Слово «фреска» каждому из нас напомнит прекрасные образцы древнего и не столь древнего искусства. Вспомнятся имена Рафаэля, Микеланджело, Андрея Рублева. А многие имена уже давно забыты, но необычайная долговечность фресковой росписи позволила познакомиться с произведениями мастеров, живших и творивших тысячи лет назад. Фресковая роспись — искусство сложное.
Художники должны были воплощать свой замысел в материале быстро, потому что писали они по свежей штукатурке (само слово «fresco» в переводе с итальянского означает «свежий»), не слишком сырой, чтобы не расплывались краски, и не слишком сухой, чтобы краска образовала со штукатуркой единое целое. Вот так, ловя считанные мгновения, мастера создавали картины, живущие тысячелетия.
Искусство фрески сохранилось и в наши дни, хотя в натуральном своем виде оно и не так широко распространено — все из-за той же огромной сложности. Зато все шире применяется другой вид стенной росписи — по сухой штукатурке.
Эта техника, правда, не обеспечивает росписи такую долговечность, как фресковая, зато она намного проще и не уступает во многом фреске, выполненной в классической манере. Поэтому по сухой штукатурке писали и в старину, когда перед мастерами не стояла задача сохранить произведение на века в первозданном виде.
Роспись стен своими руками пошаговая инструкция / рисование на стенах
Иногда совмещали то и другое: начинали писать по сырой штукатурке, а заканчивали по сухой. Раньше термин альфрейная живопись означал, что роспись ведётся по сухой, готовой штукатурке (от итальянского «a secco»). Именно способом нанесения альфрейная живопись отличалась от классической фрески, которая пишется по сырой штукатурке.
Впервые использовал такой способ росписи Леонардо да Винчи. Настенная роспись включают в себя различные виды декоративной отделки помещений, например имитация гипсовой лепнины, разнообразные узорчатые орнаменты, имитация шёлка на стенах, «разделку» поверхности под различные виды материалов — дорогие породы дерева, мрамор, яшму.
Прекрасный образец использования этих декоративных средств можно увидеть в интерьерах Мраморного дворца Санкт-Петербурга, где художники использовали более 30 видов имитаций различного камня. Росписи подразделяются на полихромные, монохромные и гризайли.
Полихромная (от греч. polys — многочисленный и chroa — цвет) роспись это разнообразные многоцветные орнаменты, стилизованные цветы, геральдика, фантастические фигурки и другое. При росписи используется вся цветовая палитра, цвета яркие и насыщенные.
В полихромной гамме возможно выполнить не только декоративно-орнаментальные композиции, но и самые разнообразные сюжеты, пейзажи, архитектурные «обманки» (эффект оптической иллюзии) и тому подобное, относящиеся уже к монументальной, а не декоративной живописи. Полихромия присутствовала почти во все эпохи и во всех областях культуры — в египетских пирамидах, миноских дворцах, в греческих и римских храмах, на исламских куполах и в средневековом искусстве.
Прекрасные образцы подобной росписи можно увидеть во многих дворцах Санкт–Петербурга: Юсуповском, Александровском (Русский музей), Эрмитаже. В последние десятилетия проводились исследования гипотезы о полихромии античных скульптур. В мюнхенской Глиптотеке была проведена цветовая реконструкция скульптур храма богини Афайи на острове Эгина.
Секреты фресковой росписи на сырой штукатурке раскрыли псковичам на мастер-классе
Монохромная (от греч. mo’nos — один и chroa — цвет) роспись выполняется в одном цвете и его тоновых градациях (например, весь орнамент в золотистых тонах). Гризайль (от фр. grisaille от gris — серый) — роспись, имитирующая лепнину и различные архитектурные элементы. Обычно выполнется в градациях серого или умбристого (светло коричневого) цвета.
Игра света и тени достигается с помощью полутонов или сочетания с белым цветом. Прекрасно сохранившиеся росписи в этой технике можно увидеть в Елагиноостровском дворце-музее и в интерьерах многих других памятников архитектуры. Гризайли есть и в усадьбе Ивановское и в Остафьево.
