Шпатлевание: подготовка, перемешивание, нанесение, сушка
Здравствуйте, друзья. В прошлой статье мы с вами говорили об удалении пришедших в негодность старых лакокрасочных покрытий, очагов коррозии, антигравийных покрытий, липких лент, зачистке сварных швов и т.п.
Сегодня мы переходим к следующей, очень важной и ответственной части подготовительного процесса. Как вы догадались, речь в данной статье пойдет о шпатлевании.
Из этой статьи вы узнаете:
- как подготовить поверхность под шпатлевание;
- как правильно перемешивать шпатлевку с отвердителем;
- как правильно наносить шпатлевку:
- как сушить шпатлевку;
Шпатлевание в малярном деле сравнивают с работой скульптора. И действительно, прежде чем получить желаемое качество поверхности, приходится в буквальном смысле «вылеплять» ее: по нескольку раз шпатлевать и шкурить. От соблюдения всех технологических ньюансов и правильного выбора шпатлевки зависит качество, форма и долговечность нашего покрытия. Стало быть, следовать технологии необходимо с самого начала и прежде чем приниматься за «вылепливание» форм, следует подготовить поверхность к шпатлеванию.
Как шлифовать шпаклевку на сложной поверхности
Подготовка поверхности к нанесению шпатлевки
Для начала поверхность тщательно зачищается и обезжиривается , затем в местах голого металла с заходом на старое лакокрасочное покрытие наносится одинарный тонкий слой эпоксидного антикоррозионного грунта . Большинство мастеров игнорируют нанесение грунта. А зря.
Ведь грунт обеспечивает близкую к заводской антикоррозийную защиту метала и высокую адгезию для последующих слоев шпатлевки. Так что если вы стремитесь к высокому качеству — лучше «грунтонуть» деталь, тем более, что грунт достаточно нанести всего в один слой. Такой расход вряд ли существенно увеличит стоимость ремонта, в то время как долговечность покрытия увеличивается в разы. Короче, игра стоит свеч.
Для зачистки используем наждачку зернистостью P80 или P100. Зачистка таким абразивом обеспечит хорошую адгезию для шпатлевки, а также позволит избежать дефектов в виде царапин.
Если зачищать поверхность более грубой шкуркой, то царапины после нее могут проявится на готовом лакокрасочном покрытии в результате усадки шпатлевки!
Места обрыва старого лакокрасочного покрытия сглаживаем, делая их максимально пологими. Следует помнить, что на границе ремонтируемого участка и старого покрытия, в так называемых периферийных зонах, слой шпатлевки будет тоньше, нежели в центре дефекта, и если он (слой) просядет в слишком глубокие царапины, оставленные шкуркой, появится вышеописанный дефект «просевших рисок». Поэтому, перед шпатлеванием эти участки необходимо обрабатывать более мелкими абразивами, например P120-P150. По этим же причинам шкурку P150 желательно использовать и при устранении небольшого повреждения (скола, царапины, небольшой вмятины).
Зачищается поверхность на сухую с помощью эксцентриковой ротационно-вибрационной шлифмашинки или же «вручную» рубанком (колодкой, шлифком, тёркой). Следите, чтобы в местах будущего нанесения шпатлевки не оставалось глянца. Там где шлифмашинка или рубанок «не берет», дошкуриваем вручную.
Итак, наша поверхность зачищена. Удаляем пыль, продувая деталь сжатым воздухом. Лучше всего для этого применять специальный продувочный пистолет.
Обезжириваем поверхность антисиликоном. Подробнее об обезжиривании можете почитать в одной из предыдущих статей.
Что касается грунтования, здесь есть один очень важный момент.
Ни в коем случае нельзя наносить шпатлевку на травящий грунт (он же кислотный, кислый, реактивный), так как неотвердевшая шпатлевка его растворяет! В результате зашпатлеванный участок может оконтуриться или же вовсе отслоиться!
Грунтовать металл перед нанесением шпатлевки необходимо эпоксидным грунтом. Если же ваша деталь покрыта травящим грунтом, то перед нанесением шпатлевки ее необходимо дополнительно покрыть грунтом-наполнителем и только тогда шпатлевать.
