Когда появились бумажные обои в россии

Обои в жилом интерьере Текст научной статьи по специальности «История и археология»

ОБОИ АКРИЛОВЫЕ / ОБОИ ВИНИЛОВЫЕ / ОБОИ ГОБЕЛЕНОВСКИЕ / ОБОИ ШТОФНЫЕ / ОБОИ ТКАНЕВЫЕ / ПРИНТЫ / ОБОИ БУМАЖНЫЕ / НАСЫПНЫЕ ОБОИ / АМПИР / ГРИЗАЙЛЬ / ACRYLIC WALLPAPER / VINYL WALLPAPER / TAPESTRY WALLPAPER / BROCADE WALLPAPER / FABRIC WALLPAPER / PAPER WALLPAPER / POWDER WALLPAPER / EMPIRE STYLE / GRISAILLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевна

Обои узорчатая бумага или особые материи, служащие для оклейки стен. Бумажные обои появились в Европе в конце XV в. К началу XIX в. бумажные обои вошли в широкое употребление. В России бумажные обои получили распространение в первой половине XIX в., но первые обои появились в эпоху зарождения классицизма.

К концу XVIII в. бумажные обои использовались в оформлении интерьеров по всей России столичная мода проникла в провинции. В начале XIX в. обои вышли из моды, оставаясь лишь в провинции. Мода на обои вновь возникла в эпоху позднего ампира в 1820-1830-х гг. В XIX в. обойная продукция в России достигает европейского уровня.

Бумажные обои

Обои надолго остались самым распространенным материалом оформления стен в жилищах рядовых горожан. К середине XX в. появились влагостойкие (моющиеся), звукопоглощающие (ворсовые) обои. Сегодня бумажные обои остаются самыми распространенными.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевна

Художественное убранство Ропшинского дворца (по материалам архивных документов первой половины ХIХ В. )

Интерьр традиционного жилища кубанского казачества: функциональная структура и меблировка (хiх-начало ХХ вв. )

Wallpaper in residential interior

Wallpaper is decorated paper or special fabrics for walls. Paper wallpaper appeared in Europe at the end of XVth century. Since the beginning of XIXth century paper wallpaper has been widely used. In Russia paper wallpaper first appeared at the first half of XIXth century, but first wallpaper appeared at the beginning Classicism period. By the end of XVIIIth century paper wallpaper had been used in decorating interiors all over Russia the capital fashion had reached the periphery. At the beginning of XIXth century wallpaper was out of fashion and it was used in the periphery only. But it became fashionable again during late Empire style period in the 1820-1830’s.

In XIXth century wallpaper production industry reached European level. Wallpaper has long been the most spread material for decorating walls in houses of common people. In the middle of XXth century washable and soundproof wallpapers appeared. Nowadays paper wallpaper is the most widely used.

Текст научной работы на тему «Обои в жилом интерьере»

С. Т. Махлина Обои в жилом интерьере

Обои — узорчатая бумага или особые материи, служащие для оклейки стен. Бумажные обои появились в Европе в конце XV в. К началу XIX в. бумажные обои вошли в широкое употребление. В России бумажные обои получили распространение в первой половине XIX в., но первые обои появились в эпоху зарождения классицизма.

Как правильно поклеить бумажные обои

К концу XVIII в. бумажные обои использовались в оформлении интерьеров по всей России -столичная мода проникла в провинции. В начале XIX в. обои вышли из моды, оставаясь лишь в провинции. Мода на обои вновь возникла в эпоху позднего ампира в 1820-1830-х гг. В XIX в. обойная продукция в России достигает европейского уровня.

Обои надолго остались самым распространенным материалом оформления стен в жилищах рядовых горожан. К середине XX в. появились влагостойкие (моющиеся), звукопоглощающие (ворсовые) обои. Сегодня бумажные обои остаются самыми распространенными.

