Как обновить вагонку, покраска старой вагоки
Советуем, как восстановить старую вагонку.
Ее восстановление несложно, но требует аккуратности и применения соответствующих материалов. Обязательно покрасьте обшивку, чтобы она стала красивым и прочным украшением стены.
Панельная обшивка была модной в интерьере наших домов и квартир в 70-80-х годах прошлого века. Что делать со старым? Его полное удаление связано со значительным ремонтом. А иногда просто стыдно выбрасывать хорошие доски. Есть способы придать им новый вид.
Посоветуем, как обновить старую вагонку, чтобы она стала интересным элементом интерьера. Выбрасывать такую обшивку действительно не стоит!
Ремонт вагонки самостоятельно: пошагово.
Раньше были только бесцветный лак для дерева и масляные краски под дерево. Теперь у нас есть очень большой выбор современных разнообразных материалов для отделки дерева, которые можно использовать для окраски панелей.
Существует целый сегмент специализированных материалов «Сделай сам» для людей, которые любят самостоятельно проводить отделочные и ремонтные работы, но при этом не боятся экспериментировать. Обшивке также можно придать новую форму. Ее можно укоротить, по-другому прикрепить или преобразовать в декоративные панели.
Не обязательно шкурить старую вагонку перед покраской
Как обновить вагонку, покрытую желтым лаком?
Если мы хотим обновить обшивку и покрасить ее прозрачным лаком, старый слой лака вместе с деревянной поверхностью необходимо отшлифовать, чтобы обнажить необработанное дерево. Для шлифования обшивки можно использовать ручной шлифовальный станок. (для больших плоских поверхностей) или наждачной бумагой (для щелей). Новый лак нанести на вагонку кистью в два слоя.
Если старый лак хорошо держится, и вы хотите окрасить вагонку эмалью, достаточно промыть поверхность водой с моющим средством, а затем отшлифовать старый слой лака на вагонке мелкой наждачной бумагой (грануляция минимум 180). При появлении на досках нелипких фрагментов старого покрытия удалите их, заделайте дефекты древесины шпателем и отшлифуйте все это дело наждачной бумагой. Подготовленную таким образом вагонку можно дважды окрасить эмалью по дереву на водной основе.
Какой наждачной бумагой восстановить вагонку?
Наждачная бумага имеет различный размер зерна, что определяет эффективность удаления материала. Чем меньше степень грануляции (градации) бумаги (обозначенная на обратной стороне листа или полосы буквой P и соответствующей цифрой), тем она грубее и тем больше материала удаляется, и наоборот. Для снятия покрытия и верхнего слоя древесины используют несколько видов наждачной бумаги: первая шлифовка — Р 20-40, вторая — Р 80-100, финальная — Р 120-140. Для матирования покрытия — Р 180-240.
• Древесина шлифуется по волокну (только мозаика — по диагонали).
• Не используйте металлические щетки для удаления старого лака с обшивки или краски, поскольку они могут легко повредить поверхность дерева.
После тщательной шлифовки поверхности панели можно нанести на нее воск или масло. Выкладываем его вертикальными движениями мягкой тканью.
Как отремонтировать и покрасить вагонку, покрытую цветной морилкой?
Обшивка обычно выполняется из мягких пород дерева, поэтому морилка может проникнуть в древесину даже на несколько миллиметров. Реставрацию такой вагонки можно провести как минимум двумя способами. Перед нанесением лака облицовку необходимо отшлифовать до тех пор, пока не обнажатся необработанные слои древесины, тщательно вытереть пыль и дважды покрыть лаком.
Стоит помнить, что после нанесения первого слоя лака поверхность вагонки следует отшлифовать. Перед нанесением морилки аналогичного цвета или эмали, покрывающей вагонку, мы только шлифуем поверхность, нет необходимости полностью обнажать необработанный слой древесины. Тщательно обеспыливаем поверхность и дважды наносим один из выбранных материалов.
Покраска вагонки в белый цвет — за 10 шагов
Когда снимаем старые покрытия с поверхности вагонки?
Старые вагонки необходимо вымыть, протереть и отшлифовать мелкой наждачной бумагой. В зависимости от состояния основания старые покрытия могут остаться или их придется удалить.
