Видеоматериалы. Занятие № 40 «Осень и зима в жизни растений»
Живя постоянно на одном месте, растение приспосабливается ко всем происходящим здесь изменениям. В областях с умеренным климатом условия жизни сильно меняются по временам года. Осенью, зимой, летом растения живут при разных сочетаниях тепла, света, влаги. Как же приспосабливаются растения к разным сезонам года?
Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм
Основные понятия
Лесная подстилка. Озимые однолетники, озими. Глубокий покой. Вынужденный покой.
Вопросы для обсуждения
1.Какой сезон года наиболее опасен для растений, живущих в умеренном климате?
2.Как готовятся к зиме деревья и кустарники? А многолетние травы?
3.Как образуется лесная подстилка? Что она собой представляет.
4.Какова роль подстилки в жизни лесных растений?
ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ ПЕРЕЗИМУЮТ БЕЗ ПРОБЛЕМ! Вот как их подготовить к зиме!
5.Какие растения называют озимыми? Как они готовятся к зиме?
6.Почему зимой наши деревья без вреда переносят сильные морозы, а весной молодые побеги обмерзают даже при легких заморозках?
7.Какие растения называют подснежниками? Приведите примеры.
Задания: 1. Во время зимних каникул раскопайте снег на небольших площадках размером 1 м2 на лугу, в поле и в дубовом лесу. Посмотрите, есть ли под снегом зеленые растения. С помощью учителя определите, как называются эти растения. Составьте их списки.
2.Срежьте в ноябре ветку ольхи (березы, орешника) с соцветиями-сережками и поставьте в воду в теплой комнате. Понаблюдайте, раскроются ли почки на ветках. Начнут ли пылить соцветия-сережки? Повторите опыт в феврале. Объясните различные результаты в ноябрьских и февральских наблюдениях
Как растения готовятся к зиме
Осень — время подготовки к зиме. Ветви деревьев и кустарников к осени покрываются многослойной пробкой. Ее мертвые, заполненные воздухом клетки не пропускают влагу и предохраняют внутренние ткани от потери воды и промерзания.
Осенью окончательно формируются почки растений. У многих из них, например у копытня европейского, медуницы неясной, лютиков, к осени в почках заложены не только вегетативные побеги, но и бутоны (рис.1). Почки деревьев, например дуба черешчатого, вязов, кленов и многих трав (ландыша, копытня европейского, купены лекарственной, вороньего глаза), защищены почечными чешуями. Обычно к осени они покрываются слоями пробки, накапливают смолы, клейкие вещества. Плотный наружный покров из чешуй надежно защищает от высыхания зачаточные органы и образовательные ткани внутри почек.
Рис.1. Почки древесных и травянистых растений осенью: 1 — тополь, 2 — липа,
3 — дуб, 4 — клевер, 5 — ландыш. Схемы продольных разрезов почек: 6 — дуб, 7 — клевер.
Многие растения к осени накапливают запасы питательных веществ. У многолетних трав они откладываются в подземных органах — корневищах, клубнях, луковицах, корнях, у деревьев и кустарников — главным образом в стволах.
Что делают животные осенью и как готовятся к зиме
Листопад и его роль в жизни растения. Главная примета осени в наших краях — листопад (рис.2). К его началу листья расцвечиваются яркими золотистыми и багряными красками. Осенняя природа незабываема по красоте. Листопад предохраняет деревья, во-первых, от иссушения зимой, во-вторых, от обламывания ветвей под тяжестью снега.
К листопаду растения готовятся заранее. Рис.2. Листопад
Еще летом, в июле, когда день начинает убывать, в основании листьев образуется отделительный слой, который обеспечивает быстрое опадение листьев осенью.
Пышный ковер опавших осенью листьев очень важен для жизни лесных растений. В дубовых, липовых, грабовых и других листопадных лесах из опавших листьев образуется рыхлая лесная подстилка, которая, как одеяло, закрывает почву и предохраняет ее от промерзания в теплые зимы. Лесная подстилка — это своеобразное удобрение, которое постепенно разлагается с помощью почвенных грибов и бактерий, образуя почвенный перегной.
Лесная подстилка легко впитывает влагу, как губка, удерживает ее и сохраняет в почве. Поэтому не следует сгребать и вывозить опавшие листья, так как это нарушает формирование почвы и ухудшает корневое питание растений.