Ключевые слова: обои акриловые, обои виниловые, обои гобеленовские, обои штофные, обои тканевые, принты, обои бумажные, насыпные обои, ампир, гризайль

Svetlana T. Makhlina Wallpaper in residential interior

Wallpaper is decorated paper or special fabrics for walls. Paper wallpaper appeared in Europe at the end of XVth century. Since the beginning of XIXth century paper wallpaper has been widely used. In Russia paper wallpaper first appeared at the first half of XIXth century, but first wallpaper appeared at the beginning Classicism period. By the end of XVIIIth century paper wallpaper had been used in decorating interiors all over Russia — the capital fashion had reached the periphery.

At the beginning of XIXth century wallpaper was out of fashion and it was used in the periphery only. But it became fashionable again during late Empire style period in the 1820-1830’s. In XIXth century wallpaper production industry reached European level. Wallpaper has long been the most spread material for decorating walls in houses of common people. In the middle of XXth century washable and soundproof wallpapers appeared.

Nowadays paper wallpaper is the most widely used.

Key words: acrylic wallpaper, vinyl wallpaper, tapestry wallpaper, brocade wallpaper, fabric wallpaper, paper wallpaper, powder wallpaper, Empire style, Grisaille

Обои — узорчатая бумага или особые материи, служащие для оклейки стен. Бумажные обои появились в Европе в конце XV в. Изначально они использовались только для отделки внутренних поверхностей шкафов, шкатулок, выдвижных ящиков комодов. Потом ими стали оклеивать гардеробные, кладовки. Тогда обои представляли собой небольшие листы размером примерно 50×55 см.

Изготавливали их мастера, которые назывались «доминотьеры», так как сами бумажные обои того времени назывались «домино». Только в конце XVII — начале XVIII в. производство обоев выделилось в отдельную отрасль промышленности. В XVII-XVIII вв. Европа познакомилась с бумажными обоями, пришедшими из Китая. В это время сформировались композиции, сюжеты, мотивы декора, колорит и технические приемы их изготовления.

Сначала рисунок на обоях «домино» печатался темным контуром и раскрашивался по трафарету. Потом стали использовать для каждого цвета отдельную форму. Первым таким спосо-

бом стал производить обои французский гравер Ж. Папийон. Он начал выпускать в 1688 г. бумажные шпалеры. Композиции больших листов соединялись по рисунку в процессе наклеивания на стену. Во Франции во второй половине XVIII в. наибольшего совершенства в производстве обоев достиг Ж.-Б. Ревейон. Начинал он с импорта английских обоев и подражания им.

В 1783 г. он основал собственную обойную фабрику, которая в 1783 г. получила статус королевской. Ревейон имитировал фрагменты древнеримских стенных росписей Геркуланума и Помпей, создавал обои в «этрусском» стиле и в восточном духе, с многообразными цветочными композициями, имитацией камей, мозаики, резьбы, гротесковыми композициями. Обои его работы, к счастью, сохранились в Итальянском павильоне Останкинского дворца (1792-1798) графа Н. П. Шереметева.

В Англии рисунок обоев имитировал индийский набивной текстиль, китайские вышивки, шелк, кружева, итальянскую парчу. Кроме того, имитировались лепные фризы, карнизы,

резные рамы, мозаика. Значительным мастером был гравер Д. Б. Джексон. Он впервые применил технику светотеневой печати кьяроскуро. Первоначально производство обоев было ручным. После изобретения писчебумажной машины стало промышленным.

К концу XVIII в. существовало два способа применения промышленных обоев. Стены либо покрывались сплошь обоями, либо обои клеили на холст, натянутый на раму, которая потом закреплялась на стену. Во втором способе наиболее полно проявляются традиции обивки стен штофными драпировками, популярными в XVIII в.

