Что происходит с растениями осенью?
Листву на древостое и растения самого нижнего яруса мы зовем «зеленью». Но ведь с сентября все окрашивается ЖЕЛтизной, а где и багрянцем? Все равно термин ЗЕЛень универсален, так как и ЖЕЛ, и ЗЕЛ во всех индоевропейских языках обозначают цвета растительности (то есть все ее оттенки). Разберемся в том, как выглядят растения осенью и почему именно так, а не как-то еще.
- Почему листья меняют окраску?
- Что такое листопад
Почему листья меняют окраску?
Только весной и летом в растениях вырабатывается хлорофилл, связанный с зеленым пигментом. Осенью с лиственной флорой этого не происходит – зеленым остается лишь хвойный древостой. А как же уже созданные молекулы хлорофилла? Дело в том, что они к тому времени уж разрушены.
Осенью нет столько солнечных дней (образование хлорофилла касается фотосинтеза, а тот не возможен без фотонов – световых пучков, исходящих от Солнца, отсюда и частица «фото»).
Жизнь растений осенью. Окружающий нас мир
К тому же листва начинает усыхать и в ней вырабатывается каротиноиды – пигменты отвечающие за желто-красно-коричневый цветовой спектр. Они везде, где очень сухо и «затхло». Именно солнечный свет им вообще не нужен.
Одним словом, осенью листья растений демонстрируют оттенком то, что происходит внутри сложных организмов под названиями «дерево» и «куст» (речь и про иную лиственную флору).
Что такое листопад
В определенный момент (вторая половина осени) деревья не могут удерживать на себе листву, и та постепенно опадает. Почему так происходит? У такого явления как листопад (изводится от слов «листья» и «падать») есть целых три причины.
Во-первых, чтобы сохранить полезные вещества, жидкость и правильную температуру (она как раз регулируется с помощью жидкости) дерево избавляется от всего лишнего. Оставляет при себе лишь жизненно важные «органы» – корни, ствол и ветви. Оно «отрубает» систему питания листвы.
Во-вторых, осадки довершают дело, размачивая соединения листочков с отростками на ветках.
В-третьих, усиливающийся с каждым днем ветер довершает начатое, срывая «одежду» дерева.
Остается сказать, что листья становятся не только желтыми, но охристыми, оранжевыми, красными. Уже в момент лежания под снегом – КОРичневыми (это от основы КОР – цвет КОРня). Данный оттенок появляется не только на листве, но и на всем, что начало гнить – заметьте сами. Обнаружив под снегом прошлогоднюю листву, мы можем заметить на ней и черные участки.
ИсточникСентябрь в саду – как чувствуют себя растения
Наконец-то наступил сентябрь, и температура воздуха стала постепенно снижаться. Если летом из-за жары приходилось работать рано утром или вечером, а днем устраивать себе сиесту, то сейчас можно трудиться в саду практически целый день: температура выше 30 ⁰C уже не поднимается.
Последствия жары
Общеизвестно, что в сильную жару растения замедляют свое развитие, а в некоторых из них происходят необратимые изменения, поэтому когда температура поднимается до 30 ⁰C и выше, растениям нужно помогать справляться с обезвоживанием, то есть поливать.
В сентябре, несмотря на то, что жара спала, мои растения по-прежнему нуждаются в поливе из-за того, что у нас давно не было дождей.
Потребность растений во влаге заметна невооруженным глазом: листья на многих из них пожухли, и я после своего девятидневного отсутствия стараюсь с помощью полива привести свой сад в божеский вид.
Альбиция ленкоранская и павловния
В сентябре в нашем регионе начинаются сильные ветры, и мне приходится многие растения для устойчивости подвязывать. Например, альбицию ленкоранскую, которая была подвязана к колышку для выравнивания штамба, пришлось укрепить дополнительно. Растет альбиция быстро, и из-за этого ее ствол не успевает утолщаться, поэтому мне пришлось поставить колышек на растяжки из мягкой проволоки.