Архитектурные «обманки» (эффект оптической иллюзии) Зал Перспективы, вилла Фарнезина (сквозь ряд мраморных колонн пред нами предстает вид на Рим: виден Колизей, Тибр, колокольни. ).
Лоджии Рафаэля, потолок (выше колоннады и крестообразного перекрытия, вид голубого неба, даже птички порхают).
А этот фантастической красоты зал находится в усадьбе Дубровицы рядом с Подольском.
Он был восстановлен в 1960-1970 годах. Тогда сняли несколько пластов краски, открыв его великолепие — это один из интереснейших интерьеров рубежа XVIII-XIX веков. Зал называется Гербовым и поражает роскошью художественной отделки. Все его стены украшены фресковой живописью.
Зал расписан перспективной, иллюзорной архитектурной живописью — колоннады, аркады, уходящие вдаль. За ними — готические здания. На передних колоннах золотые щитки с гербами, которые и дали названию залу. Один из них — герб графа Дмитриева-Мамонова, второй же — возможно, принадлежал основанному им «Ордену Русских рыцарей».
Время появления росписей этого зала точно не установлено. Вероятно, они были созданы при Матвее Александровиче Мамонове, так как вполне соответствуют его замыслам. В советские времена росписи Гербового зала были забелены, в усадьбе располагался НИИ животноводства. Сейчас там находится и загс.
Современные архитектурные обманки
Полихромная роспись
Плафон Сикстинской капеллы, Микеланджело
Афинская школа, Рафаэля
Исакиевский собор, Санкт-Петербург
Строгановский дворец, Зал Растрелли
Помпейский зал, особняк Лаваль, Санкт-Петербург
Потолочный плафон в зале Гюбера Робера, Строгановский дворец
Новый кабинет, Павловский дворец Современная полихромная роспись
Ресторан «Osteria Maria» в Берлине
Монохромная роспись
Босх, Несение креста
Брейгель Старший, Успение девы Марии
Рембрант, Поклонение волхвов
Брюллов, Персей и Андромеда
Джордано, Битва Персея с Финеем (женихом Андромеды)
Сандис, Пенелопа
Голубой зал, Особняк Лаваль, архитектор Гаральд Боссе
Эрмитаж
Екатерининский дворец
Павловский дворец Современная монохромная роспись
Гризайль — это прекрасно! Техника гризайль возникла в античности, развивалась в искусстве Средневековья, в период Готики и Северного Возрождения.
В этой технике изображены две центральные фигуры (Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова) нижнего яруса наружных створок знаменитого Гентского алтаря. По определению Дюрера, осматривавшего алтарь в Генте, упомянутые фигуры «окрашены в цвет камня».
Подобные приемы в то время свидетельствовали о подражании живописцев искусству скульптуры, а также об увлечении эффектами «обманчивой видимости». В конце XV века в искусстве Нидерландов и Италии (кватроченто) более актуальной оказалась живопись, и техника гризайль отошла на второй план. С XVII века в искусстве барокко гризайль стали применять в архитектуре — для декоративных росписей плафонов и стен. Ахроматическое моделирование светотени создавало обманчивый эффект, иллюзию рельефа и хорошо сочеталось с подлинно рельефным декором. Но наибольшее распространение росписи гризайлью получили в архитектуре неоклассицизма XVIII-XIX веках и в стиле ампира начала XIX веке, поскольку они ассоциировались с античной скульптурой.
Гризайль
Римский гризайль
Гризайль
Свод в павильоне Миловида, Царицыно
Старинный дом, Орвието, Умбрия
Плафон купола, Петровский дворец
Таврический дворец
Таврический дворец
Таврический дворец
Особняк Лаваль
Потолок библиотеки, Павловский дворец
Потолок вестибюля, Павловский дворец
Роспись свода галереи, Ватикан
Елагиноостровский дворец sschool8.narod.ru
Рубрики: | Искусство |
Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям
Источник: www.liveinternet.ru
Живопись водяными красками – это техника для мастеров и начинающих художников
Живопись возникла в глубокой древности. Водяными красками пользовались художники античной Греции, позже в Византии, Древней Руси. В этой технике работали великие мастера Италии, Франции, Германии и других стран.