Еще по теме:  Что дороже красить стены или клеить обои

К началу XIX в. бумажные обои вошли в широкое употребление. Декор их стал подражать дорогим видам отделки (дереву, мрамору, коже). Все же большинство рисунков на обоях имитировало ткань. Как правило, рисунок обоев всегда соответствовал господствующему в искусстве стилю. Иногда для создания рисунков обоев привлекались знаменитые художники, например, Анри Ван де Вельде и Отто Экман создавали рисунки для роскошных обоев стиля модерн в венских мастерских.

«Моя умывальная была оклеена обоями, на которых по ярко-красному полю были пущены черные и белые цветы, и вот к этим обоям, казалось бы, мне нелегко будет привыкнуть. Но они только создавали ощущение новизны, не сталкивались, а соприкасались со мной, из-за них я теперь вставал весело, но по-иному и с по-иному громким пеньем, они только ставили перед моими глазами что-то вроде мака, чтобы я смотрел на мир, совсем непохожий на тот, который открывался моему взору в Париже, что-то вроде веселеньких ширм, которые представлял собою этот новый для меня дом. »1.

В России бумажные обои получили распространение в первой половине XIX в., но первые обои появились в эпоху зарождения классицизма. Уже в 1754 г. в Петербурге существовала мануфактура бумажных обоев, за ней открылось множество подобных производств. Но их продукции долгое время предпочитали французские «бумажки».

Кроме того, в России пользовались английскими и немецкими, а также китайскими обоями. Сначала обои получили распространение в московской среде. Им отдавалось предпочтение уже в 1760-е гг. Ирина Ефремова пишет: «однотонными „бумажками», имитировавшими зеленое сукно, обклеивали большинство парадных покоев в домах княгини Е. С. Куракиной на Новой Басманной и князя А. Б. Куракина на Лубянке. В парадной столовой дома Н. Н. Демидова на Басманной стены были обклеены „мраморными обоями», известно также и о широком применении однотонных с

цветным бордюром „бумажек» в старых кусковских хоромах, и во многих других московских домах»2. Примером использования обоев может служить Останкинский дворец князя Н. П. Шереметева, в котором использовались «бумажки» различного производства, так что «только на его примере можно составить довольно полное представление о европейской обойной продукции последней четверти XVIII в.»3.

Во второй половине XVIII в. было введено в моду английским декоратором Р. Адамом и получило широкое распространение в отделке классицистических интерьеров папье-маше в сочетании с обоями. В России это нововведение было хорошо принято. Таким способом декорировались ширмы, экраны, дверные панели, зеркала, мотивы повторялись в мебели, осветительных приборах. Зачастую декоративные вазоны, тумбы и постаменты обклеивались в соответствии с декорировкой нижней части стенной панели обоев под малахит, порфир и т. п.

Другой способ использования обоев — «бумажная филигрань»: цветную или золоченую гофрированную бумагу сворачивали с бисером и перламутровой крошкой в тугие рулончики. Затем их разрезали, придавая срезам различные очертания. Из них собирали изысканный растительный орнамент и наклеивали на мебель -туалетные столики, шкатулки, каминные экраны, рамы.

В конце XVIII в. широко применялись полосатые обои. Полосы состояли либо из тонкой графичной сетки, либо стилизовали игру светотени в складках драпировочной ткани. Реже применялся гротеск, пришедший «в классицизм из Ренессанса, который, в свою очередь, подражал древнеримским образцам»4.

К концу XVIII в. бумажные обои использовались в оформлении интерьеров по всей России — столичная мода проникла в провинции. Наряду с печатными фабричными ообями, стены и потолки оклеивали бумагами, а затем их окрашивали и расписывали. Поверхность стен в жилых домах утрачивает орнамент. Они становятся монохромными.

Так, гостиные чаще всего окрашивают в насыщенный темно-синий цвет, кабинеты и спальни — в зеленый. Потолки также окрашивались в тон стенам. Популярным было сочетание голубых потолков с зелеными стенами. В парадных комнатах в центре потолка рисовали розетку в технике гризайль. Сопряжение потолка с карнизом отделывалось особым образом.

