Оформление и оснащение логопедического кабинета направлено на создание оптимальной среды для эффективного развития речи ребенка. В своей работе специалисты используют разнообразные предметы и инструменты в зависимости от назначения и применения.
В детском саду, школе или спец центре помещение для занятий с логопедом оборудуется мебелью, дидактическими материалами и приспособлениями. При этом он должен быть условно разделен на три основные зоны: диагностики, коррекции, игровой терапии.
Особенности оформления
Помещение для занятий с логопедом оснащается по предварительно составленному плану. Оговаривается информация о требуемой мебели и оборудовании для создания функциональных зон, особенно учебной. Отдельные участки оснащены средствами для проведения коррекционных работ:
- артикуляционные инструменты;
- дыхательные тренажеры;
- развивающие наборы и комплексы;
- методические пособия, настольные игры.
Требованием к оформлению логопедической комнаты является отсутствие отвлекающих деталей и наличие интерактивных обучающих устройств.
Логопед Томилина Светлана Михайловна. Шпатель по Корицкому
Ассортимент оборудования
Инструменты логопеда классифицируются по принципу применения в коррекционном процессе. Средства развития выделяют:
- инструменты для формирования правильного произношения, связной речи;
- устройства для улучшения фонематического восприятия;
- наборы для изучения азбуки;
- материалы для развития памяти, мышления, логики, активизации внимания.
В магазине предложено оборудование для полного оснащения логопедической комнаты. На выбор:
- готовые интерактивные комплексы;
- массажные, артикуляционные, дыхательные инструменты;
- игрушки и развивающие наборы, в т.ч. игры Воскобовича, Монтессори, Никитина;
- книги, методические пособия, альбомы, тетради, карточки, картинки;
- отдельные предметы мебели, комплекты;
- индивидуальные или коллективные тренажеры.
Почему оборудование для кабинета логопеда стоит купить у нас
Компания «Приоритет» предлагает:
- разнообразие товаров;
- полное оборудование кабинета логопеда;
- оптимальные цены;
- качество, гарантированное производителями;
- соответствие ГОСТ, ФГОС;
- доставку в любой регион;
- помощь в выборе, консультации специалистов.
г. Москва, ул. 2-я Рощинская улица, д. 4
Пн-Пт 10:00-20:00 Сб-Вс 10:00-16:00
г. Чебоксары Ул. Гагарина 55, Деловой центр «Палладиум», оф. 508
Пн-Пт 08:00-17:00 Сб-Вс Выходной
Работаем с юридическими и физическими лицами
Источник: prioritet1.com
Методы коррекции дизартрии, сопровождающейся саливацией у детей с поражением ЦНС
Автор(ы): ПЕНЬКОВА ЕКАТЕРИНА ПЕТРОВНА
Рубрика: Медицинские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2017» (июль, 2017)
Количество просмотров статьи: 17449
Показать PDF версию Методы коррекции дизартрии, сопровождающейся саливацией у детей с поражением ЦНС
Пенькова Екатерина Петровна
логопед ГАУ НПЦ МСР им. Л.И.Швецовой
На данный момент на ряду с основными проблемами детей с ограниченными возможностями можно выделить и проблему дизартрии, сопровождающейся саливацией.
К устранению дизартрии нужно подходить комплексно, сочетая разные виды воздействия: логопедию, физиотерапию, лечебную физкультуру, тренировки артикуляционного аппарата, массаж, медикаментозные средства, влияющие на ЦНС.
Сегодня мы рассмотрим традиционные и нетрадиционные приемы одного из характерных симптомов дизартрии — гиперсаливации, то есть обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.
1. Логопедический массаж.
Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.
Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.
Можно применять следующие виды массажа:
— тонизирующий или расслабляющий (дифференцированный) массаж, который базируется на приемах классического массажа;
— массаж биологически активных точек (БАТ)
— массаж с использованием специальных приспособлений или
«зондовый» массаж по Е. В. Новиковой.
2. Развитие дыхания
Развитие дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей — логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.
Дети имеющие обильную саливацию, не имеют ощущения силы вдоха-выдоха.
Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А.Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у детей Н.А. Рождественской, Е.Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К.П. Бутейко, А.Н.
Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову , метод самоконтроля при помощи аппаратов БОС. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
3. Искусственная локальная гипертермия
Метод ИЛК применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры.
Метод заключается в контрастнотермальном воздействии низкотемпературных ( ледяная крошка в салфетке или очень холодная вода) и высокотемпературных ( горячая вода или настой трав) агентов.
Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) можно применять поочередно или избирательно. При спастической форме дизартрии, назначают для снижения тонуса и уменьшения напряжения мышц речевого аппарата, для снятия гиперкинезов в мимико-артикуляционной мускулатуре .
