Корнеальный (роговичный) Р. вызывается легким прикосновением ватой или мягкой бумажкой к роговой оболочке глаза. В ответ наступает смыкание век. Афферентной частью рефлекторной дуги в данном случае является первая ветвь тройничного нерва, эфферентной — лицевой нерв. Следовательно, дуга Р. замыкается на уровне ствола головного мозга.
Для корнеального Р. характерно большое постоянство. Последний вызывается у детей первых дней жизни, при этом сокращение круговой мышцы глаза может носить тонический характер.
Снижение или отсутствие Р. наблюдается при нарушении целостности чувствительной или двигательной части рефлекторной дуги — при патологических процессах в области ствола головного мозга, невритах лицевого нерва, выраженном повышении внутричерепного давления. Р. не вызывается во время наркоза и в коматозном состоянии больного.
Р. конъюнктивальный вызывается раздражением конъюнктивы. Ответная реакция и рефлекторная дуга те же, что и при корнеальном Р. Для данного Р. характерно большое непостоянство, и поэтому особого диагностического значения он не имеет, за исключением случаев одностороннего отсутствия. У детей первых 3 лет жизни этот Р. вызывается хорошо, а в дальнейшем может отсутствовать или быть слабо выраженным.
рефлексы орального автоматизма
Р. глоточный вызывается прикосновением шпателем или другим предметом к слизистой оболочке глотки. В результате появляются рвотные движения, иногда кашель. Рефлекторная дуга Р. проходит через чувствительные и двигательные ветви и ядра языкоглоточного и блуждающего нервов. У детей первых месяцев жизни этот Р., как правило, хорошо выражен.
В дальнейшем может наступить снижение .или отсутствие его у практически здоровых лиц. Отсутствие глоточного Р. в сочетании с другими симптомами (гнусавая речь, поперхивание жидкой пищей и др.) указывает на наличие бульварного паралича (патологические процессы в области каудальных отделов ствола головного мозга, полиневриты и т. д.).
Р. мягкого неба вызывается прикосновением шпателем к слизистой оболочке мягкого неба. Последнее приподнимается, возможны рвотные движения. Рефлекторная дуга и физиологическая значимость Р. такие же, как и у глоточного Р., однако он более непостоянен, особенно после 3 лет жизни.
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование с целью коммерческого использования этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Источник: www.inventech.ru
Невропатология — тесты для Педкампус
2. Укажите специфические симптомы эпилепсии:
• наблюдаются перманентность настроения
• постоянное стремление угождать и льстить некоторым окружающим
• излишняя обстоятельность и аккуратность
• больные эмоционально неустойчивы
3. Выпадение тактильной чувствительности — это:
• аналгезия
• гипостезия
Рефлекс паралича при страхе — погашение через магнитотерапию и подбор биохимии
• астерогнозия
• анестезия
4. В чем состоит предназначение миелиновой оболочки?
• сохраняет информацию в краткосрочном периоде
• сохраняет информацию в долгосрочном периоде
• повышает степень дифференцированности нервных импульсов
• повышает скорость проведения нервных импульсов
5. Периферическиий отдел обонятельного мозга включает:
• зубчатую и сводчатую извилины
• гиппокамп
• обонятельные луковицы
• обонятельный нерв
6. К периферической нервной системе относятся:
• спинномозговые нервы
• черепные нервы
• спинной мозг
• нервные сплетения
7. В каком возрасте манипулирование получает главную роль в развитии деятельности ребенка?
