Когда начали клеить обои

Когда начали клеить обои

В своем современном значении слово «обои» означает «широкие полосы декоративной рулонной бумаги, наклеиваемые на стены жилых помещений». Однако лишь сравнительно недавно стены стали оклеивать именно бумагой, до этого они обивались тканью или кожей. Или же покрывались коврами. Так, в немецком языке слово «обои» – Tapeten, восходит к итальянскому tappeto – «ковер».

Собственно именно об этом нам и напоминает и русское слово «обои», происходящее от глагола «бить». Например, стены внутри домика Петра I на Петровской набережной были обтянуты (обиты) морской парусиной, специально для этого вытканной в городе Вязники Владимирской области, где уже в начале XVIII века были основаны мануфактуры, выпускавшие холст для парусного флота.

В русском языке слово «обои» употребляется с первой половины XVIII века. А словосочетание «обои стенные» фиксируется в словарях начиная с 1731 года. Значение «бумажные обои» известно, по крайней мере, уже с середины XVIII века, хотя тканевые обои продолжали применяться повсеместно. Сами бумажные обои были заимствованы европейцами из Китая, где производство такого рода обоев практиковалось издревле.

Начали клеить обои

Бумажные обои получили широкое распространение в Европе именно в XVIII веке, после изобретения первой писчебумажной машины, позволявшей печатать обои произвольной длины (при классической их ширине в 50–60 см). Тогда же в Англии появились и первые фабрики по изготовлению бумажных обоев.

До этого столь полезного изобретения для внутреннего украшения жилищ употреблялись мрамор, кожа, дерево и различного рода ткани. В Европу искусство изготовления обоев ткацким способом было завезено с Востока испан-скими маврами и первоначально утвердилось в Нидерландах, а оттуда перешло во Францию, где при Людовике XIV это дело было в значительной степени усовершенствовано Гобеленом, основавшим свою знаменитую ткацкую мануфактуру в Париже. Нужно сказать, что и после того, как был налажен промышленный выпуск бумажных обоев (сначала с ручной печатью, а потом и с машинной), тканевые обои также продолжали использоваться. Вспомним пушкинские строки из «Евгения Онегина»: «В гостиной штофные обои» (от немецкого «штоф» – тяжелая шерстяная или шелковая ткань).

Как уже было сказано, первые фабрики по производству бумажных обоев возникли в Англии. Здесь изготавливали в основном обои дешевые, среднего качества.

Во Франции же, напротив, на большинстве фабрик делали только роскошные, дорогие обои. Обойное производство получило широкое развитие также в Германии и США.

В России же обойных фабрик было сравнительно немного. К 1893 году общее их число не превышало тридцати восьми. На этих предприятиях работало всего 1400 рабочих. Причем уже в те годы поднимался вопрос о вредности обойного производства. Дело в том, что для производства некоторых видов обоев использовались вредные вещества, например мышьяк.

Поэтому было решено, что некоторые очень яркие и красивые, но вредные краски (например, швейнфуртская зелень) не должны употребляться для изготовления обоев. Здесь было бы уместно вспомнить версию об отравлении коварными англичанами Наполеона на острове Святой Елены – с помощью как раз тех самых зеленых обоев, пропитанных мышьяком, которыми были оклеены покои опального императора.

Кто клеил обои- тот поймет!

В России большинство фабрик по производству обоев находилось в Петербурге и Москве. В Петербурге одной из самых известных была фабрика Камюзе, основанная в 1841 году. Здесь выделывалось «до 900 тысяч кусков гладких, шерстяных, чеканных золотом, с рельефным рисунком и пр. обоев в год». Стоимость таких обоев варьировалась от 12 копеек до 9 рублей за кусок.

А самым знаменитым в Петербурге магазином по продаже «лучших обоев русских и иностранных» был магазин «Досс Э. и Ко», располагавшийся в здании Голландской церкви на Невском проспекте, 20.

Нужно сказать, что наши предки ставили обойное производство в один ряд с ситцевым и фарфоровым, ибо в нем, наряду с чисто технической стороной дела, особую важность имела сторона художественная, так как «красота рисунка является наиболее важной при оценке обоев». На некоторых фабриках изготовляли обои, строго выдержанные в каком-нибудь одном стиле, печатая на бумаге целые картины.

При производстве подобных дорогих обоев, когда использовалось до нескольких сот красок, печать производилась вручную. Кроме того, после каждой набивки рисунок просматривался мастером, и если в некоторых местах узор выходил неправильно, его подрисовывали от руки с помощью кисти. Таким образом получались обои ручной работы с неповторимым орнаментом. Для производства недорогих обоев использовали не более тридцати красок, и этот процесс был полностью механизирован. Для изготовления и вовсе дешевых обоев краски наносились на белую бумагу, в остальных случаях бумага грунтовалась.

