Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как растения готовятся к зиме»
1. Расширять и уточнять представления детей о подготовке деревьев, травянистых растений к зиме.
2. Дать знания, что листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.
Словарная работа: жизненный цикл.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
Пришёл конец ранней осени, и в свои права вступила золотая осень. Это пора самой яркой раскраски листьев. Солнечные дни чередуются с холодными и дождливыми. Все меньше становится этих солнечных дней, а температура воздуха с каждым днём всё понижается. Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла.
Одни растения, например, укроп, заканчивают свой рост и высыхают. Другие – это деревья, сбрасывают листву, чтобы приготовиться к суровым условиям зимы. Думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о том, как растения готовятся к зиме.
Искусные рыболовы и охотники осеннего леса. Как животные готовятся к зиме? | Все как у людей
2. Рассказ воспитателя «Листопад – это подготовка растений к суровым условиям зимы».
Осенью становится мало солнечного света и тепла для растений, и зелёная окраска листьев сменяется жёлтой, оранжевой, сине-фиолетовой.
Из деревьев только у рябины, осины и клёна осенние листья бывают красными. Ольха и ива до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы.
Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву. Зачем деревьям сбрасывать такой красивый наряд? Дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.
Начинается листопад. Он является неотъемлемой и значимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.
Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях — кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.
Раньше всех деревьев начинают готовиться к зиме липа, берёза и вяз – они раньше всех теряют свои листья. У них листопад начинается в конце ранней осени.
У одних деревьев, например, у липы, первыми опадают листья больших нижних ветвей, поэтому постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева.
А вот у вяза листопад начинается с верхних веток. Листва опадает, и открывается тёмный ствол дерева.
Предпоследними в природе заканчивают подготовку к зиме осина и клён. Для них листопад начинается только с первыми заморозками.
Ивы, растущие по берегам рек, стоят зелёные до первого снега. Её листья падают на землю замороженными, почерневшими и хрустящими.
Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна и ель являются вечнозелеными видами. Их листочкам – хвоинкам – морозы не страшны. Каждая хвоинка, совсем как шубой, покрылась восковым налётом.
Осень. Ноябрь. Как растения приготовились к зиме
3. Беседа «Как деревья готовятся к зиме».
— Вспомните, одновременно ли с дуба и берёзы стали опадать листья? ( Ответы детей: нет, у берёзы первой из деревьев начинается листопад, у дуба – позднее).
— Помните ли вы, на каком дереве появились первые жёлтые листья и когда? ( Ответы детей: на липе и берёзе ранней осенью).
— Расскажите, какими бывают осенние листья? ( Ответы детей: жёлтые, красные, оранжевые, сине-фиолетовые).
— Какие вы знаете деревья, которые не сбрасывают листву осенью? ( Ответы детей: сосна, ель).
— Почему осенью окраска листьев на деревьях меняется? ( Ответы детей: осенью мало солнечного света и тепла).
— Есть ли разница в окраске листьев? ( Ответы детей: есть, например, берёзовый лист всегда только жёлтого цвета, у рябины – красного).
— Почему листопад – подготовка деревьев к зиме? ( Ответы детей: дереву легче зимовать без листьев. Во-первых, ветки деревьев могут зимой обломиться под тяжестью снега, налипшего на листья. Во-вторых, дерево вывело все ненужные для себя вещества в листву).
4. Рассказ воспитателя «Травы тоже ждут зиму и готовятся к ней».
Вы знаете, что всё лето трава имеет зеленый цвет. Такую окраску она приобретает еще весной, когда зимние морозы понемногу отступают, и весна принимается разукрашивать все вокруг нас в яркие цвета. И продолжается такая зелень даже осенью, но, к сожалению, лишь ранней. Уже к октябрю, как всем нам известно, трава начинает желтеть.
Почему так происходит? Вы прекрасно знаете, что растения нуждаются в воде и тепле. Осенью погода начинает меняться, и, несмотря на то, что дожди могут исключить вопрос нехватки воды для питаний растений, холод дает о себе знать. В результате, трава сначала желтеет, а потом и вовсе приобретает тускло-серый, черноватый оттенок.
