Как растения готовятся к зиме

Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Как растения готовятся к зиме»

1. Расширять и уточнять представления детей о подготовке деревьев, травянистых растений к зиме.

2. Дать знания, что листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.

Словарная работа: жизненный цикл.

Ход занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Пришёл конец ранней осени, и в свои права вступила золотая осень. Это пора самой яркой раскраски листьев. Солнечные дни чередуются с холодными и дождливыми. Все меньше становится этих солнечных дней, а температура воздуха с каждым днём всё понижается. Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла.

Одни растения, например, укроп, заканчивают свой рост и высыхают. Другие – это деревья, сбрасывают листву, чтобы приготовиться к суровым условиям зимы. Думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о том, как растения готовятся к зиме.

Искусные рыболовы и охотники осеннего леса. Как животные готовятся к зиме? | Все как у людей

2. Рассказ воспитателя «Листопад – это подготовка растений к суровым условиям зимы».

Осенью становится мало солнечного света и тепла для растений, и зелёная окраска листьев сменяется жёлтой, оранжевой, сине-фиолетовой.

Из деревьев только у рябины, осины и клёна осенние листья бывают красными. Ольха и ива до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы.

Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву. Зачем деревьям сбрасывать такой красивый наряд? Дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

Начинается листопад. Он является неотъемлемой и значимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях — кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Раньше всех деревьев начинают готовиться к зиме липа, берёза и вяз – они раньше всех теряют свои листья. У них листопад начинается в конце ранней осени.

У одних деревьев, например, у липы, первыми опадают листья больших нижних ветвей, поэтому постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева.

А вот у вяза листопад начинается с верхних веток. Листва опадает, и открывается тёмный ствол дерева.

Предпоследними в природе заканчивают подготовку к зиме осина и клён. Для них листопад начинается только с первыми заморозками.

Ивы, растущие по берегам рек, стоят зелёные до первого снега. Её листья падают на землю замороженными, почерневшими и хрустящими.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна и ель являются вечнозелеными видами. Их листочкам – хвоинкам – морозы не страшны. Каждая хвоинка, совсем как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень. Ноябрь. Как растения приготовились к зиме

3. Беседа «Как деревья готовятся к зиме».

— Вспомните, одновременно ли с дуба и берёзы стали опадать листья? ( Ответы детей: нет, у берёзы первой из деревьев начинается листопад, у дуба – позднее).

— Помните ли вы, на каком дереве появились первые жёлтые листья и когда? ( Ответы детей: на липе и берёзе ранней осенью).

— Расскажите, какими бывают осенние листья? ( Ответы детей: жёлтые, красные, оранжевые, сине-фиолетовые).

— Какие вы знаете деревья, которые не сбрасывают листву осенью? ( Ответы детей: сосна, ель).

— Почему осенью окраска листьев на деревьях меняется? ( Ответы детей: осенью мало солнечного света и тепла).

— Есть ли разница в окраске листьев? ( Ответы детей: есть, например, берёзовый лист всегда только жёлтого цвета, у рябины – красного).

— Почему листопад – подготовка деревьев к зиме? ( Ответы детей: дереву легче зимовать без листьев. Во-первых, ветки деревьев могут зимой обломиться под тяжестью снега, налипшего на листья. Во-вторых, дерево вывело все ненужные для себя вещества в листву).

4. Рассказ воспитателя «Травы тоже ждут зиму и готовятся к ней».

Вы знаете, что всё лето трава имеет зеленый цвет. Такую окраску она приобретает еще весной, когда зимние морозы понемногу отступают, и весна принимается разукрашивать все вокруг нас в яркие цвета. И продолжается такая зелень даже осенью, но, к сожалению, лишь ранней. Уже к октябрю, как всем нам известно, трава начинает желтеть.

Почему так происходит? Вы прекрасно знаете, что растения нуждаются в воде и тепле. Осенью погода начинает меняться, и, несмотря на то, что дожди могут исключить вопрос нехватки воды для питаний растений, холод дает о себе знать. В результате, трава сначала желтеет, а потом и вовсе приобретает тускло-серый, черноватый оттенок.

Во время прогулок мы уже обращали внимание на травянистые растения, и заметили, что их вид изменился по сравнению с летом. Для травянистых растений осень тоже является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. В связи с тем, что солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается, однолетние растения, такие как, горох и укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. То же самое происходит и с однолетними цветами — календулой, бархатцами, астрами и другими.