Если старая краска или лак отслаиваются, отслаивается обшивка — их необходимо удалить. На старой обшивке мы можем обнаружить несколько слоев краски, нанесенных без удаления предыдущих.
Обычно можно увидеть очень неровную поверхность, особенно там, где есть границы между разными покрытиями. Мы удаляем старые покрытия с обшивки, когда хотим использовать другой тип продукта, чем тот, который использовался до сих пор, например, мы собираемся нанести лак или эмаль на промасленную доску, и наоборот. Также, если покрытие повреждено, отслаивается, крошится, обесцвечивается или теряет свой блеск более чем на 25% поверхности.
Старые лакокрасочные покрытия панелей также можно удалить химическими препаратами. Их задача — размягчить и разрыхлить покрытие, чтобы его можно было соскрести шпателем. Этот метод полезен для удаления лака с различных уголков и щелей, например, ниш между профилями обшивочных досок.
В таких местах можно также использовать тепловую пушку, которая с помощью горячего воздуха разрыхлит краску. В этом случае важно отрегулировать температуру обдуваемого воздуха, чтобы не повредить обшивку. После химического удаления старого покрытия, основание обшивки необходимо промыть теплой водой с мягким моющим средством и дать высохнуть.
Покраска вагонки
Лаки создают очень прочные покрытия с матовым, полуматовым или глянцевым покрытием. Лак можно наносить дважды на вертикальные или горизонтальные поверхности.
Первый слой — это грунтовка — базовое покрытие. После высыхания требуется шлифовка наждачной бумагой. Разновидностью лака являются его цвета, которые подходят для окраски вагонки. Они содержат добавленные пигменты и могут быть приобретены в широком диапазоне цветов. Они создают эффект полупрозрачности.
Реставрация вагонки: масло для дерева.
Масла проникают в структуру древесины, защищая ее от воды и грязи. Они не образуют типичного лакокрасочного покрытия. Они сохраняют естественный вид древесины, подчеркивают фактуру, а отсутствие покрытия делает древесину теплой на ощупь. Придают матовый оттенок. Смазку вагонки проводят дважды, пока древесина не пропитается равномерно.
Обновленные поверхности готовы к полной эксплуатации не ранее, чем через пять дней. Промасленную мебель или вагонку достаточно освежить свежим слоем масла один раз в год. Масло на вагонку наносится кистью, валиком или тряпкой.
Когда красить вагонку?
Лучший эффект при лакировании или смазки обшивки достигаются при температуре 10-25° С. Жаркие и сухие дни являются неблагоприятным временем для такого рода ремонтных работ. Также не красьте облицовку, когда она очень влажная. Всегда не забывайте проветривать комнату, пока запах не исчезнет.
Панели не обязательно должны ассоциироваться со старыми интерьерами времен Советского Союза. Вы можете сделать обшивку современной.
Покраска вагонки красками
Эмали (масляные и водорастворимые краски) создают непрозрачные покрытия, поэтому при окрашивании ими панелей вы не увидите ни рисунка дерева, ни его цвета. Наносятся в два слоя (на необработанное дерево с дополнительным слоем грунтовки). Окрашенная поверхность вагонки может быть матовой, полуматовой или глянцевой. Эмалевое покрытие устойчиво к загрязнениям и механическим воздействиям, легко чистится и обслуживается. Лак (или эмаль) можно наносить кистью на обшивку, всегда в направлении волокон.
Новые цвета крашеной вагонки
Самый простой способ — адаптировать старую обшивку к новой моде дизайна интерьера. Наряду с популярностью скандинавского стиля и современных строгих серых интерьеров, эти цвета появились в цветовой палитре отделочных материалов для дерева.
У каждого производителя есть белые, светло- и темно-серые краски или лаки.
Вторая группа товаров — это непрозрачные эмали для дерева. Они, в свою очередь, популярны в оттенках белого и пастельных тонах. Для смелых производители лакокрасочных материалов приготовили и более яркие цвета, непривычные для дерева, такие как синий, желтый, а также популярные в стиле гламур оттенки металлик и золото.
Реставрация вагонки: спецэффекты
Создавая покрытия из нескольких различных продуктов, мы можем добиться интересных декоративных эффектов при обновлении вагонки. Когда мы наносим два слоя прозрачного лака на первый слой морилки темного цвета, создается полупрозрачный эффект с видимой текстурой древесины.
