Хранить катер на воде у причала удобно, можно сразу же предаваться любимому виду отдыха. Но что делать, если начала снижаться скорость и стал увеличиваться расход топлива? Для начала надо осмотреть днище и борта, особенно в области переменной ватерлинии на предмет обрастания водорослями и ракушечником.
Чтобы днище лодки не покрывалось налётом из микроорганизмов, применяют специальную защитную краску – «необрастайку». О том, какие необрастайки бывают и как правильно их наносить на корпус, мы поговорим сегодня.
В нашей статье будут рассмотрены:
- Симптомы обрастания днища
- Виды необрастающих покрытий
- Варианты нанесения необрастающего покрытия
- Стоимость материалов
- Инструмент
- Нанесение необрастающего покрытия
- Быстрое обновление необрастайки
- Отзывы пользователей
Симптомы обрастания днища
Увлечение водномоторным отдыхом в своём развитии последовательно проходит несколько обязательных фаз:
Глобальная проклейка мелких свищей в ПВХ лодке
- сначала нужно вдоволь намучиться, разбирая и собирая ПВХ – лодку;
- потом объездить всю страну с мотолодкой на прицепе;
- и, наконец, остепениться и приходить отдохнуть на катер, который стоит на воде недалеко от дома.
Казалось бы, это идеальный вариант – никаких трудозатрат на сборку, слипование, перевозку. Но к концу сезона мы замечаем неприятные изменения в поведении лодки:
- скорость существенно падает;
- выход на глиссирование становится мучительно долгим;
- приборы начинают показывать какие-то космические цифры расхода топлива.
Всему виной микроорганизмы, поселившиеся на днище и бортах нашего катера. Иначе говоря, днище обросло ракушками. Этот налёт настолько прочный, что в конце сезона на берегу приходится применять мойку высокого давления, грубую щетку и скребок, чтобы очистить поверхность от наростов.
Разновидности необрастающих покрытий.
Чтобы значительно снизить обрастание подводной части, применяют специальные составы, именуемые в народе «необрастайками». В основном они имеют однокомпонентную алкидную основу, наносятся на днище и борта ниже ватерлинии и предохраняют корпус от налипания водяной живности.
- По предназначению необрастайки подразделяются на «водоизмещающие» и «глиссирующие». Они имеют различную прочность покрытия и предназначены для работы на разных скоростях. Быстрополирующиеся, полирующиеся в процессе эксплуатации, жесткие, на основе силикона, на водной основе, с добавлением биоцидов.
- Для скоростных лодок, хранящихся на воде, специалистами рекомендован состав Interspeed Ultra, для корпусов, большую часть времени проводящих на суше, используется Trilux.
- По сроку использования различают однолетние и многолетние составы. При использовании первых старое покрытие следует осенью очистить, а новое нанести весной перед началом сезона. Многолетние составы более стойкие и нуждаются лишь в осенней мойке, однако стоят дороже.
- По составу необрастающие покрытия делятся на медьсодержащие и без наличия меди. Для обработки пластиковых корпусов могут применяться как те, так и другие. При обработке корпусов из алюминиевых сплавов необходимо использовать составы, в которых медь отсутствует во избежание возникновения электрохимической коррозии.
Способы нанесения необрастающего покрытия:
- Промышленный, методом безвоздушного распыления. Применяется на больших судах при нанесении на поверхности большой площади.
- Полупрофессиональный, методом пневматического распыления. Используется преимущественно при обработке новых корпусов.
- Любительский – при помощи валика, реже – малярной кисти. Позволяет обойтись минимумом оборудования, не требует специальных условий несения.
Стоимость материалов
По цене необрастающие покрытия отличаются более чем в 10 раз. Самые бюджетные – красноватого цвета. Дорогие составы имеют более богатую палитру, включающую оттенки синего, зеленого, серый и черный цвет.
лечим старую надувную лодку грунтовкой?! часть1
- Из наиболее бюджетных стоит выделить отечественную краску ХС-5226. При цене чуть более 200 рублей за килограмм обладает достаточной эффективностью и может применяться, если защитные свойства важнее определённой расцветки.
