Для чего на самом деле украшают окна резными наличниками?
А вы видели когда-нибудь серп и молот на наличниках? Но даже более традиционные изображения могут много рассказать о хозяевах дома: от материального достатка до политических убеждений.
АННА СОРОКИНА
Если вы когда-либо бывали в любой русской деревне, то наверняка обращали внимание, что все окна традиционных деревянных домов обязательно украшены резными элементами — наличниками. Красиво — глаз не оторвать! Но, оказывается, делается это не только для красоты.
Европейская архитектура в русских реалиях
У наличника две основные функции — чисто практическая: он должен закрывать пространство между оконной рамой и бревенчатыми стенами, чтобы в щели не дул ветер; а также декоративная: он должен украшать здания, выделять окна. И долгое время эта функция была основной.
«Изначально наличники считаются элементом каменной архитектуры Европы, которая пришла в Россию, когда стали приглашать итальянских зодчих», — рассказывает фотограф Иван Хафизов, основатель виртуального музея Nalichnki.com . С 2007 года он путешествует по стране в поисках самых интересных наличников. «Одними из первых русских зданий с каменными наличниками стали Церковь Вознесения в Коломенском и Колокольня Ивана Великого в Кремле — это начало 16 века».
День за днем. Житель Апасево изготавливает наличники из металла
А вот деревянные наличники появились позднее, примерно с 17 века, вместе с распространением в России стеклянных окон. До того окна были очень маленькими и закрывались задвижками, чтобы не выходило тепло. Фактически, чем больше было окон в доме, тем богаче был его владелец. Начиная с Петра I, в стране получает развитие стекольное производство, и постепенно в домах сначала состоятельных людей, а затем и крестьян, появляются окна в нашем современном представлении. Пространство между рамой и стенами затыкали паклей от сквозняков, а затем закрывали то все деревянными балками.
Скорее всего, крестьяне и подсмотрели наличники в боярских и дворянских домах, но так как камень был очень дорогим материалом, просто повторили узоры в дереве, объясняет Иван. «Можно сказать, что это переложение европейской архитектуры на русские реалии».
Где в России самые красивые наличники?
Сначала наличниками украшали дома по итальянским канонам: по краям лучковый фронтон (арка), а в середине треугольный. А затем стали делать везде одинаковые наличники. Итальянская традиция прослеживается лишь на домах рубежа 19-20 веков в городе Севск Брянской области.
На юге России вообще кроме наличников делают еще и расписные или резные ставни. Связано это, конечно, с большим количеством солнечных дней.
А самую искусную резьбу Иван рекомендует искать в сибирских городах и деревнях. «Сибирь — это наша “Аляска”, золотопромышленный регион, куда люди ехали зарабатывать, — объясняет он. — И они заказывали мастеров из Петербурга. Там особняки огромные, с окнами вдвое больше обычных, и наличники самых причудливых узоров». Тем более, в Сибири не было недостатка в материале: для наличников лучше использовать смолистые хвойные деревья.
Прорезная резьба Альбом№1
В Сибири и Нижнем Новгороде была распространена глухая резьба, то есть рельефные узоры.
А вот в остальных регионах чаще встречается пропильная резьба, когда доску пропиливают насквозь и получается эффект кружева. Очень много интересной кружевной резьбы сохранилось сегодня в Бурятии, Удмуртии, Чувашии, Татарстане, в подмосковных Гуслицах, Талдоме и Кимрах.
Что означают узоры на наличниках?
Если присмотреться, то в узорах можно разглядеть и цветы, и завитки, и звезды, и птиц — некоторые считают наличники оберегами от сглаза, однако Иван говорит, что первые упоминания об этом появились только в 1980-х, да и узоры были очень похожими в самых разных регионах, где жили народы разных вероисповеданий. Резчики и сами считают, что эти орнаменты имеют декоративную функцию.
«В старину наличники делали артели, которые заимствовали узоры друг у друга и распространяли по стране», — говорит мастер-столяр из Москвы Александр Салтыков.