Возможна покраска вагонки эмалью и лаком. На первый слой эмали выбранного цвета необходимо нанести два слоя прозрачного лака. Мы добьемся укрывающего эффекта, но с акцентом на текстуру древесины. Классическую вагонку, после снятия старого покрытия, также можно покрасить лаком разных цветов. На стене у нас получатся полосы, поэтому расписные вагонки смотрятся свежо и интересно.
ИсточникРеставрация вагонки: как обновить старые панели?
Вагонка – один из самых популярных материалов для облицовки помещений. Её применяют не только на дачах, верандах, но и в квартирах. Но у материала есть недостатки. Со временем эстетическая сторона меняется, образуются пятна, материал требует обновления. Есть масса способов придать ей более свежий и эстетический вид.
В данной статье подробно описано что делать, если вагонка видоизменилась и потеряла привлекательный вид, даны рекомендации от экспертов.
Значение обработки
Вагонка – материал из листового дерева. Он быстро воспламеняется. Даже дорогие покрытия не дадут гарантии от возгораний, но есть защитные средства – антипирены. Их задача — увеличить защиту материала. Через некоторое время он начинает портиться, покрываться тёмными пятнами, гнить. Антисептик поможет предотвратить или замедлить уже существующий процесс.
В этом случае материал можно не красить, но использовать антисептик необходимо.
Краска защитит от любых повреждений. Покрытие располагается на толстом слое древесины. Оно берёт на себя удар, не позволяет разрушить сам материал.
На солнце древесина темнеет, а защитное покрытие отталкивает его, сохраняет оттенок дерева. Бесцветные лаки не только блестят, но могут менять цвет материала (что делать, если пожелтела вагонка и как избежать проблемы?). Самый лучший способ обработки — нанесение акрилатного лакокрасочного покрытия. Оно обновит материал, при этом лакированные панели сохранят цвет и декоративность. Покрытие продлевает срок службы до 8-10 лет (узнать о том, как исправить дефекты и отремонтировать вагонку можно здесь).
Обновление старых обшитых стен
Существует несколько способов обновления:
- .
- Заштукатурить наждачной бумагой, затем покрыть акрилом. .
Покраска лаком – самый распространённый метод обработки. Древесина часто используется в строительстве, поэтому полировка – это естественный способ сделать вид дома красивым, продлить срок его эксплуатации. Лаковое покрытие улучшает состояние всего отделочного материала.
Прежде чем начинать красить, нужно определить концепцию интерьера, его цвет.
Потемневшую вагонку из сосны первоначально покрывают антисептиком, а затем масляной краской. Часто используют акриловые аквалаки. Материал вновь послужит, если обновить его лакированием. От масляной краски покрытие станет блестящим, но со временем всё равно потеряет цвет, ему потребуется обновление. Акрилатная краска придаёт стойкость к погодным условиям.
Поверхность менее подвержена разрушению извне. Такое покрытие имеет срок службы до десяти лет.
Чтобы цвет был однотонным, предварительно краску хорошо размешивают, после этого наносят на поверхность.
Чтобы понять, подходит ли тон, нужно сделать пробный штрих по вагонке. Это позволит узнать, необходимо ли разбавить покрытие белым цветом. Если обрабатывать древесину, то предварительно требуется загрунтовать антисептиком. Он поможет защитить изделие от грибка, так как старые материалы склонны к гниению.
Если предыдущие владельцы уже покрасили вагонку, то нет смысла покрывать её лаком – нужна замена старой обшивки или покрытие новой краской (о том, как практично и красиво обшить вагонкой помещения изнутри, мы рассказывали в этой статье). Результат будет смотреться гармонично, если цвет вписывается в оформление интерьера. Потемневший участок и места, где краска облупилась, необходимо обработать. Лучше выбрать нейтральные тона, но можно прибегнуть к оформлению в любом цвете.
В комнате на даче
- Перед работой поверхность обработать грунтовкой, затем антисептиком.
- Просушить в течение двух дней.
- Доски монтируются, лакируются, покрываются краской.
Лучше не менять цвет материала. Можно покрыть лаком – вагонка будет сиять: получится глянцевая поверхность. Акрилатные лаки применяются для внутренних работ, что сохраняет цвет дерева, защищает его от выгорания на солнце.
