Работа по устранению недостатков произнесения звуков [Ч], [Щ] требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
При произнесении звука [Ч]: • губы округлены и слегка выдвинуты вперед; • зубы не смыкаются; • кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами, эта смычка незаметно переходит в щель между ними; • посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесенной ко рту; • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; • голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
При произнесении звука [Щ]: • губы в легкой улыбке, зубы видны; • зубы сближены; • широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель; • посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот; • голосовые связки раскрыты, голос не звучит.
Постановка звука [Ш]
Если усвоен звук [Ш], недостатков в произнесении [Щ] и [Ч] обычно не наблюдается за исключением тех случаев, когда имеет место замены [Щ] на [С’] и [Ч] на [Ц’]. Для произнесения звука [Щ], произносимого как [С’], проще всего пользоваться специальным зондом или шпателем. Слегка приподняв и отодвинув язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его назад (нижняя артикуляция), следует добиться необходимого звучания звука и далее закрепить его упражнениями сначала с механической помощью, а затем без нее. В заключение необходимо закрепить дифференциацию звука [Щ] и звуков [С’] и [Ш].
При замене звука [Ч] на [Ц’] (или [Ц]) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции [Щ]. Если звук [Щ] усвоен, то получить [Ч] можно, указав и показав, что мягкому шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде [Т’].
Можно рекомендовать также такой прием постановки звука [Ч], при котором базой служит звук [Т’], произносимый с придыханием. Если в момент произнесения такого звука кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложенным под него зондом или шпателем, то должно появиться верхнее [Ч], если же кончик языка просто отодвигается, то нижнее [Ч].
Впрочем, производным может быть не только звук [Ч] от [Щ], но и звук [Щ] от [Ч], если последний усвоен ранее. В этом случае достаточно протянуть, а затем и отделить от слитного звука его фрикативную часть (чщ- — — — — — — — — -, чщ- — — — — -, щ — — — — — — — — — -).
Похожие статьи: Постановка звуков [Л], [Л’], Постановка звуков [Р], [Р’].
Нужен логопед для взрослых? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
При артикуляции звука [ щ ]
- Кончик языка поднимаем к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка более плотно прижимаем к верхним коренным зубам, чем при постановке звука ш . В момент выдыхания распластанный язык всей массой и кончиком давим на нёбо. Мышцы языка напрягаем.
- Губы слегка выдвигаем вперёд и округляем.
- Зубы смыкаем либо сближаем.
- Выдыхаемый воздух проходит посредине языка в образующуюся узкую щель; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая длительная струя воздуха, выходящая с некоторым напряжением.
- Звук щ глухой, мягкий.Голосовые складки разомкнуты, поэтому не вибрируют.
К постановке звука щ приступаем лишь после постановки звука ш. Вначале необходимо опробовать постановку звука по подражанию. Если упражнения по подражанию не дают эффекта, переходим к выполнению приводимых ниже упражнений. В случае плохого произношения звука щ необходимо добиться его постановки. Звук щ произносим так же, как звук ш, только более удлинённо и напряжённо вследствие сильного давления языка на нёбо.
Постановка звука [Ш]
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С-Щ для детей старшей группы
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков щ –сь
Цель: Научить различать звуки щ –сь в слогах, словах и предложениях. Закрепление длительного выдоха. Развитие фонематического восприятия. Я шёл по улице пешком и повстречался со щенком. И неизвестно почему, я вдруг понравился ему.
И несмотря на летний зной, щенок всё время шёл за мной. Дошли мы вместе до ворот, и вдруг щенок пошёл вперёд. Я закричал, позвал щенка, он зарычал издалека. Он не хотел со мной идти. Нам просто было по пути. — Как ты думаешь о ком это стихотворение? Посмотри на картинку, ты правильно назвал? С какого звука начинается слово щенок?
1. Игра «Ассоциации» – на что похож звук Щ, — на что похож звук С (карточки), • выкладывание в ряд. артикуляция щ, коса, море, машины, ветер; артикуляция с, змея, шарик сдутый . 2. Артикуляционная гимнастика. • «Месим тесто» • «Блинчик» • «Кто загонит дальше мяч» • «Чистим зубки» • «Гармошка» • «Парашютик» 3. Массаж. 4. Длительно произношение звука – ЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩЩ длительное произношение звука — СССССССССССССССССССССССС чем они отличаются?
