Друзья мои, а вы задумывались над философским вопросом: что первично холст или кисть? Я думаю, что сначала мы выбираем на чем рисовать, а уж затем подбираем инструмент для творчества. А у вас какое мнение?
И если с кистями все более-менее понятно, я даже как-то написала об этом информационную статью, то с поверхностей для живописи оказалось очень много!
Итак, на чем рисует художник, прежде всего зависит от задачи, которая стоит перед ним на данный момент. Если он пишет картину, то скорее всего, выберет холст необходимой фактуры и размера. А если пишет этюд, набросок для будущей работы, воспользуется картоном или бумагой для живописи.
Я рисую натюрморт с вином и скульптуркой на холсте
Если посмотреть вглубь вопроса и копнуть историю, то в качестве основы для живописи художники использовали абсолютно разные поверхности. Например, камень, дерево, металл, пергамент, холст… И можно бесконечно продолжать! Иногда художники рисуют даже на бумажной салфетке! Ну если вдохновение неожиданно посетило!
ШПАТЕЛЬ-МАСТИХИН идея для ХУДОЖНИКОВ Своими руками #Живопись #Мастихин #Художник
Мне тут вспомнилась забавная история про художника и бумажную салфетку, за достоверность которой я не ручаюсь. Возможно, это просто легенда, но право, очень любопытная!
Однажды Пабло Пикассо, уже будучи заслуженным состоявшимся художником, пил кофе в испанском кафе и что-то рисовал на салфетке. Возможно, в этот момент у художника появилась интересная идея, у творческих людей такое случается!
А напротив Пикассо сидела женщина, которая с почтением и интересом наблюдала за ним. Когда художник собрался уходить, его поклонница попросила продать ей салфетку с наброском, заметив, что заплатит за эскиз.
«10 тысяч долларов», — не моргнув глазом назвал цену Пикассо. Женщина возразила: «Как? Всего за 2 минуты, которые вы потратили на рисунок?» На что художник ответил: «Вы ошибаетесь, на этот рисунок ушло более 60 лет»
Вот, оказывается, насколько ценным может быть набросок на бумажной салфетке! Как вы понимаете, это шутка, но в каждой шутке можно найти долю истины.
А теперь вернемся к нашей теме: на чем рисует художник, исторические факты. Вероятно, вы знаете, что знаменитая Мона Лиза Леонардо да Винчи написана на деревянной панели из тополя.
Дерево или деревянная панель для живописи масляными красками использовалась довольно давно. Чаще всего брали тот вид древесины, которая произрастала в данной местности. А еще известно, что древние римские художники использовали деревянные панели из кедра или липы. А западноевропейские писали свои шедевры на досках из тополя, бука или каштана.
Кедровая доска под живопись
Фламандские художники в качестве основы для живописи брали древесину красного дерева и дуба. А русские живописцы использовали свои деревья: сосну, ольху или березу. Кстати, известнейший шедевр Андрея Рублева «Троица» написан на сосновой доске)
В те времена деревянная панель изготавливалась как из цельной древесины, так и могла быть скрепленной или склеенной из отдельных дощечек. И с тех пор ничего не изменилось, в настоящее время тоже популярны картины масляными красками, написанные на дереве или на деревянных дощечках. Тут, как говорится, все зависит от задумки художника, ну или от спроса заказчика.
Из истории возвращаемся к тому, на чем рисует художник в наше время.
В первую очередь, конечно — холст на подрамнике. Холсты бывают разными по материалу изготовления: льняные, коттоновые, синтетические, а также из смесей этих волокон. Так же есть отличия по величине зерна, этот показатель определяет гладкость поверхности для живописи. Подробнее узнать о разных видах холстов вы можете в специальной статье.
Я заканчиваю картину на льняном холсте
Хочу добавить, что качественный хост удовольствие не из дешевых, особенно что касается льняных холстов. Но есть же и эконом варианты, о которых я вам сейчас расскажу.