В бане и парилке
Не нужно использовать обычный лак для дерева, так как он боится высоких температур. Рекомендуется применять импортные и защитные средства. Защитный антилак приемлем для обработки поверхностей в бане, парилке. Антилак может быть бесцветным или колерованным.
Наносится покрытие в два слоя. Первый, если он колерованный, разбавить водой до двадцати процентов. Если состав бесцветный, действие пропускают. Второй слой наносится непрерывно. Чтобы посмотреть, как средство ложится на вагонку, лучше нанести его на отдельную доску.
Обработанная поверхность почти не поглощает воду, что увеличивает срок эксплуатации. В составе есть противогрибковые компоненты. Продукт не выделяет ядовитых паров, безопасен.
Как нанести аквалак:
- Предварительно полностью очистить и заштукатурить поверхность. Если уже был нанесён защитный лак, древесину требуется предварительно ошлифовать. Это поможет избежать контакта средств.
- Нанести валиком или кистью первый слой.
- Через сорок минут нанести второй слой. Если время сушки превысило 40 минут, а поверхность полностью высохла, то при нанесении нужно как бы втирать материал в древесину.
Повторную обработку можно выполнить через три- четыре года.
О том, как правильно обшивать вагонкой стены в бане, читайте тут.
Внутри дома
Этапы покраски внутри дома:
- Очистить и подготовить вагонку.
- Обезжирить поверхность. Использовать щелочной раствор.
- Отшлифовать древесину пемзой. . Наносить кистью, тонким слоем. Чтобы избежать потёков, окрашивать нужно сверху вниз.
После обработки можно приступить к декорированию (посмотреть лучшие идеи и варианты декорирования стен вагонкой можно здесь).
Реставрация покрытых лаком панелей
Качество покрытия будет зависеть от того, какой степени непрозрачности требуется получить стены. Если полностью закрывать структуру древесины не нужно, лучше сошлифовать лак и втирать покрытие. Можно использовать пропитку для сохранения фактуры древесины.
Если сохранение структуры не требуется, то счищать ничего не нужно. Акриловые краски с высокой адгезией хорошо ложатся на все поверхности и быстро колеруются в любой оттенок. Можно использовать полиуретановую колерованную эмаль, но стены с таким покрытием будут очень блестящими, поэтому такой способ — на любителя.
Советы
- Не использовать толстый слой, так как он будет расплываться, а срок службы будет невысоким. Лучше покрасить несколькими тонкими слоями.
- Использовать тонкие кисти в труднодоступных местах.
- Воспользоваться малярным валиком, так как он не оставит ворсинок.
- Каждое средство нужно наносить на вагонку в несколько слоёв. Обычно один-два, но лучше уточнить в магазине.
- При обработке кисть перемещать вдоль доски, не отрывая ее. Вагонки должны касаться только кончики ворсинок. Давить с большой силой не нужно.
Обновить старую вагонку на террасе или на холодном балконе будет сложнее, поэтому стоит приобрести специальное средство, устойчивое к перепадам температуры (как красиво обшить вагонкой балкон или лоджию?). При обработке стройматериалов на даче или в отапливаемом помещении с нормальной влажностью не предъявляются особые требования. Достаточно, чтобы окрашиваемые материалы были сухими.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть видео о том, как можно обновить вагонку:
ИсточникКак правильно покрасить вагонку своими руками?
Популярность вагонки, помимо экологичности, доступной цены и простоты монтажа, объясняется ее красотой. Цвет и природный рисунок натуральной древесины хорош сам по себе, поэтому многие люди не видят необходимости в дополнительной обработке материала. А зря, ведь существуют составы, которые продлевают срок службы ламелей, одновременно делая их интереснее на вид. Сегодня узнаем, чем можно покрыть вагонку внутри дома и как правильно это делать.
Зачем нужно красить?
Помещение, отделанное вагонкой, аккуратно выглядит, наполняется приятным ароматом и обладает комфортной атмосферой, которую поддерживает древесина. Обрадовавшись такому эффекту, хозяин не спешит браться за кисть или валик и наносить на естественную роскошь какие-либо «химические» вещества. Но не все они портят покрытие — большинство, наоборот, улучшают.
