Можно ли разбавить автомобильную шпаклевку растворителем

Разные виды автомобильной краски имеют отличный состав, который обуславливает их химические и физические свойства. Многие разновидности автоэмали содержат определенное количество растворителя, поэтому не требуют предварительного приготовления перед использованием.

Но стоит учитывать, что при долговременном хранении все краски густеют, теряют цвет и засыхают, что может привести к проблемам при их последующем использовании. Вязкая краска хуже растекается по окрашиваемой поверхности, что приводит к появлению наплывов и других дефектов.

Для того чтобы не пришлось перекрашивать кузов автомобиля после покраски рекомендуется сразу же придать автомобильной краске необходимую консистенцию. Чем разбавить? Сегодня мы рассмотрим подробнее этот вопрос.

Виды и состав эмали

Любая промышленная автомобильная краска состоит из следующих компонентов:

  • Связующего. Обеспечивает фиксацию автоэмали на окрашиваемой металлической или пластиковой детали или элементе, благодаря чему кузов авто приобретает однородную ровную глянцевую поверхность;
  • Красящего пигмента. Порошкообразная составляющая краски, которая отвечает за полученный оттенок и его насыщенность;
  • Растворителя. Придает лакокрасочному материалу определенную степень вязкости, обеспечивающую равномерное и максимально качественное распыление.

Чем разбавить шпаклевку для авто

После нанесения автоэмали на деталь или элемент конструкции кузова растворитель постепенно улетучивается, оставляя прочный и крепкий состав из цветового пигмента и связки. Продолжительный срок службы и безупречные эксплуатационные качества выбранной автомобильной краски определяются степенью ее твердости и эластичности.

В зависимости от химического состава выделяют несколько типов автоэмали, что важно учитывать перед выбором растворителя:

  • Алкидная. Основным компонентом эмали является масляная смола, благодаря которой достигается быстрая полимеризация ЛКМ на поверхности кузова при условии обычной влажности и температуры воздуха. Алкидная краска не предназначена для выполнения полного окрашивания ТС, поскольку она требует многократного нанесения лака и необходимости его последующей полировки. Быстрый процесс высыхания автоэмали может привести к появлению многочисленных дефектов;
  • Меламиноалкидная. Краска полимеризуется при высокой температуре – от 110 до 140 градусов, используется обычно в заводских условиях. Автоэмаль создает на поверхности кузова прочное, надежное и устойчивое к неблагоприятным внешним факторам покрытие;
  • Акриловая. В составе присутствуют только два компонента – цветовой пигмент и отвердитель, широкую востребованность среди автолюбителей она получила благодаря отсутствию необходимости последующего нанесения лака. После окрашивания акриловой краской поверхность приобретает насыщенный оттенок и глянцевый блеск;
  • Нитро. Используется при выполнении локальных ремонтных работ, основным достоинством автоэмали является быстрый процесс полимеризации (при температуре окружающего воздуха выше 20 градусов он составляет пол часа).

По степени концентрации краска подразделяется на три группы – высоконаполненная, средненаполненная и низконаполненная. При выборе типа и количества используемого растворителя для разбавления автоэмали необходимо учитывать этот параметр, в этом случае при окрашивании кузова краска не будет слишком быстро высыхать, что может привести к появлению большого количества дефектов.

Обратите внимание! Низконаполненную автомобильную краску не стоит разбавлять большим количеством растворителя.

Как разводить разные по составу автоэмали?

Использование густой краски при окрашивании авто приводит к неэстетичному результату – различным дефектам, наплывам и шагрени. Нанесение вязкой автоэмали с помощью краскопульта обуславливает отсутствие зеркального блеска и привлекательного внешнего вида кузова.

Краску необходимо разводить непосредственно перед выполнением процедуры окрашивания поверхности кузова транспортного средства. Соблюдение пропорций смешивания составов и правильный выбор растворителя обеспечат качественное беспроблемное нанесение автоэмали и быстрый процесс высыхания.