По способу изготовления бумажные обои делились на различные виды: расцвеченные сусальным золотом, серебром или бронзой, глянцевые, бархатные или суконные, мраморные, гранитные, под дерево, имеющие вид тисненой кожи, сатинированные, лощеные, лакированные, водонепроницаемые обои. Были даже несгораемые обои! Для того чтобы сделать их несгораемыми, бумага еще перед нанесением красок пропитывалась растворами фосфорно-аммиачной соли и квасцов.

Еще по теме:  Почему флизелиновые обои не мажут клеем

Преподносимые как изобретение нашего времени моющиеся обои изготавливались уже в XIX веке. Это были так называемые лакированные обои.

Интересен старинный рецепт изготовления бархатных обоев: «материалом для изготовления бархатных обоев служит отброс с суконных фабрик, так называемая стрижка, представляющая мельчайшие шерстяные волоски. Если нанесенный ворс, пока он еще не совершенно засох, расчесать щеткой в одну какую-нибудь сторону, то получается так называемый начес; если только одна часть ворса подвергается начесу, то часть рисунка кажется матовой, а другая блестящей».

К сожалению, бумажные обои недолговечны (в исторической перспективе, конечно же), но до сегодняшнего дня старинным обоям помог сохраниться тот факт, что при ремонте они наклеивались одни на другие и теперь исследователи, словно археологи, расчищая на стенах слой за слоем, могут проследить, как менялись вместе со временем мода, вкусы и предпочтения. Не говоря уже о старинных газетах, столь удобных для датирования, которые обнаруживают под обоями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Например, в квартире поэта Блока после того, как она была превращена в коммуналку на оригинальные обои блоковского времени было наклеено еще 60 слоев обоев! Другим же подспорьем для искусствоведов при изучении и воссоздании старинных обоев являются, безусловно, архивные фотографии.

Источник

Краткая история обоев, часть 1

История обоев не просто летопись орнаментов и дизайнов. Это также увлекательный рассказ о технологических изобретениях и об изменениях потребительских вкусов.

short-story-of-wallpaper-01

Обои в буфете палаты лордов (Вестминстерский дворец, Лондон). Дизайнер — Огастес Пьюджин, Англия, первая половина XIX века.

Традиция декорирования стен восходит к египетским и римским стеновым росписям, а также к настенным безворсовым коврам с орнаментальной или сюжетной композицией — шпале́рам, которые были известны ещё в Ассирии и Древней Греции.

Если на юге Европы можно было обойтись росписями, то в странах с более прохладным климатом шпалеры выполняли и практическую задачу: они сохраняли тепло и защищали от сквозняков. Шпалерами укрывали стены, из них делали кроватные пологи и перегородки в больших помещениях. К тому же они были транспортабельными: при переезде королей и аристократов из одного замка или дворца в другой шпалеры можно было снять, свернуть, доставить в нужное место и развесить их там вновь.

short-story-of-wallpaper-02

Фламандский гобелен, около 1680–1700

Бумажные обои в Европе появились в конце XV века или в начале XVI. Это связано с затянувшейся историей становления производства бумаги на Западе. Хотя распространено мнение, будто обои были изобретены в Китае, нет никаких доказательств того, что они нашли общее применение там раньше, чем в Европе.

Человечество с незапамятных времён было знакомо с бумагоподобными материалами, такими как папирус и пергамент. Кстати, английское слово paper (“бумага”) происходит от латинского слова papyrus (“папирус”), которое в свою очередь пришло из древнегреческого языка.
Считается, что “классическая” бумага была изобретена в Китае в 105 году н. э.

short-story-of-wallpaper-03

“Алмазная сутра” в китайском переводе. Представляет собой бумажный свиток длиной около 5 метров. Едва ли не самая древняя печатная книга (ксилография), дошедшая до наших дней. Напечатана в 868 году.

В июле 751 года на реке Талас (на территории современного Казахстана) произошло сражение войск Аббасидского халифата с армией китайской империи Тан. Победу одержали силы халифата, в результате чего от нескольких китайских военнопленных арабы узнали технологию изготовления бумаги. Вскоре арабы организовали собственное бумажное производство, сначала в Самарканде, затем в Багдаде, Каире, Фесе, Дамаске и т. д. К XI веку бумага постепенно вытеснила папирус и пергамент из употребления в мусульманском мире (а также в Индии).

