Когда стали клеить обои

Когда стали клеить обои

В своем современном значении слово «обои» означает «широкие полосы декоративной рулонной бумаги, наклеиваемые на стены жилых помещений». Однако лишь сравнительно недавно стены стали оклеивать именно бумагой, до этого они обивались тканью или кожей. Или же покрывались коврами. Так, в немецком языке слово «обои» – Tapeten, восходит к итальянскому tappeto – «ковер».

Собственно именно об этом нам и напоминает и русское слово «обои», происходящее от глагола «бить». Например, стены внутри домика Петра I на Петровской набережной были обтянуты (обиты) морской парусиной, специально для этого вытканной в городе Вязники Владимирской области, где уже в начале XVIII века были основаны мануфактуры, выпускавшие холст для парусного флота.

В русском языке слово «обои» употребляется с первой половины XVIII века. А словосочетание «обои стенные» фиксируется в словарях начиная с 1731 года. Значение «бумажные обои» известно, по крайней мере, уже с середины XVIII века, хотя тканевые обои продолжали применяться повсеместно. Сами бумажные обои были заимствованы европейцами из Китая, где производство такого рода обоев практиковалось издревле.

Бумажные обои получили широкое распространение в Европе именно в XVIII веке, после изобретения первой писчебумажной машины, позволявшей печатать обои произвольной длины (при классической их ширине в 50–60 см). Тогда же в Англии появились и первые фабрики по изготовлению бумажных обоев.

До этого столь полезного изобретения для внутреннего украшения жилищ употреблялись мрамор, кожа, дерево и различного рода ткани. В Европу искусство изготовления обоев ткацким способом было завезено с Востока испан-скими маврами и первоначально утвердилось в Нидерландах, а оттуда перешло во Францию, где при Людовике XIV это дело было в значительной степени усовершенствовано Гобеленом, основавшим свою знаменитую ткацкую мануфактуру в Париже. Нужно сказать, что и после того, как был налажен промышленный выпуск бумажных обоев (сначала с ручной печатью, а потом и с машинной), тканевые обои также продолжали использоваться. Вспомним пушкинские строки из «Евгения Онегина»: «В гостиной штофные обои» (от немецкого «штоф» – тяжелая шерстяная или шелковая ткань).

Как уже было сказано, первые фабрики по производству бумажных обоев возникли в Англии. Здесь изготавливали в основном обои дешевые, среднего качества.

Во Франции же, напротив, на большинстве фабрик делали только роскошные, дорогие обои. Обойное производство получило широкое развитие также в Германии и США.

В России же обойных фабрик было сравнительно немного. К 1893 году общее их число не превышало тридцати восьми. На этих предприятиях работало всего 1400 рабочих. Причем уже в те годы поднимался вопрос о вредности обойного производства. Дело в том, что для производства некоторых видов обоев использовались вредные вещества, например мышьяк.

Поэтому было решено, что некоторые очень яркие и красивые, но вредные краски (например, швейнфуртская зелень) не должны употребляться для изготовления обоев. Здесь было бы уместно вспомнить версию об отравлении коварными англичанами Наполеона на острове Святой Елены – с помощью как раз тех самых зеленых обоев, пропитанных мышьяком, которыми были оклеены покои опального императора.

Еще по теме:  Как отмыть клей со стен после обоев

Не верю в себя. Что будем делать?

В России большинство фабрик по производству обоев находилось в Петербурге и Москве. В Петербурге одной из самых известных была фабрика Камюзе, основанная в 1841 году. Здесь выделывалось «до 900 тысяч кусков гладких, шерстяных, чеканных золотом, с рельефным рисунком и пр. обоев в год». Стоимость таких обоев варьировалась от 12 копеек до 9 рублей за кусок.

А самым знаменитым в Петербурге магазином по продаже «лучших обоев русских и иностранных» был магазин «Досс Э. и Ко», располагавшийся в здании Голландской церкви на Невском проспекте, 20.

Нужно сказать, что наши предки ставили обойное производство в один ряд с ситцевым и фарфоровым, ибо в нем, наряду с чисто технической стороной дела, особую важность имела сторона художественная, так как «красота рисунка является наиболее важной при оценке обоев». На некоторых фабриках изготовляли обои, строго выдержанные в каком-нибудь одном стиле, печатая на бумаге целые картины.