К финишной обработке вагонки предрасполагают следующие факторы:
- Пожароопасность . В случае возгорания огнеупорная пропитка сможет задержать развитие катастрофы и дать жильцам возможность безопасно эвакуироваться. К сожалению, ни один подобный состав не способен полностью блокировать распространение пламени.
- Ультрафиолет . Комната никогда не освещается равномерно. В тех местах, куда из окон падает солнечный свет, деревянное покрытие уже через пару лет заметно потемнеет. Чтобы этого не произошло, необходимо нанести хотя бы лак.
- Микроклимат . Вагонкой часто оформляют утилитарные помещения: кухни, балконы, веранды, бани. Там ламели постоянно подвергаются перепадам температур и влажности. Сухость и холод заставляет их сжиматься, а сырость и жара — разбухать, синеть, гнить и плесневеть. Нивелировать негативное влияние среды помогают антисептики и влагозащитные средства.
- Вредители . Древесиной любят полакомиться насекомые: короеды, термиты, древоточцы. Защитить собственность от покусительств позволяют противопаразитарные составы, наносить которые приходится неоднократно.
- Износ . Со временем истираются даже стены и потолки, не говоря уже о риске ударов, царапин и сколов. Чтобы сделать вагонку устойчивой к повреждениям, ее нужно обеспечить соответствующим покрытием.
- Дизайн . Какой бы прекрасной вам поначалу ни казалась деревянная облицовка, она утратит первозданный лоск или просто надоест. И тогда захочется освежить ее, облагородить новой текстурой или оттенком.
Защитные составы
Деление покрытий для вагонки на защитные и декоративные условно, поскольку вещества из первой группы часто выступают компонентами средств из второй , сами могут дополняться пигментами и смешиваться друг с другом.
Антипирены
Составы на основе натриевых солей и фосфорных кислот под воздействием нагревания вспениваются и выделяют газы, мешая возгоранию и распространению огня. Евровагонка, сделанная в соответствии с международными стандартами, уже обработана качественным антипиреном. Материалы низкого ценового сегмента требуют нанесения огнеупорной пропитки перед монтажом, чтобы ламели оказались защищенными со всех сторон.
Антисептики
Средства производятся на основе воды, растворителя, органических и искусственных масел. Водные и нитроантисептики страхуют вагонку от гнили, грибка и паразитов, однако с уже имеющимся массивным заражением справляются плохо. Масляные составы действуют дольше и эффективнее, к тому же наделяют древесину водоотталкивающими свойствами.
Масло
Пропитывание вагонки натуральными маслами, например льняным или тиковым, придает ей легкое благородное сияние, делает цвет глубже, а рисунок явственнее. Дерево при этом не утрачивает способности дышать, но лучше противостоит воздействию повышенной влажности. Олифа для таких целей сейчас используется редко, поскольку нуждается в подновлении и делает древесину липкой.
Препараты на основе парафина защищают вагонку от намокания надежнее, чем масла, но обычно комбинируются с ними. Бывает прозрачное и тонирующее масло-воск с обеззараживающей и огнеупорной функцией. Выпускаются такие средства в твердом и жидком виде, что определяет способ нанесения: кистью, ветошью, безворсовыми тампонами. Эффект тоже разный — от легкого глянца до выраженного блеска.
Грунтовка
Хорошие грунтовочные смеси производятся на алкидной, акриловой и шеллаковой основе. Можно самостоятельно приготовить клеевой раствор ПВА, но его эффективность будет ниже. Предварительное грунтование древесины необходимо для того, чтобы финальное покрытие ровнее ложилось и дольше держалось. Грунтовка обычно напыляется краскопультом в 2-3 слоя, каждый из которых должен просохнуть.
Отбеливатель
Выбеленная древесина прекрасно смотрится в деревенских интерьерах (кантри, прованс), но к использованию отбеливателей и дезинфекторов часто толкает не стиль, а грибковое поражение вагонки или некрасивые следы ржавчины вокруг металлических крепежей. Решить эту проблему кардинально позволяют хлорсодержащие препараты, а эффект легкого осветления способны обеспечить щадящие составы на основе перекиси, щавелевой кислоты или аммиака. Перед нанесением с поверхности соскребают грязный налет, а по завершении воздействия обмывают и сушат.
