Рустованные штукатурки. Как правило, рустованные штукатурки применяют для отделки фасадов домов. Какие штукатурки представляют собой поверхности, сложенные как бы из камней различной формы , а швы, которые отделяют один камень от другого, и называются рустами. Русты бывают широкие, узкие, гладкие, рельефные (состоящие из архитектурных обломов).»Камни могут быть разнообразными по форме, а также гладкими или фактурными.
Изготовляют фактурные штукатурки как из простых растворов, так и из декоративных, с добавлением цветной крошки, что позволяет получать самые разнообразные оттенки. Наиболее крупные камни почти всегда располагают возле цоколя, а по мере приближения к крыше размер камней уменьшается.
Выполнять русты можно несколькими способами. Их можно пробивать с помощью стальной линейки, пропиливать пилой или вытягивать шаблоном. Наиболее простыми способами, безусловно, являются выполнение рустов линейкой или пилой. Для этого по затвердевшему штукатурному слою (грунту) производят разметку, используя при этом метр и линейку.
Резьба в штукатурке. Это грозит затоплением.
Для пробивки рустов необходимы две стальные линейки толщиной не более 15 мм — одна линейка для пробивки длинных сторон, а другая — для коротких. Сторону линейки, которая будет входить в толщу штукатурки, рекомендуется выполнить на конус, что значительно упростит процессы вбивания и вытягивания линейки.
Линейку приставляют к отмеченной линии и пробивают русты по свеженанесенному раствору на глубину 5-10 мм, нанося удары молотком или маленькой кувалдой, с массой не более 1-1,5 кг. В первую очередь пробивают горизонтальные, более длинные русты, а уже только потом — вертикальные (короткие). По мере возникновения каких-либо неточностей, дефектов, их следует сразу же исправлять.
Пропиливание рустов выполняется тогда, когда штукатурный слой уже достаточно затвердел (это можно определить по осыпающейся сухой штукатурке). Пилка должна быть изготовлена из крепкой стали толщиной 1-1,5 мм. Размеры пилки: длина 20-30 см, ширина от 1 до 15 см, длина зубьев 5-10 мм. Пила двигается по деревянному правилу (гладко оструганная рейка), поэтому этот этап работ лучше всего выполнять втроем: один производит пропил, а двое поддерживают рейку.
Набивая на ручку пилы планки различной толщины, можно регулировать глубину пропила, также этого достигают, используя разные правила. Одинарный пропил по ширине должен составлять 5 мм (ширина нескольких пропилов варьируется). Как правило, выполняют два пропила, раствор же между ними удобно вынимать при помощи стальной прямоугольной петли, закрепленной на ручке, — такую ручку необходимо затачивать.
Фактурные штукатурки. Как уже было сказано выше, оштукатуренным поверхностям можно придавать самые различные фактуры. Делают это при помощи циклей, набрызгом, валиками, штампами и другими способами.
Отделка циклями (стальные пластинки с зубьями) происходит следующим образом. Поверхность оштукатуривают не всю сразу, а небольшими участками, которые возможно обработать в течение 1 часа.
На поверхность наносят раствор, разравнивают и затирают. Далее, когда раствор немного схватился, оштукатуренный участок разделяют правилом на квадраты или прямоугольники, а затем каким-либо острым инструментом вычерчивают оси, окантуривая, таким образом, формы камней. После этого внутренние части камней циклюют по вертикали и горизонтали. Цикли можно вести по правилам, нажимая на них, чтобы зубья врезались на требуемую глубину.
Штампы и валики можно изготовлять из дерева или свинца, а размеры выбираются в зависимости от того, какой будет наноситься рисунок. Глубина рельефа на оштуканему прикрепляют ручку, которая должна быть удобной. Валик же крепится на вращающейся оси.
Валики и штампы необходимо смазывать какой-либо смазкой, например, это может быть машинное масло или мыльная эмульсия. Смазку производят кисточкой, войлочной или поролоновой подушкой.
Работу штампом начинают с того, что проводят ровную, по отвесу или правилу вертикальную линию оттисков. Далее, ориентируясь на первую линию оттисков, выполняют обработку всей оштукатуренной поверхности. Штамп должен быть выполнен таким образом, чтобы вся оформляемая поверхность представляла собой цельный рисунок.