Разбавление краски позволяет добиться идеальной вязкости лакокрасочного состава, достаточной для покрытия всей площади кузова автомобиля. Неправильный выбор растворителя может привести к проблемам в процессе окрашивания – плохому сцеплению с металлическими поверхностями, расслоению, образованию густых комочков и «хлопьев».

Обратите внимание! Перед тем как выбрать, чем разбавить краску, следует внимательно изучить инструкцию на упаковке автоэмали. Многие производители ЛКМ дают рекомендации по использованию своей продукции и выбору растворителя.

Для определенных видов автомобильной краски подходят разные растворители:

Обратите внимание! При выборе подходящего растворителя стоит учитывать степень полярности лакокрасочного материала. Если при изготовлении эмали используются жидкие углеводороды для ее разбавления подойдет керосин или уайт-спирит, наличие молекул гидроксильной группы говорит о полярности автоэмали, для разведения которой подойдут спирты и кетоны.

Акриловые автоэмали содержат в составе определенное количество воды. Снижение их степени вязкости перед использованием требует добавления отвердителя с последующим внесением растворителя. Экономичными и бюджетными вариантами разбавления являются такие разбавители, как №651 и Р-12.

Для алкидной эмали подойдет чистый толуол или ксилол, а также многокомпонентный Р-4. Применение нитрокраски для придания кузову авто металлического сияющего эффекта требует грамотного выбора разбавителя, обычно производители ЛКМ указывают рекомендуемый состав в инструкции на упаковке (к примеру, №646).

При выборе растворителя для краски помимо ее типа и полярности стоит учитывать температурную зависимость. Некоторые разбавители позиционируются как универсальные, другие предназначены для использования при конкретной температуре окружающего воздуха (отрицательной или положительной).

При разбавлении краски стоит учитывать рекомендации:

  • При проведении окрашивания при нормальной температуре (15-20 градусов) эмаль необходимо растворять на 3-5 %;
  • При сниженной и минусовой температуре растворитель стоит добавлять в большем количестве – не менее 5-10%.

Акриловые краски части используются при малярных работах связанных с реставрацией лакокрасочного покрытия автомобиля. Работать с такими материалами не сложно и вам не потребуется для этого каких-то особых навыков, тут главное правильно смешать состав, настроить краскопульт и равномерно нанести краску на поверхность. В этой статье мы постараемся разобраться об основных моментах покраски авто акриловой краской, дадим советы и рекомендации по выполнению работ своими руками.

Особенности автомобильной акриловой краски

Основой состава такой краски являются акриловые смолы синтетического происхождения. Они обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики для нанесенного покрытия. В частности такие смолы не стареют, сохраняют цвет и не выцветают на солнце, способны выдерживать температуры в пределах 180 градусов Цельсия. Также акриловые смолы инертны к кислотам, щелочам воде и термопластичны.

Смолы на основе акрила являются бесцветным материалом, для получения краски обычно добавляют пигмент с нужным тоном. Помимо этого из этих материалов изготавливают и лак, который также наносят в качестве защитного покрытия на автомобиль. После высыхания такая краска образует полимерную пленку, которая защищает металл от коррозии и частично от механических повреждений, а также влияния внешней среды.

Для покраски машины акриловой краской обычно используют двухкомпонентные составы краски. В состав к основной эмали дополнительно подмешивают отвердитель в пропорции 1:3 или 1:4. Это помогает сократить время сушки покрытия в разы. Также саму краску разбавляют растворителем в пропорции 10% – 20% от общего объема материала (краски и отвердителя).

По приготовлению состава лучше смотреть инструкцию, указанную на упаковке. При покупке расходных материалов лучше брать и краску, лак и разбавитель с отвердителем от одного производителя.

Еще по теме:  Шпаклевка Джетта про карбон отзывы

Поверхности, которые окрашенные с помощью акриловой эмали не нужно лакировать. Но при желании можно это сделать и помимо дополнительного защитного слоя для покрытия вы получите эффект глубины. Лак также наносят в 2 – 3 слоя.

