Терразитовые штукатурки
Терразит доставляют на стройку в виде готовой сухой цветной смеси, которую на месте работ затворяют водой. Цвет и фактура терразита такая же, как у песчаника или туфа, но с блеском, который достигается введением слюды. Вяжущим веществом в терразитовых штукатурках является известь-пушонка с добавкой 20…30% цемента. В качестве заполнителя применяют мраморную крошку и кварцевый песок. Для окраски терразита вводят пигменты, а иногда только цветную минеральную муку (мраморную, каменную, гранитную).
Выпускаемые терразитные смеси разделяют по номерам или по буквам: № 1, или М (мелкозернистая), с зернами заполнителя величиной 1…2 мм, № 2, или С (среднезернистая), с зернами заполнители 2…4 мм и № 3, или К (крупнозернистая) с зернами заполнителя 4…6 мм. Таким образом, при использовании смеси № 1 получается мелкая фактура, № 2 — средняя и № 3 — крупная.
Терразитовые растворы наносить несколько труднее, чем известково-песчаные, так как первые приготовляют в большинстве случаев с крупной крошкой. Иногда терразитовый раствор делают жидким и наносят на поверхности в 3…4 слоя штукатурной лопаткой с сокола, имеющего бортики.
Дизайнер интерьера Андрей Пятковский: о технологии сграффито
Нанесение терразитовых растворов
Прежде всего наносят обрызг, и после того как он схватится (через 1…1,5 часа) начинают наносить грунт. Назначение обрызга сводится к тому, чтобы создать необходимую шероховатость поверхности для удержания на ней жесткого раствора грунта.
В зависимости от крупности терразита и толщины слоя терразитовой штукатурки, грунт наносит в два или три слоя. Нанесенный грунт хорошо разравнивают и уплотняют с помощью полутерка или правила. Если на поверхности грунта окажутся раковины, то их замазывают. В том случае, когда на поверхности имеется много мелких раковин, производят накрывку и хорошо ее разравнивают.
После схватывания нанесенного слоя терразитовой штукатурки ее затирают. Затирка в большинстве случаев необходима тогда, когда оштукатуривание произведено мелким терразитом и обработка будет производиться циклями с мелкими зубьями. Затирка должна производиться весьма осторожно и в то же время достаточно быстро. Это необходимо потому, что входящая в состав раствора известь-пушонка начинает растираться и на поверхности образуются белые пятна, портящие вид штукатурки.
После схватывания раствора, на что требуется 3…6 и более часов, приступают к циклевке.
Циклевка терразита
Время циклевки терразита играет большую роль в получении высококачественной отделки. Циклевку надо начинать тогда, когда при легком нажиме на циклю поверхность терразитовой штукатурки начинает осыпаться, мраморная крошка и песок начинают выпадать из общей массы штукатурного слоя образуя шероховатую поверхность. Если циклевку начать раньше, то раствор будет сминаться и прилипать к цикле. Такая циклевка только испортит вид обрабатываемой поверхности. Если же штукатурка передержана, пересохла то циклевать будет тяжелее и производительность труда понизится.
Нанесение декоративной штукатурки в технике «Сграффито»
При циклевке терразита фактура зависит от крупности зубьев в цикле и гвоздей в щетке, а также от крупности заполнителей — зерен песка и мраморной крошки.
При циклевке работающий держит циклю, в зависимости от ее размеров, одной или двумя руками и водит ею по поверхности штукатурки. Сильно нажимать на циклю не рекомендуется; она должна двигаться плавно, без рывков. Циклевка производится так: к поверхности штукатурки приставляют циклю, слегка на нее нажимают и ведут по штукатурке.
Цикля своими зубцами впивается в поверхность и снимает затертую планку, создавая шероховатую поверхность и обнажая скрытую под верхней пленкой слюду или стекло, которые начинают искриться. Циклевать нужно в одном направлении, иначе на поверхности остаются как бы пятна, портящие вид штукатурки (это особенно заметно в солнечные дни). Лучше всего производить циклевку по правилу; в этом случае получаются ровные полосы, циклеванная поверхность напоминает фактуру под шубу.
После обработки все поверхности обметают от пыли веником или жесткой волосяной щеткой.
Доски после циклевки поверхности немедленно убирают от стен, чтобы предохранить поверхность штукатурки от брызг воды, раствора и т. д. Это делается при всех фактурах и растворах.
Во время циклевания поверхностей по затвердевшей штукатурке выделяется пыль, поэтому работать надо в защитных очках.
Отделка терразитом без циклевки
Нанесение терразита, его разравнивание полутерком, затирка и циклевка описанным выше способом отнимают много времени. Существует упрощенный способ нанесения и обработки терразита.
Сухая смесь терразита приготовляется по обычному способу. Для грунта, кроме обычной смеси, приготовляют цветную сухую смесь такого же цвета, как терразит.
