытались поднять авторитет и громко заявить о себе успешном.
Иногда крышу наличника украшали полукружьями, которые символизируют небесных богинь «рожаниц».
Естественно, резной наличник выполнял не только практичную и эстетичную функцию, он играл роль мощного оберега от дурного глаза, посягательств на дом лихих людей и нечистой силы. Несмотря на то, что в России проповедовалось христианство, все народные традиции носят языческий характер, поэтому главными символами украшающими дом были – бог неба Сварог и бог солнца Дажьбог. Также не забывали и о роли земли-матушки – прародительницы всех благ.
Завитки вокруг центрального круга не просто украшают, а обозначают непрерывное движение Светила.
Поскольку по народным поверьям все части наличника соответствовали сторонам света и временам года, то расположение каждого символа было продумано до мелочей, особое внимание при этом уделялось сочетанию друг с другом. Так, например, никогда символ земли и плодородия не разместили бы на верхней части, именуемой навершием или кокошником, там главенствует солнечный знак, ведь изображение светила или его условного знака (как правило, это ромб или символический рисунок, в котором явно угадывалось солнце).
В Ярославской, Ивановской, Московской, Ростовской областях на наличниках изображали змей и драконов, которые тоже считались оберегом.
Витиеватый резной рисунок составляли не только ради того, чтобы защитить свое жилье от различных бед и напастей, но и пожелать счастливой жизни хозяевам этого дома и их потомкам, ведь если правильно поставлен сруб он будет служить верой и правдой более сотни лет.
В старину дом защищали не только с помощью ставней и дверей, но и с помощью разных «доброжелательных» знаков — оберегов.
Как утверждают знающие люди, по узорам наличников в былые времена путешествующий народ безошибочно определял, где находится. Причем не территория как таковая играла главенствующую роль, а местные обычаи и, конечно же, мастер, который делал резные элементы для всей округи. Так же, как известная гжельская или городецкая росписи определялась по руке художника, так и деревянное зодчество начинается с резчика.
Даже сейчас можно научиться безошибочно определять, в каком регионе сделан наличник, для этого достаточно будет знать несколько характерных особенностей. По словам фотографа Ивана Хафизова, который более 11 лет занимается тем, что фотографирует наличники по всей стране и в его коллекции уже более 18 тыс. снимков из 364 населенных пунктов: «Для того, чтобы разобраться в наличниках, достаточно всего лишь взглянуть на несколько коллажей. Так, даже ребенок сможет сказать, чем отличаются рязанские наличники от, например, костромских или томских».
Благодаря его работам теперь и мы сможем ориентироваться в удивительном мире символов и знаков, которыми много столетий подряд искусные резчики по дереву украшали дома жителей страны.
ИсточникДесять с половиной драконов на наличниках!
Очень логично, что информацию о наличниках надо искать в книгах по деревянному зодчеству или искусству. У меня выписано штук пятьдесят книг, которые еще предстоит найти.
Но самое интересное, что открытия случаются там, где их совсем не ждешь!
Например в словарях!
Причём, если покопаться, то их там мильён!
Мало того, что на Урале наличники называли «выреза», а в Вологодской области «вырези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «личники», а в Новгородской области — «заоконники» или «обналичка».
Но и это только вершки!
В Московской области — наличник это «олобок», в Архангельской — «обноска», в Карелии — «подзорник», в Пермской — «окладка», в Псковской — «обсадка» и «облипы», в районе Донецка — «обличковка» и «оконная обложка», в Тверской области — «налишина», в Вятской губернии — «заиконок», или «забоконок»…
Разве об этом хоть где-нибудь говорится в литературе по деревянному зодчеству?!
И это я вам еще по не рассказал, как в разных местах называется верхняя часть наличника, боковины, нижняя его часть. И какое отношение к наличникам имеют шпренгель, колёвки, жук, крыльцо и брови :))
PS А на этой фотографии из Ростова Великого — десять с половиной вырезанных из дерева драконов. Кто найдет всех — тот молодец!
Рекомендуемые для вас статьи:
- В литературе иногда упоминаются наличники с символами “распаханного поля” (ромбы образованные косой сеткой).Россия, говорят, родина слонов, но их в резьбе не встретишь. А вот драконов — запросто. Но это — не они! Это — Жар-Птицы!
- Этот дом так и.Сначала хотел озаглавить эту картинку вопросом «Сколько здесь петухов», но передумал, так как ответ зажат где-то между 3,5 и 3,9 🙂 Кстати Ивановские наличники наверняка.Если вы слышали хотя бы одну мою лекцию, то наверняка помните, что о наличниках, у которых нижняя часть больше верхней, я говорил: «такие встречаются только.Сегодня расскажу вам еще об одной удивительной книге, посвященной деревянному зодчеству. 20 лет назад, в 1993-м году вышла в свет книга Сазонова Александра Иринеевича о.
Основатель виртуального музея резных наличников Посмотреть все записи автора ivan_hafizov
Источник