Живопись водяными красками – это одна из основных техник росписи стен. Она неразрывно связана с архитектурой. До наших дней «дожили» работы великих живописцев, работавших в этом стиле. Среди многих великие творения Микеланджело, Рафаэля, Рублева и других мастеров.
Фресковая живопись
Декоративная, орнаментальная или тематическая роспись водяными красками по известковой штукатурке называется фресковой живописью. Она отличается стойкостью цвета и долговечностью, если выполнена по всем правилам.
Такая техника с древних времен применялась для росписи стен внутри помещений. Фрески не препятствуют «дыханию» штукатурного слоя. Они не закрывают пор, поэтому и стена, и роспись на ней находятся в нормальном функциональном состоянии.
Живопись по штукатурке водяными красками выполняется по поверхностям с двумя или тремя слоями, причем толщина финального, лицевого, должна быть не менее 8 мм. Основание подготавливают, чтобы оно было ровным и сухим, хорошо изолированным от влаги.
Для работы подходят стены из песчаника, известняка, пористой керамики. С бетонными основаниями можно работать после обеспечения хорошей адгезии штукатурки к поверхности.
Неправильно называть любую настенную живопись фреской.
Живопись по мокрой штукатурке
Традиционная фреска – это техника росписи по сырому известковому штукатурному слою. Он может быть гладким или иметь некоторую зернистость. Для работы у мастера есть всего лишь около десяти минут, пока свежая штукатурка впитывает пигменты краски. Как только кисть теряет плавность мазка, можно заканчивать работу.
В этот период на поверхности штукатурки начинает образовываться тончайшая пленка, которая препятствует проникновению пигмента в толщу слоя. Она же впоследствии, после высыхания, закрепляет живопись и сохраняет ее на долгие годы.
Живопись водяными красками – это, возможно, самый трудоемкий вид росписи. Он предполагает небывалую собранность и постоянное творческое напряжение.
Из-за ограниченного времени процесса живописи подготовительные операции играют важную роль. Заранее заготовленные шаблоны и кальки помогают быстро и точно перенести эскиз на поверхность стены или потолка.
Как называется живопись водяными красками по сухой штукатурке
Сухая фреска (фреско-секко) – разновидность настенной росписи. Она отличается меньшей сохранностью и долговечностью. Изображения получаются несколько разбеленными из-за специфики технологии замешивания пигментов. Считается облегченной техникой фресковой живописи.
Сухая штукатурка перед работой шлифуется пемзой. При этом тонкая консервирующая пленка углекислой извести удаляется, открываются поры. Поверхность размачивается водой заблаговременно, поддерживается в таком состоянии или дополнительно увлажняется за час до росписи.
Сухая фресковая живопись водяными красками – это работа с пигментами, затертыми на «молоке» выдержанного известкового теста или свежего раствора «кипелки». Разбеленные цвета часто обогащают, добавляя поверх мазки темперой.
Акварель
Как называется живопись водяными красками по бумажной основе? Это акварель. Она также известна с древних времен, применялась для декорирования церковных рукописных, а позже и печатных книг. В этом стиле раскрашивали орнаменты, выделяли заглавные буквы, выполняли миниатюрные живописные картины.
До 17 века ее не считали даже видом техники живописи. Однако работы Васнецова, Врубеля, Репина и многих других выдающихся художников, творивших в этом стиле, сделали ее таковой. С 19 века акварель определяется как самостоятельный вид.
Акварельная живопись водяными красками – это также и различные приемы работы с палитрой и холстом. К примеру, лессировка дает возможность при наложении одного полупрозрачного цветного слоя на другой получать третий.
Техника «по сырому» предполагает работу с постоянно смачиваемой рабочей поверхностью бумаги. При растекании краска дает разводы и плавные переходы тональности. В работе «по сухому» недостаточно увлажненной кистью пишут густыми мазками. В «алла прима» краски предварительно смешивают на палитре.
Приемы могут использоваться отдельно и сочетаться вместе в одной работе. Белого цвета в акварели нет, его роль выполняет бумага. Краски высыхают уже через 5 минут, отличаются прозрачностью.