Поверхности подготовляют, как обычно: делают провешивание, устраивают марки и маяки из сложного раствора.
После обрызга наносят серый грунт такой толщины, чтобы он не доходил до маяков на 5…7 мм. На свежий серый грунт наносят цветной грунт до плоскости маяков, разравнивая его правилом или полутерком. Это делается для того, чтобы под накрывкой оказалась поверхность того же цвета, не просвечивающая из-под накрывки.
Вслед за цветным грунтом при помощи веника наносится набрызгом сметанообразная накрывка. Толщина слоя накрывки 5…7 мм. Набрызг нужно наносить очень тщательно, равномерными слоями, без пропусков, чтобы на поверхности не получилось утолщений и бугров. Сцепление накрывочного слоя с грунтом получается очень хорошее, так как крупные частицы накрывки вдавливаются в свежий грунт.
После подсыхания накрывки всю поверхность выравнивают ребром полутрека или правила, отбивают сильно выступающие и слабодержащиеся частицы, крошки. Затем обметают поверхность мягким веником, сметая пыль и обнажая из-под нее слюду. Получается хорошая, как бы циклеванная поверхность декоративной штукатурки.
Потребность в терразите при оштукатуривании по данному способу уменьшается на 25%.
Штукатурка сграффито
Сграффито — итальянское слово: в переводе на русский язык это значит «выцарапанный». Выцарапыванием одноцветных или многоцветных рисунков создается художественная отделка зданий. Сграффито обычно называют резьбой по штукатурке. Верхний тонкий слой штукатурки процарапывается до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету. В результате получается силуэтный декоративный рисунок от примитивного орнамента до сложной художественной композиции.
Для штукатурки сграффито применяются те же материалы, что и для обычной цветной известково-песчаной штукатурки, но более высокого качества. Известь нужно отобрать из лучших белых кусков высококачественной жирной кипелки.
Небольшие добавки портландцемента применяются в растворах для штукатурки сграффито весьма редко, ввиду того, что при мелкорельефном сграффито краска лучше всего закрепляется на известковой штукатурке, а также из-за того, что от добавки цемента штукатурка быстрее схватывается и сокращается время для выцарапывания. Пески применяются кварцевые белые или мраморные, с зернами крупностью до 1 мм.
Песок нужно хорошо промывать водой. Если верхний слой штукатурки должен иметь тонкую пленку, то употребляют не песок, а мраморную муку — пыль, раствор которой наносится кистью. Краски берут минеральные, щелочеустоичивые, интенсивные, не выгорающие на солнце. Краску желательно сначала смешивать с известью, а затем окрашенное известковое тесто протереть через частое сито.
Примерные составы штукатурных растворов сграффито (в объемных частях)
Коричневый
Известковое тесто 1
Портландцемент 0,3
Песок белый 3,5
Охра золотистая 0,3
Умбра 0,1
Белый
Известковое тесто 1
Песок белый 3,5
Охра 0,2
Синий
Известковое тесто 1
Песок белый 3
Ультрамарин 0,3
Розовый
Известковое тесто 1
Песок белый 2,5
Кирпич молотый 0,3
Красный
Известковое тесто 1
Песок белый 3
Мумие 0,4
Количество краски определяется цветом и тоном раствора. Так как стоимость штукатурки сграффито довольно высока и штукатурка этого вида трудно поддается ремонту, то поверхности для штукатурки сграффито подготавливают очень тщательно — насекают, очищают и хорошо смачивают водой. Грунт наносят по ранее устроенным маякам и из того раствора, которым оштукатуривается весь фасад; поверхность грунта хорошо нацарапывают бороздками.
Накрывочные слои наносят по ранее смоченному грунту обычным порядком, лопаткой с сокола. Накрывку хорошо разравнивают и тщательно уплотняют во избежание пустот в штукатурке. Общая толщина слоев штукатурки сграффито должна быть равна общей толщине накрывочного слоя штукатурки на данном фасаде.
Нижний цветной слой накрывки обычно делают толщиной в 7…8 мм, а второй цветной слой (а если нужно и третий) в 2…3 мм. Иногда третий слой наносят не с лопатки, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм. Сграффито обычно делают в три-четыре тона, а остальные цвета подкрашивают по сырому слою методом фресковой живописи.
В качестве примера укажем порядок нанесения трехслойной штукатурки сграффито. Первый слой, например черный, наносится на грунт и гладко разравнивается полутерком; после подсыхания его (через 30…40 минут в зависимости от погоды) наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет — третий слой, желтый. Последний слой из числа нанесенных с лопатки обязательно хорошо затирают, даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти. Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего хорошо загладить лопаткой или кельмой. Как правило, с лопатки наносят не более трех слоев, остальные слои наносят с кисти.
Обычный способ сграффито
Выцарапывание рисунка производится по влажной мягкой штукатурке, в течение 5…6 часов после ее нанесения. На пересохшей штукатурке почти невозможно соскоблить нужный слой. Поэтому накрывочные слои наносят в таком количестве, чтобы их можно было обработать за указанное время.