5. Беседа «Почему пожелтела трава?»

— Какие травянистые растения увядают и засыхают осенью? ( Ответы детей: горох, укроп).

Еще по теме:  Можно ли клеить белые обои

— Почему же желтеет трава осенью? ( Ответы детей: солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается).

6. Физкультминутка «Осень», стихи В. Авдиенко.

Ходит осень по дорожке, (Ходьба на месте)

Промочила в лужах ножки. (Прыжки на месте)

Затерялось где-то лето. (Повороты туловища влево и вправо)

Ветер с клёна листья сбросил. (Круговые вращения руками)

Под ногами коврик новый, (Наклоны вперед)

7. Дидактическая игра «Определи дерево по листу».

Я буду показывать осенние листья, а вы определять, с какого дерева лист.

(Берёзовый, рябиновый, кленовый, дубовый).

Золотая осень вступила в свои права. Закружился разноцветный хоровод опавших листьев. Мы любуемся их красотой и собираем букеты. И каждый из вас теперь знает, что листопад – это подготовка деревьев к суровой зиме, а у пожелтевшей травы закончился жизненный цикл.

Комбинированная коллективная работа с детьми подготовительной к школе группы «Белочки готовятся к зиме»

Комбинированная коллективная работа с детьми подготовительной к школе группы «Белочки готовятся к зиме» Бумага — самый популярный материал для творческих занятий с дошкольниками. Ее можно складывать, мять, рвать, скручивать. Эти на первый взгляд.

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Как звери к зиме готовятся».

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект ОД по познавательному развитию «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе детей с ЗПР

Конспект ОД по познавательному развитию «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Растения различных климатических зон» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода»

Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4–5 лет «Комнатные растения. Правила ухода» Конспект ООД по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности 4 – 5 лет. Тема: «Комнатные растения. Правила ухода».

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Открытое занятие «Как звери готовятся к зиме» в старше-подготовительной группе

Открытое занятие «Как звери готовятся к зиме» в старше-подготовительной группе Открытое занятие по теме: «Как звери готовятся к зиме» в старше-подготовительной группе Цель: раскрыть представление о том, как готовятся.

Источник

Конспект занятия «Как растения готовятся к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

1. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;

2. Развитие образной и доказательной речи детей;

3. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

1. Заучивание стихов об осени, деревьях.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью», И. Грабарь «Осенние листья», К. Коровин «Осень».

3. Оформление гербария с осенними листьями.

4. Разгадывание загадок об осени, деревьях.

5. Экскурсия в осенний парк.

6. Беседа о природных явлениях.

Оборудование: телевизор, видеоролик «В осеннем лесу», презентация «Как деревья готовятся к зиме», корзина с приметами осени, осенние листья с разных деревьев, магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку.( Звучит музыкальный отрывок «Осень»П.И.Чайковского из произведения «Времена года»)

Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)

А сейчас какое время года? (Ответы детей).

А давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?

Чтобы попасть в лес надо встать в круг, вытянуть ладони, закрыть глаза и произнести заклинание:

В ладони наши загляни

В них доброту, любовь найди

И в лес осенний попади

(Звучит «Волшебная музыка»)

Ну, вот мы и попали в осенний лес.

(Видеоролик «В осеннем лесу»)

Под кусточком я вижу корзинку, давайте посмотрим, что в ней?

Ребята, здесь для нас первое задание «Назовите приметы осени»

(Дети поочередно достают из корзинки сюжетные картинки и составляют простые предложения, прикрепляя картинки к магнитной доске.)

Солнце осенью светит, но не греет.

Осенью часто идут дожди.

Осенью дует сильный, холодный ветер.

Осенью листья желтеют, краснеют и опадают.

Осенью птицы улетают в теплые края.

Осенью звери делают запасы на зиму.

Осенью люди с полей и огородов убирают урожай.

Молодцы, вы хорошо справились с заданиями

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь .

Нас деревья в гости ждут.

(Дети переходят к следующему объекту плана-схемы – к столу с макетами деревьев и листьев).

Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? ( Листопад).

Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала. Говорят, есть две осени? Как они называются? (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).