• 11-12 месяцев
• 3-4 месяца
• 5-6 месяцев
• 9-10 месяцев
8. Функция затылочной доли связана с:
• анализом и синтезом речевых звуков
• восприятием зрительной информации
• с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений
• механизмами памяти
9. Основной структурно-функциональной образующей («строительной») единицей нервной системы является:
• нервное окончание
• сплетения нервов
• головной мозг
• нейрон
10. Наука о структуре и функциях нервной системы это:
• психодиагностика
• невропатология
• биология
• неврология
11. Экстрапирамидные нарушения проявляются в следующем:
• изменении мышечного тонуса
• нарушении координации движений
• нарушении равновесия тела в покое
• нарушении двигательной активности
12. Невропатология занимается изучением (укажите все аспекты):
• причины заболеваний нервной системы
• распространенности заболеваний нервной системы в различных климатографических зонах
• механизмы развития болезней
• симптомы поражения различных отделов центральной, но не периферической нервной системы
13. Корнеальный рефлекс вызывается:
• раздражении кожи живота
• при прикосновении к области конъюнктивы глазного яблока
• при прикосновении шпателем или ложечкой к задней стенке зева
• при раздражении над радужной оболочкой глаза
14. Дрожание кисти и всей руки по мере приближения пальца к носу в процессе пальценосовой пробы свидетельствует о поражении:
• гипофиза
• спинного мозга
• коры головного мозга
• мозжечка
15. Если человек не может попасть пяткой в колено и провести ею по голени или делает это движение с трудом и неточно, то это свидетельствует о поражении:
• спинного мозга
• вестибулярного аппарата
• гипофиза
• мозжечка
16. В сравнение со спинным мозгом взрослого спинной мозг у новорожденного (в относительном сравнении):
• короче
• не отличается (при относительном сравнении)
• длиннее
17. Статическая атаксия — это:
• нарушение равновесия при стоянии и ходьбе
• нарушение равновесия при ходьбе
• нарушение равновесия при стоянии
• спорадическое нарушение равновесия при стоянии и ходьбе
18. Что представляет собой анамнез?
• опережающее психологическое развитие ребенка
• вид нарушения психологического развития ребенка
• психологическое расстройство
• информация, получаемая при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого или других лиц
19. Затылочная доля коры больших полушарий у новорожденного имеет относительно . чем у взрослого, размеры. Укажите пропущенное слово.
• меньшие
• большие
• равные
20. Повышенная чувствительность — это:
• терманестезия
• батианестезия
• астерогнозия
• нет правильного ответа
Источник: kursar.plus
Презентация на тему Движения и их расстройство
Слайд 2Движения делятся на
Рефлекторные – безусловные реакции, которые возникают в ответ
на различные раздражители (свет, звук и др, включая растяжение мышц)
Произвольные
– ходьба, устная и письменная речь
Слайд 3Путь от коры до периферии
Тело первого нейрона – кора прецентральной
извилины (центральный или верхний двигательный нейрон)
Его аксоны идут ко второму
нейрону – периферическому (нижнему)
Этот путь называют корково-мышечный
Слайд 4
Слайд 5Пирамидная система
Совокупность всех центральных двигательных нейронов и их аксонов
V слой
прецентральной извилины и парцентральная долька (нейроны – клетки Беца)
Слайд 6Совокупность периферических нейронов
Двигательная эффекторная часть ствола мозга и спинного мозга
Слайд 7Пирамидная система
Посредством сегментарного аппарата и мышц приводит программу движения
в действие
При повторном выполнении произвольное движение может становиться стереотипным, то
есть, автоматическим (переключается на экстрапирамидную систему)
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10Волокна пирамидной
системы образуют
колено и прилегающую
часть задней ножки
внутренней капсулы
Колено – пути к
двигательным ядрам черепных нервов
Задняя ножка
– к спинному мозгу
Слайд 11Из внутренней сумки пирамидный путь
Идет в ножки мозга, затем в
мост
Частичный перекрест в продолговатом мозге тех волокон, которые идут к
черепным нервам (синапс с двигательными ядрами)
Другая часть идет образует синапсы с клетками ядер с той же стороны
Обеспечивается двусторонняя корковая иннервация для глазодвигательных, жевательных мыщц, мыщц глотки и гортани
Слайд 12Кортиконуклеарные волокна
Для мышц нижней половины лица и языка почти
полностью переходят на противоположную сторону – эти мышцы иннервируются из
коры противоположного полушария
Слайд 13
Слайд 14Корково-спинномозговые волокна
Образуют пирамиды (утолщения) продолговатого мозга
На границе продолговатого и спинного
мозга образуют перекрест и часть волокон (80%) идет вниз в
боковом канатике спинного мозга (латеральный или перекрещенный пирамидный путь)
20% волокон идет по своей стороне в переднем канатике (прямой пирамидный путь)
Слайд 15
Слайд 16Пирамидный путь
Корково-ядерные волокна переходят на противоположную сторону на разных уровнях
мозгового ствола
Корково-спинальные — на границе с продолговатым и спинным мозгом
Каждое
из полушарий управляет противоположной половиной сегментарного аппарата и противоположной половиной мышечной системы
Слайд 17Корково-спинномозговые волокна
На все своем пути отдают волокна к сегментарному аппарату
(к мотонейронам передних рогов и вставочным нейронам)
Аксоны этих нейронов в
составе передних корешков спинно-мозговых нервов сплетений периферических нервов идут к мышце
Слайд 18Исследование пирамидной системы
Слайд 19Схема оценки
Оценка походки, осанки, как пациент стоит, садится, какие движения
совершает
Объем активных и пассивных движений
Мышечный тонус
Мышечная сила
Физиологические рефлексы
Патологические рефлексы
Слайд 20Объем движений
Активных – выполняет сам больной
Движения сгибания, разгибания и
ротации в каждом суставе
Пассивных – проверяет врач
объема движений в суставах
Избыточный объем движений в суставах
Слайд 21Ограничение объема движений в суставах
Это не только патология движения
Это —
еще и патология суставов, связок и мышц
Слайд 22Для оценки мышечной силы
пациента просят выполнить движение, требующее сокращения определённой
мышцы (мышц), зафиксировать позу и удерживать мышцу в положении максимального
сокращения , в то время как исследователь старается преодолеть сопротивление испытуемого и растянуть мышцу.