При производстве подобных дорогих обоев, когда использовалось до нескольких сот красок, печать производилась вручную. Кроме того, после каждой набивки рисунок просматривался мастером, и если в некоторых местах узор выходил неправильно, его подрисовывали от руки с помощью кисти. Таким образом получались обои ручной работы с неповторимым орнаментом. Для производства недорогих обоев использовали не более тридцати красок, и этот процесс был полностью механизирован. Для изготовления и вовсе дешевых обоев краски наносились на белую бумагу, в остальных случаях бумага грунтовалась.

По способу изготовления бумажные обои делились на различные виды: расцвеченные сусальным золотом, серебром или бронзой, глянцевые, бархатные или суконные, мраморные, гранитные, под дерево, имеющие вид тисненой кожи, сатинированные, лощеные, лакированные, водонепроницаемые обои. Были даже несгораемые обои! Для того чтобы сделать их несгораемыми, бумага еще перед нанесением красок пропитывалась растворами фосфорно-аммиачной соли и квасцов.

Преподносимые как изобретение нашего времени моющиеся обои изготавливались уже в XIX веке. Это были так называемые лакированные обои.

Интересен старинный рецепт изготовления бархатных обоев: «материалом для изготовления бархатных обоев служит отброс с суконных фабрик, так называемая стрижка, представляющая мельчайшие шерстяные волоски. Если нанесенный ворс, пока он еще не совершенно засох, расчесать щеткой в одну какую-нибудь сторону, то получается так называемый начес; если только одна часть ворса подвергается начесу, то часть рисунка кажется матовой, а другая блестящей».

К сожалению, бумажные обои недолговечны (в исторической перспективе, конечно же), но до сегодняшнего дня старинным обоям помог сохраниться тот факт, что при ремонте они наклеивались одни на другие и теперь исследователи, словно археологи, расчищая на стенах слой за слоем, могут проследить, как менялись вместе со временем мода, вкусы и предпочтения. Не говоря уже о старинных газетах, столь удобных для датирования, которые обнаруживают под обоями. И здесь, действительно, есть чему удивляться. Например, в квартире поэта Блока после того, как она была превращена в коммуналку на оригинальные обои блоковского времени было наклеено еще 60 слоев обоев! Другим же подспорьем для искусствоведов при изучении и воссоздании старинных обоев являются, безусловно, архивные фотографии.

Еще по теме:  Как правильно клеить обои чтобы стыки не расходились
Источник

История обоев

До этого бумагу делали либо из шелка, что было дорого, либо из бамбука — бамбуковая бумага была тяжелой. Китайский сановник империи Хань Цай Лунь в результате наблюдения за деятельностью бумажных ос предложил использовать в качестве сырья смесь из измельченных коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сете, ветошь, волокон шелковицы и древесной золы.

Удешевление производства позволило использовать бумагу не только для развития письменности и китайской цивилизации, но и для такой декоративно-прикладной цели как украшение жилища.

751 г.

После поражения в битве при реке Талас пленные китайские мастера поделились своей технологией и с арабским миром. Арабы стали делать бумагу из пенькового и льняного тряпья на шелковых или волосяных ситах, натянутых на деревянную рамку. Этот способ арабские купцы вывезли через Персию в Северную Африку, оттуда — в южноевропейские страны, затем, в X-XI в — в Европу.

1481 г.

Французский художник-миниатюрист Жан Бурдишон изготавливает для Людовика XI вручную расписанные обои – 50 свитков с изображениями ангелов на синем фоне. Эти обои были мобильными, так как король часто переезжал из замка в замок. 1509 г. Древнейший сохранившийся образец обоев Древнейший сохранившийся образец обоев был найден на стене Колледжа Христа в Кембридже, он датирован началом XVI в. На обоях изображены плоды граната. На их изнаночной стороне сохранилась печать, благодаря которой узнали, что эти обои, «с благословения короля Генриха VIII, изготовил мастер по имени Хьюго Гоуз».

По одной из версий это было сделано, чтобы использовать партию неправильно отпечатанных листов – их запечатали и оклеили ими стены. Бумага в те времена использовались, преимущественно для нужд печатной продукции, а бумажные обои всё ещё были редки.

XVII в.

В Европу попадают расписанные вручную обои из Китая, они получают название «индийской бумаги», так как импортировались Ост-Индской компанией. Они вызывают такой интерес, что французы, а вслед за ними и англичане начинают производить обои с китайскими орнаментами.

