Существует ряд декоративных штукатурок, сутью которых является создание объемных текстур, узоров и даже сложных рисунков на минеральной поверхности. Такие объемные рисунки (в зависимости от глубины и вида рельефа) называются барельефами, горельефами, контррельефами и койланаглифами.
Об этих видах рельефов и способах их выполнения можно прочитать в статье « », а сейчас рассмотрим наиболее древнюю, монументальную технику сграффито – не по праву забытый способ выполнения цветных декоративных штукатурных рисунков.
Наиболее примитивным способом нанесения узоров на минеральный штукатурный слой этой техникой пользовались даже первобытные люди: археологи нашли выцарапанные узоры на пластах глины, нанесенные на стены пещер. Однако, происхождение определения «сграффито», как вида монументальной художественной резьбы по штукатурке, имеет итальянские корни и переводится как «выцарапывание».
Суть техники заключается в нанесении нескольких слоев цветных штукатурных составов, и выполнении по ним (на сырую, пока слоя не схватились) рельефа путем выцарапывания контуров рисунка, на заданную глубину, до необходимого цветного слоя. В результате, получается не только рельефный, но и цветной, с винтажным эффектом, узор.
Фактурная штукатурка с нежным трафаретным рисунком 🤩 Трафареты DFA
Сегодня выполненная по всем правилам традиционной техники, штукатурка сграффито практически не встречается, более того, почти все современные мастера профильной специализации – маляра и штукатуры вовсе ничего не знают об этой декоративной отделке.
Материалы для выполнения штукатурки сграффито
Стоит отметить еще одно преимущество, которым обладает цветная штукатурка сграффито: с годами, портясь, она стает более декоративной, ведь создается эффект старинного, античного декора. Именно поэтому не стоит беспокоиться о защите слоем высокопрочного лака, воска, и др.
Но это естественное состаривание минеральной поверхности наиболее уместно в случае, если изображаемый рисунок с цветовой гаммой по древним мотивам (египетские и грецкие узоры и изображения Богов, например).
Материалы для подготовки поверхностей под выполнение в технике сграффито подбираются с вяжущим составом, на котором будут готовиться и следующие, декоративные слои. Речь идет о поверхностей. Для наружной и отделки в помещениях с высокой влажностью используются водостойкие составы, для сухих помещений внутри – неводостойкие.
Однако в любом случае, так как сграффито – очень дорогой вид отделки, подготовка должна выполняться традиционными растворами высокой марки, или современными высокопрочными составами из сухих смесей. На таблице предложены традиционные составы материалов средних и высоких марок.
Известь лучше всего применять гидравлическую по причине того, что она считается наиболее прочной. Существуют еще глиноизвестковые составы, но они имеют низкую марку, и нежелательно их применять для подготовки под декоративные отделки.
Известково-гипсовый традиционный состав применять для сграффито не вариант – то, что быстро схватится подготовительный слой – то нестрашно, а вот цветные слои на таком вяжущем невозможно будет успеть прорезать на мокрую.
Нецелесообразно применять и современные составы на гипсовой основе по причине того, что их переходная фаза «гелеобразная» (между жидким и затвердевшим раствором), во время которой производится резьба сграффито, очень мала по времени.
Материалы для декоративных слоев , именуемых также финишными, представляют собой те же традиционные штукатурные составы, только с тщательно просеянным, промытым, мелкофракционным (мелкозернистым) песчаным наполнителем, желательно – кварцевым песком.
Во время приготовления, такие чистовые составы подкрашивают введением пигментов (красителей), по традиционным технологиям – натурального происхождения. На основе натуральных красителей, цветная декоративная штукатурка сграффито является очень дорогостоящей, поэтому сейчас немного отступают от традиционной технологии и пользуются синтетическими пигментами.
Для таких целей нужно брать естественно, щелочестойкие пигменты, и учитывать, что расход их при нанесении полноценной толщины штукатурного слоя, будет в десятки раз больше, чем при колеровании лакокрасочных составов. На таблице предложены соотношения пигментов к вяжущим и наполнителям для приготовления 10 кг декоративного цветного состава.
