Основан на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями

В процессе постановки и коррекции произносительных навыков детей с нарушением слуха используются три способа.

Имитативный способ (по подражанию) основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий воспроизведенному учителем-дефектологом.

Ученик воспринимает образец произношения учителя-дефектолога, дополняемый словесными пояснениями, и воспроизводит его. Подражание может осуществляться на различной основе: слуховой, слухо-зрительной, слухозрительной, дополняемой тактильно-вибрационными ощущениями.

Механический способ основывается на внешнем, механическом воздействии учителем-дефектологом на органы артикуляции ученика специальными приспособлениями (зондами, шпателем, и т.д.). В момент воспроизведения ребенком того или иного звука учитель-дефектолог изменяет положение речевых органов ребенка или приводит их в пассивное движение.

Как указывают Ф.А. Рау и Ф.Ф. Рау, использование каждого из «инструментов» имеет свои особенности. Так, палец удобен в тех случаях, когда необходимо прощупать положение языка. Однако он толст и не может быть использован в том случае, когда для образования правильной артикуляции необходимо сомкнуть зубы.

Логопедический массаж губ и языка для не говорящих детей. Как делать в домашних условиях?

Шпатель удобен для тех случаев, когда необходимо нажать на язык, либо приподнять его передний край. Во всех остальных случаях рекомендуются зонды различных фасонов. Они позволяют укладывать язык в самые различные положения, воздействовать лишь на определенную часть языка и при необходимости получать минимальную щель между зубами.

Использование механических приспособлений во многих случаях значительно облегчает задачу постановки (коррекции) звука и экономит время. Однако не рекомендуется злоупотреблять их использованием и применять тогда, когда тот же результат может быть достигнут на основе подражания (т.е. естественным путем).

Смешанный способ представляет собой комбинацию первого и второго. Ведущую роль при этом играет подражание и объяснение, а механическая помощь предлагается в дополнение. При данном способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью педагога артикуляторная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится им в дальнейшем без механической помощи. Отбор речевого материала для работы над произношением При отборе речевого материала для работы над произношением должен быть соблюден ряд требований: доступность по содержанию (т.е. значение слов и их сочетаний должно быть знакомо ученику); доступность по грамматическому оформлению; соответствие фонетическому принципу (речевой материал во всех видах работ должен содержать подлежащий отработке звук в указанной позиции); употребительность речевого материала (в первую очередь отбирается материал разговорной речи, а затем материал учебных предметов).

Источник: libr.link

Знакомство с органами артикуляции

Логопедические зонды для постановки звуков

Логопедические зонды представляют собой инструменты из проволоки, которые используют для исправления проблем с органами артикуляционного аппарата. С их помощью выполняется постановка звуков и коррекция речевого произношения. Зонды – это изобретение русских логопедов.

Виды постановочных зондов

Для занятий существует большой выбор разных приспособлений и методических материалов. Дидактико-методический комплекс «Сундук логопеда» состоит из приспособлений, которые используют для занятий с детьми, страдающими отклонениями в речи. В наборе есть материалы для развития мелкой моторики, речевого дыхания, коррекции нарушения звукопроизношения и развития в игре.

Логопедические зонды бывают в двух видах – массажные и постановочные. Последние используются в соответствии с методикой Волковой и РАУ. Массажные применяют в соответствии с методикой Новиковой. Для изготовления инструментов применяется проволока или нержавеющая сталь. Рассмотрим массажные зонды.

Зонд 1

логопедический зонд 1

Вилочка представляет собой приспособление в виде вилки с двумя заостренными концами. Инструмент используют для массажа мягкого неба, губ, щек и скул. Он способствует сокращению мышц. Для массажа применяются такие приемы, как покалывание и прокачивание.

Зонд 2

логопедический зонд 2

Восьмерка –приспособление в виде знака бесконечности. Его применяют для работы с щеками, скулами, языком и губами. С помощью инструмента ставят звук «Р», а также прорабатывают мышцы и заставляют их активно работать. С помощью инструмента производятся растирающие движения поперек и вдоль.

Зонд 3

логопедический зонд 3

Саночки по форме напоминают санки. Подходят для обработки мягкого неба, губ, щек и языка. Приспособление используют для активизации и расслабления мышц, а также для растягивания уздечки под языком. Для массажа применяются движения скользящего типа в разных направлениях.

