Как выбрать покрытие, при беге на котором колени останутся здоровыми до 70 лет, а личные рекорды будут устанавливаться легко и играючи – один из вечных вопросов всех бегунов.
Бег по асфальту позволит развить скорость, но не убережет от высокой ударной нагрузки.
Бег по грунту позволит эту нагрузку снизить, но требует большой внимательности.
Так где же бегать?
Асфальт
Пожалуй, самое распространенное покрытие в городских условиях. Вышел из дома – и беги себе, куда глаза глядят и трекер подсказывает. Но не всё так гладко.
Достоинства
Дает отличную опору для отталкивания и, как следствие, позволяет развивать неплохую скорость. К тому же большинство крупных городских забегов проходят именно по асфальту, так что работы на этом покрытии избежать вряд ли удастся. Зато бегать по асфальту можно практически в любое время и погоду.
Недостатки
Асфальт – довольно жесткое покрытие, и бег по нему неизбежно будет давать повышенную нагрузку на суставы (в частности, на коленный и тазобедренный).
Грунтовка и асфальт в Аргентине
Техника бега и обувь
Если основной объем тренировок приходится выполнять именно на асфальте, то нужно позаботиться об обуви с высоким уровнем амортизации, которая будет поглощать ударную нагрузку.
Бетон (плитка)
В крупных городах тротуарная плитка догоняет по популярности асфальт (москвичи поймут), а по жёсткости – сильно его превосходит.
Достоинства
Ровная поверхность. Пожалуй, на этом все.
Недостатки
Из-за жесткости покрытия нагрузка на суставы и связки – колоссальная. К тому же в дождь или снег сцепление с поверхностью будет гораздо хуже, чем при беге по асфальту.
Техника бега и обувь
Лучше всего убежать подальше от бетона. Но, если альтернативы нет, остается только минимизировать риски: амортизация – наше всё.
Стадион
На стадионе гордо чувствуешь себя профессиональным атлетом, даже если это твоя первая в жизни пробежка.
Достоинства
Специальное прорезиненное покрытие легкоатлетического стадиона (все эти страшные слова мондо, тартан, рекортан и т.п.) многие считают самым безопасным вариантом для бега. Оно играет роль своеобразной «подушки», которая позволяет смягчать удары и минимизировать риск травм.
Недостатки
Повышенное сцепление и жесткость отталкивания, для которых, собственно, покрытия стадионов и предназначены, могут вызвать боль в подколенных сухожилиях у начинающих бегунов, которые придерживаются довольно медленного темпа. Как правило, дело просто в привычке, и через некоторое время неприятные ощущения проходят.
Техника бега и обувь
Вне зависимости от покрытия обувь подбирается под индивидуальные особенности ноги человека. Стадион не столь требователен к амортизации, но если она необходима конкретно вашим ногам, то выбор очевиден.
Грунт
Лесные тропинки, горки, корешки, камешки… Понятно, что у большинства городских жителей нет возможности регулярно тренироваться на естественном грунте, но если вы в числе счастливчиков – не упускайте свой шанс!
Достоинства
Мягкое покрытие с хорошей отдачей и сцеплением (которое, однако, можно гарантировать только в хорошую погоду).
Недостатки
Вся романтическая атрибутика леса (всё те же тропинки и камешки, спуски и подъемы) требуют усиленного внимания и концентрации. Так же, как и погодные условия – например, сырость и грязь делают дороги скользкими, сцепление с поверхностью ухудшается и возрастает риск травм.
Техника бега и обувь
Пригодится специальная обувь для пробежек по естественному рельефу. У трейловых кроссовок, как правило, более рельефная подошва и выше степень защиты от промокания.
Песок
Удобно и красиво (мы бы сказали, кинематографично), но в условиях города малореально.
Достоинства
Бег по песку дает минимальную ударную нагрузку, позволяет укреплять стопы и развивать сердце. Если вы не тот счастливчик, что живет на побережье и бегает по песку с детства, адаптироваться к этому покрытию все же стоит постепенно, чередуя бег и ходьбу.
