Набор логопедических зондов и шпателей для чего

Логопедические зонды — это проволочный щуп из нержавеющей стали и применяется для воздействия на язык и другие органы артикуляционного аппарата человека в ходе логопедической коррекции. Методика зондовой коррекции звукопроизношения — это исключительно российское изобретение. В западных странах логопеды не знают технологий работы с данными инструментами.

Логопедические зонды используются в качестве вспомогательного инструментария. На практике применяются следующие виды зондов:

  • постановочные (для постановки звуков механическим способом);
  • массажные (для проведения логопедического массажа).

Показания для проведения массажа логопедическим зондом

Логопедический зонд – это приспособление, с помощью которого логопед оказывает механическое воздействие на артикуляционные органы малыша с целью развития речевых навыков и восстановления правильного звукопроизношения.

Зондовый массаж проводится в случаях, когда более простыми (артикуляционным, дыхательным, подражательным, переходным) способами исправить неправильное произношение ребенка не удается. Кроме того, обязательным считается применение логопедических зондов при следующих нарушениях речи:

Логопед Томилина Светлана Михайловна. Набор постановочных зондов по Рау

  • дизартрия – связана с проблемами центральной нервной системы;
  • алалия – возникает из-за повреждений участков полушарий головного мозга, отвечающих за речь;
  • ринолалия – проявляется из-за явных дефектов ротовой или носовой полости – к ней относится гнусавость при произношении;
  • дислалия – не связана с нарушением слуха или проблемами ЦНС. В физиологической форме присутствует у каждого человека на определенном этапе развития (до 5 лет);
  • заикание;
  • афазия – проблемы с речью после перенесенного инсультного состояния (для взрослых).

Массажные процедуры будут полезны также при общих задержках речевого и психического развития, повышенном или пониженном тонусе речевой мускулатуры, ДЦП.

Постановка звука «ц»

Постановка звука «ц» проводится после того, как ребенок начинает хорошо выговаривать звуки «с» и «т». При быстром повторении и слиянии звуков «т-с» получается звук «ц». Звучание звука «ц» можно добиться по подражанию. Ладонь ребенка подносится ко рту врача-логопеда, звук «ц» произносится на сильном выдохе – ребенок чувствует струю холодного воздуха на своей ладони.

Врач показывает ребенку положение языка, губ и зубов при произношении звука. Затем ребенок должен несколько раз повторить слоги, состоящие из звукосочетания «ц» и гласных.

При произношении звука кончик языка упирается в передние зубы, язык выгнут и поднят, боковые края органа напряжены. Во время произношения звука кончик языка отходит от передних зубов, усиливая поток воздуха. Примыкающая к нёбу часть языка опускается. Зубы при произношении сближены, губы растянуты в улыбку.

Воздух выходит толчком при размыкании нёба и языка, приложенная ко рту ладонь ощущает сильную и холодную струю. Для закрепления результата врач произносит с ребенком скороговорки, играет в игры на опознание звука «ц» с закрытыми глазами.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗОНДЫ | Базовые приёмы работы

При межзубном сигматизме для хорошего произношения звука применяют лопаточку или чайную ложечку, которой фиксируют кончик языка с внутренней стороны нижних зубов во время произношения звука. Средняя часть языка должна соединиться с твердым нёбом. При губно-зубном сигматизме нижняя губа мешает произношению звука. Для чистоты произношения звука врач придерживает нижнюю губу ребенка, пока ребенок учится произносить прямые и обратные слоги, содержащие звук «ц». Постановка звука «ц» проводится с помощью ежедневных занятий с ребенком, с помощью игр, проговаривания скороговорок.