Водяные краски
Палитра фресковой живописи ограничена и насчитывает не больше 20 цветовых тональностей. Водяные краски, используемые для живописи по штукатурке, должны обладать светостойкостью и не образовывать активных соединений со щелочной средой извести.
Акварель – отличаются прозрачностью, легко смывается. В ее составе порошок пигмента, водный раствор меда, сахара или другого связующего с антисептиком и поверхностно-активным веществом.
Гуашь – обладает большей кроющей способностью. Состоит из пигмента с примесью белил и водного клеевого раствора крахмала, декстрина или гуммиарабика.
Темпера – обычно замешивается на эмульсии из воды и яичного желтка (белка). При высыхании она не трескается, образует слегка блестящую поверхность.
Клеевая краска – это суспензия пигмента в водном растворе поливинилового спирта, эфира целлюлозы, крахмала или казеина. Такой материал может использоваться для декоративной отделки внутри и снаружи помещения.
Акриловые краски быстро сохнут, образуют несмываемый слой с легким блеском, не требующий дополнительного покрытия лаком.
Источник: fb.ru
Что такое фрески – откуда «растут ноги» у росписи красками по сырой штукатурке? Чем фреска отличается от альсекко?
В оформлении интерьеров всегда можно уйти чуть дальше типовых вариантов, используя те идеи и возможности, которые подсказывает само искусство. Например, многие, наверное, слышали о фреске (так называют роспись красками по сырой штукатурке). Но в чем особенность современной росписи в этой технике и органична ли она нынешним интерьерам? Чем фреска отличается от альсекко?
Как появилась фреска и что способствовало ее развитию? Как технически разворачивается сам процесс росписи?
Хотите узнать ответы – смотрите здесь.
Фреска или альсеко?
Искусство росписи по сырой штукатурке появилось еще в античном Средиземноморье. Дешевые краски делали из минерального сырья, разводились водой, и быстро были готовы к использованию. Но прежде чем рассказать, какой путь прошла фреска, следует разобраться в понятиях.
Фреска – это роспись именно водяными красками по сырой штукатурке: чтобы появился рисунок, нужно взять специальную пластичную массу из песка, гашеной извести и кирпичной пыли. В такую смесь могут добавляться пенька либо нити льна, это делают для долговечности изображения, его укрепления. Вместе с этими добавлениями картинка не растрескается и не раскрошится.
Альсекко – это роспись красками по сырой штукатурке. Здесь используются красящие составы на основе клея, сырых яиц и воды. Такие составы дают возможность получения стойкого изображения, не боящегося неблагоприятных внешних факторов.
То есть, различие между двумя видами росписи отличается в том, сырая или твердая штукатурка используется как расписываемая поверхность. В случае с альсекко расписывается уже высохшая штукатурка. И дает методу преимущество: выигрывает художник в темпе, потому как данный вид позволяет за один рабочий день расписать большую площадь поверхности.
А очевидный минус альсекко – не такая завидная долговечность, как у фрески. В целом же эти две технологии схожи, их часто путают. Работа, и та, и другая, имеют много общего, да и внешний эффект примерно один и тот же.
История появления и развития фресок
В Древнем Риме фресковая живопись была по карману только знати, украшала она и общественные строения с высоким статусом. Образцы того искусства можно оценить по сохранившимся фрескам в Геркулануме и Помпеях.
В Средневековье о фреске не забыли, но использоваться она стала преимущественно в храмах. К счастью, достаточно свидетельств об уникальности той техники дошло до наших дней: и сегодня в некоторых церквях или других сооружениях религиозного культа бережно хранят образцы фресок их Средних веков. Вершины мастерства в то время достигли итальянские художники.
Роспись по сырой штукатурке водяными красками в ту эпоху была достаточно востребована, и прежде всего, потому что считалась фактически вечной. Красящий пигмент впитывался в сам штукатурный состав, схватывался на стене вместе с ним. Когда же поверхность подсыхала, краска немного блекла, что ничуть не умаляло достоинство росписи. Все же расписывать стены было принято в достаточно просторных зданиях, где изображение можно увидеть с некоторого расстояния.