Появление первых «фальшивых шелков», имитаций гобеленов. Бумага намазывалась медленно сохнущим клеем и обильно посыпалась шелковыми нитками. 1634 г. Появление прародителей флоковых обоев Появление «меховых обоев» (Херман Шинкель Голландия) и «бархатных» (Джером Ланье Великобритания), которые производились по одной схеме. Очески окрашенной шерсти разбрызгивались по бумаге, покрытой влажным лаком. Такие обои почти не отличались от тканевых и могли с ними конкурировать.

1675 г.

Гравер Жан-Мишель Папийон (Франция) предлагает технологию печати непрерывных узоров при помощи деревянных матриц («манер»).
К концу века способ отделки стен обоями обретает повсеместную популярность: «Теперь повсюду стили изготовлять бумагу, чтобы клеить на стены вместо обивки. И верно — когда отдельные листы аккуратно и прочно соединяют, получается весьма недурно и чисто на вид, и служит довольно долго, если хранить от сырости и обращаться бережно. И больше того: посредством ролла получают длинные полосы толстой бумаги, так что длины одной полосы вполне достает на всю высоту помещения. Торгуют этой бумагой совсем недорого, а по виду она напоминает шерстяную ткань. »
Из сообщения лондонского еженедельника «Записки во благо земледелия и торговли» от 30 июня 1699 г.

Еще по теме:  Обои наклеить или поклеить как правильно говорить

1752 г.

Жан-Батист Ревейон открывает свое производство в имении Titon. Отличительная особенность обоев этой фабрики – композиционно-раппортная схема, при которой несколько сюжетных сцен в одном масштабе располагались как бы на островках на разных уровнях орнаментального поля. Эта особенность позже проявит себя в стиле туаль де жуи.

1785 г.

Кристоф Филипп Оберкампф (немец по происхождению) изобрел первую машину для печати, на которой рисунок наносился посредством цилиндрического вала, что позволяло подолгу не прерывать процесс нанесения орнамента на ткань. В 1787 г. после получения официальной благодарности от короля Франции, ткани мануфактуры Оберкампфа получают официальное имя Toile de Jouy (туаль де жуи) как элемента стиля.

1799 г.

Француз Луи-Николя Роббер изобретает машину способную изготавливать рулонную бумагу заданной длины. До этого обои изготовляли отдельными листами.

1839 г.

У. Престону, мастеру-печатнику фирмы братьев Поттер, пришло в голову, что машина для печати на коленкоре, которую он обслуживал, вполне может печатать и обои. Он также применил одну важную французскую идею, предложенную Оберкамфом: цилиндрические резные валки для печатания рисунка.

В этом же году Чарльз Гарольд Поттер из Дарвена изобрел машину для 4-хцветной поверхностной печати, на цилиндрах которой были вручную вырезаны формы для получения узоров. Производительность – до 400 рулонов в день. 1850 — Количество возможных оттенков увеличилось с 4 до 8, а в 1874 их стало уже 20.

2-я пол. XIX в.

  • 1858 г. Англия — выдан патент на влагостойкие обои, в основе технологии лежит покрытие листов слоем буры и шеллака.
  • 1860 г. Франция — появление первых промышленных печатных прессов.
  • 1866 г. Шотландия — в Эдинбурге, создан высокопроизводительный ротационный печатный пресс.
  • 1879 г. Австрия — Карл Кайч изобретает глубокую печать. При использовании этого метода краска может наносится на поверхность бумаги намного более толстым слоем, придавая ей не только цвет, но и рельеф.
  • 1890 г. Англия — изобретена флексографическая печать.

30-е — 40-е гг. XX в.

Уолдо Симон (Waldo Semon) в США изобретает способ получения ПВХ , который попадает в коммерческую среду и получает практическое применение. В 1931 г. компания BF Goodrich выводит на рынок первый коммерческий продукт из винила – непромокаемые шторки.

В 1947 United Wallpaper (США) представила первые в мире виниловые обои, состоящие из двух слоёв: бумажной подложки и лицевого винилового слоя. Изначально это было плотное «полиэтиленовое» покрытие, а сегодня слой винила – микропористый. Уже к 60-м годам виниловые обои становятся ведущим продуктов и составляют 50% рынка США.

70-е гг. XX в.

В 1970 г. компания Фройденберг Freudenberg Vliesstoffe KG открывает в Кайзерслаутерне завод для промышленного производства нетканого материала — флизелина (от названия торговой марки Vliseline).

Источник
Рейтинг
Загрузка ...