Общие сведения.
Многоцветные штукатурки сграффито получают последовательным нанесением один на другой тонких слоев цветных растворов с последующим выцарапыванием, вырезанием на них рисунка. Эту отделку часто называют резьбой по штукатурке потому, что во время работы приходится срезать один или несколько слоев раствора. В результате можно получить декоративный рисунок, начиная от примитивного орнамента до сложной художественной композиции (рис.118). Стоимость цветных штукатурок довольно высока. Эти штукатурки плохо поддаются ремонту.
Раствор приготовляют в виде жидкого теста. Цвет раствора может быть различный, например белый, желтый, красный, синий, коричневый. Количество пигмента зависит от требуемого цвета раствора.
Составы растворов для цветных штукатурок, объемные части: белы й (известковое тесто 1, белый песок 3), желты й (известковое тесто 1, белый песок 3,5, охра 0,2), красный (известковое тесто 1, белый песок 3, мумия 0,4), сини й (известковое тесто 1, белый песок 3, ультрамарин 0,3), коричневы й (известковое тесто 1, портландцемент 3, белый песок 3,5, охра золотистая 0,3, умбра 0,1), розовы й (известковое тесто 1, белый песок 2,5, молотый кирпич 0,3).
Сграффито на 4 домах Новокузнецка
Подготовка включает очистку, насечку, выборку швов и промывку поверхностей. После этого провешивают поверхности, устраивают марки и маяки, наносят обрызг и грунт. Для грунта применяют тот же раствор, которым выполняют декоративную отделку всего фасада. Поверхность грунта нацарапывают бороздками и соответственно выдерживают и просушивают. Выдержанный грунт до нанесения накрывочных слоев смачивают водой.
Как только вода впитается в грунт, приступают к нанесению накрывочных слоев. Раствор набрасывают или намазывают лопаткой с сокола либо намазывают непосредственно с сокола или полутерком. Каждый нанесенный слой раствора разравнивают и одновременно уплотняют во избежание образования пустот-раковин в толще штукатурки. Этот брак неизбежно приводит к искажению рисунка.
Толщина накрывочных слоев должна равняться общей толщине нанесенного накрывочного слоя цветной известковопесчаной, терразитовой или каменной штукатурки. В некоторых случаях, когда на это дается соответствующее указание, толщина слоев многоцветной штукатурки делается меньше.
Первый слой многоцветной штукатурки, наносимый на грунт, должен быть не тоньше 5 мм, так как через более тонкий слой может просвечивать грунт. Второй слой может быть от 1 до 2 мм, последующие слои — третий, четвертый и т. д. — могут быть такой же толщины. Иногда третий и другие слои раствора наносят не лопаткой или полутерком, а с кисти, окрашивая поверхность по сырому слою жидким раствором или известковой краской. Обычная толщина слоя такой окраски от 0,5 до 1 мм. Раствор наносят в три-четыре слоя, а остальные слои подкрашивают известковым колером по сырому слою.
Для примера рассмотрим порядок нанесения многоцветной трехслойной штукатурки. Первый слой, например черный, наносят на грунт и разравнивают полутерком; после схватывания его, через 15—30 мин в зависимости от погоды, наносят второй слой, красный, а когда он подсохнет — третий слой, желтый. Последний слой, нанесенный с лопатки, затирают даже в том случае, если на него будут накладывать еще слои с кисти.
Как создавали сграффито на Старом замке
Верхний слой, нанесенный с кисти, лучше всего загладить лопаткой или кельмой. В большинстве случаев с лопатки наносят не более трех слоев; остальные слои наносят с помощью кисти. Если по каким-либо причинам нанесенный накрывочный слой пересохнет, его хорошо смачивают водоу и только после впитывания им воды наносят последующие слои. Выцарапывание рисунка по трафарету.
Для выцарапывания штукатурки используют набор резцов различной формы (рис. 119). Одни резцы применяют для подрезания раствора, другие — для его выбирания, третьи — для зачистки и т. д.
Трафарет и тампон для нанесения рисунка припорохом изготовляют следующим образом. Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу или обычным рисованием по клеточкам увеличивают или уменьшают размеры рисунка.
Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм, кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.
Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок.
Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки. Трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета.