На чем рисует художник картины, если не желает тратиться на дорогие холсты? Вполне можно использовать как поверхность для масла или акрила холст на картоне. Результат точно такой же, не отличишь! А есть еще и плюсы, если художник пишет картину в пастозной технике, то холст на картоне отлично держит массу красок, не деформируясь под их тяжестью. То есть не провисает, как может случиться с коттоновым холстом.
Пример моих картин / холст на картоне
Я знаю, что существует мнение, что живопись на холсте, это настоящее произведение искусства, без подделок и фальсификаций. А как же тогда все наши мастера, о которых я упоминала ранее, они ж вообще писали на деревянных панелях? Думаю, что возник такой современный стереотип: живопись только на холсте, а все остальное бяка. Но ведь картина несет в себе энергетику художника независимо от того, на чем она написана!
Еще экономнее вариант — писать картины на оргалите или ДВП. Древесно-волокнистая плита, так полностью звучит название этого материала, изготавливается методом горячего прессования. Сырьем для изготовления служат отходы деревообрабатывающей промышленности, целлюлоза или стебли тростника, а также связующее вещество.
Пример моей работы на оргалите
ДВП для живописи продается с грунтом и без него. Еще один приятный бонус: одна сторона ДВП гладкая, а вторая тисненая, очень похожа на переплетение холста. Если хорошенько загрунтовать рифленую поверхность, то отличить её от настоящего холста практически невозможно.
Рождение парусника мастихином на ДВП
Если вы новичок и стоите перед выбором на чем рисовать начинающему художнику, отдавайте преимущество картону. Он дает возможность попрактиковаться, прокачать способности и научиться новым техникам живописи не в ущерб кошельку.
Только не впадайте в комплексы, профессиональные художники тоже рисуют на картоне! Да, он недолговечен, но от этого результат работы не становится хуже
На чем рисует художник картины и этюды или как выбрать картон для живописи:
- художественный картон отличается плотностью, она должна быть около 1000г/м2
- картон для рисования может быть с грунтом или без него
- грунтованный картон для живописи бывает одно и двухсторонний
На чем рисует художник, если надо разработать эскиз картины?
Есть также художники, что пишут этюды и даже картины на упаковочном плотном картоне. Это такой твердый проклеенный картон, который можно загрунтовать и применять для живописи маслом. К примеру, если надо разработать эскиз для будущей картины или попрактиковаться в написании какого-либо объекта необязательно использовать холст.
Если вы хотели бы продать свою работу/ экскиз, то лучше предлагать покупателю не картон в чистом виде, а холст на картоне. Он легче по весу и отправить его получиться дешевле)
Мои цветочные миниатюры мастихином/ холст на картоне
Кстати, такие мини холстики я делаю сама, они отлично подходят под живопись мастихином!
Еще для обучения живописи маслом новичку отлично подойдет и специальная бумага для масла и акрила.
Как выбрать бумагу для живописи:
- почитать маркировку, «бумага для масляной живописи», именно так должно быть написано
- обратить внимание на её плотность, она должна быть не менее 300г/м2
- рекомендуется выбирать бумагу для живописи с рельефной текстурой, напоминающей холст
Напоследок хочу заметить, что в творчестве не главное на чем рисует художник. Куда важнее настрой, желание и вдохновение!
Мое видео — Как я рисую большие картины на примере одной из них
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Источник: www.viktoria-latka.com
Словарь художественных терминов
абрис (от нем. abriß — чертеж, контур) — линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.
акцент — прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.
аэрограф — прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.
багет (от фр. baguette, букв. палочка) — деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.
валёр (от франц. valeur — ценность, достоинство) — оттенок тона, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени.
вариант — авторское повторение произведения или его отдельных частей с некоторыми изменениями, внесенными в: композиционное или цветовое решение, жесты и позы изображенных людей, расстановку предметов.
вернисаж (от франц. vernissage, буквально — покрытие лаком) — торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.
граттаж (от франц. grattage, от gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
грунт (от нем. grund — основа) — тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.
деформация — художественный прием, усиливающий выразительность образа, состоящий в изменении видимой формы изображения.
декоративность — совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства.