Подготовка к зиме вечнозеленых хвойных деревьев. А как готовятся к зиме наши вечнозеленые хвойные деревья — ель и сосна? Ведь у них зеленая хвоя сохраняется всю зиму. Правда, на ветках сосны осенью нижние хвоинки желтеют. Вы, вероятно, замечали, что осенью и зимой зеленая окраска хвои становится более тусклой, чем весной и летом.
Это объясняется тем, что осенью хлоропласты перемещаются в глубь клеток. Кроме того, осенью устьичные щели на хвоинках закупориваются смоляными пробочками. В таком состоянии хвоинки зимой испаряют в два-три раза меньше воды, чем летом. Из-за закупорки устьиц в листья не поступает углекислый газ и фотосинтез прекращается. Интересно, что зимой зеленые кроны сосен и елей испаряют влаги меньше, чем оголенные ветви листопадных деревьев, например сосна — в пять раз меньше, чем дуб.
Озимые однолетники. А есть ли среди растений такие виды, которые внешне не обнаруживают признаков подготовки к зиме? К таким “легкомысленным” растениям можно отнести озимые однолетники. Озимыми называют однолетние растения, у которых семена прорастают с осени. Они широко представлены среди сельскохозяйственных культур, например озимые сорта ржи, пшеницы, ячменя, а также среди полевых сорняков, например пастушья сумка, сурепка обыкновенная, дикая редька (рис.3).
Рис. 3. Озимые растения: 1 — пшеница, 2 — дикая редька
У озимых хлебных злаков осенью вырастают молодые растения с розеточными побегами, так называемые озими, которые переживают зиму под снегом. К наступлению зимы озимые приобретают устойчивость к морозам: к этому времени в их клеточном соке накапливается сахар, и клетки могут промерзать безболезненно. Таким образом, “легкомыслие” озимых однолетников обманчиво. На самом деле они готовятся к зиме, изменяя свойства своих клеток. Зеленые листья глубокой осенью и зимой под снегом сохраняются у большинства луговых многолетних трав, например клеверов, мятликов, овсяницы, и многих лесных трав — кислицы обыкновенной, зеленчука желтого, копы- теня европейского, осоки волосистой.
Зима. Поздней осенью, в ноябре, у большинства наших растений наступает глубокий покой. В этом состоянии растения могут без вреда для себя пережить суровые зимние условия. Его не нарушает даже продолжительная оттепель и таяние снега (см. задание 2).
Опасность поддаться на провокацию оттепелей и начать рост осенью или среди зимы особенно велика для деревьев и кустарников. Их почки зимуют в воздухе, где температура может быстро и резко меняться. Почки травянистых растений находятся под снегом или в почве. Здесь температура в течение всей зимы близка к нулю, ее колебания очень незначительны.
К концу зимы, в феврале, большинство растений переходит из глубокого покоя в вынужденный. Побеги в состоянии вынужденного покоя могут начать
рост, если попадут в благоприятные условия. Под снежным покровом, как
вы уже знаете, у так называемых подснежников, например у пролески, ветреницы,
хохлатки, в почках продолжается формирование цветков.
«Как растения приспосабливаются к зиме»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель .Определить способы приспособления деревьев , кустарников и травянистых растений к смене сезонов, в частности к наступлению зимы, найти различия в этих способах.
Объекты . По два-три вида деревьев и кустарников, которые дети могут узнать и зимой; обязательно один-два вида хвойных растений; картинки травы, торчащей из- под снега.
Материал . Изображения растений , около которых на экскурсии планируются остановки; карточка с изображением почки древесного растения(целой и в разрезе).
В предварительной беседе поговорите о том, как животные приспосабливаются к смене сезонов: одни покидают родные края (перелетные птицы), другие прячутся от холодов (лягушки — в ил на дне водоемов, насекомые- в почву и под кору деревьев); у зверей отрастает более густой мех, или они впадают в спячку. Привлеките внимание детей к кажущейся беззащитности растений (они прикреплены к одному месту и не могут покинуть его). Сообщите, что ответ на вопрос, как приспособились к зимовке различные растения(деревья, кустарники, травы), они будут искать на экскурсии.