И лаки и краски на акриловой основе бывают двух видов жесткости: мягкий (MS), жесткий (HS). Мягкий лак и краску накладывают в несколько слоев, они легко полируется, но и прочность самого слоя ниже. При использовании жесткого лака и краски их наносят в 1 – 1,5 слоя и он более устойчив и надежен.

Как уже указывали выше, для того чтобы получить нужную консистенцию материала, потребуется применить растворитель для акриловых красок. Его также применяют для избегания сгущения краски до момента ее использования. При высыхании покрытия растворитель испаряется.

Если вы используете краску на основе акрила, то выигрываете и по времени, поскольку она быстро сохнет, и сроки работы проведения малярных работ сводятся к минимуму. Так между слоями на сушку выделяют период в 5 – 15 минут, при нанесении по мокрому, достигается наибольшая степень адгезии между слоями краски. Обратите внимание и на температуру в рабочей среде, если она выше 20 градусов Цельсия, то период сушки сокращается, а если ниже, то материал сохнет дольше, и не учтя этот момент, могут образоваться наплывы и подтеки краски.

Несомненным плюсом акриловых красок является и то, что они хорошо передают тон и менее зависят от толщины слоя, чего не скажешь о конкурентных вариантах материалов, где при неравномерности слоя появляются пятна.

Изучив все эти характеристики можно сделать вывод, покраски автомобиля акриловая краска – это одно из лучших решений, как с экономической точки зрения, так и учитывая высокие эксплуатационные параметры получаемого покрытия.

Технология покраски авто материалами на акриловой основе

Сначала идет этап подготовки поверхности автомобиля к покраске. Сюда входит удаление старого ЛКП и зачистка мест, на которых образовалась ржавчина. Делают это либо с помощью шлифовальной машинки с различными абразивами, либо с помощью химических средств для смывки краски и удаления коррозии.

После зачистки поверхность обезжиривают и при необходимости, с помощью шпаклевки выравнивают плоскость поверхности кузова. Шпаклевку также шлифуют. Далее снова обезжиривают деталь и наносят грунтовку. У многих возникает вопрос надо ли грунтовать поверхность?

Делать это желательно ведь с помощью грунта вы смоете выровнять мелкие неровности и обеспечить хорошую адгезию между слоями. На вопрос чем грунтовать, то нужно смотреть на рекомендации производителя и выбирать то, что подходит вам, подбирая тон под цвет основного покрытия. Грунт наносится в 2 слоя, с периодом высыхания 10 – 15 минут.

Далее приступаем к нанесению финишного покрытия. Сначала читаем инструкции о том, как разбавить акриловую краску на этикетке банки краски, и в соответствующих пропорциях добавляем отвердитель и растворитель. Готовый материал перемешиваем и заливаем в краскопульт. Следующий этап это настройка распылителя.

Обычно открывают сопло краскопульта на 80% или на полную, выставляют давление в компрессоре на уровень 3-4 атмосфер, подачу краски устанавливают на средний уровень. Далее проверяют равномерность слоя на тестовой поверхности и при необходимости корректируют настройки краскопульта.

Наносят акриловую краску поэтапно слой за слоем слева на право. Каждый следующий слой должен перекрывать предыдущий на 50%. Расстояние от распылителя до поверхности 25 – 40 см. Таким образом, наносят 2 – 3 слоя краски с перерывами на высыхание около 10 – 15 минут.

Следующий этап (по желанию) это лак. Также наносят по одной технологии с краской и лак, а после высыхания полируют его с помощью шлифовальной машинки, обеспечивая блеск лакокрасочного покрытия.

Учтите, что качество проведенной акриловой покраски автомобиля зависти от нескольких факторов.

  1. Не экономьте на инструменте. Стабильная подача краски и грамотные настройки краскопульта, обезопасят вас от образования наплывов и подтеков материала.
  2. Рабочие условия. Чистое и теплое помещение (около +20 градусов Цельсия), а также проветриваемое и хорошо освещенное.
  3. Качество краски. Желательно покупать материалы известных и уже проверенных на практике брендов, по типу Mobihel.
  4. Уделите особое внимание подготовительному этапу, удалив ржавчину и вздетые участки старого ЛКП, ведь в противном случае могут образоваться проблемные места уже на новом слое покрытия.