Также следует отметить, что к алюминиевым и оцинкованным поверхностям имеют хорошую адгезию лишь некоторые виды шпатлевок (например универсальная). А как вы знаете из этой статьи, их применение в качестве первого шпатлевочного слоя не везде уместно. Например, большие ямы лучше зашпатлевать прочной стекловолоконной шпатлевкой, но она не имеет хорошой адгезии к алюминию. И тут на помощь приходит эпоксидный грунт. К нему-то все полиэфирные шпатлевки цепляются «будь здоров»!
О самом процессе грунтования мы подробно поговорим в следующих статьях. Чтобы не пропустить их, не забудьте подписаться на обновления .
Итак, наша поверхность готова под шпатлевание. Теперь можно приступать к перемешиванию шпатлевки с отвердителем.
Перемешивание шпатлевки с отвердителем
Перемешивают шпатлевку в основном двумя шпателями . При замешивании больших объемов шпатлевки некоторые мастера используют « мольберты » — небольшие листы металла, оргстекла, фанеры и тд. Некоторые застилают «мольберт» бумагой, чтобы не пачкать и каждый раз не очищать его.
Очень важно перемешать шпатлевку с отвердителем в правильном соотношении.
Процент добавления отвердителя зависит от температуры воздуха и варьируется в пределах 1,5-3%. Так, при температуре 20 °C доля отвердителя должна составлять 2% от массы шпатлевки. При более высоких температурах добавляем чуть-чуть меньше отвердителя, при низких — чуть-чуть больше.
Если добавить слишком мало отвердителя — часть шпатлевки не затвердеет, при шлифовании она будет забивать шкурку и царапать поверхность. Если слишком много — шпатлевка от этого быстрее не схватится. В ней останется активный, не вступивший в реакцию отвердитель, который в конечном итоге образовывает пятна и контуры на лакокрасочном покрытии. С опытом вы научитесь правильно дозировать отвердитель.
Итак, берем небольшое количество шпатлевки на шпатель или «мольберт», затем выдавливаем из тюбика нужное количество отвердителя и тщательно перемешиваем все это около минуты до полной однородности, чтобы в готовой массе не было красных прожилок отвердителя .
Отвердитель (пероксид) — это вещество мутно-молочного цвета. В ярко-красный цвет его окрашивают специально для контроля перемешивания.
Перемешали? Отлично! С этого момента начинается химическая реакция и через несколько минут наша шпатлевка полимеризуется (затвердеет). Так что поспешим.
Нанесение шпатлевки. Как правильно наносить шпаклевку?
Берем немного перемешанной с отвердителем шпатлевки на шпатель и наносим ее на поверхность, выходя за границы поврежденного участка. Шпатель нужно держать под углом 45-60° по отношению к поверхности. Шпатлевку наносим с надавливанием. Во-первых — для лучшего сцепления с поверхностью, во-вторых — для вытеснения воздуха из шпатлевки.
Пузырьки воздуха, находящиеся в шпатлевке, при шлифовке образовывают кратеры, которые необходимо дополнительно шпатлевать, либо, что хуже, остаются внутри слоя и могут спровоцировать дефекты покрытия в будущем.
Нанесенную шпатлевку необходимо разровнять, сглаживая сильно торчащие «ступеньки» и дополнительно придавая необходимую форму элементу. При работе на больших плоскостях разравнивать шпатлевку лучше большим шпателем. Помните: чем аккуратнее вы зашпатлюете поверхность, тем легче ее будет шлифовать !
Наносить шпатлевку необходимо в несколько тонких слоев. В этом случае ее усадка будет минимальной. Слишком толстые слои могут отслаиваться от поверхности и трескаться в результате усадки. Учтите, что по прошествии от 30 минут до часа после нанесения шпатлевки, она способна принять на себя следующий слой без шлифования .
Как только шпатлевка начнет схватываться — заканиваем работу и чистим шпателя, соскабливая с них остатки шпатлевки. Каждый новый слой необходимо наносить тщательно очищенным шпателем.
