Свинцовый сурик применяется в качестве весьма качественного оранжевого пигмента и грунта, а также используется как наполнитель резиновых изделий и пластиков. Свинцовый сурик — сильный окислитель, и этим обусловлены высокие антикоррозиойные свойства красок на его основе: вступая в реакцию с железом, он окисляет его до получения плотной плёнки чёрного оксида железа(II), нерастворимого в воде и не пропускающего кислород из воздуха.
Покрытые свинцовым суриком стальные конструкции не ржавеют даже в морской воде, однако в большинстве стран производство красок из свинцового сурика сильно ограничено из-за его токсичности. Большим по объёму использования является применение свинцового сурика в стекловарении (хрусталь, оптическое стекло, радиационностойкое и защитное стекло).
Определённое значение он имеет как сиккатив, катализатор, компонент «свинцовых замазок». Небольшим по объёму, но очень важным сектором использования свинцового сурика является применение его для защиты от гамма-излучения и для получения других соединений свинца: диоксида, карбоната, ацетата и проч. Небольшое, но важное значение свинцовый сурик имеет в производстве термитных взрывчатых веществ. Сурик свинцовый также в виде PbO (иногда Pb3O4) является одним из основных реагентов пробирного анализа, коллектирующим благородные металлы из расплава рудной шихты. Степень растворимости золота и серебра в свинце, образующемся в результате пробирной плавки, неограничена.
СВИНЦОВЫЙ СУРИК, ОБРАБОТКА ПОРОГОВ НА УАЗИКЕ
Свинцовый сурик в зависимости от назначения выпускают следующих марок: М-1, М-2, М-3 – для противокоррозионных лакокрасочных материалов; М-4 – для аккумуляторов и производства рядовых оптических стекол; М-5 – для технических стекол, хрусталя и электрокерамики; М-6 – для оптического стекла общего назначения, хрусталя и хрустального стекла; М-7 – для электровакуумного стекла, хрусталя и хрустального стекла. Сурик свинцовый марок М-1 — М-6 выпускается в порошкообразном виде, марки М-7 – в гранулированном виде.
Краски Древнего мира: сурик
На фото — редкий природный минерал сурик из иранского рудника Чах Миле. По химическому составу это тетраоксид свинца (Pb3O4) с разными степенями окисления одного элемента — свинца (то есть это смешанный оксид), поэтому можно видеть и такую форму записи химической формулы сурика: Pb2+2Pb4+O4. Сурик встречается на свинцовых месторождениях и относится к так называемым вторичным минералам: он образуется в виде тонких пленок и корок на свинцовых рудах, которые почти невозможно отделить от вмещающей породы. В отличие от, например, киновари (см. картинку дня Краски древнего мира: киноварь) сурик не формирует больших скоплений, поэтому для производства красок его не добывали даже попутно.
Пигмент того же состава, свинцовый сурик, человечество научилось производить из отходов, образующихся при добыче свинца и серебра, еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Так что свинцовый сурик — один из первых синтетических пигментов.
Порошок сурика. Фото с сайта en.wikipedia.org
Латинское название сурика minium
произошло от римского названия реки Миньо, протекающей на территории Испании и Португалии. Недалеко от нее находились киноварные рудники Тарна, разрабатывавшиеся в римские времена, и изначально это слово применяли и для свинцового красного, и для киновари. В первом веке нашей эры Плиний Старший словом
minium
называл именно киноварь, а сурик —
minium secundarium
(
secundarium
— «вторичный»). Дело в том, что из-за строгого контроля добычи киновари имперскими властями ее цена была крайне высока, и для удешевления или просто обмана покупателей эти пигменты смешивали в разных пропорциях. Такие смеси были идентифицированы, к примеру, в некоторых фресках Помпей. В конце концов киноварь получила свое имя —
cinnabari
, а слово
minium
закрепилось за оксидом свинца и прижилось во многих европейских языках.
Русское же слово «сурик» пришло из церковнославянского, куда попало из византийского греческого. Источником является слово συρικόν («сирикон») — «сирийский», что, видимо, отсылает к районам его производства в Малой Азии, откуда он поставлялся в Константинополь.