Теперь я за альбицию спокоен: ее верхушка колышется на ветру, но ствол неподвижен. Заодно я решил подправить и крону растения: все три ветки альбиции смотрят в один бок и растут под углом 90°. С помощью мягкой проволоки я оттянул одну их веток и направил ее в другую сторону.
Павловния сумела пережить летний шторм с ливнем без ущерба, хотя ее большие листья и трепало во все стороны. Деревце оказалось стойким, и я надеюсь, что зиму оно перенесет так же благополучно.
Осеннее цветение
Сентябрь – это время цветения, как ни странно это прозвучит. У меня зацвел кариоптерис. Укоренил я его весной десятисантиметровым черенком, и за лето он основательно подрос. Цветет черенок скудно, но когда все четыре высаженные в ряд кариоптериса превратятся в большие кусты, во время цветения здесь будет синяя волна.
Повторно зацвели жимолость и вейгела, а синие-фиолетовые цветки лаванды, нежно-розовые цветки растущего рядом очитка и белые с розовыми кончиками лепестки розы Дабл Делайт создают восхитительную цветовую гамму.
В этом году у меня в коллекции появилось несколько кустиков белоцветковой лаванды. Она уже сформировала бутоны и скоро зацветет. Есть у меня и лаванда с розовыми цветками, и, надеюсь, что в будущем году я смогу предложить вам саженцы этих сортов.
Чтобы цветение продлилось как можно дольше, нужно простимулировать растения подкормкой. Для этого я использую удобрение марки Яскравый квитнык: рассыпаю гранулы вокруг растений по влажной земле, и во время поливов и дождей питательные вещества поступают к корням. Азота в составе удобрения мало, поэтому бурного роста оно не вызовет, но цветение продлит.
Подготовка комнатных растений
В сентябре я начинаю готовить к возвращению в дом комнатные растения, которые провели лето в саду: мою, очищаю вазоны от нанесенного ветром мусора, а какие-то из растений стригу. Кроме того, нужно провести обработку всей комнатной флоры от расплодившихся на них за лето возбудителей болезней и вредителей.
Я запасся разными препаратами для подкормки, а подкармливать домашние растения осенью можно, потому что зимой в комфортных условиях они продолжают вегетировать. В этих препаратах, кроме удобрений, содержатся вещества, препятствующие развитию заболеваний и вредителей. Я использовал эти средства и раньше, они мне понравились, поэтому я как-нибудь расскажу о них более подробно.
И еще нужно заранее определиться с местом, на которое вы вернете комнатные растения, потому что многие из них за лето могли сильно подрасти. Например, мой циссус уже вряд ли поместится на подоконнике: он просто перекроем мне весь свет.
Мой любимый водоемчик
В сентябре мой маленький водоем выглядит прекрасно. За лето я убедился, что декоративные травы, которые к сентябрю достигли пика своей декоративности, являются лучшим украшением для водоемов. А к осени они станут еще красивее.
На переднем плане растет мелинис жилковаточешуйный с голубоватой зеленью и высокими розовыми метелками, а чуть поодаль краснеют листья императы цилиндрической сорта Ред Барон, которая сейчас особо привлекательна.
Рядом – пеннисетум с колосками и мискантус зебрина с контрастными полосками на тонких, острых листьях. Курьез: о посеве однолетней униолы я вспомнил только тогда, когда сажал на этом месте пеннисетум. Но униола взошла. У нее симпатичные семена, напоминающие чешуйчатых рыбок, но появятся они только к октябрю.
Прекрасно выглядит возле прудика и сусак зонтичный, который растет у нас по берегам Днепра. Он прекрасно цветет, а его семена стоят в соцветиях всю зиму. Кстати, богатое крахмалом корневище сусака многие народы использовали в пищу: сушили, мололи в муку и пекли из нее хлеб.
Я раздобыл саженец пампасной травы, который высажу на заднем плане как фоновое растение. К сожалению, этот декоративный злак, достигающий в высоту 3 м, редко встречается на наших участках. Пампасная трава морозостойка и очень красиво цветет, хотя ее цветение я смогу увидеть лишь через несколько лет.