Во время прогулок мы уже обращали внимание на травянистые растения, и заметили, что их вид изменился по сравнению с летом. Для травянистых растений осень тоже является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. В связи с тем, что солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается, однолетние растения, такие как, горох и укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. То же самое происходит и с однолетними цветами — календулой, бархатцами, астрами и другими.
5. Беседа «Почему пожелтела трава?»
— Какие травянистые растения увядают и засыхают осенью? ( Ответы детей: горох, укроп).
— Почему же желтеет трава осенью? ( Ответы детей: солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается).
6. Физкультминутка «Осень», стихи В. Авдиенко.
Ходит осень по дорожке, (Ходьба на месте)
Промочила в лужах ножки. (Прыжки на месте)
Затерялось где-то лето. (Повороты туловища влево и вправо)
Ветер с клёна листья сбросил. (Круговые вращения руками)
Под ногами коврик новый, (Наклоны вперед)
7. Дидактическая игра «Определи дерево по листу».
Я буду показывать осенние листья, а вы определять, с какого дерева лист.
(Берёзовый, рябиновый, кленовый, дубовый).
Золотая осень вступила в свои права. Закружился разноцветный хоровод опавших листьев. Мы любуемся их красотой и собираем букеты. И каждый из вас теперь знает, что листопад – это подготовка деревьев к суровой зиме, а у пожелтевшей травы закончился жизненный цикл.
Комбинированная коллективная работа с детьми подготовительной к школе группы «Белочки готовятся к зиме» Бумага — самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Эти на первый взгляд.
Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Как звери к зиме готовятся».
Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.
Конспект ОД по познавательному развитию «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ОД по познавательному развитию «Растения различных климатических зон» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода» Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4 – 5 лет. Тема: «Комнатные растения. Правила ухода».
Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.
Открытое занятие «Как звери готовятся к зиме» в старше-подготовительной группе Открытое занятие по теме: «Как звери готовятся к зиме» в старше-подготовительной группе Цель: раскрыть представление о том, как готовятся.
ИсточникКонспект занятия «Как растения готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
1. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;
2. Развитие образной и доказательной речи детей;
3. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.
1. Заучивание стихов об осени, деревьях.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью», И. Грабарь «Осенние листья», К. Коровин «Осень».
3. Оформление гербария с осенними листьями.
4. Разгадывание загадок об осени, деревьях.
5. Экскурсия в осенний парк.
6. Беседа о природных явлениях.
Оборудование: телевизор, видеоролик «В осеннем лесу», презентация «Как деревья готовятся к зиме», корзина с приметами осени, осенние листья с разных деревьев, магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку.( Звучит музыкальный отрывок «Осень»П.И.Чайковского из произведения «Времена года»)
Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)
А сейчас какое время года? (Ответы детей).
А давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?
Чтобы попасть в лес надо встать в круг, вытянуть ладони, закрыть глаза и произнести заклинание:
В ладони наши загляни
В них доброту, любовь найди
И в лес осенний попади
(Звучит «Волшебная музыка»)
Ну, вот мы и попали в осенний лес.
(Видеоролик «В осеннем лесу»)
Под кусточком я вижу корзинку, давайте посмотрим, что в ней?
Ребята, здесь для нас первое задание «Назовите приметы осени»
(Дети поочередно достают из корзинки сюжетные картинки и составляют простые предложения, прикрепляя картинки к магнитной доске.)
Солнце осенью светит, но не греет.
Осенью часто идут дожди.
Осенью дует сильный, холодный ветер.
Осенью листья желтеют, краснеют и опадают.
Осенью птицы улетают в теплые края.
Осенью звери делают запасы на зиму.
Осенью люди с полей и огородов убирают урожай.
Молодцы, вы хорошо справились с заданиями
Воспитатель: Отправляемся дальше в путь .
Нас деревья в гости ждут.
(Дети переходят к следующему объекту плана-схемы – к столу с макетами деревьев и листьев).
Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? ( Листопад).
Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала. Говорят, есть две осени? Как они называются? (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).
Воспитатель: Да, ребята, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. ( прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)
Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать, чтобы описать позднюю осень? (холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).