Полоса на потолке и полоса на стене изображали штукатурный карниз. Иногда они обозначались схематично, иногда тщательно вырисовывались. В жилых комнатах часто в верхней части стены наклеивали бордюры

с многокрасочными орнаментами. В подсобных помещениях стены оклеивали бумагой, но не окрашивали их.

В начале XIX в. обои вышли из моды, оставаясь лишь в провинции. Вот как описывает поэт М. Дмитриев дом деда, выглядевший в 1810-х гг. следующим образом: «Дом этот годился в роман старого быта. Зала, гостиная, спальня бабушки, две комнаты моей матушки и теток и кабинет дедушки были обиты грубыми обоями (заметьте, не оклеены по-нынешнему, а обиты гвоздями, отчего и пошло слово обои: обои).

Обои эти на полтора аршина не доходили до полу; этот остаток, называвшийся панелью, был обтянут толстым холстом и выкрашен на клею, мелом; потолки тоже, окна и двери были также выкрашены. Мебель домашней работы была выкрашена тоже на клею, но белилами, выполирована хвощем и по краям раскрашена цветными полосками»5. «Журнал мануфактур и торговли» за 1829 г. советовал своим читателям: «С того времени, как найдено удобнейшим стены внутри домов, даже деревянных, штукатурить, красить и расписывать, бумажные обои мало-помалу стали выходить из употребления, и только в летних домах, беседках и у людей недостаточных сохранились. Действительно, штукатурка стен во всех отношениях предпочтительнее: чистота и опрятность лучше сохраняется, в доме бывает теплее, меньше опасности от огня, а сверх того она обходится дешевле, даже если стены будут и выкрашены, и расписаны, только без прихоти. Такая перемена вкуса и обычая привела обойные фабрики в стесненное положение: сбыт сего изделия день от дня уменьшается»6.

Мода на обои вновь возникла в эпоху позднего ампира в 1820-1830-х гг. «Обычай свободно драпировать ткани вдоль стен и потолков, собирать их в складки и фалды, подвешивать в виде искусно сформированных ламбрекенов с кистями и бахромой, возрождает интерес к печатным обоям, при помощи которых было возможно создавать иллюзии самого роскошного тканого убранства»7.

В XIX в. обойная продукция в России достигает европейского уровня. Неслучайно К. Росси использовал отечественные обои в парадных залах Елагина и Михайловских дворцов. Вот как описывает их вид Вейнерт Н.: «.по синей, по оранжевой ткани блестят серебряные и золотые цветы, а там стены целой комнаты составлены из лиловых атласных подушек со шнурами и кистями, складенных одна на другую. Это не что иное, как обои, но серебристый атлас, выпуклость подушек и кисти представлены столь живо, что кажется, что чувствуешь мягкость их, и зрение как бы утомленное блеском . отдыхает

от них»8. В середине XIX в. обои промышленного изготовления были широко распространены. Поначалу они придерживались ампирной цветовой схемы: залы желтых или серых тонов, гостиные — синие, спальни — зеленые. Обои второй половины XIX в. были многообразными по цвету и орнаменту. Основной тип орнамента — ковровый. Пользовались популярностью и полосатые обои.

В 50-60-х гг. XIX в. возродилась мода на насыпные обои. Но так как они не практичны в эксплуатации, в конце XIX в. интерес к ним теряется, насыпными остаются лишь бордюры.

Производители обоев по большей части стремились имитировать более дорогие материалы — кожу, дерево, мрамор. Но самыми распространенными были обои под ткань — набивной ситец, муар, шелк, ковры. Лестницы оклеивали «под мрамор». В последней трети XIX в. получили распространение обои, имитирующие деревянную поверхность. Использовался в обоях также рисунок мозаик и изразцов.

Еще по теме:  После выравнивания стен когда можно клеить обои

Во второй половине XIX в. обои стали многовариантными.