При накатке рисунка сначала приставляют строго вертикально правило или полутерку, и уже по этому направляющему ведут накат. Существуют также валики-шовники, с их помощью выполняют накат швов между отдельными камнями оформляемой поверхности.
Отделку штукатурных поверхностей па-брызгом можно выполнять с веника, с щетки, через сетку или е использованием нескольких инструментов (для получения комбинированных фактур). Как правило, чтобы получить однородно оформленйую набрызг один раз недостаточно, поэтому его выполняют несколько раз подряд по всей площади поверхности (набрызг должен быть плотным).
Набрызг через сетку выполняется следующим образом. Берут деревянную рамку, размером приблизительно 1 м х 1 м (но не менее), натягивают на ней сетку с ячейками, в зависимости от требуемой фактуры — от 2,5 х 2,5, до 10 х 10 мм. Далее, чтобы сетка не вибрировала, с обратной стороны, ее прикрепляют проволокой в нескольких местах.
Очень важно, чтобы в процессе работы сетка всегда располагалась на одинаковом расстоянии от поверхности стены — в этом случае набрызг получается одинаковой крупности (однородный). Для этого рекомендуется прибивать к раме стойки длиной 10-25 см, а набрызг производить с одинаковой силой.
Раствор можно использовать различной густоты и с различными наполнителями — главное, чтобы частицы раствора свободно пролетали через ячейки сетки. Раму необходимо устанавливать, приставляя к грунтованной поверхности, и набрасывать раствор лопаткой (с сокола) через сетку.
Для выполнения набрызга с веника необходимо изготовить достаточно прочный березовый веник, причем на рабочей части обязательно обрезают все имеющиеся ветки.
Веник берут в правую руку, а палку — в левую. Палка должна быть увесистой^ длиной 50-70 ем, диаметром 5-6 см. Веник смачивают раствором, подносят на требуемое расстояние к оштукатуриваемой поверхности и ударяют им по палке, в результате чего раствор сбрасывается на поверхность.
Состав и густота раствора могут быть любыми, единственное условие — он должен быть однородным, и в процессе работы раствор нужно периодически перемешивать во избежание его расслаивав
Набрызг со щетки позволяет получить более тонкую фактуру. Необходимо взять жесткую щетку, которая может быть либо щетинной, либо волосяной, в левую руку. Щетку окунают в раствор (примерно на половину волоса), подносят к поверхности и проводят по волосу (щетине) дощечкой или бруском, в результате чего раствор отлетает на эту поверхность. При набрызге со щетки получается оригинальная фактура, напоминающая ворс шубы.
Фактура, получающаяся в результате выполнения набрызга хлопьями, похожа на снежные хлопья различных размеров. Как правило, такую фактуру выполняют белым раствором на затертой цветной поверхности (черной, желтой, синей и т.д.).
Для такого набрызга применяют жирный сме-танообразный известковый раствор, который должен быть очень пластичным. Набрасывают раствор с кисти или веника резкими движениями.
Гораздо более сложные — комбинированные фактуры, выполняемые в течение нескольких подходов, с применением нескольких различных инструментов сразу. Для выполнения комбинированных фактур используют штукатурные лопатки, веники, отрезовки, валики, щётки или штампы.
На поверхность сначала наносят слой раствора, разравнивают, но не затирают, после чего приступают к выполнению комбинированной фактуры. Пока раствор не схватился, на поверхности вырисовывают борозды различной ориентировки, глубины, формы и длины. Выполняют борозды большой или малой лопаткой. Далее на поверхность набрызгивают цветной штукатурный раствор любым из приведенных способов.
Штукатурка сграффито. Сграффито называют оригинальный способ обработки многоцветных поверхностей который заключается в нацарапывании или вырезании. Сграффито можно охарактеризовать как своеобразную резьбу по штукатурке. Варианты отделки и композиций могут быть самыми разнообразными. Зачастую оформленные сграффито участки могут быть совсем небольшими — например, только под карнизами или только над дверными проемами.
Подобная отделка заключается в следующем. Один или несколько верхних тонких слоев нацарапывают до обнажения нижнего штукатурного слоя, имеющего другую расцветку, и в результате получается рельефный многоцветный рисунок, что очень красиво. Причем в данном случае открывается большая возможность творческой деятельности, так как помимо выбора цветовой гаммы мастер-отделочник может выполнять самые разнообразные орнаменты и рисунки — начиная от самых простых орнаментов и заканчивая серьезными художественными композициями.