Как и китайцы, арабы хранили технологию в секрете. На европейской территории первое бумажное производство появилось в XI веке в городе Хатива (сейчас он находится в испанской провинции Валенсия) в период владычества мавров. Христианские страны Европы наладили своё производство бумаги лишь в XIII–XVI веках.

Нанесение рисунка на ткань при помощи форм с рельефным узором является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. С появлением бумаги рельефные формы стали задействовать не только для набивных тканей, но и для печати на бумажных листах, например, при изготовлении книг.

short-story-of-wallpaper-04

Деревянный блок для печати рисунка на ткани. Индия, около 1900 г.

Когда в Европе бумага стала более-менее доступной (в начале XV века), ксилография стала использоваться для изготовления “молитвенных карточек” примерно того же размера, что и игральные карты (и те, и другие производились в больших количествах начиная с 1425). На одной стороне “молитвенной карточки” обычно печатали какую-нибудь религиозную сцену или изображение святого, а на другой стороне — молитву или описание деяний святого. Картинки делали монохромными либо раскрашивали вручную.

Печатные блоки стали также применять для изготовления декоративных принтов (обоев), которыми украшали стены. Способ изготовления бумаги в виде сплошных длинных полотен был внедрён только в XIX веке. Поэтому первые обои представляли собой монохромные либо раскрашенные вручную отдельные листы примерно 40 х 50 см (хотя бывали листы и более крупного размера).

Не всегда обои клеили прямо на стену. Иногда лист сначала приклеивали к куску ткани, которую затем прибивали к стене, причём кусок ткани с обойным листом мог быть дополнительно обрамлён рамкой. В некоторых случаях на длинные текстильные полотна наклеивали целую серию листов, потом эти полотна крепили к стене.

Еще по теме:  Как правильно клеить обои итальянские

Обойные рисунки обычно воспроизводили орнаменты, цветочные мотивы и живописные сценки, заимствованные из декора гобеленов, дамастов и штофных тканей.

short-story-of-wallpaper-05

Самый ранний, дошедший до наших дней, фрагмент европейских обоев был обнаружен в колледже Христа Кембриджского университета, датируется он 1509 годом. Гранатовый орнамент выполнен в стиле арабских дамастов, мотивы которых часто присутствовали в итальянских и испанских тканях. Принт изготовлен с помощью деревянного печатного блока.

short-story-of-wallpaper-06

Фрагмент обоев из колледжа Христа. Англия, 1509

Роскошные ткани, применявшиеся для украшения интерьеров в особняках аристократии, были очень дорогими, мелкопоместное дворянство не могло себе их позволить. Это послужило одной из причин развития производства и роста популярности обоев, представлявших более приемлемую альтернативу (хотя и они не были общедоступными). Нужно сказать, что обоями украшали не только стены, но также каминные экраны, шляпные коробки, дорожные сундуки и мебель, например, внутренние части шкафов и комодов. К началу XVII века обои стали обычным явлением в Западной Европе, в 1599 уже существовала первая гильдия изготовителей обоев, основанная в Париже.

short-story-of-wallpaper-07

Обои эпохи Тюдоров. Англия, XVI век. Такими обоями изнутри украшали шкатулки для важных юридических документов

Во время протектората Кромвеля (1653–1659) пуританское правительство Англии запретило многие виды увеселений (карнавалы, маскарады) и даже производство обоев. Обойный запрет был отменён только после реставрации Стюартов (1660), когда королём стал Карл II.

short-story-of-wallpaper-08

Слева: Панель флоковых обоев, идентичных тем, что прежде украшали гостиную королевы во дворце Хэмптон-корт. Англия, около 1735 года.

Справа: Фрагмент флоковых обоев. Дизайнер Оуэн Джонс, Англия, 1850.
Образцы из коллекции Музея Виктории и Альберта, Лондон.

XVII век стал свидетелем появления флоковых обоев. В 1634 Жером Ланье (беженец-гугенот из Франции) запатентовал в Лондоне метод покрытия обоев измельчёнными шерстяными волокнами. Флоковые обои имели очаровательную рельефность и удивительно точно имитировали бархатную ткань.

При этом они обладали двумя преимуществами: стоили дешевле и не боялись моли, т. к. скипидар в составе клеящего вещества для волокон отпугивал насекомых. В 1753 лорд Альбемарль, английский посол в Париже, выбрал синие флоковые обои, чтобы украсить ими свою резиденцию. Обои произвели настоящий фурор.

