Оштукатуривание выполняют, как говорят специалисты, в интерьере и экстерьере — внутри и снаружи дома. В интерьере чаще выполняют обычные штукатурки на известковом, известково-гипсовом, цементно-известковом и цементном растворах. В экстерьере шире применяют декоративные штукатурки — они бывают цветные (с заполнителями, окрашенными пигментами, цементом или цветным цементом) либо фактурные, неокрашенные.
Виды штукатурки
Рис. 1. Образцы фактур декоративной штукатурки:
А — набрызг;
Б — обработка зубилом;
В — сграффито
Фактуры (рис. 1) выполняют набрызгом (с веника, щетки) и набрасыванием через сетку раствора или с помощью инструментов по окрепшему раствору: бучардами (под шубу, штриховку), зубилами (под дюны), стальными линейками или гладко струганными рейками (под рваный камень или грубосколотый песчаник — рустованная штукатурка).
Сегодня на основе акриловых и виниловых полимеров в водной эмульсии с добавлением природных материалов — таких как подкрашенная или натуральных тонов крошка мрамора, кварцевый песок, силикатные или кальциевые наполнители, золотая крошка — создаются новые виды штукатурки, отделочных материалов. Например, керамическая минеральная штукатурка, кроме традиционной долговечности, обладает стойкостью к трещинам и в то же время воздухопроницаемостью.
Штукатурка стен / Сетка или набрызг, что выбрать?
По материалу декоративные штукатурки подразделяют на известково-песчаные цветные, терразитовые, каменные и сграффито.
Известково-песчаные цветные штукатурки приготовляют из известкового теста с добавкой или без добавки цемента, кварцевого песка или песка из цветных каменных пород и пигмента. Эти штукатурки обрабатывают в пластичном состоянии, придавая им гладкую или другую фактуру (набрызгом, штампами, валиками, процарапывая бороздки циклями).
Терразитовые штукатурки получают из гашеной извести с добавкой или без нее цемента, мраморной муки или крошки, слюды и пигмента. Цемент вводят, чтобы раствор не осыпался при ударной обработке. Эти штукатурки (более жесткие, чем известково-песчаные) чаще обрабатывают в полузатвердевшем состоянии циклеванием, срубанием раствора для получения вида сколотого камня и реже — бучардами.
Каменные штукатурки приготовляют в основном из цемента с добавлением не более 5% известкового теста для пластичности, мраморной крошки или других каменных пород. Эти штукатурки более жесткие, чем терразитовые, их обрабатывают в основном в затвердевшем состоянии укладыванием, обработкой бучардами, зубилами, зубчатками или травлением кислотой.
Сграффито — многоцветная штукатурка. Она состоит из нескольких слоев различных цветов. Раствор приготовляют из известкового теста и мелкозернистого кварцевого песка. Контуры изображения наносят на схватившийся раствор с помощью трафаретов или снимают его на разную глубину, обнажая слои разных цветов. Этим способом создают рельефные красочные орнаменты и сюжетные рисунки.
Для декоративных штукатурок используют цветной портландцемент желтого, розового, красного, коричневого, зеленого, голубого, черного цветов; белый портландцемент и шлакопортландцемент. Если вместо цветных цементов применяют обычный, то выбирают его светлых тонов. Содержание сернистых соединений в шлакопортландцементе не должно быть более 2%, иначе на поверхности штукатурки образуются высолы, и пигменты обесцвечиваются.
Обрызг. Как правильно штукатурить.
Фактуры известково-песчаной штукатурки
Под волны. На свежую или ранее затертую цветную штукатурку, надсеченную и смоченную водой, накладывают прямыми или кривыми полосами второй слой раствора и заглаживают его лопаткой, получая волнистую поверхность.
Травертин. На подготовленную поверхность штукатурки бросками наносят тонкий слой цветного раствора. Затем заглаживают его лопаткой или стальным полутерком, получая рельефные островки на гладком затертом фоне — декоративные «камни».