Орнаменты передавались из поколения в поколение, а вдохновение мастера искали в самых будничных вещах — из вышивок, обоев, пачек мыла или масла. Ведь у крестьян же не было никаких архитектурных журналов.
В советское время появились наличники с серпами, молотами и портретами Сталина. А сегодня каждый творит, как может.
В селе Навашино Нижегородской области Иван нашел дом, украшенный наличниками с церковной символикой, а в Перми — с карточными мастями.
«Мы сегодня комбинируем самые разные элементы и разные стили, от модерна до классики, — говорит Александр. — Сейчасу людей большой интерес к творчеству. Ко мне приходят на занятия люди, которые хотят восстановить старые деревенские наличники самостоятельно или сделать новые для своих домов, даже если с практической точки зрения это не нужно».
ИсточникНасколько стара традиция русских резных наличников
В целом, те наличники, которыми мы привыкли восхищаться, массово появились примерно в середине 19-го века, когда стали доступными не только оконное листовое стекло (и в деревенских домах появились высокие прямоугольные окна), но и инструменты для тонкой обработки дерева.
Как раз и самый декоративный и привычный нам стиль наличников, с прорезным узором, пошел из 19-го века.
Стекольная промышленность стала развиваться в России лишь с петровских времен, то того стекло привозили из Европы. Но до конца 18-го века стекло все еще было дорогим материалом, так что крестьянское население обходилось подручными средствами для перекрытия проема окошка: слюдой, тонким холстом, натянутым бычьи пузырем.
Соответственно, и окна в деревянных домах были совсем небольшие, узкие горизонтальные с задвижками или квадратные «красные» окна со ставней. Наличников таким не требовалось, поскольку конструктивно наличник понадобился, когда в окнах появились рамы, и надо было закрыть щель между рамой и стеной.
Обрамление квадратного «красного» окна называлось «окосячка», а само такое окно — косящатое. Вот так примерно выглядели деревенские окна вплоть до 17-го века, только стекол почти ни у кого не было.
Как ни странно, хотя на Руси резьба по дереву была одним из традиционных промыслов, и мастерство резьбы было высочайшего уровня, деревенские окна практически не украшались (ведь и без наличника можно было как-то обозначить окно – но окна были самыми простыми).
«Царское место» (трон) в Успенском соборе Московского Кремля (середина 16-го века) — пример мастерства русских резчиков по дереву. Однако делать резные деревянные обрамления окон в то время было не принято.
Очень редко и скупо украшались и окна каменных храмов – в русской традиции было делать в стенах храмов узкие высокие проемы-прорези, редко с рамкой, чаще – без всяких украшений.
Храм Иоанна Предтечи в Коломне, старая часть с окнами-прорезями датируется 14-м веком.
Поэтому предположения, что традиционный декор окон (и карнизов) идет от стремления людей «защитить красотой» те места дома, куда может проникнуть нечистая сила, основаны на совсем недавних примерах декора. В строениях до 17-го века окна, вероятно, никак не украшались, как ни удивительно это звучит сейчас.
Хотя в европейской традиции как раз украшенные по периметру окна, это прослеживается от античных строений, окна украшались и во времена готики, и, конечно, в эпоху Возрождения.
Остатки римского дома (1 век н.э.), Верона
В Россию каменный оконный декор в виде «резного» узора принесли итальянские архитекторы, например, Петр Франциск Анибале, построивший шатровую церковь Вознесения в Коломенском. Этот храм — один из первых примеров резных декораций по периметру окон в европейском стиле, и это начало 16-го века.
Шатровая церковь Вознесения в Коломенском
В 16-17 веках применение каменного декора вокруг окон стало общим правилом, и в строительстве храмов, и в городской архитектуре, перенимавшей европейские стили. Дальше, вероятно, украшение окон пошло «в народ» — в селах строились храмы с каменной резьбой вокруг окон, крестьяне начали тоже украшать окна изб, у кого была возможность.