Зонд 4

логопедический зонд 4

Топорик – инструмент напоминает бритвенный станок. Его применяют для массажных действий по языку. Приспособление способствует повышению подвижности и сократительной способности мышц, а также нормализации тонуса мышц. Используются такие движения, как рубка с плотными нажатиями, так и движения в виде бритья.

Зонд 5

логопедический зонд 5

Крестовина выглядит, как крест со сглаженными полями, которые перпендикулярны ручкам. Инструментом массируют щеки, губы, скулы и язык. Приспособление применяют для постановки звуков – ш, ч, ж, р, х, к, г, а также для прокачивания мышц языка. В процессе массажа применяют такие действия, как возвратные выталкивания языком, прижимание языка к корню, а также надавливания, прокручивания.

Зонд 6

логопедический зонд 6

Толкачик – это кольцо, которое перпендикулярно ручке. Инструмент применяют для работы с щеками, языком, губами и скулами. Его используют для расслабления и мышечной активизации. В процессе массажа применяют такие движения, как прокручивание и нажим.

Зонд 7

логопедический зонд 7

Щипцы – инструмент представляет собой двумя рядом расположенными каплевидными рамками на ручках. Приспособление подходит для работы с щеками, губами, языком и скулами. Прибор используют для разминки и для активизации мышц. С его помощью делают прокручивания, сгибание и повороты.

Зонд 8

логопедический зонд 8

Лебедушка выглядит как петля на изогнутой ножке. Приспособление подходит для работы с мягким небом, щеками и скулами. Этот зонд очень удобен для массажа мягкого неба. Инструмент применяют для прокручиваний и нажима.

Зонд 9

Уздечка – зонд, имеющий вид уздечки. Его применяют для подъязычной связки. Инструментом проверяют состояние области подъязычной связки. С его помощью выполняется вытягивание языка наверх.

С помощью постановочных зондов выполняется постановка звуков. Методику предложил профессор Ф.А. Рау. С инструментом предусмотрена определенная работа. Логопед предлагает ребенку произносить звуки, а с помощью зонда меняют артикуляционную позицию. Произнесение звуков получается более четким.

После артикуляционной гимнастики и нескольких упражнений ребенок ставит язык в необходимую позицию самостоятельно. С помощью зондов производится механическое воздействие на органы артикуляции для правильного произнесения звуков.

логопедический зонд 10

Зонд 10

Специальный зонд для постановки свистящих звуков, когда у ребенка не получается образовать желобок вдоль средней линии языка. Его также применяют для постановки звука «Р».

Зонд 11

Приспособление применяют для постановки свистящих звуков при при зубном и боковом произношении, которое осложняется аномалиями прикуса.

Зонд 12

Приспособление применяют для постановки шипящих звуков при губно-зубном или свистящем произношении. Этот инструмент используют, когда у ребенка слишком большой язык.

Еще по теме:  Сколько грунтовка должна сохнуть перед поклейкой обоев флизелиновых

Зонд 13

Зонд используют для постановки свистящих звуков, для постановки звуков л. Приспособление применяют при призубном сигматизме.

Зонд 14

С помощью этого инструмента проводится постановка шипящих звуков.

Зонд 15

Шариковый зонд применяют для постановки звука Р.

Этапы коррекции звукопроизношения

ребенок и логопед

Основная задача логопедического воздействия при разных патологиях – формирование навыков по правильному воспроизведению звуков. Ребенка нужно научить:

  • определять и узнавать звуки речи;
  • различать дефекты при произношении звука и правильное воспроизведение;
  • производить контроль за речью и собственным произношением звуков;
  • использовать правильные позиции артикуляции, которые необходимы для нормального воспроизведения звуков;
  • применять поставленные звуки в связной речи.

Залогом успеха является организация занятий в игровой форме, которая поможет заинтересовать ребенка и позволит избежать переутомлений.

Коррекция звукопроизношения производится в несколько этапов.

Подготовительный этап

Цель этого этапа – подготовить речевой аппарат ребенка к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Артикуляционная гимнастика помогает добиться необходимого движения языка и губ для правильного выговаривания звуков. Упражнения делают перед зеркалом с увеличением темпа. Затем проводится работа над речевым дыханием. В результате формируется направленная струя воздуха, которая нужна для правильного произношения звуков.

Затем производится отработка звуков опорного типа. Их артикуляция аналогична артикуляции проблемных звуков. Они становятся базой для настройки. Дополнительно проводится работа с мелкой моторикой рук и с фонематическими звуками.