Прошлой осенью я приобрел на ярмарке саженец виноградовника. У этого растения зеленая резная листва, а осенью на нем появляются фиолетовые с металлическим отливом ягоды. Но пока я не определился с местом для посадки, виноградовник ждет своей участи в контейнере.
Кувшинка в водоеме уже отцвела: видимо, ей не хватило питательных веществ. Если зачерпнуть из прудика воду, то, кроме личинок комаров, можно разглядеть в ней и головастиков. Это говорит о том, что скоро мой водоем станет обитаемым.
Инжир и маракуйя
Куст белого медового инжира сорта Далматский растет у меня третий год. Плоды у него очень вкусные, и сейчас началось их массовое созревание. Всего у меня 11 кустов инжира, и чуть позже я расскажу, как укрывать их на зиму.
Знакомые поделились со мной баночкой инжирной горчицы. Вид у нее, конечно, не самый привлекательный, но мне понравилось в ней сочетание сладкого и горького вкусов. Подходит эта горчица ко многим блюдам, в том числе и вегетарианским.
Плоды маракуйи продолжают наливаться, но я не уверен, что смогу их попробовать: на вызревание требуется около 60 дней, и чтобы плоды успели созреть к концу сезона, нужно опылить пассифлору до 10 августа. Позже кусты опыляются самостоятельно, но эти плоды уже не успевают вызревать.
Первые плоды, которые появились в результате искусственного опыления, уже набрали сортовой размер, но они слишком легкие и как-будто пустые, то есть они еще не наполнились сочной мякотью. И все же я надеюсь, что к 10 октября это произойдет, и я смогу узнать, какие они на вкус, и собрать семена для посева.
Заготовки на зиму
Пока стоят теплые и даже жаркие деньки, я стараюсь заготовить побольше вяленых помидоров. В этом году я существенно упростил технологию: разрезаю мелкие томаты пополам, более крупные – на 4 части, раскладываю их на ровную, освещаемую солнцем поверхность и посыпаю смесью соли и сахара.
За 2-3 дня томаты хорошо прогреваются. Пересушивать их не нужно: томаты должны быть мягкие. Я закладываю их в банки с розмарином и чесноком и заливаю рафинированным подсолнечным маслом. Можно, конечно, использовать и оливковое, но оно намного дороже, а вкус у томатов настолько сильный, что масло роли не играет.
Виноград
Первый урожай винограда я в этом году уже получил. Столовые сорта я съел, а винные готовлю к переработке.
Совсем недавно мне удалось побывать на ежегодном фестивале Золоте Гроно, куда съезжаются виноградари из Запорожской и соседних областей. Край у нас виноградный, эту культуру здесь любят и выращивают в большом количестве.
На фестивале было представлено множество новых сортов винограда с крупными кистями и ягодами, а тех сортов, которые я видел в прошлом году, на стендах не было. Общаясь с известными селекционерами, я спросил, какую задачу они перед собой ставят. Ведь сортов винограда уже сотни, так зачем нужны все новые и новые?
Из ответа я понял, что людям просто нравится заниматься этим делом, но по моему скромному мнению, было бы лучше сосредоточиться на выведении сортов, устойчивых к болезням, вредителям и низким температурам, чем ежегодно поражать посетителей фестиваля все увеличивающимися ягодами и гроздьями.
Были на фестивале и виноделы, предлагавшие посетителям так называемое гаражное вино, производимое в небольших количествах. После дегустации мне не захотелось приобрести ни один из продуктов, потому что вино было откровенно низкого качества. Хотя на вкус и цвет, как говорится…
Зато я познакомился с человеком, который производит прессы для отжима винограда и измельчители для разных фруктов. Позже я с ним связался, приобрел пресс и прямо сейчас приступаю к его испытанию. Буду делать вино.
ИсточникОсенние изменения в жизни растений
Назад Вперёд
- расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений;
- обеспечить условия для развития речи учащихся, развития произвольного внимания;
- создать условия для эмоциональное восприятие осенней природы.