При раскопках крупного торгового и политического центра Акротири на острове Тира (Санторин) в Греции, которые ведутся с 1967 года, археологи обнаружили несколько мастерских по производству красок на основе соединений свинца. Акротири был уничтожен цунами после извержения вулкана Санторин в XVII веке до нашей эры (см. Минойское извержение), а сама эта катастрофа, как считается, стала началом мифа об Атлантиде. Собранная за время раскопок коллекции артефактов бронзового века (2700–1600 лет до н. э.) — пестиков, ступок, палитр, фрагментов красителей и сырья для их производства — говорит о наличии многоступенчатой схемы химического производства свинцовых соединений.
Технология, неразрывно связанная с выплавкой серебра, включала в себя три основных этапа. На первом из них сульфид свинца, галенит (PbS), добываемый при разработке серебряных месторождений, прокаливали на воздухе при температуре ~600°C в смеси с углем. В результате серии химических реакций получался металлический свинец:
2PbS + 3O2 → 2PbO + 2SO2,
PbO+C → Pb+CO,
PbO+CO → Pb+CO2,
2PbO+PbS → 3Pb+SO2.
Всё содержащееся в руде серебро концентрировалось в свинце, откуда извлекалось методом купеляции: свинец прогревался на воздухе при 800–900°C и окислялся до чистого оксида свинца PbO (свинцового глёта), серебро же оставалось на дне тигля. На последнем этапе глёт измельчали и опять прогревали до 500°C, доокисляя часть свинца и получая рыжий сурик.
Куски свинцового глёта, обнаруженные при раскопках в Акротири. Фото из статьи S. Sotiropoulou et al., 2010. Lead pigments and related tools at Akrotiri, Thera, Greece. Provenanceand application techniques
Любопытно, что, хотя свинцовый красный и был однозначно идентифицирован на ступках и пестиках, он не использовался для создания фресок: бордовые цвета дворцов Акротири — это всё та же старая добрая краска на основе гематита (см. картинку дня Краски Древнего мира: красная охра). Обнаружен только небольшой обломок керамики, покрытый суриком, но частью чего он был, неизвестно. Поэтому археологи предположили, что свинцовый красный мог использоваться в качестве косметики премиум-класса.
Фрагмент керамики, покрытый краской на основе сурика. В качестве основы краски использовался карбонат кальция (кальцит). Фото из статьи S. Sotiropoulou et al., 2010. Lead pigments and related tools at Akrotiri, Thera, Greece. Provenanceand application techniques
Судя по всему, после упадка крито-минойской цивилизации сурик на время выходит из употребления. Широкое применение его в изобразительном искусстве начинается лишь в греко-римский период. По свидетельству Плиния, называвшего его flammeus
(«пламенный»), сурик был переоткрыт случайно, благодаря пожару в афинском порту Пирей. Во время описи имущества, уцелевшего при пожаре, выяснилось, что свинцовые белила (состоящие из карбоната свинца) в глиняных сосудах поменяли свой цвет на ярко-красный. Первое же применение нового красителя Плиний приписывает художнику Никию, жившему в IV веке до нашей эры.
А более чем за столетие до этих полулегендарных событий в царстве на территории современного Китая мудрец Фань Ли написал книгу, в которой в том числе детально описал методику изготовления оксидов свинца из руды. В Китае сурик был известен под именем «желтая киноварь» и получался попутно при производстве свинца и серебра примерно в то же время, что и в Акротири, или даже раньше.
Однако сведений о его применении в китайском изобразительном искусстве того времени крайне мало. Это можно объяснить большой доступностью и культовым статусом киновари, а также отношением к оксидам свинца как к сырью для производства другого ценного пигмента — свинцового белого, карбоната свинца. Имевший большую популярность в качестве белой косметической краски свинцовый белый получался при реакции оксидов и угля, и именно этот процесс описал Фань Ли, упоминая сурик лишь как промежуточный компонент. Учитывая то, что, по легенде, Фань Ли состоял в отношениях с одной из четырех великих красавиц древнего Китая Си Ши, его повышенный интерес к косметике вполне объясним.