Игра «Найди такой же листочек» ( Возьмем по одному листу, рассмотрим его и поочередно положим лист возле того дерева, с которого он упал).
Я предлагаю вам сочинить небольшие рассказы «О чем думает осенний листочек» ( рассказы детей).
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, а сейчас присядем на полянку, а я расскажу вам сказку.
Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди.
(Звучит сказочная спокойная музыка)
Воспитатель: Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья.
И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.
Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.
Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала, как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве.
Но вот однажды загрустили деревья между собой.
– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.
– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.
И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она наказать спорщиц и попросила своего друга:
Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!
Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми.
Только Ель была в своем зеленом платье, потому, что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:
Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.
Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.
Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.
Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.
Воспитатель: И повторялось это каждый год.
Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (ответы детей ).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? ( ответы детей).
Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке ( воспитатель показывает ветку ) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется. (Листопад).
Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).
Источник2. Как зимуют растения
Рост растений зимой прекращается . Лиственные деревья и кустарники ещё осенью сбрасывают листву. Их голые ветки укрыты толстым слоем снега.
А вот хвойные деревья и кустарники зимуют с зелёными листьями-хвоинками. В их шишках в это время созревают семена.
Некоторые травянистые растения зимуют под снегом . Снег для них — как тёплое одеяло. Он надёжно укрывает и защищает от холода зелёные побеги злаков, земляники, копытня и других растений.
ИсточникКак растения готовятся к зиме. Рассказ детям
Зима – явление привычное для многих регионов нашей планеты. За миллионы лет эволюции все живые существа, обитающие в зимних районах Земли, приспособились к периоду холодов, снега, вьюг и метелей. Люди научились строить теплые жилища и придумали себе теплую одежду, многие животные обзавелись красивыми, добротными шубками, а какие-то из них просто укладываются спать на всю зиму под снеговое одеяло. А как же растения готовятся к зиме?
В чем-то подготовка растений к зиме похожа на приготовления к зимнему сну некоторых видов животных. Так же, как и животным, растениям зимних районов необходимо накопить запас питательных веществ на всю зиму. Процесс накопления у растений начинается уже в конце лета. Как же растения узнают, что лето заканчивается и скоро наступит осень, а за ней придет зима?
Оказывается, растения умеют определять смену времен года по длительности светового дня. Когда в конце лета день становится короче, растения уменьшают выработку особого вещества под названием «хлорофилл». Хлорофилл очень нужен растениям в период роста, потому что именно это вещество умеет превращать углекислый газ и воду в питательные вещества.
Хлорофилл в больших количествах содержится в листьях. Именно он придает листьям зеленую окраску. Но через листья в период роста испаряется много воды. Зимой же воду растениям брать негде, вода превращается в снег и лед. Поэтому, чтобы сохранить запас жидкости для зимней спячки, растения «сбрасывают» лиственный покров.
Осенний листопад – очень красивое зрелище. Перед тем как упасть с дерева, листья меняют свою окраску. Это происходит потому, что хлорофилла в листья становится меньше, он активно разрушается под действием солнечного света, и тогда зелени в цвете листьев становится меньше. В это время на цвет листа влияют другие активные вещества – ксантофилл, каротин и антоциан. После красочного листопада рост деревьев прекращается.
Но мало накопить полезные вещества на всю зиму. Растениям очень важно защитить накопленные запасы от замерзания. Поэтому часть растений прячут питательные вещества в своих корнях, а некоторые растения повышают уровень сахаров и масел в своих питательных запасах, что является защитой от замерзания.
Когда растения накопят и подготовят запасы питания, они погружаются в зимнюю спячку до наступления весны.
Автор текста: Лев Поясникин
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
ИсточникКак деревья и кустарники готовятся к зиме
Глядя на опустевший сад, может показаться, что деревья, разом сбросив листву, уснули. Но это не так. Подготовка к зиме — процесс сложный и длительный.
Во второй половине лета деревья и кустарники, закончив свой рост, приступают к закалке. Молодые однолетние побеги к холодам должны успеть одревеснеть. Покрывающая их кора из зеленой становится бурой, бордовой или серой — в зависимости от особенностей вида и сорта. Да и листопадом растения страхуют себя от гибели зимой. Иначе падающий снег их бы повредил.