Под валуны. На грунт наносят пластичный цветной раствор, быстро разравнивают его полутерком и затем проторцовывают поверхность жесткой волосяной или щетинной кистью. При торцовке кисть держат перпендикулярно поверхности. Жесткая кисть дает четкие, резко очерченные «валуны», мягкая — как бы смятые.
Под дюны. На поверхность грунта наносят цветной раствор и быстро разравнивают его полутерком. К только что разровненному раствору приставляют с небольшим нажимом терку и тотчас же отрывают ее. К терке прилипает раствор и вместе с ней оттягивается от поверхности, отчего на поверхности образуются шероховатости, вид которых напоминает песчаные дюны.
Для получения волнистых «дюн» терку можно отрывать не прямо, а слегка сдвигая ее в сторону. Для получения фактуры мелких «дюн» раствору дают немного схватиться. Затем слегка его затирают, приставляют к поверхности терку и отрывают ее.
Под борозды. Из стальной полоски или дерева изготовляют малку с полукруглыми зубьями шириной 10—30 мм с пазухами между зубьями 10—15 мм. Зубья малки затачивают в одну сторону. На подготовленный грунт наносят малоподвижный раствор, быстро разравнивают его полутерком, берут в левую руку правило, прикладывают его к еще не схватившемуся раствору.
Правой рукой приставляют к правилу малку и ведут ее заточенной стороной зубьев вперед под углом 45° к поверхности. При этом получаются ровные борозды, величина и форма которых зависят от формы зубьев малки.
Под шубу. Выполняют набрызгом, набрасыванием раствора через сетку, стряхиванием раствора с веника или со щетки. Набрызг через сетку и с веника выполняют любым раствором и даже с крупным заполнителем, набрызг с щетки — раствором с мелким заполнителем.
Чтобы получить плотный набрызг без пропуска, его повторяют несколько раз, пока на поверхности не останется не покрытых раствором мест и она будет покрыта равномерно. Набрызг через сетку выполняют так. На деревянную рамку размерами 100×100 или 100×150 см натягивают сетку с ячейками от 2,5 до 10 мм (в зависимости от крупности фактуры).
Чтобы сетка не выпучивалась и не вибрировала, с обратной стороны рамы по диагонали натягивают проволоку. К ней крепят сетку, привязывая к проволоке в двух-трех местах. Для того чтобы рама отстояла всегда на одинаковом расстоянии от поверхности, к ней прибивают планки-стойки от 10 до 25 см.
Постоянное положение рамы относительно оштукатуриваемой поверхности дает возможность получить набрызг одинаковой крупности, но для этого следует наносить раствор с одинаковой силой. Раму приставляют к поверхности грунта и лопаткой с сокола набрасывают сквозь сетку раствор. Проходя через сетку, раствор попадает на поверхность в виде бугорков.
При набрызге с березового веника его держат правой рукой, а левой — круглую палку диаметром 4—5 см, длиной 50—60 см. Раствор набирают на веник и ударяют им о палку, стряхивая на поверхность стены. Крупность фактуры зависит от толщины прутьев веника, густоты раствора и силы стряхивания. Во время работы раствор периодически перемешивают, чтобы он не расслаивался.
Набрызг со щетки дает более мелкую фактуру, чем через сетку или с веника. Для работы берут жесткую волосяную, а лучше щетинную щетку. Ее держат левой рукой и, окунув в раствор на половину высоты волоса, подносят к поверхности щетиной вверх. Затем проводят по щетине находящейся в правой руке палочкой или дощечкой, и раствор со щетки отлетает на оштукатуриваемую поверхность. Образуется густая фактура, похожая на ворс шубы.
Набрызг хлопьями сметанообразного пластичного раствора оставляет на поверхности фактуру, похожую на снежные хлопья разной величины и формы. Особенно эффектна эта фактура, когда хлопья белого раствора наносят на цветную поверхность штукатурки (синюю, голубую, черную). Сначала наносят, разравнивают и затирают цветной раствор, затем по нему выполняют набрызг. Качественнее он получается по свежезатертой штукатурке.