Для выцарапывания рисунка нужен специальный набор инструментов: несколько резцов разной формы для обрезания кромок рисунка, несколько скоблилок, которыми снимается слой раствора.
Чтобы облегчить вычерчивание рисунка, применяют трафарет, изготовляемый из картона или плотной бумаги. На картон наносят рисунок и контуры его накалывают булавкой или каким-либо другим острием. Расстояние между отверстиями должно быть не более 5 мм, кривые контуры накалываются чаще. Для прочности трафарет пропитывают олифой.
Трафарет укрепляют на поверхности и припорошивают тампоном, в который насыпан мел или сухая краска, заметная на верхнем слое штукатурки. Тампоном ударяют по трафарету, краска проходит через отверстия, отчего получается рисунок на штукатурке; затем трафарет перевешивают на другое е повторяются те же операции. Такой способ нанесения рисунка называется переводом по припороху.
По контурам рисунка вырезают резцом узкую борозду; резец держат при этом и правой руке под углом 60° к поверхности штукатурки. После обрезки всего контура оставшийся раствор снимают с помощью скоблилки. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет.
Срезку и соскабливание раствора надо производить осторожно, чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру. После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой.
При мелкорельефном сграффито на нижний подкладочный слой наносится не штукатурная накрывка, а обычная известковая или водная двух-трехкратная покраска по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
Уход за сграффито состоит в следующем: поверхность хорошо прочищают жесткой щеткой, а если при этом рисунок не очищается, то накопившуюся грязь слегка соскабливают скоблилками; большие поверхности можно прочищать также шкуркой, обернутой на деревянную чурку.
В случае реставрации ремонтировать сграффито следует не отдельными местами, а полностью весь рисунок. Цвета растворов при этом подбирают так, чтобы после высыхания растворов они точно совпадали со старыми, и ремонтированные места не выделялись.
Имитация сграффито
Имитация сграффито может выполняться на поверхности штукатурки как лепка, в виде выпуклого рисунка, или иметь вид вдавленного рисунка. Рисунки того и другого вида выполняются не по трафарету, а при помощи специальных шаблонов, изготовляемых на месте работ.
В зависимости от толщины слоев рисунка, шаблоны изготовляются из различной толщины картона, фанеры. При выпуклом рисунке первый шаблон должен быть самый большой, второй меньше первого, третий еще меньше и т. д. При углубленном рисунке — наоборот: первый шаблон меньше, второй больше и т. д. Для прочности шаблоны олифят и высушивают.
Предположим, что нужно изготовить шаблон для рисунка. На куске фанеры вычерчивают контур и тщательно вырезают ее тонкой пилкой (лобзиком). Получится кусок фанеры с просветом — форма и лекало. Форма применяется для выпуклого рисунка сграффито, а лекало — для углубленного рисунка.
Так как один шаблон, дает только однослойное сграффито, то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого. Изготовляют второй шаблон большего размера со срезанными на лоск кромками, чтобы легче было снимать лекало и форму с раствора. Для набивки выпуклого рисунка, во-первых, на отделанной штукатурке устанавливают форму.
В форму набрасывают того или иного цвета раствор, выравнивают его по плоскости формы и затирают; после снятия формы на поверхности остается нужный рисунок цвета раствора. Затем устанавливают на многограннике форму с точным совпадением центров. Набрасывают в форму раствор другого цвета, выравнивают его по плоскости формы, затирают и снимают форму.
Далее берут лекало с вырезанным изображением и прикладывают его к изготовленному изображению, затем заполняют изображение раствором, зачищают и снимают лекало. Получается выпуклый рисунок трехцветного сграффито. Дефекты, которые могут получиться на кромках рисунка, следует исправить.
Формы и лекала рекомендуется смазывать какой-либо смазкой для лучшего отставания от раствора.
Как уж было сказано, имитацию сграффито можно выполнять всеми растворами и придавать рисунку любую фактуру. При нанесении раствора совершенно не приходится опасаться попадания раствора за линию рисунка, так как формы и лекала плотно прилегают к поверхности штукатурки. Их можно прибить гвоздями или «приморозить» по краям алебастром.
Сграффито по трафарету
Этим способом можно выполнять любое многоцветное сграффито.
Для трафаретов берут плотный картон, на который наносят контуры рисунков. Затем с помощью острого ножа производят вырезку рисунка трафарета. Вырезав трафарет, его хорошо пропитывают олифой и просушивают. Если трафарет при сушке поведет, то его кладут под фанеру и прижимают ее грузом.
Раствор приготовляют из тех же материалов, что и для обычного сграффито, но только более жирный. Консистенция раствора должна быть сметанообразной.