Задачи
1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;
3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;
4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;
5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;
6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
8) формировать умение работать в группе
- Персональный компьютер, интерактивный комплект
- Учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
- Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)
Презентации к уроку:
2. Авторская презентация к данному уроку.
Ход урока
1. Оргмомент.
— Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
2. Эмоциональный настрой.
Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)
— С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)
— Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)
— С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
— В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)
3. Постановка темы урока.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)
— Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.
— Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)
4. Актуализация знаний.
— Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)
— Мудрая Сова приготовила вам задание. Распределите картинки по группам и ответьте на вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе? Почему? (Слайд №5)
— Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.
(Слайд №6 — солнышко, термометр, дождь)
1. Солнце ниже — мало света и тепла, дни становятся короче ночи
2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.
3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег
— Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.
5. Изучение нового.
1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?
(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?
— Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)
— Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)
(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.
— А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?
Слайды № 10—16 (дополнительная информация-рассказ учителя)
Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.
Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.
Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.
Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.
— Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.
— Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.
— Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.
— Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.
— Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.
— А теперь повторим причины изменения окраски листьев
- Уменьшается световой день
- Не успевает восстановиться хлорофилл
- Изменяется окраска листьев
2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики выполняют задание № 7 — кроссворд (ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).
— Назовите и впишите названия растений.
— Назовитеключевое слово (листопад)
— Что такое листопад? (Ответы детей)
К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья
Слайд №20. — Почему опадают листья?
Ответ в учебникена с.46-47.
(Для справки. Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет.
Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)
— Называем последовательность причин и следствий изменений:
1. Понижение температуры
2. Замедление движения соков
3. Пробковый слой
3) Слайд №21- Зачем опадают листья?
Листопад (причина) — уменьшение испарения спасает от засухи (следствие)
— избавление от лишних минеральных солей (следствие)
4) — Вернитесь к кроссворду. Какоерастение вы отметите как лишнее? (Ель)
— Почему? (Листопад у лиственных деревьев, а у хвойных его нет.)
— Почему у хвойных деревьев нет листопада?
Ответ на этот вопрос есть в учебнике: с.47,2обзац.
Слайд №22 Называем ответы:
1. Восковой налёт хвоинок спасает от “зимней засухи”
2. Ненужные дереву вещества накапливаются медленно, смена хвои идёт постепенно
— Лиственница-исключение у хвойных деревьев.
— Почему хвоя лиственницы осенью опадает?
(У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)
5) — Что происходит осенью с травянистыми растениями? Слайд №24
Ответ с.48. (Устные ответы детей)
6. Физминутка Слайд №25
7. Тест (графический диктант) Растения осенью Слайд №26
001 — У вас на парте есть полоски с короткими одинаковыми отрезками. Я читаю утверждение. Одни из них верные, другие-неверные. Где верное-дорисовываете “ ”,где неверное- просто пропускаем отрезок.
1. Листья клёна бывают и красные, и жёлтые. +
2. Листья сирени опадают жёлтыми. —
3. Листики осины постоянно дрожат, даже если нет ветра. +
4. У ивы резные листочки. —
5. У рябины листья краснеют. +
6. Дуб дольше других не сбрасывает листвы. +
7. У берёзы листья жёлтые. +
8. Ясень желтеет последним. —
9. У клёна, как и берёзы, берут сладкий сок. +
10. Все хвойные деревья остаются зелёными. –
— Сравнили свои ответы с моим (появляется в презентации). Оцените свою работу по критериям оценивания.
— А теперь узнаем верные утверждения. (Учитель читает утверждения, ученики называют правильные ответы, где утверждения неверные.)
8. Работа в группах Слайд №27
— Каждая группа получила карточку, которая разделена на три части: картинка, название, текст. Текст уже напечатан. Это отрывок из рассказа об осени. Внимательно прочитайте его и определите о каком периоде осени рассказал писатель. Подберите и наклейте название текста и картинку-иллюстрацию к нему
1 группа
Тургенев Иван Сергеевич
Погода была непостоянная. То шёл мелкий дождик, то из-за раздвинутых туч показывалось солнышко. Роща то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось, то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли и украдкой начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня.