Под губку. На грунт наносят раствор сметанообразной консистенции, быстро разравнивают его и тут же наносят по нему торцовые удары губкой. Она продавливает раствор, и он вдавливается в ее поры, оставляя на поверхности штукатурки соответствующий рельеф, вид которого будет зависеть от формы пор. Чтобы раствор не прилипал к губке, ее смачивают в мыльной воде и слегка отжимают.
Фактуры терразитовой штукатурки
Под штриховку (прямыми или сдвинутыми штрихами) с неровностями от 2 до 5 мм получают из мелкозернистых смесей по свеженанесенному раствору. Раствор после нанесения обрабатывают в интервале от 1 до 6 часов насечкой гвоздевыми гребенками или зубчатой циклей, тянут простейшим шаблоном, состоящим из однопрофильной доски. Нанесенную цементную смесь можно обрабатывать троянкой или скарпелью. По затвердевшему раствору работы начинают не ранее чем через 6 дней после его нанесения.
Под скалу. Рельефные камнеподобные фактуры, напоминающие колотый камень, выполняют из затвердевшего раствора с крупным заполнителем наковкой зубилом или шпунтом. Шпунт забивают в раствор, выбивая тем самым куски и оставляя углубления, образующие равномерно зернистую поверхность. Когда обработку ведут зубилом или скарпелью, срубая куски раствора, поверхность имеет вид рваного или колотого естественного камня.
Фактуры каменной штукатурки
Поверхность штукатурки до начала обработки делят на отдельные «камни». Для этого с помощью намеленного шнура пробивают линии рядов «камней» или рустов (швов), а также ремешки и другие прямолинейные детали. После этого приступают к отделке штукатурки под ту или другую фактуру.
Под шубу выполняют разными инструментами: при насечке бучардами с крупными зубьями получают крупнозернистую фактуру, с мелкими зубьями — мелкозернистую, при наковке шпунтом — особо крупнозернистую. При крупных и длинных шипах зубьев бучарды фактура получается глубже и крупнее.
Под штриховку бороздками выполняют бучардой, но не с зубьями, а с лезвиями. От величины зубьев инструмента зависит глубина бороздок. Они могут быть крупными, средними и мелкими. Первую наковку ведут по отбитой шнуром линии, последующие — параллельно первой. Фактуру с разделением всей поверхности на полосы можно получить троянкой или зубчаткой.
Под дюны выполняют зубилом. Предварительно поверхности прочищают стальными щетками или оттирают брусками. С хорошо уплотненной и затертой поверхности штукатурки срубают тонкий слой так, что образуются небольшие углубления.
Под рваный камень или грубосколотый песчаник выполняют зубилами, шпунтами, скарпелями. Для этого на поверхность наносят слой раствора 4—6 см, уплотняют его и делят поверхность на «камни». После схватывания раствора прорубают или выполняют русты, а затем обрабатывают поверхность для получения фактуры. В нанесенную затвердевшую штукатурку вбивают зубило или шпунт и в разных местах отламывают куски раствора, чтобы образовались крупные неровности. Когда требуется получить фактуру под тесаный песчаник, зубилом скалывают небольшие куски штукатурки.
Крупнозернистую и мелкозернистую фактуры получают так. Сначала наносят цементный раствор мелкими или крупными бросками, затем приготовляют раствор для каменной штукатурки и наносят его слоем толщиной до 10 мм по схватившемуся слою грунта. В зависимости от наполнителя верхняя или лицевая фактура может быть мелкозернистой или крупнозернистой.
Выполнение наборных и комбинированных фактур
Наборную фактуру выполняют вдавливанием в свеженанесенный отделочный слой отсортированного и промытого щебня, гальки, осколков каменных пород (на одну треть или половину высоты). Затем их обрызгивают с лопатки жидким цветным раствором 5—10 мм. Обрызг можно наносить с веника или через сетку.