Декоративные покрытия
Составы из этой группы дополняются антисептиками, антипиретиками, водоотталкивающими, солнцезащитными и противоударными компонентами . Информация об этом всегда указана на упаковке.
Морилка
Бейцы бывают водные, масляные, восковые, акриловые и спиртовые. Для обработки вагонки внутри дома лучше подходят средства на основе акрила, воска или масла, поскольку первые долго сохнут, а последние резко пахнут. После обработки морилкой ламели необходимо обеспечить финишным покрытием, например лаковым.
Лазурь
Это вещество, как морилка, мягко тонирует вагонку, сохраняя и подчеркивая природный узор, придает бюджетной древесине вроде сосны сходство с благородными сортами (буком, грабом, венге). Отличия лазури от бейца заключаются в составе (только на основе воды, масла или растворителя), толщине покрытия (есть тонкослойные, среднеслойные и толстослойные), глянцевом блеске и самостоятельности.
Краска
Если необходимо радикально изменить цвет вагонки, а рисунком дерева можно пренебречь, используйте масляную, водоэмульсионную или акриловую краску. Последний вариант предпочтительнее для внутренних работ, поскольку не требуют применения защитных средств, не беспокоят едким запахом и оперативно высыхает. Наносят краску широкой кистью или валиком.
Такие составы делятся на акриловые, алкидные и полиуретановые. Для обработки вагонки в жилом отапливаемом помещении с комфортной средой подойдет доступный и безопасный акриловый лак. Если нужно защитить покрытие от фотостарения, выбирайте алкиды на основе фталевых смол и растворителя, а максимальную прочность обеспечит полиуретан.
Как правильно красить?
Результат высочайшего класса подразумевает поштучную пропитку, грунтовку и окраску вагонки. То есть предстоит отобрать нужное количество ламелей, подрезать их в соответствии с конфигурацией обшивки, выполнить все этапы обработки, дождаться полного высыхания материала, и только потом приступать к монтажу. Осуществить это сложно — потребуется просторное помещение с подходящим микроклиматом. С другой стороны, вагонку будет удобнее ошкуривать, чем, например, когда она уже на потолке.
Такой подход обусловлен необходимостью защиты ламелей со всех сторон и подвижностью древесины — она усядется, могут образоваться зазоры, и чем ярче оттенок, тем заметнее они будут.
Пошаговая инструкция
- Разгрузите вагонку там, где она будет использоваться, снимите полиэтиленовую упаковку и оставьте на 72 часа для акклиматизации.
- Отсортируйте ламели — некондиционные сгодятся для тестирования декоративных составов. Безупречные экземпляры отшлифуйте на машинке или вручную наждачной бумагой 250-280 круговыми движениями с лицевой стороны и в местах соединения шип-паз.
- Загрунтуйте вагонку дважды, всякий раз дожидаясь просыхания древесины, которое занимает до трех суток, в зависимости от средства и атмосферы в помещении. Перед этим при необходимости используйте защитную пропитку.
- Нанесите выбранное декоративное покрытие рекомендуемым способом, а когда высохнет, отшлифуйте повторно — волокна древесины почти наверняка поднимутся и приведут к шероховатости. Качественное грунтование позволяет избежать этой ситуации.
- Покройте вагонку вторым и последующими слоями ЛКМ, чтобы получить задуманный результат.
Существует общее правило для сильно пигментированных составов — их набирают на инструмент понемногу и наносят осторожными продольными мазками в одном направлении , а не туда-сюда.
Можно придать вагонке необычный вид с помощью художественных приемов:
- лессировка — берут краску двух-трех гармоничных оттенков разной степени насыщенности, наносят друг на друга, начиная с самого темного цвета и двигаясь к самому светлому, высохшую поверхность неравномерно затирают наждачкой, чтобы получить эффект многократного перекрашивания;
- браширование — ламели обдирают грубой металлической щеткой, а затем покрывают морилкой и воском или лаком, чтобы возникла иллюзия благородной состаренности древесины.
Иногда по неясной причине вагонка окрашивается неравномерно, хотя мастер действует правильно и аккуратно. В этом не его вина, просто дерево, как любой живой материал, имеет неоднородную структуру: где-то средство проникает лучше, где-то хуже. Избежать пятен помогает, опять же, тщательная грунтовка .
Источник