Воспитатель: Да, ребята, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. ( прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

Еще по теме:  Можно ли шпаклевать гипсокартон сразу финишной шпаклевкой

Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать, чтобы описать позднюю осень? (холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Игра «Найди такой же листочек» ( Возьмем по одному листу, рассмотрим его и поочередно положим лист возле того дерева, с которого он упал).

Я предлагаю вам сочинить небольшие рассказы «О чем думает осенний листочек» ( рассказы детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, а сейчас присядем на полянку, а я расскажу вам сказку.

Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди.

(Звучит сказочная спокойная музыка)

Воспитатель: Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья.

И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала, как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве.

Но вот однажды загрустили деревья между собой.

– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.

– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.

И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она наказать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми.

Только Ель была в своем зеленом платье, потому, что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.

Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.

Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.

Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.

Воспитатель: И повторялось это каждый год.

Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (ответы детей ).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? ( ответы детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке ( воспитатель показывает ветку ) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется. (Листопад).

Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).

Источник

2. Как зимуют растения

Рост растений зимой прекращается . Лиственные деревья и кустарники ещё осенью сбрасывают листву. Их голые ветки укрыты толстым слоем снега.

rowan-4663759_640.jpg

tree-6007741_640.jpg

А вот хвойные деревья и кустарники зимуют с зелёными листьями-хвоинками. В их шишках в это время созревают семена.

cones-5917171_640.jpg

Некоторые травянистые растения зимуют под снегом . Снег для них — как тёплое одеяло. Он надёжно укрывает и защищает от холода зелёные побеги злаков, земляники, копытня и других растений.

Источник

Как растения готовятся к зиме. Рассказ детям

Зима – явление привычное для многих регионов нашей планеты. За миллионы лет эволюции все живые существа, обитающие в зимних районах Земли, приспособились к периоду холодов, снега, вьюг и метелей. Люди научились строить теплые жилища и придумали себе теплую одежду, многие животные обзавелись красивыми, добротными шубками, а какие-то из них просто укладываются спать на всю зиму под снеговое одеяло. А как же растения готовятся к зиме?

В чем-то подготовка растений к зиме похожа на приготовления к зимнему сну некоторых видов животных. Так же, как и животным, растениям зимних районов необходимо накопить запас питательных веществ на всю зиму. Процесс накопления у растений начинается уже в конце лета. Как же растения узнают, что лето заканчивается и скоро наступит осень, а за ней придет зима?

Оказывается, растения умеют определять смену времен года по длительности светового дня. Когда в конце лета день становится короче, растения уменьшают выработку особого вещества под названием «хлорофилл». Хлорофилл очень нужен растениям в период роста, потому что именно это вещество умеет превращать углекислый газ и воду в питательные вещества.

Хлорофилл в больших количествах содержится в листьях. Именно он придает листьям зеленую окраску. Но через листья в период роста испаряется много воды. Зимой же воду растениям брать негде, вода превращается в снег и лед. Поэтому, чтобы сохранить запас жидкости для зимней спячки, растения «сбрасывают» лиственный покров.

Осенний листопад – очень красивое зрелище. Перед тем как упасть с дерева, листья меняют свою окраску. Это происходит потому, что хлорофилла в листья становится меньше, он активно разрушается под действием солнечного света, и тогда зелени в цвете листьев становится меньше. В это время на цвет листа влияют другие активные вещества – ксантофилл, каротин и антоциан. После красочного листопада рост деревьев прекращается.

Еще по теме:  Чем почистить швы на плитке на полу от клея

Но мало накопить полезные вещества на всю зиму. Растениям очень важно защитить накопленные запасы от замерзания. Поэтому часть растений прячут питательные вещества в своих корнях, а некоторые растения повышают уровень сахаров и масел в своих питательных запасах, что является защитой от замерзания.

Когда растения накопят и подготовят запасы питания, они погружаются в зимнюю спячку до наступления весны.

Автор текста: Лев Поясникин

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Как деревья и кустарники готовятся к зиме

YouTube Instagram

Глядя на опустевший сад, может показаться, что деревья, разом сбросив листву, уснули. Но это не так. Подготовка к зиме — процесс сложный и длительный.

Во второй половине лета деревья и кустарники, закончив свой рост, приступают к закалке. Молодые однолетние побеги к холодам должны успеть одревеснеть. Покрывающая их кора из зеленой становится бурой, бордовой или серой — в зависимости от особенностей вида и сорта. Да и листопадом растения страхуют себя от гибели зимой. Иначе падающий снег их бы повредил.