Комбинированные фактуры выполняют чаще за две-три рабочие операции как обычной штукатурной лопаткой и веником, так и с помощью валиков и штампов. Отделочный слой наносят и разравнивают без затирки. По несхватившемуся раствору прорезают борозды разной глубины, длины и формы с последующим набрызтом сметанообразного цветного раствора с веника, щетки или через сетку.
Нанесение накрывочного слоя набрызгом
Набрызг со щетинной щетки (рис. 5, а) применяют для получения мелкозернистой фактуры; производится в несколько слоев. Каждый последующий слой наносят после схватывания предыдущего.
Щетку погружают на глубину до 1 см в жидкий раствор и проводят по волосу правильцем — линейкой, получаются мелкие брызги, падающие на поверхность и придающие ей вид шагрени. Заполнитель в растворе — мелкий песок.
Набрызг с веника (рис. 5, б) дает среднезернистую фактуру. Отделочный слой наносят также в несколько приемов и доводят до толщины 8—10 мм; заполнитель — песок средней крупности.
Рис. 5. а — набрызг со щетинной щетки; б — набрызг с веника
Рис. .5. в — набрызг через сетку, г — фактура, полученная при набрызге хлопьями, д — фактура, полученная при набрызге крупными бросками
Набрызг через сетку (рис. 5, в) дает крупнозернистую фактуру. Ячейки сетки могут быть от 3 до 10 мм в зависимости от требуемой крупности набрызга. Сетка должна быть все время на одинаковом расстоянии от обрабатываемой поверхности (около 15 см). Слой наносят также несколько раз до получения толщины 8—10 мм.
При набрызге хлопьями (рис. .5, г) вначале наносят накрывочный слой темного цвета толщиной около 5 мм, гладко затирают его; немедленно после покрытия первым слоем наносят второй слой из светлого раствора с проволочного веника, располагая броски таким образом, чтобы между ними просвечивался нижний темный фон.
При набрызге крупными бросками (рис. 5, д) штукатурной лопаткой с сокола броски делают по возможности одинаковых размеров и укладывают один около другого.
Обработка декоративного слоя штукатурки
Наборная фактура (рис. 6) получается путем вдавливания гальки или кирпичной щебенки в свежий штукатурный слой с последующим обрызгиванием их жидким цветным раствором.
Обработка штукатурки в полупластичном состоянии производится главным образом при отделке гладких поверхностей фасадов зданий чаще всего методом циклевания. Циклевка поверхности штукатурки выполняется стальными пластинками, отрезками пилы с мелкими зубьями, гвоздевыми и проволочными щетками. К циклевке поверхности приступают через 3—6 ч после нанесения накрывочного слоя.
Рис. 6. Наборная фактура
Смятие поверхности циклей и прилипание к ней раствора являются признаками неготовности декоративного слоя к обработке. Циклевание пересохшей поверхности также затрудняет процесс работы.
Теразитовые штукатурки обрабатывают в основном циклями, но можно и щетками. Шероховатость фактуры зависит от крупности заполнителя, входящего в состав раствора.
Обработку накрывочного слоя цветной известково-песчаной штукатурки в пластичном состоянии рекомендуется производить штриховкой циклями, размер зубьев которых не более 2—3 мм.
Обработка штукатурок в затвердевшем состоянии под фактуру, имитирующую облицовку природным камнем, производится ударными и абразивными инструментами. Применяется она при отделке фасадов капитальных зданий, цоколей, оград и т.п. Работа ведется при достаточно окрепшей поверхности штукатурки спустя 7—8 дней после нанесения накрывочного слоя. Наковка бучардой применяется для образования фактур каменной штукатурки (под шубу). Обработка под тесаный камень производится при помощи скарпеля и молотка, обработка штриховкой под борозды выполняется троянкой.
Полностью затвердевшую штукатурку можно обрабатывать пескоструйным аппаратом.
Источник: studbooks.net
ОБРАБОТКА ШТУКАТУРКИ
Инструменты. Известково-песчаные штукатурки обрабатывают по затвердевшему (окрепшему) или пластичному раствору различными инструментами.