Второй этап

На этом этапе производится постановка звуков, а также формируются правильные навыки произношения. Происходит создание новых связей между ощущениями и самостоятельным воспроизведением звуков, которые возникают в процессе артикуляции. В этом случае устраняются все «шероховатости».

Постановка звука предполагает такие действия:

  • объединение отработанных движений и положений;
  • формирование базы артикуляции для определенного звука;
  • добавление голоса для постановки сонсорных и звонких звуков;
  • работа с произнесением изолированных звуков.

Третий этап

В процессе работы над этим этапом закрепляют навыки. В результате звукопроизношение доводится до автоматического состояния. Это позволяет нейтрализовать все неправильные стереотипы артикуляции. Все отрабатываемые звуки вводятся в фразы и предложения.

Четвертый этап

Ребята обучаются отличать и выделять смешиваемые звуки. В этом помогают упражнения на сравнение слов, состоящие из проблемных звуков. Дети заучивают стихи, потешки и поговорки, а также составляют рассказы по картинкам.

Постановка разных групп звуков

Имитативный – этот метод основан на попытках детей произнести звуки, которые были услышаны от логопеда во время занятий. В этом случае ребенок применяет тактильные, зрительные и мышечные ощущения. Специалист объясняет, какое положение должен занять орган артикуляции. В этом случае используют прием подбора подходящей артикуляции. В результате происходит постановка парных звонких, шипящих и парных мягких звуков.

Механический способ основан на внешнем воздействии на артикуляционные органы специальными инструментами в виде шпателей и зондов. Специалист просит ребенка произнести и повторить определенный звук. И в процессе произношения используются зонды для изменения уклада артикуляции. В результате можно получить необходимый звук.

В этом случае ребенок не выполняет поиск самостоятельно. Его органы артикуляции регулируются при помощи взрослых. После регулярных тренировок ребенок обучается самостоятельно принимать нужную артикуляционную позу.

Смешанный способ базируется на совмещении двух вышеописанных. Эта методика основана на объяснении и на подражании. Механическая помощь используется дополнительно. При таком методе артикуляционная поза легко запоминается и воспроизводится без механической помощи.

Упражнения для развития речи

ребенок развивает язык

Артикуляция представляет собой комплекс движений, которые выполняют органы речи при говорении. От четкости и слаженности движений зависит красота речи. Артикуляция формируется у ребенка до 5 лет. До этого возраста, если дети не выговаривают какие-то звуки и шипилявят, это не считается патологией. Но если проблема сохраняется и после 5 лет, необходимо обратиться к специалисту.

Для тренировок можно приобрести и зонды для постановки отдельных звуков. Например, постановочный зонд для постановки звука С. Приспособление представляет собой маленький язычок. С его помощью можно поставить фонетически правильный звук. Материал отличается высоким качеством, не ржавеет и не трескается. Приспособление способствует развитию речевого дыхания у маленьких детей.

Также есть целые наборы. Комплект по методике Новиковой состоит из восьми зондов, которые применяют для постановки звуков у детей. Массажное оборудование могут использовать не только специалисты логопеды, но и родители, которые желают, чтобы речевое развитие ребенка было в норме.

В комплекте есть топорик, восьмерка, крестовина, саночки разных размеров, а также подтягивающий и вилочковый зонд. Набор изготавливают из медицинской нержавеющей стали. Приспособления применяют для коррекционных занятий, для гимнастики и массажа. Для изготовления применяются безопасные материалы.

Удобством отличается футляр для хранения зондов Эко. Коробка применяется для организации пространства и хранения коррекционных приспособлений. Футляр обеспечивает защиту оборудования от негативных внешних факторов. Изделие изготавливается из фанеры высокой прочности. Материал способен выдерживать значительное давление.

В нем легко переносить оборудование.

Есть и специальные приспособления для тренировки дыхания. Например, дыхательный тренажер «Важные достижения № 1». Приспособление поможет сделать тренировку более интересной. Оно используется для дыхательной гимнастики. Тренировка представляет собой базу для постановки речи и правильной артикуляции.

Набор сделан из безопасных материалов, в которых нет токсичных веществ. С его помощью производится тренировка дыхательных мышц. Перед занятием нужно показать тренажер ребенку и объяснить его принцип действия. Затем необходимо, чтобы дети сами смогли провести шарик по прямой дорожке, а затем и по зигзагообразной.