В качестве материалов для выполнения сграффито предпочтительнее использовать известковые растворы, которые не очень быстро твердеют и следовательно, позволяют без лишних сложностей выцарапывать рисунки. Единственным исключением являются те случаи, когда выполняется имитация сграффито по шаблонам и трафаретам и вырезание производить не требуется. К приготовлению известковых растворов следует подходить очень ответственно — важно правильно подобрать состав, чтобы получить штукатурный раствор нормальной жирности. Заметим» что известковые растворы возможно приготавливать сразу большими порциями, поскольку они могут храниться в течение трех суток.
Вообще же, для штукатурки сграффито нужно выбирать самые высококачественные материалы. Известковое тесто должно быть как можно чище, белее и хорошо процеженным. Песок для сграффито лучше всего брать кварцевый, мелкозернистый и белый, чтобы в процессе вырезания кромки оставались гладкими.
Краски применяются только свето- и щелочестойкие. Только если имеют дело с чистыми гипсовыми растворами (в которых не содержатся щелочи), применяют любые светостойкие краски. Сухие краски сначала замачивают на несколько дней, периодически перемешивая, и доводят до сметанообразного состояния.
В отличие от известковых растворов, цементные и сложные нужно приготовлять такими порциями, чтобы их можно было использовать в течение 1 ч, а растворы, приготовленные с добавлением гипса (гипсовые или известково-гипсовые) нужно успеть использовать в течение 6 — 8 мин (до начала схватывания). Естественно, что любые по составу растворы нужно тщательно замешивать, придавая им однородность и повышенную пластичность.
Перед тем как приступить к приготовлению цветного раствора, необходимо с максимальной точностью определить требуемое количество краски. При приготовлении штукатурных растворов сграффито важно иметь в виду, что сырой раствор имеет более насыщенный цвет, нежели уже высохший. Ниже будут приведены несколько рецептов приготовления штукатурных растворов сграффито (в объемных частях).
Белый цвет: белый песок 3, известковое тесто 1.
Красный цвет: белый песок 3, известковое тесто 1, мумия ОД.
Розовый цвет: белый песок 2,5, известковое тесто 1, краёный кирпич (молотый) 0,3-0,5.
Коричневый цвет: белый песок 3,5, известковое тесто 1, портландцемент 0,3, золотистая охра 0,3, умбра 0,1.
Желтый цвет: белый песок 3, известковое тесто 1, охра 0,2.
Синий цвет: белый песок 3, известковое тесто 1, ультрамарин 0,3.
Для выцарапывания применяют довольно простые инструменты различной формы, изготовляемые, лавным образом, из стали. Иногда их можно заменить старыми полотнами ножовок по металлу. Все инструменты должны быть всегда хорошо наточены. Для таких традиционных этапов штукатурных работ, как нанесение раствора, разравнивание или затирка, используют те же инструменты, которые в полной мере были рассмотрены выше.
Из-за того, что зачастую наносить рисунок на стене или потолке неудобно, практичнее сначала выполнить трафарет, по которому будет выполняться рисунок или орнамент. Выполняют трафарет так.
Сначала на плотный лист бумаги или картона переносят рисунок или орнамент, потом по этим контурам прокалывают отверстия диаметром примерно 2 мм (можно прокалывать и прямоугольные отверстия).
Отверстия выполняют шилом, гвоздем или булавкой, причем лучше всего используемый колющий инструмент затупить, поскольку кромки прорванной бумаги могут закрывать проделанные отверстия. Прокалывание выполняют на мягкой древесине.
Если трафарет предполагается использовать много раз, его следует предварительно проолифить, высушить и распрямить между двумя листами фанеры.
Далее с трафаретом поступают следующим образом. На лоскут марли высыпают сухой просеянный мел или сухую краску (также просеянную). Краска должна быть такого цвета, чтобы ее следы были отчетливо видны на поверхности штукатурки. Затем марлю складывают в мешочек и связывают.
Впоследствии таким мешочком наносят удары по трафарету с проделанными отверстиями, в результате чего краска или мел оставляют следы на поверхности, по которым и выполняют выцарапывание.