2 группа
Скребицкий Георгий Алексеевич
Взяла Художник-Осень самые яркие краски и отправилась в лес рисовать свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила.
Могучему дубу подарила медную кованую броню, а липам убор из золотой парчи. Остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
3 группа
Паустовский Константин Георгиевич
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я хотел услышать, как шуршат падающие листья. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека.
Как-то поздним вечером я увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки клёна красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал я шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.
Выступление представителей каждой группы, показ страниц с иллюстрациями.
(пример: слайд №28)
9. Итог урока Слайд №29
— О каких осенних изменениях в жизни растений вы узнали?
— О каких периодах осени шла речь на уроке? (Ранняя осень, золотая осень,поздняя осень)
— Чем они различаются?
10. Домашнее задание (слайд №30):
Творческое (по желанию):
— составить небольшие рассказы: “Осень в лесу”, “Осенняя пора”, “Листопад в нашем городе”;
— найти стихи об осени;
— рисунок по теме.
11. Рефлексия Слайд№31
— На доске берёза без листьев
- ЖЁЛТЫЙ: урок был мне интересен и полезен.
- ЗЕЛЁНЫЙ: урок прошел без пользы для меня.
— А теперь закрепите свои листики на берёзе.
— Посмотрите, какая нарядная стала наша берёза. Теперь мы все видим, что встретила берёза свою золотую осень.
(Пример: слайд № 33)
12. В заключение. Слайд №32
— Любуясь осенней природой, я написала такое стихотворение:
Осень.
ИсточникСнова осень взялась за краски
И вовсю золотит листву.
Прекратив на время осадки,
Она спешит показать красоту.
Красоту осенних деревьев,
Красоту тёплых дней осенних,
Чтоб в холодные дни у печки
Было что вспоминать о них.
Кнышова М.Е.
9.10.2013 г.
Растения осенью
После жаркого солнечного лета в природе наступает период покоя – осень. Солнечных дней становится все меньше, земля и воздух постепенно остывают, меняется погода. Все растения осенью начинают подготовку к предстоящей зимней спячке: деревья сбрасывают свою листву, травы перестают расти и высыхают.
Почему меняется окраска листьев?
Один из самых верных признаков прихода осени – изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. В течение всего лета листья оставались зелеными потому, что в них содержится особое красящее вещество – хлорофилл. Также в каждом листике есть красящие вещества красного и желтого цветов. Но хлорофилла так много, что он заглушает все остальные оттенки.
Рис. 1. Осенний наряд деревьев.
На протяжении весны и всего лета хлорофилл постепенно разрушается. Но он обладает удивительной способностью – вновь появляться под воздействием солнечных лучей. Летом солнце ярко светит целый день, и его света хватает, чтобы листья все время оставались зелеными.
Но с приходом осени световой день укорачивается, хлорофилл начинает разрушаться и уже больше не восстанавливается. Ему на смену приходят другие оттенки, которые он раньше подавлял: желтые, красные, багряные, оранжевые. В результате деревья примеряют новый наряд – очень яркий и красочный, и стоят в нем до первых заморозков.
Есть деревья, у которых даже осенью листья остаются зеленого цвета. Например, ольха и сирень все время остаются в зеленом убранстве. Это говорит о том, что кроме зеленого, других красящих веществ в их листьях попросту нет.
Листопад
Яркий осенний наряд у деревьев держится недолго. С приходом заморозков листья начинают опадать с веток.
ИсточникИзменения в жизни растений осенью
Осень для многих растений – сезон созревания плодов. Как известно равноденствие дня и ночи наступает и 23 сентября. С приходом осени дни становятся холоднее и короче, а ночи удлиняются.
Осень – период подготовки растений к зиме. Приход осени не всегда можно определить по растениям, потому что некоторые цветковые растения продолжают цвести до поздней осени. Например, такие дикорастущие растения, как подорожник, одуванчик, цикорий, вьюнок, а из культурных – роза, хризантема, георгин и другие при теплой осенней погоде продолжают цвести долго.