На подготовленную поверхность наносят основной цветной слой раствора и хорошо затирают его. Затем на только что нанесенный и слегка схватившийся раствор накладывают трафарет, смачивают в растворе жесткую щетинную кисть и выполняют рисунок, т. е. производят набивку рисунка по трафарету.
Для получения однородного по густоте раствора его следует периодически перемешивать. Таким образом, накладывая трафареты один на другой, можно получить любой рисунок сграффито. После выполнения рисунка потеки раствора зачищают и подправляют кромки рисунка.
Источник: 8dn.ru
Сграффито — гипсовая техника между росписью и лепниной
Любители искусства, побывавшие в Италии, Франции, Чехии и других европейских странах, сохранивших исторические памятники, никогда не забудут необычные гипсовые фрески, называемые сграффито. Невероятно красивые двухцветные панно, украшающие здания, одновременно похожи и на картины и на гипсовый рельеф.
Особенность сграффито — фрески состоят из слоев окрашенной гипсовой штукатурки, что и отличает их от обычных картин. Кроме того, поверхность имеет рельеф. Это делает изображение более четким и живым, чем на живописной картине.
Что такое сграффито
Сграффито — это техника графического оформления гипсовых поверхностей зданий. Она зародилась и процветала в эпоху Возрождения. Вторая волна интереса к сграффито началась в эпоху неоренессанса.
Принцип выполнения сграффито заключается в нанесении на поверхность двух или более разноцветных слоев гипса. При этом толщина гипса не превышает 0,2 — 10 мм, что делает работу очень кропотливой. Далее мастер удаляет часть верхнего еще влажного слоя методом соскоба или процарапывания. Обнаженный нижний слой создает контрастный рисунок. Такая отделка гипсом применялась для фасадов и внутренних стен в помещениях зданий.
Мотив сграффито, обычно фигуральный или орнаментальный, характеризуется наличием особой прямоугольной формы.
Техника выполнения
Двухцветный рисунок сграффито достигается в результате окраски одного из слоев штукатурки. В соответствии с традиционным методом ренессанса нижний слой окрашивается в темный цвет. Ранее для этого применялся тонкоизмельченный уголь или зола из соломы.
Если мастер окрашивает нижний слой гипса в светлый цвет, а верх делает темным, получается изображение, называемое контрсграфито.
Некоторые мастера упрощали процедуру путем легкого соскоба узоров в верхнем слое. После придания шероховатости гладкой поверхности фасада гравировкой рисунков, он вскоре приобретал цветовой контраст благодаря выветриванию.
Некоторые мастера работали, используя эскизы. Если же требовалось повторение рисунка, в ход шли трафареты. Для украшения рисунка и усиления эффекта в сграффито внедряли другие техники, дополняя панно мозаикой, рисунком, гипсовой лепниной.
Чем сграффито отличается от граффити
Сграффито и граффити — однокоренные слова, но они обозначают разные техники. Граффити — это вид объемного рисунка на стене, но в данном случае эффект объема создается краской, а не процарапыванием. Основой в этом случае служит поверхностный слой стены. Т.е. граффити — это стилизация рисунка под стиль сграффито.
Типы сграффито
Letterbox (почтовый конверт). Форма, состоящая из прямоугольников, разделенных двумя диагоналями, напоминает обратную сторону конверта. Фасад, украшенный буквой сграффито, имитирующей бриллиант или пирамидальные заостренные строительные блоки, создает впечатление полной гармоничности.
Украшения. В дополнение к шаблону, рисунок в стиле сграффито может быть геометрически разделен линиями, кругами или другими кривыми элементами.
Очень часто используются орнаментальные, растительные или фигурные мотивы сграффито, в основном содержащие темы из древнегреческой или римской мифологии, сцены из Библии, особенно из Ветхого Завета, или различные аллегорические фигуры или сцены.
Граффити в неоренессансе
Впервые технику сграффито стали применять в Италии в 15 веке, когда началось строительство больших и значимых зданий, требующих красивой отделки фасада. Из Ренессанса сграффито было заимствовано в периодах ар-нуво и сецессиона (конец 18 — начало 19 в.).
Лучшие работы того времени::
- Отделка дома на Кикенмаркт в Брюсселе. Работа О. Франсуа и А. Прива-Ливемо (1897 г.).
- Отель Сомберлани в Брюсселе. Архитектор П. Анкара (1897 г.).
- Гостиница «Метрополь» в Москве. Авторы В. Валькот и М. Врубель (1899 г.).
- Дом Куши в Брюсселе. Архитектор П. Куши (1905 г.).
- Общественный дом в Праге. Работа О. Поливки и К. Шпиллара (1905 г.).
Сграффито в Чехии
Сграффито — важный элемент декора нео-ренессансных домов. Интересно рассмотреть развитие этого искусства на примере Чехии, где этот вид гипсового искусства был особенно популярен.
Первый сграффито был спроектирован в 1867 году в здании женской средней школы в Праге Войтехом Ульманном. Затем направление было расширено архитектором Йозефом Шульцем — автором проекта реконструкции знаменитого дворца Шварценберг.