Пропорции цементно-известкового декоративного цветного раствора сграффито для фасада | ||||||
Цвет | Вяжущие компоненты | Наполнители | Пигменты натуральные | |||
Тип портландцемента | Тип извести | Песчаный, фракции, мм | Тонкого помола | |||
Белый | обыкновенный портландцемент | известь пушонка | Песок мраморный 0,25-0,5 | мука мраморная | ||
700 г | 1 кг | 7 кг | 1,3 кг | |||
Светло-серый | обыкновенный портландцемент | известковое тесто | песок кварцевый | Перекись марганца | ||
500 г | 2 кг | 7,4 кг | 100 г | |||
Желтый насыщенный | белый портландцемент | известковое тесто | Песок люберецкий кварцевый | Охра золотистая | ||
600 г | 2 кг | 6,8 кг | 600 г | |||
Золотисто-желтый | белый портландцемент | известковое тесто | Песок люберецкий кварцевый | Охра золотистая | ||
600 г | 2 кг | 7 кг | 400 г | |||
Желтый | обыкновенный портландцемент | известь пушонка | Песок мраморный 0,5-2 | Мука мраморная | ||
2 кг | 1,5 кг | 5 кг | 1,5 кг | |||
Светло-зеленый (вариант 1) | обыкновенный портландцемент | известковое тесто | песок кварцевый | Ультрамарин | Окись хрома | |
400 г | 2 кг | 7,4 кг | 500 г | 1,5 кг | ||
Светло-зеленый (вариант 2) | белый портландцемент | известковое тесто | песок кварцевый | Окись хрома | ||
200 г | 2,2 кг | 7,4 кг | 200 г | |||
Зеленый | обыкновенный портландцемент | известь пушонка | Крошка зеленого офикальцита фракции 0,2-2 | Окись хрома | ||
1,5 кг | 1,5 кг | 6 кг | 1 кг | |||
Синий | белый портландцемент | Известковое тесто | Песок белый речной или кварцевый | Ультрамарин | ||
200 г | 1,8 кг | 6 кг | 1 кг | |||
Кремовый | обыкновенный портландцемент | известь пушонка | Песок белого мрамора 0,5-2 | Песок белого известняка 0,5-2 | Охра золотистая | |
800 г | 1,2 кг | 1,8 кг | 6 кг | 200 г | ||
Розовый | обыкновенный портландцемент | известковое тесто | Песок мраморный 0,25-0,5 | Мумия | ||
400 г | 2 кг | 7,3 кг | 300 г | |||
Терракотовый | обыкновенный портландцемент | известь пушонка | молотый кирпич (цемянка) | Песок люберецкий кварцевый | железный | |
1 кг | 1,5 кг | 1,5 кг | 5,8 кг | 200 г |
Что касается цементно-известковой краски, которая может применяться в качестве последнего слоя, то она имеет немного другой состав, чем штукатурка сграффито и представляет собой водный раствор тонкого помола компонентов. Приготовление (в массовой части на 10 кг сухой смеси): портландцемент марки 400 – 2 кг; известь-пушонка – 1,32 кг; пигмент – не более 1,32 кг в сухом виде перемешивают, затем добавляют мелкий кварцевый песок – 2 кг, а затем доломитовую муку – 3,34 кг, и снова перемешивают. Затворяют водой за полчаса до начала окраски.
Эта таблица пропорций цементно-известкового раствора сграффито подходит для расчетов фасадной штукатурки, так как имеет необходимую для нее водостойкую цементную составляющую. Для «внутрянки» же, в сухих помещениях подойдет наиболее классический материал – известковая цветная штукатурка (без, или с минимальным количеством второго вяжущего), таблицу пропорций которой можно наблюдать далее.