Совет. Старайтесь соблюдать интервалы по сушке между нанесенными слоями, иначе в противном случае возможны ситуации по образованию не только подтеков, но и шагрени.

Какой расход такой краски?

Чтобы покрасить автомобиль полностью вам потребуется около 2 литров акриловой эмали. На отдельные детали расход в среднем 150 – 250 мл на 1 кв.м. поверхности.

Видео руководство по использованию акрила при реставрации кузова машины.

Что можно сказать в итоге?

На автомобильном рынке акриловая краска все еще остается одним из несомненных лидеров среди маляров. Это обосновано невысокой ценой в сравнении с тем же металликом, ксераликом или перламутром. Хорошие эксплуатационные характеристики, высокая скорость сушки и классический вид покрашенной акриловой каской поверхности детали, который очень похож на заводской слой делают ее более востребованной среди конкурентов. Ее выбирают, сравнивая с нитроэмалью, которая также имеет свои плюсы и многие используют это покрытие в работе.

Внешний вид машины – немаловажный фактор, который многое может сказать как о самом автомобиле, так и о его хозяине. С помощью грамотной покраски можно преобразить даже старую машину, а качество этой процедуры зависит, в том числе, и от выбранного авторастворителя.

Автомобильные растворители – какие бывают?

По своему химическому составу органический растворитель для покраски авто практически не отличается от прочих растворителей для красок и эмалей, используемых в быту и на производстве. Основные функции автомобильного растворителя сводятся к трём следующим:

  • Очистка и обезжиривание поверхности
  • Разбавление краски до нужной консистенции
  • Промывка инструментов (например, краскопульта) после работы

Выбор того или иного растворителя для автомобильной краски определяется типом производимых работ, а также особенностями состава для покраски и обрабатываемой поверхности.

Основными показателями растворителей краски для машины являются:

  • Внешний вид
  • Плотность
  • Летучесть
  • Содержание воды
  • Содержание химических примесей
  • Степень токсичности
  • Кислотность
  • Температура вспышки
  • Уровень пожароопасности

Главной из этих характеристик для пользователя является степень летучести, то есть скорость испарения растворителя с поверхности. В зависимости от летучести, растворители классифицируют на быстрые (их рекомендуют использовать в зимнее время), универсальные (со средней степенью испарения, предназначенные для работы в межсезонье) и медленные (рассчитанные на покраску автомобиля летом).

Каким растворителем разбавить автомобильную краску?

Чтобы правильно ответить на такой вопрос, следует точно знать, какой тип краски будет использоваться в данном конкретном случае. В основном, все современные автокраски делятся на четыре типа:

  1. Акриловые – самый распространённый вариант, требующий применения отвердителя
  2. Алкидные эмали (используются более редко)
  3. Нитрокраски (в частности, синтетическая нитроэмаль с эффектом металла)
  4. Водоэмульсионные краски, снискавшие популярность благодаря своим экологическим качествам.

Разбавление акриловых красок

Акриловые краски изготавливаются на водной основе и дают яркий, глубокий цвет. Они быстро сохнут и легко наносятся, однако перед применением требуют смешивания со специальным отвердителем, после чего доводятся до нужной консистенции растворителем для акриловых автомобильных красок.

В качестве такого растворителя лучше использовать специальный состав, предназначенный для ускорения высыхания краски и подразделяющийся на растворитель для глянцевых и матовых красок. Однако если необходимо сэкономить, специализированный растворитель для акриловых красок можно заменить растворителем Р-12 или 651.

Еще по теме:  Декоративная штукатурка своими руками за копейки

Разбавление алкидных красок

Если вы окрашиваете автомобиль алкидными красками, знайте, что для их разбавления подойдёт растворитель Р-4, а также чистый толуол или ксилол. Однако необходимо помнить, что актуальность использования данной категории красок стремительно снижается, и, ввиду ужесточения экологических стандартов, применение алкидных красок может вовсе сойти на нет.