Перед нанесением штукатурки сграффито поверхность тщательно подготавливают и наносят грунт, который должен быть как можно ровнее. Затем, когда штукатурка еще не окончательно затвердела, поверхность нацарапывают каким-либо острым инструментом, нанося борозды в виде сетки. Борозды рекомендуется выполнять глубиной не более 5 мм, а расстояние между ними должно быть не более 25 мм. Шероховатость обеспечивает хорошее сцепление грунта с накрывочным слоем.
После этого грунту дают затвердеть в течение примерно 2 суток и наносят накрывочный слой штукатурки, тщательно уплотняя и разравнивая его. Первый цветной слой сграффито, как правило, наносят толщиной не более 5 мм, а последующие слои (второй и третий) толщиной не более 2-3 мм. Наносят раствор кистью. Четвертый и пятый слои наносят также кистью — обычным малярным способом.
Первый цветной слой сграффито (5 мм) наносят на грунт, разравнивают, но не затирают, через 40-50 минут, когда он подсохнет, наносят второй цветной слой (2 мм) — его также только лишь разравнивают.
Когда наносят последний слой, его разравнивают, дают ему подсохнуть, а затем обязательно затирают.
Следует обратить внимание на то, что затирку выполняют не по сырому или излишне сухому раствору, в противном случае влажному раствору дают подсохнуть, а излишне сухой слой смачивают.
Приведем несколько способов выполнения сграффито. Первый способ выполнения сграффито — выцарапывание. Для проведения выцарапывания необходим влажный и мягкий штукатурный слой, нанесенный за 5-6 часов до начала работ. Если штукатурка слишком сухая, выцарапывание выполнять практически невозможно, так как сухой слой очень сложно снять. Вследствие этого накрывочный слой необходимо наносить небольшими участками, чтобы его можно было обработать до тех пор, пока штукатурка не высохнет.
Когда накрывочный слой немного схватился, к поверхности приставляют трафарет и мешочком с мелом или краской переносят изображение. Далее штукатурному раствору дают еще немного подсохнуть и после этого приступают к выцарапыванию. Сначала по перенесенному контуру работают острым ножом (резцом) — выполняют тонкие борозды, держа нож под углом в 60°, а затем срезают всю лишнюю штукатурку. Глубина, на которую срезают слой, зависит от цвета, необходимого в данном конкретном фрагменте рисунка. Срезание нужно выполнять очень осторожно и внимательно, не допуская возникновения рваных кромок.
Имитация сграффито, выполняемая по трафаретам и шаблонам, производится следующим образом. По шаблону сграффито получается вдавленным, находясь в толще штукатурки. Шаблоны лучше всего изготавливать толщиной на 5 мм меньше толщины штукатурки.
Рисунок сграффито» выполненный по трафарету, наоборот будет выпуклым, и походить на лепную композицию. Толщина такого изображения зависит от толщины используемого трафарета, который может быть изготовлен из самых различных материалов, например фанеры, картона (плотного), пластмассы и т.п.
Для удобства работы с трафаретами и шаблонами к ним обычно приделывают одну или две ручки. Чтобы трафареты и шаблоны не прилипали к раствору и легко с него снимались, их тыльные стороны рекомендуется срезать на скос. Также трафареты и шаблоны рекомендуется предварительно вскрывать олифой или какой-либо масляной краской — это позволит сделать их прочнее и долговечнее. В процессе работы трафареты или шаблоны либо придерживают руками, либо прикрепляют к поверхности гвоздями.
Перед нанесением рисунка сграффито поверхность штукатурки следует подготовить, а именно — насечь ее острым инструментом, очистить жесткими стальными щетками от грязи и пыли, и промести веником. После предварительной подготовки, приблизительно за 30 минут до нанесения штукатурного слоя, поверхность необходимо смочить водой
Источник: www.wikistroi.ru
Сграффито — это декоративная штукатурка или техника ее нанесения?
Является ли «сграффито»видом декоративной штукатурки или это способ (техника) ее нанесения? Где найти фотографии интерьеров с использованием сграффито?