Виды зондов

Автором зондов, которыми пользуется большинство логопедов, и системы зондового массажа является Елена Новикова. По ее методике выделяют 11 основных видов зондов:

Название зондаВнешний видМассажные зоныФункцииНеобходимые приемы
1.Вилочкавилка с двумя изогнутыми остриямиЯзык (Я), мягкое небо (МН), губы (Г), щеки (Щ), скулы (С)способствует интенсивному сокращению мышц,Покалывание, покалывание с прокачиванием
2.Восьмеркацифра «8» или обозначение бесконечностиЯ, С, Щ, Гутопляет мышцы, заставляет их активно работать, постановка звука «Р»Растирающие движения на месте вдоль и поперек
3,4,5.Саночки (большие, средние, малые)напоминают саниЯ, С, МН, Г, Щрастягивание уздечки под языком, расслабление и активизация мышцСкользящие движения в разном направлении
6.Топорикпохож на бритвенный станокв основном языкнормализует мышечный тонус, увеличивает подвижность и сократительную способность мышцРубка с плотным нажатием (частая, интервалы небольшие), скольжение движенияпо типу «бритья»
7.Крестовинакрест со сглаженными краями, перпендикулярный ручкеЯ, С, Щ, Гпрокачивание языковых мышц, постановка звуков К, Г, Х, Р, Ш, Ж, Щ, Ч, ЖПрокручивание, надавливания, прижимание языка к корню, возвратное выталкивание языком
8.Толкачикперпендикулярное ручке кольцоЯ, МН, Щ, Г, Смышечная активизация и расслаблениеНажим, прокручивание, упражнение «Пружина»с языком (до корня)
9.Щипцы2 рядом находящиеся, сжимающиеся каплевидные рамки на ручкахЯ, Щ(внутри, снаружи), Г, Сразминка, активизация мышцСгибание, поворот, прокручивание языка, щек
10.Лебедушкапетелька на изогнутой ножкеМН, Щ, Ссамый удобный для массирования мягкого неба зондНажим, прокручивание
11.УздечкаУздечка, подковаподъязычная связкаПроверка состояния и подтягивание подъязычной связкиВытягивание языка наверх
Еще по теме:  Утепление минватой под штукатурку дома

Зонды 6 и 7 Зонды 10 и 11 Зонды 3-5

  • постановочный (узкая вытянутая петелька) — для формирования желобка при произношении свистящих звуков;
  • шпатель по Корицкому (вытянутая во всю длину овальная рамка) – для массажа боковых краев, а также нижней части языка, постановки шипящих звуков и «Р»;
  • шпатель – для поглаживания, постукиваний, пассивной гимнастики;
  • шарик – для выполнения различных упражнений (катание, прокручивание шарика), постановки звука «Р»;
  • ежик (валик с выпуклостями) – для массажа губ, язычных, скуловых, жевательных мышц при мышечном гипотонусе и парезе артикуляционного аппарата.

Постановка звука «ш»

Постановка звука «ч» при дизартрии и звука «ш», «д», «ж», «щ», «ц», «г», «б», «р», а также постановка звука «з» при дизартрии проводится вторым этапом. Способы постановки звука «ш» при дизартрии применяются после того, как ребенок научится делать языком чашечку. Широкий язык приподнимается к верхним зубам, не пропуская по краям воздух. Кончик языка образует щель с нёбом.

Ребенок должен с некоторым усилием выдохнуть теплый воздух, в гортани не должна создаваться вибрация. Исправление звука «ш» может проходить от звука «р» и слога «кш». Постановка звука проводится с применением шпателя или лопаточки, которые помогают тормозить вибрацию языка и в результате получается шипение. Постановка звука может проходить по подражанию.

Общие рекомендации по проведению

Массаж логопедическими зондами проводится курсами. Каждый курс рассчитан на 8-10 сеансов. Разрешается делать процедуру каждый день, но лучше — через 1-2 дня, чтобы не получить переутомление мышц.

Всего проводят 3-4 курса, с перерывом 30-45 дней. Иногда для нормализации произношения достаточно одного курса. Продолжительность сеанса зависит от:

  • возраста пациента;
  • сложности дефекта;
  • реакции ребенка.

Начинать нужно с 5 минут. Потом у 1-3-летних детей доводить до 5-10 минут, 3-7-летних – до 15 минут, школьников – до 20-25 минут. Каждое движение делается по 30 раз.