Важно своевременно скорректировать неправильные артикуляционные паттерны, чтобы они не успели закрепиться. Так как исправить проблемы во взрослом возрасте будет намного сложнее.

Чаще всего требуется небольшая коррекция при следующих проблемах:

  • проглатывание отдельных слов;
  • неправильная интонация;
  • неразборчивая и ускоренная речь;
  • ленивое произношение согласных звуков.

Имеет значение и подготовка к упражнениям. В артикуляции участвуют губы, нижняя челюсть и язык. С каждым речевым органом требуется заниматься отдельно. При произнесении отдельных звуков могут быть задействованы мышцы шеи, небо и щеки.

Перед тренировкой нужно ознакомиться с простыми правилами. Упражнения необходимо делать каждый день или через день. Гимнастику рекомендуется делать перед зеркалом. Каждое упражнение выполняют не менее 5-7 раз. Не нужно сразу делать все упражнения.

Сначала стоит выбрать по 4-5 упражнений для каждого артикуляционного органа, а затем добавляйте новые.

  • Зондовый логопедический массаж
  • Правильное развитие речи у ребенка: инструменты и советы логопедов

Гимнастика для губ

Комплекс артикуляционной гимнастики состоит из следующих упражнений.

ребенок развивает губы

Трубочка

Губы максимально вытяните вперед. В этом положении задержитесь на 8 секунд, а затем вернитесь в исходное положение. Упражнение можно использовать в качестве разминки, когда предстоит длительная речь.

Улыбка

Растяните губы в широкой улыбке, но без обнажения зубов. В этом положении задержитесь на 7-8 секунд.

Улыбка и трубочка

Теперь чередуйте оба этих упражнения – улыбку и трубочку.

Хомяк

Соедините зубы, а затем поднимите верхнюю губу, чтобы обнажить резцы на верхней челюсти. В этом положении также нужно оставаться 8 секунд.

Старушка

Откройте рот и натяните губы на зубы. В этом состоянии закрывайте и открывайте рот, а затем улыбнитесь.

Еще по теме:  Как правильно выровнять стены штукатуркой под обои своими руками в домашних условиях

Забор

Теперь нужно улыбнуться так, чтобы показать все зубы. В этом положении необходимо оставаться на протяжении 8 секунд.

Щетка

Сначала кусайте нижними зубами верхнюю губу, а затем нижнюю губу – верхними зубами.

Фыркающая лошадь

Сомкните губы и с шумом вдохните воздух, а затем резко сделайте выдох через рот. При таком движении губы должны завибрировать, и появится звук фыркания.

Хлопок

Сделайте глубокий вдох и втяните щеки внутрь рта. Затем резко откройте рот. В результате получится звук хлопка.

Бублик

Округлите губы и немного вытяните их вперед. Через образовавшееся отверстие должно быть соединенные зубы.

Пятачок

Вытяните губы трубочкой, а затем двигайте ими по кругу.

Гимнастика для языка

ребенок работает над языком

Комплекс артикуляционной гимнастики отличается спецификой выполняемых движений, которые зависят от возраста ребенка. Дети младшего возраста не способны концентрироваться на какой-либо задаче продолжительное время. Они быстро утомляются и теряют свой интерес. В комплекс необходимо включить динамические и статические упражнения.

Комплекс для языка включает следующие динамические упражнения.

Чашка

Откройте рот как можно шире и высуньте на всю ширину язык. Затем поднимите края языка, чтобы получилась форма чашки.

Трубочка

Высуньте язык изо рта, сложенный трубочкой.

Хлопание

Откройте рот и расслабленный язык расположите на нижней губе. Затем похлопайте по нему и произносите «пя, пя, пя».

Лопатка

Откройте рот на всю ширину и широкий язык высуньте наружу. Затем в этом положении нужно задержаться на 8 секунд.

Вращение

Выполняйте вращения в пространстве между губами и зубами. Это нужно делать в одну, а затем в другую сторону.

Грибок

Закройте рот, а язык прикрепите к верхнему небу. Затем медленно открывайте рот, но не отрывайте язык от неба.

Часы

Откройте рот и губы растяните в улыбке. Поочередно касайтесь до левого и правого края кончиком языка.

Тянучка

Приоткройте рот и языком тянитесь вперед, затем влево, вправо, вверх и вниз.

Молоток

Сильно напрягите язык и, произнося звук «д», стучите по кончикам зубов, как будто язык молоточек.

Змея

Высуньте язык и сузьте его, чтобы он стал тонким, наподобие змеи. В этом положении нужно задержаться на 8 секунд.