диптих (от греч. diptychos — двойной, сложенный вдвое) — две картины, связанные единым замыслом.
детализация — тщательная проработка деталей изображения.
дублирование — в реставрации — укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Обычно дублирование применяется в области масляной живописи.
жанр (от франц. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
жухлость — изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок.
карнация — живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.
колорит (от итал. colorito, от латинского color — цвет, окраска) — система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
коллаж (от французское collage, буквально — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
контрапост (от итал. contrapposto — противоположность) — прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.
корпусное письмо — технический прием в живописи ; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.
коропластика — изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.
кракелюр (от франц. craquelure — мелкая трещина) — трещина красочного слоя в произведениях живописи.
кракле (от франц. craquele) — сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий, созданная для декоративного эффекта.
лессировка (от нем. lasierung — покрытие глазурью) — прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.
люстр — тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска.
мастихин (с итал. mestichino — шпатель) — инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.
миниатюра — произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.
моделировка (от франц. modeler — лепить) — передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.
мольберт (от нем. не употребляемого более malbrett — полка для живописи) — деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.
монохромия (от греч. моно — один и chroma — цвет) — одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
монументальная живопись — живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники монументальной живописи — фреска, мозаика, витраж. Монументальная живопись — древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах , Ляско и др.). Благодаря долговечности, произведения монументальной живописи остались практически от всех культур.
муштабель (от нем. Maßstab) — деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.
набросок — произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.
нюанс (от франц. nuance — оттенок) — очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.
обскура (от лат. obscurans — темный) — известная со средних веков темная камера с одним миниатюрным отверстием. Камера-обскура способна проецировать на стену перевернутое уменьшенное изображение предметов, на которые направлено отверстие. Камера-обскура использовалась художниками 18 века при подготовке эскизов.
основа — холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и красочный слой живописи.
палитра (от франц. palette) — 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.
панно (от фр. panneau — плоскость, от лат. pannus — кусок ткани) — 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением; 2) картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).
панорама (от греч. pan — всё и horama — зрелище) — 1) синтетический вид искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; 2) круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.
паспарту (от франц. passe-partout) — картонная рамка для рисунка, гравюры, фотографии, акварели или гравюры.
пастозность (от итал. pastoso — тестообразный) — качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.
перспектива (от франц. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
пинакотека (от греч. pinax — картина и theke — вместилище) — собрание произведений живописи, картинная галерея.
пинакс (от греч. pinax — картина) — древнегреческая станковая живопись на досках.
пластические искусства — виды искусства, произведения которых: существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
пластичность (от греч. plastikos — податливый, пластичный) — качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы.
пленэр (от франц. plein air, буквально — открытый воздух) — 1) передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы; 2) живопись на открытом воздухе.
подмалевок — подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи.
подрамник — деревянный прямоугольный каркас, на который натягивается холст, на котором затем пишется картина. Законченная картина на подрамнике вставляется в багет.
полихромия (от греч. поли — много и chroa — цвет) — многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
полутень — элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.
поновления — неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности.
прием — отличительные черты художественного творчества, отражающие индивидуальность художника, его стиль.
профиль (от франц. profil, от итал. profile — очертание) — вид лица или предмета сбоку.
размывка — техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.
ракурс (от франц. raccourci — сокращение, укорачивание) — перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.
растушевка — растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Растушевка выполняется растушкой, резинкой, хлебным мякишем или пальцем.
растушка — короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.
реплика (от фр. replique — отпечаток, повторение) — авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.
ретушь (от франц. retouche, от retoucher — подрисовывать, подправлять) — исправление изображений.
рефлекс (от лат. reflexus — обращенный, повёрнутый назад, отражённый) — в живописи (реже в графике) — отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.).
ритм — особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или повторение каких-либо частей. Ритм усиливает выразительность художественного образа.
розетка (от франц. rosette, буквально — розочка) — орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы).