Следует соблюдать общие рекомендации по подготовке к массажу:

  1. Помещение должно быть хорошо проветренным, светлым, чистым. Обстановка – уютной.
  2. Необходимо, чтобы пациент был спокойным, умиротворенным. Не стоит проводить терапию, если малыш возбужден, проявляет агрессию или слишком подавлен.
  3. Если ребенок по какой-либо причине отрицательно относится к зондам, надо дать ему потрогать, посмотреть инструменты, поиграть немного с ними. Можно сказать, что они волшебные, учат говорить.
  4. В случае чрезвычайно негативной (вплоть до истерической) реакции сеансы лучше делать короткие – 5-10 минут. При этом начинают их с поглаживания щек, губ, кончика языка.

Постановка звука «п»

На первом этапе лечения автоматизируется звук «п», проводится дифференцировка звука «п». Очередность постановки звуков зависит от степени сложности для произношения, постепенности перехода от несложно произносимых к сложно произносимым звукам. Очередность постановки звуков будет зависеть от схожести по артикуляции и акустике.

Звук «п» губно-зубной, ротовой, взрывной, смычный, мгновенный, глухой. В момент произношения звука губы сомкнуты и напряжены, затем губы размыкаются, и воздух толчком выходит наружу. Между зубами небольшое расстояние, мягкое нёбо закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты. Постановка звука проходит по подражанию, используется речедвигательная ритмика.

Преимущества и недостатки

Массаж логопедическими зондами при правильном проведении дает хорошие результаты. Его положительное воздействие на организм пациента выражается в следующем:

  • развитии речи, улучшении звукопроизношения;
  • нормализации голоса;
  • восстановлении правильного дыхания;
  • устранении неврологических расстройств, улучшении работы ЦНС;
  • приведении в норму мышечного тонуса;

Универсальный массаж ротовой полости можно проводить и здоровым детям на начальном этапе развития речи. Это будет способствовать правильному формированию речевых навыков.

Недостатков у зондовых массажных процедур немного, но на них не стоит закрывать глаза:

  1. При неправильном проведении произношение ребенка может ухудшиться.
  2. Не всегда достаточно только массажных манипуляций для восстановления речи. Нельзя игнорировать другие рекомендации логопеда: прием медикаментов, физиотерапевтические процедуры, артикуляционную зарядку.
Еще по теме:  Как грунтовать дерево эпоксидной смолой

Обработка и хранение инструментов

Инструменты для массажных процедур нужно выбирать качественные, проверенных фирм. Основные материалы – титан или нержавеющая сталь.

Важный элемент подготовки к массажу – обработка зондов. Каждый набор инструментов используется не более 1 раза. После пациента зонды необходимо обработать:

  1. Сразу после использования помыть под проточной водой с моющим средством.
  2. Положить в ванночку со стерилизационным раствором на 30-60 минут («Аламинол», «Велтолен», «ИД-212», «Виркон», «Вапусан-2000», «Лизетол ЛФ», «Септодор», «Эринокс» и другие).
  3. Промыть под проточной водой.
  4. Стерилизовать в металлическом стерилизаторе (кипячением в течение 10-15 минут с момента закипания воды) или автоклаве (паром). Пластмассовые зонды (шарики) не выдерживают процесс стерилизации, поэтому такие инструменты могут быть только индивидуальными.

Хранить обработанные приборы нужно в УФ бактерицидной камере во избежание вторичного заселения микроорганизмами.

Проведение в домашних условиях

Иногда родители по каким-либо причинам не имеют возможности водить ребенка на массажные процедуры к логопеду. Тогда можно проводить их дома. В домашних условиях для нормализации произношения можно делать 2 вида логопедического массажа:

  • лица;
  • артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж лица

Процедура проведения несложная, состоит из последовательного массирования определенных линий:

  • от центра лба к височной области, затем от бровей к линии волос;
  • от уголков губ к височной области, затем обратно;
  • от кончика, середины носа, переносицы — к основанию крыльев носа;
  • по носогубной складке от крыльев носа;
  • от центра к уголкам нижней и верхней губы;
  • от центра к мочкам ушей;
  • от грудины по шее к подбородку до мочек ушей, обратно по линии плеча.

