Шпатель для звука ш

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Ш] всегда начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики. Это нужно для создания базы для правильного произношения.

Постановка звука

Простой способ поставить звук [Ш] — это от правильного [С]. Для этого нужно взять шпатель и попросить ребенка произносить «СА-СА-СА», в это время инструментом нужно поднимать язык.

Можно попробовать действовать по подражанию. Подносят указательный палец к губам и говорят: «когда мама спит, малыш говорит «тихо, тихо тшшшшш».

После вызывания изолированного звука ребенку показывают символ «шипящий гусь», который будет обозначать новое звучание.

Автоматизация

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш] проводят с использованием разного материала. Можно добавить игры-ходилки, паззлы и другие интересные тренажеры. Все это позволит разнообразить урок.

Важно! Полезно совмещать автоматизацию вместе с физическими упражнениями. Например, с прыжками или активными играми — чехарда, мячик и другие.

Логопед. Постановка звука Ш. Как научить ребёнка произносить звук Ш.

Последовательность автоматизации нельзя нарушать — прямые слоги, обратные слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и скороговорки.

Занятие по дифференциации звуков [С] и [Ш]

Важный этап исправления звукопроизношения — это разделение схожих звуков. Для этого обязательно используют символы звуков. Для свистящих — это «насос» или «чайник».

Каждое слово тоже можно обозначить символом — это облегчит процесс запоминания

Занятие по дифференциации звуков [С]-[Ш] проводят на основе разного материала. Ребенка можно попросить повторять разные слоговые дорожки: СА-СА-ША, ША-СА-ША, ША-ША-СА и т.д. Взрослый может называть начало слово и предлагать малышу самому вставлять правильный звук: ма…ина, …ина, ….апка и т.п.

Постановка и автоматизация правильного звука [Ш] может занимать много времени, но это лучше делать в дошкольном возрасте. В этом случае дефект будет легко исправить. Произнести правильно звук малыш сможет быстро при условии постоянных занятий.

Материалы для изучения

Стихи

* * * Что у нас в лесу на букву Ш? Это шишка шлепнулась, шурша. Шмель и шершень шумно шарят в кашке. Шебуршат в шиповнике букашки. Что еще в лесу на букву Ш? Шум и шорох возле шалаша.

Стихи про букву «Ш»

Загадки

* * * Вместе Паша и Егор В поле ставили шатер. Прямо возле шалаша, И шатер стал буквой…

Загадки про букву «Ш»

Скороговорки

* * * Буква Ш купила шелк. В шелке буква знает толк. Шьет из шелка шорты, юбки, Шапки, шали, даже шубки.

Скороговорки на букву «Ш»

Сказки

Про букву Ш

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ — жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

— Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Буква Щ щурилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щадила ее и целовала в щечку. Читать далее сказку про букву «Ш»

Ребенок не выговаривает звук [Ш]

Группа шипящих звуков устойчиво входит в речь к четырем годам. До этого времени отсутствие или искажение считается условной нормой. Не всегда родители могут заметить, что что-то не так.

Занятия можно проводить как у логопеда, так и дома

Оценка уровня произношения

Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука [Ш]. Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.

Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.

Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на [Щ].

Если малышу будет удаваться произносить [Ш] задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное [Х] или звонкое южнорусское [Г].

Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед.

Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.

При проблемах дошкольник начинает менять [Ш] на [С]. В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».

Физиологические факторы

Ребенка можно легко разговорить, но не всегда он правильно произносит все звуки. С шипящими проблемы могут возникать из-за укороченной подъязычной связки.

Еще по теме:  Комбинированный фасад дома штукатурка и имитация

Иногда проблемы возникают из-за разросшихся аденоидов. В таком случае у дошкольника отмечаются проблемы с дыханием.

В тяжелых случаях ребенок совсем не может дышать носом и приоткрывает рот

Проговаривать неправильно звуки малыш может из-за минимальной мозговой дисфункции. В таком случае отмечаются проблемы с поднятием кончика языка, переключения с позы на позу затруднено.

Когда обращаться к логопеду

Дома можно заниматься с детьми в случае легких нарушения. Например, если нет проблем со словарем и лексико-грамматическим строем речи. В таком случае родители могут проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Помощь логопеда требуется в случае общего недоразвития речи и дизартрии. При таких нарушениях не существует быстрых способов исправить звукопроизношение.

Выявить такие проблемы легко. При первом диагнозе у ребенка отмечается бедность словаря, он может неправильно связывать слова и затрудняться осуществлять словообразование.

Упражнения для коррекции произношения звука [р]

При дизартрии нарушается иннервация мышц. В таком случае дошкольнику тяжело проговаривать схожие звуки, у него слабое дыхание и у него гипертонус или гипотонус мышц артикуляционного аппарата.