Рассматривая голые ветви лиственных деревьев и кустарников, дети вспоминают то, что узнали на предыдущих занятиях: листья сброшены потому, что необходимая им вода зимой замерзает и корни не могут ее всасывать из почвы. Но откуда листья появятся весной? Из почек. Слово «почка» обычно детям известно.Покажите карточку с изображением целой древесной почки и в разрезе и объясните, что несколько слоев почечных чешуек и смолистая пропитка защищают от зимнего холода побег будующего года( внутри почки прячется именно побег с листьями или цветами, а не лист, ка часто счтают).
Приспособление хвойных к зимним условиям заключается в том, что у них листья видоизменены: они жесткие и похожи на иголки. Такие листья покрыты восковым налетеом, расходуют очень мало влаги и могут обойтись без воды из почвы.
Как травянистые растения приспосабливаются к зиме? Дети заметят , что у нихотмерла вся надземная часть, ничем не защищенная от мороза. Объясните, что под землей , укутанной снегом, в корневищах спят почки, из которых вырастут на будующий год новые побеги.
Вывод: главное отличие в приспособлении к зимним условиям травянистых растений от древесных заключается в том, что их сочные стебли полностью отмирают осенью,а деревья лишь сбрасывают листья; почки травянистых растений перезимовывают под землей, а побеги следующего года у древесных растений прячутся в почках, расположенных на ветвях, — от холодов они надежно укрыты несколькими слоями чешуек и зачастую запечатаны смолой.
Вернувшись в помещение и обсуждая результаты, покажите детям изображения тех растений, которые они наблюдали в природе (запоминающимися будет сравнение изображений этих растений в летний и зимний периоды).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Как дикие животные приспосабливаются к зиме»
Цель:Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования.Развивать умение устанавливать связи между особенностями поведения животных и среды обитания.Упр.
Жизнь лесных растений и животных зимой.
Итоговое занятие по познавательному развитию детей средней группы.
Как растения готовятся к зиме? Экскурсия в парк
Данная образовательная деятельность проводится в парке. Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению с окружающим.
как растения готовятся к зиме
Конспект образовательной деятельности по теме «Как дикие звери приспосабливаются к зиме?».
Образовательная область познавательное развитие + речевое развитие + физическая культура .
Презентация «Как животные и растения готовятся к зиме»
Использование ИКТ способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует и развивает психические процессы, развивает мышления, восприятие, память, творческие способности детей.
Экскурсия в осенний парк «Как растения готовятся к зиме»
Экскурсия в осенний парк позволила показать детям всю красоту осенней природы. Дети получили море положительных эмоций от общения с природой, принесли с экскурсии природный материал, который пригодилс.
ИсточникПриспособления растений и животных к сезонному ритму: глубокий покой, анабиоз и спячка
Смена времен года в умеренном поясе влечет значительные изменения в жизни природы, связанные, в первую очередь, с изменением температуры. Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и предохраняющий животных зимой от переохлаждения.
Подготовка к зиме
В середине лета рост многих видов растений приостанавливается, уменьшается число цветущих растений, заканчивается размножение птиц. Начинается созревание плодов и семян; становится заметней подготовка к зи ме.
У растений скапливаются запасные питательные вещества в перезимовывающих органах: корнях, корневищах, луковицах, клубнях.
У насекомых в специальных органах — жировых телах — накапливается жир. В подкожной клетчатке многих млекопитающих также откладывается жир. Осенью у птиц и млекопитающих происходит линька. Опадают листья с деревьев и кустарников.
Состояние глубокого покоя
Многие виды организмов приобрели способность переживать неблагоприятные условия (высокую или очень низкую температуру, снижение влажности, отсутствие пищи и др.) в состоянии глубокого покоя. Оно характеризуется снижением физиологических процессов, замедлением газообмена, прекращением питания и неподвижностью у животных.
Температура, вызывающая такое состояние, различна для разных видов. У некоторых насекомых, рыб и земноводных глубокий покой наступает уже при падении температуры до +15°С, у других — при +10°С, у третьих — лишь при температуре, близкой к О°С.
У различных видов растений состояние зимнего покоя переживают различные органы. У луковичных растений — луковицы, у папоротника и ряда других — корневища, у душистого горошка — подземные клубни, у чертополоха — прижатые к земле розетки листьев, у большинства же растений — семена.
Беспозвоночные животные могут перезимовывать на различных стадиях развития. Так, обыкновенный малярийный комар — на стадии взрослого насекомого, родниковый — на стадии личинки, дупляной — на стадии яйца, а бабочка капустница — на стадии куколки.