От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, отчего получается рисунок — припорох|в виде точек (рис.120). Затем трафарет переносят дальше, где повторяют ту же операцию. Рисунок выцарапывают по влажной мягкой штукатурке не позднее чем через 5—6 ч после ее нанесения; пересохший раствор режется с трудом.
Следовательно, накрывочные слои надо наносить на такой площади, которую можно обработать за указанное время. Для этого поверхность разбивают на захватки, учитывая количество имеющихся штукатуров. К полученным контурам рисунка — припороху приставляют резец и прорезают им узкую борозду.
Резец держат в правой руке, так чтобы он был наклонен к поверхности штукатурки под углом 60° (рис.121). После обрезки всего раствора по контуру оставшийся между контурами раствор снимают скоблилкой. Глубина среза раствора зависит от того, какой слой раствора имеет нужный для рисунка цвет.
Например, вырезается орнамент, состоящий из дубовых листьев с желудями: листья — темно-зеленые, желуди желтые, а чашечки, в которых находятся желуди, — светло-зеленые. Весь орнамент располагается на синем фоне.
Таким образом, для выполнения рисунка требуется четыре слоя: нижний, темно-зеленый — для листьев, второй, желтый, — для желудей, третий, светло-зеленый, — для чашечек, четвертый, синий, — поле, на котором расположен орнамент. При выполнении рисунка чашечки прорезывают бороздку только на толщину верхнего слоя. Когда выполняют рисунок желудя, глубина бороздки больше.
Самая глубокая бороздка будет при прорезывании рисунка листьев. Рисунок можно выцарапывать в любой последовательности, т. е. начинать с листьев, с самого глубокого рисунка, или с чашечек, самого мелкого. Раствор срезают и соскабливают осторожно, так, чтобы не сделать рваных кромок. Вырезанным рисункам обычно придают песчано-шероховатую фактуру.
После выцарапывания всю поверхность обметают мягкой кисточкой. При мелкорельефной цветной штукатурке сграффито на нижний подкладочный слой наносят не толстый штукатурный слой, а обычную известковую двухтрехкратную покраску по сырой штукатурке. Выцарапанный при этом рисунок имеет тонкий и нежный рельеф.
Работу выполняют звеньями из 4— 5 человек, в составе двух штукатуров 6-го разряда и двух-трех штукатуров 4-го и 5-го разрядов. Под руководством штукатуров 6-го разряда все звено приготовляет раствор, наносит его и разравнивает. Затем один из штукатуров 6-го разряда занимается со штукатуром 4-го разряда припорашиванием по трафарету, остальные члены звена выцарапывают рисунок.
Выполнение сграффито по шаблонам. Этот способ выполнения штукатурки называется имитацией. Рисунок может быть выпуклым и углубленным — вдавленным. Для выполнения рисунка изготовляют шаблоны, которые делятся на формы и лекала. Толщина шаблонов бывает различна, их изготовляют из картона, жести, фанеры.
Отделка этим способом производительнее, чем способом выцарапывания, и может быть выполнена менее квалифицированными штукатурами. Рассмотрим технику изготовления шаблонов на конкретном примере. Необходимо изготовить шаблоны для выполнения выпуклого и вдавленного рисунка пятиконечной звезды с расположенными в центре серпом и молотом.
Для этого на куске фанеры вычерчивают звезду с серпом и молотом в середине. Затем пилой-лобзиком выпиливают звезду и в середине серп и молот. После выпиливания получается кусок фанеры с вырезанным просветом в виде звезды — форма и лекало в виде звезды. Выпиленное из лекала изображение серпа и молота будет тоже лекалом, а просвет их в звезде — формой.
Таким образом получаются две формы и два лекала (рис.122). Форму применяют для выполнения выпуклого рисунка, а лекало — углубленного. Так как один шаблон, т.е. лекало или форма, дает только однослойное сграффито, то для двухслойного надо изготовить второй шаблон, который должен быть больше или меньше первого, а для трехслойного — третий.
Форма и лекало для фона имеют вид пятиугольника (рис.123). Чтобы во время работы форма и лекало вынимались и не разрушали кромки выполняемого из раствора рисунка, кромки формы и лекала срезают на фаску (или на лоск), а шероховатости зачищают. Чтобы удобнее было снимать форму и лекало, к ним рекомендуется прибивать ручки.