Конечно, в формате статьи очень тяжело объяснить непосредственно сам процесс шпатлевания. Так что специально для вас в скором времени постараюсь записать видео!
Сушка шпатлевки
Как вы уже поняли, высыхает шпатлевка в результате реакции с отвердителем. Время высыхания в среднем составляет 20-30 минут при 20 °C.
При низких температурах, особенно зимой, шпатлевка сохнет очень и очень долго. И тогда многие допускают большую ошибку — добавляют побольше отвердителя, ожидая, что шпатлевка быстрее высохнет. Чем это может кончиться вы уже знаете.
Для ускорения сушки при низких температурах используют фены, обогреватели, коротковолновые ИК-лампы. Но здесь тоже важно не переусердствовать. Нельзя нагревать шпатлевку свыше 60 °C, так как она начнет вздуваться и потеряет адгезию к металлу. Следите за степенью нагревания шпатлевки на ощупь. Она должна быть в меру горячей.
При высоких температурах приходится решать прямо противоположную задачу — как замедлить отверждение шпатлевки. Для этих целей существуют так называемые «медленные» шпатлевки, которые «дольше живут» по сравнению с обычными.
Если же при высоких температурах вы работаете обычной шпатлевкой, старайтесь замешивать маленькие порции, которые вы успеете нанести.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть несколько основных моментов, касательно шпатлевания:
- Наносите шпатлевку на предварительно зачищенную и обезжиренную поверхность.
- Перемешивайте шпатлевку с отвердителем очень тщательно и в правильном соотношении.
- Держите емкость со шпатлевкой плотно закрытой, чтобы из банки не выветривался растворитель, иначе шпатлевка будет терять свою эластичность.
- При шпатлевании больших повреждений не старайтесь перекрыть их за один раз. Лучше нанести больше тонких слоев, чем один толстый.
На этом буду заканчивать, друзья. Основные теоретические моменты шпатлевания я постарался раскрыть. В следующей статье мы поговорим о шлифовании зашпатлеванных поверхностей. Также ждите видео о шпатлевании. Пока!
Источник: automatz.livejournal.com
Как шпаклевать автомобиль своими руками под покраску
Как правильно шпаклевать автомобиль – вопрос, который каждый автовладелец должен внимательно изучить перед обновлением поверхности кузова или косметическим ремонтом салона. В противном случае результат реставрации может оказаться плачевным. Например, под красивым блестящим покрытием будут выступать неаккуратные бугорки или краска со временем начнет отслаиваться.
Важно не только уметь подобрать подходящие материалы, но и хорошо знать технологию их нанесения, обработки, совместимость различных продуктов автохимии.
Состав автомобильной шпаклевки
Шпаклевка – это смесь полимера (полиэфир), талька и других добавочных компонентов (таких, как стекловолокно, углеволокно, алюминиевая пудра и пр. )
Для отверждения автомобильной шпаклевки используется катализатор. Все, кто когда-либо пользовался автомобильной шпаклевкой, знают об отвердителе, который добавляют из тюбика и смешивают со шпаклевкой перед использованием. Но не каждый знает, что это такое и как действует. Это перекись МЭК – метилэтилкетон, ароматический химический элемент. Этот компонент опасен для здоровья человека.
Полимер (смола) придаёт адгезионные свойства, а тальк служит основным наполнителем шпаклевки. Главный растворитель в шпаклевке – стирол, который испаряется, когда шпаклевка затвердевает. Именно стирол даёт запах, который все ассоциируют со шпаклевкой.
Температура очень влияет на экзотермическую реакцию (научное название для тепла, выделяемого при реакции с отвердителем). Затвердевание значительно замедляется, при температуре ниже 18 градусов по Цельсию. При недостаточно высокой температуре полное затвердевание может растянуться даже на несколько дней. Лучшая температура для работы с автомобильной шпаклевкой – от 20 до 25 градусов по Цельсию.