Уже в следующем году маркиза де Помпадур декорировала подобными обоями в Версале свою гардеробную и коридор, соединявший её апартаменты с часовней. Флоковые обои стали очень модными не только в Англии и Франции, но и в других странах. Видя такой успех, некоторые французские мануфактуры тоже стали выпускать обои с шерстяным напылением.

short-story-of-wallpaper-09

В конце XVII века Лондон познакомился с китайскими обоями, которые занимали прочные позиции на рынке роскошных стеновых покрытий в течение следующих ста лет.

Китайские обои, в отличие от европейских, рисовались (часто полностью) вручную. Это были не узоры из повторяющихся паттернов, а живописные крупномасштабные картины. Каждый набор обоев представлял собой композицию, которая составлялась из отдельных полос. В такой комплект обычно входило 25 или 40 полос шириной 1,2 м и длиной/высотой 3,65 м.
По своему дизайну китайские обои делились на две группы. Первая — изображения людей и бытовые сценки; вторая — пейзажные зарисовки или птицы среди экзотических цветов и растений. Обои покоряли тщательностью художественной работы, изысканностью оттенков, высокой степенью натурализма и детализации.

short-story-of-wallpaper-10

Китайские обои, около 1750 года. Усадьба Айтем Моут, Кент, Англия.

Кстати, такие обои изготавливались исключительно на экспорт, сами китайцы не пользовались ими, предпочитая фоновые обои (обычно белые, тёмно-красные или золотистые).

Стоит упомянуть, что в XVII–XVIII вв. были весьма популярны кожаные обои. Их производили в виде панелей, которые монтировались на стене как альтернатива гобеленам. Кожаные обои появились в Северной Африке, откуда в IX веке они попали в Испанию благодаря маврам. Обои делали из тонкой телячьей, овечьей или козьей кожи, которую золотили, а затем раскрашивали, часто использовалось тиснение.

short-story-of-wallpaper-11

Панель с кожаными обоями в Малоннском аббатстве (Намюр, Бельгия). Автор — Корнелис Киндт, Брюссель, около 1765 года.

В XV–XVI вв. технология кожаных обоев попала в Брабант и Фландрию, где была несколько доработана. Золочёные обои экспортировались не только в европейские страны, но даже в Японию.

Источник

Откуда правильно начать клеить обои: от окна или от двери?

Замена обоев – обязательный этап каждого второго ремонта в доме или квартире. При этом мало выбрать подходящий материал, клей и инструменты. Чтобы получить желаемый результат, нельзя просто вскрыть рулон и приступать к работе. Нужно заранее подготовиться, а также решить, откуда начинать клеить обои в комнате.

Выбираем точку начала поклейки обоев

Выбор точки начала: почему это так важно?

Во времена СССР обои клеили от окна. Полотна приклеивались внахлест, потому что материал был тонким. Чтобы сделать стыки незаметными, работать начинали от оконного проема. Сегодня ассортимент обоев из различных материалов огромен – от флизелина до пробкового дерева. Почему так важно выбрать подходящее место для начала поклейки?

  1. Обои в помещении клеятся по кругу – от точки до точки. Местом начала работы в этом случае является самое первое полотно. Однако если действовать таким образом, при отсутствии опыта легко допустить неточности, и последний кусок может не совпасть с первым.
  2. Последняя полоса обоев часто не помещается целиком, а значит, рисунок может не сойтись. Поэтому лучше выбрать точку начала поклейки в незаметном месте.
Еще по теме:  Как клеить обои самостоятельно метровые

Выбор

Чтобы поклеить обои аккуратно и ровно, придется тщательно поработать с первым полотном. Если оно будет приклеено кое-как, остальные полосы тоже лягут криво. Нужна ровная вертикаль для первой полосы обоев, так как при наклеивании следующих полос она станет ориентиром.

Инструменты, с помощью которых определяют ровность нужного ориентира:

  • Строительный уровень – простое и доступное приспособление. Чем он длиннее, тем лучше показатели.
  • Отвес – подойдет для вертикальных линий.
  • Лазерный уровень – дорогой, но наиболее точный и удобный инструмент.

Отвес и строительный уровень

Откуда начинать поклейку обоев в комнате: варианты

Есть несколько общепринятых методов выбора точки начала работ:

  • от окна;
  • от дверного проема;
  • от угла;
  • от крупного ориентира;
  • от нескольких линий, например в 2 стороны от окна.

Выбор способа работы зависит от особенностей конкретного помещения.

От окна

Старый советский метод все еще используется, причем часто, несмотря на способность современных обоев создавать бесшовное покрытие. Метод популярен потому, что люди привыкли так работать, и старшее поколение советует так делать младшему.