Цикли, представляют собой стальные пластинки длиной до 200, шириной до 100 мм с нарезанными на них зубчиками разной формы и крупности. Для удобства работ их вставляют в деревянную ручку (обойму).
Гвоздевая щетка, имеет размеры 150X150 или 150×200 мм. Гвозди вбивают на расстоянии 15 мм один от другого так, чтобы они выступали на 10— 15 мм. Гребенку, делают длиной до 200 мм с гвоздями в один ряд. Проволочные щетки изготовляют из стальной проволоки. Валики, служат для накатывания фактуры и швов по пластичному раствору.
Они бывают резиновые, пластмассовые, деревянные, металлические с разными рисунками. Штампы применяют для получения нужной фактуры по пластичному раствору путем штампования.
Отделка по окрепшему раствору. После схватывания нанесенный известково-песчаный цветной раствор затирают терками или заглаживают гладилками. При этом рекомендуется придерживаться следующих правил.По мере схватывания накрывку затирают вкруговую, делая одинаковые спиралеобразные движения в одном направлении,ивразгонку,одинаковыми по длине взмахами терки.
Затирать вразгонку следует только после затирки вкруговую В том случае, когда штукатурку заглаживают гладилками, их двигают в одном направлении — вертикально или горизон тально. Штукатурка может быть или затертая, т.е. гладкая без какого-либо рельефа, или обработанная под какую- либо фактуру (рельефный рисунок). Фактуру придают циклями с зубьями разных профилей высотой не более 3 мм. По форме зубья могут быть широкими и узкими, их можно располагать непрерывно и через определенные промежутки.
Для образования рисунка (квадрат, прямоугольник, круг) можно пользоваться обычными или фасонными правилами или кругами различной формы, располагая их согласно заданному рисунку.
При отделке поверхности под камни поступают так. Поверхность разбивают на камни необходимой формы, отбивая намеленным шнуром линии, затем приставляют в нужное место правила и продавливают или прорезают русты или круги, по которым и обводят циклями, делая при этом нажим такой силы, чтобы зубья врезались в толщу штукатурки на нужную глубину. В зависимости от направления движений циклей и вида правил поверхность приобретает тот или иной рельеф.
Отделка по пластичному раствору. В зависимости от вида фактуры и способа ее получения применяют раствор боль-шей или меньшей пластичности. Все порции раствора приготовляют одинаковой подвижности.
Отделкой растворами в пластичном состоянии получают фактуры в виде крупных бросков, «под волны», «травертин, «под валуны», «под дюны», бороздами, «под губку».
Для получения фактуры крупными бросками, раствор наносят штукатурной кельмой с сокола на подготовленный и смоченный водой грунт так, чтобы размеры бросков были одинаковыми. Кельмой берут равные порции раствора, наносят их один около другого или чередуя ряд крупных с рядом мелких, Иногда крупные и мелкие порции набрасывают в шахматном порядке. Чередованием бросков разной величины можно получить фактуру, которая напоминает грубосколотые декоративные камни (грант, мрамор).
Отделку «под волны» и «травертин» выполняют штукатурной кельмой. На свежую или ранее затертую цветную штукатурку, насеченную и смоченную водой, накладывают прямыми или кривыми полосами второй слой раствора и заглаживают его кельмой. Получается волнистая поверхность. Такую же фактуру можно получить, нанося на поверхность сплошной слой раствора и разрезая его кельмой на полосы, которые затем также разглаживают кельмой.
Если на подготовленную поверхность штукатурки нанести бросками тонкий слой цветного раствора, а затем слегка загладить его кельмой или стальным полутерком, получится фактура в виде Рельефных островков на гладком затертом фоне, которая напоминает фактуру Декоративного камня «травертина». Отделк а «под валуны». На грунт наносят пластичный цветной раствор, быстро разравнивают его полу-терком и затем проторцовывают поверх-ность жесткой волосяной или щетинной
кистью, При торцовке кисть держат перпендикулярно поверхности. Жесткая кисть дает четкие, резко очерченные валуны, мягкая — как бы смятые.