Щ- какой(резкий), С- какой(мягкий) 5. Игра «Охотник». — хлопни когда услышишь звук Щ среди звуков: ж, м, т, с, ш, щ, с, п, д, щ. среди слогов: ша, та, мо, що, аш, ущ, ис. среди слов: сок, шторм, щенок, уши, вещи, мороз, плющ. 6. Произнеси слоги.
Автоматизация звука [Щ] в прямых слогах: Ща – ще – щу ще – щу – що щи – ще – ща щи – щу – що Автоматизация звука [щ] в обратных слогах: Ащ –ощ – ущ –ыщ Ёщ –ащ –ощ –ущ Ощ –ащ –ыщ –ущ ящ – ёщ – ющ – ищ Автоматизация звука [щ] в интервокальной позиции: Аща – оща – ища еще – ещо – еща Ащи – ещи – ищи ощу – ащу – ещу Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных: щма – щмо – щму кща – кщо – кщу щко – щку – щка мща – мщо – мщу 7. Произнеси слова и предложения. Ща-ща-ща, ща-ща-ща – дождь идёт, я без плаща.
Ся-ся-ся – от дождя укроемся. Ще-ще-ще, ще-ще-ще – дождь идёт, а я в плаще. Се-се-се – от дождя укрылись все. Щу-щу-щу, щу-щу-щу – я тебя не отыщу. Сю-сю-сю – книгу прочитали всю. Щи-щи-щи, щи-щи-щи – ты иди, меня ищи. 9. Придумай столько слов со звуком С, сколько лепестков на цветике-семицветике.
И столько же слов со звуком Щ Помоги щенку произнести звуки. Проведи пальчиком по линиям и произнеси звук Щ – коротко С – длительно Щ ___Щ ___ Щ ___ Щ ___ Щ Щ ___Щ ___ Щ ___ Щ ___ Щ С______________________С С______________________С Щ ___ С_________________ С________________ Щ ____ Ты молодец! Щенок придет с удовольствием поиграть с тобой еще.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по логопедии для старшей группы Индивидуальное логопедическое занятия. Тема: автоматизация звука «Л» Коррекционно — развивающее НОД с подгруппой детей 5-6. Конспект Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С и ТЬ для детей 5-6 лет
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Музыкальное занятие с использованием логоритмики в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия на тему «Животные» в старшей группе
Конспект занятия – путешествия для детей старшей группы ДОУ на тему: Птицы
Конспект интегрированного занятия на тему «Космос». Старшая группа
Статья:
Вашему вниманию представляется выступление на тему «Методы и приемы постановки шипящих звуков». Как уже было сказано, одним из составляющих успеха в коррекционной работе логопеда является четкое представление о положении органов артикуляции коррегируемых звуков. К группе шипящих звуков относятся такие звуки как ш,ж,ч,щ. На слайдах представлены артикуляционные профили данных звуков.
Уклад органов артикуляции. При произнесении звука ш губы округлены и слегка вытянуты вперед (перед последующим гласным а округление минимально, перед ы(и) округления может и не быть. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны.
Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к нёбу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика), но не касается нёба, а образует с ним щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Задняя
часть спинки языка поднимается по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.
При образовании звука ж та же артикуляция, что и при образовании ш; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок, производящих голос. Вьщыхаемая струя воздуха несколько слабее, а щель между кончиком языка и твердым нёбом меньше, чем при образовании ш.
Звуки ш и ж всегда твердые, ж- звонкий, ш – глухой.
Звук щ в русском языке произносится как долгий мягкий фрикативный шипящий. При его произнесении губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Широкий кончик языка поднят до уровня верхних зубов (ниже, чем при произнесении ш). Передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому нёбу, задняя часть опущена и продвинута вперед.
Язык напряжен. Нёбная занавеска поднята, голосовые складки разомкнуты. Сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым нёбом и между кончиком языка и передними зубами или альвеолами. Образуется сложный шум, более высокий, чем при звуке ш. Звук щ глухой, всегда мягкий
При произнесении звука ч губы, как при произнесении всех шипящих, округлены и вытянуты. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т). Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу.
Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается кратким щелевым элементом (как при звуке щ). Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки разомкнуты. Звук ч глухой, всегда мягкий.
Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с артикуляцией свистящих звуков. Это сходство и определяет сходность дефектов произношения. У детей наблюдаются те же виды искажения шипящих звуков, они представлены на слайде. Парасигматизм шипящих проявляется в таких заменах как:
ш-с,т,ж;
На слайде представлена очередность постановки звуков группы шипящих.
Выделяют несколько способов постановки звуков: по подражанию, механический, смешанный.
Приёмы постановки звуков [ш], [ж], [щ], [ч]
При отсутствии звука [ш] работа начинается с формирования правильной артикуляции звука: вырабатывается умение слегка выдвигать вперед округленные губы; подъем широкого переднего края языка к бугоркам за верхними зубами; умение прижимать боковые края языка к верхним коренным зубам; длительная воздушная струя, идущая посередине языка. Постановка.
Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой). При механическом способе используется зонд №5 от слога СА, язык поднимается вверх. Межзубный сигматизм.
Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка.
Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. Боковой сигматизм.
Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с]. Постановка.
Используется механическая помощь (зонд №5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны). Носовой сигматизм.
Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с]. Постановка [ш] от [с] с механической помощью.
Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом №5 останавливаем вибрацию языка — слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком — ЖА. Губно-зубной сигматизм.
Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] — [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх — вниз; подъема широкого переднего края языка вверх. Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль.
Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с]. Призубный сигматизм.
Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] — [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] — [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] — длительная, [т] — толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с]. Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения).
Шипящий сигматизм. Подготовительный этап: сопоставлять и различать [ш] — [щ], используя картинки-символы; умения поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед — назад). Постановка.
От [с] механическим приемом (отодвигают язык назад). Свистящий сигматизм.
Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] — [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] — холодная, [ш] — теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние — верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку — сомкнуты вперед (трубочка). Постановка.звука ж Прием подражания.
Звук [ж] ставится от [ш] путем подключения вибрации голосовых складок. Автоматизация. Последовательно вводят поставленный звук в слоги (прямые, обратные, со стечением), слова и фразовую речь.
При сигматизмах заканчивают этапом автоматизации, припарасигматизмах – дифференциацией [ш] со звуками-заменителями: с [ф] при губно-зубном, с [т] при призубном, с [щ] при шипящем, с [с] при свистящем парасигматизмах. Среди недостатков произношения [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой свистящей аффрикатой [ц’], а также звуками [т’] или [ш’].
Звук [ч] ставят от [т]: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Ребенка просят произносить ТЪ-ТЬ или Т’И (AT’) при поднятом вверх кончике языка, выдвигая при этом губы вперед. Можно применять зонд № 5 для отведения кончика языка назад.
Правильного произношения [ч] можно добиться и путем слитного произнесения звукосочетания ТШ сначала в медленном, потом в быстром темпе. Среди недостатков произношения [щ] имеется укороченное произношение (как при [ш]), замена звука [щ] на [с’], произношение [щ] с аффрикативным элементом (как сочетание Ш’Ч). Звук [щ] часто появляется автоматически после того, как будут поставлены [ш, ж, ч]. Для вызывания [щ] ребенка просят длительно произнести [ш], растянуть губы в улыбку, продвигая язык вперед = [щ]. Возможен механический способ: ребенок несколько раз произносит С’И или С’А, логопед вводит шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнимает его, несколько отодвигая назад (или просто отодвигая прикосновением шпателя).
Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
«Лопатка», «Блинчик»,
«Качели»
«Язык перешагивает через зубы» «Маляр».
«Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от1 до5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку.
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
«Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
10.«Вкусное варенье».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не
сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
«Чашечка», Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10.
Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
«Фокус».Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.
Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
«Рупор»
«Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка»
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.
«Горка»
Цель: выработать подъем передне-средней части спинки языка, умение быстро менять положение языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась
Источник: logoped-kaleidoscope.ru
Постановка звука Ш.
— воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Организационный момент.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Настя, давай поздороваемся с гостями. «Здравствуйте, гости дорогие!»
Объявление темы занятия.