Движения по всем линиям поглаживающие, растирающие, вибрационные. Исключение составляют носогубная складка и последний завершающий этап от грудины к подбородку – тут движения будут только поглаживающими.

Логопедический массаж речевого аппарата

Массирование органов ротовой полости оказывает сильнейшее воздействие на артикуляционный аппарат и многие другие системы организма. Перед домашним проведением необходимо проконсультироваться с логопедом, чтобы он обозначил проблему, подсказал способы ее решения. Желательно также несколько первых сеансов провести со специалистом, а потом уже приступать к самостоятельной терапии.

Массажные инструменты могут быть профессиональными или взятыми из бытового окружения. Если нет возможности приобрести логопедические зонды, можно пользоваться пальцами, чайной ложкой, зубной щеткой, ватными палочками.

Перед процедурой рекомендуется проводить разминку для языка: покачивание из стороны в сторону, облизывание губ по часовой стрелке, цоканье (лошадка), укол в щеку языком и другие упражнения.

  1. Руки массажиста должны быть чистыми, без повреждений, ногти – подстриженными.
  2. Инструменты моют, дезинфицируют.
  3. Ребенка укладывают на массажный стол или на жесткий матрац так, чтобы ему было удобно. Также можно усадить его на кресло с высоким подголовником
  4. Под подбородок и на грудь кладут чистое полотенце или марлю.
  5. Под язык подкладывают марлю, которая будет впитывать лишние слюнные выделения.
  6. Кончик языка можно обмотать марлей или тканевой салфеткой – так его удобнее придерживать, чтобы он не скользил.

Процесс универсального логопедического массажа в домашних условиях:

  1. Захватить кончик языка, двигать им вправо — влево, вверх-вниз. Затем его прижимают к корню и вытягивают обратно.
  2. Большим пальцем гладить орган от центра к краям, далее совершать круговые движения.
  3. Гладить язык сверху и снизу. Можно это делать гладкой стороной ложки.
  4. Совершать зигзагообразные движения вдоль.
  5. Производить различные вибрационные движения: покачивания, растирания, постукивания.
  6. С помощью зубной щетки производить надавливания и надавливания с покачиванием на язык.
  7. Массировать уздечку, двигая большой палец или выпуклую сторону ложки вверх.
  8. Поверхность языка массировать шершавой тканью или мягкой зубной щеткой.

Можно также аккуратно помассировать щеки и губы изнутри.

  • Если ребенку сложно расслабить язык, то взрослый может это сделать сам с помощью потряхивания артикуляционного органа.
  • При гипертонусе все движения должны быть более слабыми, спокойными. Направление при продвижении вдоль языка – от корня к кончику.
  • При гипотонусе движения более активные, сильные. Направление вдоль языка – от кончика к корню.

Определить тонус артикуляционного аппарата легко:

  • при повышенном или гипертонусе язык сжат колбаской, слишком напряжен;
  • при пониженном или гипотонусе орган, наоборот, чересчур расслаблен, не может долго удерживать одно и то же положение.

Советы родителям

Для того, чтобы логопедический зондовый или домашний массаж приносил пользу и только положительные эмоции ребенку, родители должны следовать таким советам:

  1. Используйте все рекомендованные логопедом приемы для устранения проблемы. Это может быть не только массаж, но и логопедические упражнения, общение с психологом, лечение медикаментами, физиотерапия.
  2. Если массажные процедуры, несмотря на все старания специалиста, вызывают неприятные ощущения у ребенка, нужно придумать какой-то способ поощрения за посещение логопедического кабинета. Например, обещать покупку игрушки или сладостей, которые хотел бы получить малыш.
  3. Больше общайтесь с ребенком, следя за своим и его произношением. Исправляйте его ошибки, проговаривайте несколько раз правильное произношение.
  4. Чаще делайте артикуляционную гимнастику.
  5. Играйте с воспитанником в логопедические игры, способствующие устранению проблем с произношением.
  6. Не стоит переживать, если после первого-второго курсов процедур нет результатов: малыш по-прежнему говорит неправильно. Часто требуется по 3-4 курса, чтобы достигнуть требуемого эффекта. Все обязательно получится! Главное, верить в свои силы и способности своего ребенка.
Еще по теме:  Как рисовать картины штукатуркой