комментировать
в избранное
stalo nevic h [3.5K]
7 лет назад
Сграффито (или иначе называют просто граффито) — это и не вид штукатурки, ну и техникой нанесения ее тоже трудно назвать. Более корректное определение: это монументальная живопись по штукатурке. Появилась она еще в Древней Греции. В Советском союзе сграффито было популярной темой, но сохранилось не так и много работ, большинство из них нуждаются в реставрации. В современных странах СНГ мало кто занимается этой техникой, но вот в Италии сграффито очень распространено и многие дизайнеры туда едут учиться.
Эти рисунки отличаются от других своей долговечностью.
Принцип такой: наносится несколько слоев штукатурки, каждый слой имеет разный цвет — добавлялись пигменты; чтобы появился рисунок штукатурка выскабливается в определенных местах до нужного цветового слоя.
А теперь фотографии. Вот простейший вариант — двухцветное сграффито (Чехия, город Бржезнице):
Так же двухцветное сграффито, но рисунок гораздо сложнее:
Источник: www.remotvet.ru
Сграффито – «каменные» картины и изысканные орнаменты в вашем жилище
Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной штукатурки, а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.
Что такое сграффито?
Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.
Понятие и особенности
В качестве материала использовать разрешается любой известково-цементный раствор высокого качества. Причем допускается как однородная цветная штукатурка, так и имитирующая природный камень, то есть, с наполнителем из каменной крошки. Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.
Основной штукатурки для сграффито может служить:
- портландцемент марки М400 в соотношении с кварцевым просеянным песком 1:2, 1:3, 1:4;
- цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;
- гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.
Традиционные известково-гипсовые смеси для сграффито не годятся: формирование рисунка производится в «мокром» состоянии, когда штукатурка еще сохраняет пластичность. Гипсовая же слишком быстро высыхает и рабочий период ее оказывается слишком коротким.
Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.
Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет виде ниже:
Преимущества и недостатки
Преимущество такой техники таковы:
- абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;
- штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;
- ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;
- и конечно же, не горит и не поддерживает горения.
Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:
- рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;
- время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.
Сграффито в интерьере (фото)
Роль в интерьере
Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.
Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.
Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:
- стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;
- интересно сочетание сграффито с отделкой, повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – фактурную отделку, мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;
- выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;
- целиком стену может занимать панорамное изображение. В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;
- отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.
О технологии штукатурки графито кантри расскажет это видео:
Возможные цвета
Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.
- Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.
- Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.
- Оксид хрома создает яркую или густую зелень.
- Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.
- Красный порождает мумия и киноварь.
- А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.
Расход природного цветного пигмента очень высок: например, для получения штукатурки синего цвета нужна 1 доля гашеной извести, 3 доли песка и 0,5 от объемной доли ультрамарина. А поэтому множество современных составов для сграффито делают на основе синтетических красителей.
Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.
Как изготовить раствор для нее своими руками?
Основой отделки сграффито служат самые привычные цементно-известковые растворы с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.
Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:
- портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
- известковое тесто – 2 кг;
- кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
- золотистая охра – 400 г.
Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.
Последовательность изготовления одинаковая:
- Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
- Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
- Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
- портландцемент 400 – 2 кг;
- известь-пушонка – 1,32 кг;
- песок – 2 кг;
- доломитовая мука – 3,34 кг;
- пигмент – не более 1,32 кг.
- Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.
Техника нанесения
Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.
Необходимые инструменты
- Кельма – мастерок с закругленными краями.
- Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.
- Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.
- Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.
- Скоблилки – приспособления для удаления слоя.
- Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.
Процесс оштукатуривания
Для начала рекомендуется наносить сграффито на фанерную доску или ДСП с тем, чтобы достичь определенных умений в этой области. А затем уже приступать к штукатурке стены.
- Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.
- Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.
- Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.
- Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.
- Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.
- Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.
Методы конечной обработки
Основной
При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.
Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.
Различают 2 основных способа создания сграффито.
- Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.
Для каждой детали картины разного цвета изготавливается свой трафарет. Как только захватка заполняется требуемым изображением или узором, приступают к вырезанию.
- Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.
Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.
Облегченный способ
При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.
При этом также предлагается два способа обработки:
- фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;
- фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.
Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.
Сколько это стоит?
Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.
- Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.
- Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.
- Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.
Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.
Еще больше полезной информации о технологии нанесения графито и сграффито содержит этот видеосюжет:
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Источник: stroyres.net