Для выполнения рисунка готовят сухие смеси трех цветов: голубого, красного и желтого. Чтобы получить выпуклый рисунок красной звезды с золотым серпом и молотом, поступают следующим образом. Прежде всего берут форму второго шаблона-пятиугольника и устанавливают ее на отделанной штукатурке (рис. 124,а) фаской к поверхности (вниз).
Форму можно укрепить гвоздями, придерживать ее руками или приморозить гипсом. Приготовленный голубой раствор наносят в пространство шаблона, т.е. в форму, разравнивают и затирают. Форма оставляет на поверхности голубой пятиугольник, толщина которого равняется толщине шаблона.
Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставлять комментарии
Источник: buildinn.ru
Сграффито
Здравствуйте, уважаемый читатель блога прораба, сграффито это сложные орнаменты, либо яркие рисунки с различными цветовыми оттенками на стене. Слова сграффито в итальянском языке обозначает «процарапанный». Если вам скажут, что эта картина на стене сделана методом процарапывания, то вы себе сразу представите, как данное изображение сделали.
Если коротко, то сграффито состоит из нескольких слоев с разными оттенками. На стену наносят один слой, сверху другой, может быть еще и третий. Например, нижний коричневый далее зеленый и последний обычно белый.
Когда штукатурка верхнего слоя высыхает, на нем процарапывают изображения, контуры которого открывают нижние слои. Картины получаются объемными. Для получения процарапанных изображений в сграффито используют специальные металлические скребки, резцы.
Решив написать про штукатурку сграффито, я начал вспоминать, где встречал подобные дизайнерские украшения зданий. Первое, что вспомнил это здания или гостиницы советской эпохи с изображением Ленина или рабочих на заводах, работающих крестьян.
Где точно это видел, не спрашивайте, не скажу, потому что не помню, но вот такие ассоциации у меня возникли. Интересно, а вы, что вспомнили и где встречались со сграффито? Пишите в комментариях.
История штукатурки сграффито не имеет конкретных дат, все источники говорят, что ее придумали в Греции и Этрурии. И нацарапанные изображение наносили сначала на вазы, а потом кто-то придумал таким способом украшать жилища.
Видимо это у древних начало пользоваться большой популярностью, что такой метод штукатурки дожил и до наших дней.
Техника нанесения сграффито
Техника нанесения сграффито простая на словах, но сложная и трудозатратная на деле наносим штукатурку несколько слоев, переносим контур рисунка и выцарапываем его.
Для нанесения любой декоративной штукатурки первое, что делается это выравнивание стен обычной штукатуркой.
Наносят штукатурку сграффито в несколько слоев. Первый слой должен получиться самым плотным. Штукатурка наносится при помощи лопатки. Далее, производится разравнивание полутерком и уплотнение. Самый верхний слой заглаживают мастерком либо затирают теркой.
После нанесения любого слоя должно пройти какое-то время, чтобы раствор схватился, но окончательно не затвердел.
Из картона либо плотной бумаги вырезается трафарет. С его помощью на оштукатуриваемую поверхность переводятся рисунки. Для этого понадобится еще и марлевый тампон.
Сделать его довольно просто. Нужно сложить марлю несколько раз до получения квадратной формы. А в центр насыпать пигмент. Углы квадрата необходимо соединить и завязать.
Трафарет делается с помощью кальки. Берется штопальная игла, и прокалываются отверстия. Трафарет нужно пропитать олифой, чтобы он не испортился под воздействием влаги, которая содержится в штукатурных растворах.
По окончанию подготовительных работ на рабочую поверхность накладывается трафарет и переводится рисунок. Когда все контуры будут прорисованы, лишний раствор удаляется скобленками. Потом используется мягкая щетка либо кисть, чтобы провести очистку обработанной поверхности.
Набивка сграффито
На штукатурке можно получить набивной рисунок. Здесь также понадобятся трафареты. Если рисунок многоцветный, то для каждого необходимо сделать отдельный трафарет.
Рабочая поверхность поддается грунтованию, увлажняется и дальше наносится накрывочный слой для создания фона. Слой разравнивают и затирают. Когда он будет схватываться, производятся работы по набивке рисунка.
Выбранный раствор для рисунка нужно периодически перемешивать, чтобы он не расслаивался. Рисунок нужно не закрашивать на трафарете, а именно набивать. Для этого совершают торцующие удары по готовым отверстиям на трафарете.