Источник: www.art-spb.ru
Список инструментов для рисования в художественной школе
Перед родителями юных талантов стоит непростая задача — помимо стандартных сборов ко Дню знаний они должны определиться, что нужно, чтобы поступить в художественную школу. В этой статье мы рассмотрим необходимые приспособления, укажем параметры, на которые стоит обратить внимание, и в заключении приведем перечень принадлежностей для вашего маленького Пикассо. Но обо всем по порядку.
С чего начать: ищем, на чем творить
В данном вопросе подбор формата и вида материала для рисования напрямую зависит от того, что за техника будет применяться. В первую очередь по этому критерию определяется плотность: она может варьироваться от 70 г/м2 до 630 г/м2. У каждой техники существуют свои оптимальные значения: полотно, подходящее для спиртового маркера, промокнет и скрутится при нанесении красок. По этой причине различают несколько разновидностей бумаги (альбомов):
- для пастели;
- акварели;
- масла;
- графики, эскизов.
Кроме того, список материалов для рисования содержит грунтованный картон, холст. Требуемый формат редко превышает привычные А2, А3, А4.
Для более сложных работ потребуется мольберт, желателен этюдник. Первое поможет избежать искажений изображения, зафиксирует картину, исключит риск задеть рисунок подручными средствами или оставить отпечатки пальцев. Второе надежно сохранит все предметы из внушительного списка художественных принадлежностей в полевых условиях.
Инструменты и краски
В школе юному творцу понадобятся краски. Типовой комплект включает в себя гуашь, темперу, акварель, масляные, акриловые краски. Их следует переложить в практичную пластиковую коробку. Картонная упаковка со временем потеряет форму, износится, порвется. Некоторые цвета расходуются быстрее остальных (к таковым обычно относят белый и желтый), поэтому выгоднее купить дополнительные экземпляры (поштучно).
В списке инструментов художника и того, что нужно для рисования, непременно должны быть кисточки. Традиционно их разделяют на те, ворс которых синтетического происхождения, и те, ворс которых натурален. Для окрашивания больших поверхностей и в работе с трафаретами будут незаменимы поролоновые кисти, валики, губки. Для определенных техник удобнее использовать ручки-кисти.
На уроках графического искусства пользуются карандашами. Помимо классических существуют акварельные, пастельные, угольные, меловые. Классический вариант предлагает уникальные качества, облегчающие применение:
- ударопрочный грифель;
- максимальная устойчивость к свету;
- лаковый корпус;
- использование для разных типов бумаг.
Полезные свойства имеют и акварельные экземпляры:
- легкая заточка;
- легкое размывание;
- наличие водорастворимых пигментов.
Одними карандашами занятия не ограничиваются: могут понадобиться скетчмаркеры, капиллярные ручки, сепия и т.д. Ставить вопрос, какие именно карандаши и материалы нужны в художественную школу, не совсем уместно: желательно приобрести полный комплекс указанных вещей, поскольку в процессе учебы ученикам дают максимально широкое представление об искусстве.
Носим, тренируемся, демонстрируем
Не забывайте: оттачивают навыки не только в отведенных помещениях, но и в родных стенах. Подготовка ребенка к художественной школе предполагает обеспечение возможности перемещения трудов. Обычный ранец совершенно не подходит: велика вероятность всякого рода повреждений творения начинающего Малевича. Рекомендуется покупать специальные портфели, папки.
Обычно они сделаны из пластика, предохраняя содержимое от намокания, но бывают альтернативы из кожзама/ткани. Такие сумки поместят в себе любой размер: от А1 до А3, без загибов и любого другого деформирования.
Вспомогательный ассортимент
В списке того, что нужно начинающему художнику для рисования полезно иметь всевозможные манекены для отображения особенностей изгибов, наклонов, положения тел и их частей. Поясним: новичку еще трудно восстанавливать в голове анатомически правильные пропорции. Если он пишет маслом, окажутся незаменимы мастихины, масленки. Напомним, что для профессионального рисования нужен лак: к нему прибегают при покрытии готового произведения специальной пленкой. Другие важные мелочи в виде ластиков, досок-планшетов, пеналов, кистемоек значительно упростят трудовой процесс.