Воин терракотовой армии, видны остатки грунтовочного слоя и красок. Фото с сайта en.wikipedia.org
Относительно недавно, в середине 90-х годов XX века, при детальном исследовании пигментов, применявшихся для покраски терракотовой армии императора Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н. э.), было установлено, что в их числе был и сурик. Однако он был найден не в наружных слоях краски, а в составе грунтовочного слоя, в котором также присутствовали киноварь и свинцовые белила. Возможно, это было сделано, чтобы уменьшить расход киновари на грунтовку, так как большое ее количество требовалось для красных элементов самих статуй. Не исключено также, что сурик добавлялся в качестве влагопоглощающего агента.
Фото с сайта mindat.org. Ширина снимка — 3,5 мм.
Кирилл Власов
Области применения
Главное применение природного пигмента заключается в обработке поверхностей, которые наиболее подвержены негативным атмосферным воздействиям и агрессивным средам от соленых вод. Высокие свойства адгезии обеспечивают прочное сцепление материала с поверхностью. Благодаря своим свойствам материал используется для покраски морских судов, им обрабатывают автомобили и иные, подверженные коррозии конструкции.
Какой краской красить по свинцовому сурику?
Забор загрунтован свинцовым суриком, можно ли покрасить его нитро эмалью, если можно то как?
комментировать
в избранное
Ким Чен Ын [525K]
2 года назад
Свинцовый сурик, это пигмент, чаще насыщенного красного цвета, или оранжевого, или красно-оранжевого цвета.
Выпускается сурик (свинцовый) или в виде порошка (это сухой сурик) или в виде пасты и причем та самая «паста» на основе олифы.
Олифа лучше натуральная.
Если готовите сурик (свинцовый) самостоятельно, то олифа разогревается на водяной бане.
Далее, свинцовый сурик может вполне выступать в качестве финишного покрытия, сурик защищает металл от коррозии и покраска чем-то сверху совершено не обязательно.
Если собирались красить, о практически во всех красках по металл (краски для наружных работ) присутствуют антикоррозийные добавки и грунтовки есть с антикоррозийными добавками, то есть сурик и не нужен.
Моё мнение, лучше использовать просто сурик (свинцовый сурик устойчив к атмосферным воздействиям), или же изделие окрашивается краской по металлу, а то и это, вариант не из лучших.
Но если так получилось, то учитывайте что в составе того самого сурика есть олифа, красить по материалу на основе олифы крайне сложно.
Из красок подойдут масляные краски (в их составе тоже есть олифа), например вот такая масляная краска «Лакра Ма-15».
Можно использовать и внутри и снаружи помещений.
Масляной краской «Лакра» окрашивается и металл и дерево и она «ляжет» на свинцовый сурик, в составе этой краски натуральная олифа.
Полы ей лучше не красить, износоустойчивость, устойчивость к истиранию у неё слабая.
Ещё можно использовать по свинцовому сурику алкидные краски, можно акрилатно-масляные краски.
В принципе подойдёт и пентафталевая краска (эмаль) например «классика» это эмаль ПФ-115.
Но я бы посоветовал вначале нанести выбранную краску на небольшой участок и далее понаблюдать как поведёт себя свинцовый сурик с краской.
Что касается ПФ-115 эту эмаль (это алкидная эмаль, если точней) можно использовать для наружных работ, но выбор по цвету не такой большой.
И белую эмаль ПФ-115 лучше не брать, светлой краской закрасить ярко красный (или красно-оранжевый) свинцовый сурик проблематично, расход краски будет значительный так как наносить её придётся более чем в два слоя.
Нитро эмаль точно не подойдёт, она » не ляжет» на свинцовый сурик, будет отслаиваться, «вспучиваться» и.т.д.
Предположу что он у Вас уже был, так как покупать его специально для забора не совсем правильно.
Есть и иные варианты антикоррозионных грунтовок которые предполагают более широкий выбор красок, а не ограниченный как в случае во свинцовым суриком.