- Корейские профессиональные материалы International Marine и продукция Hempel находятся в среднем ценовом диапазоне.
- Но лучшими материалами для любительского и полупрофессионального применения остаются материалы International/Interlux: Interspeed Ultra и Trilux. Стоит заметить, что эти составы изначально были разработаны для нанесения валиком.
Инструмент
Пневматическое распыление сегодня мы рассматривать не будем – если вы работали с краскопультом, то наверняка уже приобрели свой опыт.
Если вы планируете использовать валики – не покупайте совсем дешевые, из которых лезет мех уже на полке магазина. Возьмите за 100-200 рублей из велюра, ворс не должен быть слишком жестким и толстым. Если понравится – сразу берите «про запас». Валики не портятся, а хороший инструмент должен быть всегда под рукой.
Работая поролоновым валиком, нужно точно контролировать усилие нажима. Излишнее приложение силы увеличивает толщину наносимого слоя, что недопустимо. Однако такой валик долговечен и позволяет получать поверхность нужной «шершавости».
Для очистки поверхности используем «рыжий» скотчбрайт.
Нанесение необрастающего покрытия
- Пока лодка находится на воде, отмечаем ватерлинию порожнего судна и «в грузу», потом извлекаем на берег.
- С помощью гидробластинга очищаем днище от наростов. Бытовой «Керхер» с грязевой фрезой вполне справится с этой задачей. Лучше использовать прибор серии от 5.20 и выше, т.к. в них есть возможность засасывания воды из ведра или водоёма, да и давление жидкости на выходе уже вполне «взрослое».
- Качественно отмываем чистящим средством корпус ниже ватерлинии. Предпочтительно использовать Super Cleaner от Interntional, однако подойдёт и обычный стиральный порошок. Маслянистые загрязнения отлично отмывает бытовой крем Cif, белёсый налёт с дейдвуда и редуктора поможет удалить «Силит от накипи».
- Удаляем специальной смывкой Interstrip старое необрастающее покрытие.
- Внимательно осматриваем корпус ниже ватерлинии на предмет появления сколов, трещин, осмоса, коррозии. При необходимости производим локальный ремонт.
- Если ваша лодка новая и стеклопластиковая, то перед нанесением грунта необходимо тщательно удалить с гелькоата остатки разделительного слоя матрицы, воска и стирола. После чего безжалостно расцарапываем зону несения покрытия оранжевым скотчбрайтом для лучшей адгезии. Бояться не стоит, так как к концу первого сезона пластик сам по себе станет шершавым благодаря работе микроорганизмов, живущих в воде и облюбовавших днище вашего катера.
- Затем поверхность грунтуем однокомпонентым грунтом Primocon, даём ему высохнуть.
- После этого наносим валиком 2 слоя необрастайки. После высыхания этих двух слоёв накладываем третий слой в зоне переменной ватерлинии. Это делается для того, чтобы осенью при подъёме лодки просто счистить скотчбрайтом этот третий слой. Основные 2 слоя останутся и будут даже неплохо выглядеть.
Статьи
Одним из самых надежных способов защиты надувных лодок от проколов, порезов, а так же истирания о грунт является бронирование полиуретановой пленкой. К преимуществам данного метода относится и возможность армировать лодку самостоятельно в условиях простого гаража.
Инструкция по бронированию ПВХ лодки
Приведем несколько простых советов для тех, кто решил сам, без посторонней помощи воспользоваться данной технологией.
Прежде всего, вам понадобится бронирующая полиуретановая пленка и клей Витур РКМ для ее надежного закрепления на корпусе плавсредства.
Необходимое количество пленки рассчитывается в зависимости от площади армируемой поверхности. Клей приобретается из расчета 5 г на 1 дм². Все материалы можно выгодно купить с доставкой в компании Витур. Здесь же вы получите необходимые консультации по самостоятельному бронированию лодки.
Поверхность баллонов и днище лодки необходимо зачистить, обезжирить и, при необходимости, зашкурить.
Предварительно наметьте границы нанесения защиты. Нарежьте необходимые куски полиуретановой пленки, перекрывающие область армирования.