Похожие записи:

  1. Массаж для развития речи — логопедические воздействия Массаж в целях коррекции и развития речи проводят различными способами….
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком [Р]) — самое частое нарушение детской…
  4. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…

Игровые приемы

Для того, чтобы занятия были интереснее и занимательнее, приготовьте картинки или игрушки с “шипящими” животными (гусь, змея) и предметами (спустилось колесо, шарик, мячик). Показываете гуся, как он вытягивает шею и шипит, как будто хочет ущипнуть ребенка. Мальчик играл с воздушным шариком, а он накололся на ветку. И здесь можно использовать “звуковые дорожки” — нарисовать путь змеи, как она ползет и шипит. Машина едет по дороге со спущенным колесом.

После того, как звук поставлен и малыш его может произносить более-менее самостоятельно, можно переходить к закреплению в слогах, словах и предложениях. И параллельно пробовать ставить другие шипящие: Ж, Ч, Щ, дифференцируя их друг от друга и от свистящих. Все эти упражнения очень хорошо развивают фонематический слух, а занятия “найди место звука в слове” или “придумай слово на этот звук” еще и звуко-буквенный анализ и синтез, что является хорошей подготовкой к школе. Намного более полезной, чем заставлять малыша читать.

На этом заканчиваю писать эту статью. Будут еще и другие, где я буду продолжать рассказывать о закреплении звука Ш и различении его от С. Так что подписывайтесь на новые статьи, чтобы всегда быть в курсе событий. Делитесь впечатлениями в соцсетях, а также пишите о своем опыте в комментариях в блоге. Всего хорошего!

Источник: mlm7.ru

Логопедические зонды

Приспособления для осуществления механического воздействия на язык, щеки и другие органы артикуляции с целью правильного произнесения звуков из различных фонетических групп.

Вы можете купить логопедические зонды в Москве, оформив заказ на нашем сайте или позвонив операторам по номерам из раздела «Контакты». Способы доставки – курьерская служба до двери по городу и области, ТК – по регионам РФ. Возможен самовывоз.

Показания для применения

Логопедические зонды

  • Дизартрия;
  • Дислалия;
  • Нарушенный процесс жевания и глотания;
  • Заикание;
  • Врожденные дефекты речи;
  • Алалия;
  • Нарушения речи после тяжелых поражений головного мозга.

Виды

  • Зонд №1 – для свистящих звуков («С») у пациентов с неправильным прикусом;
  • Зонд №2 используется при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков;
  • Зонд №3 с шариком — для звука «P»;
  • Зонд №4 — для звука «Л» у людей с призубным сигматизмом;
  • Зонд №5 – для осуществления постановки шипящих звуков («Ш», «Ж», «Ч»);
  • Зонд №6 – для звуков «Ш», «Ж», «Ч»;
  • Зонд №7 используется для постановки звука «Щ». Подходит для пациентов с неповоротливым языком.

Преимущества

  • Развитие фонематического слуха;
  • Массажные зонды позволяют нормализовать тонус мышц речевого аппарата;
  • Улучшение дыхания при произношении;
  • Комплексное воздействие на нервные волокна и кровеносные сосуды;
  • Устранение неврологических расстройств.

Противопоказания

Коррекция речевых нарушений логопедическими зондами для постановки звуков не проводится при инфекционных, кожных, соматических болезнях, повышенном давлении, наличии новообразований, герпесе, отеке Квинке, сильной пульсации артерий, а также плохом физическом самочувствии.

Источник: medtehnika-moskva.ru

Логопедические зонды

Постановочные зонды на витых ручках с колечком (с пятью шариками). Комплект из 5 зондов - fgospostavki.ru - Екатеринбург

Если вы ищите, где купить логопедические зонды высокого качества и соответствующие последним тенденциям в логопедии, широкий ассортимент компании «ФГОС Поставки» – это отличное решение. Данный раздел нашего каталога позволит вам подобрать оптимальный комплект инвентаря или отдельные его элементы.

Рейтинг
Загрузка ...