При подготовке к реконструкции он изучил методы создания картин сграффито на фасадах, оформленных в 15-м и 16-м веках. Его интересовали рецепты создания гипсового раствора, сохранившегося в непростых климатических условиях Чехии.
Работы Шульца увеличили интерес к сграффито, и многие чешские архитекторы начали применять его в отделке жилых домов в стиле неоренессанс, черпая вдохновение в оформлении домов, построенных в период Ренессанса.
Значительный вклад в применение сграффито на фасадах жилых домов и общественных зданий внес архитектор Антонин Виль. Пример работы Виля — дом № 1035 на улице Поштовска, разработанный в сотрудничестве с другими художниками. Фасад дома был украшен карнизом в виде люнетов — это уникальное решение для того времени. Виль включил этот элемент в проект в процессе строительства.
Работа мастера настолько понравилась общественности, что элементы отделки дома были использованы при реконструкции собора Святого Петра в Праге архитектором Яном Коулом. В отчетах Ассоциации архитекторов, опубликованных в 1883 году, проект реконструкции обозначался как «интерпретация и развитие стиля А. Виля».
Специалисты писали: «… Виль борется за новое архитектурное выражение на основе образцов, характерных для Чехии XVI и XVII веков. Он впервые показал чего можно добиться, когда строил дом с оформлением сграффито на улице Поштовска. Архитектор усердно изучал памятники эпохи ренессанса и старался использовать их в своих проектах. Мы чувствуем легитимность этого стиля, но еще никто точно не определил, какое истинное значение он имеет … ».
Некоторые неоренессансные дома с сграффито, спроектированные Антонином Вилом:
- Дом № 1035/17 на улице Каролина Светла, построенный А. Виллем вместе с Я.Зеером. Авторы украшений — Женишек и Мыслбек (1876 г.).
- Угловой дом № 527 в Праге, в старом городе. Построен вместе с Карелом Гемпертом. Дизайн сграффито выполнил Миколаш Алеш (1888 г.).
- Угловой дом № 542 на улице Зборовска в Смихове. Построен с Карелом Гемпертом (1885 г.).
- Дом №15 на Гавличкова. Построен с Карелом Гемпертом (1886 г.).
- Собственный дом Виля № 792 на Вацлавской площади, украшенный Алешем и Фанта (1894 г.).
Сграффито в России
Стиль сграффито в России не применялся до 1925 года. Это было связано с недоступностью технологии производства стойких гипсовых растворов и красок. Европейские мастера тщательно сохраняли рецепты в строгой тайне. И все попытки создать нечто подобное претерпевали неудачу — фрески рассыпались и теряли вид после первого осенне-зимнего сезона.
Технику создания сграффито разработали в Московском ВХУТЕИНе. Страна нуждалась в красивых зданиях и новых сюжетах, при этом отделка должна была быть недорогой и давать большие возможности в оформлении. Гипс подходил для этих целей как ничто другое.
Монументальными росписями украшали торцы и фасады значимых общественных зданий. Но сюжетом служили не библейские мотивы, а достижения ученых и специалистов народного хозяйства. Художники изображали космонавтов, хлеборобов, героев войны и т.д.
Посмотреть подобную работу можно в Государственном музее им. К. Циолковского. К сожалению, другие образцы уже потеряны или требуют срочной реставрации.
Современное применение стиля сграффито
Современные художники все чаще прибегают к опыту давно ушедших коллег. Не исключением стал стиль сграффито, дающий огромные возможности в оформлении и фасадов и внутренних стен. Пример современной работы — многослойное сграффито художника С. Боксера, созданное в 2012 г. Работа привлекла внимание и критиков, и ценителей искусства.
Более того, подобная техника стала применяться и в других видах творчества, например, в керамике.
Источник: www.gessostar.ru
Декоративная штукатурка для потолка: 6 этапов отделки фактурной штукатуркой своими руками
Подбор варианта отделки потолочных покрытий заставляет сосредоточить внимание на декоративных штукатурных смесях. Изучение типа наполнителя и состава поможет преобразить интерьер гостиной, детской, спальни, ванной, кухни. При нанесении учитывают рекомендации специалистов, разделив проведение работ на этапы.
Можно ли сделать своими руками
Активное внимание потолку уделяют в последние годы, заметно расширился список материалов для отделки. Привычная побелка или оклейка обоями не вызывает интереса. Установить натяжные потолки накладно и затратно.
Особенности конструкции заставят уменьшить высоту. Потребуется помощь мастеров, использующих специализированное оборудование для избегания перекосов. Достойной альтернативой будет особая смесь.
Выбор включает десятки наименований, обладающих нужными характеристиками. Наносится декоративная штукатурка для потолка своими руками при соблюдении четкой инструкции. Удается незамедлительно воплотить неожиданный дизайнерский проект, придать помещению неповторимый колорит. Разнообразие узоров и цветовых оттенков поражает воображение.