Лошадка

Немного откройте рот и поцокайте языком для имитации копыт коня.

Индюк

Откройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Затем двигайте им вперед и назад. Это необходимо делать медленно, а затем более быстро и с голосом.

К статическим упражнениям относятся следующие.

Птенец

Откройте рот, как можно шире. Но язык должен находиться в расслабленном состоянии.

Бегемот

Расслабьте язык и расположите его на нижней губе. Открывайте и закрывайте рот, но язык должен оставаться в неподвижном состоянии.

Гимнастика для нижней челюсти

При работе с нижней челюстью необходимо проявлять аккуратность, чтобы не причинить вреда суставам. Нельзя делать резких движений. Следующие упражнения нужно выполнять медленно и плавно.

ребенок развивает челюсть

Силач

Потяните нижнюю челюсть к низу. Представьте, что к подбородку прикреплен груз. Напрягите мышцы и медленно прикрывайте рот.

Трапеза

Имитируйте жевательные движения. Выполняйте упражнение с открытым и закрытым ртом.

Акула

Перемещайте челюсть в разные стороны – тяните вниз, двигайте вперед, передвигайте влево и вправо.

Песня

Проговаривайте гласные звуки – «о», «у», «а», «э». В процессе произношения звуков активно двигайте челюстью.

Гримаса

Откройте рот и опустите вниз челюсть ближе к груди. Высуньте язык к подбородку.

Противодействие

Придавливайте челюсть снизу кулаком и одновременно открывайте рот.

Упражнение для мягкого неба и щек

Для тренировок подойдет такой комплекс.

Кашель

Имитируйте кашель. В процессе упражнения широко откройте рот.

Хомяк

Надувайте щеки, сначала обе, а затем каждую по очереди.

Медленное произношение

Произносите звуки «г», «т», «д», «к», но медленно.

Надувание шарика

Воздух во рту перегоняйте от одной щеки к другой на протяжении минуты.

Рыбка

Втяните щеки и в таком состоянии несколько раз откройте слегка рот, а затем закройте.

Лопнувший мячик

Надуйте щеки, а затем хлопните по ним кулаками, чтобы воздух вышел со звуком.

Комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата при регулярном применении поможет сделать речь более четкой и красивой. Хорошим подспорьем во время занятий станут зонды. Систематические тренировки положительно скажутся на качестве общения и откроют множество возможностей.

Источник: prioritet1.com

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Обусловлено либо анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, либо недоразвитием психических процессов, либо неблагополучным воспитанием.

Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствии каких-либо отклонений в строении артикуляционного аппарата. Причины: биологические (недостаточная подвижность органов артикуляции, общая физическая слабость, ММД, ЗПР, ЗРР, нарушение фонематического слуха) и социальные ( неблагоприятные факторы окружающей среды, ограничение социальных контактов, неправильный образец, педагогическая запущенность).

В зависимости от того, какие психофизиологические процессы участвуют в осуществлении речи выделяют 2 формы: сенсорную и моторную. Учитывая какой дефект фонематический или фонетический, выделяют: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонетическую, артикуляторно-фонематическую.

К акустико-фонематической относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим признакам в сенсорном звене механизма восприятия речи, к таким операциям относятся опознание, сличение акустических признаков звуков и принятия решения о фонеме. В основе нарушения лежит несформированность фонематического слуха, который предназначен для узнавания и различения фонем входящих в состав слова. Ребенок не опознает тот или иной признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Неправильное восприятие звука ведет к неправильному произношению. При сохранном слухе ребенок путает фонемы на слух

Артикуляторно-фонематическая. Дефект обусловлен несформированностью операций отбора фонем по их актикуляторным параметрам. В моторном звене речи выделяют 2 варианта нарушений: 1 – артикуляторная база сформирована не полностью, при отборе фонем вместо нужного звука ребенок выбирает звук близкий по артикуляции.

Т.о., роли звука-заменителя выступает более простой по артикуляции звук. 2 — артикуляторная база сформирована, усвоены все артикуляционные позиции, но при отборе звуков принимается неправильное решение из-за чего облик слова неустойчив и ребенок произносит слово, то правильно, то неправильно. Замены и смешения звуков осуществляется на основе артикуляционной близости, отличающихся по одному признаку: шипящие – свистящие, твердые – мягкие. Фонематический слух сформирован полностью, ребенок различает все слова, осознает дефект и самостоятельно преодолевает его (Правдина, Гвоздев).