Недостатки
Нестабильная поверхность (а песок является именно таковой) повышает нагрузку на голени и риск подвернуть ногу.
Техника бега и обувь
При беге босиком или в кроссовках с очень тонкой подошвой нужно быть особенно внимательным, чтобы не наступить на острый осколок ракушки или незаметный камушек.
Больше статей по теме
Осенний бег. Инструкция по применению
Главное преимущество бега в том, что он является не только эффективной кардиотренировкой, но и доступен любому. Чтобы не терять форму и совершенствовать свои результаты, необходимо непрерывно тренироваться, в любое время года.
Выбор кроссовок с поддержкой от пронации и нейтральные, в чем разница и как выбирать для себя
Во время бега суставы ног испытывают повышенную нагрузку. Когда стопа касается поверхности, она принимает нагрузку на себя и поддерживает вес тела. Способ постановки стопы во время движения называется пронацией.
Про зимнюю экипировку, как её подобрать и на что обращать внимание.
В любом виде спорта существуют хорошие и плохие дни. Бывает, что идеальную пробежку или велосипедную тренировку может испортить дождь или неожиданно начавшийся сильный ветер. Что же говорить про ту часть года, которая не радует теплыми днями и вечерами, а дожди и снег — вечные спутники на тренировках.
Тестирование в аэродинамической трубе нового бегового мощемера Stryd
Мир замедлился, но технологии не стоят на месте. Компания STRYD обновила функциональные возможности датчика бега. Читайте здесь
Датчик мощности STRYD измеряет беговую мощность, определяет зоны мощности, определяет расстояние и темп. В обновленной версии разработчики добавили несколько новых функций и улучшили точность показателей.
Источник: mysportexpert.ru
Виды дорожных покрытий и их характеристики
Хорошие дороги – это очень важная часть любого города или селения. Особенно это хорошо понимают автомобилисты. Есть мнение, что благосостояние государства зависит от состояния и качества дорожных покрытий. Что говорить, если всем известная пословица гласит, что все дороги ведут в Рим. Дело в том, что в городе была прекрасно развитая транспортная система.
А значит, из каждой провинции было просто добраться в этот город и увеличить его благосостояние. Вот почему дорожное покрытие играет важную роль.
И если раньше дороги делались из брусчатки и были примитивными, то сегодня эта сфера хорошо развита. В наше время можно выделить много видов дорожного покрытия автомобильных дорог. Большинство из них активно используются, другие же находятся в стадии разработки и частичного внедрения. Мы рассмотрим эти виды и узнаем особенности каждого изделия.
Главные понятия дороги
Легче сказать, чем сделать. Именно поэтому все мероприятия, которые используются для улучшения качества дорожного покрытия, несколько сложнее, чем кажутся. Эти мероприятия состоят из исследований и процесса планирования касательно каждой территории в отдельности.
Чтобы уменьшить затраты сил людей, используется специальная техника, которая позволяет сделать создания дороги процесс быстрее. Она тоже усовершенствуется. К примеру, чтобы сделать дорожный настил из бетонных плит, раньше прибегали к использованию форм. В ходе работы эти формы оставались внутри дороги. А значит, качество покрытия значительно снижалось.
Да и затраты увеличивались.
Сейчас же используется съемная опалубка для создания дороги. Ее можно использовать для работ на разных объектах, ведь она многоразовая. Благодаря этому затраты снижаются и качество дорожного покрытия увеличивается.
Как результат, нужно было ждать определенное количество времени, дабы дорога полностью стала прочной, крепкой. Только тогда по ней можно было спокойно ездить. А за счет современных добавок, которые позволяют ускорить процесс затвердевания, время сократилось до минимума. Еще для работ внедрили уникальную схему уплотнения поверхности специальной техникой. Это позволило снизить количество воды в покрытии дороги, застывание ускорилось.
Из чего состоит покрытие
Существует много факторов, от которых зависит качество дороги. Один из них – состояние и подготовка первого слоя, натуральной подложки. Что это? Грунт, находящийся под дорожным покрытием. Для некоторых регионов характерно сильное смещение почвы, вот почему при создании дороги нужно углубиться немного ниже, до тех пор, пока грунт не станет устойчивым и прочным.
Также прибегают к созданию большого насыпного слоя.
Еще один момент заключается в создании дренажа для дорожного покрытия. Благодаря ему можно вовремя отводить осадки с поверхности дороги. Ведь задерживаясь на ней, влага будет разрушать асфальт. Особенно это касается зимы. Многие заметили, что весной, когда снег уже сошел, качество дорог желает иметь лучшего.
Все дело в том, что жидкость проникает внутрь пор, замерзает в них, расширяясь. Как результат – дорожное покрытие деформируется и образуются ямы.
Стоит обратить внимание на то, что ширина покрытия дороги состоит не только из проезжей части для автомобилей. Сюда входят и обочины с каждой стороны, где авто паркуются. Асфальтная дорога состоит из нескольких видов слоев. Это и обусловливает длительный срок службы покрытия.
Создавать подобную поверхность хоть и дорого, однако, обслуживание покрытия проще и требует меньше затрат. Если своевременно заниматься ремонтом, то изнашивается исключительно верхний слой. Несущие свойства и основа – нижний слой. Важно, чтобы он оставался неповрежденным, так как ремонт будет сложнее. Следующий слой покрытия – основание.
Благодаря ему нагрузки равномерно распределяются по грунту. Вес многих грузовиков не сможет продавить покрытие.
Мало того, в регионах, где температура зимой опускается до крайне низких температур, важно сделать дополнительный пласт. Его цель – передавать нагрузку и распределять ее по грунту, обеспечивая устойчивость дороги к влиянию морозов.
Обратите внимание! В качестве дренажа дороги используется песок крупной фракции, щебень и грунт с добавками.
Классификация дорог
Существует некая классификация дорожных одежд по типам покрытий. Эти группы разделяются по тому, какая перевозка будет выполняться на дороги и ее значимость в регионе. Еще один критерий – максимальная скорость, с которой может передвигаться автомобиль. Вот перечень групп:
- Простая грунтовая дорога.
- Дорога, используемая для города.
- Магистраль.
- Скоростная магистраль.
Последние два вида дороги, как гласит название, похожи по своему назначению и покрытию. Оно используется для создания магистрали, по которой постоянно будет двигаться много транспортных средств в разных направлениях, при высокой скорости. Потоков машин может быть несколько. Дабы не выехать на встречную полосу, направление разделяется особой полосой или отбойником.
Если говорить о городской дороге, то движение по ней регулируется скоростью до 90 км/час. На ней создается одна или две полосы, а также ее дополняют перекрестками.
Подробней о покрытиях дороги
Теперь мы подобрались ближе к тому, чтобы рассмотреть виды дорожных покрытий и их характеристики. Уже понятно, что классификация зависит от целей, с которой создается дорога. К примеру, на нестабильном грунте или в поле незачем заниматься укладкой асфальта в качества основного покрытия. При больших денежных затратах нет гарантии, что он долго прослужит.
Вот почему идеальным вариантом в таком случае является грунтовой путь и насыпь на ней. Чаще всего прибегают к материалам с органикой. Их стоимость намного дешевле, как и создания дорожного покрытия в целом.
Для большинства привычно видеть именно асфальтированное покрытие. Но даже оно делится на различные виды. Например, бетонная дорога тоже имеет свои достоинства. Давайте узнаем все типы дорожных одежд и виды дорожных покрытий.
Все о грунтовых поверхностях
Несмотря на свою простоту и банальность, грунтовая дорога пользуются популярностью. Все зависит от обстоятельств, в которых они используются. Городов в стране много, однако, селений еще больше. Понятно, что тратить миллиарды долларов на создание комфортабельной трассы бессмысленно. А вот грунтовая поверхность – это единственный способ добираться в селения.
Ведь если не укрепить покрытие и не подготовить его, то с течением времени оно превратиться в болото под воздействием дождей и движения автомобилей. Вот почему так важно правильно сформировать покрытие согласно определенному профилю. В таком случае применяют грунт, оставшийся после копки канала, траншеи или котлована.