Важно! При любой проблеме родители являются непосредственными участниками коррекционного процесса.

При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв. Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок. Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Мимическая гимнастика

Занятия начинают с особой артикуляционной гимнастики, которая подготовит речевой аппарат к проведению упражнений, расслабит мышцы лица.

Мимическая гимнастика включает в себя следующие упражнения:

  1. Двигать губами вправо-влево, разминая лицевую мускулатуру. Выполнить пять раз в одну и другую сторону, отдохнуть, повторить ещё четыре раза.
  2. Попеременно надувать щеки, повторяя упражнение пять раз с недолгим отдыхом.
  3. Хмурить брови, надувать губы делая обиженное, капризное лицо. Практиковать злое выражение лица поджимая губы. Делать удивленное выражение поднимая брови вверх. Повторять каждое упражнение четыре-пять раз.
  4. Быстрое моргание чередовать со спокойным, расслабленным открыванием-закрыванием глаз.
  5. Обводить контур губ языком, словно облизывая остатки варенья, мороженного на лице.
  6. Корчить рожи, делать смешное выражение лица, складывать губы «уточкой».

Каждое упражнение можно сопровождать стихотворной рифмой, занимательным рассказом. Таким образом ребенок будет не только развивать мимику, но и тренировать речь, память.

Дыхательная гимнастика

Поле комплекса артикуляционных упражнений ребенку предлагают выполнить дыхательные упражнение в игровой форме:

  • «Воздушный футбол»: положить на стол ватный шарик и предложить забить гол воздушной струёй из рта. Для этого губы складываются трубочкой, а щёки не участвуют. Перед, как научить ребёнка этому упражнению, нужно придерживать щёки пальцами, чтобы он делал это на одном ровном выдохе.
  • “Бабочка села на цветок”: вырезать из цветного картона цветы и бабочек, соединить их нитью. Сдувать струей воздуха бабочек с цветов.

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальное логопедическое занятие начинается с артикуляционной гимнастики для звука “ш”. Артикуляционные упражнения вызывают у детей восторг. Ставим звук ш, играя:

  • «Бегемот»: широко открыть рот, считать до пяти, затем закрыть.
  • «Лягушка»: растянуть рот в улыбке, не меняя положения зубов.
  • «Трубочка»: вытянуть губы трубочкой, удерживать их.
  • «Блинчик»: широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
  • “Варенье”: облизывать широким языком в форме чашечки верхнюю губу.
  • “Кисточка”: водить языком по небу, от зубов к горлу.

Логопедическая диагностика

Логопед оценивает сформированность всех компонентов речи, чтобы определить речевой дефект. При искаженном произношении звуков во время диагностики особое внимание он обращает на:

  • внешний вид губ, состояние прикуса, мышечный тонус языка;
  • артикуляционную и мимическую моторику;
  • длительность и силу выдоха;
  • произношение звука изолированно, в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • выделяет ли ребенок его среди других фонем.

При оценке анатомии артикуляционного аппарата специалист смотрит на прикус, небо, внешний вид языка (слишком узкий или неповоротливый широкий), подъязычной уздечки. Если будут какие-либо отклонения, которые могут быть причиной искажения, логопед может направить к другим специалистам (хирургу, ортодонту).

При проверке работы мимических мышц логопед просит ребенка изобразить эмоции (радость, грусть, удивление и т. д.); проверяет как работают мышцы лица по отдельности (просит поднять брови, улыбнуться и т. д.); кроме моторики, ребенку показывают изображения различных эмоций и он должен подобрать соответствующее настроение к каждой картинке.

Во время диагностики артикуляционной моторики логопед дает задания на статику (удержание) и динамику:

  • Улыбка, вытягивание губ «трубочкой» или принятие положения как во время произношения О. Нужно зафиксировать их в определенной позе на несколько секунд.
  • Подвигать челюстью в разные стороны.
  • Расслабить язык, сделать его широким, поместить и удерживать на нижней губе, или сделать узким, вытянув как можно дальше.
  • Выполнить упражнение «чашечка».
  • Поднимать − опускать язык.
  • Двигать им в разные стороны.
  • Изобразить лошадку.
Еще по теме:  Грунтовка 1 л это сколько кг

Все упражнения выполняются по показу, то есть сначала показывает взрослый, а ребенок затем повторяет. Логопед отмечает, с какого раза ребенок смог правильно выполнить задание или у него оно не получилось; обращает внимание на состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проверки силы и длительности выдоха предлагают выполнить следующие задания:

  • сдуть легкий предмет (перо, кусочек ватки);
  • поиграть в игру «Кто дальше загонит мяч» − ребенок соревнуется со взрослым, кто дальше задует предмет;
  • поиграть на дудочке.