А еще к нам на занятие пришла Змейка. Змейка прекрасно умеет шипеть: «Ш…Ш…Ш…» Сегодня она решила научить тебя правильно произносить свой любимый звук.
Развитие фонематического слуха.
Но сначала нам нужно подготовить свои ушки, чтобы они чутко слышали и различали звуки (работа на компьютере). Щелкни самолёт, из него вылетит шарик, поймай этот шарик мышью, если услышишь, как шипит змея.
Артикуляционная гимнастика.
А теперь нам нужно потренировать язычок, чтобы он правильно произносил звуки.
Специальные артикуляционные движения. Выполняем упражнения «Лягушка – хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язык», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Бублик», «Маляр», «Качели», «Грибок».
Упражнение на развитие силы и направленности воздушной струи. Выполняем упражнения «Фокус», «Сдуй листик», «Погреем ручки».
Пальчиковая гимнастика (с су – джок мячиком).
Гладь мои ладошки ёж.
Ты колючий, ну и что же?
Я хочу тебя погладить.
Я хочу с тобой поладить.
Постановка звука.
А теперь Змейка просит тебя сделать «Чашечку», затем убрать «Чашечку» за верхние зубы, округлить губы, подуть тёплым ветерком / длительно произнести звук С. Я буду придерживать язычок шпателем. Молодец! У тебя получился звук Ш. Посмотри каким символом мы будем обозначать звук Ш (символ звука Ш).
Анализ артикуляции звука по плану.
Давай посмотрим на схему и скажем, где находится язычок (за верхними зубами в форме «Чашечки»). Губы округлены как в упражнении «Бублик», зубы сближены, голоса нет, воздушная струя тёплая. Это звук согласный (т.к. имеет преграду зубы, язык), глухой (горлышко не работает), всегда твёрдый. Обозначается буквой Ш (показ буквы Ш).
Закрепление изолированного звука (индивидуальное проговаривание, игры на звукоподрожание).
Игра «Шарик».
Надуваем быстрго шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
Игра «Помоги Змейке добраться до домика».
Помоги змейке добраться до своего домика. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ш-Ш-Ш… (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Форма языка напоминает чашечку.)
Игра «Сердитый гусь»
Шипит сердитый гусь: Ш…Ш…Ш…
Его я вовсе не боюсь.
Развитие звукового анализа.
Змейка приготовила нам ещё одну игру, она называется «Собери корзину». Сложи картинки в которых есть звук Ш в корзину. Определи где находится звук Ш (в начале или в конце).
Итог занятия. Рефлексия.
Нам пора прощаться со Змейкой и заканчивать наше занятие. Какой звук ты научилась произносить? Давай ещё раз посмотрим, как это у тебя получается. Тебе понравилось занятие? Чему ты научилась на занятии?
Что понравилось?
Мероприятия
- Олимпиады для школьников
- Конкурс исследовательских работ
- Конкурс проектных работ
- Конференции для педагогов
- Конкурс учебных занятий
- Конкурс презентаций
- Вебинары
- Участие в жюри
- Благодарственные письма
- Публикация в Библиотеке
Источник: mkobr.ru
Постановка звука смешанным способом.
· Положить на нижние зубы ребенка шпатель, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [ Ш ].
· Логопед предлагает сказать ребёнку звук «С », проверяет чистоту, если звук правильный, логопед механически (шпателем) поднимает язычок. Если ребёнок понимает, ему можно самому предложить, произнося звук, поднять язык кверху (можно использовать пальчик ребенка, который как «крючок» цепляется за нижние зубы под язычком). Эти упражнения повторяются много раз, пока не получится звук.
3 этап – Автоматизация.
Проводится последовательно посредством речевых упражнений.
· Изолированно. И спользуя различные звукоподражания (шум ветра, шелест листьев, гуси шипят).
· В слогах (ша-ша-ша, шо-шо-шо – в открытых слогах; аш-аш-аш – в закрытых слогах; шта-шта-шта – со стечением согласных).
· В словах (шаг, шум, шуба, шутка, шапка, шарф– в начале; уши, петушок, бабушка, кошка, мышка – в середине; наш, душ, малыш, карандаш, ёрш, ковш – в конце).
Словосочетания, предложения, стихи.