К тому же листья, как известно, испаряют влагу. Зимой же испарение невозможно, поскольку в мороз клеточный сок не может двигаться по стеблю. Плюс дышат деревья зимой в 200 — 400 раз слабее, чем летом. Поэтому к холодам на побегах остаются только те почки, которые выдерживают морозы до минус 35 — 40 градусов. Смягчает резкие колебания зимней температуры и толстая кора.

Весной же она защищает от солнечных ожогов.

Биолог рассказал, как использовать бархатцы для профилактики заболеваний огородных культур

Там, где зимы теплее, крахмал так всю зиму и остается крахмалом. Где морозы пожестче, он переходит в сахар. Вспомните картофель: подмороженный, он сладковатый. Это крахмал превратился в сахар. И чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, тем длиннее период покоя у деревьев.

Поздней осенью продукты фотосинтеза больше не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях растений и будут использованы следующей весной при формировании новых побегов и листьев. Чем больше будет запасено веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет и растение. Ведь температура замерзания клеточного сока в деревьях и кустарниках с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у которых этот запас мал.

И если надземная часть растений в октябре–ноябре одревесневает и активно готовится к периоду покоя, то корни, особенно всасывающие, продолжают усиленно расти. Для корневой системы при благоприятных условиях периода покоя вообще не существует. Единственное препятствие для их роста — снижение температуры почвы и ее замерзание. Крона же растения благодаря хорошему развитию корней в эту пору получает достаточное количество пищи и влаги, что усиливает ее устойчивость против повреждений морозами и зимнего иссушения. Кстати, этим и объясняется польза влагозарядковых поливов поздней осенью, особенно если сезон был засушливым.

Ученые, проведя не один десяток опытов, доказали, что морозостойкость плодовых и ягодных культур напрямую зависит от скорости снижения температуры. Если она понижается постепенно, то растение входит в зиму более подготовленным. Поэтому для усиления морозостойкости, кроме присущих ему генетических особенностей, должно пройти все фазы закаливания.

Первую — при низких положительных температурах. Вторую — при медленном понижении температуры вплоть до наступления небольших морозов. Вот почему характерные для ноября умеренные морозы и первые снегопады отлично закаляют растения.

Как ухаживать за анютиными глазками

При постепенном падении температуры ниже нуля кристаллы льда вначале образуются в проводящих сосудах древесины. Затем «оледенение» распространяется на соседние ткани, но внутри клеток лед не возникает: вода из них вытесняется в межклеточное пространство, где и замерзает. А вот если морозы ударят внезапно, то бед наделают немало. Как показывает практика, самая распространенная причина зимней гибели садовых культур — вымерзание, вызванное быстрым охлаждением и образованием кристаллов льда в клетках. Оно всегда губительно.

При слабых же морозах в клетках происходит гидролиз крахмала, расщепление его на растворимые в воде углеводы — сахара. И они в процессе закалки небольшими отрицательными температурами предохраняют клетки от вредного действия мороза. Наиболее интенсивно расщепление крахмала в них идет как раз при слабых морозах. При оттепелях он образуется вновь, поэтому морозостойкость растений и понижается. Для ее поднятия нужна повторная закалка.

Доказано, что кратковременные зимние оттепели, пока растения еще находятся в состоянии покоя, не так опасны, как весенние заморозки, когда почки уже раскрылись и растение тронулось в рост. Но что любопытно: яблони, вишни, персики и другие плодовые культуры не могут расти в климатическом поясе, где не бывает холодных зим.

Поэтому так важно знать, у какой культуры какой период покоя. От этого во многом зависит их выживаемость в наших непростых погодных условиях. К примеру, у косточковых культур органический покой наступает раньше, чем у семечковых. Раньше и заканчивается: где–то в феврале–марте. Остальное же время до наступления теплой весенней погоды растения пребывают в состоянии уже вынужденного покоя.

Если осенью срезать пару веток яблони, черешни или черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. И скорее всего, вообще не зацветут. А вот срезанные после Нового года просыпаются быстро, словно только и ждали, когда их разбудят. В природе же сигналом к окончанию зимнего покоя у многих растений служит увеличение продолжительности дня.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...