Обои надолго остались самым распространенным материалом оформления стен в жилищах рядовых горожан. Однако уровень обойной продукции в процессе механизации и массового производства падает. В богатых домах наряду с обоями использовалась окрашенная штукатурка, вошедшая в моду в первой трети XIX в. В некоторых парадных и жилых помещениях стены обивались тканями: шелком или штофом9. Связано это было с тем, что бумажные обои — недолговечный материал.

К середине XX в. появились влагостойкие (моющиеся), звукопоглощающие (ворсовые) обои.

Сегодня бумажные обои остаются самыми распространенными. Они легко сменяются и потому широко используются в современном жилом интерьере. Способы производства бумажных обоев близки ситцепечатанию. И там, и здесь используется раппорт — повторяющийся рисунок, который печатается с помощью особых вырезных форм.

Обои штофные использовались в XVII в. довольно широко. Так были устроены три четверти парижских жилищ. Наиболее распространены были обои бергамского и руанского производства. Сначала они производились в Бергамо. С 1622 г. — во Франции, в Лионе и в северных городах — Руане, Лилле, Амьене, Турнэ. В силу доступной цены они пользовались популярностью у покупателей весьма скромного достатка.

Рисунок варьировался: соединенные полосы, полосы с птицами или цветами, венгерский рисунок, т. е. шевроны. Основа штофа делалась обычно из пеньки, что сообщало им большую прочность.

Штоф из Оверни и Обюссона был предназначен для более обеспеченных слоев населения. Они покрывали стены по всему периметру. Изготовлялись они из шелка, хлопка, поскони, козьей и бычьей шерсти.

Обои тканевые. До появления бумажных обоев стены украшались и драпировались самыми изысканными тканями. Такое оформление стен не только защищало от холода, но и позволяло создать роскошный интерьер. В России тканевые обои использовались до начала XIX в. Тогда они не натягивались, а драпировались.

Современные технологии позволяют производить тканевые обои, доступные большинству населения. Это практичный и более долговечный отделочный материал, чем обои бумажные.

Современные тканевые, или текстильные обои — это особое, как правило, двухслойное покрытие, состоящее из флизелиновой или бумажной подложки и лицевой текстильной стороны. Для изготовления текстильных обоев могут использоваться как ткани из натуральных волокон (шелк, хлопок, лен и др.), так и из синтетических.

Обои гобеленовские — великолепные тканевые обои, изготовленные во Франции. Узоры в них часто заменяются картинами. Славятся гобелены времен Людовика XIV.

Обои виниловые изготавливаются посредством нанесения массы винила на бумажную основу. Виниловые обои имеют шероховатую поверхность с красивыми блестками. Виниловые обои без блесток предназначены под покраску. Хорошо скрывают неровности поверхностей.

Используются как в жилых помещениях, так и в ванной комнате, кухне. Для таких помещений применяются, как правило, обои из твердого винила. Их фактура может имитировать керамическую плитку, бумажные обои, каменную кладку.

Обои акриловые — аналог вспененных виниловых обоев, менее износо- и влагостойкий. Верхний слой таких обоев — акриловая эмульсия, которая наносится капельным методом. Акриловые обои имеют рельефный рисунок.

Дизайн современных обоев разнообразен, производители предлагают коллекции, позволяющие оформить интерьер практически в любом стиле и цветовой гамме. Широко стали распространены фотообои — принты.

1 Пруст М. В поисках утраченного времени. У Гер-мантов. М.: Крус, 1992. С. 72.

2 Ефремова И. Золотой век бумажных обоев // Пинакотека. 1998. № 4. С. 37.

4 Киселев И. Обои XVIII-XIX вв. // Декоратив. искусство СССР. 1979. № 4. С. 46.

5 Цит. по: 100 и двенадцать стульев. М.: Константа, 2000. С. 22.

6 Цит. по: Киселев И. Указ. соч. С. 47.

7 Ефремова И. Указ. соч. С. 41-42.

8 Цит. по: Там же. С. 42.