Достоинства и недостатки декоративной штукатурки для потолка
Если рассмотреть, какие имеет декоративная штукатурка плюсы и минусы, число преимуществ превалирует над недостатками, легко устранимыми в процессе отделки. Из преимуществ использования отмечают:
- возможность покрытия различных оснований (кирпич, бетон, гипсокартон, дерево);
- умение спрятать мелкие дефекты (сколы, перепады) с минимальной предварительной подготовкой;
- способность выдерживать нагрузки без потери привлекательного вида (отсутствие крошек, трещин);
- продленный срок службы при сохранении свойств;
- разнообразие и долговечность красок (орнаментов);
- поддержку благоприятного микроклимата (пористость, звукоизоляция);
- собственноручная отделка без приглашения мастеров;
- подбор смеси для сухих, влажных и неотапливаемых помещений;
- экологическая безопасность из-за использования натуральных компонентов.
Совет! Перед отделкой мелко-фактурным составом придется убрать неровности потолка, загрунтовать поверхность. Необходимо соблюдать разработанную технологию отделки, не забывая уделить внимание подготовительному этапу.
Варианты декоративной штукатурки на потолок
Декоративную штукатурную смесь выделяет богатство фактуры. Добавление компонентов помогает имитировать природные камни, дерево, ткани. Первоначально стараются подобрать рельефное покрытие, подходящее для воплощения дизайнерской идеи. Тип наполнителя разделяет штукатурку на фактурную, венецианскую, структурную, флоковую и сграффито.
Фактурная
Выпускаемая фактурная штукатурка для потолка позволит работать с однородной структурой без крупных включений (0.5-5 мм). Материал будет содержать:
- связующее вещество (полимеры, минералы);
- наполнители (каменная крошка, песок, мука);
- модифицирующие ингредиенты (пластификаторы, антисептики, ингибиторы);
- декоративные частицы (металл, пигмент, перламутр).
Реализуется в готовом и сухом виде. Основу составят цемент, гипс, известь, глина. После разведения водой одного слоя будет достаточно для получения глянцевой зернистой структуры.
На заметку! Полимерные добавки (силикон, латекс) делают состав эластичным, способным выдерживать усадку без растрескивания. Для потолка подойдут тонкие и мелкозернистые (0.5-1 мм) смеси, создающие неповторимые узоры. Популярны подвиды короеда, барашка, шубы.
Венецианская
Изящество и вкус демонстрирует венецианская штукатурка для внутренней отделки. При добавлении в акрил каменной (мраморной) муки получается необычный состав, способный имитировать натуральный мрамор.
Сложность заключена в необходимости подготовить поверхность перед нанесением слоев (3-10). Благодаря гладкому ряду создают эффект глубины, несмотря на хаотичные мазки. После покрытия воском потолок шлифуется тканью, возникает зеркальный блеск. Поверхность станет матовой или глянцевой после покраски (под драгоценные металлы).
Структурная
Пластичностью и высокой зернистостью обладает структурная смесь. Белый цвет нужен для добавления подобранного оттенка цвета. Наполнителями становятся мелкие частицы и гранулы (волокна, стружка, песок, ракушки).
Структурная штукатурка для внутренних работ создает уникальный рисунок, зависящий от собственной фантазии. Плохое отражение света заставляет покрывать участки по периметру, создавать отдельные объекты вокруг ламп и розеток. Отмечают механическую прочность после высыхания.
Флоковая
Атмосферу уюта и комфорта гарантируют флоковые смеси. Внешне напоминают жидкие обои. Внутри располагаются хлопья и синтетические наполнители. Встречается однородное покрытие или комбинирование цветов. Блеск металла, перламутр и флуоресцентность зависят от добавленных флоков.
Ровный потолок избавлен от стыков, допускается эффект искусственного старения.
Сграффито
Многоцветные сграффито нужны в качестве материала для создания простого орнамента или сложной композиции. Подготавливают раствор определенного оттенка (красный, синий, белый, желтый). После нанесения и высыхания нескольких слоев часть из них срезают (вырезают) для создания оригинального рисунка.
В известковое жидкое тесто добавляют портландцемент, песок, охру, ультрамарин, частички кирпича, пигменты. Предварительная грунтовка и уплотнение тонких рядов избавляет от искажений в орнаменте.
Виды штукатурки по составу
Назначение помещения отразится на составе декоративной штукатурки. В процессе выбора уточняют присущие свойства, не зависящие от типа наполнителя. Структура отделочной смеси подбирается индивидуально, и есть разные виды декоративной штукатурки.
Акриловая
Акриловую смолу ценят за непревзойденные адгезийные свойства. Шпаклевка объединяет органические частицы, минеральные наполнители и пигменты, Десятки цветовых решений способны идеально спрятать недостатки. Эластичность облегчает работу. Выделяются низкие показатели паропроницаемости и влагопоглощения.