На протяжении осени и зимы у растений и насекомых увеличивается привыкание к холоду, усиливается стойкость к низким температурам. Это получило название закаливания.
Анабиоз животных и растений
Особой стойкостью к неблагоприятным условиям обладают организмы в состоянии анабиоза. При анабиозе жизненные процессы временно прекращены или настолько снижены, что видимые проявления жизни отсутствуют.
У цветковых растений состояние анабиоза входит в нормальный цикл жизни. Семена в высушенном состоянии сохраняют всхожесть многие годы. У ряда беспозвоночных (простейших, низших ракообразных, коловраток) анабиоз наступает при высыхании луж и болот, в которых они обитают.
Анабиоз лягушки
Другие беспозвоночные впадают в анабиоз при замораживании. Простейшие, некоторые членистоногие (дафнии, циклопы, насекомые) могут вмерзать в лед.
В специально поставленных опытах гусеницы бабочек перенесли замораживание при температуре -7.9°С, а круглые черви -183°С. Споры мхов и папоротников и семена злаков после высушивания были подвергнуты температуре -272°С и сохранили всхожесть.
Установлено, что возвращение к активной жизнедеятельности из состояния анабиоза возможно лишь тогда, когда тканевая жидкость не образует кристаллов, а остается в переохлажденном состоянии. Это связано с тем, что в тканях образуется глицерин, препятствующий промерзанию.
Физиология спячки
Снижение интенсивности обмена веществ, встречающееся у млекопитающих, проявляется в форме спячки. Причинами наступления ее служат понижение температуры, а также отсутствие пищи как зимой, так и летом, когда растительность в степи и пустыне выгорает от зноя.
Хомяки, бурундуки, летучие мыши, ежи, некоторые виды сусликов впадают в зимнюю спячку. У других видов сусликов наблюдается летняя спячка, обычно в засушливую половину лета. Во время спячки снижается активная терморегуляция, температура тела падает почти до температуры окружающей среды, замедляются все функции. Частота сердцебиения у летучих мышей, например, падает с 420 до 16 в минуту.
У некоторых млекопитающих — медведей, барсуков, енотовидных собак, белок — наступает зимний сон, при котором также значительно снижается обмен веществ, но нет падения температуры тела.
Особые приспособления
Для завершения жизненного цикла некоторым растениям, насекомым и ряду других организмов необходимо охлаждение и прохождение зимних стадий покоя. В это время осуществляются определенные физиологические процессы, подготавливающие организм к новой активной жизнедеятельности.
ИсточникКак растения приспосабливаются к зиме
Наши друзья
Помощь сайту
Наша кнопка
Кандидат биологических наук В. И. Артамонов
Химия и Жизнь №2, 1979, с. 36-39
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою;
Неподвижною, немою.
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, —
Не мертвец и не живой,-
Сном волшебным очарован.
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Совершенно безжизненными кажутся нам растения в зимнем лесу. А между тем и зимой, в самые трескучие морозы, жизнь не вполне покидает деревья и кустарники. Растения в это время лишь отдыхают, накапливают силы, чтобы с наступлением весны сбросить зимние оковы. «То, что мы называем сном природы,- писал С. Покровский,- есть лишь особая форма жизни, полная глубокого смысла и значения». Такая форма жизни растительных организмов называется состоянием покоя.
«НЕ МЕРТВЕЦ И НЕ ЖИВОЙ. «
В состоянии глубокого покоя у растения резко заторможен обмен веществ и прекращается видимый рост. Однако это не значит, что в нем полностью остановились все процессы жизнедеятельности. Некоторые из них идут и во время зимнего покоя. Например, крахмал превращается в сахара и жиры, сахара расходуются в ходе дыхания. Правда, интенсивность его зимой в 200-400 раз меньше, чем летом.
Происходят в это время и процессы роста, только они никак не проявляются внешне. Состояние зимнего покоя — период особенно интенсивной деятельности так называемой образовательной ткани, или меристемы, из которой возникают новые клетки и ткани. Как у вечнозеленых, так и у листопадных растений в это время закладываются зачатки листьев в вегетативных почках и элементы цветков — в почках цветочных. Без этого предстоящий весной переход растительного организма к активной жизнедеятельности был бы попросту невозможен. Вот почему для большого числа растений, и прежде всего для всех многолетних форм, покой — обязательное условие нормального роста в период вегетации.