Стена Крестовоздвиженского собора в Соликамске, конец 17-го века — декор обрамления окон к концу 17-го века стал очень разнообразным
Замечено, что в местности, как правило, преобладают один-два стиля наличников, то есть можно говорить о муромских или суздальских наличниках, и даже о стилях отдельных сел, например, в Подмосковье славится Хорлово. Это свидетельствует о том, что люди перенимали у ближайших соседей, в местном храме или усадьбе стиль декора и дальше творили плюс-минус в рамках этого направления.
Интересный дом (Брянская область) — у него декором выделена центральная часть, три центральных окна отличаются наличниками арочной формы и отделены узором-полуколонной. Это отражение архитектурного приема раскреповки, когда часть стены выдвигается вперед (характерно для барокко) — то есть вот так «в народ» перетекло копирование какого-то барочного особняка, но в упрощенном виде.
Очень интересные резные дома можно найти в Сибири, там народ жил побогаче и мог нанимать хороших мастеров для украшения своего жилища. Но эти красивейшие наличники – второй половины 19-го века и позже.
На юге и на Украине, где не строили деревянных домов, а жили в мазанках, не появилось и деревянных наличников, но зато рамы раскрашивались.
Удивительно, что в тех странах Европы, где много деревянных строений, Швеции, например, резной красоты на окнах не придумали. То есть, хотя идея декора вокруг окна и пришла к нам из Европы, развитие и реализация этой идеи в дереве – чисто наше явление, и очень характерная черта русского стиля.
В орнаментах русских резных наличников часто находят «древние», чуть ли не дохристианские символы (вертикальный ромб – символ солнца, горизонтальный ромб – символ пашни и т.п.). На самом деле украшения носят, в общем-то, случайный и фантазийный характер, сильно отличаются в разных местностях, да и в знание древней символики у столяра 19-го века верится с трудом.
ИсточникУскользающая красота, или Резные наличники в архитектуре русского села
Наличники являются неотъемлемым элементом украшения русской избы. В русских селах богато украшенные и расписанные наличники на окнах часто свидетельствовали о достатке хозяина.
Многие деревянные наличники копировали по форме и расцветке их каменные аналоги, украшавшие более зажиточные, дорогие каменные дома и подклети, и, конечно, каменные сельские храмы, построенные профессиональными архитекторами.
Поэтому часто в одном селе или районе России встречаются наличники определенной формы, которые можно увидеть как в украшении сельского храма, каменных домов, так и в деревянных избах.
Жители городов уже привыкли к пластиковым стеклопакетам, установленным в квартирах. Но в деревянных избах на просторах России еще остались элементы настоящего русского стиля и творчества,- деревянные окна, украшенные в русском стиле резными деревянными наличниками различной формы и окраски.
Сегодня эти недолговечные элементы народного творчества постепенно исчезают из деревень, в связи с разрушением старых деревянных изб и заменой деревянных окон на пластиковые.
Но иногда встречаются дома, где добрые хозяева сохраняют исконную красоту и на пластиковые стеклопакеты надевают старые добрые деревянные наличники, которые являются неотъемлемым элементом декора, или украшения русской избы.
Как это выглядит и что из этого получается – видно на примере русских изб в Вачском районе Нижегородской области.
Мезонин, или Гулянка, как ее называют в Нижегородской области, – еще один элемент архитектуры русской избы – небольшая надстройка в виде крохотного помещения над основным, жилым этажом дома, куда иногда вела лестница.
Гулянка богато украшалась деревянной или каменной резьбой и небольшим балкончиком. Иногда служила в качестве будки для собаки — в деревнях можно было видеть картину, когда в гулянку забиралась хозяйская собака и лаяла на прохожих.
Кстати, второе название наличников — «ламбрекен». В строительстве и архитектуре это слово используется в качестве синонима термина «наличник», обозначая резные или кованые украшения окон или крыш.
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности