Иконография святого Георгия получила самостоятельное развитие в памятниках грузинского искусства. Изображения святого, а также сцены из его жития и чудес украшают практически каждый церковный интерьер, многочисленные чеканные и живописные иконы, предалтарные кресты и так далее.
Хотя перевод жития святого Георгия на грузинский язык относится к IX веку, но, возможно, оно было известно в Грузии с более раннего времени, свидетельством чего являются изображения святого уже на рельефах конца VI века: на малой стеле из Брдадзори (Картли, Восточная Грузия) представлено рельефное изображение святого Георгия, попирающего змея; на каменном кресте из села Хандиси — рельефное изображение великомученика Георгия в хитоне и длинном плаще, с крестом мученика в руке.
Всадника на коне, поражающего человеческую фигуру, на западном фризе Мартвильского храма (VII в.) считают образом святого Георгия; на фрагменте каменной плиты алтарной преграды из Цебельды (VII-VIII вв.) изображены два всадника, подписи отсутствуют, но человеческая фигура (фрагмент) под копытами коня у одного и змей у другого свидетельствуют, что изображенные — это великомученик Георгий и великомученик Феодор.
День Святого Георгия в Каталонии
Как правило, святой Георгий изображается воином: на коне (часто в паре с великомучеником Феодором в симметричной композиции, где всадники направлены друг к другу), пешим, как на византийских иконах, — в рост, с копьем в правой поднятой руке, левой опирается на большой щит или в молении (изображение Георгия-мученика в хитоне и плаще распространения не получило).
На многочисленных чеканах иконах X-XI веков святой Георгий представлен пешим, в рост. Наиболее ранние известные грузинские памятники данного иконографического извода относятся к последней трети X века: чеканная пластина из Бравалдзали; левые створки триптихов из Чукули и Чихареши. Этот же тип изображения широко представлен в росписи храмов и на живописных иконах. На большой живописной иконе XIII в. из Музея этнографии и истории Сванети святой Георгий изображен во весь рост вместе с двумя другими святыми воинами, а его полуфигура украшает иконы XIII века из того же музея и в церкви села Цвирми (Верхняя Сванети).
Редким является иконографический извод, представляющий великомученика Георгия в молении — святой в воинских одеждах, в рост, в трех-четвертном развороте, с поднятыми перед грудью руками, предстоит Христу в небесном сегменте. Его щит и копье стоят вертикально — отдельно, либо за спиной, как на одной из наиболее почитаемых в Грузии икон святого Георгия из Бочормы (XI в., с поздними поновлениями, последнее — в 1801 году), либо перед фигурой святого Георгия, как на миниатюре из грузинской Джручской Псалтири. Сохранилась также живописная икона XII века с парным образом молящихся воинов великомученика Георгия и великомученика Феодора: изображены в легком трех-четвертном повороте, руки воздеты в молении, между ними — один листообразный щит. В византийском искусстве подобная композиция моления воинов известна лишь на фрагментарно сохранившейся каменной иконке XII века и на полихромией рельефной иконе XIII века.
Что изображено на гербе Москвы? Вы даже не догадываетесь!
Иконография святого Георгия на троне не получила широкого распространения, однако встречаются единичные примеры: например, на одной из пластин серебряного чеканного предалтарного креста с житийным циклом из Горисджвари (XV в.): Георгий-воин восседает на троне, с попранным драконом у ног, согнутая в локте правая рука на поясе, в левой, отведенной в сторону руке увеличенных размеров меч воспринимается как символ победы.
Своеобразен тип Илорского Георгия — рядом с традиционным изображением пешего Георгия помещен чудотворный бык. Этот образ святого отображает местную традицию заклания быка, согласно поверью, присланного Георгием 21 ноября, во время праздника святого (чеканный складень из Зугдиди, 2-я половина XVI века; серебряная икона Левана Дадиани, 1640 год).
Широко известный в Грузии в X-XI веках образ святого Георгия на коне почти неизвестен в этот период в других странах, включая Византию. Различаются 3 типа изображения: Георгий-всадник (без змея), попирающий змея или фигуру человека (на иконе XI века из Накипари над фигурой человека — надпись на грузинском языке: «. Безбожный царь Диоклетиан»). Среди указанных типов превалирует изображение святого Георгия, попирающего зло, в образе человека, а не Георгия-змееборца.
Образ святого Георгия на коне включен во фресковые росписи церквей. Парное изображение всадников — на рельефе в тимпане западного портала церкви в Вале, в рельефах церкви в Джоисубани (X в.), на рельефах западного тимпана и восточного фасада храма в Никорцминде, всадник на каменной алтарной преграде из Уртхвы (начало XI в.).
В грузинском искусстве представлены древнейшие образцы житийного цикла великомученика Георгия, характеризующиеся большим разнообразием сюжетов. Уже в XI веке искусство Грузии хорошо знало развитый иконографический цикл жития святого. На Местийском серебряном чеканном предалтарном кресте (20-е годы XI века) сохранилось девять сцен из жития: царапание, колесование, бичевание, мучение в известковой яме, мучение камнем, раздача святым Георгием милостыни-имущества, допрос святого Георгия Диоклетианом, воскрешение быка Гликерия, усекновение главы Гликерия.
В XV веке был создан большой чеканный, позолоченного серебра Садгерский (или Чхарский) крест работы «золотых дел мастера» Мамне. Здесь представлены двенадцать композиций из жития святого Георгия, из них — четыре клейма с его изображением на коне, на одном — святой Георгий поражает копьем небольшую конную фигуру императора Диоклетиана. Сюжеты сопровождают пояснительные надписи на грузинском языке: «Здесь святой Георгий освобождает плененного юношу из Болгарии», «Здесь святой Георгий освободил девушку и город Ласия от дракона» — царевна ведет на поясе дракона, «Здесь святой Георгий убил дракона» и другие. Циклы жития размещены также на предалтарном кресте из Горисджвари, XVI век.
«Чудо с отроком» в Грузии изображалось, как правило, отдельной сценой в паре с образом Георгия-змееборца: в росписи церквей во имя великомученика Георгия в Адиши в Верхней Сванети (на северной и южной стенах), в Икви в Картли (в 1-м и во 2-м регистрах северной стены). Как исключение, объединенное изображение двух сюжетов в одну композицию представлено в росписи XVI века западного портала Алавердского собора в Кахети и в изображении на правой пластине чеканного переплета жития (так называемого метафраста) святого Георгия из Чхари, выполненного по заказу царицы Картли Мариам (XVII в.).
Источник: www.nikolaevskii-sobor.ru
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Уккама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.
Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.
Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.
После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.
Со временем место это было забыто.
Обретение Образа
Образ был снова обретён, когда Едесса была осаждена персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году. Положение города казалось безнадёжным. И тогда епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасёт город от неприятеля.
Разобрав нишу, епископ обрёл Нерукотворный Образ, перед которым горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т. н. Чрепие.
После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.
Начиная с 843 года, праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.
Перенесение в Константинополь
В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.
В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа».
Существует несколько преданий о последующей судьбе Нерукотворного Образа. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.
Упоминание в древних источниках
Древние авторы не упоминают о Нерукотворном Образе вплоть до V века. Это объясняется, по-видимому, тем, что образ оставался замурованным, местонахождение его не было известно и о нём забыли.
Древнейшее известное упоминание об образе находится в памятнике, называемом «Учение Аддаи».
Евагрий Схоластик упоминает его в «Церковной истории» и называет образ «богозданной иконой».
Во времена иконоборчества на Нерукотворный Образ ссылается прп. Иоанн Дамаскин. В 787 году отцы VII Вселенского Собора упоминают его несколько раз.
![]() |
Спас Нерукотворный. Чудотворная икона (XVIII в.) из женского Борисоглебского монастыря в с. Водяное Изюмской епархии, обновившаяся в 1997 г. |
Чудотворная икона XVIII века из Борисоглебского монастыря Изюмской епархии
Писанная на дереве икона канонического византийского стиля (45×36 см), атрибутированная XVIII веком, в течение жизни нескольких поколений находилась в семье жительницы села Красная Поляна Змиевского района Харьковской области Александры Леонтьевны Проскуриной. Во время Великой Отечественной войны икона хранилась в сыром и холодном погребе, в результате чего сильно потемнела.
9 января 1997 года образ был передана в Борисоглебский храм села Водяное Змиевского района, где её установили в алтаре на горнем месте. В том же году 20 июля во время воскресной литургии произошло чудесное обновление иконы.
По словам очевидцев, икона блистала золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. Позолота иконы приобрела светлый вид, от иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней. Сразу после обновления икона была чрезвычайно светлой, как бы сияющей. Впоследствии она немного потемнела, цвета стали контрастнее.
5 августа 1997 года по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима была создана епархиальная комиссия для изучения обстоятельств произошедшего события. На основании её выводов и последовавшего рапорта председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года икона была признана чудотворной и благословлено её богослужебное почитание в Слободском крае. Церковное празднование иконы установлено на 7 (20) июля — день чудесного обновления иконы [2].
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.
Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе. http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.html
Ин кондак, еллинский, глас тот же [3]
Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [4] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [5].
Ино величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
- Анчисхатский Спас Нерукотворный
- Святое Чрепие
Использованные материалы
- «Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа», страница на официальном сайте издательства Московской Патриархии:
- http://calendar.rop.ru/?svt=aug16-perenesenie
- http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2127.html (тропарь)
- http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2128.html (величания)
- http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2134.html (кондак)
[1] Календарь на официальном сайте Украинской Православной Церкви, https://church.ua/calendar/?cd=2022-07-20 .
[3] Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г., https://ulita-n.livejournal.com/10680.html .
[4] Вариант: «ли́ка»
[5] вариант: «изображе́ние».
Редакция текста от: 23.07.2022 20:18:43
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе: Google
в других энциклопедиях: Яндекс — Википедия — Mail.ru —
в поисковых системах: Искомое.ru — Яндекс — Google
Источник: drevo-info.ru
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
Наш сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает устаревшие версии Internet Explorer.
Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
- О нас
- Публичная оферта
- Защита персональных данных
- Пользовательское соглашение
- Безопасность платежей
- Помочь фонду
- Отчеты
- Платформа объявленных сборов
- Интернет-магазин
- Восстановление Святынь
- Братство Трезвости
- Молитва по соглашению
- Заказ поминовений
- Журнал
- Воскресная школа онлайн
- Святцы
- Катехизация
- Карта храмов
- Вопросы и ответы
- Православный мессенджер
- Единый Личный Кабинет священнослужителя
Реквизиты
Благотворительный фонд «Правжизнь»
ОГРН 73445454523 ИНН 7714968424
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
Скачайте официальное
приложение 3 в 1
Православный молитвослов
+ Библия + Календарь в 1 приложении
от фонда «Правжизнь»
Источник: pravzhizn.com