К тому же листья, как известно, испаряют влагу. Зимой же испарение невозможно, поскольку в мороз клеточный сок не может двигаться по стеблю. Плюс дышат деревья зимой в 200 — 400 раз слабее, чем летом. Поэтому к холодам на побегах остаются только те почки, которые выдерживают морозы до минус 35 — 40 градусов. Смягчает резкие колебания зимней температуры и толстая кора.
Весной же она защищает от солнечных ожогов.
Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где морозы пожестче, он переходит в сахар. Вспомните картофель: подмороженный, он сладковатый. Это крахмал превратился в сахар. И чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, тем длиннее период покоя у деревьев.
Поздней осенью продукты фотосинтеза больше не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях растений и будут использованы следующей весной при формировании новых побегов и листьев. Чем больше будет запасено веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет и растение. Ведь температура замерзания клеточного сока в деревьях и кустарниках с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у которых этот запас мал.
И если надземная часть растений в октябре–ноябре одревесневает и активно готовится к периоду покоя, то корни, особенно всасывающие, продолжают усиленно расти. Для корневой системы при благоприятных условиях периода покоя вообще не существует. Единственное препятствие для их роста — снижение температуры почвы и ее замерзание. Крона же растения благодаря хорошему развитию корней в эту пору получает достаточное количество пищи и влаги, что усиливает ее устойчивость против повреждений морозами и зимнего иссушения. Кстати, этим и объясняется польза влагозарядковых поливов поздней осенью, особенно если сезон был засушливым.
Ученые, проведя не один десяток опытов, доказали, что морозостойкость плодовых и ягодных культур напрямую зависит от скорости снижения температуры. Если она понижается постепенно, то растение входит в зиму более подготовленным. Поэтому для усиления морозостойкости, кроме присущих ему генетических особенностей, должно пройти все фазы закаливания.
Первую — при низких положительных температурах. Вторую — при медленном понижении температуры вплоть до наступления небольших морозов. Вот почему характерные для ноября умеренные морозы и первые снегопады отлично закаляют растения.
При постепенном падении температуры ниже нуля кристаллы льда вначале образуются в проводящих сосудах древесины. Затем «оледенение» распространяется на соседние ткани, но внутри клеток лед не возникает: вода из них вытесняется в межклеточное пространство, где и замерзает. А вот если морозы ударят внезапно, то бед наделают немало. Как показывает практика, самая распространенная причина зимней гибели садовых культур — вымерзание, вызванное быстрым охлаждением и образованием кристаллов льда в клетках. Оно всегда губительно.
При слабых же морозах в клетках происходит гидролиз крахмала, расщепление его на растворимые в воде углеводы — сахара. И они в процессе закалки небольшими отрицательными температурами предохраняют клетки от вредного действия мороза. Наиболее интенсивно расщепление крахмала в них идет как раз при слабых морозах. При оттепелях он образуется вновь, поэтому морозостойкость растений и понижается. Для ее поднятия нужна повторная закалка.
Доказано, что кратковременные зимние оттепели, пока растения еще находятся в состоянии покоя, не так опасны, как весенние заморозки, когда почки уже раскрылись и растение тронулось в рост. Но что любопытно: яблони, вишни, персики и другие плодовые культуры не могут расти в климатическом поясе, где не бывает холодных зим.
Поэтому так важно знать, у какой культуры какой период покоя. От этого во многом зависит их выживаемость в наших непростых погодных условиях. К примеру, у косточковых культур органический покой наступает раньше, чем у семечковых. Раньше и заканчивается: где–то в феврале–марте. Остальное же время до наступления теплой весенней погоды растения пребывают в состоянии уже вынужденного покоя.
Если осенью срезать пару веток яблони, черешни или черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. И скорее всего, вообще не зацветут. А вот срезанные после Нового года просыпаются быстро, словно только и ждали, когда их разбудят. В природе же сигналом к окончанию зимнего покоя у многих растений служит увеличение продолжительности дня.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Источник