Те, кто проезжали по такой дороге должны знать, что летом, когда на улице жарко и сухо, двигаться по поверхности довольно проблематично. Поднимается много пыли, мешающей обозрению и попадающей в салон авто. А еще со временем на дороге может образовываться глубокая колея, которая ограничивает скорость передвижения транспортного средства.
Чтобы всего этого избежать, дорожное покрытие модернизируется за счет подсыпки из разных составляющих. Сюда входит песок и гравий. Если правильно все сделать и добавить много подсыпки, то грунтовая дорога получается прочной и сможет прослужить намного дольше. Идеальным покрытием считается то, которое сделано на глинистом пласте.
Глина обладает вязкостью и удерживает подсыпку на своем месте. Используя крупнозернистый песок, щебень и другие скрепляющие, на глинистой почве они хорошо перемешиваются и трамбуются. Покрытие получается относительно монолитным и обладает лучшими несущими способностями.
Еще одна особенность грунта в том, что он имеет ограничение по проходимости. Оптимальное количество машин, которые могут передвигаться по дороге за сутки – около 100 шт. При более интенсивном воздействии на поверхность, она начинает портиться, терять свои свойства и изнашиваются. В таком случае требуется задуматься об укладке асфальта и укреплении дороги.
Обратите внимание! По бокам дороги отсутствуют какие-либо опоры, сдерживающие грунт. А это значит, что при воздействии транспорта полотно может расширяться. Как результат – толщина уменьшается, слабеют характеристики и несущая способность. Чтобы избежать этого, поверхность постоянно приходится пополнять грунтом, добавляя подсыпку и выравнивая все трактором и грейдером.
Существует небольшая хитрость, которая поможет увеличить проходимость дорог из грунта. Для этого нужно добавить в насыпное покрытие цемент или основу из битума. Хитрость поможет увеличить проходимость за сутки в 5 раз. Это значит, что в день по дороге может передвигаться около 500 авто. Однако грузовой транспорт все же часто ездить не сможет.
Дорога с органическими включениями
Если требуется увеличить дорогу, чтобы по ней могли передвигаться до 3 тыс. автомобилей, то одного грунта недостаточно. Для этой цели используется облегченное покрытие. Его структура напоминает грунтовое покрытие, только оно дополнительно укреплено. Чтобы создать такую дорогу нужно уложить пропитывающий материал поверх настила.
Благодаря ему компоненты дорожного покрытия не будут разлетаться и расползаться. По такой дороге смогут спокойно проезжать грузовики. К тому же качество не зависит от времени года, как и поток автомобилей.
Чтобы сделать основу для такого покрытия, прибегают к следующему:
- Первый слой – щебень и крупнофракционный гравий.
- После чего нужно поверх первого слоя дороги насыпать щебень меньшей фракции.
- А в завершение на него насыпают гальку или мелкую щебень.
Основание дорожного покрытия готово. Для его укрепления используется битум или другое органическое связующее вещество. Топленый битум выливается на дорогу, формируя ровную и однородную поверхность. Особенность покрытия в том, что оно получилось шероховатым. Благодаря этому сцепление колес с дорожным покрытием улучшается, а тормозной путь становится меньшим.
Готовое покрытие после высыхания прекрасно противостоит влаге и обладает хорошей влагоустойчивостью. Все дело в масляной составляющей, которая сдерживают влагу, не давая ей проникнуть в поры.
Но, подобная дорога имеет и весомый недостаток: она плохо выдерживает влияние высокой температуры. Летом, когда солнце постоянно воздействует на дорожное покрытие, битум начинает плавиться, становясь вязким. Если тяжелый транспорт будет проезжать по поверхности, то целостность ее нарушается. Поэтому на лето подобные трассы могут закрывать для такого транспорта.
Важно! В зависимости от территории и проходимости по ней транспорта, битумный слой может наноситься в один или два слоя.