Разбавление нитроэмалей

Использование нитроэмалей востребовано в ходе покраски автомобиля краской-металлик. Она наносится в два слоя: вначале синтетическая нитроэмаль выбранного оттенка с металлическим эффектом, затем защитный слой акрилового лака. Необходимо помнить, что краска-металлик весьма чувствительна к подбору растворителя, и поэтому, выбирая, каким растворителем разбавить краску-металлик, лучше соблюдать рекомендации производителей таких составов (зачастую на банке с краской указывается растворитель 646).

При этом самыми восприимчивыми к качеству растворителей для металлика являются краски светлых оттенков. Некачественный или неподходящий растворитель для краски металлик опасен тем, что металлические частички неоднородно лягут на поверхность автомобиля, что приведёт к образованию пятен.

Кроме необходимости учитывать температуру и время года, при работе с растворителем для металлика желательно выполнять следующие рекомендации:

  1. Температура окрашиваемой поверхности автомобиля, растворителя и воздуха в помещении, где ведутся работы, должна быть примерно одинаковой
  2. Категорически запрещается нагревать обрабатываемый элемент или растворитель для краски.

Разбавление водоэмульсионных красок

Как следует из названия, разбавлять такие краски можно спиртом, дистиллированной водой или эфиром. Выбрав для работы эфир или спирт, необходимо помнить, что не все варианты смешивания являются совместимыми, и чтобы избежать проблем и проверить, не свернётся ли краска, использовать смешение стоит на относительно небольшой части.

Правильное разведение красок

Вне зависимости от того, используете ли вы растворитель для базы или лака, правильное соотношение основного состава и разбавителя является важным критерием успеха покрасочных работ (как правило, соотношение разбавляющего и красящего веществ указано на каждой банке).

Несмотря на то, что соотнести вязкость состава с указанными данными можно с помощью вискозиметра, многие специалисты по покраске машин утверждают, что из двух растворов правильно разведённым считается тот, который лучше ложится.

Вязкость находится в прямой зависимости от температуры и насыщенности воздуха парами воды, поэтому, прежде чем приступить к смешиванию, необходимо получить точные данные о температуре воздуха в окрасочной камере (даже отклонение от комнатной температуры на 4-6 градусов приводит к необходимости изменять количество добавляемого растворителя).

Как разбавить автомобильную краску и лак, можно узнать из следующего видеоролика:

Источник: automotogid.ru

Какой растворитель выбрать, чтобы разбавить автомобильную краску

Кузовная окраска автомобиля выполняет несколько основных функций, не все из которых очевидны для неискушенного любителя. Кроме придания авто эффектного и эстетичного внешнего вида, использованная для окрашивания автоэмаль должна обеспечивать надежную многолетнюю защиту металла кузова от коррозии.

Машины эксплуатируются круглый год под открытым небом, подвергаясь множеству агрессивных внешних воздействий. На их кузова попадает дождь и снег, оседает влага из сырого воздуха. Во время движения по дороге из-под колес едущего мимо транспорта вылетают мелкие камни, песок и пыль, обладающие выраженным абразивным эффектом. Угрожают металлу и активные химические вещества: антигололедные реагенты, которыми щедро покрывают дорогу зимой; частицы сажи из выхлопной трубы едущего рядом грузовика; едкие органические отложения, остающиеся от налипших на машину насекомых. Поэтому в качестве автомобильных выбирают самые лучшие и стойкие материалы.

Выбор того, какой растворитель лучше, требует знаний

Из чего состоят краски

Любой лакокрасочный материал (ЛКМ) принципиально можно представить состоящим из четырех базовых компонентов, в соответствии с которыми принято классифицировать продукцию по видам. Это:

  • связующее (другой термин – пленкообразующее). Как следует из названия, образует на поверхности сплошную пленку, которая плотно сцепляется с основанием и удерживает в себе все другие составляющие краски;
  • пигмент и наполнитель. Придает краске укрывистость, то есть свойство быть непрозрачной в тонком слое, а также отвечает за насыщенность и оттенок цвета покрытия;
  • растворитель. Необходим для придания материалу требуемой вязкости и текучести;
  • функциональные добавки. Обеспечивают технологические параметры материала, его стабильность, структуру высохшего покрытия, стойкость к внешним факторам и множество иных характеристик.