Осенью созревают плоды у многих дикорастущих и культурных растений. Однако среди них немало растений (как паслён черный), у которых основная часть плодов уже созрела, а верхушка растения продолжает цвести. Или хлопчатник – на нижних стеблях раскрываются созревшие коробочки, а в верхних – распускаются цветы.
Одним из осенних биологических изменений у растений является листопад. Некоторые растения сбрасывают листья еще до наступления холодов, отдельные деревья и кустарники теряют листья с приходом осени, а другие – после первых заморозков. Например, такие деревья, как лох (джида), клён, миндаль, тополь, акация, гледичия, айлант сбрасывают листья заблаговременно (рис. 14).
Это время года в народе называют золотой осенью. Значение этих слов связано с тем, что, во-первых, в это время повсюду созревают фрукты, овощи, плоды. Во-вторых, у многих деревьев и кустарников изменяется цвет листьев, они становятся красными, желтыми, бурыми, и природа становится необычайно красивой. Но ряд растений (сирень, роза, лигустра) долго сохраняет зеленый цвет листьев. У таких растений, как самшит и лигустра, даже зимой не опадают листья.
У многих деревьев и кустарников осенью до начала листопада начинает меняться цвет листьев. Возникают вопросы: почему листья меняют свой цвет? Какие происходят изменения в клетках листьев растений?
Осенью дни становятся короче. Солнце греет меньше, температура воздуха понижается, поэтому возникают важные физиологические процесы. Из-за недостатка света и тепла происходят естественные физиологические процессы. В результате разрушаются хлоропласты, дающие зеленый цвет растениям, и превращаются в хромопласт. Эти красящие вещества накапливаются в клетках и заметными становятся оттенки желтого, красного и фиолетового цветов.
Рис. 15. Схема опадания листьев
В природе немало растений, у которых опавшие семена осенью, попав во влажную землю, дают всходы. Следующей весной проростки продолжают расти и развиваться. Таковыми являются осенние сорта пшеницы и других злаковых культур, мальва, одуванчик, пастушья сумка, гулявник и другие. У этих растений зеленые проростки остаются под снегом и не замерзают. Таким образом, осень для растений – пора созревания плодов, листопада и наступления зимнего покоя.
Многих интересует значение листопада, который имеет большую роль для самих растений. Во-первых, сбрасывая листья, деревья освобождаются от ненужных и вредных веществ, накопившихся за год, и, во-вторых, именно зимой прекращается испарение листьями воды, что очень важно для растений. Растения переходят в период покоя.
Нельзя забывать о правильном использовании опавших листьев. Иногда их поджигают в специально отведенных местах, но дым, который образуется при этом, отрицательно влияет на окружающую среду. Наиболее разумным и легким способом является использование листьев для корма скота (вместе с другими кормами – силосование) или в качестве удобрения (закапывание их в землю – перегной).
Возникает следующий вопрос: как происходит листопад? (рис. 15). На том месте, где черешок листа соединяется с веткой, образуется пробковый слой клеток. Появление этого слоя служит сигналом о начале листопада. Созревшие листья срываются и падают даже из-за слабого ветра.
Большое значение здесь имеет испарение воды. Поздней осенью корневые волоски не могут всасывать холодную воду из почвы. В результате надземная часть растения не снабжается водой. Листья перестают испарять воду. Таким образом, когда растение сбрасывает листья, готовясь к зимовке, и происходит листопад.
Зимой у растений наступает период покоя, то есть останавливается образование питательных веществ и движение сока почти прекращается, дыхание замедляется. Однако в Узбекистане зимний сезон не всегда бывает одинаково холодным или теплым. В некоторых годах осень бывает теплой, и однолетние и многолетние травы зеленеют и продолжают расти.
Встречается много растений, таких как самшит, можжевельник , сосна , ель и другие вечнозеленые растения, которые растут в течение года и сохраняют листья даже зимой. Можжевельник свои игольчатые листья сбрасывает незаметно в течение всего года. Самшит и ель меняют свои листья постепенно в течение года. Поэтому кажется, что листья у таких растений никогда не опадают.
Источник