Асфальтированная дорога
Асфальт – это модернизированный вариант предыдущей дороги. Именно такое покрытие используется для городов с большим потоком транспорта. Оно способно выдерживать большие нагрузки и не терять своих свойств многое время. Такая дорога состоит из дегтевой или битумной основы вместе с бетоном и подобными добавками. За счет этого проходимость в сутки может составлять более 3 тыс. автомобилей любого веса. Виды асфальта для дорожного покрытия делятся на 3 типа, в зависимости от технологии укладки:
- холодный способ создания покрытия;
- теплый способ создания покрытия;
- горячий способ создания покрытия.
Очень много зависит от добавок, используемых для дорожного покрытия. Чтобы нагревать асфальт, используется специальная техника. Ее особенность в автономной работе. Правда, перед укладкой требуется наличие источника питания.
Жесткость дорожного покрытия и его стабильность зависит от наполнителя. Для этого используется щебень, гравий, крупнозернистый песок, каменная крошка из горных пород, которая пропитанная битумом. Чем больше будет фракция, тем прочнее и жестче станет дорога. Однако гладкость в таком случае теряется. Услышать это можно на средней или большой скорости, когда шумят шины.
Сам асфальт укладывать нельзя. Это эластичное дорожное покрытие, которое само не сможет выдержать оказываемую на него нагрузку. Чтобы увеличить устойчивость создается основа или подкладка, состоящая из крупного щебня. Иногда, в зависимости от местности, может быть использована измельченная горная порода для создания покрытия.
Хоть асфальтированная дорога очень прочная и часто используется, у нее есть недостатки. Так как в состав асфальта входит темная минеральная составляющая (деготь или битум), под воздействием солнечных лучей она начинает нагреваться и терять прочностные свойства. Чтобы решить эту проблему, требуется наносить на дорогу отражающую краску в качестве разметки. Иногда дорога делается светлее, посредством добавления в нее оксидов кальция и других компонентов.
Плиты из бетона для создания дороги
Альтернативой асфальту является бетонная плита. В некоторых странах именно такое покрытие чаще всего используется. Их свойства и характеристики ничуть не уступают асфальту и его видам. Наоборот, обслуживать такое покрытие намного проще и дешевле, как и сам процесс создания, ведь он автоматизирован по максимуму.
Обрабатывая данный настил, нужно создать шероховатую текстуру, благодаря которой получается прекрасное сцепление с поверхностью. Если правильно выполнить монтаж, то ровность поверхность будет практически идеальной, никакие аналоги не сравнятся. Дорога сможет выдержать в сутки более 3 тыс. авто без каких-либо проблем.
Есть два способа создания такой дороги:
- Монолитное бетонирование, при котором цементобетон непрерывно подается на участок.
- Второй способ создания дороги более распространен. Он заключается в использовании уже готовых бетонных плит. Чтобы они были прочнее, в процессе создания проходят обработку вибрацией или паром.
Как и другие виды дорожных покрытий, бетонное основание требует прочной и стабильной подложки. Такое основание равномерно распределяет нагрузку на грунт. Для этого используется щебень горных пород, песок крупной фракции.
Компоненты, которые используются для создания бетонного покрытия, тщательно выбираются согласно определенным требованиям. В основе – цемент. Он должен иметь минимальное маркирование М300. По всей поверхности дорожный настил может иметь толщину 24 см. Он создается с уклоном на обочину, дабы обеспечить отвод воды с поверхности дороги.
Заметка! Чтобы сделать дорогу прочнее и долговечнее, а ее толщину меньше, достаточно использовать армирующую сетку из металла.
Так как температурные перепады негативно сказываются на дорожном покрытии, оно может растрескаться и быстро прийти в негодность. Чтобы этого не случилось делаются деформационные швы. Шаг создания такого шва – 80 м или меньше. Он представляет собой поперечный надрез на дороге, ширина которого 3 см. Внутрь укладывают эластичный материал, чтобы бетон мог расширяться и сжиматься при измене температуры.
Такие бетонные дороги очень прочные и используются для создания магистралей и обычных дорог.