9 См. об этом: Кондратьева В. Г. Интерьер городского дома в начале XX в. // Музей под открытым небом в современных условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 14-20 июня 1993 г. Архангельск, 1995. С. 78.

Источник

Когда появились бумажные обои в россии

4. История обоев. [Электронный ресурс] Режим доступа http://interior-in.ru/oboi-dlya-sten/129-istoriya-oboev.html [Дата обращения 12.11.2018]

История появление интерьера берет свое начало с появлением жилица. Первыми видами жилица для человека являются естественные укрытия – это пещеры, углубления, деревья. Позже человек сам сооружал себе жилище – шалаши, землянки и т.д. С развитием ремесла и возникновением художественных ценностей люди начали уделять внимание не только удобному устройству, но и украшению жилищ. Интерьер — архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности. В истории мировой художественной культуры синтез архитектуры и декоративного искусства представлен через искусство интерьера,обладающего способностью наиболее чутко и, учитывая различия, реагировать на изменения эстетических вкусов и художественных запросов.[1]

В данной статье была поставлена цель проанализировать российские и европейские обои и их историю, общие черты и различия.

Особую роль в формировании стилистики и образа интерьера играет отделка стен. Одним из вариантов оформление стен являются обои. Бумажные обои, как и бумага, впервые появились в Китае. Существует свидетельство от 206 года до нашей эры о применении рисованного или печатного дизайна по бумаге.

В Европу бумага пришла через арабов, которые выведали секрет ее изготовления у плененного мастера. Еще в 1481 году Жану Бурдишону было поручено нарисовать несколько рулонов бумаги с ангелами на синем фоне для Людовика 1. Другие богатые европейцы также стали поручать художникам рисовать бумагу для своих стен.

Но самые ранние обои появились еще в 13 веке и были сделаны с изображениями религиозных икон и были популярны в основном у бедных. В течение нескольких последующих столетий обои печатались вручную. Они с самого начала были многофункциональны и клеились не только на стены, но и на внутренние поверхности сундуков, выдвижных ящиков столов, а также на форзацы книг.

К шестнадцатому веку появились более дорогие обои, воплощающие образы, взятые из гобеленов. (рис. 1) Они стали популярны среди среднего класса. Обои в это время печатались не на бумажных полосах, а на отдельных листах бумаги. Размеры бумаги и печатных досок не были унифицированы и поэтому широко варьировались.[2]

Самые ранние сохранившиеся печатные обои в домах Англии — это блок печатных конструкции в черном цвете, иногда с некоторыми дополнительными трафаретными цветными пятнами, представляющие геральдические конструкции. Другие обои носили рисунки, взятые из гобеленов или ксилографий. В 18 в. использовался узор акант или другие мотивы античной архитектуры для дополнения Палладианских интерьеров, а также богатые люди покупали импортируемых из Китая обои с ручной росписью.

Основным методом, используемым для производства обоев вплоть до девятнадцатого века, была блочная печать, которая давала продукт очень высокого качества. Размер повторения рисунка был ограничен шириной бумаги и весом деревянного блока. Обои были составлены из 12 листов бумагиручной работы, наклеенных совместно для того чтобы сделать их длиной достаточной для наклейки на всю стену. Обычно по обоим краям бумаги оставляли незаполненный край для защиты бумаги от повреждений во время транспортировки, его обрезали до того, как бумага была повешена.[3]

В викторианской эре, обои стали одним из самых важных элементовукрашения в доме по мере того как они стали доступными для большинства.Каждый мог позволить себе обои из-за разных ценовых категорий. Это было связано с внедрением технологии массового производства и отменой в 1836 году существовавшего в предыдущие 124 года налога на обои. Налог на обои был введен во время правления королевы Анны, и, хотя налог можно было обойти, купив простую бумагу и сделав ручным трафаретом рисунок, он по-прежнему являлся основным препятствием для широкого использования обоев всеми, кроме богатых.