Не преувеличение, что царила фреска в росписи храмов до 18 столетия, но с его приходом возникли новые технологии убранства, и фреска утратила былую уникальность. Стоит сказать, что фреска считается монументальной живописью, то есть это изначально не самостоятельное произведение искусства. Вам не под силу снять фреску со стены, переместить в другое помещение, продать и т.д. Она является частью комплекса, здания, храма, дворца, офиса, галереи (если говорить в сегодняшнем контексте).
Нельзя при этом отрицать, что фреска может стать частью интерьера дома или квартиры: но такое декорирование должно предполагать более серьезный подход, нежели стандартная поклейка обоев или окраска стены.
Подготовка поверхности для окрашивания
Подготовка поверхности считается первым этапом росписи. Ее цель – известковым штукатурным раствором выровнять стену, выгладить ее почти до идеального состояния. Следы старого покрытия нужно полностью удалить. Старая краска либо плохо держащаяся штукатурка, обои, побелка – все, что ранее было на стене, надо убрать.
На сегодняшний день фреску делают по известково-песчаному раствору, его разводят в соотношении 1:4 (1 – гашеная известь, 4 – песок). А вот финишные слои придерживаются уже иных пропорций – 1:2,5 (вместо песка имеет смысл взять порошковый тертый кирпич).
Почему не стоит брать дешевую известь для штукатурной части работ:
- она сделана из отходов, считается тощей, так как окиси кальция в ней меньше, гасится она медленнее;
- из-за такого медленного гашения, а также большого количества примесей, такая известь даст высол, а значит, может впоследствии отстать от стены, образуя малопривлекательные подтеки на виду.
Ранее для художников было естественно хорошенько мыть и перемешивать известь, чтобы добиться полного гашения. Но сегодня есть возможность сразу купить чистую известь, погасив ее в домашних условиях.
Песок, который будет в составе раствора, должен быть чистым. Тот же речной песок отлично для того подходит. Его желательно просеять через некрупное сито, потому как штукатурные составы любят именно мелкий песок, так можно добиться более пластичного состава.
Штукатурная подготовка поверхности проходит в 3 этапа:
- Набрызг. Для известковых растворов идеальным основанием считается кирпичная стена, бетонная – уже чуть похуже. Если стена с обоями, все нужно снять, если стена кривая – обязательно армировать. Сам набрызг проводится либо мастерком, либо с насоса. Правилом снимаются излишки. Бывает так, что видно – набрызг получится толстым. Его нужно растянуть на 2-3 раза, чтобы не было трещин. И в таком случае армирующая сетка ставится сюда (но сначала нужно достать маячки).
- Грунтовка. Грунтуют стену, когда немного схватится набрызг. Важна густота раствора, он на стенку наносят все тем же мастерком, а перетирать его следует полутерком. Излишки тоже снимаются правилом. Так завершается геометрическое выравнивание поверхности.
- Укрывка. Для укрывного слоя нужно сделать более жидкий раствор, в роли заполнителя хорошо себя рекомендуют тертый кирпич либо мелкий песок. При чем, тертый кирпич все же будет предпочтительнее, так как он отлично задерживает влагу (а для качественного схватывания раствора это преимущественно).Сам слой укрывки небольшой, не больше 2-5 мм, его наносят теркой.
Подсказка: за один прием в технологии фресковой живописи нужно нанести столько укрывки, сколько вы сможете покрыть фреской. Так, например, опытный художник может расписать около 7-9 квадратов (с учетом сложности композиции, конечно же). Если в композиции будет много мелких деталей, производительности станет ниже, что нужно учитывать в нанесении укрывки.
О подготовке стены и росписи рассказывает художник-декоратор Сергий Гусев.
Роспись
Как известно, раствор извести имеет щелочную реакцию, потому при замесе красок нужны щелочеустойчивые пигменты. Что это за пигменты: охра, киноварь, ультрамарин, сюда войдет и перекись марганца, лимонный, умбра, а также бордо, алый и др. Хотя в отношении ко дню сегодняшнему даже нет смысла перечислять пигменты: их намного больше. Главное при покупке красок – смотреть на их растворимость в воде и на их стойкость к щелочам.