Также, важна температура металла, на которую наносится шпаклевка. Если металл холодный, то шпаклевка будет затвердевать сначала снаружи. Стирол (растворитель шпаклевки) может не успеть испариться из слоя шпаклевки, который ближе к поверхности металла. Этот растворитель может начать выходить позже, когда ремонтная поверхность будет уже покрашена.
Автомобильную шпаклевку лучше размешивать на стекле, твёрдом пластике или другом материале, который не будет действовать на компоненты шпаклевки. Картон, к примеру, плохо подходит для этой цели.
Как пользоваться автомобильной шпатлевкой? (много фото и видео)
Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу, как пользоваться автомобильной шпатлевкой, а именно как правильно её наносить и правильно её затирать. Традиционно для нашего сайта статья снабжена большим количеством фото и видео материалов.
Итак, для нанесения шпатлевки на кузов автомобиля нам понадобятся:
- Наждачная бумага с риской 40-80-120
- Брусок в зависимости от размеров повреждения
- Смывка силикона (обезжириватель)
- Шпатели
- Емкость для разведения шпатлевки (орг. стекло или большой шпатель)
Возможно, понадобится:
Рихтовочный инструмент такой как споттер, обратный молоток, киянка и т.п. т.е. тот инструмент который позволит максимально приблизить форму кузова к задуманной заводом.
Для затирания шпатлевки понадобится:
- Брусок (соизмеримый с размерами повреждения)
- Наждачная бумага (40-80-120-180-240-360, зависит от требуемого качества поверхности, т.е. затираем для следующего слоя шпатлевки или уже будем грунтовать)
Внимание – затирая шпатлевку, не забывайте про респиратор…. При его цене 30-50 рублей он уменьшает вероятность попадания пыли в легкие на 90 процентов! Силикоз очень страшная болезнь!
Как правильно разводить и наносить шпатлевку?
Если Вы не любите читать посмотрите вот это видео:
Шпатлевка наноситься на предварительно ошкуренную (80-120) и обезжиренную поверхность, Если проигнорировать эти правила, шпатлевка отвалится пластом!
На большие повреждения наносят сначала шпатлевку со стекловолокном, потом универсальную/алюминиевую, потом мягкую. Маленькие повреждения, сразу можно замаскировать универсальной или мягкой шпатлевкой. Про виды шпатлевок у нас на сайте есть отдельная статья.
Порядок нанесения:
- Смешиваем шпатлевку в соотношении 97 частей шпатлевки, 3 части отвердителя.
Типичные ошибки при нанесении и обработке шпатлевки.
Очень мало отвердителя.
В этом случае шпатлевка будет долго сохнуть, а при обработке наждачной бумагой, высохшая шпатлевка будет скатываться. Так же с большой долей вероятности шпатлевка даст усадку (шпатлеванная поверхность пойдет волной).
Очень много отвердителя.
В этом случае шпатлевка отвердеет «в момент» т.е. при обычном отвердевании, если нанесение шпатлевки еще не закончено, мастер замечает то что шпатлевка скатывается, но если поторопиться, её можно «домазать» так как этот процесс занимает 2-5 минут. В случае, когда отвердителя много, этот процесс занимает 20-30 секунд и доделать что-то невозможно. Но это не главная проблема….
Через несколько месяцев после окраски, отвердитель выйдет наружу в виде изменения цвета краски! Если на темных цветах это не так заметно, на светлых цветах это катастрофа!
Слишком высокая температура.
Шпатлевку допустимо сушить при температуре до 60ти градусов. Это дает и быстрое время сушки и мгновенную усадку, но если перегреть – шпатлевка размякнет и отвалится! Страшного ничего не произойдет – просто перевод материала.
Слишком низкая температура.
Шпатлевку допустимо наносить при температуре выше 10 градусов. При низкой температуре шпатлевка даст большую усадку, и полимеризация может пройти не полностью, в итоге при последующем ошкуривании шпатлевка будет забивать наждачку.
Мокрая шлифовка.
Шпатлевка очень гигроскопична, если затирать шпатлевку «по мокрому» она впитает воду и в последствии вода ухудшит адгезию грунта и краски к поверхности.