Перед выполнением заданий логопед объясняет, как нужно дышать правильно. Во время диагностики он обращает внимание и на сформированность речевого дыхания.

При обследовании звукопроизносительной стороны речи логопед обследует все группы звуков. Когда ребенок проговаривает звук, логопед обращает внимание на положение органов артикуляции. Вначале фонему произносят отдельно от других. Затем в различных слогах (ША, ОШ, УШУ, ШПА и т. д.); в словах, при этом звук должен стоять в начале, середине или конце (ШАПКА, МЫШКА, КАМЫШ и т. д.).

Потом речевой материал усложняют, и ребенок повторяет за взрослым фразы и предложения (БОЛЬШИЕ УШИ, ДАШИНА ШУБА, ШИРОКИЙ ШАРФ и т. д.). Чтобы проверить произношение Ш в самостоятельной связной речи, используют следующие задания:

  • составить из предложенных слов фразу/предложение;
  • кто больше назовет предметов, в названии которых есть Ш;
  • рассказать, что нарисовано на сюжетной картинке.

Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.

Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:

  • сделать какое-либо действие, услышав заданный звук (его произносят отдельно, в сочетании с другими фонемами);
  • определить позицию звука в слове.

По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики

Прежде чем переходить к постановке звука формируют нужный артикуляционный уклад и тренируют силу и длительность выдоха. Чтобы произносить шипящие правильно, ребенка учат делать язык широким и поднимать его. Главное упражнение в комплексе – «Чашечка». Именно такое положение составляет основу правильной артикуляции шипящих.

Приступать к его выполнению можно при сформированном умении делать и удерживать язык широким.

Вначале на занятиях формируют умение расслаблять язык. Для этого выполняют похлопывающие движения губами или слегка покусывают их зубами – это варианты самомассажа. Тренируются также в удержании языка в таком положении в течение некоторого времени. Если возникают трудности с его подъемом, подбирают упражнения для отработки верхнего положения («Лошадка», «Грибок», «Почисти верхние зубы» и другие аналогичные задания).

После того как у ребенка получается все вышеперечисленное, приступают к выполнению упражнения «Чашечка». Ребенок поднимает кончик и боковые края языка и удерживает их в таком положении. Для повышения эффекта в «Чашечку» можно налить немного воды, чтобы малыш пытался ее удержать.

Также рекомендуют другие упражнения:

  • Для проведения этого задания понадобится ватка. Широкий язык помещают на нижнюю губу. Ребенок говорит удлиненный Ф и старается сдуть ватку как можно дальше.
  • Широкий кончик языка помещают на верхнюю губу, а боковые края должны быть плотно прижаты. На кончике носа размещают кусочек ватки или перышко. Ребенок пытается сдуть ее, удерживая язык в верхнем положении. У него получится это сделать, если воздушная струя будет проходить посередине.

Перечисленные задания направлены не только на выработку длительного выдоха, но и формируют умение расслаблять язык, делать его широким и в таком состоянии поднимать и удерживать за зубами. Когда логопед видит, что ребенок может удерживать нужные артикуляционные позы, он приступает к постановке Ш. Если движения недостаточно сформированы, а мышцы языка не укреплены, то зафиксировать правильное положение ребенок не сможет, а звук будет произносить только с механической помощью. Поэтому подготовительный этап является обязательным в коррекционной работе.

Описанные упражнения для шипящих также используют и для коррекции произношения сонорной группы звуков, потому что при их произнесении язык также принимает верхнее положение.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука [Ш]. После его постановки звук [Ж] получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Еще по теме:  Как делается штукатурка короед на фасад дома

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Источник: logoped-kaleidoscope.ru

Чистоговорки на звук «Ш» для дошкольников

Цель: автоматизация звука «Ш» в речи ребенка.
Задачи:
1. Отработать правильное произношение звука «Ш» в речи с помощью чистоговорок и стихотворений.
2. Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.
3. Повысить речевую активность.
4. Оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Описание: Уважаемые коллеги, продолжаю публиковать копилку чистоговорок и стихов для автоматизации звуков в речи ребенка, которые используются мною в логопедической работе с детьми. На этот раз позвольте представить вашему вниманию речевой материал, направленный на автоматизацию звука «Ш». Данная работа будет полезна логопедам, воспитателям, родителям.