Способность погружаться в состояние покоя выработалась у растений в ходе эволюции — это важное приспособление к периодическому наступлению неблагоприятных внешних условий. Это лишний раз подтверждается тем фактом, что растения иногда перестают расти не только зимой, но и летом.
Например, в засуху некоторые из них сбрасывают листья и совершенно прекращают рост — точно так же, как и глубокой осенью. Такой покой получил название вынужденного. В вынужденном покое лесные деревья и кустарники находятся и в самом конце зимы — в это время такое их состояние объясняется только неблагоприятными внешними условиями. Если в январе-феврале срезать в лесу березовую ветку, принести ее в комнату и поставить в воду, то листовые почки вскоре тронутся в рост и дадут побеги.
Однако если такую же ветку срезать или принести в теплое помещение в октябре или ноябре, то она не распустится очень долго. В это время растение находится в состоянии так называемого глубокого покоя, которого не может нарушить даже наступление самых благоприятных для роста условий. Глубокий покой — необходимая фаза развития растения, сменяющая период вегетации.
Продолжительность, периода покоя у разных деревьев и кустарников различна. Одни растения — бузина, жимолость, крушина, сирень, черная смородина — отличаются коротким периодом покоя; у них глубокий покой в естественных условиях заканчивается уже в октябре. Если выращивать их в оранжерее, то они ведут себя как вечнозеленые растения: почки, которые должны были дать побеги весной будущего года, распускаются уже в ноябре, задолго до того, как растение сбросит старые листья. Возможно, эти растения в прошлом и на самом деле были вечнозелеными. В процессе эволюции, по мере похолодания климата, они приспособились к новым условиям и стали сбрасывать на зиму листья, но сохранили способность проходить период покоя при относительно высокой температуре.
Значительно дольше — до января — продолжается период покоя у березы бородавчатой, боярышника, тополя белого. А самый длительный период покоя — у липы мелколистной, клена татарского, ели сибирской, сосны обыкновенной. Зимующие почки липы, например, неспособны прорастать на протяжении почти полугода. У дуба, бука и ясеня почки находятся в покоящемся состоянии вплоть до конца апреля.
В состояние глубокого покоя деревья и кустарники впадают очень рано — тогда, когда погода, казалось бы, еще позволяет им нормально расти. Например, в Европейской части СССР многие из них переходят в состояние покоя еще в июле-августе.
Некоторые южные растения, если пытаться выращивать их в северных широтах, не приживаются здесь лишь по той причине, что в новых для себя условиях не улавливают вовремя сигнал к погружению в состояние покоя: ведь они привыкли к совсем иной длительности светового дня. Когда же они, наконец, разберутся, что зима на носу, то оказывается уже поздно: ткани растений, застигнутые морозами в состоянии активного роста, гибнут. А зная факторы, от которых зависит вступление в состояние покоя, можно добиться, чтобы эти растения перезимовали и на севере. Для этого можно, например, каждый день, еще до наступления сумерек, закрывать их светонепроницаемыми чехлами. Укорачивая таким образом естественный световой день, мы заставим растение своевременно начать подготовку к зиме.
Многие читатели, вероятно, обращали внимание на то, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, дольше других не сбрасывают осенью листву. Впервые это заметил в начале нынешнего столетия австрийский физиолог Г. Молиш. Он пытался объяснить это явление особенностями испарения воды листьями. На самом же деле поздний листопад у растений, освещенных фонарями, объясняется именно искусственным продлением светового дня.
На переход растений в состояние покоя оказывает влияние и температура: для некоторых видов (преимущественно южного происхождения — ясеня, конского каштана, сирени, вишни) понижение ночных температур является главным сигналом к покою.
В естественной обстановке понижение температуры обычно происходит как раз в то время, когда заметно укорачивается световой день. Неудивительно, что жизненный ритм растений регулируется совместным действием этих двух факторов. Изменение освещенности, воспринимаемое растениями через посредство системы фитогормонов, служит первым стимулом к перестройке физиологических процессов, которая затем завершается под действием температурных сдвигов.