Под эту обобщенную формулу попадает состав любой краски – от художественной для детского рисунка до специальных покрытий в авиации и космонавтике.

Использовать подходящий растворитель, чтобы сохранить цвет

Особенности автомобильных эмалей

Промышленность производит несколько десятков типов лакокраски, различающихся химическим составом базового компонента, задающего ее свойства и область применения пленкообразующей основы. На полках магазинов можно увидеть сотни разновидностей красок: водно-дисперсионные, латексные, акриловые, пентафталевые и глифталевые, нитроцеллюлозные, эпоксидные, полиуретановые, кремнийорганические, битумные и множество других. Однако особые требования к ЛКМ для кузовной окраски авто таковы, что для этих работ подойдет весьма ограниченный круг материалов. Соответственно, ограниченным окажется и возможность использования растворителей для них.

Меламиноалкидные (МЛ). Эти эмали относят к конвейерным, поскольку для их отверждения необходима высокая температура. Краски на основе МЛ смол высыхают по полимеризационному, а не конденсационному механизму, то есть в процессе сушки протекает химическая реакция.

Для этого требуется нагрев окрашиваемой детали до 105…120 о С, что достигается в заводских условиях особыми сушильными камерами. В результате получается высокопрочная устойчивая к механическим повреждениям пленка, обладающая идеальным глянцем. Чтобы иметь возможность наносить эмали МЛ в домашних условиях, используют специальные добавки – ускорители сушки, инициирующие принудительную полимеризацию. Однако надо знать, что при этом показатели адгезии (прочность сцепления с основанием), а также стойкости к изгибу на тонких кузовных деталях окажутся существенно хуже заводских.

Алкидные (ПФ или ГФ). В их основе те же смолы, из которых состоят привычные строительные краски. Требования к сушке также более демократичны. Большинство алкидных эмалей допускают сушку даже при комнатной температуре +20 о С конденсационным способом, то есть за счет испарения летучих паров растворителя.

Поэтому такие материалы используют в качестве авторемонтных для подкраски отдельных деталей или небольших участков кузова. Нередко их расфасовывают в аэрозольные баллоны для самостоятельного нанесения без использования сжатого воздуха. Однако простота работы оборачивается рядом недостатков, в числе которых значительно меньшая стойкость к влаге и коррозии, уязвимость к механическим повреждениям, низкий уровень глянца. Даже визуально подкрашенные алкидами элементы кузова отличаются от соседних, сохранивших заводскую краску. Отчасти компенсировать эти минусы можно, нанеся поверх несколько тонких слоев разбавленного лака.

Акриловые (АК). Современный тип лакокрасочного материала, появившийся относительно недавно с развитием химии. Эмали на акриловых смолах так же, как и МЛ, высыхают полимеризационным способом. Поэтому полностью высохшую акриловую краску не удастся вернуть в пригодное к использованию состояние, добавляя в нее растворитель и перемешивая сколь угодно долго. При этом скорость высыхания может быть достаточно высока, а глянец и стойкость к повреждениям выше, чем у алкидов.

На заметку. Важно не путать два похожих названия совершенно разных по составу и применению веществ. Существуют водорастворимые краски на основе водной дисперсии акрилового полимера и авторемонтные акрилы на органическом растворителе. Первый тип красок хорош для стройки, им красят стены и потолки в домах.

Вторая разновидность – для окрашивания металлов, в том числе кузовных деталей авто. Несведущий человек может подумать, что все акриловые краски одинаковы, и воспользуется советами из интернета по разведению их водой. Органорастворимый материал в этом случае окажется безнадежно испорчен.