Отделка «под дюны». На поверхность грунта наносят цветной раствор и быстро разравнивают его полу- терком. К только что разровненному раствору приставляют с небольшим нажатием терку и тотчас же отрывают ее. К терке прилипает раствор и вместе с ней оттягивается от поверхности, отчего на поверхности образуются шероховатости, вид которых напоминает песчаные дюны. Для получения волнистых дюн терку можно отрывать не прямо, а слегка
сдвигая ее в сторону. Для получения фактуры мелких дюн раствору дают немного схватиться, затем слегка его затирают приставляют к поверхности терку и отрывают ее.
Отделка «под борозды». Из стальной полоски или дерева изготовляют одну профильную доску- малку с полукруглыми зубьями толщиной 10-30 мм с пазухами между зубьями 10-15 мм. Зубья малки затачивают в одну сторону.
На подготовленный грунт наносят малоподвижный раствор, быстро разравнивают его полутерком, берут в левую руку правило, прикладывают его к еще не схватившемуся раствору, правой рукой приставляют к правилу малку и ведут ее заточенной стороной зубьев вперед под углом 45° к поверхности. При этом получаются ровные борозды, величина и форма которых зависят от формы зубьев малки.
Отделка «под губку». На грунт наносят раствор сметанообразной консистенции, быстро разравнивают его и тут же наносят по нему торцующие удары губкой. Во время торцевания губка продавливает раствор, к тому же он вдавливается в ее поры, оставляя на поверхности штукатурки соответствующий рельеф, который будет зависеть от формы пор.
Чтобы раствор не прилипал к губке, ее смачивают в мыльной воде и слегка отжимают.
Фактуры, выполненные штампами и валиками. Размеры штампов и валиков в зависимости от рисунка делают от 10 до 50 см, глубина вырезанного рисунка не должна превышать 5 мм. При более глубоком рисунке на штукатурке остаются рваные кромки. К штампу жестко крепят ручку, Валик крепят на оси свободно.
Штампы или валики смазывают мыльной эмульсией, жидким машинным маслом, керосино-стеариновой смазкой. Керосино стеариновую смазку приготовляют, раст воряя 100 г расплавленного стеарина в 0,5 л керосина.
Смазывают штампы и валики кисточкой или войлочной подушкой. Для изготовления подушки плотный войлок прибывают сверху марлей, чтобы к штампу или валику не прилипали волосы. Изготовленную войлочную подушку заливают смазкой. Штамп периодически прикладывают к подушке, а валик прокатывают по ней.
Перед накаткой или штампованием огрунтованную поверхность делят на захватки или части (карты) с помощью шнура или линейки. Размер карты выбирают, исходя из того, чтобы весь нанесенный свежий раствор можно было обработать в течение 1-2 ч. Поверхность смачивают водой и наносят раствор так, чтобы он покрыл всю карту; раствор должен быть пластичный, малой подвижности.
Разравнивают и заглаживают раствор полутерком или стальной гладилкой. Как только он схватится, его обрезают по линиям захватки. Работать штампом надо так, чтобы оттиски ложились вплотную один к другому и получался единый рисунок. Первые оттиски делают по линии, отбитой шнуром или по правилу. Они будут маяками, по которым обрабатывается вся поверхность нанесенного раствора.
Накатывая рисунки, валик приставляют к правилу или полутерку, которые служат направляющими. Если штукатурке хотят придать вид отдельных камней, швы между такими камнями накатывают валиками-шовниками, гладкими или с рисунком.
Наборная фактура состоит из мелких или крупных камней, щебня, гравия. Щебень или камни просеивают через сита. Отсортированный материал промывают водой. На поверхность наносят раствор и в него на одну треть или половину высоты вдавливают щебень или гравий. Затем готовят раствор сметанообразной консистенции и наносят его выполненный набор кельмой с сокола споем не толще 5 — 10мм.