Низкие температуры просто необходимы некоторым растениям во время покоя: лишь после значительного охлаждения (не менее чем до 0°С на протяжении 3-4 недель) они впоследствии могут нормально возобновить свой рост. Это было известно еще в глубокой древности; например, Плиний в своей «Естественной истории» писал: «Своевременно наступающие холода весьма способствуют укреплению деревьев, которые тогда превосходно развиваются, а в противном случае, если их ласкают австры [теплые южные ветры.- В. А.], истощаются, и особенно в пору цветения». Это подтверждают и эксперименты. Например, если один и тот же куст черники осенью разделить на две части и одну выращивать всю зиму в теплице, а другую оставить в естественной обстановке, то та половина куста, которая провела зиму, в тепличных условиях, будет летом расти значительно хуже. По этой же причине грушевые и персиковые деревья, постоянно выращиваемые в обогреваемой оранжерее, часто погибают.
В тропиках, казалось бы, идеальном месте, где круглый год тепло, большинство листопадных растений умеренной зоны растет ничуть не лучше, чем у себя дома. И здесь дело опять-таки в том, что «тепличные» условия не позволяют им погрузиться в состояние покоя, необходимое, чтобы накопить силы для бурного развития в сравнительно короткий период вегетации.
Растениям, которые зимой укрыты снегом, под его теплой шубой — не так уж холодно. Но как противостоят морозам деревья и кустарники, обнаженные ветви которых насквозь пронизывает холод? Почему не гибнут их почки и побеги?
Устойчивость растений к низким температурам создается главным образом благодаря внутренним изменениям в клетках, и прежде всего изменениям их химического состава.
Роль антифриза — вещества, которое снижает температуру замерзания растворов, находящиеся в клеточных вакуолях, играют сахара: они накапливаются в клеточном соке во время подготовки растения к зиме. Важную защитную функцию выполняют сахара и в цитоплазме: они предохраняют ее белки от коагуляции (свертывания) при понижении температуры.
Чем больше Сахаров накопили растения в своих клетках, тем лучше они подготовлены к действию низких температур. Хорошо известно, что если у плодовых деревьев, например яблонь, плодоношение летом было особенно обильным, то зимой они оказываются менее морозоустойчивыми. В этом случае питательные вещества расходуются в основном на формирование плодов, а про запас Сахаров откладывается мало. Неудивительно, что такие деревья легче вымерзают.
Плохо переносят морозы и те растения, которые осенью интенсивно росли — например, вследствие длительной теплой погоды или в результате обильной подкормки азотом. Причина здесь та же: растения плохо подготовлены к зиме, их питательные вещества использовались на рост вегетативных органов (стеблей, листьев), а не откладывались в виде запасных углеводов.
Падает морозостойкость растений и весной, когда сахара начинают использоваться в процессах жизнедеятельности, превращаться в другие соединения. Поэтому так опасны для растений весенние заморозки, хотя температура при этом далеко не достигает уровня зимних морозов, которые растения прекрасно перенесли.
Но устойчивость растений к морозам объясняется не только накоплением Сахаров в их тканях. Как показали исследования известного нашего физиолога растений, члена-корреспондента АН СССР И. И. Туманова и его учеников, формирование морозоустойчивости — сложный, ступенчатый процесс. Закаливание озимых злаков и плодовых деревьев начинается в осенние солнечные дни, когда еще довольно интенсивно идет фотосинтез, а процессы дыхания уже ослаблены. Благодаря этому в тканях и накапливаются сахара и другие защитные вещества, клетки становятся беднее водой.
После этого цитоплазма готова к прохождению второй фазы закаливания, которая .проходит при регулярно повторяющихся слабых морозах (от -2 до -5°С). В это время изменяется ультраструктура цитоплазмы, перестраивается ферментный аппарат клеток, в результате чего они приобретают способность переносить значительное понижение температуры. Теперь растению холода не страшны.
РОСТКИ ПОД СНЕГОМ
В феврале, когда нередки еще сильные морозы, можно, раскопав снег в широколиственном лесу, обнаружить пробившиеся сквозь опавшую листву бледно-желтые ростки со свернутыми листьями, а иногда и бутонами. Осенью этих ростков здесь не было.
Дело в том, что в широколиственном лесу почва зимой не промерзает. Это объясняется наличием в ней большого количества перегноя и глубоким снежным покровом, создающими прекрасную теплоизоляцию. Благодаря этому температура почвы здесь всю зиму остается около 0°С. В такой почве остается незамерзшая влага, доступная для растений.
Что же касается питательных веществ, столь же необходимых для роста, то подснежное развитие растений происходит за счет готовых, отложенных ранее запасов. Например, у медуницы и ветреницы эти запасы находятся в корневищах, у пролески и гусиного лука — в луковицах, у чистяка — в клубнях.