Артикуляторно-фонетическая – дефект звукового оформления речи, обусловлен неправильно сформировавшимися артикуляционными позициями, звуки произносятся искаженно. При этой форме дислалии у ребенка полностью сформирована система данного языка, но фонемы сформированы ненормированно – аллофоны. Неправильны звук по акустическому признаку близок к правильному.

Наблюдается такое искажение, при котором звук не узнается. Аналог звука у каждого ребенка индивидуально. Основная группа, в которой наблюдается искажение – переднеязычные не взрывные согласные (самые сложные по артикуляции звуки, требуют сложных дифференцированных движений). Редко наблюдается нарушения заднеязычных и среднеязычных согласных.

В результате освоения произносительных умений и навыков под контролем фонематического слуха ребенок постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые способствуют нормальному акустическому эффекту. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать уклады близкие по произношению звуки, выработать комплекс речедвижения для воспроизведения звуков. Процесс выработки речедвижений сопряжен со специфическими трудностями, поскольку в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки.

Еще по теме:  Шпатель правило своими руками

Цель логопедического воздействия: формирование умений и навыков правильного произнесения звуков. Ребенок должен уметь узнавать звуки речи и не смешивать их восприятие, осуществлять контроль за собственным произношением, принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный звук.

Принципы коррекционной работы: поэтапность и последовательность в работе, учет возрастных особенностей, опора на базовые звуки при их постановке, учет уровня неправильного произношения.

1 уровень – полное неумение произносить звуки. 2 уровень – правильное произнесение изолированных звуков и в простых словах, но неправильно во фразе. 3 уровень – правильно в словах, во фразе, но в речевом потоке смешение звуков с близкими по артикуляционным и акустическим признакам.

Этапы логопедического воздействия:

1 этап – подготовительный. Основная цель: включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. От логопеда требуется особая тактичность, доброжелательность, общение с ребенком должно осуществляться без официальности и излишней строгости. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкцию логопеда, активно включаться в общение.

В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, операций сравнения и вывода. К специальным логопедическим задачам относятся умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляционных умений и навыков.

При артикуляторных формах дислалии эти задачи решаются параллельно. Формирование рецептивных умений сводится к развитию осознанного звукового анализа и контролю за собственным произношением. При акустико-фонематической форме главная задача заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции.

Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков. При смешанных и комбинированных формах работа над развитием рецептивных умений предваряет формирование артикуляторной базы. Работа над формированием и восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направлена на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа.

В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков уже освоенных детьми, до тех которые еще только ставятся и вводятся в самостоятельную речь). Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как невслушивание в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. В процессе логопедических занятий ребенок должен, прежде всего, приобрести умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов. 1 этап – узнавание неречевых звуков. 2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. 3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. 4 этап — дифференциация слогов. 5 этап — дифференциация фонем.

6 этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Артикуляционная гимнастика особенно важна. В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематического восприятия проводится артикуляционная гимнастика (подготовительные упражнения). Целью артикуляционной гимнастики является: выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на 2 вида упражнений: статистические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условны , но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать название упражнения.

2 этап – формирование первичных произносительных умений и навыков. Цель данного этапа6 сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи, а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать звуки).

В работах Ф.Ф. Рау выделяются три способа постановки звука: по подражанию, с механической помощью и смешанный. Первый способ основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук. При этом помимо акустических опор ребенок использует зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражания сопровождаются словесными пояснениями логопеда.

Второй способ основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателем. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук.

После длительных тренировок ребенок самостоятельно принимает необходимую позу. Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих способов. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

Постановка звука осуществляется с опорой на нормированного произносимые звуки. По мере того, как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по автоматизации звука и включение его в речь.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонематическому составу и не содержащими нарушенных звуков. В первую очередь отрабатывается звук в начале слова, затем в конце и в последнюю очередь – в середине. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке.

В логопедической практике встречаются такие случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации. При работе над дифференциацией одновременно используют не более пары звуков. Ребенку предъявляются на слух попарно слова, содержащие новый звук, а также звук, который был раннее его заменителем.

3 этап – формирование коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. На занятиях используются тексты (а не отдельные слова), творческие упражнения. Случаи сложных (комбинированных) функциональных и механических дислалий требуют частого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, представлений о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно.

Источник: knigi.studio

Рейтинг
Загрузка ...