Минеральная
В отличие от акрила минеральный состав предлагается в сухом виде. Пропорции разведения водой присутствуют на упаковке. К цементу с песком добавляют модификаторы и добавки. Стойкость к перепадам температур и повышенной влажности позволит задействовать штукатурку в ванной комнате и кухне. Прочное покрытие не реагирует на внешние воздействия после покраски.
Силиконовая
Смолы и полимеры остаются основой силиконовой смеси. Высохший слой отталкивает влагу и не притягивает пыль. Эластичность избавит от трещин, деформации при усадке. Отделка не вызывает затруднений.
Силикатная
В готовом виде предлагается силикатная штукатурка. Основа из жидкого стекла (полимеры, наполнители) сделает поверхность влагостойкой, не боящейся механических воздействий. Прочная структура избавит от появления плесени и грибков. Несложно подобрать оттенок цвета.
Акриловая
Минеральная
Силикатная
Силиконовая
Технология работы с декоративной штукатуркой на потолке
Экологически безопасным остается минеральный продукт. Подходит для гостиной, спальной и детской. Смолы и полиуретан повлияют на увеличение срока службы. Износостойкость свойственна каменным фракциям (кварц, гранит, мрамор). Дефекты и перепады потолка скрывают крупные вкрапления.
Технология работы будет зависеть от предстоящего выравнивания или декоративной отделки. В первом случае толщина слоя дойдет до 5 мм. Декорирование предполагает финишную отделку.
Предварительно не помешает зонировать площадь для ускоренного выбора штукатурки.
Внимание! Следует продумать цветовую палитру. Определяют текстуру, рисунок, рельеф. При создании трехмерного макета проще решить наболевшие вопросы. Серьезный подход к подготовке предопределит успешное завершение операции по отделке.
Сложность вызывает покрытие венецианской штукатуркой. Профессионал справится с задачей без затруднений. Технология предполагает разделение на циклы.
- Проводят замеры площади для понимания объемов. Выбирают разновидности штукатурки с учетом безопасности и дизайнерского проекта.
- Уделяют время подготовке поверхности (чистка, шпаклевка, грунтовка).
- Разбавляют сухую смесь, если не используют готовый состав.
- Постепенно наносят слои на участок. Необязательно стараться отделывать площадь полностью. Высыхание занимает малый промежуток, последовательная обработка участков выглядит рационально.
- Проводят операции по декорированию и финишной отделке (покрытие краской, лаком, воском).
Разновидность штукатурки подскажет выбор инструментов, подручных средств, оборудования. Окончание сбора приведет к проведению операций по отделке.
Приготовление состава
В целях экономии стараются использовать сухие составы. В процессе приготовления действуют в соответствии с инструкцией на пакете.
- Порция засыпается в чистую вымытую посуду. Остатки старого гипса убирают, поскольку вызывают образование кристаллов.
- Вода пониженной температуры продлевает срок действия разведенной жидкости. Объем уменьшают для добавления в загустевшее тесто.
- Загружается положенный объем смеси. Тяжелые частички склонны опускаться на дно, потребуется перемешать состав миксером (насадка для смесей).
Важно! Подготовленный состав должен настояться и загустеть. При последнем перемешивании убеждаются в однородности структуры.
Инструменты и материалы для выполнения работы
Оштукатуривание нуждается в подборе определенного набора. Добавление инструментов зависит от типа наполнителей и состава.
- Несколько шпателей снабжены пластинами (металл, резина, пластик) разной ширины.
- Мастерок (кельма) имеет рабочую площадку (нержавейка, пластик) и рукоятки с разным расположением.
- Валики нужны для покраски, грунтовки, создания узоров.
- Понадобятся несколько кисточек.
- Терки способны разровнять и загладить поверхность.
- Существуют приспособления для выравнивания рельефа (шаблоны, маяки).
- За перемешивание отвечает строительный миксер (дрель с насадкой).
- Затейливый рисунок создают трафареты, щетка, наждачная бумага.
- Убрать неровности сумеет армированная сетка.
Замеры рулеткой уточнят площадь потолка. Понадобятся чистые емкости, тряпки, пленка, малярный скотч, стремянка. Из материалов выделяют смесь (готовую, сухую), шпаклевку, грунтовку, воск, лаки, краски, пигменты.
Подготовка потолочной поверхности
Потолок нуждается в предварительной подготовке. Производят выравнивание и заделку трещин. После смачивания и высушивания поверхность покроет 2-3 слоя грунтовки.
- Слабым местом гипсокартонных листов остаются стыки. Приходится для соединения применить саморезы, покрыть раствором, армировать серпянкой. Сверху поверхность покроет грунтовочный состав.
- Старую краску или обои полностью удаляют. Потребуется скрыть сколы, пятна. Убирают пыль, грунтуют, просушивают.