Еще по теме:  Как делать клей из муки для обоев

В 19 веке бумага стала производиться в непрерывных рулонах сначала Луи Робертом во Франции в 1798 году, а затем в Англии Фурдринье, который запатентовал машину, которая могла делать бумагу любой длины в 1807 году. Только в 1830 году акцизное управление отменило запрет на использование непрерывной бумаги для печати обоев, чтобы это изобретение могло начать использоваться должным образом.

В 1839 году Гарольд Поттер, владелец обойной фабрики в Ланкашире, запатентовал 4-цветную вальцовую печатную машину для обоев, которая могла печатать 400 рулонов в день. Эта машина была оборудованамедными роликами, используемыми в текстильной промышленности. Были специально изобретены чернила основанные намасле для работы с этой машиной, которые равномерно поступали на ролики и покрывали бумагу равномерно. Эти ранние медные ролики были относительно небольшими и поэтому не могли печатать большие узоры, поэтому эти новые условия сильно повлияли на дизайн рисунка обоев.

Анилиновые красители были изобретены в 1856 году, что увеличило выбор и снизило цену цветов обоев. Мышьяк и белый свинец использовались во многих викторианских газетах в качестве красителей, что привело к широко распространенным проблемам со здоровьем для многих работников отрасли, так что к 1870-м годам многие фирмы рекламировали свои бумаги как свободные от мышьяка. В результате этих нововведений производство и использование обоев значительно возросло, так как цена неуклонно падала на протяжении всего 19-го века.[2]

Позже стали популярны 3 мотива: архитектура, ландшафт и растения.Эти мотивы делали как можно реалистичнее. Критики такие обои осудили, так как они отрицали изображение плоской природына стенах. Пугин и другие художественные реформаторы считали, что 2-мерные мотивы были единственными подходящими дизайнами обоев, и в 1956 году Оуэн Джонс опубликовал грамматику орнамента, Библию дизайна интерьера с плоскими повторяющимися мотивами, узорами и геометрическими формами в сильных цветовых комбинациях – эта книга оказала огромное влияние на дизайн интерьера того времени. Это движение помогло переопределить роль обоев из фонадля мебели вдекоративный элемент. [4]

В России бумагу привозили из Европы, а собственное производство появилось во время правления Петра 1. Позже Елизавета Петровна восстановила мануфактуры по производству обоев. В первой половине XVIIIв. в Петербурге в домах аристократов декораторы часто применяли шелковые китайские обои сручной сюжетной росписью. Панели из таких же обоевукрашали стены Летнего, Екатерининского, Меншиковского дворцов. (рис. 3,4)

В русском искусстве цвет, формы, графические изображения и орнаменты заключали в себе определенный смысл, а система символов определялась идеями и мировоззрением того времени. Хоромные росписи, декор стен и потолков создавали мир иллюзорного пространства как бы расширяя границы. Именно 17 век стал ключевым для истории обоев, поскольку этот период времени наделил их значением главного стилеобразующего элемента и инструмента декорирование русских интерьеров. Узор, ритмичное построение орнамента, яркие цветные сочетания и т.д. наделили функциональные обойные материалы статусом декоративного элемента, формирующего пластику и эстетику интерьерного пространства.

В конце XVIII в. в России возводились сотни особняков и усадеб, требовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои сильно вырос. Стало модно использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. В Москве бумажные обои были особенно популярны, что было связано с особой московской модой на применение недорогих имитационных материалов в отделке особняков и усадеб. Одним из первых зданий, в интерьере которого обои преобладали, стал Елагин дворец в Петербурге (рис. 5)

В целом можно говорить о том, что искусство обоев в Европе и России в 17-18 веке было очень похожим. На это повлияло то, что в эти века началась тесная связь и торговые отношения между Россией и странами Европы. Также развитее российского государства, увеличение торгового обмена отразились и на внедрение в традиционный русский интерьер иноземных приемов оформления жилых пространств. В начале XVIII века обозначается появление первого европейского стиля в русском интерьере — барокко, который, соединяясь с традициями русского зодчества, стал источником для формирования «русского барокко» (рис. 6).