Губкин ДК Форум
Пока рисунок не затвердел, ножом удаляется раствор, затекший под трафарет. Переходить к отделке раствором другого цвета не стоит, пока не затвердеет предыдущий раствор. В конце поверхность нужно обмести кистью либо щеткой.
Оставляем комментарии к данной статье сграффито.
Источник: klyshko.ru
Техника нанесения штукатурки сграффито
Многоцветная рельефная декоративная штукатурка сграффито предназначена для нанесения на поверхность сложного орнамента или яркого рисунка, который бывает двух типов: заглубленный и набивной. Рисунки первого типа получают путем выцарапывания штукатурки, второго — приемом малярной отделки.
Выполнение штукатурки сграффито способом выборки раствора
Переводить рисунки на оштукатуриваемую поверхность лучше всего при помощи трафаретов из картона или плотной бумаги и марлевого тампона, которые легко сделать в домашних условиях.
Тампон готовят следующим образом: марлевый лоскут складывают в несколько слоев, чтобы получился квадрат, и в центр его насыпают пигмент. Углы квадрата соединяют и завязывают. Рекомендуется выбирать для работы пигмент, контрастный цвету накрывочного слоя штукатурки.
Рисунок для трафарета переносят на картон при помощи кальки, а если возникнет желание, можно создать на трафарете и собственное «произведение искусства». По контуру готового рисунка штопальной иглой прокалывают сквозные отверстия. Чтобы трафарет не пострадал от воздействия влаги, содержащейся в растворах штукатурки, его пропитывают олифой, сушат и кладут под груз между фанерными листами.
Но, прежде чем наносить рисунок, поверхность необходимо подготовить. Для этого огрунтованную выдержанную поверхность увлажняют и оставляют на некоторое время, дав возможность воде впитаться. После этого можно приступать к нанесению накрывки. Необходимо сказать, что накрывка штукатурки сграффито имеет несколько слоев из растворов разного цвета.
Толщина первого слоя, который располагается непосредственно на огрунтованной поверхности, составляет 7-8 мм, у остальных она колеблется от 2 до 5 мм. Каждый слой наносится с сокола или намазывается штукатурной лопаткой, затем разравнивается полутерком и уплотняется. Последний слой затирается теркой или заглаживается мастерком.
Более прочная штукатурка получается в том случае, когда максимальное число накрывочных слоев соответствует 5. При необходимости остальные слои наносят кистью, методом фресковой живописи — известковой краской или жидким раствором осуществляют роспись по сырой штукатурке. Толщина каждого выполненного кистью слоя не должна превышать 1 мм. Между наложением каждого слоя накрывки должно пройти 15-30 минут. За это время раствор только немного схватится, но не затвердеет окончательно.
При оштукатуривании способом сграффито поверхность делят на захватки, размер которых определяется опытным путем: на участок размером, например, 1 х 1 м наносится штукатурный раствор, засекается время и начинается процесс оштукатуривания. Зная временные затраты на обработку одного квадратного метра поверхности, легко определить размер захватки на 5-6 часов работы. В течение этого времени раствор остается подвижным и пластичным, т. е. пригодным для обработки.
Завершив подготовительные работы, на оштукатуриваемую поверхность переводят рисунок: накладывают трафарет и по всему контуру рисунка простукивают тампоном с мелом или цветным пигментом. Проходя через наколотые сквозные отверстия, мел или пигмент переносят рисунок трафарета на штукатурку. Заполнив одну захватку рисунками или частью большой картинки, переходят к следующему этапу работы. Тонким резцом делают бороздку по контуру рисунка, а внутри него скоблилками удаляют раствор. В случае необходимости поверхность рисунка обрабатывают жидким раствором.
Способом выборки раствора можно выполнить любой рисунок, например, растительный орнамент, состоящий из веточек земляники с ягодами и цветками. Для нанесения такого рисунка используется пять разноцветных слоев штукатурки. Их наносят в такой последовательности: нижний, толщиной 7-8 мм — зеленого цвета — предназначен для листьев, стеблей и плодоножек ягод; затем идет слой красного цвета — для ягод (2-5 мм); белого — для лепестков цветков (2-5 мм); лимонного (фоновый, толщина которого 2-3 мм) и желтого — для выполнения серединок цветков. Последний слой наносят методом фресковой живописи после выцарапывания всего рисунка.