Если вы все сделаете правильно у вас получится сделать примерно вот так:
нанесли шпатлевку со стеклотканью
нанесли универсальную шпатлевку и перетерли
наносим жидкую шпатлевку
итог ремонта капота
На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы про то как пользоваться автомобильной шпатлевкой или если вы хотите дополнить статью, пишите комментарии.
С уважением, администратор
Поделись
Какой слой автомобильной шпаклевки можно наносить?
Любой профессионал в кузовном ремонте скажет, что чем меньший слой шпаклевки нанесён, тем лучше. Лучше предварительно тщательно рихтовать повреждённую поверхность, чем исправлять недочёты толстыми слоями шпаклевки. Даже если толстый слой шпаклевки не треснет, он даст более значительную просадку, чем тонкий слой.
Безопасная толщина шпаклевки – 3 – 6 мм. Можно наносить и более толстый слой (учитывая разновидности шпаклевок, усиленных стекло и угле волокнами). Для этого нужно наносить несколько тонких слоёв с хорошей просушкой и шлифованием между ними.
При нанесении нескольких слоёв шпаклевки, нельзя обезжиривать растворителем. Он впитается в шпаклевку и, в дальнейшем, после окраски, начнёт испаряться, вызывая дефекты лакокрасочной поверхности. Лучше выдувать пыль из зашпаклёванных мест сжатым воздухом и обезжиривать антисиликоном или другим специальным обезжиривателем, который быстро испаряется. Нужно помнить, что чем толще слой, тем выше вероятность растрескивания.
Правила шпаклевания:
- Наносить шпаклёвку нужно на очищенную и обезжиренную поверхность.
- Нужно дозировать необходимое количество шпаклёвки и отвердителя для конкретного шпаклевания. Это умение вырабатывается опытным путём. В другой статье о нанесении шпаклевки на авто, показан приём правильного дозирования шпаклевки с отвердителем. Можно, также, использовать электронные весы. Излишнее количество отвердителя не ускоряет реакцию отверждения, но может быть причиной дефекта в дальнейшем.
- Используйте чистый шпатель. Не применяйте тот же шпатель, которым размешивали шпаклёвку с отвердителем. Частицы не размешанной с отвердителем шпаклёвки на нём, могут вызвать появление дефектов на ремонтной поверхности при окрашивании.
- Если требуется заполнить шпаклёвкой большой дефект, то вместо одного толстого лучше нанести несколько тонких слоёв. Толстый слой получается не плотный и содержит много пузырьков воздуха.
- В интервале от 15 минут до 1 часа можно наносить следующий слой без предварительного шлифования.
- При шпаклевании большой площади, нужно наносить шпаклёвку средним шпателем, а разравнивать широким шпателем большого размера.
Как подготовить поверхность к нанесению шпаклевки?
Важно, чтобы были заварены все отверстия и трещины перед шпаклеванием. Любая нестабильность металла под шпаклевкой вызовет её растрескивание. Если не зашпаклевать даже маленькие дырочки, то шпаклевка будет втягивать влагу с обратной стороны, через это отверстие, что вызовет коррозию металла под шпаклевкой.
Производители автомобильных шпаклевок рекомендуют её наносить на чистый металл, отшлифованный крупным абразивом (p36 – p120).
На металле не должно быть следов коррозии. Не желательно наносить на холодный металл. На холодном металле может остаться еле заметный конденсат, который закроется шпаклевкой, и будет окислять металл.
После того, как металл подготовлен, его нужно продуть сжатым воздухом и обезжирить.
Инструменты и материалы для проведения шпаклевочных работ
Для того чтобы зашпаклевать автомобиль в домашних условиях, потребуется следующий набор материалов и инструментов:
- средство для удаления остатков грязи и пятен;
- отвердитель;
- растворитель;
- шпаклевка;
- шпатель;
- наждачная бумага;
- шлифовальный круг;
- защитные перчатки.
Сколько отвердителя добавлять в шпаклевку?