Есть краски по металлу в составе которых уже есть грунтовка и ест антикоррозийные добавки и красить можно даже по ржавчине (но не рыхлой).
И кстати, есть краски в составе которых присутствует свинцовый сурик (краска-сурик).
Источник: www.remotvet.ru
Антикоррозийный природный пигмент — сурик свинцовый
Свинцовый сурик, или оксид свинца (Pb3O4) – химически стойкое вещество, не растворимое в воде и серной кислоте. Более всего известен как качественный природный пигмент оранжевого или кирпично-красного цвета, входящий в состав антикоррозийных грунтов и красок, широко применяющихся в малярной практике.
Описание
Сурик свинцовый (ГОСТ 19151-73) представляет собой тяжелый мелкокристаллический порошок с размером частиц от 2 до 10 мкм, который получают в процессе термического окисления глета-полуфабриката и свинцового порошка кислородом воздуха. Вещество имеет высокую плотность, является сильнейшим окислителем.
Последнее свойство и предопределяет сферу его применения в качестве антикоррозийного средства в составе грунтов, замазок, красок, шпаклевок и т. п. При вступлении сурика в реакцию с железом на поверхности металла образуется плотная непроницаемая оксидная пленка, которая надежно защищает обработанные поверхности металлоконструкций от ржавчины. Производят его только на химических заводах. Вещество это довольно токсичное и, в соответствии с российским стандартом, отнесено к первому классу опасности, поэтому изготовленная на его основе краска «Сурик свинцовый» запрещена к использованию в жилых и общественных зданиях.
Применение
Главное предназначение свинцового пигмента – обеспечение повышенных антикоррозийных свойств лакокрасочных составов, которые применяются для металлических конструкций и поверхностей, в том числе поврежденных ржавчиной или с остатками окалины.
Эти материалы активно используются в судостроении для грунтовки и окраски наружных поверхностей, подвергающихся воздействию соленой морской воды и атмосферных явлений. Сурик свинцовый не боится агрессивных сред, обладает высокой адгезией, является эффективным ингибитором коррозии.
Он может применяться и для создания защитного декоративного покрытия железобетонных и бетонных сооружений. Кроме того, сурик свинцовый необходим для изготовления аккумуляторов, а также в производстве хрусталя и некоторых марок защитного, стойкого к радиации и оптического стекла. В химической промышленности он служит реагентом при получении ацетата, карбоната и других соединений свинца. Густотертый сурик свинцовый является основой стойких шпатлевок и обмазок, которые применяют при сборке масляных, паровых и водяных трубопроводов. Практикуется использование упомянутого пигмента для защиты от гамма-излучения, а также для производства спичек и некоторых термитных взрывчатых веществ.
Способ применения краски «Сурик свинцовый»
Перед применением краску нужно тщательно перемешать и, если требуется, разбавить до необходимой вязкости растворителями: сольвентом или уайт-спиритом. Можно для этого использовать и смесь толуола с сольвентом в соотношении 1:1. Поверхность, подлежащую окраске, необходимо очистить и обезжирить.
Готовую краску, температура которой должна быть не ниже 15 о С, следует наносить в два слоя при помощи кисти, валика или краскопульта. При этом следует учитывать и температуру воздуха (от 5 до 35 градусов). На просушку каждого слоя отводится не менее 2 часов. Во время покраски сурик следует размешивать как можно чаще, во избежание оседания тяжелых частиц этого вещества на дно емкости.
Упаковка, хранение и транспортировка пигмента
Сурик свинцовый упаковывают в стальные фляги, деревянные или полиэтиленовые бочки, фанерные, стальные или картонно-навивные барабаны, специальные мягкие одноразовые контейнеры.
Тара должна быть водонепроницаемой. Перевозится любыми видами транспорта с соблюдением правил защиты от попадания атмосферной влаги. Хранят свинцовый пигмент в упакованном виде в сухих закрытых складах при температуре -40 о С. +40 о С не более 1 года со дня изготовления. Учитывая то, что сурик свинцовый токсичен, при транспортировке и хранении следует придерживаться необходимых мер безопасности.
Источник: fb.ru