Данная методика проста в выполнении:
— ледяную крошку в хлопчатобумажной упаковке (по размеру лица ребенка) накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, на область подбородка. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации от 2 до 7 мин. Одномоментное наложение на каждую зону — 30 сек. Курс воздействия — ежедневных сеансов. Сразу после процедуры проводится логопедическое занятие.
4. Миостимуляция представляет собой целенаправленное воздействие электрическими импульсами на определенные группы мышц и нервов.
Итогом процедур становится:
— усиление кровообращения и обменных процессов в соответствующей части тела;
-стимуляция мышц, в результате которого происходит их постепенное укрепление;
-нормализация процессов возбуждения и торможения периферических отделов нервной системы.
Для процедуры используется специальный аппарат для миостимуляции . Он представляет собой генератор электрических импульсов с регулируемой амплитудой и частотой сигнала. В зависимости от сложности и назначения устройство содержит различное количество предустановленных режимов (программ) работы, которые предусматривают изменение:
продолжительности сеанса;
-силы тока (для мышц лица она составляет импульсов, которая составляет 15-150 герц;
-продолжительности импульса ( миллисекунд
Не рекомендуется проводить процедуру в следующих случаях:
-онкологические заболевания,
-злокачественные новообразования,
-эпилепсия,
-острые гнойные воспалительные процессы,
-сердечные заболевания
5. Тейпирование артикуляционной мускулатуры — это новое направление в коррекции таких нарушений как:
— слюнотечение (при различных вариантах гиперсаливации),
— приоткрытый рот (часто сочетается с ослаблением жевания),
— нарушение дикции (затруднено произношение губных звуков).
Тейпы- это хлопковые эластичные ленты, способные пропускать влагу и воздух, приближенные к коже человека по способности к растяжению. На тейпы нанесено акриловое термоактивное покрытие, позволяющее добиваться эффекта прогревания тканей, на которые тейп наклеен.
Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:
-эффект «лифтинга». Тейп приподнимает кожу, фасции паретичнымх мышц и этим улучшает микроциркуляцию и лимфооток в них — необходимое условие для нормального функционирования мышечных волокон.
-эффект «раздражения рецепторов». Тейп воздействует на различные рецепторы в коже и мышцах , над которыми он был наклеен, заставляя мозг обратить внимание на неработающие мышцы.
-эффект «дискомфортного натяжения». Тейп формирует непривычное расположение органов артикуляции (губ, нижней челюсти и т.д.). Это приводит к желанию подвигать ими, «вернуть» их на место и создает новый физиологичный стереотип движения.
Тейпы наклеиваются на шею специальным образом, в том числе в проекции подъязычной кости, к которой крепятся мышцы, участвующие в акте глотания. Это вызывает рефлекс автоматического сглатывания и все то время, пока тейп наклеен, ребенок будет периодически сглатывать слюни — то есть тренировать мышцы участвующие в глотании.
Тейпирование нужно проводить, если ребенок не умеет произносить губные звуки (Б, П, В, Ф, М ) за счет нарушения иннервации круговой мышцы рта.
6. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок — худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
- а а а; э э э; и и и;
- аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
- аэи, аэи, аэи.
Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
Важно сформировать у ребенка дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
Эффективно применять полоскание горла ,рта , минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём, имитировать жевание, с усилием глотать слюну.
Практический опыт показывает, что грамотное сочетание специальных методик для детей имеющих саливацию, позволяет нормализовать мышцы артикуляционного аппарата, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произношения звуков речи, и что самое главное сократить сроки постановки звуков.
Источник: journalpro.ru
Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно
Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Шипящие в речи ребенка
К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.
Неправильное произношение «Ш»: виды, причины
Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:
- Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
- Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.
Занятие со специалистом
- Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
- Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».
Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].
Основные задания в артикуляционной гимнастике:
- Заборчик — широкая улыбка с зубами.
- Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
- Чередование заборчик — трубочка.
- Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
- Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
- Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
- Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.
Задания на определение позиции звука в слове
В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.
- Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
- Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».
Логопедические стишки и потешки на занятии в старшей группе
Гимнастика для четкого произношения
Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.
Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.
Методические основы для родителей
Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.
- Губы в положении «трубочка»;
- Язык широкий, кончик приподнят кверху;
- Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
- Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.
«Домашняя» логопедия звук [ш]
Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:
- механический;
- от схожего по звучанию звука.
Механическая постановка
При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.
Процесс механической постановки
Постановка через звук [р]
Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.
Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].
Логопедические упражнения по произношению звука [ш]
Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:
- провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
- «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.
Причины, диагностика и клиника ЗПР в кодировке МКБ 10 у детей
Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)
После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.
Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.
Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
- «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»
- «У всякой пташки свои замашки».
- «Знай кошка свое лукошко».
«На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка
Машке нравится обед —
Ничего вкуснее нет.»
Домашнее логопедическое занятие с дошкольником
Звук [ш] — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно. После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи.
Источник: vospitanie.guru