Пропорции известкового декоративного цветного раствора сграффито для интерьера | |||||
Цвет раствора | Вяжущее | Наполнитель | Пигмент | ||
Белый | известковое тесто | белый песок | |||
1 (2 л, 2,8 кг) | 3 (6 л, 8,7 кг) | ||||
Желтый | известковое тесто | белый песок | охра | ||
1 (2 л, 2,8 кг) | 3,5 (7 л, 10,15 кг) | 0,2 (0,4 л, 1,2 кг) | |||
Зеленый (от светлого тона) | известковое тесто | белый песок | окись хрома | ||
1 (2 л, 2,8 кг) | 3 (6 л, 8,7 кг) | 0,1 (0,2 л, 1 кг) | |||
Красный | известковое тесто | белый песок | мумия | ||
1 (2 л, 2,8 кг) | 3(6 л, 8,7 кг) | 0,4 (0,8 л, 2 кг) | |||
Синий | известковое тесто | белый песок | ультрамарин | ||
1 (2 л, 2,8 кг) | 3(6 л, 8,7 кг) | 0,3 (0,6 л, 1,5 кг) | |||
Коричневый | известковое тесто | портландцемент | белый песок | охра золотистая | умбра |
1 (2 л, 2,8 кг) | 3 (3 л, 3,6 кг) | 3,5 (7 л, 10,15 кг) | 0,3 (0,6 л, 1,8 кг) | 0,1 (0,2 л, 0,8 кг) | |
Розовый | известковое тесто | белый песок | Цемянка (кирпич молотый) | ||
1(2 л, 2,8 кг) | 2,5 (5 л, 7 кг) | 0,3 (0,6 л, 1,26 кг) |
Представлены приблизительные расчеты, которые могут неточно совпадать с имеющимися материалами, так как плотность материалов взята средняя по ГОСТ. К примеру, сухой и влажный песок имеет разбежность в 50 г/1 л.
Для покрытия последнего, лицевого слоя, могут использовать очень жидкую, колерованную известь, так называемую «кистевую штукатурку». Самый элементарный ее состав – известковое тесто с введенным пигментом необходимой концентрации для получения той или иной насыщенности оттенка. Состав разводят до жидкости краски, расход которой, как правило, составляет 250-350 г/м2, в некоторых случаях – до 500 г/м2.
Пропорции расхода пигмента на 1 л известкового теста
Цвет известковой краски
Источник: acost.ru
Сграффито — декоративная резьба по штукатурке
Об искусстве нанесения изображений в технике сграффито известно с древнейших времен. В Древнем Египте технику резьбы по глине использовали для украшения керамических изделий. А позднее сграффито появилось в Италии как прекрасный способ украшения стен. Сейчас это искусство применяют в качестве своеобразной отделки стен разных зданий, как с внутренней, так и с внешней стороны.
Для выполнения сграффито, как правило, используется песчано-известковая штукатурка, обязательно хорошего качества. Также необходимы различные пигменты для ее окрашивания. Для выполнения дополнительных декоративных элементов — акриловые краски.
Двухцветное сграффито является самым простым по технике выполнения. Чтобы сделать его, достаточно нанести слой штукатурки необходимого цвета на уже окрашенную стену и соскребать ее, вырисовывая задуманный рисунок. Само собой, цвет штукатурки и стены, на которую ее наносят, должны отличаться.
Существует два способа выполнить многоцветное сграффито.
Первый – это выборка раствора. Для начала необходимо подготовить трафарет. С помощью швейной иглы на картоне делается ряд отверстий, повторяющих контуры рисунка. Главное, чтобы игла была достаточно толстой. Перенести же рисунок можно марлевым тампоном, внутрь которого необходимо положить мел или пигмент.
Следующий этап – подготовка поверхности. Она выполняется посредством нанесения на стену определенного количества слоев штукатурки. Оптимальным для прочности сграффито считается нанесение пяти разных слоев.
Первый слой, толщиной 7-8 мм, должен быть самым толстым. Толщина остальных слоев при этом колеблется от 2 до 5 мм. После последовательного нанесения на заранее подготовленный отрезок стены (площадью примерно 1 м2) всех слоев штукатурки, надо наложить трафарет и постучать по нему марлевым тампоном так, чтобы захватить весь контур рисунка.