Количество отвердителя влияет на скорость реакции отверждения, но слишком много отвердителя увеличит хрупкость шпаклевки и её дальнейшее растрескивание. Правильное количество отвердителя не должно превышать 3% от массы шпаклевки.
Для новичков бывает сложно определить количество отвердителя, которое нужно выдавить из тюбика для смешивания с нужным Вам количеством шпаклевки.
Можно применять электронные весы для дозирования шпаклевки с отвердителем. Другой, достаточно точный способ, узнать количество отвердителя для шпаклевки – взять нужное для нанесения количество шпаклевки, положить на поверхность для размешивания и шпателем разделить на две равных части. Это будет 50%, далее разделяем ещё на две части – 25%, ещё раз – 12.5%, ещё раз – 6.25%, ещё раз – 3.125% (такое количество отвердителя — максимум), делим ещё на две части – 1.5% (это минимум).
Компания 3М, которой принадлежит брэнд шпаклевки BONDO, рекомендует более простой способ разведения шпаклевки с отвердителем. Нужно положить на плоскость для размешивания нужное количество шпаклевки, после чего выдавить из тюбика полосу отвердителя, проходящую от края до края через центр этой шпаклевки.
Некоторые выдавливают отвердитель в виде креста, проходящего через центр шпаклевки. Это можно считать максимально возможным количеством отвердителя, которое требуется для нормального отверждения автомобильной шпаклевки. В большинстве случаев (при температуре окружающей среды 20–25 градусов) достаточно будет одной полоски вдоль горки шпаклёвки.
Слишком много отвердителя сделает шпаклевку хрупкой и подверженной растрескиванию. Слишком мало отвердителя увеличит время затвердевания на неопределённый срок.
Рекомендации:
- Тщательно размешивайте шпаклёвку с отвердителем. Отвердитель, не вступивший в реакцию со шпаклёвкой, в дальнейшем проявится через слои покрытия в виде пятен.
- В жаркую погоду количество отвердителя, которое необходимо добавить в шпаклёвку уменьшается примерно в два раза.
- Для того, чтобы развести густую шпаклёвку, можно добавить в неё немного полимера из ремонтного комплекта со стекловолокном.
- Банка со шпаклёвкой должна быть герметично закрыта во время хранения, чтобы не сохла шпаклёвка, иначе она теряет эластичность.
- Крыша, капот, двери являются элементами кузова, на которые воздействует повышенная вибрация. На этих элементах нужно использовать эластичную шпаклёвку, чтобы избежать трещин. Подойдёт шпаклёвка с алюминиевой пудрой и шпаклёвка с углеволокном.
При какой температуре затвердевает автомобильная шпаклевка?
Рекомендованная температура для работы со шпаклевкой составляет 20 – 25 градусов по Цельсию.
Самая низкая температура, при которой можно использовать автомобильную шпаклевку, равна от 7 до 10 градусов по Цельсию. Используя шпаклевку при низких температурах, нужно немного увеличить количество отвердителя.
Если температура будет превышать 30 градусов по Цельсию, то шпаклевка будет очень быстро затвердевать. В таких случаях нужно работать с небольшим количеством шпаклевки за раз. Если используете тепло от внешних источников, чтобы ускорить отвердевание шпаклевки, то нужно их держать на таком расстоянии, чтобы поверхность оставалась тёплой, но не горячей.
Источник: truescooters.ru
Автомобильная шпаклевка — от А до Я
Достаточно часто при кузовном ремонте применяется автомобильная шпаклевка. С ее помощью можно избавиться от вмятин и ржавчины. При использовании шпаклевки для автомобиля нужно учитывать особенности материала, которые эффективны на определенных участках кузова.
Виды шпаклевки
Шпаклевка – это двухкомпонентное (чаще всего) средство, которое используется для устранения дефектов кузова. При смешивании двух составляющих продукта происходит химическая реакция, результатом которой являются выделение тепла и изменение химических свойств АШ, ведущее к ее затвердеванию. Есть однокомпонентная шпатлевка, которая не требует замешивания.