Содержание
Чистоговорки на звук «Ш» я так же использую на 2-х этапах работы по звукопроизношению.
Первый раз я их использую на этапе автоматизации звука «Ш» в слогах. Работа ведется следующим образом: взрослый читает сам текст, а ребенок произносит только слоги (игра «Эхо»).
Например: взрослый — «Жить на свете хорошо», ребенок — «Шо-шо-шо»
Таким образом в увлекательной форме можно проговаривать слоги различной конфигурации довольно долгое время и ребенку это не надоедает. Так же в процессе многократного проговаривания чистоговорки ребенок ее запоминает и потом может ее рассказать на конкурсе чтецов.
Второй раз эти же чистоговорки я использую, когда идет автоматизация данного звука в речи. Сначала я использую чистоговорки, т. к. они уже знакомы ребенку. Только теперь всю чистоговорку говорить ребенок. Второй вариант — это конкурс «Чтецов» — 2-3 ребенка, хорошо произносящие данный звук соревнуются в чтении чистоговорок.

Еще на этом этапе мы играем в игру «Кто быстрее?» — берется так же 2-3 ребенка, я называю какой-то слог, например, «ША», а ребенок должен вспомнить и сказать на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце игры по количеству жетонов определяется победитель. И в первой, и во второй игре важно не только рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

Вот некоторые из них.
Ша-ша-ша — у меня лапша.
Шо-шо-шо — летом хорошо.
Шу-шу-шу — я флажком машу.
Шу-шу-шу — Мише я пишу.
Ши-ши-ши — Миша с Машей малыши.
Ши-ши-ши — наши дети хороши.
Ша-ша-ша — уложили малыша.
Шу-шу-шу — шапку новую ношу.
Ши-ши-ши — поздравленье напиши.
Ше-ше-ше — как прекрасно на душе.
Аш-аш-аш — я достану карандаш.
Ош-ош-ош — есть на кухне острый нож.
Уш-уш-уш — починил сантехник душ.
Ош-ош-ош — у меня на блузке брошь.
Иш-иш-иш — за окном такая тишь.
Ыш-ыш-ыш — на реке шумит камыш.
Аш-аш-аш — мы построили шалаш.
Шин-шин-шин — за окном шуршание шин.
Шол-шол-шол — дождь покапал и прошел.
Шок-шок-шок — уронили мы горшок.
Аша-аша-аша — это наша Маша.
Ашка-ашка-ашка — на шкафу букашка.
Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка — Машина подушка.
Ышка-ышка-ышка — во шалунья мышка.

А вот несколько чистоговорок-стихотворений

НАЗЫВАЮ СЛОВА
Вшин-вшин-вшин — назову кувшин.
Ошка-ошка-ошка — называю кошка.
Ушка-ушка-ушка — назову подушка.
Ышка-ышка-ышка — называю мышка.
Ашка-ашка-ашка — назову рубашка.
Ишня-ишня-ишня — называю вишня.
Уша-уша-уша — называю груша.
Шина-шина-шина — назову машина.

ШУБА
Ша-ша-ша — наша шуба хороша.
Шо-шо-шо — в нашей шубе хорошо.
Шу-шу-шу — нашу шубу я ношу.
Ши-ши-ши — в нашей шубе попляши.
Ши-ши-ши — шейте шубы от души.

ПЛЯСОВАЯ
Ша-ша-ша — наша Маша хороша.
Шо-шо-шо — пляшет Маша хорошо.
Шу-шу-шу — я для Маши попляшу.
Ши-ши-ши — ну-ка, Маша, попляши.
Ше-ше-ше — пляшем с радостью в душе.

КАМЫШИ
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Ше-ше-ше — это утка в камыше.
Ша-ша-ша — выплывай из камыша.
Шах-шах-шах — нету утки в камышах.
Ши-ши-ши — что нам шепчут камыши?

МАМА
Ша-ша-ша — мама моет малыша.
Шо-шо-шо — моет очень хорошо.
Ыш-ыш-ыш — будет чистым наш малыш.

Я РИСУЮ
Ши-ши-ши — у меня карандаши.
Аш-аш-аш — нарисую я шалаш.
Ыш-ыш-ыш — нарисую рядом мышь.
Уш-уш-уш — у нее лукошко груш.
Ши-ши-ши — груши очень хороши.

На этапе автоматизации звука после чистоговорок я использую стихи, в которых часто встречается звук «Ш». На данном материале потом проводится конкурс «Чтецов». Вот некоторые из них.

Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.

В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.

В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.

Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.

На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.

Эй, мышата, не шумите
И под шкафом не шуршите.
Паша наш пример решает,
А шуршание мешает.

Кот шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.

У моей машины
Новенькие шины.
Я по камешкам качу,
Кого хочешь, прокачу.

Рейтинг
Загрузка ...