Наряду с такими важными элементами интерьера как архитектурный декор, декоративные ткани, мебель и художественные паркеты, настенные обои являются таким же стилеобразующим элементом и важным фоновым элементом, задающим основу для формирования определенного стиля в конкретном интерьере.Находясь в тесном взаимодействии с архитектурным контекстом, обои выполняют такую же декоративную функцию, как монументальная живопись на стенах или потолочных сводах. В то же время, находясь в непосредственном стилевом контакте с предметным миром, обои (как текстильные, так и бумажные) на протяжении всей своей истории, выполняли функцию стилевого базиса, на основе которого художник выстраивал художественно-эстетическую концепцию интерьера. Также благодаря обоям, можно проследить развитие интерьерного и декоративно- прикладного искусства, так как изначально обои выполняли именно декоративную роль.[4]

Источник

Как развивалось обойное производство в России?

Истоки обойного производства в России начались во времена царствования Петра I с основания первой фабрики в 1716 году, на которой ручным способом производились обои на основе ткани и кожи.

Рулонная печать машинным способом была освоена в России к 1820 году под Петербургом, на Императорской обойной фабрике. Дальнейшее развитие обойного было сообразно растущему спросу.

А к 1910 году в Российской Империи насчитывалось уже 40 обойных фабрик . К сожалению, волна национализации, произошедшая после революции, сильно затронула обойную отрасль. Обои, как товары народного потребления, попали под действие государственной монополии. И бывшие владельцы заводов в большинстве своем отказывались сотрудничать с новой властью.

На производства срочно набирались управленцы из рабочих коллективов, но им зачастую не хватало опыта. Недостаток сырья вынуждал фабрики объединяться. Гражданская война усугубила и так шаткое положение предприятий, многие заводы были разграблены, а машины переплавлены. К 1931 году обойная промышленность СССР была представлена 4 предприятиями: Московской, Ленинградской, Минской и Одесской обойными фабриками.

Годы Великой отечественной войны были разрушительными для всего Советского государства, в том числе и в жилищном фонде. Поэтому в последующие годы активно начинается восстановление жилья в виде многоквартирных жилых домов. Подобное строительство всегда было и будет напрямую связано с количеством потребления обоев.

В эти годы начинается новый виток развитий отрасли, под контролем Министерства целлюлозной и бумажной промышленности . Но выпускаемые обои служили недолго, из-за низкой светостойкости красок и бумаги, не более 3-х лет, обойная отрасль СССР нуждалась в активном развитии.

Знаковыми стали 70-е и 80-е годы , на них пришлась первая закупка немецких обоепечатных машин OLBRICH , которые распределялись на обойные производства по всему Союзу. Картонная фабрика в Саратове успешно начала производить обои и была преобразована в Саратовскую обойно-картонную фабрику, сейчас « Саратовские обои ».

В последующие годы началась активная модернизация отрасли: оборудование, краски и сырье закупается в Европе, ведутся отечественные разработки. Таким образом к 1987 году наступает пик производства, приблизительно 300 млн. рулонов.

В 1999 году создается Российская Ассоциация производителей обоев «Рособои» , которая объединила в себе лидеров рынка и занялась развитием отрасли, вопросами стандартизации, исследованиями рынка.

В 2000 годах наметился рост потребления обоев, связанный со стабилизацией экономической ситуации в стране. Главными поставщиками были Белоруссия, Великобритания, Германия и Украина, но необходимо было укреплять и российский рынок.

Новейшая история обойной отрасли начинается с открытия фабрики «ПАЛИТРА» , ставшей первой в стране фабрикой по производству виниловых обоев и по сей день являющаяся крупнейшим производителем не только в РФ, но и во всем мире.

Особая благодарность авторскому коллективу книги « Обои. Новейшая история. XX-XXI век » за предоставленный материал.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...