Предпочтение отдают цементно-известковому и цементному раствору. Кроме жидкого обрызга с кельмы можно наносить обрызг с веника или через сетку («под шубу»). Иногда обрызгивают только камни, а швы предохраняют от брызг, надевая на камень фанерную рамку. Фактуру набрызгом выполняют набрасыванием раствора через сетку, стряхиванием раствора с веника или со щетки.
Набрызг через сетку и с веника выполняют любым раствором и даже с крупным заполнителем, набрызг со щетки — раствором с мелким заполнителем. Чтобы получить плотный набрызг без пропуска, его повторяют несколько раз, пока на поверхности не останется не покрытых раствором мест и она будет покрыта равномерно. . Набрызг через сетку выполняют так. На деревянную раму размером 1000×1000 мм или 1000×1500 мм натягивают сетку с ячейками от 2,5 до 10 мм (в зависимости от крупности фактуры). Чтобы сетка не выпучивалась и не вибрировала, с обратной стороны рамы по диагонали натягивают проволоку, к которой крепят сетку, привязывая к проволоке в двух-трех местах. Для того чтобы рама отстояла всегда на одинаковом расстоянии от поверхности, к ней прибивают планки-стойки длиной 100—250 мм
Постоянное положение рамы относительно оштукатуриваемой поверхности дает возможность получить набрызг одинаковой крупности, но для этого следует наносить раствор с одинаковой силой.
Раму приставляют к поверхности грунта штукатурной кельмой, с сокола набрасывают сквозь сетку раствор. Проходя через сетку, раствор попадает на поверхность в виде бугорков.
Набрызг с веника выполняют с помощью березового веника. Штукатур держит правой рукой веник, а левой — круглую палку диаметром 4—5 см, длиной 50—60 см. Веник окунают в раствор и ударяют им о палку. Раствор стряхивается на поверхность стены. Крупность фактуры зависит от толщины прутьев веника, густоты раствора и силы стряхивания.
Поэтому, если одновременно работает несколько человек, нужно подобрать для всех одинаковые веники, одного размера палки, условиться о силе стряхивания и о расстоянии палки от поверхности.
Во время работы раствор периоди чески перемешивают, чтобы он не расслаивался.
Набрызг со щетки дает более мелкую фактуру, чем через сетку или с веника. Для работы берут жесткую волосяную или щетинную щетку. Ее держат левой рукой и, окунув в раствор на половину высоты волоса, подносят к поверхности щетиной вверх. Затем проводят по щетине находящейся в правой руке палочкой или дощечкой, и раствор со щетки отлетает на оштукатуриваемую поверхность. Образуется густая фактура похожая на ворс шубы, — «под шубу».
Набрызг хлопьями оставляет на по верхности фактуру, похожую на снежные хлопья разной величины и формы. Особенно красива эта фактура, когда хлопья наносят из белого раствора на цветную поверхность штукатурки (синюю, голубую, черную). Сначала наносят, разравнивают и затирают цветной раствор, по второму выполняют набрызг. Набрызг лучше всего делать по свежезатертой штукатурке.
Сметанообразный жирный пластичный известковый раствор набрызгивают с помощью веника или кисти, делая ими резкие стряхивающие движения. Стряхивать раствор можно или непосредственно с веника и кисти, или ударяя ими о палку.
Выполняя фактуры набрызгом с веника и со щетки, ведра с раствором следует ставить на высоте 1 м от пола, чтобы во время работы не нагибаться.
Комбинированные фактуры выполняют чаще за две-три рабочие операции как обычной штукатурной кельмой и веником, так и валиками или штампами. Фактуру выполняют на поверхности после того, как на нее нанесут слой раствора нужной толщины и разравняют его без затирания. По несхватившемуся раствору концом штукатурной кельмы прорезают борозды разной глубины, длины и формы, располагая их в разных направлениях. По нарезанным бороздам набрызгивают через сетку, с веника или со щетки цветной раствор.
Источник: ru-stroyka.com