Еще по теме:  Глимс шпаклевка финишная отзывы

Требования к автомобильному растворителю

Основное условием при определении того, каким растворителем можно разбавить краску для кузова авто, станет отсутствие химических реакций с другими ее компонентами. Вещество, которое используют как растворитель, должно обладать следующими свойствами:

  • полная совместимость с лаком основы в отношении основных потребительских характеристик – уровня глянца покрытия, его оптических показателей, прозрачности;
  • материал должен сам быть бесцветным и не изменять оттенка краски при добавлении;
  • не проявлять эффекта коагулянта, то есть не приводить к расслоению ЛКМ на составляющие, выпадению твердого осадка или появлению межфазных границ;
  • испаряться полностью, не образуя на покрытии следов.

Кроме перечисленных технологических, очень важны санитарные, экологические и противопожарные требования. Пары большинства летучих органических веществ токсичны для человека, поэтому для работ в быту лучше использовать растворитель с наибольшим показателем ПДК в воздухе.

Какой растворитель нужен для кузовного ремонта авто

Виды растворителей для автоэмали

Среди материалов, которые можно встретить в продаже, выделяются две основные группы:

  • однокомпонентные растворители, состоящие из единственного химического вещества с собственной формулой;
  • многокомпонентные смеси, в составе которых несколько разных веществ, соединенных в определенной пропорции.

Если материалы первой группы маркируются уникальным химическим наименованием, то составные смеси могут обозначаться разными названиями, торговыми марками или цифровым шифром. Перечислим подробнее наиболее популярные из них вместе с возможными областями применения.

Однокомпонентные материалы

К ним относятся органические и неорганические соединения, проявляющие сольватирующую активность в отношении лаков и смол, из которых состоит краска. Неорганические (вода, кислоты и растворы солей) в окрашивании автомобилей практически не встречаются. Отдельные органические вещества, которые поставляются для растворения красок:

Ацетон. Вещество группы насыщенных кетонов, химическая формула CH3—CO—CH3. Является высокоактивным апротонным полярным растворителем. Нужен для работы с такими материалами, как нитроцеллюлозные, полиуретановые, поликарбонатные, эпоксидные смолы. Для автоэмалей эти виды лаков практически не используют, поэтому в чистом виде ацетон при их разбавлении не применим.

Однако он может входить в состав некоторых сложных многокомпонентных рецептур, а также использоваться как обезжириватель поверхностей.

Ксилол. Ароматический углеводород с формулой (СН3)2С6Н4. Бесцветная жидкость с резким специфическим запахом, получаемая из угля в процессе сухой перегонки. Проявляет высокую растворяющую активность в отношении синтетических смол, из которых производят краски, в том числе автомобильные. В чистом виде применяется нечасто, но встречается во многих составных рецептурах.

Причина ограничения в способности накапливаться внутри организма человека (главным образом в печени), приводя к хроническим заболеваниям. При разовом вдыхании паров в высокой концентрации воздействует на психику, вызывая возбуждение или опьянение, поэтому допускается для работ только в хорошо вентилируемых пространствах с использованием защитных средств.

Толуол. Еще одно распространенное вещество ароматического ряда с формулой C6H5—CH3. В большом количестве применяется в лакокрасочной промышленности как растворитель большинства смол и лаков, в том числе группы автоэмалей. Можно встретить толуол в рецептуре самых популярных смесевых растворителей: Р-4, 646–649. Использование в чистом виде ограничено наличием токсических и слабых наркотических свойств.

Бутилацетат. Популярный органический растворитель группы сложных эфиров с химической формулой C6H12O2. Отличается невысокой токсичностью в сравнении с другими органическими жидкостями, имеет приятный аромат грушевой эссенции. Активен при растворении многих распространенных ЛКМ: алкидов (глифталевых и пентафталевых красок), нитроцеллюлозы и множества иных. Используется самостоятельно, а также входит в рецептуры самых известных смесей (646, 648).

Многокомпонентные составы

Многие популярные в промышленности и быту растворители состоят не из одного химического соединения, а из группы нескольких родственных по структуре, из-за чего не могут быть описаны определенной формулой. Чаще всего это материалы, включающие семейство углеводородов.