Интенсивное использование этих отложенных про запас питательных веществ в процессе дыхания способствует повышению температуры самого растения. Часто вокруг него даже протаивает снег. Например, в феврале начинают расти под снегом побеги мать-и-мачехи, заложенные еще осенью. Если в это время откопать растение, то можно увидеть, что вокруг него в снежном покрове протаяла крошечная пещерка.
ИсточникЭкскурсия по экологии в подготовительной группе «Как растения приспосабливаются к зиме»
Цель: определить способы приспособления деревьев,кустарников,травянистых растений к смене сезонов,найти различия в этих способах.
Ход экскурсии:
Дети давайте вспомним прошлую беседу и поговорим о том,как животные приспосабливаются к смене сезонов.
одни покидают родные края (перелетные птицы,другие прячутся от холодов (лягушки — в ил на дне водоемов,насекомые-в почву и под кору деревьев,у зверей отрастает более густой мех,или они впадают в спячку.
Ребята а вот растения они беззащитны,они прикреплены к одному месту и не могут его покинуть. И поэтому сегодня,я предлагаю на нашей экскурсии найти ответы на вопросы,как приспособились к зимовке различные растения (деревья,кустарники,травы.)
Вос-ль вместе с детьми отправляются по участку.
Итак ребята первая остановка «лиственные деревья и кустарники,назовите названия этих деревьев.
Вос-ль:Дети что вы можете о деревьях сказать?
Дети:листья сброшены потому,что необходимая им вода зимой замерзает и корни не могут ее всасывать из почвы.
А откуда дети, листья появляются весной?
Они внимательно рассматривают почки на ветках деревьев и кустарников.
Вос-ль:остановка»хвойные растения».
Их приспособления к зимним условиям заключается в том, что у них листья видоизменены:они жесткие и похожи на иголки-хвою. Такие листья, покрытые восковым налетом,расходуют очень мало влаги и могут обойтись зимой без воды из почвы.
Ну что ребята отправляемся дальше экскурсией по нашему участку-остановка»куртинки прошлогодней травы. «
Дети посмотрите и скажите,а как травянистые растения приспособились к зиме?
Дети:У них отмерла вся надземная часть,ничем не защищенная от мороза.
Вос-ль:под землей укутанные снегом,в корневищах спят почки,из которых вырастут на будущий год новые побеги.
Словестная игра»С чьей ветки,детки. «
Вос-ль:Ребята назовите главные отличия приспособления к зимним условиям травянистых растений от древесных?
Дети:У растений стебли отмирают полностью осенью,а деревья лишь сбрасывают листву.
Вос-ль:Да ребята, почки растений перезимовывают под землей,а у древесных растений прячутся в почках,расположенных на ветвях.
На этом наша экскурсия закончилась. В группе с детьми обсуждались результаты,дети на картинках показали изображения тех растений,которые они наблюдали в природе. (запоминающимся будет сравнение изображений этих растений в летний и зимний периоды.)
Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе «Как звери к зиме готовятся» Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Как звери к зиме готовятся».
Конспект НОД по экологии для подготовительной группы «Лекарственные растения» Конспект НОД по экологии для подготовительной группы на тему: «Лекарственные растения» Цель: формировать умение узнавать и правильно называть.
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Как звери к зиме готовятся» Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных. Задачи: • Познакомить с произведениями.
Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме». Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами.
НОД по экологии в подготовительной группе. Тема: «Как живут наши пернатые друзья зимой» Конспект НОД по экологии в подготовительной группе. Тема: [/b]«Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: выявить экологические знания.
ООД «Как животные приспособились к зиме» в подготовительной группе ООД — «Как животные приспособились к зиме». Программные задачи: Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных.
Театрализация сказки по экологии в подготовительной группе «Как ежик бабушку искал» Театрализация сказки по экологии в подготовительной группе «Как ежик бабушку искал». Сильченко Н. В. воспитатель МБДОУ №5 ст-ца Крыловская.
Экскурсия в осенний парк «Как растения готовятся к зиме» Видео Участники: подготовительные к школе группы. Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей.
Занятие по экологии в средней группе «Как звери готовятся к зиме» Интегрированная образовательная область : Познание (ознакомление с природными явлениями, коммуникация (свободное общение, безопасность.
Источник