Трафареты располагают на поверхности в один ряд на произвольном расстоянии друг от друга. Затем резцом делают контур орнамента: зеленые фрагменты рисунка проявляются после прорезания штукатурного слоя на глубину 8-14 мм, ягоды располагаются на глубине 5-9 мм, лепестки цветков — 4-5 мм. Прорисовав контуры всего рисунка, скоблилками удаляют с него лишний раствор. Последний этап работы — очищение обработанной поверхности мягкой щеткой или кистью. Важно помнить, что при нанесении штукатурки сграффито способом выборки раствора любое неточное движение может испортить весь рисунок.
Нанесение штукатурки сграффито способом набивки
Малярная отделка позволяет получить на штукатурке набивной рисунок. Этот способ также предполагает использование трафаретов. На лист плотного картона переносят контуры рисунка и вырезают его, оставляя поддерживающие узоры перемычки.
Каждому цвету в многоцветном рисунке соответствует свой трафарет. Перед началом работы их олифят, просушивают и кладут под груз для распрямления. Затем ту сторону трафарета, которая будет прикладываться к оштукатуриваемой поверхности, обрабатывают керосиново-стеариновой смазкой.
Далее на огрунтованную увлажненную поверхность наносят накрывочный слой фонового цвета, разравнивают его, затирают и после того, как раствор начнет схватываться (примерно через 20-30 минут), переходят к набивке рисунка. Трафарет прикладывают к стене или потолку, кисть смачивают в растворе нужного цвета, а затем выполняют торцующие удары по вырезанным отверстиям. Заполняя их, раствор образует набивной рисунок.
В ходе работы трафарет перемещают по обозначенным мелованным шнуром линиям. Чтобы раствор не расслаивался, его периодически перемешивают. Для получения четкого и качественного рисунка смоченную кисть слегка отжимают о край штукатурного ящика. С этой же целью рисунок на трафарете набивают, а не закрашивают. Если после набивки всего рисунка под трафаретом остаются незакрашенные места, в ход идет маленькая кисточка, которой и наносится цветной раствор.
Отрезовкой (если рисунок крупный) или ножом (если рисунок мелкий) удаляют затекший под трафарет раствор. Причем делают это сразу же, пока рисунок не успел затвердеть. Закончив отделку раствором одного цвета, работу приостанавливают до тех пор, пока раствор не схватится. Кисть в это время готовят для дальнейшей работы — тщательно промывают и сушат. В конце работы поверхность обметают кистью или мягкой щеткой.
Способом малярной отделки можно нанести на поверхность любой набивной орнамент, который послужит украшением для всякого помещения. Например, можно оформить стену «под цветущий луг»: на светло-зеленом фоне располагаются розовые и голубые цветы с темно-зелеными листьями. Готовят три трафарета — для голубых, розовых цветов и для листьев. Светло-зеленым (фоновым) цветом выполняется накрывка.
Для изготовления трафаретов используют кальку, размер которой соответствует размеру захватки. На нее наносят полноцветный фрагмент рисунка. На лист картона переводят голубые цветы и острым ножом вырезают их, то же самое проделывают с остальными элементами рисунка. Только переводят их на другие картонные листы.
Примерно через 20-30 минут после затирки раствора накрывочного слоя на поверхность по отбитым линиям устанавливают трафарет и кистью выполняют набивку голубых цветов. После того, как рисунок подсохнет, по этим же линиям размещают следующий трафарет и приступают к набивке розовых цветов. Последний фрагмент рисунка — темно-зеленые листья — наносят жидким раствором после высыхания предыдущего цветного слоя.
Последний этап набивки такого рисунка — его корректировка: тонкой кисточкой наносят раствор подходящего цвета на незакрашенные промежутки и удаляют ножом затекший под трафарет раствор.
- Десять причин использовать гипсокартон
- Дополнительное утепление лоджий в квартирах
- Разновидности фактурной штукатурки. Технология изготовления и нанесения фактурной штукарки
- Гидроизоляция балкона изнутри — этапы проведения работ
- Учимся как правильно красить валиком
- Обшивка стен: как крепить вагонку?
- Как правильно разрезать гипсокартон своими руками
Источник: hodremonta.ru