Таким образом, при исследовании силы мышц в клинической практике чаще всего руководствуются принципом «напряжения и преодоления»: врач противодействует напрягаемой пациентом исследуемой мышце и определяет степень требующихся для этого усилий.
По очереди исследуют различные мышцы или группы мышц, сравнивая правую и левую стороны (так легче выявить незначительную мышечную слабость).
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25При исследовании неврологического статуса необходимо выяснить силу следующих мышечных групп
Сгибатели шеи: m. sternocleidomastoideus (n. accessories, С2-С3 — nn. cervicales)
.
• Разгибатели шеи: mm. profundi соlli (С2-С4 — nn. cervicales) .
• Пожимание плечами: m. trapezius (n. accessories, С2-С4 — nn. cervicales) .
• Отведение плеча: m. deltoideus (С5-С6 — n. axillaris) .
• Сгибание супинированной руки в локтевом суставе: m. biceps brachii (С5-С6 — n. musculocutaneus) .
• Разгибание руки в локтевом суставе: m. triceps brachii (С6-С8 — n. radialis) .
• Разгибание в лучезапястном суставе: mm. extensores carpi radialis longus et brevis (CS-C6 — n. radialis), т. extensor carpi ulnaris (С7-С8 — n. radialis).
• Противопоставление большого пальца кисти: m. opponens роlliсis (С8-Т1 -n. medianus) .
Слайд 26При исследовании неврологического статуса необходимо выяснить силу следующих мышечных групп
•
Отведение мизинца: m. abductor digiti minimi (С8-Т1 — n. ulnaris)
.
• Разгибание основных фаланг II -V пальцев: т. extensor digitorum communis, m. extensor digiti minimi, m. extensor indicis (С7 -С8 — r. profundus n. radialis) .
• Сгибание бедра в тазобедренном суставе: m. iliopsoas (L1-L3 — n.femoralis).
• Разгибание ноги в коленном суставе: m. quadricepsfemoris (L2-L4 — n.femoralis) .
• Сгибание ноги в коленном суставе: m. biceps femoris, m. semitendinosus, m. semimembranosus (L5-S2 — n. ischiadicus).
• Разгибание (тыльное сгибание) стопы в голеностопном суставе: m. tibialis anteпог (L4 -L5 — n. peroneus profundus) .
• Подошвенное сгибание стопы в голеностопном суставе: m. triceps surae (S1-S2 — n. tibialis) .
Слайд 27Шкала оценки мышечной силы
5 баллов – полная сохранность мышечной силы
4
балла – незначительное снижение мышечной силы
3 балла – способность преодолеть
достаточное сопротивление
2 балла –способен преодолеть силу тяжести и легкое сопротивление исследованию
1 балл – невозможность преодолеть силу тяжести при сохранности минимальных движений
0 баллов – полное отсутствие активных движений
Слайд 28Таблица 1 — 1 . Критерии оценки силы мышц по
6-балльной системе
Балл Мышечная сила
0 Мышечное сокращение отсутствует
1
Видимое или пальпируемое сокращение мышечных волокон, но без локомоторного зффекта
2 Активные движения возможны лишь при устранении действия силы тяжести (конечность помещается на опору)
3 Активные движения в полном объёме при действии силы тяжести, умеренное снижение силы при внешнем противодействии
4 Активные движения в полном объёме при действии силы тяжести и другого внешнего противодействия, но они слабее, чем на здоровой стороне
5 Нормальная мышечная сила
Источник: theslide.ru