- Убирают заметные перепады. Деревянный потолок нуждается в армировании.
Составы с крупными фракциями сокращают этап подготовки. Частички умеют произвести незаметное выравнивание, убрать трещинки.
Выравнивающий слой
Неровности потолка следует устранить, иначе отделка декоративной штукатуркой своими руками не даст нужного результата. Подбирают специальные смеси на цементной и гипсовой основе. Для гипса потребуется установка маяков. После оштукатуривания последует слой грунтовки. Ровную поверхность создают армирующие сетки.
Нанесение декоративной штукатурки на потолок
Отделка потолка более сложная операция по сравнению со стенами. Мастера советуют обрабатывать площадь по частям, поскольку высыхание занимает минимум времени. Техника нанесения не отличается от обработки вертикальных оснований. Работа проходит поэтапно:
- наносят первый базовой слой;
- выставляют маяки (3 мм толщина слоя);
- покрывают поверхность следующими слоями (каждый высушивают, грунтуют);
- проводят обработку потолка.
Концентрация не будет слишком густой или жидкой. На мастерок набирается небольшое количество объема. Плавные мазки упрощают проведение работ. Оригинальную текстуру создают мазки в противоположных направлениях. Толщина слоя варьируется 0.5-2 см. При выборе сграффито:
- на основание накладывают слой песка и извести;
- через полчаса цветную смесь (до 7 мм);
- после подсыхания последующие слои (через 30 минут) с толщиной 4-6 мм;
- вырезают рисунок по трафарету, убирая лишние слои.
На заметку! Добавлять лак или воск не потребуется. Эффект потертости приветствуется, помогает создать необычную композицию.
Финишная отделка
Остальные разновидности нуждаются в финишной отделке. Следует создать красивую фактуру, узор, рисунок. Используют трафареты, валики, щетки и терки. Разделение на участки ускорит процесс, застывание слоев происходит быстро. Для структурной штукатурки:
- набирают массу, переносят и растягивают;
- прокатывают валиком (оставляют на 12 часов);
- терку двигают в разные стороны при затирке поверхности;
- срезают слишком выступающие компоненты;
- покрывают грунтовкой и окрашивают.
Фактурную штукатурку следует прокатать валиком и кисточкой создать узор. Грунтовку с покраской откладывают на вторые сутки.
Число слоев венецианки доходит до 12. Нужны широкие несимметричные мазки (шпатель). Для разравнивания потребуется мастерок (кельма), помогающий проступать нижним слоям. В финале предстоит покрытие воском или лаком для придания объема.
Частичная отделка потолочных зон
Немалая площадь потолка позволит разделить поверхность на зоны. Люстру украшает розетка с лепниной. По периметру удачно смотрятся молдинги, ленточные узоры, лепнина. Углы не помешает подсветить цветным орнаментом.
Разбивка на зоны способствует оживлению интерьера. При частичной отделке удастся соединить несколько видов, подобрать неординарные трафареты. Сложный орнамент создают фигурные валики и накладки (силиконовые).
Советы экспертов
Декоративная отделка призвана сделать потолочную поверхность значимым элементом помещения. Советы экспертов избавят от множества ошибок, совершаемых новичками при проведении работ.
- Попытки заменить рекомендуемые материалы и технику не дадут требуемого результата.
- Подготовка небольшой порции густой смеси оправдана из-за быстрого затвердения. Узоры стараются нанести не позднее 30 минут, поскольку происходит высыхание.
- Рельефные составы сократят период подготовки. Убирают пыль, вымывают грязь. После высыхания грунтовки широкими мазками наносят материал. Потребуется мягкий шпатель, рельеф создают незамедлительно.
- Для структурной штукатурки понадобится кельма из нержавеющей стали. После размазывания по потолку выравнивают пластиковым мастерком. Покраску откладывают на поздний срок (1-2 недели).
- Несколько шпателей и мастерков потребуются для венецианской штукатурки на потолке. Нужны широкие несимметричные мазки и железнение. Тонкость позволяет произвести шлифовку металлическим приспособлением после просушки. Глянцевая поверхность заиграет из-за покрытия бесцветным лаком.
- Сграффито отличает цветные растворы (желтый, красный, коричневый, белый, розовой, синий). Применяют набор резцов разнообразной формы. Они потребуются для подрезания, выбирания, зачистки. Для создания трафарета подойдет картон с нанесенным рисунком, пропитанный олифой.
Особенности декоративного покрытия не означает невозможности изменить потолок до неузнаваемости собственными силами. Сложности приписывают обработке венецианкой или сграффито. Фактурные и рельефные составы не вызывают проблем при проведении работ.
Потолочное основание превратится в настоящую изюминку, обращающую на себя взоры. Долговечная штукатурка не нуждается в особом уходе. Она будет украшать помещение без потери привлекательного вида.
Узнали что-то новое? Поделитесь этим в комментариях!
Источник: poshtukaturke.ru