Вторая причина: советские окна были ровными, в отличие от дверных проемов или углов, кривизна которых иногда видна невооруженным взглядом. Еще один плюс этого способа: оконный проем, как правило, деформируется очень слабо и вполне пригоден для ориентира.

И еще один довод в пользу оконного проема. При поклейке из другой точки, когда дело доходит до окна, цельное полотно с большой вероятностью не поместится возле проема и придется отрезать полосу нужной ширины.

Поклейка от окна

Кроме этого, приклеить обои под окном, как правило, очень сложно, так как там обычно находятся радиаторы отопления. Если же работа начинается от окна, этих проблем можно избежать.

От двери

В настоящее время строители, как правило, строго следят за вертикальностью дверей и углов. Неприятные исключения бывают, хоть и редко. Клеить обои от двери удобно по следующим причинам:

  • первую и последнюю полосы не придется стыковать между собой;
  • в таких местах, как коридор или прихожая, дверной проем часто является единственным подходящим ориентиром.
  • если где-то будет неровность, дверь ее прикроет. Такой вариант оптимален, когда рисунок на полосах должен точно сходиться.

Поклейка от дверного проема

Нужно отметить, что даже очень ровный на вид дверной проем не помешает лишний раз проверить хорошим строительным уровнем или отвесом.

От угла

Угол как ориентир ненадежен, так как редко бывает идеально ровным. Поэтому от угла обои клеят нечасто, в случаях, когда комната без окон или когда дверной проем сильно перекошен.

С углом иногда работают так: начинают не прямо от него, а отступают расстояние, равное ширине рулона за минусом 2–3 см. Чертят вертикальную линию, которая и будет началом отсчета. Такой подход позволяет ровно и красиво состыковать обои в углу.

Поклейка от угла с заступом на другую стену

От любого крупного ориентира

Если в помещении много дверей и окон, появляется большой выбор точек начала работ. В таком случае рекомендуется начать от самого объемного ориентира.

От нескольких линий

Вариант для помещений с большим окном, от которого обои клеят сразу в 2 стороны. Чтобы места стыков полос были незаметными, их нужно разместить над окном, тогда они будут прикрыты шторами. Вместо окна можно начать поклейку в обе стороны от дверного проема.

От двух линий: от окна в 2 стороны

На что еще обратить внимание

Чтобы не возникало дополнительных проблем, нужно учесть следующие моменты:

  • Соотношение соседних углов и двери.
  • Расположение оконных проемов относительно друг друга, входа на балкон.
  • Размещение элементов отопления: труб, батарей, и т. д.
  • Расстановку предметов мебели.
  • Наличие прочих важных деталей интерьера.

Клеим от места, которое будет скрыто за шкафом

Если в комнате есть стационарный шкаф, который не планируется в будущем переставлять на другое место, можно начать поклейку от него, так, чтобы стык полос был скрыт за ним. То же самое относится к гарнитуру на кухне.

Как отметить ровную вертикаль на стене с помощью подручных предметов

  • Подбираем веревку длиной от пола до потолка.
  • Делаем на одном конце петлю, на второй подвешиваем груз.
  • Натираем шнур мелом или краской.
  • Забиваем под самым потолком гвоздь, привязываем веревку.
  • Удерживаем шнур за грузик внизу, слегка натягиваем его и отпускаем – на стене остается ровный след от краски.

Соблюдение вертикали в неровных углах

Это особенно важно, если на обоях есть геометрический рисунок, который должен совпадать. Для соблюдения вертикали есть проверенный способ. При наклеивании обоев на каждой стене стоит отмечать новую вертикальную линию, используя метод, описанный выше. В этом случае последняя полоса обоев на одной стене будет на несколько сантиметров заходить на первый фрагмент на второй.

Разметка при неровных углах

Полезные советы

Рекомендации, которые помогут упростить процесс поклейки:

  • Обои за батареями и вертикальными трубами отопления лучше поклеить сразу, пока есть свежие силы, чтобы потом не мучиться.
  • Перед работой нужно обесточить квартиру, снять крышки с розеток, чтобы клеить полотно прямо на них. После высыхания обоев аккуратно вырезаются отверстия и корпуса розеток снова устанавливаются на место.
  • Заклеить неровные стыки у потолка можно с помощью бордюров.
  • При работе с внешними углами хорошо использовать специальный пластиковый уголок под цвет отделки.

Выбор правильной «точки отсчета» и строго вертикальная ориентация полос – ключевые условия аккуратной и качественной отделки.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...