Выполняется сграффито путем вырезания фрагментов рисунка на глубину слоя необходимого цвета, начиная с самого нижнего. За ним идет следующий слой и т.д.
Второй способ выполнения многоцветного сграффито в виде художественной росписи стен в этой технике – набивка рисунка. Орнамент при этом не вырезают, а набивают на стене. Для набивного сграффито также необходимо изготовление трафаретов. Только на этот раз для элементов различных цветов трафареты должны быть разные. То есть для каждого цветового слоя – свой отдельный трафарет.
Причем элементы на таких трафаретах вырезаются полностью. При необходимости оставляют несколько перемычек, чтобы отдельные части трафарета держались между собой.
Чтобы приступить к выполнению набивного сграффито, необходимо выровнять и затереть самый верхний слой штукатурки и подождать, когда он начнет схватываться, то есть 20-30 минут.
Техника выполнения набивного сграффито довольно проста: трафарет с определенными элементами прикладывают к поверхности стены и с помощью кисточки, смоченной в растворе нужного цвета, торцующими ударами набивают рисунок. При этом важно строго придерживаться вырезанных элементов и не выходить за пределы трафарета.
После того, как первый слой подсохнет, можно приступать к набивке следующего и т.д. Если штукатурка в некоторых местах начинает расплываться за края рисунка, надо немедленно удалять ее излишки со стены ножом, не дожидаясь, пока она схватится. Бывает, что в ходе работы остаются незакрашенные элементы. Их набивку можно закончить с помощью тонкой кисти.
Сграффито выполняется достаточно быстро. Сложность же этой техники заключается в том, чтобы сделать все очень аккуратно, сразу же исправляя любые погрешности.
Очень интересное видео о технике сграффито
Источник: sdelaysam.net
Терразитовая штукатурка
Терразитовая штукатурка – сложная смесь из известки – пушонки, слюды, цемента, кварцевого песка и крупной каменной крошки. Применяется в основном для облицовки фасадов. В отделке внутренних помещений используется крайне редко, из –за сложности нанесения раствора на поверхность, поскольку в штукатурную смесь обычно добавляют крупную крошку.
Такая штукатурка продается в виде готовой сухой смеси, которую перед нанесением на стены разбавляют водой. Сразу после нанесения еще не затвердевший слой обрабатывают пескоструйным аппаратом для придания необходимого рельефа. С помощью такого способа имитируются фактура натурального камня с дополнительным блеском, за счет наличия в смеси слюды. С итальянского слова «сграффито» переводиться как «выцарапанный», что вполне отражает особенность нанесения штукатурки.
Сграффито — это скорее вид резьбы по штукатурке, позволяющий придать поверхности сложный рисунок. Для изготовления такой штукатурной смеси используют белую известь и кварцевые или мраморные пески. Безусловно, сгаффито обладает наибольшей архитектурной выразительностью и неповторимостью среди прочих штукатурок. Это достигается за счет творческого подхода к нанесению смеси на стены.
Сначала укладывается подготовительный слой, а затем два – три основных слоя штукатурки, которые начинают обрабатывать с помощью резцов разной формы.Процарапывание и соскабливание тонких слоев осуществляется еще по влажной мягкой штукатурке. Для создания сложных декоративных деталей и рельефных орнаментов на поверхности отделочного слоя, как правило используют специальные шаблоны или трафареты , которые изготавливаются из картона или плотной бумаги.
Такие настенные изображения различных цветов и фактуры представляют собой настоящие произведения декоративного искусства. Работа со штукатуркой сгаффито – весьма трудоемкая и дорогая, однако конечный результат стоит потраченных усилий.
- Разведение кур в домашних условиях
- Содержание коз в домашних условиях
- Выращивание козлят подсосным методом
- Чем обработать древесину внутри дома?
- Отделка (скандинавская архитектура)
- Физические свойства строительных материалов
Источник: chudoogorod.ru