Нефрас. Сокращенное название от «нефтяной растворитель» – общее наименование жидких продуктов, выделяющихся при перегонке нефти. Включает углеводороды алифатического (предельного и непредельного), а также ароматического рядов. Производство и классификация нефрасов в РФ регламентировано отдельным стандартом ГОСТ 26377-84.

В их число входят такие распространенные названия, как уайт-спирит (нефрас-С4 155/200), бензин-растворитель БР-2 и «калоша», очищенный керосин и другие. Все они – прозрачные жидкости без цвета с выраженным маслянистым эффектом и узнаваемым запахом. Для качественных автомобильных эмалей применять не рекомендовано из-за возможного ухудшения свойств пленки, но могут с успехом использоваться при подготовке поверхностей к окрашиванию, очистки инструментов и инвентаря.

Сольвент. Хотя английское слово «solvent» обозначает вообще все растворители, в узком значении это название используют для группы жидких продуктов, получаемых при перегонке каменного угля. В отличие от нефрасов, основу сольвента составляют циклические (ароматические) углеводороды – производные бензола, которых в сольвенте более 50%. Сольвент активен как растворитель для масляных, битумных, полиэфирных, карбамидных и ряда других синтетических смол, включая меламиноакриловую, из которой делается автоэмаль. Однако его использование при кузовном окрашивании не рекомендовано ввиду переменного состава и присутствия ряда компонентов, которые нежелательны при работах с повышенными требованиями к результату (парафины, нафтены и т.д.)

Скипидар. Смесь эфирных масел и сложных эфиров, получаемая в процессе перегонки древесины хвойных пород (главным образом – сосны, отчего также может называться сосновым маслом или пиненом). Является широко распространенным растворителем благодаря своей доступности, сравнительно низкой цене и отсутствию выраженных токсических свойств для человека и природы. Химический состав – сложная смесь терпенов (непредельных углеводородов) и их производных в нерегулярной пропорции. Хотя скипидар часто продается в торговле как растворитель, его использование при разведении автоэмалей в принципе не допустимо.

«Номерные» рецептуры

Включают несколько растворителей различных групп, что позволяет добиться большей универсальности состава относительно разных областей применения. Известные под особыми номерами растворители были разработаны еще во времена СССР, пропорции их состава регламентированы технической документацией и не могут меняться произвольно. Для разведения автомобильных эмалей возможно использовать следующие виды номерных растворителей.

646. Состоит из толуола, этилового и бутилового спиртов, бутилацетата, ацетона, этилцеллозольва. Применим для большинства алкидных и маламиноалкидных автоэмалей.

648. Смесь из 50% бутилацетата с этиловым и бутиловым спиртами, а также 20% толуола. Считается особо агрессивным, поскольку способен разъедать ранее нанесенные слои грунтовки либо пластмассу. Маляры используют его для решения особых задач при переходах, устранении дефектов окрашивания и т.д.

649 и 650. Состоят из ксилола с добавлением бутанола и этилцеллозольва в разных пропорциях. Наряду с 646 часто рекомендуются для большинства автоэмалей.

Автомобильная эмаль требует точного соответствия растворителя

Какой растворитель автоэмали лучше?

Ответ на этот вопрос очень прост – тот, который рекомендован самим производителем краски. Рекомендации обычно содержатся на этикетке продукта и в технической документации. Большинство заводов-изготовителей автомобильных эмалей выпускают линейки продукции, в которую включены фирменные растворители и разбавители, наилучшим образом соответствующие лаковой основе. Если они отсутствуют либо есть желание сэкономить бюджет, допустимо применять более универсальные составы, ориентируясь уже на рекомендации их производителя.

На заметку. Покупая растворитель для автоэмали не того же бренда, что сама краска – очень важно проявить осторожность в отношении его изготовителя. Доверять можно лишь проверенным заводам с подтвержденной репутацией, поскольку даже небольшое отступление от установленной рецептуры способно вызвать серьезную утрату качества покрытия на кузове. Исправление таких дефектов обойдется в крупную сумму, что во много раз превысит эффект сомнительной экономии от приобретения того же самого, только дешевле.

Источник: www.dcpt.ru

Рейтинг
Загрузка ...