Далее, секрет успеха будет заключаться в строгом следовании инструкции к клею Витур РКМ:
- Для приготовления смешайте основной компонент клея с реагентом ПИЦ (полиизоционат) в пропорции 100 к 1,5 и выдержите его в течение четверти часа.
- Внимание! Полученная консистенция теряет свои свойства через 10 часов!
- Нанесите слой клея на соединяемые поверхности и выдержите около 20 минут.
- Затем нанесите 2-й слой клея и ждите еще 1,5 часа.
- Далее слой клея активируют нагреванием до температуры 110ºС около 2-х минут.
- В первые 15 секунд после активации необходимо соединить пленку с корпусом лодки и закрепить под давлением 3 кг/см² в течение полминуты.
- Перед использованием армированную лодку надо выдержать 1-2 дня.
И вот, вам уже не страшны никакие коряги и подводные камни! Высокопрочная полиуретановая броня, сформировавшая второй слой обшивки корпуса, надежно защитит лодку даже при движении на скорости с подвесным мотором!
Вот что советует наш знакомый мастер-лодочник из города Санкт-Петербург: «Дублирование нижней части Вашей надувной лодки полиуретановой плёнкой, является наиболее действенным способом её защиты от острого камня (скальник), острых веток и сучков. Благодаря физическим свойствам, полиуретан отлично противостоит истиранию, имеет превосходные показатели на раздир, а также на прокол. На лодку, накачанную до рабочего давления, мы накладываем предварительно промазанные клеем, листы полиуретановой пленки. После этого, мы производим сушку и полимеризацию полученного пакета материалов. Лодка выстаивается в накачанном виде не менее двух суток. Таким образом, сама полиуретановая пленка остается ненапряженной и её намного сложнее повредить в естественных условиях на природе.»
Экология
Выбирая полиуретан для своего изделия, Вы делаете выбор в пользу экологии нашей Земли.
Источник: www.vitur33.ru
Как подготовить лодку ПВХ к использованию после зимнего хранения
Для ПВХ лодки зима — сложная и опасная пора. Если не придерживаться рекомендуемых правил хранения, то плавательное средство может прийти в негодность и его восстановление выльется в немалую денежную сумму. Важна также и правильная расконсервация лодки после холодной поры.
Внешний осмотр…
ПВХ — достаточно прочный и долговечный материал. Он не рвется, способен выдерживать кратковременные экстремальные нагрузки. Лодка из ПВХ может спокойно выходить на небольшие коряги или камыши.
Но все эти преимущества можно оценить только после осуществления следующих подготовительных работ после зимы: 1. Лодку необходимо накачать и проверить герметичность баллонов 2. Следующий этап — проверка дна. Набрав немного воды в лодку, несложно локализировать возможные места утечек. 3. Важно удостовериться в работоспособности клапанов.
После фиксации они не должны пропускать воздух. 4. Проверка целостности уключин, транца и навесного оборудования. Поломка любого из этих элементов может существенно омрачить радость от первой рыбалки. 5. Один из главных моментов – работоспособность двигателя лодки. Правильно законсервированный двигатель заработает без проблем.
В противном случае придется разбираться с причиной неисправности. И лучше это сделать заранее, чем обнаружить проблему в день отплытия.
… и устранение небольших дефектов
Небольшие проколы и потертости – еще не повод обращаться в сервисный центр. Полиуретановый клей, ацетон и небольшое количество соответствующего материала помогут справиться с этими незначительными неурядицами. Правильная латка должна быть на несколько сантиметров больше прокола по всему периметру. Форма — максимально закругленная, без выступающих углов.
Так она не будет ни за что цепляться. Сначала все обезжиривают ацетоном. Потом на обе поверхности наносят первый слой клея. Через 10 минут – второй. Дают ему просохнуть около 20 минут. После этого, их прогревают и соединяют вместе. При этом желательно приложить чем-то тяжелым.
Уделив своей лодке ПВХ относительно небольшое количество времени, можно быть уверенным в качестве будущей рыбалки.
Источник: kateramotori.ru